Балет в 3-х действиях Автор: П. Чайковский Постановка: Тимур Балтачеев Длительность: 150 мин. «Лебединое озеро» выходит на экраны в честь 85-летия Рудольфа Нуреева. Билеты были на балет "Лебединое Озеро".
#«Лебединое Озеро»: балет и время
Наконец, спектакль «Лебединое озеро» стал одним из наиболее запоминающихся символов Августовского путча 1991 года, поскольку во время событий постановку этого балета транслировали все телеканалы три дня подряд [2]. Необычайная популярность сделала балет «Лебединое озеро» символом всего академического балетного искусства. В их редакции балет «Лебединое озеро» занял свое достойное место. подробная информация, 12+. Экспериментировать со стилями в академическом театре не решились – «Лебединое озеро» сохранило классический вариант.
Лебединое озеро. П. Чайковский. Спектакль театра "Кремлёвский балет"
(20 февраля) 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 25 марта, 19:00. Балет в 2-х действиях Музыка Петра Чайковского Хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова. Лебединое озеро. Балет в 3 действиях (18+). В их редакции балет «Лебединое озеро» занял свое достойное место. Балет «Лебединое озеро» гениального Петра Ильича Чайковского — не только «самый классичный, и при этом самый загадочный отечественный балет». краткое содержание балета Чайковского по действиям, подробный и доходчивый пересказ доступен для прочтения на нашем сайте.
Балет Лебединое озеро
Балет «Лебединое озеро» стал символом Августовского путча в 1991 году. Премьера новой редакции балета «Лебединое озеро» в Красноярском театре оперы и балета была приурочена к открытию III Международного форума «Балет XXI век», прошедшего с 5 по 9 октября 2014 года. Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского: история создания, сюжет и музыка.
Балет Лебединое озеро
Гельцера Хореограф-постановщик — народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров В спектакле использованы фрагменты хореографии Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского Художник-сценограф — народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации Станислав Бенедиктов Художник по костюмам — Ольга Полянская Балет «Лебединое озеро» гениального Петра Ильича Чайковского — не только «самый классичный, и при этом самый загадочный отечественный балет». На сегодня это самый знаменитый балет в мире, истинный символ русского балета. В основу сюжета положена старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя заклятьем злого колдуна Ротбарта. Постановщик балета Андрей Петров сохранил классическую редакцию балета, созданную великими русскими хореографами Мариусом Петипа, Львом Ивановым, Александром Горским, дополнив и связав воедино некоторые разрозненные фрагменты во имя целостности спектакля, а также заново поставив новую хореографию 4-й картины балета. Образ спектакля раскрывают и выразительные декорации художника-сценографа Станислава Бенедиктова, и костюмы изысканной цветовой гаммы, созданные художницей Ольгой Полянской.
Музыка Петра Чайковского Хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова Самый знаменитый, самый загадочный, бриллиант мировой классической хореографии, визитная карточка и символ русского балета — всё это сказано о «Лебедином озере»! В его основе лежит средневековая легенда. Считается, что Чайковский мог задумать музыку во время поездки по Германии, а именно в романтическом замке баварского короля Людвига II.
Сегодня через балет мы можем видеть мир немецких королей! Сложно поверить, но сам Петр Ильич Чайковский мирового триумфа своего произведения не застал, а премьера, прошедшая в 1877 году в Большом театре, успеха не имела.
Принцесса недовольно хмурится, она готова выплеснуть свое возмущение. Тут ей преподносят букет роз, и строгость смягчается. Принцесса поворачивается и уходит, а веселье разгорается с новой силой. Затем наступает темнота, гости расходятся.
Зигфрид остается в одиночестве, однако ему не хочется идти домой. Высоко в небе пролетает стая лебедей. Принц берет арбалет и отправляется охотиться. Картина вторая Дремучий лес. Среди зарослей раскинулось большое озеро. По водной глади плывут белые лебеди.
Движения их хоть и плавные, но чувствуется какое-то неуловимое беспокойство. Птицы мечутся, словно что-то нарушает их покой. Это заколдованные девушки, только после полуночи они смогут принять человеческий облик. Злой волшебник Ротбарт, хозяин озера, властвует над беззащитными красавицами. И вот на берегу появляется Зигфрид с арбалетом в руках, решивший поохотиться. Он собирается выпустить стрелу в белую лебедь.
Еще мгновение, и стрела насмерть пронзит благородную птицу. Но внезапно лебедь превращается в девушку несказанной красоты и грациозности. Это лебединая королева, Одетта. Зигфрид очарован, он никогда не видел столь прекрасного лица. Принц пытается познакомиться с красавицей, однако она ускользает. После нескольких безуспешных попыток Зигфрид находит Одетту в хороводе подружек и признается ей в любви.
Слова принца трогают сердце девушки, она надеется обрести в нем спасителя от власти Ротбарта. Скоро должен наступить рассвет, и все красавицы с первыми лучами солнца вновь превратятся в птиц. Одетта нежно прощается с Зигфридом, по водной глади медленно уплывают лебеди. Между молодыми людьми остается недосказанность, но они вынуждены расстаться, поскольку злой колдун Ротбарт внимательно следит за происходящим, и он не допустит, чтобы кто-то избежал его колдовства. Все без исключения девушки должны стать птицами и оставаться заколдованными до самой ночи. Зигфриду остается удалиться, чтобы не подвергать белых лебедей опасности.
Акт второй. Картина третья В замке Владетельной принцессы бал. Среди присутствующих много девушек знатного происхождения, одна из них должна стать избранницей Зигфрида. Однако принц никого не удостаивает своим вниманием. В мыслях его Одетта. Между тем мать Зигфрида всячески старается навязать ему одну из своих фавориток, но безуспешно.
Тем не менее, в соответствии с этикетом, принц обязан сделать выбор и подарить избраннице красивый букет цветов.
Продолжается массовый танец под другую, более лиричную музыку. Танец Одетты и Злого гения. Появляется Одетта, сражённая изменой Зигфрида. Лебеди предлагают ей улететь, она хочет в последний раз увидеть Зигфрида. Появляется Злой гений в сопровождении чёрных лебедей. Под тревожную музыку Одетта танцует с Гением. Появляется Зигфрид, раскаивается перед убитой горем Одеттой, та не приближается к нему.
Вмешивается Злой гений, Зигфрид бросает ему вызов. Концовка варьируется от постановки к постановке, обычно несчастливая: погибает или Одетта, или Зигфрид, или оба. В СССР любили счастливую концовку. Счастливая она и в мультфильме «Принцесса-лебедь». Чары злого гения действуют днём, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей. По легенде, слёзы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятие может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем.
В четырёх картинах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Самые первые красавицы танцуют перед ним. Происходит чередование национальных танцев: испанский, неаполитанский, венгерский, польский мазурка — однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его.
Срывая с головы Одетты корону корона спасала Одетту от преследования , Зигфрид бросает вызов Ротбарту, хозяину озера, олицетворяющему в балете образ фатума. Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида. История постановок Сценическая история спектакля складывалась трудно. Премьера прошла 20 февраля 4 марта 1877 года на сцене московского Большого театра в исполнении артистов императорской труппы. Оригинальная хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру.
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (СПб Театр Балета им. П. И. Чайковского)
Именно Иванов придумал невероятные «танцы рук», которыми я так восхищаюсь. Для меня самым долгожданным моментом было перевоплощение балерины из трогательного и светлого образа Одетты в надменный и тёмный образ Одиллии. Непомнящая искусно справилась с этой задачей. Её Одиллия властная, сильная и невероятно красивая противостоит романтичной и искренней Одетте. Зигфрид в исполнении Ивана Негробова красив и романтичен, истинный принц.
Юлия Непомнящая и Иван Негробов танцевали с огромным успехом.
А перед зданием театра в аргентинском городе Кордобе в эти самые мгновения бушевала манифестация в защиту свободы и демократии в СССР. И когда спектакль закончился, вся площадь была усыпана листовками. Я подняла одну — на память, знаю, что так сделали многие. Поворотный момент в жизни Родины артисты Большого театра достойно пережили за границей. Учитывая создавшуюся ситуацию, наиболее оборотистые импресарио еще более настойчиво стали предлагать танцовщикам выгодные контракты. Но, к чести последних, никто не польстился на "райскую жизнь" в трудное для нашей страны время.
Потому по завершении гастролей все 147 участников турне во главе с художественным руководителем Юрием Григоровичем возвратились домой. Во-первых, это спектакль в четырех картинах, двух актах. Он довольно-таки длительный. Мы безмолвствуем, мы в спектакле ничего не говорим. Есть время для каких-то раздумий, для каких-то решений. Вся страна погрузилась в какое-то замешательство". По словам балерины, "произошло трагическое, но и просветительское событие".
В том, что люди, которые никогда не были в Большом театре и никогда не видели "Лебединое озеро", они хотя бы посмотрели хороший спектакль, гениальный спектакль Чайковского и Григоровича в хорошем исполнении", — сказала артистка. Она подтвердила, что и сама участвовала в том спектакле. А вот главные исполнители были великолепные. Замечательный был спектакль, сильный, серьезный, гениальный — я бы так сказала. У Григоровича же вообще нет плохих спектаклей", — заявила Былова. Недоумение Бессмертновой Время проходит. Но как это ни печально, в сознании людей "Лебединое озеро" по-прежнему ассоциируется с трагической страницей отечественной истории.
По этому поводу еще 20 лет назад недоумевала Наталия Бессмертнова. Спустя 10 лет после известных событий балерина так вспоминала о них и отвечала на вопрос к ней: "Вы, наверное, не следите за проявлением политических амбиций: исполнилось 10 лет ГКЧП, и опять по телевидению и в печати полоскали "Лебединое озеро" как символ тоталитарной власти и показывали отрывки из спектакля с вашим участием". Господи, ну что за малоумие!
Впоследствии эту постановку кардинально переработал Мариус Петипа и Риккардо Дриго. В их редакции балет «Лебединое озеро» занял свое достойное место. Позднее с Мариусом Петипа сотрудничал Лев Иванов, который поставил второй и четвертый акты. С их подачи балет приобрел свои фирменные «лебединые» картины. Гениальная музыка П. Чайковского провоцировала хореографов на поиск новых нюансов в передаче романтической истории, повествующей о принце Зигфриде и его несостоявшейся идеальной любви. Принц мечтает о чистой любви, и под властью непреодолимой силы попадает на берег фантастического озера.
Мать спрашивает его, какая девушка понравилась ему; он отвечает, что ни одна. Владетельная принцесса в гневе. Зигфрида охватывает тревожное предчувствие, словно сбываются страшные предсказания Одетты. Ему кажется, что зал наполняют черные и белые лебеди. Среди них он видит Одетту. Внезапно лебеди исчезают. Перед принцем стоит девушка-лебедь, и ему кажется, что она очень похожа на Одетту. Это Одиллия. Очарованный принц целует ей руку и объявляет, что он выбрал невесту.
Владетельная принцесса передает принцу кольцо для обручения. Зигфрид надевает кольцо на палец Одиллии. Бал продолжается. Владетельная принцесса собирается благословить Зигфрида и Одиллию. Принц видит, как у стен замка бьется белый лебедь, и он понимает, что совершил роковую ошибку. Зигфрид выбегает из зала. Зал превращается в лесное озеро. По озеру плывут черные лебеди. Сцена 4 Одетта в отчаянии.
Черные лебеди окружают ее. Вбегает Зигфрид. Он бросается к Одетте, моля о прощении. Но она говорит, что никогда не сможет быть с ним. Теперь она полностью во власти злой колдуньи. Одетта прощается с принцем. Над ними кружит сова. Озеро заполняют белые и черные лебеди. Сова превращается во Владетельную принцессу.
Зигфрид в изумлении и ужасе отшатывается от нее. На озере начинается буря. Одетта, подчиняясь воле колдуньи, бежит навстречу бушующему озеру и гибнет в его волнах. Владетельная принцесса требует от сына покорности, но он бросается за Одеттой и тонет в озере. Гнев и горечь душит Владетельную принцессу. Буря утихает. В лунном свете на озере появляются белые лебеди. И в каждый из этих вечеров зрители увидят дебютные выходы. В октябре они встанут за пульт нескольких спектаклей.
На сцене театра им. Джалиля казанцы впервые увидели в партии Конрада в балете «Корсар» 23-летнего Марчелло Пелиццони, которого критики называют восходящей звездой. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко 25 апреля состоялось торжественное вручение призов «Душа танца» и гала-концерт. В этом году в категории «Звезда балета» лауреатом стал ведущий солист Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского Георгий Болсуновский. В этом году артист был удостоен высокого признания: за исполнение партии художника Сальватора Розы в балете Ц. Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» он номинирован на «Золотую Маску». В категории «Звезда балета» в этом престижном перечне есть имя Георгия Болсуновского, ведущего солиста балетной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. Хворостовского представит спектакль «Лебединое озеро» на музыку Петра Чайковского.
Для целого ряда артистов театра эти показы будут знаковыми. Хворостовского предложит своим зрителям весь спектр возможностей музыкального театра: балеты, оперы, детские спектакли и концерты. Хворостовского Сергей Бобров оставит свой пост. Причина добровольной отставки, по его словам, — желание заняться собственными проектами. Сергей Бобров 20 лет проработал в Красноярске, 16 из них — в статусе художественного руководителя театра. Хворостовского три года. Зрители вновь смогут увидеть этот новаторский спектакль 30 сентября, 1 и 2 октября в новом 45-м творческом сезоне. Хворостовского с наступлением осени завершают работу в летнем режиме. Хворостовского принимает у себя в гостях высококлассного профессионала, опытного и внимательного педагога— заслуженную артистку России, ведущую солистку Большого театра, доцента кафедры хореографии ГИТИСа Елену Андриенко.
Хворостовского — самая ожидаемая балетная премьера этого сезона. Это "Катарина, или Дочь разбойника" Цезаря Пуни. Произведение, утраченное для российского зрителя более 100 лет назад и возрождающееся на сибирской земле в XXI веке. Хворостовского представил оперу Александра Бородина "Богатыри". Театр вошел в число получателей федерального государственного гранта в 2017 году для реализации творческих проектов и возмещения расходов, связанных с их проведением. Елена Свинко станцует Одиллию, а Дмитрий Дьячков впервые выйдет на красноярскую сцену в партии принца Зигфрида.
БАЛЕТ ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Некогда революционное «Лебединое озеро» Бурмейстера — редчайшая попытка внедрить хореодраму в традиционный классический балет — сегодня выглядит таким же беспросветно академичным, как и прочие «Лебединые». Балет «Лебединое озеро» гениального Петра Ильича Чайковского — не только «самый классичный, и при этом самый загадочный отечественный балет». (20 февраля) 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского: история создания, сюжет и музыка. Балет «Лебединое озеро»-самый лиричный из балетов Чайковского. В основу сюжета положен один из многочисленных вариантов народного сказания о девушке, превращённой злой силой в птицу.
НОВЫЙ СЮЖЕТ ПЕТИПА И ИВАНОВА
- 💎 БАЛЕТ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» |
- Билеты на Лебединое Озеро
- Лебединое озеро
- «Лебединое озеро» 6+
- Билеты на Лебединое Озеро
- Содержание
Балет Лебединое озеро
Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского: история создания, сюжет и музыка. Анна Собещанская в балете «Лебединое озеро», 1877 год. Балет «Лебединое озеро» стал одним из самых исполняемых в мире балетов, создано множество его редакций. Анна Собещанская в балете «Лебединое озеро», 1877 год.
Лебединое озеро: от провала к мировой славе
Нехлюдова Балет "Лебединое озеро" - одно из самых ярких явлений в музыкальной культуре, мировой символ русского балета. Шедевр, созданный великим композитором в конце XIX века, в веке ХХI продолжает триумфальное шествие по всему миру, как и прежде, покоряет всех своей лирической красотой, торжеством идей добра и гуманизма. В основу сюжета положена старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятьем злого колдуна Ротбарта.
Только на сцене Большого театра балет «Лебединое озеро» был поставлен более 1000 раз. На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, которые имеют полностью одинаковые театральные партитуры. В каждой постановке, зритель найдет для себя что-то новое. Спектакль от московской труппы «Классического Национального Русского балета» не станет исключением. Великая музыка и хореография в исполнении московских артистов снова заставит ваши сердца трепетать!
Появившаяся над парком стая лебедей манит Зигфрида за собой, и он попадает на затерянное озеро. Сцена вторая — затерянное озеро 1.
По озеру плывёт стая лебедей, впереди — лебедь, увенчанный короной. Музыка становится более драматичной. Неудавшаяся охота. Появляется Зигфрид. Злой гений танцует как альтер эго Зигфрида. Зигфрид целится, но не стреляет: лебеди скрываются, и остаётся девушка-лебедь Одетта. Выход Одетты с подругами. Снова вереница лебедей, впереди Одетта. Танец трёх лебедей.
Не так известен, как танец маленьких лебедей. Многие постановки ставят эти танцы рядом, в контраст. Соло Одетты moderato assai. Массовый вальс лебедей. Танец маленьких лебедей. Сцена, где четыре девушки-лебедя танцуют, взявшись за руки «через одну», для многих зрителей является символом балета как искусства. Популярность «Танца маленьких лебедей» послужила основой многих пародий и мемов. Белое адажио. У Зигфрида и девушки-лебедя появляются взаимные чувства друг к другу, и они исполняют длинный парный танец на фоне кордебалета из лебедей.
Одетта рассказывает свою историю: она заколдована Злым гением, днём она лебедь, а ночью — девушка, и только верная любовь может её расколдовать. Общий танец allegro. Повторение вальса на другой лад, в более быстром темпе. Кода allegro vivace. Массовый танец лебедей. Парный танец Зигфрида и Одетты. Зигфрид обещает спасти девушку. Та напоминает: завтра бал, и Злой гений сделает всё, чтобы спасение не состоялось, и тогда Одетта и подруги навеки останутся в его власти. Сцена третья — зал в замке 1.
Петербургская постановка 1895 года имела трагический финал: герои кончали жизнь самоубийством. И это было не совсем логично, потому что Ротбарт в финале не появлялся, озеро из берегов не выходило, а значит и причин для этого поступка не было. Но Чайковский придал финалу черты роковой и фатальной неизбежности.
Pas de deux Одиллии и Зигфрида — одно из лучших решений Петипа. Он ввёл на сцену Одиллию и Ротбарта сразу после благопристойного и скучного вальса невест, внеся смуту. Одиллия появляется на сцене в образе королевы, вершительницы судеб.
В отличие от Одетты, чьи движения показывают замкнутость и уход во внутренний мир, движения Одиллии широкие и властные, она завоёвывает зал раскрепощённой женственностью и коварством. Майя Плисецкаяя в роли Одетты и Одиллии. Движения рук Одетты защищают внутренний мир героини.
Движения рук Одиллии властные и направлены во внешний мир. Он стал не просто годом возрождения, но годом появления именно того «Лебединого озера», которое мы знаем сегодня. В 1901 году балет вернулся на московскую сцену в редакции Александра Горского.
Сначала он практически полностью повторял версию Петипа-Иванова. Однако в 1920 году хореограф предпринял попытку создать оригинальную сценическую версию балета, усилив драматическое и социальное начала, заострив конфликт мечты и быта. Он также значительно изменил трактовку сюжета и танцевальную пластику.
Эта постановка оказалась не по душе ни зрителям, ни артистам, поэтому в 1922 он вернул свою изначальную версию. Тем не менее, этот его эксперимент стал основой для последующих редакций Вагановой и Григоровича. Одной из главных ошибок Горского стало игнорирование музыки, которую он воспринимал лишь как приложение к балету.
Но Горскому удалось структурно перестроить первый акт так, что он смотрелся куда более органично, чем у Петипа. Много внимания он уделил воссозданию исторической эпохи, создав не волшебную сказочную страну, а мир средневековой легенды, в котором присутствовали шут, танец масок и факельное шествие. Позднее бал в средневековом духе появится в постановке Вагановой, Лопухов усилит рыцарские черты в образе Ротбарта, а Григорович и вовсе повернётся в сторону средневековой легенды.
Наиболее интересные интерпретации «Лебединого озера» в 20 веке можно условно разделить на те, которые следовали драматургической и идейной концепции 1895 года Лопухов, Сергеев, Бельский , и те, которые с ней порывали Ваганова, Бурмейстер, Григорович. Фото Евгения Рагузина. Зигфрид стал графом и «мелкобуржуазным» мечтателем.
Ротбарт оказывается не волшебником, а обедневшим помещиком, который надеется поправить материальное положение выгодным замужеством дочери Одиллии. Сценическую концепцию устанавливал не столько хореограф, сколько сценарист, искавший вдохновение и пересечение отображения миров в литературной классике, а именно у Гофмана. Сохранив классические композиции Петипа-Иванова, Вагановский спектакль, по сути, продолжал редакцию Горского: в разделении ролей Одетты и Одиллии, в таинственной игре масок.
Первый акт балета у Вагановой приобрёл логичность и ясность, он был поставлен совершенно иначе, чем у Петипа. Только пострадала музыка Чайковского, с которой обходились достаточно вольно: так музыкальное вступление вообще было заменено на увертюру из оперы «Воевода». Зигфрид в её постановке впервые занял своё центральное место в действии, хотя и не имел своей развёрнутой музыкальной и танцевальной характеристик.
Он представал лирическим героем, с томиком стихов в руках и в студенческом берете. Не существовало озера вне героя; Одетта потеряла имя, оставшись просто Лебедем — символическим образом мечты героя, принимавшим земной облик лишь в представлении графа. Образ рока и зловещей судьбы воплотился в грозе, обрушившейся на Зигфрида в осеннем парке как предчувствие надвигающейся беды.
Мёртвый лебедь внушал графу ощущение тревоги. Этот эпизод предвещает финал балета, в котором Ротбарт, отправившийся на охоту после сорванной помолвки дочери, подстреливает Лебедя. Все фантастические сцены имели логическое обоснование, а Лебедь стала видением Зигфрида, старавшегося убежать от реальности.
В последнем акте выход Одетты — это стремительный бег-танец, агония смертельно раненого Лебедя. Этого не было в редакции 1895 года, но здесь требовалась динамика, которая бы передавала лихорадочно-мучительное состояние умирающей птицы, на костюме которой даже были капли крови. В последующих постановках выдвигание Зигфрида на первый план было поддержано и Лопуховым, и Бурмейстером.
У Григоровича танец героя организует действие и связывает отдельные эпизоды. Изначально перед ним стояла задача лишь немного освежить тот спектакль, который уже шёл на сцене Большого театра. В планах у хореографа было сохранение pas de deux Одиллии и Зигфрида и Ивановской «лебединой» картины, но, как и перед Вагановой, стояла проблема соотнести это с новыми замыслами.
Григорович искал выход в музыке Чайковского, опираясь на неё он искал пути к новой хореографии и сценической драматургии. Он уходит от конфликта «быт-мечта».
БАЛЕТ ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Танец лебедей. Лебеди ждут свою подругу Одетту, недоумевая, куда она запропастилась. Лебеди учат лебедят танцевать. Продолжается массовый танец под другую, более лиричную музыку. Танец Одетты и Злого гения. Появляется Одетта, сражённая изменой Зигфрида.
Лебеди предлагают ей улететь, она хочет в последний раз увидеть Зигфрида. Появляется Злой гений в сопровождении чёрных лебедей. Под тревожную музыку Одетта танцует с Гением. Появляется Зигфрид, раскаивается перед убитой горем Одеттой, та не приближается к нему. Вмешивается Злой гений, Зигфрид бросает ему вызов.
Концовка варьируется от постановки к постановке, обычно несчастливая: погибает или Одетта, или Зигфрид, или оба. В СССР любили счастливую концовку. Счастливая она и в мультфильме «Принцесса-лебедь». Чары злого гения действуют днём, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей.
По легенде, слёзы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятие может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. В четырёх картинах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове.
Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Самые первые красавицы танцуют перед ним. Происходит чередование национальных танцев: испанский, неаполитанский, венгерский, польский мазурка — однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его.
Срывая с головы Одетты корону корона спасала Одетту от преследования , Зигфрид бросает вызов Ротбарту, хозяину озера, олицетворяющему в балете образ фатума. Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.
И хотя в основе сюжета сохранилась старинная немецкая легенда, эта постановка уникальна последними достижениями анимации и графики.
Спектакль начинается с увертюры, которая повествует о том, как чёрный колдун обращает девушек в лебедей посредством объемных 3D-эффектов. На протяжении спектакля зрители попадают в разные части замка и переносятся в атмосферу глубокой старины, следуя по всем его лестницам и залам. Яркие анимационные трансформации захватывают внимание и создают эффект присутствия и полного погружения в мир балета.
Это великое произведение, широко известное и любимое публикой разных стран, символизирующее балетное искусство в целом, стало достоянием золотого фонда мировой культуры. Балет «Лебединое озеро» — это история о вечной и прекрасной любви, предательстве, добре и зле. В основе сюжета лежит старинная немецкая легенда о прекрасной девушке Одетте, превращённой в белого лебедя.
Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова. Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрел славу великого художника.
До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение. Шут развлекает гостей забавными выходками. Появляется мать Зигфрида - владетельная королева. Предупрежденные о ее приходе, участники торжества пытаются скрыть следы недавней пирушки. Королева снисходительна к веселящимся. Она преподносит сыну подарок - арбалет. Гости удаляются. Зигфрид остается один. Высоко в небе летит стая белых лебедей.
Принц очарован ими. Взяв арбалет, он устремляется за ними. Картина вторая Озеро, окруженное деревьями. По водной глади плавно скользят горделивые птицы. Выйдя на берег, они превращаются в прекрасных девушек. Это злой волшебник Ротбарт заколдовал их, лишил человеческого обличья.