12 апреля 1961 года навсегда останется одним из ярчайших дней в истории человечества. 12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики – праздник, когда российские и зарубежные СМИ спешат рассказать о первом полете человека в космос. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
12 апреля 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. 12 апреля 1961 года произошло событие мирового масштаба – в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток», которая впервые в истории доставила в космос корабль-2. спутник «Восток» с человеком на борту поднялся в космос и, совершив полет вокруг земного шара, благополучно вернулся на священную землю нашей Родины- страны Советов. 12 апреля 2024 года в России отмечается День космонавтики, приуроченный к первому полету в космос Юрия Гагарина. 12 апреля 1961 года впервые в мире советский космический корабль «Восток» с человеком на борту, совершил полет вокруг земного шара и благополучно вернулся на СВЯЩЕННУЮ ЗЕМЛЮ НАШЕЙ РОДИНЫ.
Реклама в газете и на сайте
12 апреля 1961 года случилось по тем временам чудо: простой советский человек, старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле под названием «Восток» впервые совершил вылет в околоземное пространство. Новости 12.04.2024. Мы собрали 7 воспоминаний свидетелей событий 12 апреля 1961 года. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем. 12 апреля 1961 года первый человек с планеты Земля, гражданин Советского Союза старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин, на космическом корабле «Восток-1» («Восток») стартовал с космодрома «Байконур», вышел в космическое пространство и совершил поле. Цифра “12 апреля” – дата предлагаемого старта Алана Шерпарда – дамокловым мечом висел над Байконуром.
12 апреля — День космонавтики. История праздника, интересные факты
Первый орбитальный полет вокруг Земли выполнил советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» — это историческое событие произошло 12 апреля 1961 года. С того самого дня, 12 апреля 1961 года, имя Гагарина стало синонимом невероятного героизма и мужества. А 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полет вокруг Земли, что открыло новую главу в освоении человечеством космического пространства. И вот 12 апреля 1961 года в 9 час. 07 мин. по московскому времени с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя «Восток». 12 апреля 1961 года навсегда останется одним из ярчайших дней в истории человечества. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в космосе.
Первый полет в космос. Хронология событий случившихся ровно 55 лет назад
Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.
Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП. При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска.
Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!
Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полёте.
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза. Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею». Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством.
Традиции праздника В честь праздника в регионах проводятся многочисленные мероприятия, показы фильмов, образовательные программы. В этот день принято чествовать ученых, инженеров, конструкторов, летчиков-космонавтов и всех тех, кто имеет отношение к космической отрасли. В некоторых странах проводится акция под названием «Юрьева ночь», названная так в честь Юрия Гагарина, призванная рассказать и показать как можно больше об исследовании космоса и подтолкнуть молодые поколения на новые открытия. Дети же в День космонавтики запускают в небо модели ракет, сделанные своими руками, посещают планетарии, где узнают о строении солнечной системы, и примеряют на себя скафандр. Несмотря на то, что с каждым годом первый полет человека в космос все дальше от нас, важно помнить, какая огромная работа была проделана, чтобы это совершилось. И сегодня в космической отрасли трудятся сотни тысяч людей, сделав полеты в космос реальностью. Продолжить далее Как стать космонавтом Многие из нас мечтали в детстве стать космонавтами. Кто-то потом забывал свою страсть, а кто-то до сих пор надеется бороздить просторы вселенной. Сегодня требования к космонавтам стали немного проще, чем те, что были к первооткрывателям.
Тогда будущий космонавт должен был быть опытным военным летчиком, состоять в партии, иметь рост не выше 170 см и быть не старше 30 лет, иметь отменное здоровье и физическую подготовку, равную мастеру спорта.
Это, конечно, не самый медленный метод, но с интернетом он уж точно не сравнится. Ситуацию частично спас президент США Джон Кеннеди, довольно быстро выступивший с обращением, в котором озвучил свое отношение к полету Гагарина. Он, разумеется, поздравил СССР, но также заявил, что его крайне угнетает отставание американской космонавтики от советской. И можно предположить, что нас будут ждать и некоторые другие неприятные новости, прежде чем ситуация улучшится", - сказал Кеннеди. Фрагменты из речи президента США воспроизвели многие мировые средства массовой информации. В новостях , переданных BBC, также всплыла цитата из Кеннеди. В целом же тон, выбранный британской вещательной корпорацией, был довольно сдержанным.
Полет в цифрах: продолжительность - 108 минут, скорость по версии BBC - 27 тысяч километров в час. Место приземления не уточняется. Лаконично сообщалось лишь о том, что Хрущев поздравил Гагарина. Обложка "Life" от 21 апреля 1961 года Lenta. Например, Гагарин и Хрущев появились на обложке журнала "Life" от 21 апреля 1961 года. В самом же номере можно было найти большой текст "о космосе". Материал, впрочем, получился довольно предсказуемым: ликование Москвы, ответ Вашингтона, размышления о космическом будущем США. На обложке номера еженедельного журнала Time от того же 21 апреля 1961 года также был размещен портрет Гагарина.
Первый человек в космосе был изображен в шлеме на котором демонстративно отсутствовала надпись "СССР". Из-за плеча Юрия Алексеевича вылетали реактивные серп и молот.
Время первых: ещё одна космическая победа СССР
- Главный голос эпохи
- Содержание
- Впервые человек совершил полет в космос
- Как начиналась космическая гонка СССР и США
- День в истории: 12 апреля
- Дорога в космос
Первый полет человека в космос. Как это было?
Другие события этого дня[ править править код ] Ровно через двадцать лет после первого полёта человека в космос, 12 апреля 1981 года стартовал первый пилотируемый полёт по американской программе « Спейс Шаттл ». В честь обоих этих событий во многих городах мира с 2001 года проводится вечеринка-мероприятие « Юрьева ночь ». Организатором является Консультативный совет космического поколения, неправительственная организация, объединяющая участников из более чем 60 стран мира.
Если до этого общепринятым было мнение, что СССР сильно отстаёт от «свободного мира» по научно-техническому развитию, то после орбитального сюрприза с «бип-бип-бип» надолго укрепилось обратное мнение, что от чёртовых комми можно ожидать вообще чего угодно. Сегодня они вышли в космос, в то время как в прочих странах об этом только в фантастических рассказах писали, а завтра могут столь же внезапно предъявить миру машину времени, телепортатор или каких-нибудь воскрешённых сибирских мамонтов. Так что когда в ГДР, например, в 1958 году опубликовали статью о том, что в космосе побывало уже пять советских граждан, многие всерьёз в это поверили, хотя материал был откровенно шуточный и опубликован был первого апреля.
Впрочем, всерьёз история с «нулевыми космонавтами» началась 13 декабря 1959 года. Итальянское новостное агентство Continentale выпустило сенсационный материал, в котором со ссылкой на неназванного «пражского журналиста, имеющего связи в руководстве коммунистической партии Чехословакии» сообщило, будто Советский Союз отправил с ракетного полигона Капустин Яр несколько пилотируемых космических экспедиций, и все они завершились трагически. Иван Качур справа перед испытанием на центрифуге Назывались имена четырёх космонавтов. Трое из них якобы пытались совершить суборбитальный полёт на баллистических ракетах, оснащённых кабинами и средствами мягкой посадки. Александр Ледовский, запущенный в ноябре 1957 года, сумел подняться на высоту 186 миль над уровнем моря, но потом связь с ним была потеряна. В феврале 1958 года его судьбу повторил Серентий Шиборин.
Странное имя «переводят» на русский в разных источниках по-разному, где-то как «Терентий», где-то как «Сергей». Третьим стал Андрей Митков, стартовавший в январе 1959-го, указано, что его ракета взорвалась спустя двадцать минут после отрыва от площадки. С четвёртым полётом, произошедшим в июне 1959-го, всё было необычно. Во-первых, летала женщина, Мирия Громова в более поздних вариациях — Мария , во-вторых, пилотировала она орбитальный самолёт вертикального взлёта. Некоторые исследователи пытаются проводить параллели с реальными запусками — с Капустина Яра тогда запускались ракеты с собаками на борту. Ледовский «летал» одновременно со «Спутником-2», поднявшим на орбиту Лайку, Шиборин совпадает по дате с запуском собак Пальма и Пушок.
Откуда взяты имена, не очень понятно — «прототипом» Александра Ледовского, возможно, стал дипломат Андрей Ледовский, работавший тогда советником посольства в США. В позднейших перепечатках его иногда именовали Лодовским или Ледовских. Впрочем, скорее всего, все даты и имена просто высосаны итальянскими журналистами из пальца. Самое правдоподобное — сама концепция суборбитального полёта на переделанной баллистической ракете, но это как раз неудивительно, такая концепция была логична и реально разрабатывалась не только в СССР, но и в США проект Mercury , а до этого — в Германии. Собственно, Р-7, доставившая на орбиту Спутник и Гагарина, тоже в девичестве ядерная баллистическая ракета. Вот только советские конструкторы от идеи суборбитального полёта почти сразу отказались, решив, что куда большее научное и пропагандистское значение будет иметь не короткий «подскок» за пределы атмосферы, а полноценный вывод аппарата на околоземную орбиту, пусть даже это будет простая капсула с передатчиком, а не обитаемый корабль.
Суборбитальную ракету ВР-190 «Высотная ракета, потолок — 190 км» разрабатывали специалисты НИИ ракетной техники осенью 1945 года. Но проект не был доведён до завершения по упомянутой выше причине, к тому же он сильно отличался от описанного итальянцами. Экипаж состоял из двух человек, а высота полёта никоим образом не дотягивала до 186 миль. По изначальной задумке это было, как видно из названия, 190 километров в полтора-два раза меньше, в зависимости от того, какие именно мили журналисты имели в виду. В дальнейшем, исправив ошибки в расчётах, конструкторы и вовсе «урезали осетра» до 100-150 км. Про космический СВВП Мирии Громовой и вовсе можно лишь промолчать, для 1959 года это был совершенно недостижимый хайтек.
Пристального рассмотрения материал итальянцев не выдерживал даже на момент публикации. Но ему повезло, немецкий учёный Герман Оберт, крупный авторитет в области ракетостроения, обронил в одном из интервью, что во время работы с командой Вернера фон Брауна слышал, будто СССР в 1958 году произвёл пилотируемый суборбитальный запуск с Капустина Яра, закончившийся катастрофой. Оберт подчёркивал, что знает об этом исключительно с чужих слов и никакой достоверной информацией не располагает. Но эти «незначительные мелочи» мгновенно отвалились при перепечатке, и оказалось, что один из ведущих специалистов отрасли «подтвердил» байки агентства Continentale. В 1960 году возникла новая легенда, на сей раз основанная на реальном пуске. Это был беспилотный прототип того самого «Востока», на котором в следующем году полетит первый космонавт, и публика с радостью додумала детали этого полёта.
Юра в космосе! У меня голова пошла кругом - смотрю на соседку и никак не могу вспомнить ее имени, метнулась к приемнику и не могу вспомнить, как его включают. А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи. Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков". Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины.
Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней. Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила. Я не могла разговаривать. Голос диктора сообщил: - Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо. Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось.
Рука не слушается. Карандаш падает на стол. А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился. Мама плачет. И что за напасть?
Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета?
Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы.
Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения.
Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной.
Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным.
О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио. Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет?
Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров. Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи. Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся... Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы?
Сдачу с десяти рублей возьмите!.. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру. Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон". Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли. На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла.
При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей. Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился. Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им. Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка.
Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли. В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше.
В двести раз выросли советские крылья! Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним.
Храбрость и профессионализм великого космонавта мы запомним навсегда, как и труд всех людей, работавших на благо осуществления этой давней мечты человечества — покорения космоса. В честь первого полёта человека в космос сегодня мы отдаем дань уважения ко всем, благодаря чьим усилиям это великое событие смогло состояться.
Содержание
- 12 апреля 1961 года: Что осталось ЗА КАДРОМ. + Бонус Космические открытия! (С Днем космонавтики)
- Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
- Деноминация в Советском Союзе
- ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
- Человек с голливудской улыбкой, или как в Москве встречали Юрия Гагарина
- Как освещался полёт Гагарина в зарубежных и советских газетах и журналах (СМИ)
12 апреля 1961 года - выдающееся достижение Советского Союза
Хотя советские разработчики ракетной техники в 1945 году находились в положении догоняющих. Но как за счет первых пятилеток СССР сумел пробежать полувековое отставание от развитых стран за десять лет, так и в космической гонке примерно за такой же срок советские инженеры и ученые смогли догнать, а затем и обогнать немецко-американскую команду во главе с нацистом фон Брауном. Более того, в начале шестидесятых Королев вовсю думал не о высадке на Луне, а разрабатывал марсианскую программу. Создание тяжелой ракетной системы было поручено ОКБ-1 С. Американцы ещё даже не приступили к реализации лунной программы, а в СССР в 1960 году уже вовсю рассматривалось освоение дальнего космоса. Да и в лунной гонке СССР однозначно опередил бы американцев, если бы не самодурство и недальновидность тогдашнего генсека Н.
Хрущева, который распылил ресурсы между тремя конкурирующими друг с другом конструкторскими бюро — С. Королева, М. Янгеля и В. Американцы вряд ли обогнали бы СССР в лунной гонке, не окажи им услугу Хрущев, который затянул принятие решения по лунной программе до 1964 года, не только подарив американцам три года, но и сделав ставку на Янгеля и Челомея, которые не смогли в требуемые сроки сделать свои ракеты, а королевская Н1, переделанная под лунную программу, вышла на испытания только в 1969 году. Марсианский проект, над которым трудились С.
Королев и М. Тихонравов, предусматривал выведение на орбиту грузов массой 75-80 тонн, из которых на орбите был бы собран межпланетный корабль. Глушко ничего и слышать не хотел ни о ракете Н1, ни о марсианских проектах. Тем более, что в 1976 году начались работы над сверхтяжелой ракетой-носителем «Энергия», которая стала лебединой песней выдающихся советских космических программ. После 1991 года приоритеты страны кардинально поменялись, в комическую отрасль неумолимо начали просачиваться «эффективные менеджеры», в девяностые и последующие годы наука и промышленность пережили разгром и «оптимизацию», в результате чего сейчас по Марсу колесят американские марсоходы, один из них с беспилотным вертолетом на борту, лидером по количеству космических запусков стал Китай, своя лунная программа и луноход имеется у Индии, а отечественная космонавтика если чем и прославилась, так это возбуждениями десятков уголовных дел по факту чудовищных хищений бюджетных средств при строительстве космодрома «Восточный».
Если полвека назад, в 1970 году, СССР осуществил 88 космических запусков, то в 2020 году РФ отправила в космос всего 15 ракет. Для сравнения: США осуществили 37 запусков, а Китай — 39. Так, в 2019 году в космос было выведено 574 новых спутника различного назначения, из них американских — 389. Сколько бы ненавистники всего советского ни смеялись над космическими достижениями СССР, но цифры и факты вещь упрямая.
По проекту архитектора Штрома в 1866 году было построено здание на набережной Фонтанки, рассчитанное на 400 мест. В последующие годы на территории больницы было построено еще несколько деревянных бараков для больных, а в 1893 году перед главным фасадом установлен бронзовый бюст Александра II. В Александровской больнице зарождались многие методики в лечении и диагностике, широко использовались новейшие для того времени методы лечения. Так, больнице впервые в стране был установлен рентгенологический аппарат. Господствующей идеологией в этой Конституции оставался научный коммунизм, а задачей государства — построение бесклассового общества. Политическая система оставалась однопартийной, а руководящая роль отводилась Коммунистической Партии Советского Союза. В экономической сфере признавалась только государственная форма собственности и плановое ведение хозяйства.
За два дня до старта сообщили Юрию. Реакция сдержанная, но понятно было, что Юрий счастлив. А Герман? Во всём поддерживал товарища, забыв о досаде. Юрий моментально поднялся. Встал и Герман. Позавтракали по-космически — из туб. До старта — 3 часа. Гагарин вышел из автобуса. Каждый хотел на прощание его обнять. Андриян Николаев ещё один кандидат в космонавты , забыв впопыхах, что Гагарин уже в шлеме, хотел поцеловать его и стукнулся любом о козырёк гермошлема. Подошёл Королёв. Выглядел усталым — в минувшую ночь не сомкнул глаз. До старта — 1 час. Гагарин выходит на связь, он уже внутри корабля. В этот момент монтажники устраняли неисправность, возникшую при закрытии люка корабля… Всё уже в порядке. Прошу понять и простить если ошибся с фотографиями ракеты. Я не нашёл нормальные. Да может плохо искал. Я не исключаю. После взлёта, зафиксировав отделение первой ступени, Гагарин должен был об этом доложить. Но эфир молчал. Что случилось?
Все участники этого подвига прилагали неимоверные усилия для того, чтобы так и было, однако никакой абсолютной уверенности в благополучном исходе — не было. Поэтому невероятное напряжение, царившее в центре управления, длилось все 108 минут этого эпохального полета. Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоял из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами. В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому была предусмотрена специальная система термозащиты корпуса, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла.
Первые секунды полета и приземление: каким был день 12 апреля 1961 года
Все равно не пригодится, писать же нечем», — о каждом своем действии Гагарин доложил на заседании Государственной комиссии 13 апреля. В конце полета не произошло штатного разделения отсеков, и 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался с высокой скоростью. Перенести такое мог бы далеко не каждый человек. В личной характеристике Гагарина отмечалась его способность быстро ориентироваться в новой обстановке и владеть собой в различных неожиданных ситуациях. Так и во время непредвиденной ситуации на борту корабля «Восток-1» он сумел сохранить хладнокровие и решил «шум не поднимать», лишь сообщил на Землю, что разделения не произошло. Получился «кардибалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза.
Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит», — рассказывал космонавт. Когда «Восток» вошел в более плотные слои атмосферы, спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Впереди было то, чего не ожидал даже Гагарин, — после входа в атмосферу загорелась обшивка капсулы, и струйки расплавленного металла потекли по стеклам иллюминаторов. Существует легенда, что в этот момент космонавт прокричал: «Я горю! Прощайте, товарищи». Место приземления не совпало с тем, на которое рассчитывали, — не в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области возле деревни Смеловка неподалеку от города Энгельс. Причем Гагарин мог угодить прямо в ледяную воду Волги, но помогла хорошая подготовка летчика — управляя стропами, он ушел в сторону.
В 10:53 10:55 , выполнив один оборот вокруг Земли, корабль завершил полет. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда».
Уже в 1963 году президент США был убит. Катастрофа "Боинга" в Бельгии Богатым оказался и трагическими событиями 1961 год. Он совершал рейс из Нью-Йорка и рухнул при попытке сесть в аэропорту бельгийской столицы. На всем протяжении полета над Атлантическим океаном ничего не предвещало беды. Проблемы начались, только когда "Боингу" пришлось отменить свой подход к брюссельскому аэропорту из-за того, что небольшой самолет перед ним не успел покинуть взлетно-посадочную полосу. Лайнер отправился на второй круг, чтобы зайти на другую полосу. Достигнув высоты примерно в 460 метров, он накренился практически вертикально, потерял скорость и начал стремительно снижаться, фактически падать. В результате самолет рухнул в районе болот в двух милях от аэропорта. При падении он полностью разрушился. Обломки лайнера практически сразу загорелись. Все 72 человека, находившихся на борту, погибли. По основной версии, это произошло мгновенно, начавшийся пожар не сыграл никакой роли. На борту находилась сборная США по фигурному катанию, которая направлялась на чемпионат мира, проходивший в столице Чехословакии Праге. Из-за гибели спортсменов соревнования были целиком отменены. Куреневская трагедия Хватало трагических событий на Руси в 1961 году. Решение о создании свалки строительных отходов в Бабьем Яру было принято еще в 1952 году. В Бабий Яр сливали производственные отходы более десяти лет, разрешение на это имели два кирпичных завода, расположенных поблизости. Разрушение дамбы началось в 6. Вниз понесся грязевой вал высотой около 14 метров. Он был такой силы, что сносил на своем пути автомобили, здания, трамваи и людей. Потоп длился полтора часа, его последствия оказались катастрофическими. Согласно официальным данным, после схода грязевого потока оказалось разрушено 81 здание. При этом 68 построек были жилыми. Еще более 150 частных домов остались непригодными для проживания. Это коснулось более тысячи человек. В отчетах, которые составляли в то время местные власти, отсутствовали официальные данные по погибшим и пострадавшим. Только позже появились сведения о 150 жертвах трагедии. При этом достоверно так и не известно, сколько жертв было в действительности. По оценкам современных киевских историков, их количество могло достигать полутора тысяч человек. Это настоящее трагическое события 1961 года. В то время власти никак не афишировали трагедию. Для этого в Киеве даже была отключена международная и междугородная связь. Официально о катастрофе рассказали только 16 марта. Власти также всячески противостояли любой попытке распространения информации о произошедшем. Для этого даже хоронили погибших за пределами Киева, в разных местах, указывая на могилах и в документах разные даты и причины гибели. Ликвидацией последствий катастрофы занимались войска. Прокуратура возбудила секретное уголовное дело. Шестеро должностных лиц были приговорены к различным тюремным срокам. Основной причиной аварии назвали ошибки, допущенные при проектировании дамбы и гидроотвала. Это событие 1961 года в России, которое скрывалось на протяжении длительного времени. Только в 2006 году был открыт памятник жертвам трагедии.
У него даже имя появилось. Так, британское агентство Reuters заявило, что на борту корабля находился Геннадий Заводовский, в реальности это был техник-испытатель Института авиационной и космической медицины, в котором и проработал до самой отставки в 1970-х годах. Иногда называют фамилию Зайцев, без имени, тут о прототипе судить сложнее, фамилия распространённая. История обросла и другими подробностями — так, некоторые журналисты утверждали, что Заводовский-Зайцев смог выйти на связь с ЦУПом и его затихающий голос звучал жутко. Алексей Белоконов в барокамере В реальности, конечно, даже если бы вдруг на борт «Востока-1П» кто-то и решил посадить живого человека, этот человек стал бы мёртвым гораздо быстрее — система жизнеобеспечения и теплоизоляция на корабле отсутствовали в принципе. Вряд ли «нулевой космонавт» пережил бы даже старт. В сентябре того же 1960 года публика ждала нового громкого «космического» заявления от СССР. Американская пресса раздувала хайп, утверждая, что и в этот раз произойдёт что-то подобное. В Гвинейский залив тем же временем прибыли советские суда космической службы слежения и связи, что обычно свидетельствовало о готовящемся запуске. Некий матрос-перебежчик рассказывал, что видел загадочные предметы, похожие на макеты космических кораблей. В общем, всё намекало на грядущую сенсацию. В реальности в это время готовились пуски двух аппаратов 1М для изучения Марса. Оба они прошли неудачно, так что Хрущёв ограничился рядом резонансных выступлений, во время одного из которых произошёл а может, не произошёл, мнения разнятся ставший историческим эпизод со стуком ботинком по трибуне. Не случившуюся космическую сенсацию газетчики придумали себе сами — начали появляться сообщения, что 11 октября должен был произойти пилотируемый полёт, но корабль взорвался, космонавт погиб. Корабль, по разным версиям, потерпел катастрофу либо прямо на старте, либо уже при выходе на орбиту. На самом деле Качур был коллегой упоминавшегося выше Заводовского — техником-испытателем Института авиационной и космической медицины, где прослужил до конца шестидесятых. Долгов — парашютист-испытатель. Он действительно погиб в полёте, но двумя годами позднее, и не в космосе, а при совершении стратосферного прыжка. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. На Алексея Грачёва устанавливают медицинские датчики перед очередным испытанием Несколько позже, в ноябре 1960 года, знамя срывателей покровов вновь перехватили итальянцы. Миланская газета Corriere della Sera заявила, что ужасной смертью погибли ещё два советских космонавта — Алексей Белоконев задохнулся из-за разгерметизации кабины, а корабль Алексея Грачёва потерял управление и затерялся в глубинах космоса. Угадаете, кем были в реальности Белоконов именно так правильно писалась его фамилия и Грачёв? Правильно — техниками-испытателями Института авиационной и космической медицины, работавшими ещё долго и успешно после своей «гибели». Всё дело в том, что в октябрьском номере журнала «Огонёк» за 1959 год была опубликована статья «На пороге больших высот», где обо всех этих испытателях рассказывалось и приводились их фотографии. Иностранные журналисты решили, что парни являются кандидатами в космонавты, вот и начали «помещать» их в «потерпевшие катастрофу космические корабли». Та самая статья из «Огонька». Как можно заметить, фотографии выше взяты из неё В феврале 1961 года, когда до реального пилотируемого космического полёта оставалось совсем немного времени, ажиотаж мировой общественности вызвал «Спутник-7», он же «Тяжёлый спутник 01». Но разгонный блок отказал, и станция стала самым тяжёлым в мире спутником, который через несколько дней сгорел в атмосфере. Официальное сообщение было кратким и расплывчатым, и это, вместе с большой массой аппарата, навело многих на подозрение, что это на самом деле пилотируемый корабль, с которым что-то пошло не так. Радиолюбители из разных стран наперебой заявляли, что принимают с борта аппарата сигналы, то звуки дыхания и сердцебиения, то речь на русском языке. Публиковались душераздирающие «расшифровки переговоров». То кто-то патетически сообщал, что «мир никогда не узнает о нашей гибели», то ЦУП приказывал космонавту собрать в забортном пространстве некие светящиеся частицы, «забыв» сообщить, что они радиоактивны. Упражнялись авторы таких публикаций кто во что горазд, каждому хотелось привлечь побольше внимания.
На взлете Юрий Гагарин воскликнул "По-е-ха-ли-и-и! Одно слово, ставшее с тех пор чем-то намного большим, чем слово. На большей части территории нашей страны день 12 апреля 1961 года выдался по-настоящему весенним. На безоблачном, ярко-голубом небосводе сияло Солнце. Торжественный, с нескрываемым ликованием голос диктора Юрия Левитана звучал из скромных домашних динамиков, гремел из заводских репродукторов, летел над улицами из приёмников, поставленных на подоконники распахнутых окон. Улицы городов немедленно заполнились людьми, они обнимали, поздравляли друг друга. Многие потом вспоминали, что это было похоже на День Победы в 1945 году. Сообщения о первом полете человека в космос разносились по всему миру. И вся страна, и весь мир праздновал победу человека над земным притяжением.
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
Одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полётов, был российский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал ещё в 1903 году. Через полвека, 4 октября 1957 года, с помощью первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, спроектированной советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым, в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др. В начале 1960 года был создан Центр подготовки космонавтов и набран первый отряд космонавтов. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». Об этом сообщается на сайте Президентской библиотеки имени Б. Ельцина, которая подготовила список источников по этой теме, доступных, в том числе, в цифровом виде: Борзенко С. Первый космонавт.
Содержание статьи критическое: журналисты призывают обратить внимание на то, что «русские не упустят своего шанса» и вполне могут оказаться первыми и в полете на Луну, и даже на Марс. Реакции официальных лиц на полет и воспоминания современников Гагарина Первым зарубежным официальным лицом, выпустившим официальное заявление о полете Гагарина, стал президент США Джон Кеннеди. Источник: jfklibrary. Источник: projects.
За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли. Полёт «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП. При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время.
Пожаловаться 12 апреля 1961 года. Роскосмос рассказал о том, как это было. А мы приводим воспоминания здесь. В эту ночь спали только оба космонавта — Юрий Гагарин и Герман Титов. В четвертом часу боевой расчет прибыл на стартовую позицию, прибыл и Сергей Королев. По динамику громкой связи прошло объявление о семичасовой готовности. На стартовой площадке закипела работа. Жесткий предстартовый график закрутил всех. Началась заправка баков ракеты компонентами топлива.