Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Содержание картины-панно М.А. Врубеля «[i]Демон поверженный»[/i] — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой.
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
Если изначальный демон — был печальным юношей неземной красоты, которому сочувствуешь и сопереживаешь, то теперь - это бунтарь, который повержен, но не покорен. И мы не понимаем до конца, что же перед нами - зло или неукротимое стремление к свободе? В итоге получилась совсем другая картина, а ее автора в состоянии маниакального возбуждения увезли в психиатрическую клинику. Добавлю только, что никто ранее так не искажал форму и не прятал фигуры персонажей в дебрях фона. Никто не писал чересчур эмоциональных героев в чересчур ярком пространстве: героев в стиле модерн, эпоха которого в русской живописи и началась именно с "Демона" гениального Врубеля. Мне кажется, Врубель бросил вызов, и в каком-то смысле, сознательно стал изгоем света, как и его рукотворный визави.
Если "ранний" демон - полный неземной прелести юноша, несчастное выражение лица которого заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать поверженному бунтарю. Оба падших ангела лишены крыльев, путь для них в "небо" закрыт навсегда. Роскошные перья валяются в беспорядке, а сами крылья вдруг окаменели. Первый из "демонов" лежит с покорным и отрешенным лицом.
Второй же обжигает взглядом полным решимости продолжить борьбу.
Картина излучала особую атмосферу одухотворенности библейских персонажей. Позже высокую оценку получил и рисунок «Пирующие римляне», героями которого стали юные гуляки, потешающиеся над перебравшим вина Патрицием. Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения.
После шести месяцев, проведенных в Венеции, Врубель вернулся в Украину. Впечатленный полотнами великих творцов, он начал работу над четырьмя иконами: «Христос Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий». В этих картинах соединились мистика и византийская абстракция с яркими, живыми образами эпохи Ренессанса. Интересный факт: для изображения лиц святых художник использовал образы своих знакомых, сохранившиеся в памяти. Художник осознавал, что реставрационные работы в Кирилловском храме с духовной точки зрения очень важны. Однако рамки четко поставленных задач причиняли ему дискомфорт: душа творца требовала выплеска творческой энергии.
В 1886 году Врубель представил полотна «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра». Эти картины излучали саму жизнь: в них создатель наконец смог выразить всю свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали. Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе. Автор предложил несколько вариантов картины «Надгробный плач», из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто. Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была.
Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889-м прекратил с Михаилом всякое сотрудничество. Работая в столице, Врубель создал портреты коллекционера Константина Арцыбушева и мецената Саввы Мамонтова , ряд декоративных панно. Кроме того, художник стал автором иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написав картины «Свидание Тамары и Демона», «Голова пророка», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря». К этой работе подключился и Михаил Врубель, что вскоре сделало его известным в Европе живописцем. Поздние шедевры создателя вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Последним творением автора стал неоконченный портрет мастера пера Валерия Брюсова.
Многие искусствоведы утверждают, что для «Богоматери с младенцем» создатель использовал именно ее лицо.
Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.
Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу всё больше.
После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице его закрутила богемная жизнь. Учёбу Врубель не окончил. В то время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств.
Но и её окончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм. Началось испытание жизнью.
Михаил Александрович Врубель
«Поверженный Демон» принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника.
Страшное наследство
- «Демоны» Михаила Врубеля — VATNIKSTAN
- Родом из детства
- История и влияние «Демонов» Михаила Врубеля
- Михаил Врубель: биография, картины и слава художника, портрет, личная жизнь
- Поиск в Google
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Врубель не успел завершить «Демона поверженного» к открытию выставки 36-и художников. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу).
Какие тайны скрывает «Демон поверженный»?
Оригинал взят у gogol в Демоны Михаила Врубеля Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный. Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро.
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм.
То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый.
Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак. Нет светлости.
Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве. Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу.
Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше.
Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества.
Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно.
В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений.
Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!
А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью.
Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным.
Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции.
Он более чем соответствовал художественным пристрастиям художника, который со скепсисом относился к реалистическому искусству и особенно — к деятельности своих современников передвижников, вдохновлявшихся народничеством. Демон, за романтизм, индивидуализм и подчеркнутую «несовременность» которого в 1860-е критиковали наконец опубликованную поэму Лермонтова, был для Врубеля, большого ценителя Ницше, идеальным альтер эго. И если Лермонтову за «Демона» досталось уже посмертно, то Врубеля реалисты имели возможность ругать вполне прижизненно — Максим Горький писал, например, что признает за художником «уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты» надо сказать, довольно безобидный по тем временам отклик. Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Иллюстрация к поэме М. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован.
Свою роль здесь тоже сыграла судьба: заказ должен был исполнить Константин Коровин, однако он заболел, и попросил друга подменить его. Во время репетиции художник услышал прекрасное сопрано Забелы, бросил все и побежал к певице, чтобы выразить свое восхищение. Он сделал предложение спустя несколько дней, и — о, чудо — она согласилась. Надежда Ивановна оставалась с супругом до конца его дней, несмотря на болезнь и смерть сына Саввы, родившегося с заячьей губой в 1901 году и умершего спустя два года. Впрочем, картину «Царевна-Лебедь» можно отнести к счастливой поре в жизни художника: рядом была любящая супруга, были заказы, выставки, хотя он продолжал пить, беспорядочно сорить деньгами, к тому же усиливались постоянные мигрени. Вроде бы дух мятежный нашел приют. Или нет? Удивительно, но картина «Царевна-Лебедь», по идее, изображающая Забелу в этом образе, сыгранным ей в сказке-опере «О царе Салтане», далека от внешности жены. От нее здесь только костюм. Черты лица и огромные глаза — все тот же Демон, та же Эмилия, тот же Дух изгнанья… Кажется, образ Демона не оставлял его ни на минуту: художник рисовал его везде — на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги. В тот же период, на излете «золотого века», рождается его один шедевр — «Демон летящий» 1899 г. Дух парит над заснеженными горами Кавказа «Под ним Казбек, как грань алмаза» и бурная река. Лик его черен и печален, тело облачено в коричневую тунику, перевязанную изящным поясом. Краски тусклые, перекликаются и почти сливаются в единый лейтмотив печали… Самый страшный Дух — «Демон поверженный» — появился в сложный час для четы Врубелей. В 1901 году у Надежды и Михаила рождается сын Савва — с большими синими глазами, так похожими на его демонические образы. Несмотря на врожденный дефект — заячью губу — ребенок был так мил, что она поражала лишь в первый миг и потом про неё забывали. В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. Синеватый отблеск красок, белые покрова, напоминающие крылья, огромные синие глаза — кажется, перед нами снова врубелевский Дух, только в обличье ребенка. Его черты лица и сам образ чем-то напоминает уже свершенные картины из демонической серии и холодную «Царевну-Лебедь». Вместе с этим полотном он пытается закончить и главное — «Демона повершенного», к которому уже пытался приступить несколькими годами ранее. Врубель до последнего менял не только лик Демона, но и усиливал краски, делая их все ярче и ярче, кислотность, невозможность, потустороннесть читалась в них. Говорят, он добавлял в них бронзовый порошок, чтобы придать блеска. И со временем оттого они начали разрушать картину, стирать цвет и яркость, как стирались грани между мирами — реальным и потусторонним — в сознании и творчестве мастера. А исход мы уже знаем — даже на выставке художник продолжал дописывать полотно, и в итоге оказался в психиатрической клинике. Спустя полтора года его выписали и супруги приняли решение поехать в Киев — на реабилитацию. Перед отъездом двухлетний Саввочка захворал, по приезду болезнь обострилась и 3 мая ребенок умер. Тогда Врубель вдруг вышел из апатии, в которой пребывал после выписки он не мог работать, хотя прежде, даже в самые сложные времена, мог трудиться по 12-14 часов в день. Горе обострило его восприятие мира. Он организовал похороны, поддерживал жену, как мог, а та не могла говорить. Савву похоронили на Байковом кладбище, одном из старейших в Киеве. А после состояние Врубеля резко ухудшилось, он сам решил сдаться на волю врачей: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот». Но он боялся ехать в клинику при том самом Кириловском монастыре, где начинался его творческий путь, поэтому сначала его пытались лечить в нескольких больницах Риге. Однако в итоге он все-таки попал в клинику Усольцева при Кирилловском монастыре… Он прожил еще несколько лет, то ненадолго приходя в сознание и выезжая с женой в Москву, то снова погружаясь в бред и галлюцинации. Теперь он уже и внешне напоминал Демона — трансформация из приятного белокурого юноши в нервозного, хилого, больного человека, в грязной измятой рубашке, с красноватым лицом и глазами как у хищной птицы, была постепенной, но неумолимой… Михаил Врубель скончался 1 апреля 1910 года. Накануне он привел себя в порядок и сказал санитару: «Довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств. Впервые после вступления в Академию художника, чей гений признали уже после того, как его рассудок помутился, получил заслуженное признание. Из воспоминаний врача-психиатра: Федор Усольцев, лечивший Врубеля в последние годы жизни, записал в своих воспоминаниях: «Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, — он все дышит; пока дышал Врубель, — он все творил. Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъема чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он все-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры.
Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г.
Михаил Александрович Врубель
Художник и его демоны . Михаил Врубель: galkadan — LiveJournal | Михаил Врубель шёл к своему «Демону Поверженному» очень долго. |
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля | Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. |
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра | Такой «проверкой» является и этот фотоотпечаток одного из вариантов картины «Демон поверженный» (Врубель неоднократно переписывал холст), наклеенный на картон и от руки раскрашенный художником. |
Мистическая сторона живописи М.Врубеля | Несмотря на болезнь, Михаил Врубель оставил богатое творческое наследие, стал одним из наиболее известных российских художников. |
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном" | Оригинал взят у gogol в Демоны Михаила Врубеля Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. |
«Искусство — вот наша религия»
- Мистическая сторона живописи М.Врубеля –
- Report Page
- «ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
- Завещание художника
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?
История и влияние «Демонов» Михаила Врубеля | Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. |
Проклятие картины "Демон поверженный" | Пикабу | На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. |
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля | Михаил Врубель шёл к своему «Демону Поверженному» очень долго. |
Демоны Врубеля - Сюльдяева Варвара | Содержание картины-панно М.А. Врубеля «[i]Демон поверженный»[/i] — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой. |
Печали и демоны Михаила Врубеля
Демон поверженный — Википедия | В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. |
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров» - | Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. |
Врубель: художник на все времена | Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя. |
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля – Москва 24, 14.03.2016 | Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. |
Художник и его демоны . Михаил Врубель
Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. Михаил Александрович Врубель – художник, чьё творчество было для многих дико и странно, с трудом воспринимал людскую посредственность мышления, равнодушие, бездарность. В 1901 году Врубель начал писать картину «Демон поверженный», на него часто накатывали приступы немотивированной агрессии, и он мог избить на улице незнакомого человека.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Чтобы расплатиться с кредиторами, ему пришлось работать на стройке маляром. Кроме того, великий Врубель натирал полы в забегаловках и кабаках... Уничтожить нельзя увековечить Роковая любовь буквально сводила его с ума — такая уж натура была у этого человека: страстная, чувственная, эмоциональная. В какой-то момент, ненадолго придя в себя от наваждения, он решил: если любимая не отвечает взаимностью и продолжает терзать его, нужно ее уничтожить! И он сделал это — так, как это мог сделать один только Врубель. Он написал своего первого Демона. С лицом и невероятными глазами обожаемой Эмилии.
Оценить эту работу смог только отец художника: впоследствии он рассказывал, что картина вызывала у зрителя настолько сильный ужас, что сам автор не выдержал и на следующий же день уничтожил ее. Приехав в Москву, он знакомится с Саввой Мамонтовой — известным меценатом, способным с первого взгляда распознать талант. Он и распознал: предложил Врубелю проиллюстрировать поэму «Демон» для юбилейного сборника Лермонтова. Это оказалось попаданием в «десятку». Дело в том, что для Врубеля Лермонтов был не пустым звуком. Художник не просто самозабвенно любил его произведения.
Он глубоко изучил и хорошо понимал духовный мир своего кумира, считая себя его последователем, только не в поэзии, а в живописи. Иллюстрации к «Демону» он рисовал бесконечно, не в силах оторваться от излюбленного образа. Врубель всегда повторял, что люди не понимают Демона, считая его воплощением зла, в действительности же само слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Художник был убежден: демон — страдающий дух, которому нет места нигде в мире. В их число попал благодаря Мамонтову почти неизвестный тогда Врубель. Сборник был опубликован — и публика возмущенно взвыла: «Иллюстрации Врубеля — это грубость, карикатурность, уродство!
Между тем, в памяти потомков навсегда остались именно его рисунки, а не работы маститых коллег.
Тех миров, которые видели они, мы не видим, и это заставляет нас произнести бедное, невыразительное слово: «гениальность». Ангелы и демоны, а поле битвы — сердце человека Демон сидящий. Реставратор Адриан Прахов пригласил его, подающего надежды студента Академии, поновить фрески XII века в Кирилловской церкви — прописать контуры, восполнить утраты. При этом отдельные фигуры и даже целые композиции художник создал сам по византийским образцам, стилизуя древнюю живопись. Одна из таких фигур — Ангел с лабарами. Дописал Врубель ангелов и в куполе Софии Киевской — на месте утраченных древних мозаик. Затем художник разработал целый ряд эскизов к композиции «Воскресение Христово» для самой ответственной стройки того времени — Владимирского собора в Киеве.
На этих акварельных листах, отвергнутых комиссией как «несвоевременные», — восстание Христа из белых пелен созерцают Ангелы — безмолвные свидетели Чуда, свершающегося в мистической синеве Великой ночи. Эти образы так занимают Врубеля, что он создает отдельный этюд — «Ангел со свечой и кадилом», один из самых нежных и поэтичных. Слева — «Ангел со свечой и кадилом»,1887 г. Справа — «Богоматерь с Младенцем», 1885 г. Большое впечатление на него произвела и постановка одноименной оперы А. Постепенно кристаллизуется главная тема художника, прошедшая сквозь все его творчество: образ Ангела — вестника иных миров, и Демона — ангела отпавшего, искусившегося, утратившего блаженство. На исходе киевского периода интерес художника явно переходит к последнему. Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами.
Это была первая картина в русской живописи не считая иконной , где художник обратился к образу, не принадлежащему эмпирической реальности, хотя и представленному в натуроподобном облике. Врубель хотел сделать зримым, явственным, осязаемым то, что было нематериально по своей природе — томление человеческой души. Именно так — «душа», -переводится слово «демон» с греческого, и так понимал свой образ сам автор, говоривший, что у нас его неверно путают с «рогатым», то есть дьяволом. Шестикрылый Серафим. Его Демон — отверженный и одинокий, олицетворение мятущегося духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, но не находящего ответа на свои вопрошания ни на земле, ни на небе. Он и пристал где-то между землей и небом: ландшафт, в котором изображен Демон, ирреален. Здесь вечный сумеречный или закатный свет: «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Вокруг поднимаются нездешние цветы, подобные твердым кристаллам.
Сам Демон неподвижен — словно камень, его титаническая фигура скована бездействием. Он не смотрит на нас: как истинно романтический герой он погружен в свои думы. Удивительный эффект создаёт сама техника Врубеля — столь же новая, как и тема его полотна. Необычно крупные, разнонаправленные яркие цветные мазки, структурирующие изображение, не имеют ничего общего ни с академическим письмом, ни с передвижнической манерой, ни с импрессионизмом. Последний уже практикуют его друзья, Серов и Коровин. Но Врубеля не интересует мимолетное. Он углубляется в надмирное, в вечность. Технику Врубеля сравнивали с мозаикой, витражом, с работой скульптора.
Контраст между «бесплотностью» самой идеи и скульптурной осязаемостью, «вырубленностью» форм на картине создаёт гипнотический эффект. Пройдет почти 10 лет — напряженной творческой работы, скандального дебюта на Нижегородской выставке, где его панно будут отвергнуты жюри Императорской Академии художеств, — прежде чем он напишет следующего, «Летящего Демона».
Он напоминает подстреленную и уже ощипанную птицу — жертву небесного охотника.
Но взгляд Демона устремлен в пространство и горит гневом. И лицо его еще хранит суровое, воинственное выражение: губы плотно сжаты, брови нахмурены, на лбу залегли глубокие складки. Его руки скрещены над головой — то ли в защитном жесте, то ли все еще удерживая уже несуществующее оружие.
Больше ничего живого на картине нет.
И если, обучаясь на юриста, он слыл самым ленивым студентом, то теперь он работал по 12 часов в сутки — занятия в анатомической студии, лекции, лекции… Врубель был буквально одержим живописью и, несмотря на то, что с 1882 года занимался у выдающегося педагога, профессора Павла Петровича Чистякова, брал еще дополнительные уроки у самого Ильи Ефимовича Репина. Профессор Чистяков разглядел в студенте редчайший необыкновенный талант живописца и рекомендовал его искусствоведу Адриану Викторовичу Прахову для работы в Кириловском монастыре под Киевом. Не закончив Академию, в начале 1884 году Врубель уехал в Киев - реставрировать старинные византийские фрески. Попутно изучал книги по древнерусскому и византийскому искусству в архивах монастыря.
Чуть позже Врубелю уже доверяли создавать новые росписи. Так в жизнь молодого Михаила Врубеля вошла тема Христа. Со временем он выработал свой метод передачи отношения предмета и пространства на плоскости, аналогов которому больше не было. Странности в поведении Врубеля, его отрешенность и уход в себя замечали еще профессора в Академии. За время работы в монастыре Врубель сильно сдал, выглядел больным.
Однажды он заявил знакомым, что у него умер отец, и он едет на похороны. Занял денег и уехал, а отец его на следующий день приехал в Киев проведать сына. Встревоженный Прахов отправил художника в Италию. Здоровье поправить и ознакомиться заодно с росписями и мозаиками итальянских базилик. Поездка пошла на пользу и по возвращению в Киев Врубель представил поразившие всех эскизы для иконостаса.
Еще все отметили, что в лике Богородицы отчетливо узнаваема супруга профессора Прахова, в которую Врубель был тайно влюблен. Прожив несколько лет в монастыре в атмосфере аскетизма и служения Богу, Врубель стал тяготиться такой жизнью. Он начал увлекаться спиртным и женщинами. Дружеские отношения с Праховым разладились, и фактически уникальный художник остался не у дел и в безвестности. Впрочем, его это мало волновало.
Он не гнался за всемирной славой. Вскоре новой темой живописи Врубеля стали демоны. Врубель загорелся идеей написать своего демона, вот только все сетовал, что не понимает каков он на самом деле. Он был не согласен с тем, как другие художники изображают демона.