Новости приоритеты научно технологического развития российской федерации

К приоритетам научно-технологического развития отнесены отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат. Президент РФ Владимир Путин поручил комиссии по Научно-технологическому развитию (НТР) представить до 15 июня проекты перечней приоритетных направлений НТР и важнейших наукоемких технологий, следует из опубликованного на сайте Кремля перечня поручений. Научно-технологическое развитие страны, технологический суверенитет – это сегодня «задача задач», о чем говорится много и долго, «но, к сожалению, прорывных решений пока не получается». Научно-технологическое развитие России является безусловным приоритетом с точки зрения суверенитета государства, безопасности и благополучия наших граждан.

Какой сигнал науке дает новая стратегия технологического развития

Цели и задачи Как следует из утвержденного документа, целью научно-технологического развития РФ является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных проектов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Читайте также Стратегия научно-технологического развития призвана обеспечить независимость РФ Показать ещё Для достижения этих целей предлагается сформировать эффективную систему взаимодействия науки, технологий и производства, повысить восприимчивость экономики и общества к новым технологиям, развивать наукоемкое предпринимательство. Помимо этого, согласно стратегии, в РФ будет создана инфраструктура и условия для проведения научных исследований и разработок, а также сформирована эффективная система управления в области науки, технологий и производства.

Рабочий язык конференции русский. Участие в конференции бесплатное. Доклады участников конференции, соответствующие требованиям ВАК по содержанию и оформлению научных статей, могут быть опубликованы в ежеквартальном научном журнале РИЭПП «Управление наукой и наукометрия».

Сколько вложат в отрасль за три года и какую тенденцию удалось переломить в РФ Ранее, 22 февраля, Путин дал старт строительству центра научных исследований и масштабирования технологий «Сибура» в Казани.

Площадь центра составит 18 тыс. До этого, 14 февраля, Путин поручил правительству до конца года запустить национальных проект по развитию современных технологий сбережения здоровья , пообещав, что финансирование будет найдено. По его словам, национальные проекты позволяют выстроить всю технологическую цепочку — от создания фундаментальных заделов и прикладных решений до средств производства и подготовки кадров высшей квалификации.

ЮТМ-242 «Правовое регулирование и порядок применения специальных налоговых режимов по российскому законодательству» Величко С. ЮТМ-242 «Регулирование международных налоговых соглашений в современных условиях дружественные и недружественные страны » Дружинин М. ЮТМ-241 «Динамика поступлений и роль налога на доходы физических лиц в структуре доходов консолидированного бюджета РФ — законодательный аспект» Якущенко К. ЮТМ-243 «Правовое регулирование и порядок предоставления налоговых льгот по российскому законодательству» Царевич С. ЮЮЦ-311 «Оптимизация налогообложения. Методы снижения рисков» Мешалкина А. ЮЮЦ-311 «Досудебная и судебная практика урегулирования налоговых споров, результатов налогового контроля» Диреева Е. ЮЮЦ-311 «Регулирование международных налоговых соглашений в современных условиях дружественные и недружественные страны» Арутюнов Р.

Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития России

Эти направления в первоочередном порядке обеспечиваются кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и иными ресурсами; г независимость государства - достижение Российской Федерацией самостоятельности в критически важных сферах жизнеобеспечения за счет высокой результативности научных исследований и разработок и путем практического применения полученных результатов; д конкурентоспособность государства - формирование преимуществ Российской Федерации в области научно-технологического развития и, как следствие, в социальной, культурной, образовательной и экономической областях, явных по отношению к другим государствам; е наукоемкая продукция - товары работы, услуги , производимые выполняемые, оказываемые на основе использования новых научных знаний и технологий, полученных в результате проведения научных исследований и разработок. Наукоемкая продукция включает в себя в том числе высокотехнологичную продукцию; ж наукоемкие технологии - технологии, основанные на современных результатах научных исследований и разработок. Наукоемкие технологии включают в себя в том числе сквозные и критические технологии; з квалифицированный заказчик - инициатор реализации научного, научно-технического проекта, обеспечивающий формирование научно-технического задания или размещение заказа на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и принимающий непосредственное участие в определении и согласовании требований к исполнителям такого проекта, его финансовом обеспечении, мониторинге реализации этого проекта, приемке его результатов и их внедрении в экономику страны. Для реализации настоящей Стратегии необходима консолидация усилий, предпринимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научно-образовательным и предпринимательским сообществами, институтами гражданского общества, по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического и пространственного развития России. Научные и образовательные организации, промышленные предприятия, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и находящиеся в их распоряжении инструменты должны обеспечивать целостность и единство научно-технологического развития.

Настоящая Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, стратегических и программных документов фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, институтов инновационного развития, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, созданных на основании федеральных законов. Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире 8. Настоящая Стратегия разработана в условиях, когда высокий темп освоения новых знаний и создания наукоемкой продукции на собственной технологической основе является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.

Повышение связанности территории России за счет создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем. Лидерство в формировании международных транспортно-логистических маршрутов, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики. Эффективный ответ российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений. Объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.

Представляется, что в условиях отмены на Западе русской культуры и беспрецедентного информационно-коммуникативного противостояния между Россией и её идеологическими противниками социогуманитарное направление научно-технологического развития страны также должно быть в числе приоритетных. Ведь направления развития ТГУ были намечены и утверждены задолго до появления этого документа. Нет ли ощущения, что теперь эти направления уже не столь актуальны, какими они представлялись вначале? Как исследовательский университет, мы всегда держали в фокусе своего внимания фундаментальные исследования. Однако не скрою: в последнее время у нас возникали мысли, что в связи с мобилизационным характером развития отечественной научно-технологической сферы и жёсткой необходимостью как можно скорее обеспечить её полный суверенитет, «генетическая» привязанность классического университета к фундаментальным исследованиям может показаться несколько несвоевременной. Тем не менее, мы рискнули определить фундаментальные исследования одним их трёх китов новой научно-инновационной политики ТГУ и в 2024 году. Остальные два кита — это укрепление сотрудничества с промышленными партнёрами и подготовка молодых научных кадров. Надо заметить, что осуществить этот выбор приоритетов было нелегко. Как большому классическому университету нам необходимо удерживать многообразие. В этом наша сложность и одновременно потенциал развития. И мы всегда пытались сохранить эту сложность даже вопреки мнениям экспертов. Я считаю, что если есть ученые и научные коллективы, то они сами знают, что именно нужно сохранять и развивать. В классическом университете, в отличие от отраслевого вуза, должны «цвести все цветы». Мы эффективны и адаптивны именно за счет этой избыточности. С другой стороны, нужно быть реалистами: в условиях мобилизационного развития научно-технологической сферы и её вузовского сектора, когда требуется особенно тщательно распределять далеко не безграничные ресурсы, нам точно не хватит поливать все «цветы», которые у нас могли бы расти. Тем не менее, за прошедшие десять лет, которые были тоже весьма непростыми, нам удалось сохранить и поддержать главное в этом деле — свои научные школы. И 2023 год показал, что мы делали это не зря: наш рост по грантам РНФ оказался, можно сказать, нелинейным. Если в 2014 году объём финансирования здесь составлял всего 55 млн рублей, то в прошедшем году он достиг 489 млн. Вместе с грантами РФФИ, мегагрантами и грантами президента РФ для молодых ученых университет получил почти 600 млн рублей грантовых денег. Это очень хороший показатель. При обсуждении научной политики ТГУ на 2024 год мы пришли к выводу, что кроме стратегических направлений, утверждённых программой «Приоритет 2030», на каждый год должны быть поставлены и локальные задачи. Как я уже сказал выше, в текущем году — это развитие фундаментальных исследований, укрепление сотрудничества с промпартнёрами и подготовка молодых научных кадров. При такой локализации коллективу понятнее, как жить и работать. И тогда бы под эти три основных фокуса распределялись и те ресурсы, которые у нас есть сегодня. И финансироваться должны, прежде всего, те проекты, руководители которых берут на себя обязательства выдать определенный результат. Для этого научную политику университета необходимо соответствующим образом декомпозировать в рамках уже утвержденных четырёх стратегических направлений : «Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни», «Инженерная синтетическая биология 2.

Напомним, Владимир Путин поручил подготовить новую государственную программу научно-технологического развития три года назад. Он говорил, что следует кардинально изменить подходы к финансированию науки за счёт бюджетных средств, обеспечить общее планирование и реализацию НИОКР, задать единые принципы оценки их результативности и проведения научно-технической экспертизы. Необходимо создать более действенные стимулы для частных компаний участвовать в прикладных исследованиях вместе с научными институтами, вузами, конструкторскими бюро, использовать отечественные решения для обновления производств и выпуска высокотехнологичной продукции. Отмечалось, что в настоящее время февраль 2021 происходит дублирование, распыление финансовых ресурсов, которые государство выделяет на науку, отсутствие мотивации и ожидаемых результатов. Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм Поделиться:.

Советы по приоритетным направлениям НТР

Президент России Владимир Путин определил приоритеты научно-технологического развития страны на ближайшее десятилетие. При написании Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года Центром стратегических разработок предпринята вполне логичная попытка преодолеть методологический вакуум, в целом характерный для жанра технологического прогноза. Напомним, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации была утверждена 1 декабря 2016 года указом Президента России. Актуализация Стратегии научно-технологического развития на этапе мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года должна быть утверждена до 1 сентября 2016 года.

Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации

В Российской Федерации был предпринят ряд системных действий по реформированию научной и инновационной сфер и ускорению технологического развития, нацеленных на интеграцию в мировое научное и технологическое пространство. Научно-техническое развитие, его приоритетные направления определяются в стратегии развития государства, которая разрабатывается на долгосрочную перспективу. Приоритеты научно-технологического развития России (Часть 1).

В Минэнерго России обсудили проект Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года

для научно-технологического развития страны внешние угрозы — военные, террористические, информационные и биологические, появление новых и возврат исчезнувших инфекций. В Российской Федерации был предпринят ряд системных действий по реформированию научной и инновационной сфер и ускорению технологического развития, нацеленных на интеграцию в мировое научное и технологическое пространство. Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации.

Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации

Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, важнейшие направления научно-технологического развития государства, в рамках.
Приоритеты научно-технологического развития России: соотношение неопределенностей рассмотреть основные приоритеты научно-технологического развития и планы развития высокотехнологичных отраслей экономики на период до 2030 года и предложить инструменты (подходы) для их реализации с участием регионов.

Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития России

Помимо этого, согласно стратегии, в РФ будет создана инфраструктура и условия для проведения научных исследований и разработок, а также сформирована эффективная система управления в области науки, технологий и производства. Также будет вестись работа по выявлению и воспитанию талантливой молодежи, сохранению и развитию интеллектуального потенциала науки, повышению престижа профессии ученого и инженера. Среди других задач, которые планируется выполнить в рамках стратегии, - формирование такой модели международного научно-технического сотрудничества и интеграции в области исследований и разработок, которая бы позволяла защитить национальные интересы России в условиях внешнего давления, сохранить идентичность отечественной науки и повысить ее эффективность за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Он будет определять ее задачи, цели, принципы. И этот документ нормативно закрепит понятие технологического суверенитета. Раньше каждый вкладывал в него то, что ему казалось важным.

При формировании и реализации федеральных проектов мероприятия, направленные на развитие науки и создание наукоемких технологий, подлежат включению в государственную программу в области научно-технологического развития, а мероприятия, направленные на внедрение таких технологий в производство, могут быть включены как в названную программу, так и в иные государственные программы. Субъекты Российской Федерации в целях научно-технологического обеспечения социально-экономического развития могут утверждать региональные программы научно-технологического развития. Принципы, основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации, определенные настоящей Стратегией, в обязательном порядке учитываются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации при формировании и реализации инициатив в области научно-технологического развития, в том числе путем: а совершенствования и преимущественного использования различных комбинаций имеющихся финансовых и организационных инструментов поддержки научных исследований и разработок; б внедрения действенного механизма проведения независимой научной научно-технической экспертизы на всех стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов - от формирования инициативы, проведения научных исследований до создания конкретных технологий.

Методологическое и методическое обеспечение проведения научной научно-технической экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов осуществляется Правительством Российской Федерации при участии Российской академии наук с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей проведения такой экспертизы на разных уровнях готовности технологий. Важнейшие инновационные проекты государственного значения и федеральные научно-технические программы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также оценку предложений о разработке федеральных научно-технических программ. Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации, предусматривающих получение научных и научно-технических результатов и создание отечественных наукоемких технологий, с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации в приоритетном порядке. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии 55. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников посредством поэтапного увеличения общих затрат на научные исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2 процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных. Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок. Источниками финансового обеспечения реализации настоящей Стратегии являются: а бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мероприятий в области научно-технологического развития в рамках государственных программ Российской Федерации; б бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетах субъектов Российской Федерации на развитие науки, технологий и технологического предпринимательства; в средства государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, в том числе созданных на основании федеральных законов; г средства Российского научного фонда и иных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; д иные внебюджетные источники финансирования, в том числе предусмотренные в рамках государственно-частного партнерства.

Механизмы финансового обеспечения мер и инструментов поддержки научных исследований и разработок, проводимых в рамках реализации настоящей Стратегии, определяются Правительством Российской Федерации при участии Комиссии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Мониторинг реализации настоящей Стратегии 58. Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляется Комиссией на плановой основе и предусматривает проведение: а объективного анализа ситуации, складывающейся в области научно-технологического развития, а также социальных, экономических и иных условий научно-технологического развития; б оценки эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития; в анализа вызовов, угроз и возможностей, которые определяют основные направления совершенствования государственной политики в области научно-технологического развития и необходимость разработки новых механизмов и инструментов в данной области. Оценка эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития должна проводиться Комиссией с учетом конечных результатов, характеризующих создание и использование важнейших наукоемких технологий, в том числе по следующим показателям: а доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; б объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; в соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; г доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; д прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах. Перечень показателей эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития, их количественные значения по годам , порядок их определения разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Результаты мониторинга реализации настоящей Стратегии отражаются в докладе Комиссии об основных направлениях, мерах и инструментах государственной политики в области научно-технологического развития, который ежегодно представляется в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации на основании изменений прогноза научно-технологического развития, а также по результатам мониторинга ее реализации. Информация о результатах реализации настоящей Стратегии подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме и порядке, которые установлены Комиссией, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

Обзор документа Утверждена новая стратегия научно-технологического развития страны. Она заменит стратегию 2016 г.

Рейтинг представили на заседании правительственной комиссии по научно-технологическому развитию и комиссии по науке Госсовета. Автор:Сергей Николаев.

Эволюция приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации

Целью научно-технологического развития является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Государственная политика в области научно-технологического развития Принципы государственной политики в области научно-технологического развития 25. В современных внешних условиях научно-технологическое развитие предполагает формирование и реализацию собственной повестки, опирающейся на национальную технологическую базу и направленной на первостепенное обеспечение технологического суверенитета страны. В основе такой повестки должны быть требования, предусматривающие сбалансированное развитие как собственных базовых наукоемких технологий, необходимых для снижения критической зависимости от зарубежных институтов, так и уникальных российских технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Реализация повестки, предусмотренной пунктом 25 настоящей Стратегии, потребует осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на проведение научных исследований и разработок, усиление горизонтальных связей и межведомственного взаимодействия в части, касающейся обеспечения научно-технологического развития отраслей экономики и социальной сферы, а также на создание эффективных партнерств с государственными и частными компаниями, способными стать лидерами на национальном и мировых рынках. Основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации 28. Порядок взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и организаций при реализации государственной политики в области научно-технологического развития 33. Общее руководство государственной политикой в области научно-технологического развития осуществляет Президент Российской Федерации. Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию определяет с учетом долгосрочного прогноза приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий, а также принимает решения, связанные с обеспечением стратегического развития научно-технологической сферы. Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации государственной политики в области научно-технологического развития, направленные на обеспечение достижения цели и выполнения задач, предусмотренных настоящей Стратегией. По вопросам, касающимся научно-технологического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссиями Государственного Совета Российской Федерации по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации через Комиссию осуществляет планирование и проведение мероприятий правового и организационного характера в области научно-технологического развития, определяет порядок применения мер и инструментов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 36 настоящей Стратегии. Для научного и экспертного обеспечения деятельности Комиссии создается научно-технический совет Комиссии, руководство которым осуществляет президент Российской академии наук. Порядок функционирования этого научно-технического совета определяется Правительством Российской Федерации. Обеспечение деятельности Комиссии осуществляется действующим на постоянной основе аппаратом Комиссии, создаваемым в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации. Функции и полномочия по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Комиссии возлагаются на центр научно-технологического развития, подведомственный Правительству Российской Федерации. Реализация государственной политики в области научно-технологического развития обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии наук, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, институтов инновационного развития, научных и образовательных организаций, промышленных предприятий и иных организаций, непосредственно осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующих результаты такой деятельности, в соответствии с их полномочиями. Для достижения цели и выполнения задач научно-технологического развития в федеральных органах исполнительной власти определяются заместители руководителей, а на уровне субъектов Российской Федерации - заместители высших должностных лиц, ответственные за научно-технологическое развитие. Ожидаемые результаты и этапы реализации настоящей Стратегии 43. Выполнение предусмотренных настоящей Стратегией основных направлений государственной политики в области научно-технологического развития и мер по ее реализации позволит обеспечить национальную безопасность и устойчивый экономический рост страны, повысить качество жизни населения, сформировать необходимую для этого научную, научно-техническую и инновационную инфраструктуру и за счет повышения степени понимания политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в современном обществе процессов и воздействующих на них природных и социальных факторов обеспечить готовность страны к большим вызовам. В результате реализации настоящей Стратегии научно-технологическая сфера будет функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая основу ее устойчивого развития и технологического суверенитета.

Стремясь, по всей видимости, отрефлектировать воздействие череды мировых кризисов на экономику и социально-политическое самочувствие России, авторы сформировали собственный список глобальных вызовов и, соответственно, приоритетов научно-технологического развития страны, расставленных исходя из необходимости данные вызовы парировать. Не вдаваясь в детальную критику Стратегии 2035 некоторые из перечисленных в документе вызовов — например, ожидаемая нехватка запасов питьевой воды — едва ли проявятся в России до 2035 года, а некоторые из заявленных приоритетов слабо соотносятся с перечнем глобальных угроз , стоит обратить внимание на два значимых обстоятельства. Во-первых, складывается впечатление, что, благодаря продиктованному объективной реальностью расширению исходной методологической базы, авторы Стратегии 2035 хотя бы имплицитно готовы допустить желательность переключения России из состояния рыночной утопии в режим проектной модернизации.

Во-вторых, не приходится сомневаться, что Россия, как в силу ее физико-географических параметров, так и в результате крайней асимметрии де факто реализованной страной модели вхождения в процесс глобализации, обречена в полной мере испытывать на себе влияние мир-системных процессов и претерпевать все последствия нарастающей волатильности мировой экономики. В условиях этой, перешедшей, по-видимому, в хроническую стадию волатильности, России придется, как минимум точечным образом и, скорее всего, при ощутимой роли государства, выравнивать перекосы в общей картине своих транзакций с глобальной экономикой. Не исключено, однако, что в действительности проблема гораздо глубже, и мировой, а, следовательно, и российской экономике предстоит даже не более или менее успешная борьба с последовательностью кризисов различной глубины и длительности, а переход в качественно иное состояние - затяжную фазу практически нулевого роста.

Именно такой вывод применительно к ближайшим пяти десятилетиям сделан, например, в докладе Организации экономического сотрудничества и развития OECD «Policy Challenges for the Next 50 Years». Отметим, что Роберт Гордон, исследуя в своей нашумевшей работе вопрос о темпах экономического роста в различные эпохи, вполне аргументировано доказывает, что взрывной экономический рост, имевший место в течение последних двух столетий, явился, по сути, исключением из общеисторического правила. Имеет смысл попытаться представить, как трансформируются тенденции научно-технологического развития в глобальном масштабе и в России в частности, если сценарий продолжительной фазы нулевого роста мировой экономики превратится в реальность.

Не приходится сомневаться, что в таком случае, сообразно новым параметрам экономики и обусловленным ими парадигмам социодинамики, радикально изменятся уровни востребованности и модели применения целых кластеров существующих и возникающих технологий. Если и когда снижение общей ликвидности наличных ресурсов потребуют переоценки значения и смысла макроэкономических показателей, паралич социальных лифтов вынудит значительную часть населения по-новому воспринимать проблемы неравенства возможностей и имущественных статусов, а спектр доступного социального и медицинского обеспечения начнет сокращаться до несовместимого с массовыми ожиданиями уровня, техносфера, исполняя присущую ей роль важнейшей производительной силы, будет призвана, помимо прочего, по мере возможностей компенсировать общее ухудшение условий существования социума. При этом технологическими императивами «остановившегося времени», по-видимому, станут обеспечение устойчивости жизнеобеспечивающих инфраструктур общества, а также необходимого уровня его практической солидарности в виде поддержания, преимущественно техническими средствами, массовой доступности здравоохранения и образования, формирования новых траекторий социальной мобильности и т.

Не приходится сомневаться, что в таком случае, сообразно новым параметрам экономики и обусловленным ими парадигмам социодинамики, радикально изменятся уровни востребованности и модели применения целых кластеров существующих и возникающих технологий. Если и когда снижение общей ликвидности наличных ресурсов потребуют переоценки значения и смысла макроэкономических показателей, паралич социальных лифтов вынудит значительную часть населения по-новому воспринимать проблемы неравенства возможностей и имущественных статусов, а спектр доступного социального и медицинского обеспечения начнет сокращаться до несовместимого с массовыми ожиданиями уровня, техносфера, исполняя присущую ей роль важнейшей производительной силы, будет призвана, помимо прочего, по мере возможностей компенсировать общее ухудшение условий существования социума. При этом технологическими императивами «остановившегося времени», по-видимому, станут обеспечение устойчивости жизнеобеспечивающих инфраструктур общества, а также необходимого уровня его практической солидарности в виде поддержания, преимущественно техническими средствами, массовой доступности здравоохранения и образования, формирования новых траекторий социальной мобильности и т. Ниже, применительно к российским реалиям, на эскизном уровне предпринята попытка конкретизировать краткосрочные и среднесрочные меры, в общих чертах коррелирующие с перечисленными выше целями и задачами.

Эта задача особенно актуальна для газовой отрасти, которой, в конечном итоге, предстоит глобальный реплатформинг в связи с начинающимся мировым переходом на технологию сжижения природного газа. Следует заранее оценить и, при необходимости, достроить потенциал национальной промышленности в плане проектирования и производства необходимого для переключения на экспорт сжиженного природного газа оборудования, так как российский газовый сектор, в случае неспособности российских компаний поставлять таковое оборудование, скорее всего окажется обречен на зависимость от иностранных поставщиков, тесно связанных с компаниями-конкурентами российских игроков энергетического рынка. Принципиальной мотивацией при этом должно быть устранение непродуктивных затрат в здравоохранении, что позволит смягчить последствия сокращения объемов общедоступного медицинского обслуживания. Создание инфраструктуры для задействования кадрового потенциала РАН в укреплении системы образования, в частности, с целью выравнивания региональных диспропорций.

В заключение следует остановиться на еще одном обстоятельстве, имеющем прямое отношение к методологии научно-технологического прогнозирования, а именно — на возможности в обозримом будущем частичного смещения представлений о его целевой аудитории. Естественно, что в обществе сквозной технологизации эта аудитория понимается предельно широко и включает в себя властную корпорацию, действующих и потенциальных инвесторов, экспертное сообщество, самих инноваторов и, разумеется, потребителей. В эпоху постмодерна — в ситуации интенсивного частного кредитования hightech сектора и расширяющегося спроса на его продукцию — властная корпорация занимает в этом ряду далеко не главное место. С одной стороны, ясно, что покорение мира вирулентными технологиями, воплощенными в относительно недорогой и преимущественно ориентированной на индивидуальное потребление продукции продолжится, а фосайтерам предстоит и дальше обращаться к инвесторам соответствующего профиля и индивидуальным потребителям.

Мы хотим, чтобы наша наука давала результаты, чтобы это все не закончилось научной статьей или отчетом, а давала какой-либо продукт, технологию», — отметил Мажуга. Сейчас в России возрастает интерес к наукоградам, связанный с запросом на технологическую суверенность, сообщил «Ведомостям» мэр наукограда Кольцово в нем расположен центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора Николай Красников. Ведь от комфортной среды зависят настроения тех же молодых ученых, чтобы они не уезжали. Не говоря уже о проектах науки, которые тоже требуют финансирования», — отметил он. Население Кольцова постоянно увеличивается, поэтому необходима специальная «наукоградная» ипотека, считает Красников. Он рассчитывает, что выдача льготных кредитов должна быть связана с возможностью работать в научно-производственных комплексах и учреждениях, в здравоохранении, образовании, культуре.

Кроме того, он рассчитывает, что регион сможет расширить границы муниципального образования для «создания прорывных производств» и новых рабочих мест. Президент России Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию 8 февраля предложил обсудить шаги по наращиванию научного и технологического потенциала, чтобы новые разработки способствовали «укреплению суверенитета и безопасности нашей страны, росту качества жизни наших людей». Государству, бизнесу и представителям науки нужно объединиться для достижения национальных целей развития, «учитывать фактор внешнего давления, а значит, предельно внимательно относиться к выбору наших научно-технологических приоритетов», отметил он и предложил внести изменения в Стратегию научно-технологического развития, которая была принята в 2016 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий