Драма, мелодрама, военный. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин и др. Фильм «Летят журавли» рассказывает о судьбе двух молодых людей Бориса Бороздина (актер Алексей Баталов) и его невесте Веронике. Кино в Москве. Новости. Отреставрированный фильм «Летят журавли» покажут в кинотеатрах России.
Фильму «Летят журавли» – 6о лет. Все ли вы знаете об этом шедевре?
Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. первый фильм, над созданием которого режиссер работал вместе с оператором Сергеем Урусевским. И до сих пор «Летят журавли» остается единственным полнометражным отечественным фильмом, который выиграл эту высокую международную награду. Главная» Все новости кино» Новость: Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К.
50 лет назад на экраны вышел фильм «Летят журавли»
Драма Михаила Калатозова "Летят журавли" По мотивам пьесы "Вечно живые". «Летят журавли» не был классическим фильмом о войне – в нем не шла речь о героических подвигах и сражениях, а вместо этого в центре сюжета была любовная линия. Он оказался на «Мосфильме», где режиссер Михаил Калатозов как раз доснимал последние кадры «Летят журавли».
Фильму «Летят журавли» – 6о лет. Все ли вы знаете об этом шедевре?
Фильм "Летят журавли" вышел на экраны 12 октября 1957 года и стал настоящим прорывом в отечественном кино. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. "Летят журавли" был новаторским фильмом и по заявленной теме, и по форме. Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский как будто заново открыли возможности кино. Фильм «Летят журавли» вышел на экраны в 1957 году. Он оказался на «Мосфильме», где режиссер Михаил Калатозов как раз доснимал последние кадры «Летят журавли». «Летят журавли» — это фильм об обычных людях, обращенный к обычным людям.
Разбор фильма «Летят Журавли»
Вообще одной из ключевых отличительных особенностей «Журавлей» является именно отражение проблемы "маленького" человека. И вот о ней я хотел бы поговорить с вами далее. Для начала посмотрим два коротеньких эпизода: Как мы уже выяснили, во времена правления Сталина искусство загонялось в жёсткие рамки. Появилось такое направление, как соцреализм. Всё должно было работать на пропаганду и место человеку как единице в таком искусстве не оставалось совсем. Население страны рассматривалось как некая масса, которая должна привести Советский Союз к мировому господству. Так продолжалось долгие годы и вот Калатозов одним из первых во главе угла ставит именно историю "маленького" человека - рассказывает о его проблемах и переживаниях. Но что здесь ещё важно: обратили ли вы внимание на то, как к этому эпизоду, который разворачивается уже ближе к концу фильма, меняется отец Бориса? Давайте посмотрим ещё один эпизод из начала фильма и поговорим более подробно об этом: Посмотрите на его отношение к властям и тому, что они говорят в начале фильма: его лицо, мимика и сами реплики говорят о том, что он слышал всю эту канитель уже тысячу раз и она ему порядком поднадоела. В то же время, уже будучи начальником госпиталя, то есть человеком непосредственно приближенным к власти и в какой-то степени даже самим являющимся властью, он показывает именно то поведение, которое до этого его самого раздражало.
Но что самое интересное: Калатозов тем самым лишь констатирует факт - такова природа человека. И конкретно этого персонажа сей поступок не делает антагонистом, потому что в глазах, например, Вероники он остаётся добрым, поддерживающим её отцом жениха. И, как мы с вами помним, он будет поддерживать её до самого финала истории. То есть, на этот счёт можно построить большое философское размышление. Этот кадр, как по мне, отлично отражает собой как раз тот факт, что Калатозов и Урусевский своей целью поставили рассказ именно о людях. Они намеренно не смешивают их в какую-то массу, а рассказывают истории жизни отдельно взятых людей, поскольку мы отчётливо видим их лица. Однако стоит отметить, что существует и другая интерпретация этого кадра: некоторые говорят, что люди, которых мы видим здесь олицетворяют собой как бы те события, которые МОГЛИ БЫ происходить с Борисом и Вероникой, если бы он не ушёл на фронт: это могли бы быть их дети, а так они могли встретить старость, ну и так далее. Ещё одним похожим кадром является этот: Глобально он построен по тому же принципу: мы можем рассмотреть лица людей, стоящих в этой толпе, как-то их идентифицировать и увидеть чем они занимаются. Но что здесь особенно примечательно: среди них нет молодых мужчин, кроме Марка.
Только женщины, старики и дети. Это говорит о том, что все мужчины, находящиеся в расцвете сил, сейчас на фронте. А также отлично характеризует Марка. Кстати, мне стало интересно углубиться в значение этого имени и оказалось, что для него характерны следующие черты: эмоциональность, утонченность, эгоцентризм. Очень похоже на нашего персонажа, правда? В таких деталях и проявляется настоящая режиссура! И, наконец, контрастирует с этими историями кадр, который композиционно и мизансценически напоминает уже знакомый нам кадр с танками. Мне кажется, что тем самым Калатозов вновь подчёркивает отношение власти к "маленькому" человеку: толпа на кадре выше сравнивается с техникой танками и наши герои - Вероника и Борис - сливаются и остаются лишь маленькими точками в этой суете. Кстати, вы ведь обратили внимание на то, что в этих эпизодах, например, ярко выражено психологическое состояние героев?
Так вот, вообще в фильме довольно много внимания уделяется именно психологизму. Поэтому об этой, немаловажной его составляющей, мы сейчас с вами и поговорим. Для лучшего понимания начнём разбор психологизма мы с кадров, взятых из того эпизода, где Борис вешает на окна светомаскировку, а Вероника спрашивает у него что он подарит ей на день рождения: В течение всей сцены Борис несколько раз пытается начать серьёзный разговор и сообщить Веронике, что он отправляется на фронт. Как мы с вами прекрасно понимаем, просто так взять и сообщить такую новость невозможно. Что делает Урусевский? В первом случае он Бориса уводит в тень см. Не знаю удачное во втором случае решение или нет, тем не менее, вот так вот решена эта сцена. Что также примечательно: в обоих случаях Борис называет Веронику не "белкой", как обычно, а по имени. Если не ошибаюсь, это единственные разы за весь фильм, когда он обращается к ней по имени.
То есть, тем самым нам - зрителям - намекают на то, что он хочет поговорить на серьёзную тему. Но что же в это время Вероника? А она витает где-то в облаках, в каких-то своих мечтах. Например, на кадре слева она произносит какую-то реплику про подарок от Бориса на её день рождения. А вот на скрине справа вы можете обратить внимание, что даже когда к Борису приходит товарищ, чтобы вручить ему повестку, луч света падает именно на неё. Борис же остаётся в тени. Игра света и тени отлично подчёркивает психологическое состояние обоих героев в этой сцене. Кстати, Вероника здесь перед нами предстаёт как легкомысленная, несколько инфантильная девушка.
Работа оператора Сергея Урусевского, его гениальные летающие и кружащиеся планы сделали картину совершенно нестареющей — она и сегодня смотрится революционно.
Камера Урусевского вовлекает зрителя в повествование, помогает посмотреть на происходящее глазами героев, почувствовать каждое движение их души: их любовь, их боль, их надежду», — сказал директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое телевидение» Ивана Кудрявцева. По информации ТАСС.
Золотая коллекция Единственный отечественный фильм-обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля выходит в повторный прокат в рамках проекта «Мосфильм. Золотая коллекция в кино». К 65-летию мировой премьеры, 13 октября, легендарная картина Михаила Калатозова «Летят журавли» выйдет в прокат в избранных кинотеатрах по всей России. Этот фильм с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым в главных ролях называли кинокартиной «о войне без войны». Он создан по пьесе Михаила Розова «Вечно живые», написанной в 1943 году. Во времена оттепели пьесу поставили на сцене театра «Современник», где спектакль увидел Михаил Калатозов.
Режиссёр отыскал автора и предложил написать сценарий будущей картины. Благодаря прекрасной драматургии, новаторству оператора Сергея Урусевского, самозабвенной и искренней игре актёров, и, конечно, режиссёрской работе Михаила Калатозова картина стала триумфатором Каннского фестиваля.
Противоречивая натура героини Здесь на первый план выходят люди, которые просто живут в окружении войны. Самое важное лично для меня — это противоречие образа героини для советской аудитории, потому что до этого момента в фильмах мы видели преданную коммунизму девчонку, белокурую, а тут мы видим абсолютно спонтанную, живую, резкую, боевую девчонку с кудрявой копной волос, и это было что-то новое для кино. Также хочется выделить ее внешний вид — зрители не могли не заметить откровенность под блузой и майкой. В сцене, когда Борис принял решение, что он едет на войну, Вероника снимает туфельки, и на первом плане мы видим оголенные лодыжки — это тоже подобно раздеванию.
Например, в сцене, где Борис уже принял решение, что идет на фронт, а Вероника еще об этом не догадывается, — здесь мы видим с помощью визуальных приемов работы со светом, подчеркивающую драматургию и описание характера этих персонажей. Если Борис уверен в своих чувствах, и еще не знает, как она отнесется к его решению — мы видим его в этот момент больше в свете; а Вероника спонтанная, ещё не определившиеся, мы ещё не понимаем, как она относится к Борису — ее оператор показывает в тени на контрасте с героем.
В кинотеатрах покажут отреставрированную версию фильма "Летят журавли"
Фильму «Летят журавли» — 6о лет. Все ли вы знаете об этом шедевре? Кадр из фильма "Летят журавли". Фото: lavrykino.
Чтобы снять настолько сильные и мощные сцены, оператору Урусевскому приходилось изобретать для них необычные приспособления. Например, для пробежки Алексея Баталова по винтовой лестнице в павильоне была построена декорация лестничного колодца высотой в три этажа, внутри которой стоял железный столб с прикреплённой к ней операторской люлькой.
Урусевский садился в неё, а помощники за верёвку тянули конструкцию вверх так, что мастер вместе с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову. Но особенно сложными были военные съёмки. Грязь, холод, болота… В один из дублей Баталов упал лицом в воду, где торчали обрубленные ветки кустов, и одна из них очень сильно разодрала ему лицо. Актёра срочно увезли в больницу, сделали операцию, наложили швы. Баталов потом признавался, что в тот момент навсегда попрощался с актёрской профессией и думал, что останется с изуродованным лицом… К счастью, «заштопали» его удачно, швы зажили, и через месяц съёмки были возобновлены.
Ещё больше несчастий свалилось на юную Татьяну Самойлову. Вот уже полвека зрители восхищаются её Вероникой и даже не подозревают о том, что актриса в этот период была больна. У неё начался туберкулёз… Татьяна задыхалась, через каждые три часа ей делали уколы, но она продолжала работать. Во время съёмки эпизода, когда Вероника взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, актриса от слабости упала в обморок. Нагрузка была так велика, что после фильма у неё ещё и сердце разболелось.
Пришёл врач, послушал и сказал: «Таня, у вас микроинфаркт»… Из известных артистов в фильме снялся только Василий Меркурьев. Он сыграл обаятельного отца Бориса. Этот сильный и яркий образ создан прекрасными, но традиционными актёрскими средствами. Оператору, собственно, здесь оставалась скромная задача: поточнее зафиксировать и без потерь донести до зрителя всю интересную работу исполнителя, ничего или почти ничего не добавив от себя.
Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражён точным выстрелом. Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает.
Для Самойловой «Летят журавли» стал проектом, открывшим ее миллионам зрителей. До этого ей не предлагали роли, считая ее слишком «легкой» для драмы и «тяжелой» для комедии. Простой на съемках Сценарий к фильму меняли в процессе съемок. Фото: Kinopoisk Режиссер фильма Михаил Калатозов начинал карьеру в кино как оператор. Он считал, что, раз эпизод снят плохо, правильнее будет от него отказаться вообще. Из-за перфекционизма Калатозова в картину не вошло множество моментов. Бывало, что съемки простаивали из-за правок в сценарии и новых идей оператора Сергея Урусевского. Исполнители главных ролей в фильме «Летят журавли» заболели Кадр из фильма «Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, 1957 год В разгар съемок Татьяна Самойлова заболела туберкулезом. Однако болезнь ее не сломила: актриса работала до обмороков на съемочной площадке. В перерывах между дублями Самойлова ходила на уколы. Играющий ее возлюбленного Алексей Баталов на съемках повредил лицо, упав на колючий куст. Артист опасался, что путь в кино ему после этого заказан, но хирурги избавили его от шрамов.
«Летят журавли» (1957) - сюжет, актеры и роли, кадры из фильма
В фильме “Летят журавли” режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский открыли новый киноязык, помогающий передать чувства героев. «Летят журавли»: как снимался фильм. Драма, мелодрама, военный. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин и др. Фильм «Летят журавли» рассказывает о судьбе двух молодых людей Бориса Бороздина (актер Алексей Баталов) и его невесте Веронике. Режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов родился 120 лет назад. Уже хрестоматийными стали кадры, шедевры режиссёра Михаила Калатозова и кинооператора Сергея Урусевского из фильма "Летят журавли". В 1956 году начались съемки «Летят журавли».
Легендарной картине «Летят журавли» - 60 лет
Утомленные солнцем Первая брюнетка отечественного кино Необычная красота Самойловой настораживала многих режиссеров. По словам Льва Анненского, ее «асимметричное и странноватое» лицо «не подходило ни под классический тип красоты, ни под милый типаж субретки». Известная исследовательница кино Нея Зоркая утверждала, что Самойлова стала первой брюнеткой в советском кинематографе. До нее все главные роли исполняли блондинки. Одни критики восхищались работой режиссера и оператора, другие, наоборот, обвиняли авторов в слабой драматургии, в том, что они разменяли «масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и киноэффектов».
Кинокритик Майя Туровская упрекала режиссера за то, что он «с ненужной обстоятельностью объясняет грехопадение Вероники». Спустя десятилетие ей оппонировал Юрий Ханютин: при всей своей неровности картина «Летят журавли» имела огромное значение.
Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку.
Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражён точным выстрелом. Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает. Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье.
Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя и хочет покончить жизнь самоубийством.
Актриса умерла 4 мая 2014 года — в день своего 80-летия: накануне она попала в Боткинскую больницу с ишемической болезнью сердца и гипертонией. Дмитрий Самойлов. Фото: Борис Кудрявов Первым мужем Татьяны Самойловой стал актер Василий Лановой — этот союз просуществовал всего два года, с 1956-го по 1958-й. Вторым мужем актрисы был Валерий Осипов — известный журналист и писатель: эти отношения продлились 10 лет, с 1958-го по 1968-й. С 1968-го по 1973-й Самойлова была женой Эдуарда Машковича — администратора и режиссера Театра-студии киноактера. В 1969-м у пары родился сын — Дмитрий: сегодня он вместе с семьей живет в США, где работает врачом-рентгенологом. Фото: Антон Мелихов После выхода фильма «Летят журавли» Алексей Баталов фактически в одночасье стал одним из самых популярных актеров советского кино. Он играл печального Гурова в «Даме с собачкой», одержимого работой Гусева в «Девяти днях одного года», бесстрашного Тибула в «Трех толстяках», проницательного Ботвинка в «Чисто английском убийстве». Естественно, отдельного упоминания заслуживает его самый «народный» киноперсонаж — интеллигентный и бесконечно благородный слесарь Гоша из оскароносной мелодрамы «Москва слезам не верит».
А еще голос актера можно услышать в самом загадочном советском мультфильме — «Ежик в тумане». Его создатель — режиссер-аниматор Юрий Норштейн — в 2017-м признался КП: «Баталов был врачующий актер. Его неповторимый голос исцелял. Голос — отдельное произведение искусства». Еще в середине 70-х Баталов начал преподавать во ВГИКе: в 1989-м он стал заведующим кафедрой актерского мастерства. Баталов скончался во сне 15 июня 2017-го — на 89-м году жизни. Последние месяцы он провел в больничной палате — в январе актер сломал шейку бедра правой ноги, а в феврале ему была сделана восстановительная операция. Дочь Алексея Баталова Надежда. В 1955-м у пары родилась дочь Надежда — окончив институт иностранных языков, она стала переводчицей. В 1963-м актер женился во второй раз — его избранницей стала Гитана Леонтенко, артистка цирка.
В этом союзе родилась дочь Мария — она окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа и стала литератором. О ВОВ написано и спето множество песен. Мы расскажем о 10. Не все они создавались в те суровые годы, но все прочно ассоциируются с тем временем. Эти песни исполняли бойцы в окопах и любимые киногерои.
Птушко и многие другие. В 2017 году фильм «Иди и смотри» реж. Элем Климов получил приз Венецианского международного кинофестиваля за лучший отреставрированный фильм в секции «Венецианская классика». Архивное фото со съемок фильма «Летят журавли» Фильм «Летят журавли» доступен для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном YouTube-канале киноконцерна.
Справочная информация: Фильм «Летят журавли» вышел на экраны в 1957 году и сразу же завоевал признание не только советского, но и мирового зрителя и получил множество престижных наград, главная из которых «Золотая пальмовая ветвь» Международного Каннского кинофестиваля 1958. В 1959 году картина была номинирована на премию Британской киноакадемии в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая иностранная актриса» Татьяна Самойлова. Кадр из фильма «Летят журавли» Фильм «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» рассказывает историю двух влюбленных, разлученных Великой Отечественной войной. Режиссер-постановщик фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов В дни Международного Каннского кинофестиваля в 1958 году французская газета «Журналь дю Диманш» писала перевод Б. Котова, «Труд» : «Избегая дешевых эффектов и душещипательности, постановщик Михаил Калатозов создал мощное и трезвое киноповествование. Некоторые сцены, встреченные особыми аплодисментами, заслуживают того, чтобы в один прекрасный день они были включены в антологию лучших произведений киноискусства».
Кино высшей пробы, или Почему стоит пересмотреть «Летят журавли»
12 октября 1957 года на экраны страны вышел художественный фильм "Летят журавли". Народный артист России, режиссер Андрей Житинкин выпустил в Малом театре премьеру спектакля «Летят журавли». Фильм «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» рассказывает историю двух влюбленных, разлученных Великой Отечественной войной.
Летят журавли (1957)
В Москве начинаются бомбёжки. Однажды, когда Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него нет никаких вестей, они с матерью идут и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочная работа.
Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку — подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса.
Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж.
Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё.
Он написал ее еще в 1943 году, но советская цензура 13 лет не пропускала ее в печать. Виной тому был облик героини, которая изменила советскому солдату. В 1956-м пьесу наконец опубликовали в «Литературной Москве», а позже поставили в столичном театре. Прочитав произведение, режиссер Михаил Калатозов нашел автора и попросил его написать сценарий для фильма. Фильм потряс не только критиков и зрителей, но и все советское общение. На главную мужскую роль — роль Бориса — сразу утвердили Алексея Баталова, а Веронику сначала должна была играть Елена Добронравова.
Первоначально на эту роль была приглашена актриса Елена Добронравова. Но все-таки в фильме сыграла Татьяна Самойлова, которая была утверждена на роль из-за своей необычной внешности. Самойлова за исполнение роли Вероники в фильме «Летят журавли» получила специальный диплом жюри и приз «Апельсиновое дерево», Большую премию Французской академии кино за лучшее исполнение женской роли в нефранцузском фильме, премию Французской академии кинематографии «Хрустальная звезда» и приз «Живой легенде Канна».
А 60 лет назад это был настоящий прорыв. Операторы в Каннах были настолько поражены, что просили раскрыть секреты применения определенных методов. Например, кинематографистов привлекли многослойные экспозиции. Сергей Урусевский снимал кадр, запоминал его длину и, не проявляя негатив, заворачивал его в плотную ткань. Затем в темноте вставлял ту же пленку в камеру и снимал следующий слой. Для фильма впервые в истории кинематографа использовали круговые операторские рельсы. Сергей Урусевский сконструировал их для съемок сцены гибели Бориса. В этом эпизоде вообще много изобразительных приемов, потому что момент очень важный и эмоциональный. Там и многослойная экспозиция, и нестандартные ракурсы, и легендарная пробежка героя по лестнице, которую мы уже видели в начале фильма. Легендарная опять же с точки зрения операторского мастерства. Как плавно провести в кадре героя, который бежит вверх и по кругу? Для этого установили столб, на котором закрепили операторскую люльку. Урусевского дубль за дублем поднимали с помощью веревок по спирали. Кстати, это не единственный раз, когда оператора в буквальном смысле слова носили на руках в погоне за определенным ракурсом. Чтобы снять сцену, в которой Баталов несет на себе раненого солдата, осветители тащили Урусевского по земле на листе железа. Интересных кадров и планов много — на них можно разложить практически весь фильм. Очень компактная для того времени камера позволила снимать с рук. Благодаря этому мы как будто оказываемся вместе с Вероникой в толпе провожающих, а в конце фильма — в потоке встречающих людей. Более того, в одной из сцен камеру держит сама Самойлова — когда Вероника бежит на мост с мыслью покончить с собой. Здесь же используются приемы субъективной камеры и смены кадровой частоты. Все вокруг очень сумбурно, двигается то быстро, то медленно — зритель как будто смотрит глазами Вероники, решившейся на самое страшное. Каждый кадр у Сергея Урусевского был продуман до мелочей.
Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К
Работа оператора Сергея Урусевского, его гениальные летающие и кружащиеся планы сделали картину совершенно нестареющей — она и сегодня смотрится революционно. Камера Урусевского вовлекает зрителя в повествование, помогает посмотреть на происходящее глазами героев, почувствовать каждое движение их души: их любовь, их боль, их надежду. Но по-настоящему проникнуть в режиссёрский и операторский замысел можно, только посмотрев фильм на большом экране. Эта возможность у нас есть благодаря реставраторам лабораторий Мосфильма и телеканалу «Мосфильм. Золотая коллекция», который выпускает фильм в прокат», — комментирует Иван Кудрявцев, директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение».
Киноконцерн «Мосфильм» и телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» не просто выпускают фильм «Летят журавли» на большие экраны. Зрители увидят покадрово восстановленный в лабораториях киноконцерна и воссозданный в формате 4K шедевр.
Семья Бориса и Вероника с Марком переезжают в эвакуацию за Урал. Вероника работает в госпитале.
Во время ее дежурства у одного из солдат происходит нервный срыв из-за его неверной невесты. Вера, под впечатление происшедшего, приняв все на свой счет, хочет, бросится с моста и покончить с собой. С моста Вероника видит маленького мальчика и бросается его спасать. Едва успев Вера спасает мальца из-под колёс грузовика. Оказалось, что мальчик не знает где его родители и зовут его, по странному стечению обстоятельств также как и ее бывшего жениха тоже Борис.
Вероника приводит мальчика к себе домой и хочет дать ему поиграть плюшевой белочкой, которую она получила от ее Бориса. Вероника начинает разыскивать свою игрушку и узнает, что у Марка есть любовница Антонина Монастырская, с которой у Марка давний роман.
Бориса провожают на фронт, но Вероника не успевает проститься с ним. В Москве начинаются бомбёжки. Однажды Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него нет никаких вестей. Они с матерью идут к дому и разговаривают.
Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочная работа. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку — подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает.
Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и, уступив его настойчивости, она выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники.
Ее дебют состоялся уже в 50-х годах в "Современнике", где ее и посмотрел Михаил Калатозов. На Каннском кинофестивале 1958 года фильм "Летят журавли" был отмечен высшей наградой - "Золотой Пальмовой ветвью". Картине сопутствовал большой успех у зрителей не только в СССР, но и в других странах.