На Переяславской раде была зачитана грамота царя Алексея Михайловича о принятии украинского народа под высокую царскую руку. повтор известной картины Михаил Дерегус (1904—1997) «Переяславская Рада» (1953), автор не определен ; проведена реставрация, новый подрамник. 18 января 1654 года состоялось собрание (Переяславская рада) представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, решавшее вопрос о вхождении Войска Запорожского в состав Русского царства на правах автономии. Перед Вами картины Алексея Кившенко "Переяславская рада" (1880 г.) и Михаила Хмелько "Навеки с Москвой"(1951 г.). Они посвящены Переяславскому договору между гетманом Украины Богданом Хмельницким. На самом деле присягу царю на «Раде» составили лишь 284 лица, преимущественно жители Переяслава и представители от трех казацких полков — Киевского, Черниговского, Переяславского.
Переяславская рада
Она находилась на границе лесной русской и «цивилизованной» и степной зоны, где властвовали кочевники в основном — крымские татары. Там постепенно скапливались беглые люди, как из Русского царства, так и из Литовского княжества. К XVI веку за этими поселенцами закрепляется именование казаки. У них не было центрального правительства, а об их жизни известно мало, но, судя по всему, жили они за счет рыбной ловли, разбойничества и наемничества. Польский историк XVI века Марцин Бельский описывал их так: «Эти посполитые люди [мещане] обыкновенно занимаются на Низу Днепра ловлею рыбы, которую там же, без соли, сушат на солнце и тем питаются в течение лета, а на зиму расходятся в ближайшие города, как-то: Киев, Черкассы и другие.
Они причиняют очень часто большую беду татарам и туркам и уже несколько раз разрушали Очаков, Тягинку, Белгород и другие замки, а в полях немало брали добычи, так что теперь и турки и татары опасаются далеко выгонять овец и рогатый скот на пастбище... Казаки нас наибольше ссорят с турками; сами татары говорят, что если бы не казаки, то мы могли бы хорошо с ними жить; но только татарам верить не следует: хорошо было бы, чтобы казаки были, но нужно, чтобы они находились под начальством и получали жалованье». Руководству Речи Посполитой пришла в голову та же идея, и потому начиная с последних десятилетий XVI века казаков начинают нанимать на постоянную службу королю для отражения набегов татар. Участвовали казаки и в походах против России : например, гетман Сагайдачный захватил предместья Москвы в 1618 году.
Вместе с тем, именно казаки стали главными сторонниками перехода в российское подданство. От восстания — к Переяславской раде Когда в 1648 году полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий начал антипольское восстание, недостатка в добровольцах не было: в его армию массово стекались даже крестьяне, что было редкостью для той эпохи. Шляхта обирала крестьян, отказывалась уравнять в правах православное и католическое население, а казаков — в привилегиях с собой. Русское дворянство постепенно выдавливали изо всякой власти, так что в итоге поляками были недовольны все сословия.
Восстание шло слишком хорошо, но запорожцы не знали, что делать со своими успехами. Хмельницкий в союзе с крымчаками разбил польские войска в нескольких битвах, захватил всю центральную Украину и дошел до Львова , а его борьбу повсеместно поддерживали в городах и деревнях. Однако весной 1648 года случилось неожиданное событие: умер король Владислав IV, который всегда хорошо относился и к русским, и к православным, и к казакам, и пытался защитить их права. Речь Посполитая была не централизованным, а феодальным государством, поэтому Хмельницкий воевал не столько с Польшей в целом, сколько с частью шляхты, а с королем планировал договориться.
Проанализируйте изображенные детали и выразите свои мысли о том, какие эмоции вызывает данное произведение у вас лично. Укажите, какие чувства оно вызывает вам, какое настроение передает и какие мысли возникают при просмотре. Рассмотрите композицию картины, расположение персонажей, их жесты и мимику.
Попробуйте сделать выводы о том, какие идеи или сообщения художник хотел донести до зрителя через свое произведение.
Проанализируйте изображенные детали и выразите свои мысли о том, какие эмоции вызывает данное произведение у вас лично. Укажите, какие чувства оно вызывает вам, какое настроение передает и какие мысли возникают при просмотре. Рассмотрите композицию картины, расположение персонажей, их жесты и мимику.
Попробуйте сделать выводы о том, какие идеи или сообщения художник хотел донести до зрителя через свое произведение.
Кившенко изображает историческое событие, которое имело важное значение для Украины и России. Давайте рассмотрим каждую часть вашего вопроса более подробно: Основа сюжета: «Переяславская рада» изображает событие, произошедшее в 1654 году, когда была проведена рада собрание в городе Переяслав ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина. На раде было принято важное решение о заключении союза между Запорожскими казаками и Россией под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. Этот союз называется «Переяславской радой» и имел целью объединить усилия в борьбе против общего врага, польских интервентов. Настроение казаков: На картине можно увидеть, что настроение казаков изображено разнообразно.
Переход под власть россии (83 фото)
Михаил Дерегус и Сергей Репин "Переяславская рада". Картина написана в 1954 году. Основа сюжета: «Переяславская рада» изображает событие, произошедшее в 1654 году, когда была проведена рада (собрание) в городе Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина). Цветная вертикальная композиция. В центре на крыльце изображены украинский гетман с булавой в вытянутой вверх руке и русский боярин с грамотой. Вокруг собрался народ, кто-то слушает, кто-то кричит и машет саблями над головой. На заднем плане справа видна церковь. На картине изображена Переяславская рада – собрание представителей украинского народа во главе с гетманом Войска Запорожского и обеих сторон Днепра Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 года в Переяславле. На картине изображены события, произошедшие в 1654 году, когда гетман Богдан Хмельницкий провел Переяславскую раду, собрав народные массы для решения важных вопросов. Копия картины «Переяславская рада» художника М.И. Хмелько. Момент воссоединения Украины с Россией имел большое историческое значение.
*К 370-летию ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЫ
Созвана Переяславская рада | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | повтор известной картины Михаил Дерегус (1904—1997) «Переяславская Рада» (1953), автор не определен ; проведена реставрация, новый подрамник. |
Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины | После проведения Переяславской рады 1654 года, в феврале, из высших казацких старшин было сформировано посольство для ведения переговоров по условиям присоединения Украины к России. |
Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России
Оригинал взят у aloban75 в Когда Киев остался русским Переяславская рада 1654 г. Картина художника М. И. Хмелько,1951 г. 9 апреля 1672 года в Москве было подписано русско-польское соглашение, по которому русские войска остались в Киеве С середины XIV века Киев, некогда. В основу сюжета картины положено такое событие, как Переяславская рада 1654 года, на которой было принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством (что обсуждают люди, думаю, понятно). Переяславская рада 18 января 1654 года. Картина неизвестного художника. Вообще-то после Переяславской рады последовала продолжительная война с Польшей, а гетьманы постоянно бегали то к полякам, то к туркам.
Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе
Переяславская рада картина Хмелько. Новости Новости. Перед Вами картины Алексея Кившенко "Переяславская рада" (1880 г.) и Михаила Хмелько "Навеки с Москвой"(1951 г.). Они посвящены Переяславскому договору между гетманом Украины Богданом Хмельницким. На картине изображена Переяславская рада – собрание представителей украинского народа во главе с гетманом Войска Запорожского и обеих сторон Днепра Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 года в Переяславле. В любое другое время такая запись, посвященная Переяславской Раде, предворялась бы какой нибудь художественной картиной, посвященной тому события.
Украине предстоит повторить урок Переяславской рады
Сюда же приехал Хмельницкий со своим военным советом старшиной. Утром 8 по новому стилю — 18 января 1654 года состоялась старшинская рада, одобрившая решение идти «под государеву руку». Затем на площади перед Успенским собором на общую раду собрались «люди разных чинов». К собравшимся вышел Богдан Хмельницкий, который сказал, что русский государь «не презрел шестилетние моления» казаков и согласился принять их под свою руку.
По свидетельству представителей русского посольства, собравшиеся на площади в ответ кричали: «Волим под царя восточного, православного». После этого казаки присягнули на верность государю в Успенском соборе, а Богдану Хмельницкому члены русского посольства вручили царскую грамоту и знаки гетманской власти: хоругвь, булаву и шапку. Через несколько дней посольство двинулось по городам и местечкам, контролируемым Войском Запорожским.
Там процедура присяги повторялась. Вероятно, царские представители считали, что результаты собрания в Переяславле требуют подкрепления. В общей сложности представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях, где привели к присяге 127 тыс.
Объединение Войска Запорожского и Русского царства привело к очередной русско-польской войне, продолжавшейся до 1667 года. По итогам противостояния Польша отказалась от Смоленска и Чернигова и признала русское владение над левобережной Украиной. Особой статьей соглашения был Киев.
Стороны договорились, что город на два года останется во владении Москвы, затем вернется Польше. Но позже Россия заплатила за Киев компенсацию — 146 тыс. И оставила за собой.
Современные оценки Современные оценки Переяславской рады в двух странах сильно отличаются. После распада Советского Союза в Киеве много внимания стали уделять тому, что две страны различает и разделяет. Самая яркая иллюстрация в этом смысле — книга бывшего президента Украины Леонида Кучмы под названием «Украина — не Россия».
После победы майдана 2014 года риторика ужесточилась еще больше. Киевские политики без устали клеймили общее с Россией прошлое. На этом фоне Переяславская рада, где казаки сами просились в состав общего государства, выглядит неудобно.
Вроде бы нельзя об этой важнейшей странице истории умолчать. Но и осмыслить ее в современной парадигме, где Киев якобы постоянно стремиться прочь от Москвы, в Европу, не получается. В таких условиях политики предпочитают поменьше упоминать о тех событиях.
Большую часть жизни художник-любитель работал дежурным по станции в селе Налгекан Чернышевского района. Будучи уже на заслуженном отдыхе он посвятил себя поприщу культуры, занимая должность заведующего клубом в своем селе. Последние годы автор прекрасных картин жил в поселке Чернышевск. Две замечательные картины в музей представил сын самобытного художника- Атаманчук Виктор Ипатиевич житель нашего поселка.
Он указывал, что подавление восстания приведет к усилению Речи Посполитой, обращал внимание на притеснение поляками православной веры. В результате в Москве начали реальную подготовку к объединению. Осенью 1653 года для обсуждения вопроса был созван Земский собор. Представительство различных слоев общества было широчайшим из всех возможных на тот момент. В результате длительного обсуждения собор решил, «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых Божиих церквей».
Фото: commons. Художник Алексей Кившенко По итогам собора к гетману было направлено посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным. Делегация прибыла в город Переяслав, который был в то время крупным городом и казацким полковым центром. Сюда же приехал Хмельницкий со своим военным советом старшиной. Утром 8 по новому стилю — 18 января 1654 года состоялась старшинская рада, одобрившая решение идти «под государеву руку».
Затем на площади перед Успенским собором на общую раду собрались «люди разных чинов». К собравшимся вышел Богдан Хмельницкий, который сказал, что русский государь «не презрел шестилетние моления» казаков и согласился принять их под свою руку. По свидетельству представителей русского посольства, собравшиеся на площади в ответ кричали: «Волим под царя восточного, православного». Сколько получают гастарбайтеры из незалежной После этого казаки присягнули на верность государю в Успенском соборе, а Богдану Хмельницкому члены русского посольства вручили царскую грамоту и знаки гетманской власти: хоругвь, булаву и шапку. Через несколько дней посольство двинулось по городам и местечкам, контролируемым Войском Запорожским.
После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Однако Б. Хмельницкий потребовал, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя, что было бы подтверждением союза между обоими государствами. Боярин В.
Бутурлин решительно отказался принести присягу, в связи с чем гетман и старшины удалились на совещание, которое длилось несколько часов, а послы остались ждать в соборе. В ходе совещания П. Тетеря и Г. Лисницкий, полковник миргородский, неоднократно приходили и просили В.
Бутурлина принести присягу, но безуспешно. Тем временем, руководитель посольства дважды утверждал, что царь будет охранять все права Украины и, более того, заявлял, что «царское слово переменно не бывает». Бутурлин отказался присягать от лица царя, ссылаясь на то, что царь не присягает своим подданным. По-видимому, письменного договора в Переяславе заключено так и не было.
После продолжительного совещания, учитывая слова Бутурлина, которые гетман и старшина толковали как равнозначные присяге царя, украинская сторона принесла присягу.
Почему неизбежна новая «Переяславская Рада»
После этого состоялась присяга на верность царю гетмана Богдана Хмельницкого, казацкой старшины, затем казаков и мещан. Картина: «Переяславская рада. Воссоединение Украины», Алексей Данилович Кившенко, 1880 г. Последние записи:.
К огромному сожалению, приходится признавать, что эта извечная неоднозначность отношений продолжается и в наши дни...
В отечественной истории, как и в истории Украины, не так уж много событий, которые бы имели такую сложную судьбу, как Переяславская рада. Как только в России или на Украине начинают происходить какие-то политические перемены — это незамедлительно отражается на вариантах трактовки Переяславской рады: от великого акта добровольного воссоединения двух братских народов до ничего не значащего договора о совместной военной операции, который русский царь заключил с ватагой вольных казаков… А Богдан Хмельницкий, в зависимости от сложившейся политической конъюнктуры, оценивается то как национальный герой, спасший Украину, то как предатель национальных интересов, её погубивший… Впрочем, рассуждать о прошлом, не принимая во внимание сегодняшний конфликт между Россией и Украиной, не получится. В этом смысле история взаимоотношений русских и украинцев во времена не только Московского царства, но и Российской империи, Советского Союза — очень актуальна и поучительна. Внимательное изучение этой истории может дать ответы на многие волнующие нас сегодня вопросы. Ведь главное сейчас — определить стратегию будущего, потому что горячая фаза российско-украинского конфликта рано или поздно закончится и нужно будет решать, на каких условиях нам жить дальше.
Рассмотрите композицию картины, расположение персонажей, их жесты и мимику. Попробуйте сделать выводы о том, какие идеи или сообщения художник хотел донести до зрителя через свое произведение. В завершении сочинения, выразите свое общее впечатление от картину и укажите, какие уроки или идеи можно извлечь из изображенных событий для себя лично или для общества в целом. Таким образом, писать сочинение по картине "Переяславская рада" - это отличный способ развивать свои литературные способности, аналитическое мышление и воображение, а также погрузиться в атмосферу исторических событий, изображенных на произведении искусства.
Копия картины «Запорожские казаки» художника В. Репина В основу картины взяты исторические события, относящиеся к 1676 году «Запорожские казаки « пишут письмо турецкому султану, диктуя и подбирая писарю наиболее едкие словесные выражения. Копия картины « Переяславская рада» художника М. Момент воссоединения Украины с Россией имел большое историческое значение.
Алексей Кившенко
- Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги
- Новости и события Российского исторического общества
- решение вопроса
- Русская историческая живопись
Переяславская рада или … предательство?
Картина художника И.Шульги | РИА Новости Медиабанк | Переяславская рада Переяславская радаВ истории украинско-российских отношений ключевым и поворотным пунктом была Переяславская рада 1654 года. |
История в картинах. Хмелько Михаил - Навеки с русским народом. | Переяславская Рада, принявшая решение о воссоединении Малороссии с Россией, была созвана гетманом Богданом Хмельницким 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий). |
*К 370-летию ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЫ | В начале 1654 года состоялась Переяславская рада — в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий в Киевской области на левом берегу Днепра) запорожские казаки присягнули на верность русскому царю. |
18 января в истории. Переяславская рада | Впрочем, за этими спорами, касающимися истории Переяславской рады, нельзя упускать самое существенное: ее результатом стало историческое соединение двух близких народов. |
«С городами и с землями принять» | После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. |
Переяславская рада
На раде обсуждался вопрос о воссоединении Украины с Россией. Принятию положительного решения о вхождении в состав России способствовала близость языка и культуры украинского и русского народов, общность религии, наличие между ними экономических, политических и культурных связей. Важность обсуждаемого на Переяславской раде вопроса художник Кившенко постарался показать с помощью серьёзных выражений лиц собравшихся, положению их фигур, а также с помощью композиции. В центре над народом находится Б. Хмельницкий вместе с представителями высшего сословия. Они задают собравшемуся внизу народу свой вопрос - вопрос о воссоединении Украины с Россией.
При этом духовное наследие Древней Руси — в течение столетий и несмотря ни на что — продолжало объединять русские, украинские, белорусские земли. Ему не мешали ни новые границы, ни опустошительные нашествия, ни острые внутренние конфликты. И пусть даже эта общность не всегда осознавалась — но всеми чувствовалась. И в обеих странах, и за их пределами. Разве это не показательно и сейчас? Не значимо для каждого из нас — граждан разных государств, но продолжателей общей истории?.. Со времен Переяславской рады прошло больше трех с половиной веков. И мы видим, как вольно порой меняются оценки прошлого, как уходит в тень память об одних фактах и героях, а взамен предлагаются другие. Но как гласит украинская поговорка: «Побрехень багато, а правда тiльки одна». И она в том, что наши народы и по сей день живут по соседству друг с другом, в тесном переплетении человеческих судеб, а летопись наших отношений продолжается. История же, как известно, всегда сама расставляет точки над всеми «i»….
Картина "Переяславская рада" является не только произведением искусства, но и великолепным историческим памятником, отражающим важные страницы русской и украинской истории. Воссоединение Украины М.
Заместитель чигиринского старосты Даниэль Чаплинский разграбил хутор, принадлежавший Хмельницкому, увез его жену и до смерти запорол десятилетнего сына Остапа. После этого оскорбленный гетман собирает вокруг себя казаков и начинает боевые действия против Речи Посполитой. Целью повстанцев было освобождение от гнета со стороны польско-литовских феодалов. Эти идеи нашли отклик со стороны широких народных масс. В кратчайшие сроки восстанием были охвачены значительные территории современной Украины и Беларуси. До 1651 года союзником Хмельницкого был крымский хан, предоставивший ему значительную военную помощь. После ряда поражений и предательства со стороны крымских татар запорожские казаки вынуждены были обратиться за помощью к России. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с царем Алексеем Михайловичем еще в начале восстания. Первое письмо русскому царю было написано в январе 1648. Подготовка к подписанию соглашения между запорожскими казаками и Россией велась в течение длительного времени. Алексей Михайлович справедливо опасался, что присоединение значительной части украинских земель приведет к неизбежному военному столкновению с Польшей. Чтобы заручиться общественной поддержкой, по приказу царя осенью 1653 года состоялось заседание Земского собора. Его участники одобрили вхождение запорожских земель в состав России. Для заключения соглашения с казаками отправили большое посольство, в состав которого включили самых искусных дипломатов. Для переговоров был выбран Переяслав — старинный город, расположенный примерно в 90 километрах от Киева. Сейчас это Бориспольский район Украины. В память об этом важном историческом событии в 1943 году город переименовали в Переяслав-Хмельницкий. В октябре 2019 городу было возвращено прежнее название. Российская делегация прибыла в Переяслав 31 декабря 1653 по новому стилю — 10 января 1654. Представители Запорожской Сечи приехали 6 16 января 1654. Главные события, завершившиеся принятием присяги русскому царю, происходили 8 18 января 1654. Российскую сторону представляли: Бутурлин Василий — приближенный к царю боярин, известный дипломат и военачальник. Возглавлял русское посольство на переговорах с Хмельницким; Лопухин Иларион — один из старейших государственных деятелей. Около 70 лет состоял на службе у русских царей.
«С городами и с землями принять»
Михаил Мягков сравнил решение Переяславской Рады с референдумом о воссоединение с Россией, который состоялся на Донбассе, в Херсонской и Запорожской областях в сентябре 2022 года. Это порождало проблемы различного характера: религиозного, социального и национального. Переяславская рада 1654 года и ее основные решения. Богдан Хмельницкий Переяславская рада 1654 картина. Главная» Новости» 1654 г 8 января переяславская рада вхождение украины в состав россии.
Переяславская рада или … предательство?
Копия картины «Запорожские казаки» художника В. Репина В основу картины взяты исторические события, относящиеся к 1676 году «Запорожские казаки « пишут письмо турецкому султану, диктуя и подбирая писарю наиболее едкие словесные выражения. Копия картины « Переяславская рада» художника М. Момент воссоединения Украины с Россией имел большое историческое значение.
Богдан Хмельницкий помешал этому, выкрав грамоту хитростью. Сторонников Барабаша было две-три сотни, в основном это зажиточные люди, представители его ближнего круга. Как именно поступил гетман Хмельницкий с несогласными, неизвестно. В документальных источниках, составленных заинтересованными сторонами и принадлежавших сторонним наблюдателям, об их судьбе ничего не говорится, кроме того что они отказались от приведения к присяге от имени своих полков. Выработка условий Переяславского договора После того как Бутурлин отбыл в Москву, Богдан Хмельницкий и казацкие старшины начали вырабатывать условия, на которых им хотелось бы стать подданными Алексея Михайловича. Эти условия были составлены в форме прошения, называемого челобитием. Был написан список, состоявший из 11 пунктов. Он получил наименование Мартовских статей и был доставлен в марте 1654 года в столицу Русского государства Павлом Тетерей и Самойло Богдановичем, войсковым судьей, и их товарищами. В Москве представители посольства внесли в Мартовские статьи дополнительные пункты. В результате условия Переяславской рады 1654 года стали содержать 23 статьи. Последствия договора Решение Переяславская рады 1654 года в тот же час привело к войне с Речью Посполитой. Война длилась до 1667 года, а затем последовало Андрусовское перемирие. По его итогам часть населения Речи Посполитой, исповедовавшая православие, была присоединена к Русскому царству, смогла избавиться от религиозного и национального угнетения со стороны польских властей. Поляки отказались от Чернигова и Смоленска, признав Левобережную Украину русским владением. Киев передавался России лишь на два года, но впоследствии русским удалось удержать его за собой. Это было закреплено в «Вечном мире» - договоре 1686 года. Итоги войны с Речью Посполитой Факт перехода древнего Киева к Русскому государству сам по себе был очень важным событием. Ведь и великие московские князья, и цари считали его своей вотчиной на протяжении веков. А присоединение части Украины явилось еще одним этапом в собирании русских земель, что нашло свое отражение в таком претензионном титуле, как государь всея Руси. В 1659 году произошло заключение второго Переяславского соглашения. Его подписал уже сын Богдана Хмельницкого Юрий и представители русского царя.
После этого состоялась присяга на верность царю гетмана Богдана Хмельницкого, казацкой старшины, затем казаков и мещан. Картина: «Переяславская рада. Воссоединение Украины», Алексей Данилович Кившенко, 1880 г. Последние записи:.
А формальности в вопросах власти всегда важны. Следовательно, если бы казаки задумали в результате «национально-освободительной» борьбы обрести свое собственное государство, им пришлось бы пригласить к себе какого-нибудь правителя со стороны и далее возвести его на престол. Однако ничего подобного мы не наблюдаем. Казаки лишь выбирают, к какому уже существующему монарху попроситься в подданство. Войско Запорожское имело двойственную природу. С одной стороны это, несомненно, сословная корпорация. Казаки не добивались для себя права распоряжаться судьбами других — судить, наделять собственностью и т. Они стремились лишь к самоуправлению. С другой стороны, эта военная корпорация, придя с просторов Дикого поля, захватила определенную территорию. На этой территории существовали и другие сословные корпорации — Киевская митрополия, городское самоуправление. Наконец, сохранялась и та шляхта, которая «оказачилась», но и среди ее представителей сохранялись идеи восстановления особых сословных прав, отличных от казацких. В челобитной царю Запорожское войско буквально одной строкой просило подтвердить права и вольности и других сословий, но разрешение этого вопроса оставляло на усмотрение царской власти и других сословных корпораций. Они, так же как и войско Запорожское, должны были получать жалованные грамоты непосредственно от нового суверена — московского царя. Гетман лишь визировал обоснованность тех или иных просьб со стороны представителей городов или церкви. Интересно, что город Переяславль, где проходила историческая рада, получил жалованную грамоту даже раньше самого войска Запорожского. При этом жители Переяславля в челобитной отмечали, что, помимо царя, никакого «пана», то есть господина, над ними нет. Царь становится арбитром между сословиями, их корпорациями и отдельными представителями. В общем-то, именно в этом и состояла одна из ключевых функций суверена в обществах той эпохи. В обсуждении правового статуса тех, кто оказывается в юрисдикции войска, перечисляются сословия — шляхтичи, казаки и мещане. Здесь нет не только крестьян, которые в ту эпоху редко где обладали правовой субъектностью, но и духовенства — «первого сословия» традиционного европейского общества. Жалованные грамоты духовенству киевской митрополии выдавались на права собственности, феодальные права и права духовного суда. При этом сама Киевская митрополия оставалась в составе учредившего ее Константинопольского патриархата. Жалованные грамоты подтверждали все традиционные права и привилегии, апеллируя к соответствующим обязательствам польской королевской власти. Тем самым верхушка украинского казачества не претендовала на качественно иной статус Войска и территории, которую оно контролировало, в сравнении с тем, что они имели в составе Речи Посполитой. Сам Грушевский вынужден был признать, что детальный анализ взаимоотношения Войска Запорожского и Московского царства в процессе подготовке Переяславской рады и в ходе реализации достигнутых договоренностей не позволяют обнаружить «никакого следа последовательной реализации украинской государственной идеи, полное свидетельство ее убожества». Сплотила навеки Великая Русь До сих пор в нашем общественном сознании доминирует идеологическая концепция «воссоединения Украины с Россией», сформулированная в нынешнем виде в первой половине 1950-х гг. Однако уже сама эта хрестоматийная формулировка полна противоречий. Она подразумевает, во-первых, наличие двух равноправных субъектов, Украины и России вариант — Московского государства , во-вторых, их первоначальное единство. Ни того, ни другого история не знала. Действительно, в процитированном выше приговоре Земского собора 1653 г. Однако о какой Украине идет речь? К середине XVII в. При этом Черниговская земля вошла в состав Речи Посполитой официально только в 1618 г. Три других воеводства Королевства Польского с преобладающим русским православным населением, расположенные западнее Подольское, Волынское, Русское , войску Запорожскому не принадлежали и, соответственно, на Переяславской раде представлены не были. Как не была представлена и находившаяся с момента основания в составе России Слободская Украина — которая как раз в это время начала заселяться «черкасами» — казаками и крестьянами, которые бежали из Речи Посполитой от войн, политического преследования, религиозного и социального угнетения. Ну и естественно, что степные просторы Дикого Поля, земли Причерноморья и Приазовья, на которые распространялся суверенитет Крымского хана и Османского султана и которые в ХХ веке стали рассматриваться, как часть Украины, так же к событиям Переяславской рады прямого отношения не имели. Таким образом происходит манипуляция.