право быть избранным, предоставляемое гражданам, достигшим установленного Конституцией Российской Федерации и (или) законом возраста, определенное законодательством Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации. Под активным избирательным правом понимается право граждан участвовать в голосовании на президентских, парламентских или муниципальных выборах, избирать представителей на выборные должности в госаппарате.
2.2. Ограничения пассивного избирательного права
Статья 32 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями) | права быть избранными в вышеназванные органы государственной власти. |
Кто не имеет права голоса на выборах в России: полный список категорий | право быть избранным, предоставляемое гражданам, достигшим установленного Конституцией Российской Федерации и (или) законом возраста, определенное законодательством Российской Федерации. |
Право на отказ от участия в выборах в Государственную Думу по Конституции РФ
Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. Жалобы на действия Центральной избирательной комиссии рассматривает Верховный Суд Российской Федерации. Наиболее серьезные нарушения при проведении выборов и референдума, затрагивающие права граждан, наказываются в уголовном порядке ст. Часть 3 статьи определяет правовые основания ограничений в обладании правами, указанными в ч. Недееспособность граждан, признанная судом см.
Граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не могут пользоваться правами, указанными в ч. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению осуществления полномочий государственных органов. Государственная служба в Российской Федерации включает в себя: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. В соответствии с ч. Данное конституционное положение соответствует п. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Основными законодательными актами, регулирующими право граждан на государственную службу в Российской Федерации, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г..
Положение о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993г. Важное значение для реализации ч. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18, но и не старше 60 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством для государственных служащих. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном российской Конституцией и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности. Конституционный принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей. Ограничения установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г. Институт государственной службы составляют государственные должности, занимаемые государственными служащими.
Вне государственных должностей государственная служба не существует. Государственные должности — это должности в федеральных, региональных и иных государственных органах, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Все государственные должности в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» подразделяются на категории «А», «Б» и «В». Категория «А» — это должности Российской Федерации и ее субъектов, непосредственно предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Федерации. Открытый перечень таких должностей дан в самом Законе ст. Государственные должности категории «Б» — это должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», И, наконец, должности категории «В» — это должности, учреждаемые самими государственными органами, как сказано в Законе, для обеспечения их полномочий, а по существу для обеспечения и исполнения должностей категории «Б». В соответствии с п.
При этом государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие должности категории «А». Таким образом, лица, занимающие должности категории «А», по смыслу Закона от 31 июля 1995г, не являются государственными служащими и на них его действие не распространяется. Это — Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др. Лица, занимающие должности категории «Б», являются государственными служащими временно — в течение срока, на который избраны или назначены лица из категории «А». Государственные служащие являются наемными работниками, выполняющими государственные функции. Отношения государственных служащих с органами, в которых они работают, характеризуются следующими факторами: содержанием и объемом полномочий по государственной должности; требованиями владения государственным языком, соответствующего профессионального образования и др. Возникновение, изменение и прекращение отношений государственной службы осуществляются согласно действующим правовым предписаниям, которые имеют государственно- и административно-правовой характер и в то же время относятся к трудовому праву.
Поэтому в основе названных отношений лежат назначение или конкурс. Но поступает гражданин на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении на государственную должность. Для возникновения отношений государственной службы на основе назначения необходимо представить документы о профессиональном образовании, о состоянии здоровья, об имущественном положении и другие, если это предусмотрено федеральным законом. На государственные должности категории «Б» назначение осуществляется по представлению лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц из государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. На государственные должности 1-й группы категории «В» — младшие государственные должности референты 1, 2 и 3-го класса и др.
Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. И только на государственные должности 2, 3, 4 и 5-й групп старшие, ведущие, главные, высшие категории «В», то есть учреждаемые самим государственным органом, назначение осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности. Конкурс в этой категории должностей проводится среди подавших заявление об участии в конкурсе, как государственных служащих, так и граждан Российской Федерации. При этом государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов на замещение вакантных государственных должностей 2-й группы — старшие государственные должности или конкурса испытания на замещение вакантных государственных должностей 3, 4 и 5-й групп — ведущие, главные и высшие государственные должности ст. Вследствие назначения либо конкурса для государственных служащих возникают государственно-служебные отношения, на которые распространяются все принципиальные предписания КЗоТ. Наряду с наиболее общими обязанностями служащих, предусмотренными нормами трудового законодательства, для государственных служащих дополнительно установлены особые обязанности: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации; добросовестно исполнять должностные обязанности; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, своевременно рассматривать их обращения и принимать решения в порядке, установленном законодательством.
Конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются должностными положениями и инструкциями. Государственные служащие осуществляют предоставленные им права в пределах, установленных по должности. К числу основных прав государственных служащих относится принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями. Среди других основных прав, впервые нормативно закрепленных, следует выделить право на: ознакомление с документами, определяющими права и обязанности государственного служащего по занимаемой государственной должности; получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации и др. Принципиальным является закрепление в Федеральном законе ст. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что государственный служащий не вправе занимать другую должность быть совместителем или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях.
Запрет носит безусловный характер и не связан с подконтрольностью, подотчетностью государственного органа, предприятия, организации или иным образом с компетенцией государственного органа, в котором государственный служащий состоит на государственной службе. Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности. Запрет государственному служащему занимать другую должность означает одновременно и запрет быть депутатом законодательных представительных органов Российской Федерации, законодательных представительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.
Возрастной ценз — для активного избирательного права он установлен 18 лет т.
Для пассивного избирательного права т. Кроме того, Конституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ ст. Федеральным избирательным законом запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов. Ценз гражданства.
В Конституции РФ говорится о принадлежности права избирать и быть избранным как гражданам Российской Федерации ст.
Установление максимального предельного возраста для реализации избирательных прав обычно не практикуется, а в ряде государств в том числе и России [2] прямо запрещено. Ценз гражданства[ править править код ] По общему правилу, принятому в большинстве стран, избирать и быть избранными в органы власти данного государства могут только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства избирательных прав обычно лишены. В отдельных странах закон предоставляет иностранцам ограниченные избирательные права.
Никто не имеет права заглядывать в нее при вас, никто не может попросить показать, где вы поставили галочку. На УИКах, кроме членов комиссии, всегда есть сотрудник полиции и независимые наблюдатели. Сверните бюллетень, опустите в урну. Никто не узнает, что он именно ваш.
И это запрещено. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо", — статья 69 закона о выборах президента. Или вы не можете прийти на участок и готовы дать свой паспорт жене ну пусть она сама-то и за меня, и за себя проголосует. Не бывает таких ситуаций, когда человек может передать свой голос или воспользоваться чужим. Исключение составляют лишь случаи, когда человек физически не может поставить галочку в бюллетене по состоянию здоровья.
5. Избирательные права граждан
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются: Варианты ответов. По дате и времени регистрации кандидатов По дате и времени выдвижения кандидатов В алфавитном порядке Кулответ: В алфавитном порядке Статья 67. Избирательный бюллетень 4. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: Выборы Президента Российской Федерации назначает: Варианты ответов. Назначение выборов Президента Российской Федерации 2. Куда можно обжаловать решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей? Варианты ответов.
Позднее правовые позиции данного Постановления нашли отражение в федеральном законодательстве. В то же время выезд гражданина России за ее пределы для проживания не лишает его избирательных прав. Он обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации. На федеральном уровне определено право военнослужащих избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, голосовать на общих избирательных участках ст. Из комментируемой статьи, упомянутых федеральных законов, смысла, придаваемого их положениям в процессе применения федеральными органами, следует, что военнослужащие воинских частей, постоянно дислоцированных на территории субъекта Федерации, и члены их семей вправе участвовать в выборах в органы государственной власти этого субъекта. Что касается выборов в органы местного самоуправления, то, как следует из п. Такое ограничение избирательных прав военнослужащих в целях защиты прав и законных интересов населения муниципальных образований самостоятельно решать вопросы местного значения соответствует принципам, предусмотренным в ч. На основе международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, правом избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и российские граждане, наделены иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования п. Право иностранных граждан на участие в муниципальных выборах в Российской Федерации, как и аналогичное право российских граждан на территории других государств, предусмотрено договорами с Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории соответствующего государства, и граждан этого государства, постоянно проживающих на территории России Договор с Грузией 1995 г. В целом же юридически всеобщие выборы фактически таковыми не являются, так как выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших в них участие. Если прежде для такого признания требовалось участие в выборах, в зависимости от их уровня, кроме муниципальных, от хотя бы не менее 25 до 50 процентов избирателей, внесенных в список, то ФЗ от 5 декабря 2006 г. Однако такое решение создает опасность снижения явки избирателей, что, правда, не подтвердилось на региональных выборах в марте 2007 г. Следовательно, от активности самих избирателей в решающей степени зависит реализация принципа всеобщего избирательного права. В других государствах данный вопрос решается по-разному. В одних Великобритания, Испания, Канада, США выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей, в других Австралия, Аргентина, Бельгия, Греция, Италия, Турция предусмотрено обязательное голосование "обязательный вотум" и санкции за неучастие в нем. Равное избирательное право и право на участие в референдуме означают участие избирателей в выборах и референдуме на равных основаниях. Они обеспечиваются: наличием у каждого избирателя одного голоса или одинакового числа голосов ; включением избирателей не более чем в один список избирателей участников референдума ; примерным равенством избирательных округов по числу избирателей; соблюдением установленных норм представительства; предоставлением для кандидатов равных юридических возможностей для участия в избирательной кампании; едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов; равной защитой законом и судом без всякой дискриминации избирательных прав всех граждан, избирательных объединений, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами. Данный принцип распространяется как на активное, так и на пассивное избирательное право и взаимосвязан с принципом всеобщности. Приводившиеся примеры невключения на основе законов в списки избирателей беженцев, превышения общефедеральных избирательных стандартов относительно требований к возрасту и проживанию кандидатов на соответствующей территории также свидетельствуют о нарушении равных оснований для участия в выборах по сравнению с другими субъектами Федерации. Однако на практике наблюдается немало отступлений и непосредственно от принципа равного избирательного права. Так, Конституционный Суд в Постановлении от 10 июля 1995 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений Закона Чувашской Республики о выборах депутатов Государственного Совета республики, установивших новые правила подсчета голосов при повторном голосовании в ходе одних и тех же выборов Конституции СЗ РФ. В то же время в Определении от 5 ноября 1998 г. Постановлением от 25 апреля 2000 г. Правовая позиция Суда заключается в том, что право быть избранным в органы власти - это по своей правовой природе индивидуальное, а не коллективное право; что принцип равного избирательного права на данной стадии избирательного процесса предполагает равный правовой статус всех кандидатов, включенных в федеральный список. Указанное же положение Закона необоснованно ограничивало пассивное избирательное право других кандидатов из списка и активное избирательное право тех, кто разделяет убеждения данного избирательного объединения и хотел бы отдать свои голоса за его кандидатов, нарушает принцип свободных выборов и равного избирательного права и поэтому противоречит ст. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах "за" или "против" кандидатов списка кандидатов непосредственно. Этот принцип распространяется на выборы федерального Президента, депутатов Государственной Думы, законодательных органов субъектов Федерации, выборных органов местного самоуправления. Исключением из этого принципа на федеральном уровне представительной системы является порядок формирования Совета Федерации, предусмотренный ФЗ от 5 августа 2000 г. СЗ РФ. Это обусловлено тем, что в отличие от Государственной Думы, обеспечивающей представительство всего населения, Совет Федерации обеспечивает представительство субъектов Федерации см. Уставы и законы некоторых субъектов Федерации предусматривали избрание главы администрации региона законодательным органом, а также назначение глав местной администрации органами государственной власти и государственными должностными лицами, что является отступлением от принципа прямого избирательного права. Конституционный Суд в Постановлении от 18 января 1996 г. Поскольку федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти ч. Федеральное законодательство называет в числе избираемых гражданами должностных лиц главу исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Иной порядок избрания не соответствует Конституции и действующему законодательству. Принцип выборности высших должностных лиц субъектов Федерации на основе прямого избирательного права был подтвержден также в постановлениях Конституционного Суда от 1 февраля 1996 г. В то же время 11 декабря 2004 г. Это на первый взгляд противоречило изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда. Рассматривая указанное изменение в Постановлении от 21 декабря 2005 г. Тезис о прямых выборах главы исполнительного органа власти субъекта Федерации как о порядке, адекватном ст. N 2-П, - при том что Конституционный Суд не рассматривал вопрос, возможны ли иные конституционно допустимые варианты правового регулирования, не противоречащие конституционному принципу свободных выборов и отвечающие требованиям уравновешивания принципов демократии и единства системы исполнительных органов власти, а также полномочий Российской Федерации и ее субъектов, - не может быть истолкован как невозможность установления какого-либо иного порядка, удовлетворяющего содержанию права на свободные выборы и требованиям о необходимости достаточного баланса указанных конституционных ценностей. Новый порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации признан не противоречащим Конституции. Новеллой в указанном порядке является положение, содержащееся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Таким образом, исключительное право выдвижения соответствующих кандидатур подлежит закреплению за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны. Применительно к главам муниципальных образований ФЗ от 6 октября 2003 г. Вместе с тем Конституционный Суд неоднократно в своих решениях признавал неконституционными положения конституций и законов различных субъектов Федерации, предусматривавших назначение и освобождение от должности глав администраций муниципальных образований главами субъектов Федерации или главами вышестоящих администраций либо их избрание, но только по представлению главы субъекта Федерации например, постановления Конституционного Суда от 24 января 1997 г. N 1-П по Закону Удмуртской Республики о системе организации власти; от 15 января 1998 г. Соблюдение принципа тайного голосования означает исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на выборах и референдуме. Гарантиями реализации данного принципа являются законоположения о личном голосовании, об условиях заполнения избирательного бюллетеня, о порядке досрочного голосования и голосования вне помещения избирательного участка и т. Защиту избирательных прав граждан осуществляют не только Конституционный Суд, но в соответствии со своей компетенцией и общие суды. В них могут быть обжалованы решения и действия бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право граждан на участие в референдуме см. Решением Верховного Суда Республики Адыгеи на 19 декабря 2004 г. Однако Определением того же суда от 4 ноября 2004 г. Кабинету Министров Республики, который ссылался на отсутствие денежных средств в республиканском бюджете для проведения выборов в указанную судом дату, была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 22 мая 2005 г. По частной жалобе гр. При этом Судебная коллегия указала на противоречие судебного решения о предоставлении отсрочки нормам избирательного законодательства Бюллетень ВС РФ. Исходя из норм федерального избирательного законодательства, Судебная коллегия констатировала, что Центризбирком Республики был не вправе принимать решение о проведении на избирательных участках округа повторного подсчета голосов после подведения итогов голосования и результатов выборов в данном избирательном округе Бюллетень ВС РФ. Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов - от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов. Применительно к последней стадии - определению результатов выборов также возник ряд важных правовых проблем, которые были предметом оценки Конституционного Суда.
В Думу автономного округа может быть избран любой гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 21 года статья 38 Устава Ханты-Мансийского автономного округа. Главой местного самоуправления и депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избрано лицо, достигшее возраста 21 года. Кроме того, законодательством может быть ограничено активное и пассивное избирательное право гражданина.
Для включения в список избирателей иностранного гражданина необходимо предъявление им документа, выданного Федеральной миграционной службой «Вид на жительство иностранного гражданина», действительного на день голосования, с указанием в нем на соответствующее гражданство страница 16 «Вида на жительство иностранного гражданина» , а также с отметкой о регистрации перерегистрации по месту жительства страницы 4-8, 13 «Вида на жительство иностранного гражданина». При этом место жительства должно находиться в пределах избирательного округа. При представлении иностранным гражданином указанного выше документа, данные этого гражданина вносятся участковой избирательной комиссией в день голосования дополнительно в список избирателей с соответствующей отметкой и ему выдается бюллетень для голосования в общем порядке.
Ответы юристов (1)
- Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье - ТАСС
- Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов
- Избирательные права граждан при проведении выборов Президента Российской Федерации
- Об избирательных правах граждан
2. Избирательные права граждан
Кто имеет право голосовать на выборах? | Избирателем в России является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на соответствующих выборах. |
Предварительное голосование | Пассивным избирательным правом называется право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. |
Избирательные права иностранных граждан
- Защита документов
- Об избирательных правах граждан
- 5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
- LJ Magazine
- Статья 32 Конституции Российской Федерации
- Ст. 32 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2024 год
Избирательное право в РФ: особенности и распространенные мифы о его отсутствии у граждан
Активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме и устанавливает, что порядок проведения выборов депутатов Государственной. При этом всеобщее избирательное право не означает отсутствия ограничений, которые общество применяет к гражданам, не способным по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права, и лицам. В случае нарушения избирательных прав гражданин имеет право обратиться с жалобой в избирательную комиссию, вышестоящую избирательную комиссию, правоохранительные органы, в прокуратуру или в суд.
Прокурор разъясняет: «Какие граждане не обладают пассивным избирательным правом»
- Прокуратура г. Междуреченска
- Ограничения избирательных прав граждан по Конституции Российской Федерации — Студопедия
- Комментарий к Ст. 32 КРФ
- Ответы юристов (1)
Основные избирательные права российских граждан
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом других избирательных действиях – привлекаться к работе в избирательных комиссиях. В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Избирательным правом обладают граждане России, достигшие 18ти летнего возраста.
5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
Это граждане Российской Федерации, обладающие правом контролировать проведение голосования, подсчет голосов и иную деятельность избирательной комиссии. Активное избирательное право, право гражданина избирать должностных лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Нарушение принципов избирательного права, а также основывающихся на них нормах законодательства является основанием для обращения граждан за защитой своих прав в компетентные органы, такие как избирательные комиссии, органы прокуратуры, суд.
Об избирательных правах граждан
правом голосовать в представительные органы муниципальных образований, правом на участие в местном референдуме обладают постоянно проживающие на территории муниципального образования граждане Киргизской Республики. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане Российской Федерации. Согласно статье 32 такое право имеют граждане России,следовательно права избираться и быть избранным не имеют иностранные граждане и лица без гражданства. Избирательные права граждан составляют ядро публично-политических прав граждан (в том числе как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства).