Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов (ЦКБ РМ), входящее в «Ростех», разработало новый стелс-материал, поглощающий до 95% электромагнитного излучения радаров и позволяющий тем самым сделать самолёт практически «невидимым». Дополнительно: самолет изготовлен из высокотехнологичных материалов со специальным покрытием, чтобы стать незаметнее. в материале "". конкурента американским B-2A и B-21 Raider. Президент подразделения авиационных систем Northrop Grumman Том Джонс рассказал о том, что новый стелс-бомбардировщик B-21 Raider, созданный компанией, по ряду характеристик можно назвать самолётом шестого поколения.
Компания из США показала в своем ролике новый стелс-истребитель последнего поколения
Пентагон не любит неудачи с вооружением, на которое было потрачено астрономическая сумма бюджетных средств? Звучит как-то странно, но ведь на войне потери от такого «замалчивания» неизбежны. В отличие от обыкновенных самолётов, у которых основная боевая задача сводится к формуле «первый увидел - первый выстрелил - первый убил», самолёты-невидимки добавляют термин «незаметно» к «первый увидел - первый выстрелил». Обоснование эффективности невидимок скрывается за показателями ЭПР эффективной поверхности рассеивания «невидимок» по сравнению с другими самолётами. Большинство авторов зарубежных публикаций о stealth-самолётах непосредственно связаны с их разработкой, поэтому данные, приведённые в таблице, не совсем объективны. Интересна особенность оценки ЭПР зарубежными экспертами — в их отчётах не всегда указывается дальность обнаружения, на которой проводилось измерение. При этом эти же эксперты говорят почти о тысячекратном уменьшении ЭПР для самолётов пятого поколения. Как известно дальность обнаружения stealth-самолёта сократится лишь на треть, так как дальность обнаружения пропорциональна корню четвёртой степени от величины ЭПР, то есть в пересчёте на дистанцию обнаружения это означает её сокращение примерно в 5,6 раза.
Если же F-22 встретится в небе с Су-35, оснащённым бортовой РЛС «Ирбис», то он будет обнаружен на дальности 266 км, и не сможет незаметно осуществить пуск своих ракет AIM-120D на дальность, составляющую 180 км.
Она устроена более сложно, чем «Дуга». Помимо эффекта Кабанова в ней используется так называемая поверхностная волна, условно говоря, скользящая по водной поверхности. Методом поверхностной волны обнаруживаются не только летательные аппараты, но и корабли.
Правда, в данном случае дальность локации существенно меньше — порядка пятисот километров. РЛС «Контейнер» состоит из двух частей — передающей антенны и приемной, разнесенных в пространстве на 300 км друг от друга. Приемная антенна занимает в пространстве прямоугольник со сторонами 1300 м и 200 м. На нем установлены 144 антенные мачты высотой 35 м.
Эта антенна расположена в мордовском поселке Ковылкино. Передающая антенна установлена поблизости от Городца Нижегородской области. Диапазон рабочих частот передатчика, формирующего сканирующую радиоволну, — от 3 МГц до 30 МГц. В ходе приемочных испытаний было подтверждено, что она видит в глубину до 3000 километров даже такие малоразмерные объекты как беспилотные летательные аппараты.
Необходимо понимать, что РЛС «Контейнер» относится к стратегическим видам вооружения. В ее задачи входит информирование о воздушной обстановке на удалении в сотни километров от границ России. Она обнаруживает угрозы и оповещает о них систему ПВО страны.
На нем установлены 144 антенные мачты высотой 35 м. Эта антенна расположена в мордовском поселке Ковылкино. Передающая антенна установлена поблизости от Городца Нижегородской области. Диапазон рабочих частот передатчика, формирующего сканирующую радиоволну, — от 3 МГц до 30 МГц. В ходе приемочных испытаний было подтверждено, что она видит в глубину до 3000 километров даже такие малоразмерные объекты как беспилотные летательные аппараты.
Необходимо понимать, что РЛС «Контейнер» относится к стратегическим видам вооружения. В ее задачи входит информирование о воздушной обстановке на удалении в сотни километров от границ России. Она обнаруживает угрозы и оповещает о них систему ПВО страны. Наводить ракеты-перехватчики на цели она не в состоянии. Даже РЛС, работающие в метровом диапазоне волн, не могут этого делать. Потому что чем короче волна, тем выше точность определения координат цели, ее удаления и скорости полета. Но сантиметровые волны, как было сказано выше, плохо различают цели, построенные по стелс-технологии. У метровых и декаметровых волн с обнаружением все прекрасно.
Но они не дают необходимой точности для наведения перехватчиков.
Корпорация Nothrop Grumman заявляет, что новый бомбардировщик относится к «шестому поколению» из-за своей способности поддерживать контакт с другими самолетами и возможности адаптации нового вооружения. Кроме того, в В-21 используется более прочный материал защитного покрытия, который должен сократить издержки на обслуживание. Технические характеристики нового бомбардировщика на данный момент официально не раскрываются.
«Ростех» представил новый стелс-материал для создания самолётов-невидимок
По своим показателям авиалайнер превосходит созданный в США самолет-невидимку B-2. В Соединенных Штатах презентовали новейший ядерный бомбардировщик-невидимку шестого поколения B-21 Raider. Авария произошла с самолетом F-35B из 501-й учебной эскадрильи истребителей 2-го авиакрыла морской пехоты, рассказал в Корпусе морской пехоты США местному каналу WCSC. Хотя ни один самолет не является полностью невидимым для радаров, самолеты-невидимки затрудняют эффективное обнаружение или отслеживание самолета обычными радарами, увеличивая вероятность того, что самолет избежит обнаружения радарами противника и / или.
Самое интересное в виде мозаики
- США представили B-21 Raider — ядерный бомбардировщик-невидимку
- Новая двушка: истребитель-невидимка Су-57 получит второго пилота - Новости
- "Стелс" (самолет): технические характеристики ::
- Добро пожаловать!
- «Невидимка» уже в полете: США испытали новый стратегический стелс-бомбардировщик
- Бесполезный стелс: как российская ПВО борется с "невидимками" — 15.12.2021 — Lifestyle на РЕН ТВ
Стелс: как это работает. Что внутри технологии стелс?
Уникальные американские самолёты-невидимки могут пролетать незамеченными для радиолокационных систем. В США пропал новейший самолет-невидимка. В США идут поиски стелс-истребителя F-35B после аварии в Южной Каролине, в результате которой пилот был вынужден катапультироваться, сообщила в X (бывший РИА Новости, 18.09.2023. Если не рассматривать принятый на вооружение в 1983 году ударный стелс-самолет F-117 Nighthawk, который был никудышным истребителем и ненамного лучшим бомбардировщиком, то первенцем среди истребителей-невидимок стоит считать F-22 Raptor. В США пропал новейший самолет-невидимка. В США идут поиски стелс-истребителя F-35B после аварии в Южной Каролине, в результате которой пилот был вынужден катапультироваться, сообщила в X (бывший РИА Новости, 18.09.2023. Новость о первом сбитом самолёте-невидимке стала сенсацией, это был сильнейший удар по американскому военно-промышленному комплексу.
Рособоронэкспорт предлагает мобильную РЛС для обнаружения самолетов-невидимок Stealth
С учётом нового опыта были созданы самолёты-невидимки F-22 и F-35, теоретически существенно превосходящие F-117 по невидимости. В Соединенных Штатах презентовали новейший ядерный бомбардировщик-невидимку шестого поколения B-21 Raider. Стелс самолет ф-37.
"Стелс" (самолет): технические характеристики
Делать российские самолеты невидимыми помогают и предприятия Ростеха. Например, специальное напыление на стекло, разработанное ОНПП «Технология», позволяет скрыть от радаров работу бортовой электроники истребителей Су-57. Рассказываем о том, какие решения помогают авиаконструкторам обманывать радары противника и создавать самолеты-невидимки. Кто не спрятался, я не виноват Подобно бравым рыцарям или гусарам, первые военные летчики старались привлечь внимание не только к своей персоне, но и к своим машинам: ливреи их самолетов были, как правило, яркими. Однако с началом массового боевого применения авиации пилоты стали задумываться о том, как можно и нужно скрывать свое присутствие в небе. С тех пор проблема малозаметности — визуальной, звуковой, радиолокационной — не перестает занимать умы авиаконструкторов всего мира.
Между Первой и Второй мировыми войнами конструкторы предлагали нетривиальные решения проблемы оптической заметности. Например, в Военно-воздушной академии РККА в 1930-е годы разрабатывался проект «прозрачного» самолета. Для этого АИР-4, один из первых самолетов А. Яковлева, обшивался французским оргстеклом, а темные детали покрывались отражающим составом. Такая «стеклянная» машина становилась практически невидимой ни с земли, ни с других бортов в небе.
Правда, оргстекло быстро приходило в негодность, и с началом новой войны проект был отложен. АИР-4 Во Вторую мировую в искусстве авиакамуфляжа сформировался своего рода стандарт: светлый низ, темный верх. Плоскость фюзеляжа, обращенная к земле, красилась в оттенки голубого и серого, а сверху и по бокам самолет покрывался зеленым или пятнами зеленого, коричневого и желтого цветов. Такая окраска оставалась актуальной для низко летящих самолетов, позже стандарт сменился на однотонный светло-серый цвет. Радиоволны найдут любого Появление радиолокации существенно изменило расстановку сил.
Все предыдущие методы обнаружения зависели от погодных условий и были сильно ограничены по дальности, а радиолокация была лишена этих недостатков.
При дециметровой длине волн эффективность стелс-технологии снижается. И вполне отчетливо видят «невидимок» радары с метровыми рабочими волнами. В «Контейнере» же используются декаметровые волны, в связи с чем ни о каких таких волшебных свойствах стелс-технологии говорить не приходится. Загоризонтную радиолокацию описал и предсказал в 1947 году ученый-радиотехник Николай Иванович Кабанов, работавший в то время в одном из военных НИИ. Открытию было присвоено имя ученого. Однако к практической реализации эффекта Кабанова приступили лишь в 60-е годы. Из чернобыльской РЛС «Дуга» практической пользы извлечь не успели.
Она изрядно досаждала жителям Северной Европы — при включении передающей антенны возникали помехи в коротковолновом радиодиапазоне, напоминающие постукивание. За что «Дугу» прозвали «Русским дятлом». После Чернобыльской аварии деятельность станции была сокращена, а в 1991 году станцию окончательно закрыли. Но дальневосточной РЛС, названной «Волной», повезло значительно больше. Она прошла модернизацию и продолжает работать и поныне в интересах ВМФ. Она устроена более сложно, чем «Дуга». Помимо эффекта Кабанова в ней используется так называемая поверхностная волна, условно говоря, скользящая по водной поверхности.
Об этом сообщили в пресс-службе АО «Радиотехнический институт имени академика А. В основу метода положен анализ радиолокационной тени наблюдаемого объекта. Отмечается, что инженерам Института имени Минца совместно со специалистами других учреждений и предприятий удалось создать новую модель расчёта радиолокационной тени, учитывающую скорость и параметры полёта летательного аппарата. У нас получилась жизнеспособная кооперация», — заявил генеральный директор предприятия Кирилл Макаров. Борьба с невидимками Как пояснили эксперты, предложенный российскими специалистами метод повышает эффективность обнаружения техники, при создании которой применяются средства снижения радиолокационной заметности, которые принято объединять в понятии «стелс-технологии». Речь идёт о плоских геометрических формах и особом радиопоглощающем покрытии, которые снижают заметность объекта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, говорят специалисты. Классический пример — это стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit. Широко «стелс» распространён и на флоте разных стран мира», — пояснил в беседе с RT основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев. Невидимкой принято называть летательный аппарат, у которого этот показатель менее 0,4 кв. Как отметил Корнев, такое воздушное судно не останется незаметным для современных радиолокационных станций РЛС , однако его обнаружение вызывает ряд трудностей, негативно влияющих на оперативность реакции войск противовоздушной обороны. Насколько я понимаю, чтобы не допустить подобного развития событий, концерн РТИ совместно с другими предприятиями разработал метод, который фиксирует радиолокационную тень», — рассуждает Корнев. Как пояснил директор Музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов, радиолокационной тенью принято считать тёмное пятно на экране радара, где изображена карта местности.
Как считают китайские журналисты, ПАК ДА может использоваться как в крупномасштабных, так и в локальных конфликтах. Этот стелс-бомбардировщик спроектирован по схеме «летающее крыло», что делает его малозаметным для радиолокаторов. Он оснащен искусственным интеллектом и гиперзвуковыми ракетами, а также системой РЭБ.
Грядущие стелс-истребители: почему все страны хотят «невидимки»
По его словам, основное отличие беспилотника от пилотируемого самолета заключается в том, что управление осуществляется не человеком, а механизмом. Для этого устанавливаются гидроуселители, электрические приводы и контроллер, управляющий всеми функциями. А-22 «Летучая лисица» разработан украинской компанией «Аэропакт».
Ру представители Kvand, полезная нагрузка аппарата может варьироваться в зависимости от того, какой режим полета будет избран оператором. В случае, если аппарат будет стартовать с разбега, то она может достигать нескольких десятков килограммов. Этот БПЛА будет взлетать, садиться и летать в полностью автономном режиме, однако в нештатной ситуации управление может взять на себя оператор.
Насколько я понимаю, чтобы не допустить подобного развития событий, концерн РТИ совместно с другими предприятиями разработал метод, который фиксирует радиолокационную тень», — рассуждает Корнев. Как пояснил директор Музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов, радиолокационной тенью принято считать тёмное пятно на экране радара, где изображена карта местности. Оператор РЛС понимает, что станция зафиксировала цель, рассеивающую и поглощающую радиоволны.
Применительно к противовоздушной обороне это самолёт-невидимка. Также по теме «Важнейшее звено в системе разведки»: какими возможностями обладает новейшая радиолокационная станция «Контейнер» В Мордовии на боевое дежурство Воздушно-космических сил РФ поставлена загоризонтная радиолокационная станция нового поколения 29Б6... Отражающий волны аппарат виден на экране радара как яркая точка. Здесь мы имеем дело с тенью, но она не остаётся незаметной для радиолокационных станций», — отметил собеседник RT. Для фиксации радиолокационной тени используется способ синтезированной апертуры, о котором сообщили в Институте имени Минца. Он позволяет получать радиолокационные изображения поверхности, независимо от метеорологических условий и уровня естественной освещённости. Качество и детальность таких карт местности сравнимы с аэрофотоснимками. Метод синтезированной апертуры формируется благодаря определённому набору оборудования, производство которого освоено отечественной промышленностью. Например, для нужд авиации АО «Концерн радиостроения «Вега» разработал радар с синтезированной апертурой «РСА-23», состоящий из приёмо-передающего устройства, антенны и комплексов обработки сигналов.
История изобретения радара — в нашем материале Русская история американских невидимок Начало научному подходу к созданию самолетов-невидимок положил труд советского физика Петра Уфимцева. В 1962 году в издательстве «Советское радио» вышла его книга «Метод краевых волн в физической теории дифракции», в которой были изложены математические обоснования возможности создания невидимой техники. В СССР эти выводы не получили развития, а вот американцы, ознакомившись с работой советского ученого, восприняли ее с большим энтузиазмом. Физическая теория дифракции Уфимцева стала, по их словам, краеугольным камнем, позволившим осуществить прорыв в технологии стелс. Фото: wikimedia. Научные институты анализировали это направление и пришли к выводу, что чрезмерный упор на малозаметность сильно снижает боевые качества самолета и делает его область применения очень узкой, а затраты на производство такой техники при этом высоки. Это не значит, что от технологии отказались, но к ее применению решили подойти с умом. Так сложилась современная концепция стелсов, когда малая заметность не идет в ущерб летным качествам. Неотразимая форма Аэродинамическая схема летательного аппарата напрямую влияет на его заметность.
Самая оптимальная форма для самолетов-невидимок — это летающее крыло. При такой схеме у самолета отсутствует киль и стабилизатор, а фюзеляж как бы включен в единое крыло. Боевое крещение самолет получил во время войны в Ираке в 1991 году и произвел тогда фурор в мире благодаря своему футуристичному облику и боевой эффективности. В этих же боях был испытан стелс-бомбардировщик B-2, также выполненный по схеме «летающее крыло» и ставший самым дорогим самолетом в истории. Ореол непобедимости F-117 изрядно померк, когда в 1999 году в Югославии один из самолетов был сбит зенитно-ракетным комплексом еще советского производства. Схема «летающее крыло» позволяет свести к минимуму количество острых кромок поверхностей, которые хорошо отражают сигнал. Если от кромок нельзя избавиться, нужно их сделать параллельными. Такое решение сегодня применяется, например, в Су-57, где нет прямых углов и группы кромок имеют одинаковый угол.
Неожиданная утечка информации в ролике компании Northrop Grumman Corporation
- Новый американский бомбардировщик-невидимку В-21 назвали самолётом шестого поколения
- США представили B-21 Raider — ядерный бомбардировщик-невидимку - Hi-Tech
- Незаметный труд
- Обратите внимание:
- Видимо-невидимо: история стелс-технологий
- Малозаметный и сетецентричный
Радиоволны найдут любого
- Вооружение сторон: ВВС НАТО и ПВО Югославии
- В Сеть утекли уникальные кадры: ВСУ превратили «Летучую лисицу» в боевой дрон
- Новый американский бомбардировщик-невидимку В-21 назвали самолётом шестого поколения
- ДРУГИЕ НОВОСТИ
- Что о нем известно
- Другие статьи
«Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все»
Зависит данный параметр от множества факторов: размеров, формы, материалов, ракурса по отношению к РЛС, длины используемой волны радиосигнала и другого. Расчёт ЭПР для разных объектов — одна из прикладных задач электродинамики. Как это все работает совсем простым языком? Антенна направляет электромагнитную волну в сторону объекта. Объект эту волну отражает обратно в антенну. В зависимости от значения ЭПР объекта на радаре появляется соответствующий рисунок. У каждого обнаруживаемого объекта этот «рисунок» будет своим. По рисунку можно узнать, например, модель самолета. При этом на вероятность обнаружения и точность идентификации влияют многие факторы, в том числе: расстояние от РЛС до объекта, скорость движения объекта и, конечно же, его показатель рассеивания. Чем ниже ЭПР объекта и чем больше расстояние до него, тем сложнее раньше обнаружить жертву.
Эксперт из рабочей группы «Аэронет» и руководитель компании «Аэрокон», специализирующейся на производстве беспилотных комплексов, подчеркнул, что превращение легкомоторного пилотируемого самолета в беспилотник не представляет особых сложностей. По его словам, основное отличие беспилотника от пилотируемого самолета заключается в том, что управление осуществляется не человеком, а механизмом. Для этого устанавливаются гидроуселители, электрические приводы и контроллер, управляющий всеми функциями.
Передающая часть «Контейнера» развернута в Нижегородской области, а приемные антенны установлены в Мордовии. Если посмотреть до карте, то даже до Багдада станция легко «добивает» — 2500 и 2300 километров соответственно.
Так что рассмотреть на таком расстоянии воздушные цели, пусть это были и пресловутые невидимки F-35, станция может запросто. То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь — внезапность поражения. Но в таком составе, с таким мощным программно-алгоритмическим комплексом, подобных средств в мире нет». Тут можно вспомнить, что России удалось-таки создать сплошное радиолокационное поле вокруг всех своих границ, в том числе и в Арктике с её необозримыми тысячами километров. Под контролем оказались все прилегающие территории и морские акватории, когда фиксируется взлет каждого самолета, а система способна определить боевой ли он или обычный пассажирский рейс.
РЛС «Контейнер» не единственная российская станция радиолокационного обнаружения потенциальных угроз с воздуха, за ней числится дальняя зона и она «слепа» на дальности в 900 километров. Для этого существуют другие, например, «Небо-М» «Небо-У», «Небо-СВУ» , которые сканируют небесное пространство на более ближнем, около 400 километров, расстоянии. Есть и другие РЛС, которые способные гарантировано обнаружить как крылатые и баллистические ракеты, так и самолеты представляющие угрозу.
Но основная проблема в том, что они устаревают и становятся все более сложными и дорогими в обслуживании.
Что касается новинки, то пока неизвестно, какой технологической начинкой она будет обладать. Уточняется, что за основу возьмут коммерческое реактивное авиасудно, которое также модифицируют согласно военным требованиям». Срок службы прежнего самолета «Судного дня» истекает в начале 2030-х годов.
Стелс: как это работает. Что внутри технологии стелс?
Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X – "стелс". Обнаружить самолёт-невидимку удалось лишь методом прочёсывания взлётно-посадочной полосы: все инженеры, техники, пилоты, взявшись за руки, ходили по аэродрому, пока не наткнулись на пропажу. Хотя ни один самолет не является полностью невидимым для радаров, самолеты-невидимки затрудняют эффективное обнаружение или отслеживание самолета обычными радарами, увеличивая вероятность того, что самолет избежит обнаружения радарами противника и / или. Обнаружить самолёт-невидимку удалось лишь методом прочёсывания взлётно-посадочной полосы: все инженеры, техники, пилоты, взявшись за руки, ходили по аэродрому, пока не наткнулись на пропажу. в материале "". «Новый самолет «Судного дня» должен заменить устаревающий E-4B разработки Boeing, который чаще всего используется министром обороны США.
Компания из США показала в своем ролике новый стелс-истребитель последнего поколения
Об этом сообщили в пресс-службе АО «Радиотехнический институт имени академика А. В основу метода положен анализ радиолокационной тени наблюдаемого объекта. Отмечается, что инженерам Института имени Минца совместно со специалистами других учреждений и предприятий удалось создать новую модель расчёта радиолокационной тени, учитывающую скорость и параметры полёта летательного аппарата. У нас получилась жизнеспособная кооперация», — заявил генеральный директор предприятия Кирилл Макаров. Борьба с невидимками Как пояснили эксперты, предложенный российскими специалистами метод повышает эффективность обнаружения техники, при создании которой применяются средства снижения радиолокационной заметности, которые принято объединять в понятии «стелс-технологии». Речь идёт о плоских геометрических формах и особом радиопоглощающем покрытии, которые снижают заметность объекта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, говорят специалисты.
Классический пример — это стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit. Широко «стелс» распространён и на флоте разных стран мира», — пояснил в беседе с RT основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев. Невидимкой принято называть летательный аппарат, у которого этот показатель менее 0,4 кв. Как отметил Корнев, такое воздушное судно не останется незаметным для современных радиолокационных станций РЛС , однако его обнаружение вызывает ряд трудностей, негативно влияющих на оперативность реакции войск противовоздушной обороны. Насколько я понимаю, чтобы не допустить подобного развития событий, концерн РТИ совместно с другими предприятиями разработал метод, который фиксирует радиолокационную тень», — рассуждает Корнев.
Как пояснил директор Музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов, радиолокационной тенью принято считать тёмное пятно на экране радара, где изображена карта местности.
В зависимости от значения ЭПР объекта на радаре появляется соответствующий рисунок. У каждого обнаруживаемого объекта этот «рисунок» будет своим.
По рисунку можно узнать, например, модель самолета. При этом на вероятность обнаружения и точность идентификации влияют многие факторы, в том числе: расстояние от РЛС до объекта, скорость движения объекта и, конечно же, его показатель рассеивания. Чем ниже ЭПР объекта и чем больше расстояние до него, тем сложнее раньше обнаружить жертву.
Вот и получается, что технологии снижения ЭПР не делают самолет совсем невидимым для радаров. Но зато радикально снижают радиус обнаружения боевой машины как при помощи длинных, так и коротких радиоволн. Так что Виктор Васильевич не врал.
Он забыл сказать о том, что самолет-стелс может быть обнаружен только тогда, когда делать против него хоть что-нибудь станет уже поздно. Само собой, не нужно думать, что современные ПВО абсолютно беспомощны.
Для этого устанавливаются гидроуселители, электрические приводы и контроллер, управляющий всеми функциями.
А-22 «Летучая лисица» разработан украинской компанией «Аэропакт».
Антенна направляет электромагнитную волну в сторону объекта. Объект эту волну отражает обратно в антенну.
В зависимости от значения ЭПР объекта на радаре появляется соответствующий рисунок. У каждого обнаруживаемого объекта этот «рисунок» будет своим. По рисунку можно узнать, например, модель самолета. При этом на вероятность обнаружения и точность идентификации влияют многие факторы, в том числе: расстояние от РЛС до объекта, скорость движения объекта и, конечно же, его показатель рассеивания.
Чем ниже ЭПР объекта и чем больше расстояние до него, тем сложнее раньше обнаружить жертву. Вот и получается, что технологии снижения ЭПР не делают самолет совсем невидимым для радаров. Но зато радикально снижают радиус обнаружения боевой машины как при помощи длинных, так и коротких радиоволн. Так что Виктор Васильевич не врал.