Новости кгб когда появилось

Служба внешней разведки РФ). А правда, что в 1977 году агентами КГБ был ликвидирован Элвис Пресли? На базе ПГУ КГБ была создана Центральная служба разведки (ЦСР) СССР.

Приложение 9. Основные даты истории КГБ СССР

Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47]. Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59].

Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч. Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза.

Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И.

Лаптев , Р. Медведев , В. Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О.

Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю. Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности». Правозащитник Ю.

Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47]. Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро.

Председатель КГБ по должности входил в Политбюро. С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства [57] [ нет в источнике ]. Отдельные исследователи высказывают мнение, что высшее руководство СССР через КГБ и его агентуру сознательно осуществляло деятельность, направленную на распад страны [63] Партийный контроль[ править править код ] Значок 70 лет Комсомолу КГБ Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе. Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС , как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине.

Анализ положения о КГБ, партийных документов и материалов органов госбезопасности, проведённый Комиссией Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году, пролил свет на степень контроля КГБ со стороны правящей партии. Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств. В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности [64]. В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии в том числе во время их нахождения на отдыхе , обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий съездов, пленумов, совещаний , обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью. Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета.

Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел , являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии. Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана. Кадровая интеграция[ править править код ] Подбор людей на работу в органы безопасности и в учебные заведения КГБ — так называемые «партнаборы» из числа рядовых коммунистов, работников партийного аппарата, комсомольских и советских органов — проводились систематически под тщательным контролем ЦК КПСС.

Наиболее важные направления деятельности КГБ укреплялись, как правило, партийными функционерами — инструкторами отделов ЦК республиканских компартий, заведующими и заместителями заведующих отделами обкомов, секретарями горкомов и райкомов партии. Партийными органами разных уровней постоянно проводились кадровые инспекции аппарата и учебных заведений КГБ, результаты которых закреплялись решениями руководства КГБ. Но не редкостью было и обратное — выдвижение кадров КГБ на руководящую работу в партийных органах. Практиковались кадровые перемещения с неоднократными переходами с партийной работы в КГБ и обратно. Лаптев был направлен на работу в КГБ, где сразу же получил звание полковника.

Возглавляя в 1971 — 1979 годы секретариат КГБ, Лаптев дослужился до звания генерала. Руководящие работники органов госбезопасности входили в номенклатуру ЦК КПСС и местных партийных органов и их назначение и перемещение с одной должности на другую производилось по решению соответствующего партийного органа. Руководители территориальных органов КГБ, как правило, являлись членами, или кандидатами в члены, бюро соответствующих обкомов, крайкомов и ЦК компартий республик.

В феврале 1918 года его подчиненные получают право расстреливать преступников без суда и следствия в рамках декрета "Отечество в опасности! Высшую меру наказания применяли в отношении "неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов", а затем и "всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам". В архиве можно найти немало материалов, которые написаны в некой мемуарной форме, иногда с иронией и авторскими оценками. Но советуем только немецким товарищам не делать ошибок, сделанных нами в октябре, не освобождать преждевременно таких прохвостов", - пишет Николай Антипов. Подобные материалы публиковались в газете "Петроградская Правда" на постоянной основе - так читатели могли узнать об активной деятельности ведомства на почве борьбы с контрреволюцией. ВЧК стала предшественницей всех последующих структур, которые на протяжении 100 лет выполняли функции органов государственной безопасности. Так, 6 февраля 1922 года встает вопрос об упразднении ВЧК.

Полномочия переходят к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого ОГПУ. Главой ведомства после смерти Дзержинского становится бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

В состав нового комитета вошли выделенные из Министерства внутренних дел СССР управления, службы и отделы, занимавшиеся вопросами обеспечения государственной безопасности. Причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийного и советского руководства страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии. И хотя в основе идеи создания структуры предусматривался совершенно иной расклад сил, КГБ стал самой влиятельной спецслужбой Советского Союза.

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял около трёх лет.

Практически сразу же после своего образования КГБ подвергся крупной структурной реорганизации и сокращению численности сотрудников в связи с начавшимся после смерти Сталина процессом десталинизации общества и государства. В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников. Под руководством Андропова в должности председателя КГБ в период с 1967 по 1982 год органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Изменения в обществе и системе госуправления СССР, вызванные перестройкой и гласностью, привели к необходимости пересмотра основ и принципов органов госбезопасности.

Лукашенко утвердил белорусское название для КГБ

Изменения в обществе и системе госуправления СССР, вызванные перестройкой и гласностью, привели к необходимости пересмотра основ и принципов органов госбезопасности. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. После подавления беспорядков в ведомстве начались реформы. Нашли ошибку?

Ничего подобного, господа!

В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС». И под его же неусыпным контролем. Ну, говорилось там, правда, и о правительстве, но вы же понимаете... Первый из них, кстати, при назначении совершенно открыто озвучил полученную от Хрущева «установку» - полностью «переключить» КГБ исключительно на работу за рубежом, решение сугубо внешних проблем СССР.

Любая деятельность структуры внутри страны была чуть ли не под абсолютным запретом. Коммунистическая партия, руководителям которой еще, наверняка, являлись в ночных кошмарах суровые парни в «васильковых» фуражках, способные привлечь к ответу кого угодно, невзирая на звания, ранги и партийный стаж, хотела стопроцентно обезопасить себя от их возвращения — в той или иной ипостаси. Это и удавалось — вплоть до прихода к верховной власти Андропова, принявшегося «ворошить» такие дела, что аж дух захватывало. Именно полная неприкосновенность партноменклатуры СССР для органов государственной безопасности и сыграла крайне негативную роль в развитии страны.

Отсутствие у руководящих сотрудников КПСС различных рангов ответственности, а, называя вещи своими именами, страха перед наказанием за самые неприглядные и даже преступные деяния, и завело страну сперва в гнилое болото под названием «застой», а потом и бросило в ад «перестройки», закончившейся гибелью Советского Союза. Возможно — к сожалению... Ответ на этот вопрос, думаю, вполне органично проистекает из написанного несколько выше. О «всех» гражданах речи идти не может хотя бы в силу того, что Партия Комитету была не подконтрольна.

Остальные же... Тех самых, что ходили в шапочках из фольги на головах КГБ нас облучает! С одним подобным фруктом довелось столкнуться на заре журналистской деятельности — разоблачить «органы», понаставившие микрофонов в его сортире он требовал на полном серьезе... Давайте будем объективны — Комитет госбезопасности не мог «контролировать» или, тем более, «преследовать» чуть ли не каждого второго жителя СССР по той простой причине, что это было невозможно физически.

Да и зачем?! Под контролем реально находились лица, являвшиеся секретоносителями, потенциально опасные для государства типы вроде того же Солженицына , и прочие категории граждан, способные принести стране реальные неприятности тем или иным способом. Увы, при этом время от времени случались крайне досадные промахи и «проколы» - становились «невозвращенцами» спортсмены и артисты, а то и летчики на новейших истребителях срывались за кордон. Находились перебежчики, увы, и в самом КГБ.

О чем это говорит? О плохой работе Комитета?

В системе КИ действовали восемь управлений: Англо-американское, Европейское, Ближнего и Дальнего Востока, нелегальной разведки, научно-технической разведки, шифровальное и управление советников в странах народной демократии. Также в структуре КИ работали два самостоятельных направления: "ЕМ" эмиграция и "СК" советские колонии за рубежом , а также шесть функциональных отделов оперативной техники, связи и т. В эти же годы для руководства разведкой за рубежом был введен институт главных резидентов, которыми, как правило, назначались послы или посланники. Однако уже 2 ноября 1951 года внешняя разведка была вновь возвращена в состав Министерства государственной безопасности и стала его Первым главным управлением.

Данная структура оставалась неизменной вплоть до 1991 года. Также ПГУ занималось организацией противодействия спецслужбам зарубежных государств на территории СССР и других социалистических стран.

Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко».

Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности. Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку.

Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор...

Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г.

Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно.

Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5]. Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны.

Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю.

Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности.

В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности.

Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов.

Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки.

Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране».

А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «...

Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов... В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств. Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно.

Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники.

По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии....

Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов.

Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся. Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г.

Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж....

Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г.

На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности. Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы».

Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики. По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов...

Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии». Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности.

Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач. Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю.

В сентябре 1981г. Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей.

В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г. Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция...

Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства.

И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9].

Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников.

Что значит быть на высоте требований? Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами.

Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10].

Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника.

Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества...

Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей...

Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12]. Выступая 1 сентября 1981г.

Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров. В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний.

Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером.

Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра... От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития.

Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13].

Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г.

Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14].

Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия.

Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения.

Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры. Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы.

К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991 — 1992гг. Возможно, описанная законодательно установленная процедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт.

И при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом значении данного способа предупреждения дальнейшей враждебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении противоправных уголовно наказуемых действий небольшой общественной опасности. К числу важнейших новаций, связанных с именем Андропова, можно отнести также образование Курсов усовершенствования оперативного состава КУОС , просуществовавших до 1993г. Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения оперативно-боевых задач.

Первым из них стала легендарная группа антитеррора «Альфа». Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват вооруженных преступников, силовое прикрытие проведения оперативных мероприятий. Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил специального назначения, так и аналогичных зарубежных подразделений, «Альфа» со временем стала элитным подразделением КГБ.

В отличие от призванной действовать на территории преимущественно собственной страны «Альфы» группа спецназначения ПГУ «Вымпел» была образована 19 августа 1981г. Одним из непосредственных ее организаторов стал Ю. Оба они являлись участниками операции по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979г.

Не останавливаясь подробно на деятельности «Альфы» и «Вымпела», подчеркнем только, что их создание было абсолютно обоснованным и оправданным и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[15]. Приведем еще один важный документ, направленный Ю. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза.

ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства. Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи.

При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки. По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям. При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях.

По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов. КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки. Председатель Комитета Ю.

При этом отметим, что появление агентуры влияния отнюдь не является «изобретением», артефактом КГБ и Андропова лично. Как пишут американские авторы Норман Палмер и Томас Ален, «агент влияния — лицо, используемое для оказания тайного влияния на государственных чиновников, средства массовой информации или активную часть населения в интересах и для достижения целей, преследуемых иностранной державой»[17]. Следует отметить, что, как известно, в начале 70-х годов международные отношения развивались в русле «политики разрядки», апофеозом которой явилось подписание 1 августа 1975г.

Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе так называемого Хельсинкского акта. Но через 4 года начался период очередного обострения отношений, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Не касаясь подробно этого вопроса, поскольку он освещался многими, как непосредственными участниками этих событий, так и руководителями КГБ, приведем лишь некоторые, возможно, не известные читателю факты.

Психологам давно известно, что потребителям информации: читателям, зрителям, слушателям — далеко не безразлично, информацию из какого именно источника они получают, что самым непосредственным образом влияет на оценку и степень доверия к конкретному информационному сообщению. В этой связи скажем сразу, что приводимые факты почерпнуты из документального сериала британской Би-би-си «Шпионские страсти», посвященного лишь нескольким страницам забытой, а кое-кому из современных читателей и полностью неизвестной истории «холодной войны», показанного по российскому телевидению в октябре 2000 года. Впрочем, об этом также рассказывает интересная книга Петера Швейцера «Победа», не получившая должного резонанса в нашей стране[18].

Как известно, в 80-е годы многие отечественные СМИ немало критиковались за «идеологизацию» выпускаемой информации, что подразумевало ее чуть ли не фальсифицированность, стремление непременно манипулировать чувствами, настроениями, то есть сознанием ее адресата. То есть давать ему недостоверную и необъективную картину происходящего в мире. При этом нередко если не отрицалось, то по крайней мере подвергалось сомнению наличие «холодной войны», осуществлявшейся против СССР на заключительном этапе его существования со стороны стран Запада.

В этой связи «исторической ревизии» были подвергнуты и многие события, связанные с присутствием в Афганистане ограниченного контингента советских войск ОКСВА. А что же показал своим зрителям — а это многомиллионная аудитория во всем мире — создатель фильма Дэвид Роуз? В нем официально признается, что спецслужбы западных государств в 60 — 90-е годы вели тайную войну против СССР и стран Восточной Европы в различных формах.

Например, в конце 70-х годов, после проведения совещания в Хельсинки, когда в Европе начало расти и шириться мощное антивоенное, и в частности антиядерное движение, в Великобритании была создана организация под названием «Ядерное разоружение в Европе» ЯРЕ , представлявшая, по словам одного из его бывших руководителей, «четко антисоветское движение», призванное расколоть единый антимилитаристский фронт.

Созданный ровно 70 лет назад КГБ до сих пор не дает покоя западным спецслужбам

Эта новая организация, которая в конечном итоге превратилась в КГБ, занималась широким кругом задач, включая разведку, контрразведку и изоляцию Советского Союза от западных товаров, новостей и идей. В КГБ Белоруссии сделали важное сообщение. The KGB was the primary security and intelligence agency for the Soviet Union from 1954 until the nation collapsed in 1991, when the FSB replaced the KGB. 13 марта 1954 создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 1978 — КГБ СССР). Много позже, когда КГБ уже в очередной (и не в последний) раз переродилось и превратилось в ФСК, газета. Служба внешней разведки РФ).

Кгб: расшифровка аббревиатуры и полномочия ведомства

Читайте подробнее на сайте РТ на русском. Секретные сводки КГБ о положении дел в СССР в конце 80-х годов ХХ века, которые составлялись для генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, доставались агентам иностранных государств, которые были заинтересованы в распаде Советского Союза, сообщил журналу. Становление КГБ сопровождалось «родовой травмой» — разоблачениями многочисленных нарушений законности, вершившихся его предшественниками — НКВД — МГБ в 1930-х — начале 1950-х годов.

100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.

На основании этого закона КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время Служба внешней разведки РФ). КГБ предотвратило удары с территории Литвы боевыми дронами по объектам в Минске и окрестностям. Об этом сообщил глава ведомства Иван Тертель. Возникает вопрос: КГБ организован в 1954-м. Читайте подробнее на сайте РТ на русском. Читайте подробнее на сайте РТ на русском. Из Википедии: После провала выступления ГКЧП, 23 августа 1991 года по настоянию Ельцина президент СССР Михаил Горбачёв и президенты союзных республик в ходе встречи в Кремле предложили Вадиму Бакатину возглавить КГБ СССР для его реорганизации и реформирования.

Майор Цюнис: заявления об атаке на Белоруссию являются дезинформацией на 99%

КГБ история становления и знаковые факты КГБ СССР) — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год.
Глава КГБ заявил о пресечении ударов боевыми дронами по Минску из Литвы | СмартПресс КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР (КГБ СССР), главный орган политич. разведки, контрразведки и политич. розыска, на который возлагалось обеспечение безопасности сов. государства.
Пресс-бюро – Центр общественных связей Становление КГБ сопровождалось «родовой травмой» — разоблачениями многочисленных нарушений законности, вершившихся его предшественниками — НКВД — МГБ в 1930-х — начале 1950-х годов.
Документы. Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению Более 8600 сотрудников КГБ появились в Telegram боте Вока Змагара @facement_bot.

Кгб: расшифровка аббревиатуры и полномочия ведомства

В ходе следствия выяснилось, что организация совместно с эсерами готовила вооруженное восстание и покушение на Ленина. Первый смертный приговор, утвержденный Коллегией ВЧК, был приведен в исполнение 26 февраля 1918 г. Через два дня, 28 февраля, были расстреляны В. Смирнов и И. Заноза, которые занимались грабежом в гостинице «Метрополь», также под видом чекистов. Другим актом Советского правительства, причем неожиданным для дипломатов западных стран стало решение о переезде из Петрограда в Москву. Принятие такого решения обусловливалось тем, что Петроград постоянно находился под угрозой наступления на него германских войск и наличием в нем значительных сил контрреволюционеров, монархистов, белогвардейских организаций и агентуры западных государств. К тому времени центральный аппарат ВЧК насчитывал уже 120 сотрудников. Ими руководили опытные революционеры, прошедшие школу царских тюрем и ссылок, знавшие методы конспиративной работы, умевшие отличать друзей от врагов, способныесловом и делом завоевывать и поддерживать авторитет партии в народе. Уже в начальный период своей деятельности ВЧК нанесла ряд ощутимых ударов по внутренним врагам, которые почувствовали, что в этой организации работают опытные люди, способные не только ликвидировать бандитские налеты, но и раскрывать планы иностранных разведок и внутренней контрреволюции. В этот период были разоблачены опасные заговоры, и в частности по организации восстания в Петрограде в целях облегчения захвата немцами советской столицы так называемый монархический заговор Михеля , ликвидированы вербовочные пункты белогвардейцев:Союз реальной помощи,Белый крест, Черная точка, Всё для Родины и другие.

Были уничтожены также шайки бандитов, громил и налетчиков во главе с поручиком Алексеевым, князем Вяземским, князем Эболи. Последний выступал в своих разбойничьих налетах под видом сотрудника ВЧК. Первые полгода работы Чрезвычайной комиссии в основном были направлены против террора, развязанного с помощью своей агентуры иностранными разведками. В этом направлении особо активно действовала английская разведка, яркими представителями которой были Брюс Локкарт, Сидней Рейли , Джордж Хилл, Кроми и многие другие. Основной их целью было устранение с политической арены в России с помощью террора против видных большевистских лидеров, и в первую очередь Ленина, ликвидация в стране большевистского режима и восстановление буржуазного строя. Самой колоритной и своеобразной фигурой среди них был Сидней Рейли , который начале 1918 года был направлен в Россию в качестве резидента английской разведки. Агентура Рейли проникла во многие важные организации и учреждения Советской власти, в том числе и в ВЧК. Сам Рейли имел удостоверение на имя сотрудника этой организации и свободно разъезжал не только по Петрограду и Москве, но и по другим городам страны. Агенты Рейли были в Кремле, в Штабе Красной Армии, в результате чего он располагал многими секретными сведениями ее командования и Советского правительства. Более того, Рейли имел возможность прослушивать телефон самого Дзержинского.

Подробнее об этом смотрите ТуТ. В мае 1919 года чекистам было передано их нынешнее здание, но переехать они смогли лишь в сентябре. Дело в том, что бывшее здание страхового общества «Россия» , точнее, два отдельных здания, разделённые Малой Лубянкой, были не только административными, но и жилыми, и жильцы очень долго не хотели съезжать. Советские чекисты являлись в 20-е годы XX века самыми подготовленными сотрудниками, способными выполнять любые поставленные задачи. На счету чекистов сотни раскрытых заговоров, раскрытие агентурных сетей разведок западных стран. Благодаря кровавому террору криминальная преступность в Советской России за время существования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии практически была искоренена. Сотни бандитов, воров-домушников и карманников были либо пойманы и осуждены, либо арестованы и расстреляны на месте. ВЧК стала организацией, которая появилась в нужный момент и находилась на своем месте. Роль и место чекистов в обеспечении безопасности государства Показав высокую эффективность по всем направлениям своей деятельность, ВЧК создала прекрасную почву и платформу для дальнейшей работы в этом направлении. Причина ликвидации чрезвычайной комиссии была в том, что в стране закончилась Гражданская война, необходимо было от военных действий переходить к мирному строительству.

Необходимость в чрезвычайных мерах постепенно отпала. Работа спецслужб нуждалась в новой структуре и реорганизации, которая бы отвечала новым сложившимся общественным и социальным условиям. Однако ликвидация ВЧК не привела к исчезновению чекистов. Характер деятельности новой структуры несколько изменился, однако главные направления деятельности сохранились. Сохранилась преемственность поколений. Сотрудники Управления получили новую форму, по сути, оставаясь такими же чекистами. Впервые к функциям борьбы с контрреволюционными элементами во всех формах в структуру Управления вошли специальные военизированные части, ставшие прообразом внутренних войск. Комплекс зданий страхового общества «Россия», куда в сентябре 1919 года переехал центральный аппарат ВЧК. К концу 20-х годов задачи ведомства на Лубянке существенно расширяются, растет и штат, поэтому прямо за зданием страхового общества «Россия» по Большой Лубянке дом 2 расчищается участок, на котором в 1932-1933 годах по проекту архитекторов А. Лангмана и И.

Безруковастроится новое здание, выполненное в конструктивистском стиле.

Как сообщалось, организаторы августовского путча 1991 года и подписанты Беловежских соглашений виновны в развале СССР, считает Михаил Горбачев. По его словам, республики СССР приняли декларации независимости, но у Советского Союза оставался шанс сохранить страну на обновленной основе.

Он занимался партийной деятельностью и был начальником Особого отдела при ВЧК. Как вы оцениваете работу КГБ? ПоложительноОтрицательно Управление проводило борьбу с хулиганами, а также препятствовало нарушению правопорядка.

В подчинении спецслужбы были военные подразделения, которые помогали подавлять недовольство в обществе. Также в обязанности входило устранение незаконных перевозок продуктов. В 1924 году управление сотрудничало с милицейскими подразделениями и следственным отделом.

Вскоре эти органы объединили. Через 8 дней были приняты соответствующие законодательные акты. Как известно, эта машина практически сразу начала работать в полноценном режиме.

Достаточно вспомнить лишь только репрессии, которые проводились в СССР в 30-е годы 20-го века. Все это время, вплоть до 1954 года, органы государственной безопасности существовали в системе МВД. Безусловно, в организационном плане это было абсолютно неправильно.

В 1954 году было принято два решения высших органов власти, касающихся системы госбезопасности. В таком виде этот орган просуществовал аж до распада СССР. Зачем нужны тяжелые ракеты Сверхтяжелые ракеты-носители необходимы для изучения дальнего космоса.

Обычные системы могут поднимать на орбиту спутники или оправлять на другие планеты небольшие зонды, однако серьезные экспедиции реальны только при наличии гиганта грузоподъемностью более 100 тонн, отмечают эксперты. При этом программа Роскосмоса может косвенно указывать на то, что у российского правительства появилось понимание долгосрочной программы освоения дальнего космоса. Например, сверхтяжелая ракета позволит России осуществить собственную пилотируемую лунную или марсианскую программу.

Кроме этого, возможно активное участие России в международном проекте. Например, строительстве окололунной станции — Deep Space Gateway. Пока есть договоренность о том, что российские специалисты изготовят для проекта шлюз для выходов в открытый космос, однако в будущем участие нашей страны в проекте может расшириться.

Официальная задача для будущей «царь-ракеты» в программе «Роскосмоса» — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, выведение пилотируемых кораблей и автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту. Проект дорогой, однако на кону — космическое будущее России. Индивидуальный террор Вероятно, одной из самых устрашающих функций комитета, который с апреля 1959 года обрел статус ведомства при правительстве, стало индивидуальное преследование, а затем и ликвидация тех, кого советское государство считало своими врагами как внутри страны, так и за ее пределами.

Одной из первых такой акций была ликвидация украинского националиста Степана Бандеры. Между тем первая акция, организованная двумя годами ранее против капитана советской разведки Николая Хохлова, провалилась. После разоблачительного выступления разведчика в западной прессе его попытались отравить при помощи радиоактивных элементов, однако тот выжил и даже был реабилитирован решением российского президента Бориса Ельцина.

Чудеса оружейного дела: ракета в кармане Как сделать керамбит нож из картонной коробки? Для изготовления керамбита ножа из картонной коробки, подойдет упаковка для подарочных конфет. Если такой коробки нет, возьмите упаковку от чая.

Если склеить такой картон в несколько слоев, нож будет достаточно прочным. А вот упаковка для обуви может быть слишком мягкой. Гофрированный картон может подойти для наклеивания выпуклых деталей.

Схема курамбит из картона Сухопутные войска Германии Как и в любой другой армии мира, основной силой немецкой армии являются Сухопутные войска. Их общая численность значительно превышает количество всех остальных видов войск армии Германии.

Именно этот день сейчас официально отмечается как День работника органов безопасности России. За годы существования структура, отвечающая за защиту государственной безопасности, неоднократно меняла название и реорганизовывалась, то входя в систему органов внутренних дел, то функционируя как самостоятельное ведомство. Иногда это было вызвано объективными причинами — к примеру, объединение в июле 1941 года в связи с начавшейся войной. Чаще всего — с внутриполитическими интригами.

100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.

В подразделения латышских стрелков, расквартированные в Петрограде, были направлены сотрудники ВЧК Я. Буйкис и В. Согласно плану операции, эти товарищи под видом националистически настроенных офицеров-латышей, проводящих антисоветскую агитацию среди солдат, должны были привлечь внимание иностранных разведчиков. Так оно и получилось. Вскоре Буйкис и Спрогис попали в поле зрения английского военно-морского атташе Кроми, выполнявшего функции резидента военно-морской разведки Великобритании. В то время Кроми активно работал над созданием антисоветского подполья в Петрограде и вербовал агентуру среди моряков Балтфлота и латышских стрелков. Так что, появление в Питере латышских "националистов" было воспринято британским резидентом как подарок судьбы. Поверив в антисоветские убеждения Буйкиса и Спрогиса, Кроми написал им рекомендательное письмо к главе английской миссии в России Локкарту. Кроме того, перед их отъездом в Москву Кроми познакомил латышей с английским агентом Сиднеем Рейли, профессиональным разведчиком, прибывшим в Россию со специальной миссией от шефа британской разведки. Так сотрудники ВЧК сумели внедриться в среду английских дипломатов. А когда благодаря их усилиям были собраны убедительные доказательства многочисленных фактов шпионажа против Советской России, руководство ВЧК отдало приказ об аресте Локкарта и его коллег.

Вечером 31 августа 1918 года отряд чекистов оцепил здание посольства Великобритании на Дворцовой набережной в Петрограде и занял первый этаж. Англичане оказали вооруженное сопротивление. В результате перестрелки погибли несколько чекистов и британский атташе Кроми. Мальковым арестовал Локкарта и его помощника Хикса. На допросе Локкарту было предъявлено обвинение в попытке организовать антигосударственный заговор. Англичанин явно не ожидал такого развития событий и поначалу откровенно растерялся. Потом, придя в себя, стал ссылаться на дипломатический статус и отказался от каких-либо объяснений. Вскоре Локкарта освободили, и он покинул Россию. Всего же по «делу послов» проходило около 30 человек, так или иначе замешанных в связях с английской разведкой. Среди них - содержательницы конспиративных квартир актриса Оттен и сотрудница аппарата ЦИК Старжевская, служащий Центрального управления военных сообщений Александр Фриде и его родственники, бывший чиновник московской таможни Солюс, заведующий автоскладом Московского военного округа Трестер, французский разведчик-нелегал Анри де Вертимон, американский разведчик Каламатиано.

Кстати, во время допроса Каламатиано на Лубянке в трости шпиона было обнаружено множество расписок его агентов о получении денег за различные услуги.

Он стал расширять полномочия Комитета, отсек привязку к Совету Министров, чем повысил формальный статус до центрального органа. При нем у КГБ появился тот самый легендарный авторитет, который до сих пор еще живет в народных массах. Все они сделали свой вклад в развитие Коммитета. Отечественная разведка была на пике своего успеха. Одним из примеров высокого профессионализма сотрудников ведомства стало участие в урегулировании Карибского кризиса: в ходе переброски советских войск на Кубу был обеспечен режим строгой секретности.

Также сотрудники ведомства блестяще показали себя и при организации переговоров о деэскалации между Москвой и Вашингтоном.

В это время афганский коммунист Партия планировала свержение назначенного империей премьер-министром Мохаммедом Дауд-ханом. Под руководством генерал-майора Сайеда Мохаммада Гулабзоя и Мухаммеда Рафи - кодовые имена Мамед и Нируз соответственно - советские спецслужбы узнали о надвигающемся восстании. Через два дня после восстания Нур Мухаммад Тараки , лидер Народно-демократической партии Афганистана , направил сообщение о своей озабоченности послу СССР Александру Пузанову и житель Кабула посольства КГБ, что они могли организовать переворот тремя днями ранее, отсюда и предупреждение. При этом и Пузанов, и Осадчий сообщили о ней в Москву, которая после этого разорвала с ним 30-летний контракт. Тогда центр понял, что им лучше иметь дело с более компетентным агентом, которым в то время был Бабрак Кармаль , который позже обвинил Нур Мухаммада Тараки в получении взяток и даже в тайном контакте с посольством Соединенных Штатов в Кабуле. На этом центре снова отказался слушать и проинструктировал его занять должность в резиденции в Кабуле к 1974 году.

Центр, однако, был отключен его полномочиями, поскольку в том же месяце он подал им жалобу на нехватку средств и 400 миллионов долларов США. Кроме того, было обнаружено, что он имеет степень магистра Колумбийского университета и что он предпочитает общаться на английском, а не на русском языке. К несчастью для московских спецслужб, Амин сменил Тараки, и к 16 сентября Радио Кабула сообщило, что НДПА получила поддельный запрос от Тараки по поводу проблем со здоровьем членов партии. При этом центре обвинил его в «террористической» деятельности и исключил из Коммунистической партии. На следующий день генерал Борис Иванов , стоявший за миссией в Кабуле вместе с генералом и заместителем Министр обороны Иван Павловский посетил Амина, чтобы поздравить его с избранием к власти. В тот же день КГБ решил заключить в тюрьму Сайеда Гулабзоя, а также Асадуллу Сарвари , но находясь в плену и находясь под следствием, все трое отрицание утверждения о том, что нынешний министр обороны был американским секретным агентом. С этим и запечатанным контейнером, в котором лежал почти запыхавшийся Сарвари, они прибыли в Ташкент 19 сентября.

Во время продолжающегося расследования в Ташкенте, все трое находились под наблюдением в одной из комнат на столько же времени. Вскоре после этого они были удовлетворены результатами и отправили их в Болгарию для тайного отступления. После двухчасовой встречи они начали беспокоиться о том, что Амин создаст Исламскую Республику в Афганистане, и решили найти способ вернуть Кармаля обратно. Они тайно доставили его и трех других министров в Москву в течение этого времени. Было принято решение отправить его обратно на самолет Баграм к 13 декабря. Четыре дня спустя племянник Амина был доставлен в Москву КГБ для лечения острого пищевого отравления.

Медведев и др. В октябре 1988 г. Советскую сторону представлял заместитель начальника ПГУ генерал-лейтенант В. После 8 витков 60 минут «Буран» успешно приземлился «в заданном районе». Корабль не поднимался на высоту выше 101 километра, поэтому он считается стратосферным, а не космическим полетом. Полет советского «шатла» вызвал серьезные опасения за рубежом. По личной просьбе М. Тэтчер уже 16 ноября посетившей Москву, программа «Буран» была приостановлена М. Чебриков и А. Разумовский и А. Операция «Гром» — 3 декабря захватчики возвращены в Москву из Израиля. В соответствии с этой директивой образован Координационный комитет по вопросам контрразведки. Афанасьев, Б. Ельцин, Г. Попов, А. Сахаров и др. Колем М. Горбачев заявил о предоставлении восточно-европейским странам права свободного выбора политической системы. В первой половине июля произошли столкновения жителей Киргизии и Таджикистана на границе двух союзных республик. В целях предупреждения дальнейших столкновений установлен комендантский час. В ней была установлена уголовная ответственность за призывы к насильственному изменению конституционного строя. Мальта Дж. Буш и М. Горбачев объявили о «прекращении «холодной войны». С декабря 1989 г. В ходе продолжавшихся до 19 января погромов в городе погибли более 80 человек. Дзержинского впервые проведен День открытых дверей. Шмонова на М. Горбачева во время демонстрации на Красной площади. Крючкова по телевидению о связях национал-экстремистов с радикальными течениями, поддерживаемыми иностранными спецслужбами. В течение года были пресечены 16 попыток угонов самолетов за границу, 9 самолетов были преступниками угнаны за рубеж. Ельциным и В. Крючков познакомил депутатов с запиской Ю. Андропова «О планах ЦРУ по приобретению агентуры влияния среди советских граждан». А 28 ноября она была преобразована в Государственную комиссию по реорганизации органов государственной безопасности. Горбачева и Б. По данным ГУВД столицы, в демонстрации приняли участие около 400 тысяч граждан. Н Ельциным и Украины Л. Шушкевичем соглашения «о прекращении существования СССР как субъекта международного права и политической реальности». Предпоследний шаг к уничтожению СССР. Горбачев выступил с заявлением об отставке с поста президента СССР. Баранниковым на базе Агентства федеральной безопасности и Межреспубликанской службы безопасности. Ельцин и США Дж.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий