Новости история рождества в россии

Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской православной церкви. Разве не проще в России перенести Рождество с 7 января, на 25 декабря и праздновать дату до Нового года, вместе с «цивилизованным миром»? Разве не проще в России перенести Рождество с 7 января, на 25 декабря и праздновать дату до Нового года, вместе с «цивилизованным миром»? История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже.

Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать

Рождество Христово — древнейший христианский праздник, установленный уже во времена учеников Иисуса Христа — апостолов. На день Рождества 25 декабря 7 января — по новому стилю указывает во II веке святитель Климент Александрийский. Между тем, то, что люди веками празднуют Рождество в один и то же день, вовсе не означает, что Христос именно тогда и родился. Дело в том, что главный источник христианской истории — Библия — обходит стороной точную дату появления на свет Иисуса. Про события, предшествующие его рождению, есть.

Про последующие после рождения — тоже. А вот самой даты нет. Подробнее об этом и других неожиданных фактах о Христе читайте тут. Он так и называется — Рождественский.

Или Филиппов потому что начинается с дня памяти апостола Филиппа.

Отсчитывая от даты зачатия Иоанна Крестителя которая выпадает на 24 сентября 6 месяцев вперёд, получают дату Благовещения и чудесного зачатия Спасителя. Прибавив к этой дате ещё 9 месяцев, определяют дату Рождества Христова см. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Предсказание о рождении Предтечи Лк. Насколько точно известен год, когда родился Христос? Год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условен. Эту дату установил римский архивист, монах Дионисий Малый в 525 г. Согласно его исчислениям, Спаситель родился в 754 г. Позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными.

В действительности Иисус Христос родился примерно пятью годами раньше, нежели было обозначено архивистом. Однако его расчеты, положенные в основу церковного календаря, с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран как и продолжается поныне. Сегодня считается, что 749 г. Почему Рождество Христово в России празднуется 7 января, а на Западе — 25 декабря? Но в 1582 году папа Григорий ХIII предложил календарную реформу, в соответствии с которой в западно-церковный обиход был введён новый календарь получивший название «Григорианский» , пришедший на смену юлианскому календарю. На сегодняшний день различие между старым и новым стилями, обусловленное различием юлианского и григорианского календарей, составляет 13 суток. В нашей стране григорианский календарь был введен большевиками в 1918 г. Почему язычники-волхвы пришли поклониться Иисусу Христу? Как следует из Евангелия, побуждением для волхвов мудрецов, магов идти в Иерусалим послужило появление на небе необычной звезды. По поводу того, что представляла собою эта звезда, существуют разные мнения.

Согласно одной точке зрения, довольно распространенной, под появлением необычной звезды следует понимать визуальное схождение в одной точке небесного свода, в созвездии Рыб, двух планет: Юпитера, Сатурна, к которым через некоторое время «присоединился» Марс. Это событие произошло в 747 — 748 гг. Согласно астрологическим верованиям, которым могли быть подвержены волхвы, Юпитер указывал на славного царя, Сатурн возвещал переворот, а Марс знаменовал победителя. Доподлинно неизвестно, из какой именно страны пришли волхвы. Есть мнение, что они пришли из Аравии или из Персии.

Например, украшение домов венками из омелы и хвойных веток, выпечка имбирных пряников с яркой глазурью. И всё же для католиков Рождество — более светский и семейный праздник, а для многих россиян — по-прежнему религиозный.

В храмах по всей стране в Рождественскую ночь проходят долгие богослужения, и лишь после них можно приступать к праздничному столу. В католических же церквях ночная месса длится не так долго. Ранее мы рассказывали о том, как в главном католическом соборе Москвы отметили Рождество. Также на нашем сайте вы можете найти много идей, куда сходить в праздничные дни в Москве. Для владельцев «Пушкинской карты» у нас есть подборка событий, которые можно бесплатно посетить на каникулах.

Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово [7]. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем [8]. В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества [10]. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём. Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём [11]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года или накануне и продолжаются до Бабьих каш. Народные традиции празднования[ править править код ] Ряженые : медведь, дед-поводырь, старуха, коза рисунок П.

Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи.

Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Иосиф же, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода. На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим.

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи. В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквях, совершалось торжественное Богослужение. Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя.

Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

В этот день служилась обедня в парадных туалетах, приносились поздравления, наносились обязательные визиты. Сверчков Н. Александр и Владимир встали также в 7 часов. В 8 часов они пошли на половину старшего брата-наследника пить чай. К половине десятого великие князья собрались в приемной у Александра II в полной парадной форме и с Андреевскими цепями. После семейного завтрака братья отправились делать визиты.

Один из младших братьев цесаревича записал в дневнике: «По обыкновению, вся семья собралась утром поздравлять Папа…. Завтракали en famille. Таскался целый день с визитами, ужасно много, голова болит, спать хочется». Около половины 11 они приехали домой и стали одеваться в церковь. Обедня и выход окончились в час. Позавтракав у родителей, Александр и Владимир вернулись домой, а затем опять поехали делать визиты. Они заехали ко всем членам Императорской фамилии и, кроме того, к военному министру, генерал-губернатору, генералу Плаутину, графу Строганову и графу Перовскому.

Домой вернулись в три часа. Остальное время до обеда великие князья читали. В этот день молодые люди обедали у родителей, а в шесть часов пришли к себе и сели читать. В 7 часов великие князья переоделись, чтоб ехать в Большой театр. После спектакля они приехали домой «в исходе 11 часа». Там во дворце обычно ставили 8 — 10 елок в Желтой и Малиновой гостиных. Романова Мария Федоровна К Всенощной обычно съезжалась вся царская семья.

Готовиться начинали заранее: выбирали подарки для гостей, отбирали фарфоровые и стеклянные вещи для лотереи и подарков. Надо заметить, что при Александре III ситуация с практикой подбора подарков изменилась. Волна терроризма в России на рубеже 1870—1880-х гг. Поэтому образцы подарков присылались магазинами во дворец, а уже из них отбирались собственно подарки. Проблема заключалась в том, что эти образцы из года в год повторялись, поэтому дети старались смастерить что-нибудь сами. Так, однажды маленькая великая княжна Ольга Александровна подарила отцу мягкие красные туфли, вышитые белыми крестиками. Ей было так приятно видеть их на нем.

Изменился и сам характер подарков. Так, подарок Марии Федоровны своему мужу в декабре 1881 г. Можно назвать это «хорошим мужским подарком», а можно его воспринять как намек на террористическую угрозу, она в полной мере сохраняла свою реальность в конце 1881 г. Примечательно, что своим мальчикам — Николаю и Георгию — императрица подарила по хорошему английскому ножу, вполне сопоставимых по цене с револьвером. Кто не приезжал в сочельник, появлялись утром к литургии и праздничному завтраку в Арсенальном зале, на который приглашались лица по списку. Хотя из года в год процедура Рождества повторялась, но от этого она не становилась менее радостной не только для детей, но и для взрослых. Сестра Николая II вспоминала, как отец, император Александр III, звонил в колокольчик, и все, забыв про этикет и всякую чинность, бросались к дверям банкетного зала.

Двери распахивались, и «мы оказывались в волшебном царстве». Весь зал был уставлен рождественскими елками, сверкающими разноцветными свечами и увешанными позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями. Шесть елок предназначались для семьи и гораздо больше — для родственников и придворного штата. Возле каждой елки ставили маленький столик, покрытый белой скатертью и заваленный подарками. Младший брат Николая II Михаил писал в дневнике, что накануне Рождества он «валялся в кровати и думал о елке». Вскоре праздник заканчивался, и елки, простоявшие во дворце три дня, убирали. Снимали украшения с елок дети: «Все изящные, похожие на тюльпаны подсвечники и великолепные украшения, многие из которых были изготовлены Боленом и Пето, раздавались слугам.

До чего же они были счастливы, до чего же счастливы были и мы, доставив им такую радость! При Александре III было положено начало традиции посещения других многочисленных елок членами Императорской фамилии. Так, ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака ехали с детьми и великими князьями в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояла елка и стол с подарками, после раздачи даров, всех угощали чаем.

Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Собственно, календарный Новый год 31 декабря в царской семье отмечался только молебном, поскольку для людей того времени это был обычный календарный рубеж, не имевший ничего общего с рождественскими чудесами. С началом нового царствования все традиции, впитанные Николаем II с детства, воспроизводились при императорском дворе вплоть до 1917 года. Спальная комната Николая Второго Конечно, из череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки. Все повторялось из года в год. Многочисленные елки для охраны, с родственниками, домашние, в которых стали принимать участие и дети. Для них, кстати, устраивались отдельные елки.

А в 1906 году Николай II записал: «В новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Следует также отметить, что и в праздники работа для царя не останавливалась. Например, 31 декабря 1905 года рабочий день императора включал в себя: смотр лейб-гвардии Казачьего полка с 10 часов 30 мин. Поскольку день был насыщенный, он в своем дневнике отметил: «Гулял очень мало». Потом в 16. После обеда царь, стараясь закончить нескончаемые дела, «занимался усиленно» до 23 часов 30 мин. И только затем семья «пошла к молебну».

И так повторялось из года в год. В декабре 1895 г. Затем 25 декабря: «В 3 ч. Как всегда были песни, пляски и балалайки. После чаю зажгли маленькую елку для дочки и рядом другую для всех женщин, Алике и детской». После раздачи подарков смотрели опять на лезгинку и пляску солдат». Таким образом, начиная с Александра III, рождественские праздники для императорской семьи стали важной частью публичной демонстрации «нерушимого единства» царя и его личной охраны.

Конечно, из этой череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки с обязательными взаимными подарками. В этот день Александра Федоровна недомогала, а у царя «трещала голова», поэтому они в 11 вечера легли поспать, а затем, проснувшись через час, «показали наши взаимные подарки. Оригинальная Елка в первом часу ночи в спальне! Хотелось бы подчеркнуть, что тогда рождественские праздники не носили характера «всенародного праздника», а являлись тихим, семейным делом. Естественно, царем незатейливо подводились и итоги года: «Не могу сказать, чтобы с грустью простился с этим годом. Дай Бог, чтобы следующий, 1897 г. Няня царских детей англичанка Маргарет Эггер впервые наблюдала русское Рождество в декабре 1900 г.

В этом году рождественские праздники проводились в Александровском дворце Царского Села. По ее словам, во дворце установили не менее 8 елок, в их украшении принимала участие сама императрица. Кроме этого, Александра Федоровна выбирала подарки для всего окружения императорской семьи, от офицеров охраны и до лакеев с истопниками. Для царских дочерей и их няни установили отдельную елку. Под елкой положили музыкальную шкатулку, она наигрывала бессмертное: «Ах, мой милый Августин, Августин…» Подарки для детей разместили на отдельных столиках, установленных вокруг елки. Остальные праздники Рождества в семье Николая II проходили по сложившейся «схеме». Менялось только количество детей, и с 1904 г.

Поскольку детей поселили на втором этаже дворца, то 24 декабря 1904 г. В этот же день, к вечеру, семьей поехали в Гатчинский дворец к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Там, после всенощной, «внизу» устроили елку «для всех». В следующие два дня члены императорской семьи присутствовали на рождественских елках, устроенных для различных подразделений охраны. В последующие годы все повторялось без изменений. Многочисленные елки для охраны, елки с родственниками, домашние елки, в которых стали принимать участие и дети. Для них устраивались отдельные елки.

Так, 24 декабря 1905 г. Готовились и личные подарки. У родителей была «собственная елка».

Надо заметить, что при Александре III ситуация с практикой подбора подарков изменилась.

Волна терроризма в России на рубеже 1870—1880-х гг. Поэтому образцы подарков присылались магазинами во дворец, а уже из них отбирались собственно подарки. Проблема заключалась в том, что эти образцы из года в год повторялись, поэтому дети старались смастерить что-нибудь сами. Так, однажды маленькая великая княжна Ольга Александровна подарила отцу мягкие красные туфли, вышитые белыми крестиками.

Ей было так приятно видеть их на нем. Изменился и сам характер подарков. Так, подарок Марии Федоровны своему мужу в декабре 1881 г. Можно назвать это «хорошим мужским подарком», а можно его воспринять как намек на террористическую угрозу, она в полной мере сохраняла свою реальность в конце 1881 г.

Примечательно, что своим мальчикам — Николаю и Георгию — императрица подарила по хорошему английскому ножу, вполне сопоставимых по цене с револьвером. Кто не приезжал в сочельник, появлялись утром к литургии и праздничному завтраку в Арсенальном зале, на который приглашались лица по списку. Хотя из года в год процедура Рождества повторялась, но от этого она не становилась менее радостной не только для детей, но и для взрослых. Сестра Николая II вспоминала, как отец, император Александр III, звонил в колокольчик, и все, забыв про этикет и всякую чинность, бросались к дверям банкетного зала.

Двери распахивались, и «мы оказывались в волшебном царстве». Весь зал был уставлен рождественскими елками, сверкающими разноцветными свечами и увешанными позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями. Шесть елок предназначались для семьи и гораздо больше — для родственников и придворного штата. Возле каждой елки ставили маленький столик, покрытый белой скатертью и заваленный подарками.

Младший брат Николая II Михаил писал в дневнике, что накануне Рождества он «валялся в кровати и думал о елке». Вскоре праздник заканчивался, и елки, простоявшие во дворце три дня, убирали. Снимали украшения с елок дети: «Все изящные, похожие на тюльпаны подсвечники и великолепные украшения, многие из которых были изготовлены Боленом и Пето, раздавались слугам. До чего же они были счастливы, до чего же счастливы были и мы, доставив им такую радость!

При Александре III было положено начало традиции посещения других многочисленных елок членами Императорской фамилии. Так, ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака ехали с детьми и великими князьями в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки.

Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояла елка и стол с подарками, после раздачи даров, всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Собственно, календарный Новый год 31 декабря в царской семье отмечался только молебном, поскольку для людей того времени это был обычный календарный рубеж, не имевший ничего общего с рождественскими чудесами.

С началом нового царствования все традиции, впитанные Николаем II с детства, воспроизводились при императорском дворе вплоть до 1917 года. Спальная комната Николая Второго Конечно, из череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки. Все повторялось из года в год. Многочисленные елки для охраны, с родственниками, домашние, в которых стали принимать участие и дети.

Для них, кстати, устраивались отдельные елки. А в 1906 году Николай II записал: «В новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Следует также отметить, что и в праздники работа для царя не останавливалась. Например, 31 декабря 1905 года рабочий день императора включал в себя: смотр лейб-гвардии Казачьего полка с 10 часов 30 мин.

Поскольку день был насыщенный, он в своем дневнике отметил: «Гулял очень мало». Потом в 16. После обеда царь, стараясь закончить нескончаемые дела, «занимался усиленно» до 23 часов 30 мин. И только затем семья «пошла к молебну».

И так повторялось из года в год. В декабре 1895 г. Затем 25 декабря: «В 3 ч. Как всегда были песни, пляски и балалайки.

После чаю зажгли маленькую елку для дочки и рядом другую для всех женщин, Алике и детской». После раздачи подарков смотрели опять на лезгинку и пляску солдат». Таким образом, начиная с Александра III, рождественские праздники для императорской семьи стали важной частью публичной демонстрации «нерушимого единства» царя и его личной охраны. Конечно, из этой череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки с обязательными взаимными подарками.

В этот день Александра Федоровна недомогала, а у царя «трещала голова», поэтому они в 11 вечера легли поспать, а затем, проснувшись через час, «показали наши взаимные подарки. Оригинальная Елка в первом часу ночи в спальне! Хотелось бы подчеркнуть, что тогда рождественские праздники не носили характера «всенародного праздника», а являлись тихим, семейным делом. Естественно, царем незатейливо подводились и итоги года: «Не могу сказать, чтобы с грустью простился с этим годом.

Дай Бог, чтобы следующий, 1897 г. Няня царских детей англичанка Маргарет Эггер впервые наблюдала русское Рождество в декабре 1900 г. В этом году рождественские праздники проводились в Александровском дворце Царского Села. По ее словам, во дворце установили не менее 8 елок, в их украшении принимала участие сама императрица.

Кроме этого, Александра Федоровна выбирала подарки для всего окружения императорской семьи, от офицеров охраны и до лакеев с истопниками. Для царских дочерей и их няни установили отдельную елку. Под елкой положили музыкальную шкатулку, она наигрывала бессмертное: «Ах, мой милый Августин, Августин…» Подарки для детей разместили на отдельных столиках, установленных вокруг елки. Остальные праздники Рождества в семье Николая II проходили по сложившейся «схеме».

Менялось только количество детей, и с 1904 г. Поскольку детей поселили на втором этаже дворца, то 24 декабря 1904 г. В этот же день, к вечеру, семьей поехали в Гатчинский дворец к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Там, после всенощной, «внизу» устроили елку «для всех».

В следующие два дня члены императорской семьи присутствовали на рождественских елках, устроенных для различных подразделений охраны. В последующие годы все повторялось без изменений. Многочисленные елки для охраны, елки с родственниками, домашние елки, в которых стали принимать участие и дети. Для них устраивались отдельные елки.

Так, 24 декабря 1905 г. Готовились и личные подарки. У родителей была «собственная елка». В 1906 г.

Николай II записал: «В новой комнате Алике была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Одна из мемуаристок упоминает, что императрица имела маленькую «рождественскую» слабость: «Она непременно хотела, чтобы свечи на елке задувала она сама. Она гордилась тем, что особенно сильной струей воздуха ей удавалось погасить самую верхнюю свечу». Когда дочери подросли, их стали привлекать к посещениям елок, организованных для охраны.

Даже появились специфические выражения «елка первой очереди», «елка второй очереди». Посещение этих обязательных елок было важной частью публичной «профессии» царя. После того как началась Первая мировая война, многое в жизни страны изменилось. Александр II отметил для себя только обедом с тремя взрослыми сыновьями — Александром, Владимиром и Алексеем691.

Когда великий князь Александр Александрович в 20 лет стал цесаревичем, для него практически ничего не изменилось в день 31 декабря 1865 г. Этот вечер наследник провел «в своих комнатах в беседах с друзьями». Только около 12 часов ночи отворилась дверь кабинета и вошел Александр II. Он поздравил цесаревича с Новым годом и благословил его.

Так в 1860-х гг. Традиция формальной фиксации наступления Нового года, в лучшем случае отмечаемого семейным молебном, сохранялась в императорской семье вплоть до падения монархии в феврале 1917 г. По дневнику Николая II можно проследить, как отмечалось 31 декабря на протяжении двух десятилетий. Эти события носили повторяющийся из года в год характер, мало меняясь со временем.

В дневнике цесаревича Николая 31 декабря 1891 г. Три смерти, болезнь и долгая разлука с Георгием, и, наконец, мой случай в г. Если по дневникам Николая II посмотреть, как он проводил последний день уходящего года, то увидим, что для него, как и для его предшественников, то был обычный рабочий день, отличавшийся от остальных дней только тем, что в последние часы уходящего года вся семья собиралась на новогодний молебен. Этот новогодний молебен появился при Николае II, когда уже начиналась формироваться традиция торжественно встречать Новый год.

Поклонение волхвов. Рождество Христово на полотнах старых мастеров Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись. Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж. Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай. Лоренцо Лотто.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов 1570-е годы, Эрмитаж Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события. Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов 1646—1650 годы, Эрмитаж. Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами. Ян Йост Калькар.

Новый год и Рождество

На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. В России Рождество – православный праздник, который отмечается 7 января, но многие христиане празднуют день рождения сына Божьего – 25 декабря. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением. В царской России, которая жила по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года – 1 января. Считалось, что Рождество наступает и пост заканчивается с появлением первой звезды на небе. всё это, и много другого веселья сегодня неразрывно связаны с новогодними праздниками.

Рождество Христово 2025 в России

И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю. История раскола. Разве не проще в России перенести Рождество с 7 января, на 25 декабря и праздновать дату до Нового года, вместе с «цивилизованным миром»? Непридуманные истории. Праздник Рождество Христово в России имеет глубокие корни. В этом видео мы расскажем о истории и традиции праздника, каким его праздновали на Руси, а также о значении праздника Рождества Христова для всех христиан. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна.

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

В России праздник Рождества стал официальным празднованием после крещения Руси по приказу князя Владимира в конце 10 века. Однако, учитывая раннехристианскую общину Киевской Руси, празднование может иметь более долгую историю. 7 января 2024 года в России отмечают праздник Рождества Христова, день появления на свет Спасителя. Праздник Рождество Христово в России имеет глубокие корни. В этом видео мы расскажем о истории и традиции праздника, каким его праздновали на Руси, а также о значении праздника Рождества Христова для всех христиан.

Рождество Христово: история и традиции праздника

Почему рождество празднуют 7 января 25 декабря, 2017 mrospr Вплоть до начала двадцатого века в России не было принято праздновать Новый год в том виде, в котором мы его отмечаем сейчас. Главным зимним торжеством считалось Рождество Христово — праздник, пришедший вместе с православной религией и посвященный рождению Спасителя. Русское рождество несколько отличается от европейского своими традициями и датой празднования. Почему же русское рождество празднуют 7 января, а европейское — 25 декабря? История праздника В Древнем Риме было принято чествовать бога Сатурна в первый день года. Связано это было с солнечным циклом — самая длинная ночь в году оставалась позади, и день начинал расти. Римляне верили, что это заслуга Сатурна и возносили ему хвалу. Приходился этот праздник на 25 декабря согласно Юлианскому календарю. С появлением христианства множество популярных в народе языческих праздников были адаптированы к новой религии, чтобы не вызывать недовольство у народа. Не стали исключением и сатурналии.

С легкой руки новых богослужителей в начале десятого века в Риме этот праздник переименовали в Рождество. При этом в обрядовой части праздника осталось немало языческого. Что, собственно, и помогло сохранить веселую атмосферу, которая так нравилась людям. Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года. Но празднование прижилось, поскольку священники сумели провести параллели между солнцем, которое чествовали язычники и солнечным образом Христа-спасителя, кого Новый Завет называет «Солнцем правды». Так как Христианство довольно быстро распространилось по континенту, то уже к 1100 году рождение Христа отмечалось как главный праздник во всей Европе. Русское Рождество В православном мире Рождество также стало одним из главных государственных праздников. Считается, что отмечать его стали в десятом веке после того, как киевский князь Владимир покрестил Русь. Как и в Европе, этот праздник отмечался 25 декабря.

Так почему Рождество празднуют 7 января? Все дело в календаре. В последующие годы большинство мировых стран перешло на ту же систему отсчета времени, что и римляне. Но русский патриарх Иеремия II решил, что Россия пойдет своим путем и новый календарь ей ни к чему. Таким образом, на момент внедрения Григорианского календаря, отличие в датах между Россией и Римом составило десять суток, а к двадцатому веку выросло до четырнадцати.

Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн "С нами Бог". Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы.

Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу.

Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале. Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение. Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога.

Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания", — говорится в сообщении. Праздничный рождественский стол После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом. Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд — по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд.

Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка можно запечь с мочеными яблоками, с брусникой и квашеной капустой.

Хороший вкус, на который необходимо было равняться при организации праздника, задавал императорский двор. Вот каким описывает «русское Рождество» Маргарита Игер, работавшая няней великих княжон Романовых с 1898 по 1904 год: «Обычно мы проводили Рождество в Царском Селе. Его вставили в музыкальную шкатулку, исполнявшую немецкую рождественскую песню. В новогодний день здесь проходила большая служба в домовой церкви. Важно отметить, что в то время Рождество являлось гораздо более важным праздником, чем Новый год, поскольку «титульной верой» в Российской империи было православие. Всё внимание во время зимних торжеств концентрировалось на религиозном аспекте. Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей. Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности. При этом «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой», как сказано в «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 2 февраля 1918 г.

Почти одновременно с этим декретом был подписан ещё один — «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». В стране вводилось григорианское летоисчисление, «обгонявшее» юлианское на 13 дней. Таким образом, православное Рождество перенеслось на 7 число и получился неофициальный «старый Новый год» — 13 января. В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать. Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю. Одновременно с принятием новых норм с 1921 года началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа: «Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались». Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников.

Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл. Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет исследовательница Людмила Табунщикова. Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды». Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр.

Надо было запастись домашними заготовками, поэтому еще летом русские хозяйки мариновали и солили грибы, закручивали разную ягоду: клюкву, морошку и бруснику, За неделю до праздника закалывали свинью или покупали мороженую свиную тушу. Дом перед Рождеством в России приводился в полнейший порядок. Заранее пеклись пироги и специальные рождественские пряники.

Самым любимым символом рождества была елка. Оказывается, традиция наряжать елку на Рождество пришла к нам из Германии. Справедливости ради стоит напомнить, что Пётр приказал всего лишь украшать церкви и здания еловыми ветками, а не рубить сами деревья, однако позже появилась традиция украшать сладостями и игрушками именно целое вечнозелёное дерево. В ночь перед Рождеством торжественные Богослужения происходили по всей стране, а с утра начиналось прославление Христа: люди ходили по домам с «Вифлеемской звездой», пели гимны во славу Иисуса и Девы Марии. Рождества ждали весь год, потому что второго такого праздника, шумного, весёлого и радостного, в России просто не было. Рождественские подарки детям, нарядная ёлка, девичьи гадания, которые были очень весёлыми и забавными, а иногда завораживающими и таинственными — всё это было возможно только один раз в году. На Рождество устраивались карнавалы и маскарады, ходили ряженые, пели песни, плясали, водили хороводы — хотя эти традиции тоже не приветствовались православной церковью. Было также принято делать визиты соседям и знакомым, приглашать гостей и устраивать смотрины невест. В честь Рождества Христова в России возводилось много храмов и монастырей.

Колядование Колядование, хотя его связывают не столько с христианскими, сколько с языческими традициями. Коляда в славянской религии был символом поклонения Солнцу, дающему процветание всему живому; веселью, плодородию, богатому урожаю и счастливому браку — вечным человеческим ценностям. Когда как раз в это время на Руси стали праздновать Рождество, коляды слились с ним — получился своеобразный гибрид религий, однако постепенно большинство языческих символов было вытеснено под влиянием христианской церкви. Что означало колядовать, сегодня точно никто не скажет, однако мы всегда склоняемся к тому объяснению, которое дал Н. Гоголь в известном произведении «Ночь перед Рождеством»: это значит петь у дверей или под окном дома колядки. Хозяева дома за это бросают колядующим в особый мешок каравай хлеба, пироги, сладости, колбасу или даже немного денег — кто что сможет и захочет. Церковь пыталась запретить колядки, но они оказались живучими; правда, сегодня в колядках мало что осталось от языческих обрядов: в них поётся про младенца Иисуса Христа, про пожелания счастья и здоровья хозяевам дома, и вообще эти песнопения носят очень позитивный характер. Народные приметы и гадания Как и в старинные времена в Рождество в России принято гадать. Гадают с самого праздника вплоть до Крещения Господне.

Гадают прежде всего на жениха или на судьбу. Рождественские гадания особенной популярностью пользуются у незамужних девушек. Хотя в старину, на Рождество гадали и юноши.

Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января

Римляне верили, что это заслуга Сатурна и возносили ему хвалу. Приходился этот праздник на 25 декабря согласно Юлианскому календарю. С появлением христианства множество популярных в народе языческих праздников были адаптированы к новой религии, чтобы не вызывать недовольство у народа. Не стали исключением и сатурналии. С легкой руки новых богослужителей в начале десятого века в Риме этот праздник переименовали в Рождество. При этом в обрядовой части праздника осталось немало языческого. Что, собственно, и помогло сохранить веселую атмосферу, которая так нравилась людям. Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года. Но празднование прижилось, поскольку священники сумели провести параллели между солнцем, которое чествовали язычники и солнечным образом Христа-спасителя, кого Новый Завет называет «Солнцем правды». Так как Христианство довольно быстро распространилось по континенту, то уже к 1100 году рождение Христа отмечалось как главный праздник во всей Европе.

Русское Рождество В православном мире Рождество также стало одним из главных государственных праздников. Считается, что отмечать его стали в десятом веке после того, как киевский князь Владимир покрестил Русь. Как и в Европе, этот праздник отмечался 25 декабря. Так почему Рождество празднуют 7 января? Все дело в календаре. В последующие годы большинство мировых стран перешло на ту же систему отсчета времени, что и римляне. Но русский патриарх Иеремия II решил, что Россия пойдет своим путем и новый календарь ей ни к чему. Таким образом, на момент внедрения Григорианского календаря, отличие в датах между Россией и Римом составило десять суток, а к двадцатому веку выросло до четырнадцати. Большевики, придя к власти, внедрили и григорианский календарь, но РПЦ осталась непреклонна в своих убеждениях.

Поэтому православное Рождество празднуется на две недели позже католического — 7 января. Традиции русского рождества В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. А вот с наступлением святок, начинались массовые народные гуляния. Главной традицией празднования русского Рождества считается прославление Иисуса. Проходило оно не только во время церковных богослужений.

По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию. С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания [1]. В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год [1]. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай [1]. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда [1]. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили [1]. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада [1]. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога христославили. На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки , «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине [3]. Традиционные русские блюда[ править править код ] Холодец , резаный кусочками, с хреном Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины : зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, свиной студень. На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком и т.

В ходе мероприятия посетители музея узнали об истории возникновения этого замечательного семейного праздника, старинных обрядах, поверьях, приметах, связанных с Рождеством. Особенно активно ребята проявили себя в ходе познавательной викторины: «Рождественские колядки». Если Вы хотите узнать о традициях и обычаях Рождества в России, ждём вас в районном историческом музее.

Для них, кстати, устраивались отдельные елки. А в 1906 году Николай II записал: «В новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Следует также отметить, что и в праздники работа для царя не останавливалась. Например, 31 декабря 1905 года рабочий день императора включал в себя: смотр лейб-гвардии Казачьего полка с 10 часов 30 мин. Поскольку день был насыщенный, он в своем дневнике отметил: «Гулял очень мало». Потом в 16. После обеда царь, стараясь закончить нескончаемые дела, «занимался усиленно» до 23 часов 30 мин. И только затем семья «пошла к молебну». И так повторялось из года в год. В декабре 1895 г. Затем 25 декабря: «В 3 ч. Как всегда были песни, пляски и балалайки. После чаю зажгли маленькую елку для дочки и рядом другую для всех женщин, Алике и детской». После раздачи подарков смотрели опять на лезгинку и пляску солдат». Таким образом, начиная с Александра III, рождественские праздники для императорской семьи стали важной частью публичной демонстрации «нерушимого единства» царя и его личной охраны. Конечно, из этой череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки с обязательными взаимными подарками. В этот день Александра Федоровна недомогала, а у царя «трещала голова», поэтому они в 11 вечера легли поспать, а затем, проснувшись через час, «показали наши взаимные подарки. Оригинальная Елка в первом часу ночи в спальне! Хотелось бы подчеркнуть, что тогда рождественские праздники не носили характера «всенародного праздника», а являлись тихим, семейным делом. Естественно, царем незатейливо подводились и итоги года: «Не могу сказать, чтобы с грустью простился с этим годом. Дай Бог, чтобы следующий, 1897 г. Няня царских детей англичанка Маргарет Эггер впервые наблюдала русское Рождество в декабре 1900 г. В этом году рождественские праздники проводились в Александровском дворце Царского Села. По ее словам, во дворце установили не менее 8 елок, в их украшении принимала участие сама императрица. Кроме этого, Александра Федоровна выбирала подарки для всего окружения императорской семьи, от офицеров охраны и до лакеев с истопниками. Для царских дочерей и их няни установили отдельную елку. Под елкой положили музыкальную шкатулку, она наигрывала бессмертное: «Ах, мой милый Августин, Августин…» Подарки для детей разместили на отдельных столиках, установленных вокруг елки. Остальные праздники Рождества в семье Николая II проходили по сложившейся «схеме». Менялось только количество детей, и с 1904 г. Поскольку детей поселили на втором этаже дворца, то 24 декабря 1904 г. В этот же день, к вечеру, семьей поехали в Гатчинский дворец к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Там, после всенощной, «внизу» устроили елку «для всех». В следующие два дня члены императорской семьи присутствовали на рождественских елках, устроенных для различных подразделений охраны. В последующие годы все повторялось без изменений. Многочисленные елки для охраны, елки с родственниками, домашние елки, в которых стали принимать участие и дети. Для них устраивались отдельные елки. Так, 24 декабря 1905 г. Готовились и личные подарки. У родителей была «собственная елка». В 1906 г. Николай II записал: «В новой комнате Алике была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Одна из мемуаристок упоминает, что императрица имела маленькую «рождественскую» слабость: «Она непременно хотела, чтобы свечи на елке задувала она сама. Она гордилась тем, что особенно сильной струей воздуха ей удавалось погасить самую верхнюю свечу». Когда дочери подросли, их стали привлекать к посещениям елок, организованных для охраны. Даже появились специфические выражения «елка первой очереди», «елка второй очереди». Посещение этих обязательных елок было важной частью публичной «профессии» царя. После того как началась Первая мировая война, многое в жизни страны изменилось. Александр II отметил для себя только обедом с тремя взрослыми сыновьями — Александром, Владимиром и Алексеем691. Когда великий князь Александр Александрович в 20 лет стал цесаревичем, для него практически ничего не изменилось в день 31 декабря 1865 г. Этот вечер наследник провел «в своих комнатах в беседах с друзьями». Только около 12 часов ночи отворилась дверь кабинета и вошел Александр II. Он поздравил цесаревича с Новым годом и благословил его. Так в 1860-х гг. Традиция формальной фиксации наступления Нового года, в лучшем случае отмечаемого семейным молебном, сохранялась в императорской семье вплоть до падения монархии в феврале 1917 г. По дневнику Николая II можно проследить, как отмечалось 31 декабря на протяжении двух десятилетий. Эти события носили повторяющийся из года в год характер, мало меняясь со временем. В дневнике цесаревича Николая 31 декабря 1891 г. Три смерти, болезнь и долгая разлука с Георгием, и, наконец, мой случай в г. Если по дневникам Николая II посмотреть, как он проводил последний день уходящего года, то увидим, что для него, как и для его предшественников, то был обычный рабочий день, отличавшийся от остальных дней только тем, что в последние часы уходящего года вся семья собиралась на новогодний молебен. Этот новогодний молебен появился при Николае II, когда уже начиналась формироваться традиция торжественно встречать Новый год. Когда Николай II жил с семьей в Зимнем дворце, то размах молебна стал соизмерим с уровнем большого императорского выхода. Одна из мемуаристок описывает такой молебен, состоявшийся в ночь 31 декабря 1900 г. Молебен служился в Большой церкви Зимнего дворца, и на нем присутствовало все императорское семейство. Соответственно, все дамы оделись в придворные платья, усыпанные драгоценностями. Следуя стандартам «формы одежды», Александра Федоровна была в кокошнике, украшенном алмазами. Она выглядела настолько хорошо, что старшая из дочерей, 5-летняя Ольга, в восторге сравнила императрицу-мать с рождественской елкой: «О! Мама, Вы — такая же прекрасная, как Рождественская елка! Примечательно, что после рождественского молебна императрица должна была продолжить свою «работу», поскольку ей представляли всех новых фрейлин-дебютанток. После того как царская семья переселилась в Александровский дворец Царского Села, новогодний молебен стал проводиться гораздо камернее, и в этой церемонии кроме царской семьи участвовали только самые близкие к ней люди. Затем, стараясь оставить все дела в «старом году», работал с документами «до чая и до обеда», то есть до 5 и 8 часов вечера, и «окончил все, что было на столе». Затем — семейный обед, после которого поиграл с великим князем Дмитрием Павловичем на бильярде «в пирамиду». Около 11 часов вечера в Александровский дворец подъехала императрица Мария Федоровна вместе с младшим братом царя Михаилом Александровичем. Все вместе пили чай, а затем в 23. Феодоровский собор Царского Села Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года 31 декабря 1913 г. Николай II все утро с 10 до 13 часов принимал доклады. На завтраке был только великий князь Иоанн Константинович. В 15 часов царь поехал с Ольгой и Татьяной в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку. В этот день он отказался от прогулки, и тем не менее, «читал весь вечер и отвечал на телеграммы». Под термином «читал» имеется в виду работа с документами. И только в 23 часа 30 минут «поехали в полковую церковь на новогодний молебен». Наступление Нового года в России издавно связано с традиционными гаданиями. Гадали в царской семье в начале января. Видимо, эта традиция появилась во второй половине царствования Николая I, когда в «сценарии» его власти отчетливо обозначилось национальное начало. Эта традиция закрепилась при Александре II, точнее, при императрице Марии Александровне, симпатизировавшей славянофилам. Гадала Мария Александровна со своими фрейлинами 2 января 1854 г. Поскольку фрейлины были, естественно, сплошь незамужние, то гадали, конечно, «на женихов» — «давали петуху клевать овес, топили олово». Эта традиция воспроизводилась на протяжении десятилетий. Спустя 20 лет 2 января 1877 г. Мама немного простудилась и… несмотря на это, она хотела, чтобы были гадания… Отличные были шутки: лоханка с водой и записками, разные сюрпризы, петух с зернами, который, по обыкновению, неприлично себя вел, зеркало, и под столом я пугал девиц, дергая их за платье…» Хорошие вещи — подарки — бывали разные, как уже было сказано в начале поста, они соотносились с возрастом. Детям обычно доставались конфеты и различные игрушки. С возрастом менялись и сувениры. Ольга, дочь Николая I, вспоминала свой двадцать второй сочельник: «В Концертном зале были расставлены столы, каждому свой.

История Рождества: древние традиции, которые почитают в России

Няня царских детей англичанка Маргарет Эггер впервые наблюдала русское Рождество в декабре 1900 г. В этом году рождественские праздники проводились в Александровском дворце Царского Села. По ее словам, во дворце установили не менее 8 елок, в их украшении принимала участие сама императрица. Кроме этого, Александра Федоровна выбирала подарки для всего окружения императорской семьи, от офицеров охраны и до лакеев с истопниками. Для царских дочерей и их няни установили отдельную елку. Под елкой положили музыкальную шкатулку, она наигрывала бессмертное: «Ах, мой милый Августин, Августин…» Подарки для детей разместили на отдельных столиках, установленных вокруг елки. Остальные праздники Рождества в семье Николая II проходили по сложившейся «схеме».

Менялось только количество детей, и с 1904 г. Поскольку детей поселили на втором этаже дворца, то 24 декабря 1904 г. В этот же день, к вечеру, семьей поехали в Гатчинский дворец к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Там, после всенощной, «внизу» устроили елку «для всех». В следующие два дня члены императорской семьи присутствовали на рождественских елках, устроенных для различных подразделений охраны. В последующие годы все повторялось без изменений.

Многочисленные елки для охраны, елки с родственниками, домашние елки, в которых стали принимать участие и дети. Для них устраивались отдельные елки. Так, 24 декабря 1905 г. Готовились и личные подарки. У родителей была «собственная елка». В 1906 г.

Николай II записал: «В новой комнате Алике была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Одна из мемуаристок упоминает, что императрица имела маленькую «рождественскую» слабость: «Она непременно хотела, чтобы свечи на елке задувала она сама. Она гордилась тем, что особенно сильной струей воздуха ей удавалось погасить самую верхнюю свечу». Когда дочери подросли, их стали привлекать к посещениям елок, организованных для охраны. Даже появились специфические выражения «елка первой очереди», «елка второй очереди». Посещение этих обязательных елок было важной частью публичной «профессии» царя.

После того как началась Первая мировая война, многое в жизни страны изменилось. Александр II отметил для себя только обедом с тремя взрослыми сыновьями — Александром, Владимиром и Алексеем691. Когда великий князь Александр Александрович в 20 лет стал цесаревичем, для него практически ничего не изменилось в день 31 декабря 1865 г. Этот вечер наследник провел «в своих комнатах в беседах с друзьями». Только около 12 часов ночи отворилась дверь кабинета и вошел Александр II. Он поздравил цесаревича с Новым годом и благословил его.

Так в 1860-х гг. Традиция формальной фиксации наступления Нового года, в лучшем случае отмечаемого семейным молебном, сохранялась в императорской семье вплоть до падения монархии в феврале 1917 г. По дневнику Николая II можно проследить, как отмечалось 31 декабря на протяжении двух десятилетий. Эти события носили повторяющийся из года в год характер, мало меняясь со временем. В дневнике цесаревича Николая 31 декабря 1891 г. Три смерти, болезнь и долгая разлука с Георгием, и, наконец, мой случай в г.

Если по дневникам Николая II посмотреть, как он проводил последний день уходящего года, то увидим, что для него, как и для его предшественников, то был обычный рабочий день, отличавшийся от остальных дней только тем, что в последние часы уходящего года вся семья собиралась на новогодний молебен. Этот новогодний молебен появился при Николае II, когда уже начиналась формироваться традиция торжественно встречать Новый год. Когда Николай II жил с семьей в Зимнем дворце, то размах молебна стал соизмерим с уровнем большого императорского выхода. Одна из мемуаристок описывает такой молебен, состоявшийся в ночь 31 декабря 1900 г. Молебен служился в Большой церкви Зимнего дворца, и на нем присутствовало все императорское семейство. Соответственно, все дамы оделись в придворные платья, усыпанные драгоценностями.

Следуя стандартам «формы одежды», Александра Федоровна была в кокошнике, украшенном алмазами. Она выглядела настолько хорошо, что старшая из дочерей, 5-летняя Ольга, в восторге сравнила императрицу-мать с рождественской елкой: «О! Мама, Вы — такая же прекрасная, как Рождественская елка! Примечательно, что после рождественского молебна императрица должна была продолжить свою «работу», поскольку ей представляли всех новых фрейлин-дебютанток. После того как царская семья переселилась в Александровский дворец Царского Села, новогодний молебен стал проводиться гораздо камернее, и в этой церемонии кроме царской семьи участвовали только самые близкие к ней люди. Затем, стараясь оставить все дела в «старом году», работал с документами «до чая и до обеда», то есть до 5 и 8 часов вечера, и «окончил все, что было на столе».

Затем — семейный обед, после которого поиграл с великим князем Дмитрием Павловичем на бильярде «в пирамиду». Около 11 часов вечера в Александровский дворец подъехала императрица Мария Федоровна вместе с младшим братом царя Михаилом Александровичем. Все вместе пили чай, а затем в 23. Феодоровский собор Царского Села Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года 31 декабря 1913 г. Николай II все утро с 10 до 13 часов принимал доклады.

На завтраке был только великий князь Иоанн Константинович. В 15 часов царь поехал с Ольгой и Татьяной в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку. В этот день он отказался от прогулки, и тем не менее, «читал весь вечер и отвечал на телеграммы». Под термином «читал» имеется в виду работа с документами. И только в 23 часа 30 минут «поехали в полковую церковь на новогодний молебен». Наступление Нового года в России издавно связано с традиционными гаданиями.

Гадали в царской семье в начале января. Видимо, эта традиция появилась во второй половине царствования Николая I, когда в «сценарии» его власти отчетливо обозначилось национальное начало. Эта традиция закрепилась при Александре II, точнее, при императрице Марии Александровне, симпатизировавшей славянофилам. Гадала Мария Александровна со своими фрейлинами 2 января 1854 г. Поскольку фрейлины были, естественно, сплошь незамужние, то гадали, конечно, «на женихов» — «давали петуху клевать овес, топили олово». Эта традиция воспроизводилась на протяжении десятилетий.

Спустя 20 лет 2 января 1877 г. Мама немного простудилась и… несмотря на это, она хотела, чтобы были гадания… Отличные были шутки: лоханка с водой и записками, разные сюрпризы, петух с зернами, который, по обыкновению, неприлично себя вел, зеркало, и под столом я пугал девиц, дергая их за платье…» Хорошие вещи — подарки — бывали разные, как уже было сказано в начале поста, они соотносились с возрастом. Детям обычно доставались конфеты и различные игрушки. С возрастом менялись и сувениры. Ольга, дочь Николая I, вспоминала свой двадцать второй сочельник: «В Концертном зале были расставлены столы, каждому свой. Я получила тогда чудесный рояль фирмы Вирт, картину, нарядные платья к свадьбе Адини и от Папа браслет с сапфиром — его любимым камнем».

Новый год праздновали через неделю после Рождества. Это уже не семейный праздник — его отмечали балами и маскарадами: и публичными, и домашними. О таком домашнем маскараде вспоминала М. Каменская, дочь художника графа Федора Петровича Толстого — этого прекрасного рисовальщика очень любил Пушкин и мечтал украсить свой сборник виньеткой его работы. В 1835 г. Толстой был президентом Академии художеств.

Следующий день — праздник Богоявления, или Крещения Господня, который отмечали в России особенно торжественно. Издревле на реке Яузе близ кремлевской стены во льду делалась четырёхугольная прорубь: «Прорубь эта по окраинам своим обведена была чрезвычайно красивой деревянной постройкой, имевшей в каждом углу такую же колонну, которую поддерживал род карниза, над которым видны были четыре филёнка, расписанные дугами; в каждом углу постройки имелось изображение одного из четырех евангелистов, а наверху два полусвода, посреди которых был водружён большой крест… Самую красивую часть этой постройки, на востоке реки, составляло изображение крещения Господа нашего во Иордани Иоанном Крестителем…» — вспоминал голландец де Бруин, посетивший Москву в самом начале XVIII в. Голландца потрясла торжественность и нарядность праздничных строений. Он начал приближаться в 11 часов, вышед из церкви Соборной, то есть из места собрания святых, главнейшей из московских церквей в Кремле. Весь этот ход состоял единственно из духовенства, за исключением только нескольких человек из мирян в светских платьях, которые шли впереди и несли хоругви на длинных древках. Духовенство всё одето было в своё церковное облачение, которое было великолепно.

Священники низшего чина и монахи в числе двухсот человек шли впереди, предшествуемые множеством певчих и мальчиков, принадлежавших к хору, одетых в светское платье, и каждый держал в руках книгу. По правую и левую руку шли вооруженные солдаты и скороходы, имевшие только трости, которыми они расчищали место, открывая путь шествию и сохраняя хороший порядок». Вот такими были новогодне-рождественские праздники царской семьи. Честно говоря, я не думаю, что сейчас практически у каждого праздник хуже. И елки наряжаем, и на корпоративы ходим, и на горках катаемся. Да, подарки, может быть и подешевле, но зато от всей души.

А детская радость и вовсе не зависит от цена подарка. Главное, чтобы он был от всей души подарен!

Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать. Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы тогда еще Москвы , а не интерьера. Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой.

Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду. К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников. В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет как, впрочем, и на остальные религиозные торжества. В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления которые, разумеется, не касались евангельских событий , дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Рождественские традиции Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа. В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется.

По углам стола располагали монеты, купюры, соль и чеснок для благополучия в доме. Запрет на труд в Рождество. В сам праздник уже ничего не делали: не плели, не шили, не готовили и не убирали в доме под страхом бед и несчастья. Приглашение на праздничный ужин знакомых одиноких людей, странников и сирот. И это далеко не полный перечень всех обычаев и традиций на Рождество. Что же еще особенного делали в этот день в России? Например, ножки обеденного стола во время празднования обвязывали верёвкой, чтобы домашний скот не убегал из стада. После утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога христославили. А остатки с вечерней трапезы выносили за пределы двора, чтобыволки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине. Важно знать! Колядование и гадания, дошедшие до современных дней, являются «околорождественскими» обычаями, так как идут в разрез с духовным смыслом православного праздника Рождества, из-за своего языческого происхождения. Но несмотря на это, они прочно закрепились в русской культуре. Праздник всегда сопровождался прославлением Иисуса Христа, но в том числе и народными гуляниями. В 17-18 веках в России появилась традиция устраивать вертепный театр: в ящике-вертепе с помощью тряпичных кукол разыгрывались сцены о рождении Христа. В 19 веке повсеместно символом Рождества стала наряженнаяёлка, а в 20 веке появился и тот, кто приносит подарки детям — Дед Мороз. После Октябрьской революции в 1917 г. В 1935 г. Вифлеемские звезды на верхушках елок были заменены пятиконечными. Подарки, посещение Деда Мороза тоже стали частью новогодних традиций, перестав быть рождественскими. В 1937 г. Таким образом, в советское время акцент был полностью смещен с Рождества на празднование Нового года и до сих пор ничего не изменилось.

Отвечает Екатерина Гудкова , филолог, автор портала «Культура. РФ» Для привлечения достатка важно было встречать Рождество в новой одежде, а специальные обряды в хлеву и во дворе должны были обеспечить богатый урожай и приплод скота. Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день. По старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год сегодня это старый Новый год , а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения. Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий