Фильм "Дело было в Пенькове" не только явился одной из самых ярких советских кинолент 1950-х, но и стал судьбоносным для легендарного актёра. Культовую ленту Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове», которая сегодня считается уже киноклассикой, цензура изначально зарубила как порочащую советских тружеников. Актёры: Майя Менглет, Светлана Дружинина, Вячеслав Тихонов, Владимир Ратомский, Валентина Телегина, Анатолий Кубацкий, Юрий Медведев, Александра Харитонова, Юрий Мартынов, Екатерина Мазурова, Анатолий Кириллов.
Фильму «Дело было в Пенькове» – 65 лет: как сложились судьбы актеров
Полный список актеров, режиссеров и создателей фильма Дело было в Пенькове (1957) на сайте актриса Майя Мeнглeт скончалась на 88-м году жизни в австралийском Мeльбурнe, сообщает ОСН. Кто кого играет в фильме «Дело было в Пенькове» (1957): актеры и их роли.
Дело было в Пенькове (1957) — актёры и создатели
Полный список актеров, режиссеров и создателей фильма Дело было в Пенькове (1957) на сайте Немногие знают, что сценарий к этому фильму Станислав Ростоцкий писал для определенного состава актёров. В ролях: Майя Менглет, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина и др. После выхода фильма «Дело было в Пенькове» на актера обратили внимание многие советские режиссеры – представители разных поколений. Мелодрама, драма. Режиссер: Станислав Ростоцкий, Сергей Антонов. В ролях: Валентина Телегина, Юрий Медведев, Юрий Мартынов и др. Тракторист Матвей Морозов возвращается из тюрьмы в родное село. И вспоминает историю своей женитьбы.
За кадром картины «Дело было в Пенькове»
Фильм Дело было в Пенькове (1957) смотрите онлайн на Триколор Кино и ТВ: В колхоз по распределению приезжает молодой специалист-зоотехник Антонина Андреевна Глечикова. На съёмках фильма «Дело было в Пенькове» Но режиссерская манера Станислава Ростоцкого, свойственная ей прямая и ясная повествователь-ность исключают возможность тонких намеков и замысловатой метафорики. Драма, мелодрама. Режиссер: Станислав Ростоцкий. В ролях: Майя Менглет, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина и др. В родное село возвращается из мест «не столь отдаленных» лихой тракторист Матвей Морозов. Немногие знают, что сценарий к этому фильму Станислав Ростоцкий писал для определенного состава актёров. Смотрите фильм Дело было в Пенькове 1957 онлайн бесплатно в хорошем качестве HD на Tvigle. Актеры фильма Дело было в Пенькове: Вячеслав Тихонов, Майя Менглет, Светлана Дружинина, Валентина Телегина.
Дело было в Пенькове
Однако для роли Дружина научилась и коромысло носить, и коров доить и походку «исправила». А для того, чтобы выглядеть массивнее, актриса натягивала по три пары толстых штанов под юбки и ватой набивала бюстгалтер. На роль «первого парня» должны были пригласить Сергея Гурзо. Его пробы оказались лучшими, однако Госкино его кандидатуру почему-то отвергло. Даже несмотря на то, что актер уже был дважды лауреатом Сталинской премии. Тогда Ростоцкому пришлось срочно искать нового актера. Он обратился к Дружининой и Менглет с вопросом, кого бы они хотели видеть в роли тракториста Матвея Морозова, из актеров прошедших пробы. Девушки, не сговариваясь ответили: «Конечно, Слава Тихонов! Он очень красивый! Тихонову подкоротили брови, осветлили чуб, чтобы видно было, что он весь день находится под палящим солнцем, нацепили кепку и актер совершенно преобразился. Читать: За кадром картины «Весна на Заречной улице» Однажды на площадку ворвалась Нонна Мордюкова, которой сообщили, что у ее мужа, Вячеслава Тихонова, роман с одной из актрис.
Там ей быстро подсказали присмотреться к Светлане Дружининой, экранной супруге актера. В съемочной группе муссировались слухи, что отношения актеров выходят далеко за рамки деловых. Но, поговорив со Светланой, Мордюкова поняла, что ничего у нее с Тихоновым не было и успокоилась.
Глечикова покоряет сердце Мороза красотой не физической, а нравственной. В то время как Глечикова предается организационной деятельности, у нее появляется много завистников и недоброжелателей. Среди них, прежде всего, Лариса — молодая жена Морозова. Тракторист влюблен в городскую девушку, о чем знает вся деревня, кроме самой Глечиковой. Общественная деятельность Тони раздражает также и Алевтину, промышляющую самогоноварением. До приезда молодого специалиста интересы деревенских жителей ограничивались распитием крепких напитков. Теперь же большая часть односельчан Алевтины собираются в клубе, где регулярно устраивает культурные безалкогольные вечера Тоня Глечикова.
Актеры и роли Как отрицательные, так и положительные персонажи присутствуют в сюжете фильма «Дело было в Пенькове». Актеры Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина сыграли все же героев противоречивых. Если Морозов в начале киноленты представляет собой человека легкомысленного, нецелеустремленного и даже праздного насколько это было возможно в советском колхозе , то в конце фильма это уж зрелый, рассудительный мужчина. Светлана Дружинина сыграла ревнивую жену главного героя. Желание сохранить семью едва не толкает Ларису на преступление. Дабы избавиться от соперницы, она, не без подсказки одной из жительниц деревни, решает отравить Глечикову. Однако в последний момент отказывается от этой идеи. Ее муж, узнав о неосуществленном плане, пытается покарать Алевтину, которая всучила слабохарактерной Ларисе ядовитое зелье. За попытку убийства самогонщицы Морозов получает срок. Спустя несколько лет герой Тихонова возвращается в родную деревню, видит впервые своего сына и воссоединяется с Ларисой.
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.
Но в деревню Пеньково приезжает Тоня, новый зоотехник, и, преодолевая недоверие и издевки местных жителей, становится самой популярной личностью. На село приходит культура, а Матвей вдруг понимает, что влюбился в эту неброскую, но умную и энергичную девушку.
За кадром картины «Дело было в Пенькове»
х/ф «Дело было в Пенькове» (1957 год) – смотреть видео онлайн в Моем Мире | СССР HDᴴᴰ | Фото: РИА Новости © 2023, Борис Елин. знаменитости. кино. смерть. |
Актеры - Вся съемочная группа фильма Дело было в Пенькове (1957) | Интересные факты о фильме «Дело было в Пенькове»: Роль Матвея была написана Сергеем Антоновым для Сергея Гурзо. |
За кадром картины «Дело было в Пенькове»
Я ему за это очень благодарен. С «Пенькова» началась наша настоящая мужская дружба, которая длилась много лет, до самой смерти Станислава Иосифовича. Я и сейчас чувствую, как мне его не хватает». После «Пенькова» Тихонов снялся еще в четырех фильмах Ростоцкого, неоднократно демонстрируя всю широту своего актерского диапазона. На эту роль претендовали многие известные актрисы, признанные красавицы. Но когда Ростоцкий впервые увидел в павильоне Майю Менглет, скромно сидевшую на чемоданчике в углу, пока проходили пробы другой актрисы, он был покорен. Именно такую героиню он и искал — робкую, трогательную и кроткую. Для Майи Менглет эта роль была первой, и члены худсовета сомневались в том, что 22-летняя дебютантка справится с главной ролью.
Но после премьеры фильма «Дело было в Пенькове» Майя неожиданно для самой себя стала звездой всесоюзного масштаба. А когда она впервые появилась на зарубежном кинофестивале, ее назвали советской Софи Лорен — они действительно были чем-то похожи. Майя Менглет в роли Тони Фото: kino-teatr. В дебютантку влюбились тысячи зрителей. Говорят, даже режиссер не смог перед ней устоять. Светлана Дружинина, которая сыграла роль жены Матвея Ларисы, рассказывала: «Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются.
Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей был невероятно увлекающимся… Он ведь Пигмалион.
Сколько серий: 83 мин. Он на хорошем счету у председателя колхоза благодаря тому, что работает чуть ли не за десятерых, и в то же время стоит у начальства костью в горле из-за постоянных выходок.
Масла в огонь подливает председательская дочь Лариса, всей душой полюбившая этого видного красавца.
Антонова, она до сих пор не утратила любви зрителей. Премьера фильма состоялась в 1958 году. Съемки проходили в небольшой деревне в Подмосковье, актеры вместе с режиссером Станиславом Ростоцким там же и жили, они даже в одежде ходили той же, что и снимались. Местные жители со временем привыкли к ним как к героям фильма и забыли, кто они на самом деле. Именно в такой атмосфере создаются настоящие шедевры кинематографа. Краткое описание фильма Нельзя оставаться равнодушным, наблюдая события, которые разворачиваются в фильме «Дело было в Пенькове». Актеры отобразили на экране историю любви, а любовь, как всем известно, очень часто приносит не только счастье, но и страдания. В основе сюжета - любовный треугольник.
В маленьком селении живет тракторист Матвей Морозов, в него без памяти влюблена председательская дочка. В это время в деревню приезжает городская красавица Тоня. С этого времени жизнь Матвея и его невесты меняется. Зрители впервые видят главного героя Матвея, когда он едет в поезде, возвращаясь домой из тюрьмы. Под стук колес он начинает вспоминать все те события, которые и привели его в «места не столь отдаленные». В родном селении Морозов считался первым парнем на деревне. Работал он за десятерых, но любил также и попроказничать. Да так, что местный председатель не знал уже, что с ним делать. Однажды поспорил Матвей с местным передовиком Зефировым, чей трактор мощнее, в итоге колхозная техника сломалась.
Морозов взял всю вину на себя, теперь ему грозит тюрьма, но вмешалась дочь председателя Лариса. Молодые люди расписались тайком, и председателю ничего не осталось, как взять парня на поруки, ведь зять теперь, как-никак.
Популярного актера на стало 4 декабря 2009-го: он скончался на 82-м году жизни. Еще его принято ассоциировать с дворянами — в конце концов, Андрей Болконский был самым известным князем в истории русской литературы, да и в «Семнадцати мгновениях весны» герою Тихонова без труда удавалось мимикрировать под немецкого аристократа Макса Отто фон Штирлица… Узнать подробности 2. Светлана Дружинина: Лариса Через несколько лет после выхода картины «Дело было в Пенькове» состоялась премьера фильма «Девчата» , где Дружинина сыграла ещё одну красавицу, страдающую от несчастной любви точнее — от ее отсутствия , — телефонистку Анфису. Светлана Дружинина в фильме «Дело было в Пенькове» и сейчас. Она сняла социальную драму «Исполнение желаний», а также несколько музыкальных картин — «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка». И, конечно, «Гардемаринов» — один из самых любимых отечественных сериалов. Кстати, продолжение этого проекта — фильм «Гардемарины 1787.
Мир» — должен выйти на экраны российских кинотеатров в 2023 году. Светлана Дружинина с Анатолием Мукасеем. Фото: Борис Кудрявов Вот уже 65 лет Дружинина счастлива в браке с Анатолием Мукасеем — известным советским и российским кинооператором. Их сын Михаил Мукасей — тоже кинооператор и продюсер.
Создатели и актёры
- Сообщить об опечатке
- Создатели и актёры
- Актёры и создатели
- Как складывалась жизнь звезды фильма «Дело было в Пенькове» Майи Менглет // Видео НТВ
- Фильм "Дело было в Пенькове". Что осталось за кадром.
- Редкий фильм "Дело было в Пенькове (1957)" в интернет-магазине Телеспектакли и редкие фильмы
В прокат вышел фильм «Дело было в Пенькове»
Драматическая лента «Дело было в Пенькове» принесла известность режиссеру Станиславу Ростоцкому, завоевав сердца зрителей во многом благодаря незаурядным актерским работам Вячеслава Тихонова, Светланы Дружининой и Майи Менглет. Любимый многими фильм Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове", вышедший на экраны в далеком 1957 году, снимали в Подмосковье, недалеко от Клина, в районе деревень Кленково, Опалево, Микинино, Воронино и Золино. Популярные работы: Дело было в Пенькове (1957), Исправленному верить (1959), Большой аттракцион (1974). Полный список актеров, режиссеров и создателей фильма Дело было в Пенькове (1957) на сайте актеры и роли. О фильме. Рецензии. О фильме. Актёры.
дело было в пенькове актеры фото и имена: 45 фото
Это история о деревенском парне трактористе Матвее Морозове, озорном, незаурядном, мятущемся. Фильмам Ростоцкого присущи глубокое внимание к сокровенному миру человека и ярко выраженная гражданская позиция. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы.
У нее корни в деревне, где живет ее дедушка, она имеет больше образования, чем сельхозработницы. Тоня принимает активное участие во многих прогрессивных изменениях в жизни сельских жителей, утвержденных государством, и вдохновляет молодых людей на создание нового клуба. Она также смело не носит платок, в отличие от деревенских девушек, и ходит в костюме, а не в традиционных сельских платьях. Матвей влюбляется в Тоню, видимо, привлеченную образованной девушкой из города, она тоже любит его и изо всех сил пытается сдержать и скрыть свои чувства. Но когда он объясняет ей свои чувства, Тоня говорит, что «не разрушит его брак».
Там Тихонов задержался на 7 лет, успев сыграть всего в 5-ти постановках. Затем актера позвали в киностудию имени Максима Горького. Как раз это предложение позволило Вячеславу отбросить все сомнения и с легкостью оставить театральную жизнь. Фильмография «Дело было в Пенькове» — 1957 «У нас сроду так. Как разгонятся одного хвалить, так и хвалят, не притормаживая» — легендарная фраза главного героя тракториста Матвея Морозова, роль которого исполнил Вячеслав Тихонов. Актер Вячеслав Тихонов изобразил самолюбивого и беспринципного персонажа, который постоянно встревал в конфликты с главой колхоза Иваном Саввичем. Многим зрителям Матвей запомнился по своим безумным поступкам: он и трактор вывел из строя, петуха соседского «угостил» водкой и даже грозился уйти из колхоза: «дайте только справку». Использовав нарочитую дерзость, Тихонову удалось влюбить в себя зрителей и привлечь внимание режиссеров к его особенной манере исполнения ролей. Интересно, что после утверждения артиста на роль колхозника гримеры старались изменить внешность Вячеслава, так как его данные были слишком красивыми и «городскими» для простого парня. Тихонову осветляли волосы и меняли форму бровей, а также учили развязной походке. Изначально на эту роль утвердили Иннокентия Смоктуновского, но в последний момент он был вынужден отказаться, поскольку ему предложили сыграть великого Шекспировского Гамлета. Тогда же появился на пробах и Тихонов, которого режиссер Сергей Бондарчук сразу «отсеял», поскольку тот не подходил на кандидатуру, и стал искать другого актера. Однако из-за того, что кинокартина была полностью профинансирована на государственные деньги, министр культуры Екатерина Фурцева настояла, чтобы Болконского играл именно Вячеслав Васильевич.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.
«Мне донесли, у Славки здесь роман»: Дружинина о съемках с Вячеславом Тихоновым
С приездом Тони жизнь в деревне начинает меняться. К ней тянется молодёжь. Тянется к ней и Матвей. Их интерес друг к другу становится источником сплетен. Лариса возмущена поведением Тони. Её появлением в колхозе недовольна и самогонщица Алевтина, чей дом раньше был центром «светской» жизни в деревне, что было дополнительным источником её доходов. Однажды Тоня в недостроенном клубе подворачивает ногу. Домой её относит Матвей, случайно оказавшийся там.
Это видит Алевтина. Лариса, чувствуя, что муж охладел к ней, сильно ревнует его к Тоне. Алевтина подговаривает Ларису отравить соперницу. Лариса сначала соглашается, но в последний момент не решается на убийство. Матвей, узнав об участии Алевтины, в наказание запирает её в погребе, за что получает тюремный срок. Возвратившись домой, Матвей впервые видит уже подросшего сына и законную жену, а также Тоню. Фильм получил известность еще и потому, что в нем звучат замечательные песни композитора Кирилла Молчанова на стихи поэта Николая Доризо: «От людей на деревне не спрятаться» в исполнении Вячеслава Тихонова, и «Огней так много золотых» в исполнении Людмилы Зыкиной и Екатерины Семёнкиной.
Редко какой концерт по заявками радиослушателей обходился без исполнения этих песен. Немногие знают, что сценарий к этому фильму Станислав Ростоцкий писал для определенного состава актёров. Все персонажи первого плана в голове режиссера были заранее распределены по исполнителям, да и на большинство ролей второго плана Ростоцкий тоже уже знал, кого будет приглашать.
В обычной сельской драме, рассказанной Ростоцким, есть как бы двоякая притягательность. История эта хороша, во-первых, и своей узнаваемостью, и обычностью любовного треугольника с непременной приезжей городской разлучницей. Все это, что называется, лежит на поверхности, обеспечивая зрительский интерес самой типологией сюжета. Сюжета, который можно назвать бродячим, расхожим, мифологическим, а значит, как всякий миф, глубоко укорененным в жизни. Но «Дело было в Пенькове» — не рядовой фильм.
Он живет сорок лет, не утрачивая зрительской любви и не устаревая. Одною типологией сюжета это обстоятельство не объяснить. На съёмках фильма «Дело было в Пенькове» Устарели некоторые детали. Это конечно же грезы об НТР, наивные, как обещание построить коммунизм в ближайшие 20 лет. Это и непременный вездесущий секретарь райкома в простецкой кепке и с отеческой улыбкой, появляющийся за плечом героя в самые ответственные моменты, как бы направляя и благословляя его. Это и обязательный энтузиазм сельских комсомольцев, борющихся с неподатливым председателем колхоза за строительство нового клуба. А вот председатель-то Владимир Ратомский как раз не «устарел». В его невысокой, невидной фигуре, во всем неказистом облике, лишенном величавой начальственной стати, есть подлинность, которая в 57-м году и была тем поистине новым, что принес фильм Ростоцкого.
Настоящая новизна была не в белых, дистанционно управляемых тракторах, о которых мечтал простодушный Матвей, слушая рассказы образованной Тони. Новизна была в самой правде жизни, что пробивалась сквозь наработанные экранные нормативы, раздвигая их, утверждаясь спокойно и ненавязчиво. Правда эта — в самих подробностях деревенского быта, то скудного до убожества, то простодушно уютного — с перинами, настенными ковриками, горами подушек и ситцевыми занавесками. В весенней непролазной распутице, в битых колеях дорог, в самой деревне — с маленькими, покосившимися, словно бы присевшими домишками. В диковатой простоте отношений, шокирующей интеллигентную ленинградку Тоню. И это убожество, диковатая простота — словом, весь «идиотизм деревенской жизни» в фильме не то что клеймится или осуждается, он просто увиден. Так же как увидена застенчивая красота русской земли, ее неохватность и спокойное величие. И негромкая поэзия деревенских будней, и каждодневный крестьянский труд, показанный без привычного кинематографического пафоса, а просто как обстоятельство места действия.
Эта простая, но необходимая, как глоток свежего воздуха, правда была словно бы разлита в картине Ростоцкого. Она-то и ощущалась в 57-м году как подлинная новация. Так же покоряюще нов был и герой — Матвей Морозов. Кинематограф той поры смело разрушал стереотипы экранной физиогномики. Парадоксальный на первый взгляд выбор актеров приводил к удивительным результатам. Оказывалось, например, что рабочий паренек с интеллигентской внешностью Алексея Баталова обретал еще большую убедительность. Что же до Матвея Морозова, то, как известно, роль эта поначалу была предложена Сергею Гурзо, актеру талантливому и чрезвычайно обаятельному. Но что-то заставило режиссера едва ли не в последнюю минуту совершить свой выбор в пользу Вячеслава Тихонова — артиста яркой, утонченной красоты.
А красота его в те поры так застила глаза режиссерам, что роли артисту отводились по большей части декоративные, предпочтительно золотопогонные. Хотя я по происхождению из простой рабочей семьи, учился в ремесленном училище, стоял у токарного станка. Я знал, как сыграть тракториста Матвея, мне этот герой был близок. Екатерина Семёнкина — Огней так много золотых Ростоцкий все-таки отстоял мою кандидатуру, правда, для съемок мне пришлось чуть-чуть изменить внешность: мне осветлили волосы и выбрили брови, сросшиеся на переносице. Говорили, будто бы такие брови не типичны для деревенского парня. Эта была моя седьмая роль в кино, но первая по значимости: она до сих пор остается моей лучшей ролью. Более того, режиссер осмелился сломать не просто кинематографический стереотип, но и шире — стереотип общего представления о деревне и колхозе. Он, что называется, снял кавычки с этих понятий, обретших к тому времени вульгарный, ругательный смысл.
Не оттого ли так важно было наделить утонченной красотой не горожанку Тоню, но деревенских — Матвея и Ларису. Между тем новизна главного героя, разумеется, не исчерпывалась лишь впечатляющей наружностью. Матвей Морозов был свободный человек. Не борец за права, но свободный по природе своей. Вячеслав Тихонов точно сыграл саму органику этой свободы. Она и в открытом, словно бы усмехающемся взгляде, в походке и жесте, в непредсказуемости поступка. Но, опять таки, роль красавицы Ларисы — дочки председателя колхоза, которая отчаянно борется за любовь мужа Матвея, — досталась начинающей актрисе Светлане Дружининой. Ходили слухи, что взять Светлану в фильм Ростоцкого упросил опять же Тихонов — мол, у актера с Дружининой был бурный роман.
Из воспоминаний Дружининой о С. Ростоцком, режиссере фильма: — Это мой по-настоящему первый учитель.
Приезд агронома Антонины перевернул спокойную жизнь пеньковцев. Местный житель Матвей Вячеслав Тихонов , который ходит в женихах у красавицы Ларисы Светлана Дружинина , неожиданно влюбляется в городскую девушку… Кадр из фильма «Дело было в Пенькове» Для роли Тихонову побрили брови Сценарий Сергей Антонов писал с расчетом, что главного героя Матвея сыграет актер Сергей Гурзо, который до этого уже прославился ролью Сергея Тюленина в «Молодой гвардии». Но режиссер Станислав Ростоцкий настаивал на кандидатуре Вячеслава Тихонова. Хотя я по происхождению из простой рабочей семьи. Я знал, как сыграть тракториста Матвея, мне этот герой был близок. Ростоцкий отстоял мою кандидатуру, правда, для съемок пришлось чуть-чуть изменить внешность: мне осветлили волосы и выбрили брови, сросшиеся на переносице. Говорили, будто бы такие брови не типичны для деревенского парня. Это была моя седьмая роль в кино, но первая по значимости: она на всю жизнь осталась для меня лучшей.
Для Майи Менглет, исполнительницы роли «разлучницы» Тони, это был дебют в кино. С поставленной задачей она справилась. А вот на счету Светланы Дружининой уже были 2 роли в кино. Но её Лариса из «Дело было в Пенькове» безусловно достойна уважения.
В лучших классических традициях было сыграно. Тем паче, что образ её героини нельзя назвать целиком и полностью положительным или отрицательным. И даже, когда она пытается отравить свою соперницу, ты её немного ненавидишь, а это как раз и подчёркивает задатки большого мастера, как мы увидим потом: и как актрисы, и как режиссёра. Вячеслав Тихонов играет так, как будто он и не актёр вовсе, а самый, что ни на есть рубаха-парень из деревни: с задором, с огоньком.
А разве можно забыть тот плавный переход из шебутного парня в образ тоскующий по своей любимой, когда он поёт свою песню. Такое не забывается, потому что делается с душой! Есть такое выражение, что рукописи не горят. К этому фильму оно вполне применимо.
Смотрим «Дело было в Пенькове». Не забываем смотреть. И помним русских артистов! Невозможно не заметить, что раньше фильмы были добрее.
И что примечательно: не только русские, но даже американские фильмы были добрее. То есть можно сказать, что кинематограф не наживался на жестокостях. Чем тут можно помочь? Только одним: не ходить на те самые недобрые и жестокие фильмы.
Изменится потребитель — изменится производитель. Так мне кажется. Второе размышление, которое пришло на ум: мы шли разными путями, но в одном направлении. То есть с разными лозунгами, с разным политическим строем, но и Россия, и Запад двигались в одну сторону: индустриализация, служение машинам, отдаление от природы, потребительское отношение к земле, к Земле.
О чём мечтает главная героиня: о куче комбайнов. Но что это за мечты для девушки? Мы видим, что ценности семьи, как это ни печально, утрачивались в те времена у нас. Тем более кажется необычным, что Морозов влюбляется в Тоню.
Совершенно понятна их дружба. Она приехала из города, ей есть что рассказать, а ему интересно послушать. Но пренебречь женственной, хозяйственной женой ради серенькой мечтательницы — такого в жизни я не встречала. Тут Морозову может быть только одно оправдание: скромность Тони по сравнению с Ларисой.
Но на то она и девушка, это прелестная девичья скромность, которой сложно ожидать от замужней женщины, пытающейся не допустить, чтобы ее муж покинул семью. Не знаю, как по части людей, не жил в то время, но фильмы раньше действительно были добрее. И дело тут не в пресловутом старческом брюзжании, не в набившем оскомину лепете про то, что раньше трава была зеленее и солнце яснее светило, только потому, что это было раньше, а сейчас, мол, ужасное время, ужасные люди. Нет, не то.
Советское кино и правда было добрым, без притворства. Даже в этом фильме, где есть и любовный треугольник, и злые языки, и едва ли не убийства, присутствует какая-то невидимая аура добра, света я бы даже сказал. И ведь тогда жили-то немногим лучшего нашего — и свои страхи были, и даже ужасы, но кино тогда было каким-то откровением, каким-то подспорьем что ли, вроде песни, которая всегда с тобой и которая по жизни помогает… - Что вы со мной обращаетесь, как при старом режиме? Дураки были при любом режиме.
Примерно две трети фильма я испытывал то, что называют когнитивным диссонансом. Я привык к тому, что Вячеслав Тихонов — это Штирлиц, это князь Болконский — интеллигентный и безумно порядочный человек. Грешным делом я сперва думал про его героя Матвея Морозова едва ли не то, что он какой-то подлец. И только ближе к финалу я понял, что все его злоключения, все это напускное равнодушие как раз идет от обратного: Матвей — открытый человек, без камня за пазухой, чуть шуботной как говорит бабушка, по-деревенски — «леший» , но вовсе не плохой.
Городскому человеку, а особенно человеку нашего времени трудно понять, что такого страшного в том, что пусть и женатый мужчина поговорит с другой девушкой. А в деревне совсем другое! Там свои законы, свой самосуд. Я не был никогда в деревне, но по рассказам бабушки хорошо представляю себе эту среду, поэтому и история эта для меня не прошла незамеченной, история об огромной не любви даже, а страсти, о жизни, о людях.
Хорошо, что советское кино сохранилось. Бывает, что разочаровываешься в людях, тогда всегда можно окунуться в советское кино и на время забыть все… 9 из 10 P. Светлана Дружинина, как говорят сейчас, просто бомба. Главная героиня неизменно утверждалась на роль первой, и подобранный к ней главный герой неизменно указывался в титрах вторым, каким бы ни было соотношение их важности в картине.
Может быть, таким образом режиссеры, которые были по большей части мужского пола, отстаивали свое право на свободное творчество — мол равенство равенством, а вдохновение ведь по приказу не является, ему муза нужна. Бог его знает, но факт налицо — развеселый тракторист Матвей Морозов, несомненно являющийся центральным персонажем пеньковского дела, обозначается лишь в третьей строчке начальных титров, вежливо пропуская вперед обеих своих дам. Впрочем, дело тут может быть еще и в том, что «Пеньково» — это лишь первая совместная работа Тихонова с Ростоцким и вообще первая его, Тихонова, большая актерская удача. Это уже потом творческий союз двух выдающихся Славов превратился в прочный дружеско-профессиональный тандем, сформировавший на отечественном экране своеобразный Ростоцкий-стиль и во многом поспособствовавший перемещению Вячеслава Васильевича на верхние строчки всяких титров.
А пока выбор актера на главную роль выглядел довольно авантюрным. Соединять в одном персонаже точеную тихоновскую внешность и его собственную тихо-скромную натуру с буйно-разудалым, хулиганским характером деревенского тракториста было, мягко говоря, неожиданно. Я вот читала повесть Антонова, и хотя к тому времени уже много раз видела фильм, книжный Матвей представлялся мне абсолютно не таким, как герой Тихонова. И тем не менее, главной особенностью этого персонажа мне показалась как раз его нетипичность, странность.
Так что на свой эксперимент Ростоцкий имел полное право. А эксперимент — он, как известно, чем дальше от теории, тем ближе к Нобелевской премии. Получившееся чудо бузит и впрямь на редкость обаятельно, так что и влюбленность новенькой Тони, и ревнивое отчаяние Ларисы представляются вполне логичным, если не единственно возможным развитием событий. Ростоцкий вообще мастер по части изображения чувств, и не только романтических.
Не то, чтобы «Пеньково» — психологический фильм; он скорее такой — внимательный — и к сильным, и к слабеньким движениям человеческой души, и вообще к человеческой природе. Много крупных планов, много взглядов, эпизодиков, незначительных каких-то реплик — и история разворачивается как будто сама собой, и очень просто, и очень верится. Интересная получилась в фильме роль у самого Пенькова. Иногда берет сомнение, не выдумало ли оно наперед всю эту историю себе для развлечения, раздарив заранее роли главным действующим лицам и фактически заставив их проигрывать заданный сценарий.
Пока наивная Тоня соображала, что научные беседы про табуляторы тоже могут иметь романтический подтекст, общественное мнение уже охотно записывало ее к Матвею в любовницы. Интересно также, что ни Тоню, ни Матвея это самое мнение особо и не осуждало, вероятно чувствуя к ним некоторую благодарность за разбавление скучных деревенских будней своими сердечными разборками. Потому как ансамбль «Сны и сновидения» еще создан не был, а развлекаться уже как-нибудь хотелось. Такими люди у Ростоцкого и получаются — не слишком лакированными, но и не безнадежно испорченными, и некрасивыми в чем-то, и в чем-то прекрасными, в общем — разными, и не укладывающимися в рамки какого-то одного определения.
Как бы и серость есть, но и она не приговор. Вообще «Пеньково» — очень жизнелюбивый фильм, душевный такой и веселый. Каким-то невероятным образом он сочетает в себе почти шекспировские страсти с легкостью и юмором, отчего и то, и другое только выигрывает. Ну, наверное, потому, что и в жизни все ходит рядом.
И восторженная Тоня, искренне верящая в сотни тысяч тракторов, бороздящих просторы Родины, и скептический председатель колхоза, еле заметно поднимающий брови от таких рассказов в большой аудитории, и Матвей, которому, в общем-то, все равно, сколько на самом деле тракторов — были бы люди, по-настоящему во что-то верящие, и тогда его собственный трактор стоит тысячи. И даже добродушно-улыбчивый товарищ Игнатьев, называемый почему-то во всех статьях секретарем райкома, тоже ходит по этой планете, пусть и не в таких количествах, как в старых отечественных фильмах, и не всегда в секретарском звании. Все это где-то рядом, и если кому-нибудь удается это поймать и отразить на экране — его будут смотреть долго. Так и мне, думаю, не раз еще представится возможность поразмышлять о сложном отношении советского кинематографа к вопросу о равноправии полов.
Так ли обстоит дело с этим фильмом? На первый взгляд — да, но за любовным треугольником, грустной историей любви, благородством главных героев, скрыт и иной смысл. Набросками показана жизнь в деревне. И это не лубочная картинка с песнями, плясками, всеобщим весельем, каких изобилие в советских фильмах того периода.
Это и обнажение отрицательных качеств: необразованность, можно сказать, серость жителей деревни, узость их взглядов и интересов. Вспомнить хотя бы момент на свадьбе, какая была разная реакция у гостей, когда были подарены книги и туфли. Первое вызвало насмешку, второе же — всеобщее восхищение.