После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Ответил (1 человек) на Вопрос: Синтаксический разбор преложеня:Затопив в землянке печурку,Поля сварилачай и, как только стемнело,легла счпать. (1) Затопив в землянке печурку, Полина сварила чай и, как только стемнело, легла спать. ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ. 631K просмотров.
Сгорели заживо в землянке
ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ. 631K просмотров. «В землянке» («Землянка», «Бьётся в тесной печурке огонь») — советская песня времён Великой Отечественной войны. После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки.
Почему военную песню «В землянке» запрещали в СССР?
Знаменитая песня военных лет «В землянке» появилась в 1941 году в дни боёв за Москву. В печурке весело играл огонь на поленьях, тусклая полоса света еле освещала вход в землянку. После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки.
Леонид Утесов - В землянке listen online
Песня «В землянке (Бьётся в тесной печурке огонь)» — Олег Яворский & Oleg Yavorsky. 9 класс | Смотреть синтаксический разбор диктанта Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Стихотворение нашего земляка Алексея Суркова «В землянке» сегодня отмечает 80-летний юбилей. В печурке весело играл огонь на поленьях, тусклая полоса света еле освещала вход в землянку.
Сгорели заживо в землянке
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент. Синтаксический разбор преложеня :Затопив в землянке печурку,Поля сварилачай и , как только Синтаксический разбор преложеня :Затопив в землянке печурку,Поля сварилачай и , как только стемнело,легла счпать.
В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.
С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь. Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. День выдался светлее вчерашнего.
Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи. Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. Марков VII В восемнадцать лет невозможно быть оседлым, и однажды ты вдруг почувствуешь неодолимое желание соприкоснуться с неизведанным, неизвестным. Как прекрасно в вечерний час подняться по дрожащему корабельному трапу на празднично освещенную палубу и присоединиться к шумной толпе пассажиров, которые прощаются с землей и уходят в море, в какую-то новую, удивительную, ни с чем не сравнимую жизнь. Когда пароход загудел трубным голосом и палуба стала содрогаться от работы упрятанных в трюме машин, закипела у бортов темная, с нефтяными оранжевыми пятнами, со световыми бликами вода, вдруг вздрогнул и, медленно разворачиваясь, стал отходить берег с темной толпой провожающих на причале.
Поплыли, туманясь, портовые огни, убегая все дальше и дальше в глубь материка, желтея там, вдали, а веселые звезды стали приближаться, иные, казалось, висели прямо на реях, и их можно было, как бабочку, снять рукой. И вдруг дохнуло свободой, соленой прохладой, и Черное море глянуло прямо в глаза. Я расхаживал по нижней палубе среди поющих, кричащих, пляшущих пассажиров, гордых и печальных, неподвижно сидящих и вповалку храпящих прямо на палубе. Я был один из них в эту ночь, безвестной песчинкой, отправлявшейся в далекое и неизведанное плавание. Ямпольскому VIII На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным и появилось больше трещин, которые замедляли движение.
Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины. На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту. На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги.
COM - образовательный портал Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов.
Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
На рассвете мужчины отбыли в расположение 4-й армии. Женщины остались одни. Надо было зарабатывать на кусок хлеба. В комендатуре, куда обратилась Раиса Дмитриевна, ее определили на разгрузку угля. Никакой другой работы в городе не нашлось. Маленькая женщина, за что муж называл ее «моя карманная женушка», уже приготовилась к выходу на работу, когда за ними приехал Боря. Случилось чудо: в разгар войны семья Добротворских воссоединилась, и до самой Победы они воевали вместе, плечом к плечу В августе 1943 года началась битва за освобождение Киева, продолжавшаяся по декабрь.
В «Битве за Днепр», как в сводках именовалась эта операция, советская армия понесла несчетное количество потерь. Судьба хранила Добротворских. Все были живы. В Киеве полковник Добротворский встретил своего однополчанина, с которым когда-то начинал военную карьеру, будучи лейтенантом, и по доносу которого отсидел один год и три месяц как польский шпион. Выпустили его накануне войны. Советская армия наступала и гнала фашистов вон из страны. Зенитная артиллерия вместе с другими красноармейскими частями пересекла границу Польши и двинулась на Берлин. Однажды, когда армейская колонна машин проезжала мимо концлагеря Майданек, Раиса Дмитриевна крикнула шоферу, чтобы закрыл девочку, сидящую в «Виллисе», отцовской буркой, однако она не успела упредить события, и Инга увидела огромный колодец, из которого торчали руки и ноги мертвых людей. Раиса Дмитриевна, служившая телефонисткой, каждый день вывешивала возле штаба плакаты: «До Берлина осталось 100 дней, 50 дней…».
У Инги тоже была работа. Когда в госпиталь приезжали агитбригады, она выступала вместе с артистами: читала стихи Пушкина, пела «Катюшу», «Синий платочек», «В землянке» и народный ответ на «Землянку», написанный от лица девушки. Обычно это происходило так: медсестра выносила табурет или лавку, ставила на нее девочку и объявляла: «А сейчас перед вами выступит самая большая артистка»… — Я слышала песню твою, Мне ты пел из землянки сырой, Я услышала голос родной С белоснежных полей под Москвой. Ты напрасно тоскуешь за мной, Заплутавшее счастье вблизи, Бей сильнее врага под Москвой, Свое счастье в бою береги. Это верно, что я далеко И дойти до меня нелегко, Но я знаю, что я вся с тобой, Будь героем, любимый, родной, Никогда не страшись ты врага Пусть до смерти четыре шага. Если нужно, умри за народ, Но ни шагу назад — лишь вперед, — вдохновенно пела «самая большая артистка». Над Рейхстагом взвился красный флаг, и тысячи советских солдат поспешили к Рейхстагу, чтобы собственноручно увековечить это великое событие на стенах фашистской цитадели. Борис Добротворский», — написал на Рейхстаге Боря. Инга писать не умела, ведь она была дитя войны.
С того памятного дня прошло несколько десятков лет и однажды, разбирая военный родительский архив, Инга Ивановна обнаружила пожелтевший тетрадный листок со словами ответа на «Землянку», записанного рукой ее мамы. На полях листка стояла дата: 15 августа 1943 года. Как давно это было! Однако память, словно беспощадная лента кинохроники, прокрутила все: и вжиканье косы на католическом кладбище, и запах немецких шоколадок, которыми после выступлений угощали ее раненые красноармейцы, и бездонный колодец во дворе Майданека, и мелодию ответной песни девушки.
Затопили в землянке печурку поля сварила чай и как только стемнело легла спать - 96 фото
В суд направлено дело стрежевчанина, который десять лет прятался в землянке | Житель Южно-Сахалинска Константин Ермаков научился с комфортом жить в лесу, выбрав в качестве жилплощади землянку. |
Порядка 150 домов из 769 остаются подтопленными в курганском селе Кетово — РТ на русском | фото Фото Игоря Семешева. |
27 ноября 1941 года создана знаменитая и родная "Землянка" Алексея Суркова (музыка К. Листова) | Песня «В землянке (Бьётся в тесной печурке огонь)» — Олег Яворский & Oleg Yavorsky. |
Диктанты 9 класс с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённое предложение» | Нам сегодня, через 80 лет, трудно представить, какие мысли рождаются у смертельно уставших после боя людей, собравшихся в землянке у солдатской железной печурки. |
Остались вопросы? | Нам сегодня, через 80 лет, трудно представить, какие мысли рождаются у смертельно уставших после боя людей, собравшихся в землянке у солдатской железной печурки. |
Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай | Диктант
Но в карманах его не оказалось. Он стал шарить глазами по землянке. На полу лежала помятая бумажка. Алексей бережно поднял ее, обтер о рукав гимнастерки, подбросив дров, принялся за чтение. Прочитав письмо, решительно поднялся, достал из полевой сумки бумагу, карандаш и вывел первые слова: «Дорогая Тоня! Утро прошло спокойно. Немцы сделали два сильных артналета, но жертв не причинили». Через два дня во фронтовой газете была напечатана большая статья «Подвиг русского солдата». В ней подробно описывались действия Алексея Быстрова. Читая ее, Алексей не мог удержаться от слез, которые против его воли ползли по раскрасневшемуся лицу.
Вечером, когда сгустились сумерки, Алексей Быстров сел писать письмо любимой девушке. Мысли его разбегались и он не мог оформить их в единое целое. Наконец он написал: «Милая Тоня! Сегодня у меня большой радостный день. Об этом ты подробно узнаешь из этой газеты, которую я посылаю тебе. Я здоров и тебе желаю того же. Целую крепко. Твой Алеша». Утром военный почтальон мчался на велосипеде на полевую почту.
В его сумке лежала дорогая ноша — письмо героя полка Алексея Быстрова. В этот же день голубой конверт летел как птица в далекую сибирскую деревню.
Она стала визитной карточкой многих творческих коллективов.
Особое место она заняла в творчестве знаменитой Лидии Руслановой и Леонида Утесова. Песня стала народной. Однако летом 1942 года песня попала в опалу.
Очень бдительные товарищи из вышестоящих инстанций посчитали, что с песней не все ладно. Что это такое, «… а до смерти — четыре шага»? Это упадничество — был вынесен вердикт.
И уже в августе были изъяты все грампластинки. Суркову было рекомендовано убрать слова о смерти, но он отказался. В отместку Главное политическое управление запретило трансляцию песни по фронтовому радио.
Сохранилось письмо автору от гвардейцев-танкистов. Они негодовали: «Да напишите вы этим людям, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так — мы-то знаем, сколько шагов до нее на самом деле». Несмотря на сопротивление автора, власти все-таки внесли «оптимистичные» изменения.
Потом поднимала голову, прислушивалась. Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит.
Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать.
Командир полка уже выходил из него: КП менял свое расположение. Все мы организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом. Гитлеровцы не оставили нас своей «милостью» и тогда, когда мы уже были на противоположном берегу. От разрывов мин мерзлая земля разлеталась во все стороны, больно била по каскам.
Когда вошли в новое селение, кажется Ульяново, остановились. Самое страшное обнаружилось здесь. Начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову: — Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли! И тут я увидел, что Суханов-человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, — побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на усик мины во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы. Потом, когда мы немного освоились на новом месте, начальник штаба полка капитан Величкин, тот, который закидал гранатами вражеских автоматчиков, сел есть суп.
Две ложки съел и, смотрим, уронил ложку — уснул. Человек не спал четыре дня. И когда раздался телефонный звонок из штаба дивизии — к тому времени связь была восстановлена, — мы не могли разбудить капитана, как ни старались. Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне! И только от того, что они были такими, их ничем нельзя было запугать. Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме.
В нем было шестнадцать «домашних» стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки… Стихи мои «Бьется в тесной печурке огонь» так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее «В землянке».
Адреса культуры
- Ответы и объяснения
- Остались вопросы?
- В суд направлено дело стрежевчанина, который десять лет прятался в землянке -
- Адреса культуры
Случай в землянке
Ему поставили кресло. Он сел, сумрачно наблюдая, как ввели воспитанников в парадных мундирах, построили, вызывая их по списку, обучали кланяться почтительно и изящно тому месту, где будет сидеть царь. Зал, где проходила репетиция, был небольшой, но красивый. Светлый, с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, которые были окрашены под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену. Именно здесь предполагалось впоследствии устраивать публичные экзамены и другие торжества. Зодчему, который переделывал здание, приспосабливая его к нуждам учебного заведения, приказано было сделать так, чтобы помещение это имело парадный вид.
Стены зала были искусно расписаны. Воинские доспехи, знамена, сцены из античных времен казались не нарисованными, а вылепленными, выпуклыми. Роспись украшала и потолок, и четыре арки, через которые входили в актовый зал. Мебели в зале не полагалось, потому что воспитанники должны были здесь заниматься фехтованием, а по вечерам — играть. Басиной IV Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли.
Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чем прелесть этого необыкновенного сооружения. Трудно сказать, когда лучше любоваться им. Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются, впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга.
В темных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы, что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников. На рассвете, когда над лесами играют солнечные лучи и от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Покров надо видеть и в дождь, когда огромная туча словно останавливается, чтобы полюбоваться храмом. Храм в том виде, как мы его знаем, — лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека. Осетрову V В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса.
В голове все трещало, сливалось в общий гул. На улице были слышны пулеметные очереди и изредка орудийные выстрелы. Очнувшись от пережитого, Быстров почувствовал липкую теп-лоту на лице. Он обтер рукою лоб и понял, что ранен. Из траншеи доносился стон. Алексей, схватив автомат, бросился в траншею.
Стонавший немец вылез из траншеи и пополз к кустарнику. В метрах сорока-пятидесяти Быстров заметил группу фашистов, которая, пригибаясь к земле, удирала в кусты. Нажав на спусковой крючок, Быстров обдал разведчиков длинной очередью. В это время где-то недалеко застрочил «максим». По полю разносились стоны раненых немцев. Враг не ушел.
Эй, ты, фашистская морда, поворачивай оглобли в окоп, — крикнул Алексей немцу, пытавшемуся уползти в кусты. Быстров выскочил из траншеи, взял раненого немца и приволок его к землянке. Тут он понял, что это была вражья разведка, которая хотела захватить его «языком». Ответа не последовало. Он стал осматриваться кругом и в метрах десяти от землянки увидел распластанное тело земляка Ивана Илюхина. В спине торчал немецкий нож.
Тело часового он накрыл плащ-палаткой и вернулся к землянке. Немец, приволоченный Алексеем, все стонал и о чем-то спрашивал. Недалеко от землянки послышался шорох, а вскоре можно было разобрать шаги.
Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога - от возбуждения и мечтательности, и нечего всякими пустяками голову себе забивать.
Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.
Тут он понял, что это была вражья разведка, которая хотела захватить его «языком». Ответа не последовало. Он стал осматриваться кругом и в метрах десяти от землянки увидел распластанное тело земляка Ивана Илюхина. В спине торчал немецкий нож. Тело часового он накрыл плащ-палаткой и вернулся к землянке. Немец, приволоченный Алексеем, все стонал и о чем-то спрашивал. Недалеко от землянки послышался шорох, а вскоре можно было разобрать шаги. В траншею вскочил лейтенант Лыков с группой бойцов.
Быстров молчал. Затем обернулся к раненому немцу. Там их было много! Сержант Каримов и трое солдат прочесали рощу и вернулись в траншею. А вы, Панкин и Петренко, остаетесь с Быстровым. Уже брезжил рассвет, когда Быстров вернулся в землянку. В печурке догорали последние дрова. Осмотревшись кругом, он сел на нары, низко опустив голову. Все равно, думаю, живым не сдамся, а тут случай помог.
Граната под руку подвернулась, — говорил Быстров. Правильно сделал, — ответил лейтенант. Немцы еще попытаются наведаться. Оставляю тебе в помощь двух бойцов с пулеметом и сейчас еще пришлю взвод Пермякова.
"В землянке"
В землянке | Синтаксический разбор преложеня:Затопив в землянке печурку,Поля сварилачай и, как только стемнело,легла счпать. Created by loleki. russkij-yazyk-ru. |
Синтаксический разбор преложеня :Затопив в землянке печурку,Поля сварилачай и , как только | ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ. 631K просмотров. |
"7 лет жил в землянке": в Пензенской области от страшной смерти спасли человека | новое видео: ЗАТОПИЛ ПЕЧКУ В ЗЕМЛЯНКЕ В ДОМЕ ШКОЛЬНИКА! |
ЗАТОПИЛ ПЕЧКУ В ЗЕМЛЯНКЕ В ДОМЕ ШКОЛЬНИКА! МОЖНО ЛИ ТАМ ЖИТЬ?🏠🌲 | К утру землянку здорово выстуживало, но топить печку уже было нельзя, чтобы дым не засекли вражеские корректировщики артиллерийского огня. |
Житель Якутии рассказал, как пережил лютые морозы в землянке
Человек не спал четыре дня. И когда раздался телефонный звонок из штаба дивизии — к тому времени связь была восстановлена, — мы не могли разбудить капитана, как ни старались. Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне! И только от того, что они были такими, их ничем нельзя было запугать. Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать «домашних» стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки… Стихи мои «Бьется в тесной печурке огонь» так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.
Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее «В землянке». Все, свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня «пойдет», если мелодия ее запомнилась с первого исполнения. Песня действительно «пошла». По всем фронтам — от Севастополя до Ленинграда и Полярного.
Некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «…до тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» — упадочнические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но мне жаль было менять слова — они очень точно передавали то, что было пережито, перечувствовано там, в бою, да и портить песню было уже поздно, она «пошла». А, как известно, «из песни слова не выкинешь». О том, что с песней «мудрят», дознались воюющие люди.
Если я не ошибаюсь, она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.
А дело было так. Во второй половине дня, миновав командный пункт дивизии, мы проскочили на грузовике на КП 258-го 22-го гвардейского стрелкового полка этой дивизии, который располагался в деревне Кашино. Это было как раз в тот момент, когда немецкие танки, пройдя лощиной у деревни Дарны, отрезали командный пункт полка от батальонов. Быстро темнело. Два наших танка, взметнув снежную пыль, ушли в сторону леса. Оставшиеся в деревне бойцы и командиры сбились в небольшом блиндаже, оборудованном где-то на задворках КП у командира полка подполковника М.
Мне с фотокорреспондентом и еще кому-то из приехавших места в блиндаже не осталось, и мы решили укрыться от минометного и автоматного огня на ступеньках, ведущих в блиндаж. Немцы были уже в деревне. Засев в двух-трех уцелевших домах, они стреляли по нас непрерывно. Переговорив о чем-то с командиром полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже: — А ну-ка, у кого есть «карманная артиллерия», давай! Собрав десятка полтора ручных гранат, в том числе отобрав и у меня две мои заветные «лимонки», которые я берег на всякий случай, капитан, затянув потуже ремень на своей телогрейке, вышел из блиндажа. Мы тотчас же открыли огонь по гитлеровцам.
Величкин пополз. Взрыв, еще взрыв, и в доме стало тихо. Тогда отважный капитан пополз к другому дому, затем — к третьему. Все повторилось, как по заранее составленному сценарию. Вражеский огонь поредел, но немцы не унимались. Когда Величкин вернулся к блиндажу, почти смеркалось.
Командир полка уже выходил из него: КП менял свое расположение. Все мы организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом.
Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее «В землянке».
Писатель Евгений Воробьев тут же скопировал ноты и текст, принес их в редакцию « Комсомольской правды », где она и была опубликована в номере от 25 марта 1942 года». Песня «В землянке» сразу «пошла в народ», стала одной из самых популярных в годы Великой Отечественной. И сегодня, спустя 80 лет, она продолжает жить. Теперь ее поют наши молодые современники и даже зарубежные артисты.
Алексей Александрович Сурков родился 1 13 октября 1899 года в деревне Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье.
Однажды, когда армейская колонна машин проезжала мимо концлагеря Майданек, Раиса Дмитриевна крикнула шоферу, чтобы закрыл девочку, сидящую в «Виллисе», отцовской буркой, однако она не успела упредить события, и Инга увидела огромный колодец, из которого торчали руки и ноги мертвых людей. Раиса Дмитриевна, служившая телефонисткой, каждый день вывешивала возле штаба плакаты: «До Берлина осталось 100 дней, 50 дней…». У Инги тоже была работа. Когда в госпиталь приезжали агитбригады, она выступала вместе с артистами: читала стихи Пушкина, пела «Катюшу», «Синий платочек», «В землянке» и народный ответ на «Землянку», написанный от лица девушки. Обычно это происходило так: медсестра выносила табурет или лавку, ставила на нее девочку и объявляла: «А сейчас перед вами выступит самая большая артистка»… — Я слышала песню твою, Мне ты пел из землянки сырой, Я услышала голос родной С белоснежных полей под Москвой. Ты напрасно тоскуешь за мной, Заплутавшее счастье вблизи, Бей сильнее врага под Москвой, Свое счастье в бою береги. Это верно, что я далеко И дойти до меня нелегко, Но я знаю, что я вся с тобой, Будь героем, любимый, родной, Никогда не страшись ты врага Пусть до смерти четыре шага.
Если нужно, умри за народ, Но ни шагу назад — лишь вперед, — вдохновенно пела «самая большая артистка». Над Рейхстагом взвился красный флаг, и тысячи советских солдат поспешили к Рейхстагу, чтобы собственноручно увековечить это великое событие на стенах фашистской цитадели. Борис Добротворский», — написал на Рейхстаге Боря. Инга писать не умела, ведь она была дитя войны. С того памятного дня прошло несколько десятков лет и однажды, разбирая военный родительский архив, Инга Ивановна обнаружила пожелтевший тетрадный листок со словами ответа на «Землянку», записанного рукой ее мамы. На полях листка стояла дата: 15 августа 1943 года. Как давно это было! Однако память, словно беспощадная лента кинохроники, прокрутила все: и вжиканье косы на католическом кладбище, и запах немецких шоколадок, которыми после выступлений угощали ее раненые красноармейцы, и бездонный колодец во дворе Майданека, и мелодию ответной песни девушки.
Впрочем, мелодия у песен была общая. Судя по незатейливой рифме и духу, ответные слова были народными. Собственно, и вся Великая Отечественная война по духу тоже была народной. К концу войны сурковскую «Землянку», родившуюся в ноябре 41-го под Москвой, и ответ на нее пела вся большая страна. Военные песни рождались в бою. Всю ночь советским бойцам пришлось вырываться из окружения. За оружие взялись штабные работники, стал бойцом и поэт, корреспондент газеты «Красная правда» Алексей Сурков. Только бойцы выбрались из окружения, как нарвались на минное поле.
В действительности все было, как и поется в песне, «а до смерти четыре шага». Всю оставшуюся ночь промерзший и уставший Сурков просидел у железной печурки над фронтовым блокнотом. Поэт, переживший острую смертельную опасность, закончил эту ночь письмом к жене Софье Андреевне, добавив к нему 16 поэтических строк. Чего-нибудь не оказалось, и тут я на счастье вспомнил о стихах, написанных домой. Переписав начисто, я отдал их Листову. Он пробежал глазами по строчкам, промычал что-то под нос и ушел.