Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты. Татары и башкиры – это один народ и две нации. Кто богаче – башкиры или татары? Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Башкиры и татары отличия — А башкиры от татар сильно отличаются?
Башкиры и татары: отличия во внешности и характере
Они отличаются яркими красками, декоративными узорами и геометрическими фигурами. Башкирская керамика также пользуется популярностью, благодаря своей красочности и оригинальности форм. Часто на башкирской керамике изображены народные мотивы, символизирующие мир и природу. Также татары и башкиры традиционно занимались изготовлением кожаных изделий, таких как сумки, пояса и обувь. Эти изделия выполнялись с уникальными узорами и орнаментами, отражающими национальные характеристики. Традиционные народные промыслы и ремесла татар и башкир являются важной частью их культуры и наследия. Они не только сохраняют и передают историю и традиции народов, но и создают особую атмосферу и уникальность в их культурной жизни. Различия в архитектурных особенностях населенных пунктов татар и башкир Татарская архитектура характеризуется богатством декоративных элементов и узоров, а также использованием характерной цветовой гаммы.
Традиционные населенные пункты татар включают в себя следующие архитектурные особенности: Особенности Описание Высотное зонирование Татарские поселения обычно имеют несколько зон, отличающихся по высоте. Чаще всего самый высокий уровень занимает центральная часть поселения, где находятся мечети и другие религиозные объекты. Деревянные дома Традиционные татарские деревни состоят из деревянных домов, покрытых белой глиной или штукатуркой. Фасады декорируются резными элементами и узорами. Мечети Мечети являются важной частью татарской архитектуры. Они обычно имеют небольшие размеры и украшены геометрическими узорами и куполами. Вокруг мечети часто располагается сложенный архитектурный ансамбль, включающий в себя минбар, минареты и другие строения.
В свою очередь, башкирская архитектура сочетает в себе элементы тюркской и славянской культур. Традиционные населенные пункты башкиров представляют собой сочетание следующих архитектурных черт: Особенности Описание Здания из глины и дерева Большинство башкирских домов и деревень строятся из глины и дерева. Поверхность фасадов украшается резными деревянными элементами, прямоугольными и круглыми окнами. Башни Одной из уникальных черт башкирской архитектуры являются башни. Они служат не только украшением, но и имеют практическое назначение — использовались для наблюдения за окружающей местностью. Татарские сарайки Татарские сарайки — это маленькие деревянные постройки, используемые для хранения зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Они имеют простую и компактную форму, часто украшены резьбой и узорами.
Таким образом, архитектурные особенности населенных пунктов татар и башкир являются визуальным отражением их культуры и представлений. Каждая из этих народностей имеет свое неповторимое творческое наследие, которое до сих пор остается невероятно привлекательным и ценным. Роль религии в культуре татар и башкир Ислам является основой вероучения и моральных принципов татар и башкир. Религия оказывает влияние на все сферы жизни этих народов, от семейных традиций до повседневной деятельности. Верующие татар и башкир стремятся следовать принципам ислама, в том числе исполнять намаз молитву , совершать пост в рамадан и выполнять другие религиозные обязанности.
Видимо, здесь месть залила глаза кровью и желчью.
Алсынов и его соратники не просто разоблачали режим Хабирова, но и вскрывали все те преступные махинации, которые использовали как сам Хабиров, так и его жена и ее родственники. На этой почве даже были стычки с представителями армянской диаспоры в Башкортостане из-за того, что его жена армянка. Это привело к национальным трениям, но на самом деле это реакция людей на тот беспредел, который до сих пор чинит окружение Радия Хабирова. Жена Цезаря, как говорится, вне подозрений. Это сильно расстроило Хабирова, который решил довести этот вопрос до конца. То же самое было с Михаилом Саакашвили.
Здесь Радий Хабиров, судя по всему, не смог совладать с эмоциями». Люди, которые призывают к отделению Башкортостана от России — это представители башкирской зарубежной новой эмиграции, которые активно призывают башкир не повиноваться властям и реализовывать принцип итальянской забастовки, поясняет Айсин. Эти люди делают жесткие политические заявления, что сильно расстраивает и самого Хабирова, и Москву: «Башкортостан — это сложный регион, где в равных долях живут башкиры, татары и русские. Это не такой сложный конгломерат, как Дагестан, но там есть специфика, и этот регион взрывоопасный. Не исключено, что в следующий раз может прорваться именно там. Кроме того, у Z-патриотов и прочих озабоченных силовиков в различных кабинетах в голове сидит концепция, что все тюрки в России хотят отделиться и создать Великий Туран из башкир, якутов, тувинцев, алтайцев, карачаевцев, кумыков, нагайцев и балкарцев.
Дескать, через Башкортостан или Алтай они выходят на границу с Казахстаном, а там маячит тень Турции.
Эти перемены этничности стали возможны отчасти и потому, что этнокультурные различия между татарами и башкирами были незначительными. Нельзя забывать, что местные жители изменяли свою общественную этничность на соседнюю с целью поддержать политику башкирского правительства по национальному вопросу или получить для себя большие привилегии. В течение XX в.
Однако, частые изменения этнонимов, кажется, привели к тому, что национальная принадлежность стала нестабильной даже у тех, кто твердо сохранял свою общественную этничность, а это, в свою очередь, облегчило им перемену своей национальности при первом удобном случае. Выводы В XX в. Накануне революции 1917 г. В 1920-е гг.
Одновременно действия Башкирского правительства по созданию башкирского литературного языка привели к тому, что многие башкиры перешли на татарский язык. Привилегии для лиц титульной национальности, получившие распространение в тот период, способствовали тому, что многие татары Башкортостана в официальных документах стали записываться башкирами. Исчезновение этих привилегий в середине 1980-х гг. Наконец, насильственное введение в татароязычных башкирских деревнях изучения башкирского литературного языка вынудило большинство их жителей признать себя татарами для того, чтобы обучать своих детей на татарском языке.
Колебания этничности у населения в этом регионе являются, таким образом, результатом многократных зигзагов советской национальной политики по отношению к малочисленным этносам. Эти изменения этничности свидетельствуют о решающей роли государства в управлении этническими процессами. По своей сути, политические шатания и создание новых государственных институтов являются связующим звеном между изменениями этничности, вызванными стремлением людей получить выгоду для себя, и изменениями этничности, которые затрагивают этнокультурную сферу. Если власти начинают предоставлять тому или иному этносу привилегии, то представители других этносов могут изменить свою национальность на привилегированную.
Кроме того, государство может управлять развитием этнокультурных признаков с помощью таких мер, как создание литературного языка или слияние нескольких этнических групп в новую. Акцентируя внимание на конкретных причинах изменения этнического самосознания, большинство теоретических работ игнорируют роль государства как решающего фактора в этом процессе. Справка: Американский этнополитолог Дмитрий Праймес Горенбург родился в 1970 г. С 1979 г.
Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.
Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности.
Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.
Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории.
Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье.
Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР.
После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга.
Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства. Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить.
Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство — всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов.
Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою. Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.
Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе.
Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка.
Татары и Башкиры
Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Несмотря на различия, башкиры и татары продолжают жить в соседстве и сохранять дружественное отношение друг к другу. Почему в Башкирии татар больше, чем башкир. Примечательно, что татары и башкиры имеют не только различия в образе жизни, но и в происхождении. Мне башкиры говорили, что они вообще-то татары и неизвестно зачем их назвали башкирами. Помимо различий в языке, татары и русские отличаются друг от друга внешне.
Римзиль Валеев: «Татары и башкиры разные нации по этнокультуре, но по языку мы едины» - видео
Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе | Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. |
В чем разница между татарским и башкирским? | Эти перемены этничности стали возможны отчасти и потому, что этнокультурные различия между татарами и башкирами были незначительными. |
Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России? | Русские, татары, башкиры, да и какая разница вместе живем, все нормально, ни когда разногласий не было, кто пытается разрушить? |
Башкирская кровь и татарский язык
Татары в отличие от других представителей монголоидной расы, не имеют ярко выраженных общих черт во внешности. Помимо различий в языке, татары и русские отличаются друг от друга внешне. Кто богаче – башкиры или татары?
Почему в Уфе нет метро, а в Башкирии больше татар? Что часто «гуглят» о республике
На бытовом уровне сравнить можно так; татары больше похожи на русских, а башкиры на казахов. Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. Первая часть, вышедшая несколько раннее, очевидно подняла досрочно обсуждение о положении башкир и татар на сегодняшний день. В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин. Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами. Главная» Новости» Яем татары отличаются от остальных.
Кто такие татары? Мнение башкирских историков.
Возбудили русские народные массы, и украинцев сейчас не слишком любят. Может быть, из-за этого они захотят спрятаться и впишут себя русскими, хотя русскими они, конечно, не станут. Но, смотрите, это же удивительно, что за две предыдущие переписи мы потеряли 300 тысяч человек, это же произошло не только из-за демографии. Это ассимиляция плюс события в Башкортостане. По разным оценкам, 250-300 тысяч татар были записаны башкирами. Валерий Тишков официально признал, что 100 тысяч татар были записаны башкирами. У него даже официальные публикации есть на эту тему. Но на самом деле их было немного больше. Тишков хитрый, он говорит, дескать, много смешанных семей, идентичность плавающая, могут как угодно записаться… — Как, например, певица Гузель Уразова?
То она башкирка, то она татарка … — Это теоретический вопрос на самом деле. Я работал в Бардымском районе Пермской области, откуда родом Уразова, много раз туда ездил, они исходно во всех документах записаны башкирами. Не все, но большая часть. Сразу от этого отказаться люди не могут — это свидетельство о рождении, это фиксация, они знают, что они башкиры, но в культурно-языковом плане они являются частью татар. Я говорю, как полевой этнограф — там национальности как таковой и нет. Там в сторону Кунгура есть деление: Кунгур ягы, Гайна ягы Кунгурская сторона, Гайнинская сторона — прим. Вот это у них и есть национальность. Сторона в направлении к востоку, к Кунгуру, у Перми оказались татарами, хотя этническое происхождение у них совершенно одно и то же.
Даже у верхних групп — служилых татар — общая генеалогия. И «шапка» общая. Все это написано и доказано давным-давно, просто все людям надо объяснять. Вот, например, когда Уразову начали клевать, я сразу так и написал, что у нее на самом деле двойная национальность. Ну и что в этом такого? Человек может быть одновременно и башкиром, и татарином. И в российском самосознании такое часто случается. Каталонцы считают себя испанцами — почему бы и нет?
Есть информация, что они едут в Пермь, везут подарки, бесплатные учебники, дарят руководителям национальных культурных автономий путевки в санатории. В общем, молодцы… — Да, они так и действуют. Мы так не умеем. Надо понимать, что нам это труднее делать, так как у нас очень большая диаспора, в отличие от башкир. Мы же знаем, сколько там выделают на татарские дела. Сэкономленные таким образом средства они отправляют туда. Но у нас опыта такой работы и практики нет на самом деле, мы так системно работать не можем. Есть такая пословица: по ведру и крышка.
Вот у нас ведро такое, видимо, и крышка такая же. Мы и действуем так, как привыкли действовать, ничего нового нет. Жаль, конечно, жизнь прошла на этом деле. Есть в открытом доступе итоги переписи 1834 и 1859 годов. Там есть графы «сословие» и «национальность». Есть, например, «мещеряки», т. В двух графах, например, «мещеряк» и «ново-башкир» или «татарин» и «припущенник». Что это значит, в чем отличие?
И кто такие, скажем, «ново-башкиры»? Он стал башкиром как раз вот по этим земельным делам. В переписи 1917 года национальность привязана к землевладению. Это же сельскохозяйственная перепись. У них был параллельный вопрос: как они относятся к земле? Есть же такие хитрые штучки, когда, прежде чем спросить о родном языке, спрашивают: «Какими языками вы владеете? Знаете ли русский? Например, я — гражданин России, но татарин.
Похозяйственная перепись 1917 года не направлена на выявление этничности. Этничность шла только как дополнительный вопрос. Но надо же еще знать, что до этого как раз были проведены крупные реформы. Башкирско-мещерякское войско было ликвидировано в 1863—1865 годах, насколько я помню. И когда башкирско-мещерянское войско было ликвидировано, а там и тептяри были, людям давали земельные владения. Те, кто находился здесь со своими земельными владениями, получили такие владения, которые имели башкиры, и их стали называть «новые башкиры», «ново-башкиры». Из-за этого возникло сословное самосознание, которое все время присутствует в сельскохозяйственных переписях, даже в переписи 1920 года функционирует. Как только пришла советская власть — революция, сословия ликвидировали, земельные владения перестали иметь значение, во время переписи 1926 года соотношение сразу изменилось: в Башкирии численность татар резко возросла.
Если даже татары до сих пор сидели в сословиях, по языку-то все понятно. Записались так, как сами себя идентифицировали. Перепись 1926 года как раз показала, что 49 процентов башкир записали родным языком татарский — сами башкиры не очень любят сейчас об этом говорить. Половина башкир татароязычна! Не все смогли приобрести вотчинные права на землю. Многие просто оставались крестьянами, даже арендаторами. Это уже как раз ближе к Татарстану — Чекмагушевский, Дюртюлинский районы. Мы имеем дело с крестьянами, у которых этническое самосознание было не таким выраженным, как сейчас.
Это мы сейчас прекрасно знаем, кто есть кто. А тогда владение землей и самоидентификация были очень связанны. Там в ответ на вопрос о национальности могли сказать «мусульманин». Во многих случаях так и было. Такая формулировка при указании сословия тоже встречается. Были ясачные татары, были служилые, тептяри — чемоданные татары. Затем многих объединили в категорию «башкиро-мещерякское войско», где были отдельные тептярские, отдельно мишарские полки. Но некоторые татары туда не вошли.
Часть остались ясачными татарами, они потом стали государственными татарами, которые напрямую выплачивали налоги. В принципе, даже при переписи 1897 года национальность определяли по родному языку. Это первая всеобщая перепись в России, нормальная такая европейская перепись — тогда и в Европе считали, что родной язык связан с национальным самосознанием. Но это срабатывает не везде. Скажем, если бы такой опрос проводили в пограничной зоне между Украиной и Россией, там есть смешанные группы — это Ростовская область и т. Тоже самое произошло в Башкортостане — часть татар родным языком записали башкирский.
Вы думаете Вы вздохнете нормально, и все у вас будет хорошо? Хрен у Вас все будет хорошо. Кто из Вас что то сделал что то полезное, не кто!
Думаете Запад Вас оставит в покое с такими природными ресурсами....
Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства. Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.
Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки. Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер.
Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились? Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному. Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне.
С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар. Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.
Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи. Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.
При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости. Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений. Происхождение башкир до сих пор остаётся неразгаданной тайной.
Этой проблемой интересуются как у нас, так и в других странах. Над ней ломают головы историки Европы, Азии и Америки. Это, конечно, не воображение. Башкирский вопрос, заключающийся в отчаянно-боевой истории народа, в его народа бесподобном характере, самобытной культуре, в отличном от соседей своеобразном национальном лике, в его истории, особенно в древней истории , по мере погружения в которую она принимает вид таинственной загадки, где каждая разгаданная загадка порождает новую, -- всё это, в свою очередь, порождает, общий для многих народов вопрос. Письменный памятник, в котором впервые название башкирского народа было упомянуто, говорят, оставил путешественник Ибн Фадлан. В 922 году он, в качестве секретаря посланников багдадского халифа Аль-Муктадира, прошёл через юго-западную часть древнего Башкортостана — через территории нынешних Оренбургской, Саратовской и Самарской областей, где на берегу р.
Иргиза проживали башкиры. По словам Ибн Фадлана, башкиры — тюркский народ, живут на склонах Южного Урала, населяют обширную территорию с запада до берегов Волги; их юго-восточные соседи — беженеки печенеги. Как видим, Ибн-Фадлан уже в ту далекую эпоху установил значения башкирских земель и башкирского народа. В этом случае было бы нелишне по возможности шире объяснить в переводе сообщения о башкирах. Уже ближе к реке Эмба миссионера начинают беспокоить тени башкир, из чего ясно, что посланник халифа путешествует по земле башкирской. Возможно, он уже был наслышан от других соседствующих народов о воинственном нраве хозяев этой страны.
Во время переправы через реку «Чаган» Саган, река в Оренбургской области, на берегу которой до сих пор живут башкиры арабы вот о чем побеспокоились: «Необходимо, чтобы переправился отряд бойцов, имеющих при себе оружие, прежде чем переправится что-либо из каравана. Они — авангард для людей, следующих за ними, для защиты от башкир, на случай чтобы они то есть башкиры не захватили их, когда они будут переправляться». Трепеща от страха перед башкирами они переправляются через реку и продолжают свой путь. Теперь путь Ибн-Фадлана нам известен: уже на берегу Эмбы он начал предостерегаться мужественных башкир; эти опасения преследовали его во время всего пути. Переправившись через быстрый Яик близ устья реки Саган, он проходит на прямую по дорогам Уральск — Бугуруслан — Бугульма, переправляется в указанном самим порядке через реки Сага «Жага» , впадающей в реку Бызавлык около современной деревни Андреевка, реки Таналык «Азхан» , затем — Малый Бызавлык «Бажа» близ Новоалександровки, Самару «Самур» близ города Бызавлык, потом Боровку «Кабал» от слова кабан , Мал. Кюнь-юлы «Сух» , Бол.
Кюнь-юлы «Канжал» от слова Кюнь-юл, русские пишут Кинель , достигает область, густонаселенную народом «Аль-Башгирд» бугульминской возвышенности с живописной природой между реками Агидель, Кама, Идель ныне территории республик Башкортостана, Татарстана и областей Оренбургской и Самарской. Как известно, указанные места составляют западную часть Прародины башкирского народа и именуемая арабскими путешественниками такими географическими названиями, как Эске Башкорт Внутренний Башкортостан. Здесь есть гора Иремель Рамиль , якобы, произошедшая из фаллоса нашего погибшего Урал-батыра. Эмба Ибн-Фадлан прошёл мимо неё. Чужаки могли пройти к открытому международному башкирскому городу-базару Булгар по проделанному Ибн-Фадланом пути, по южному краю Внутр. Прониковение же на священные горы — «Тело Шульган-батыра» и «Тело Урал-батыра» и др.
Тем, кто пытался нарушить его, как и предостерегал Ибн Фадлан, обязательно отсекали головы этот строгий закон был нарушен после татаро-монгольского нашествия. Даже сила вооруженных до зубов 2-х тыс. Встречает человек человека, отсекает ему голову, берет её с собой, а его самого оставляет». Ибн-Фадлан на всем протяжении своего пути старался подробнее расспросить о коренном народе у приставленного специально к ним уже принявшего Ислам и хорошо владеющего арабским языком проводника-башкира, у которого он даже спросил: «Что вы делаете с вошью, после того как поймаете её? Похоже, что башкир оказался плутом, решивший подшутить над дотошно любопытным до всего путешественником: «А мы ногтем разделываем её и поедаем». Ведь еще полтора тысячи лет до Ибн-Фадлана башкиры на вопрос такого же любопытного путешественника грека Геродота, мол, как добываете из вымени кобылы молоко, так подперли к кривой березе другими словами: пошутили, обманули : «Очень просто.
Мы вставляем в задний проход кобылы трость курая и все вместе надуваем её брюхо, под давлением воздуха молоко само по себе начинает брызгать из вымени в ведро»… Так или иначе, не вникший в хитрость Ибн-Фадлан поспешил дословно зафиксировать ответ в свою путевую тетрадь как есть. Кто-нибудь из них детально исследует шов своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Действительно, был с нами один из них, который уже принял ислам, и который служил у нас, и вот я увидел одну вошь в его одежде, он раздавил её своим ногтем, потом съел её». В этих строках скорее лежит черная печать той эпохи, нежели истина. Что остается ждать от служителей ислама, для которых ислам — есть истинная вера, а исповедующие его — избранные, все остальные же для них нечисти; не принявших ещё ислам язычников-башкир они называли «нечистью», «поедающих своих вшей» и т. Такой же грязный ярлык навешивает он на своем пути и на другие народы, не успевшим примкнуть к праведному исламу.
По ведру — крышка, по эпохе — взгляды мнения , нельзя сегодня обижаться на путешественника. Вот своего рода иное определение: «Они русские. Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Аттиле, а это большая река, и строят на её берегу большие дома из дерева, и собирается их в одном таком доме десять и или двадцать, -- меньше и или больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним сидят девушки -- восторг для купцов. И вот один из них сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и таким образом застает его сочетающимся с ней, и он рус не оставляет её, или же удовлетворит отчасти свою потребность. И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды , какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит её своему господину.
Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в неё и не оставляет ничего из грязи, он все это делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто сидит рядом с ним, и этот делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить её от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в этом доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней». Как видите, посланник халифа, как преданный сын эпохи, оценивает культуру «кафыров» с высоты исламского минарета.
Он видит лишь их грязный лохань и у него нет дела до осуждения будущего поколения… Давайте вновь вернемся к воспоминаниям о башкирах. Переживая за «низший» народ, лишенных исламской веры, он искренне пишет следующие строки: « а вот мнение уклоняющееся от истины , каждый из них вырезает кусок дерева величиной с фалл и вешает его на себе, и если захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то целует его кусок дерева , поклоняется ему и говорит «О, господин, сделай мне то-то и то-то». И вот я сказал переводчику: «Спроси кого-либо из них, какое у них оправдание объяснение этому и почему он сделал это своим господином богом? Из них кое-кто говорит, что у него двенадцать господ богов : у зимы господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у деревьев господин, у людей господин, у лошадей господин, у воды господин, у ночи господин, у дня господин, у смерти господин, у земли господин, а господин, который в небе, самый большой из них, но только он объединяется с ними остальными богами в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ. Аллах превыше того, что говорят нечестивые, высотой и величием. Он Ибн-Фадлан сказал: мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбе, третья группа поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они враги обратили их башкир в бегство и что журавли закричали сзади них врагов , так что они враги испугались и сами были обращены в бегство, после того как обратили в бегство башкир , и поэтому они башкиры поклоняются журавлям и говорят: «Эти журавли наш господин, так как он обратил в бегство наших врагов», и поэтому они поклоняются им и теперь ».
Памятником поклонения усярганцев-башкир является идентичный миф и гимноподобная песня-мелодия «Сынграу Торна» -- Звенящий Журавль. В главе «Об особенностях тюркских языков» двухтомного словаря тюркских народов М. Кашгари 1073-1074 башкирский внесен в число двадцати «основных» языков тюркских народов. Язык башкир очень близок к кыпчакским, огузским и другим тюркским языкам. О тюркском народе башкирах также сообщает видный персидский историк, официальный летописец Чингис-хановского двора, Рашид-ад дин 1247-1318. Аль-Максуди Х в.
Аль-Балхи с Ибн-Саидом — Урал или некоторые западные земли считаются землями башкир. Западноевропейские путешественники также немало писали о башкирах. Как они сами признаются, они не видят разницу между башкирами и предками нынешних венгров племени Угр — считают их одними и теми же. К этому напрямую добавляется ещё одна версия — венгерская повесть, записанная в XII веке неизвестным автором. В ней повествуется о том, как венгры, то есть мадьяры, переселялись с Урала в Паннонию — современную Венгрию. С ними вместе ушел и вождь Алмус сын Угека из рода короля Магога со своими женой, сыном Арпадом и другими союзными народами.
Пройдя по равнинным землям много дней, они на своих торопошах переплыли Этиль и нигде не нашли ни дорог между деревнями, ни самих деревень, не питались пищей, приготовленной человеком, однако, до Суздаля, прежде, чем достигнуть России, питались мясом и рыбой. От Суздаля направились в Киев, затем для того, чтобы овладеть наследством, оставленном предком Алмуса Атиллой, через Карпатские горы пришли в Паннонию». Как известно, поселившиеся в Паннонии племена мадьяр долгое время не могли забыть свою древнюю родину Урал, в своих сердцах они хранили повести о своих язычниках-соплеменниках. С намерениями найти их и помочь избавиться от язычества и приклонить к христианству, на запад пускаются в путешествие Отто, Иоганка Венгр. Но их поездка претерпела неудачу. В 1235-1237 гг.
После долгих мытарств и лишений в пути, он, наконец, достиг международный торговый город башкир Великий Булгар во Внутреннем Башкортостане. Там он повстречался с женщиной, родившейся в стране, которую он ищет, и вышедшей замуж в здешние края, у которой он наводит справки о её родине. Вскоре Юлиан находит своих соплеменников на берегу Большого Итила Агидели. В летописи говорится, что «они с огромным вниманием слушали то, о чем он хотел поговорить с ними — о религии, о других вещах, и он слушал их». Интересно и то: в оренбургском краеведческом музее храниться бронзовый топор, найденный на берегу р. Сакмары в соседней с дер.
Сэнкем-Биктимер в дер. А «майор» - измененное «Башкорт» представляется следующим образом: Бажгард — Мадъяр — Майор. А вот, что пишет посетивший Золотую Орду Гильом де Рубрук: «…После того, как прошли 12-ти дневного пути от Этиля, мы вышли к реке под названием Ясак Яик — совр. После того, как богатая природными ресурсами башкирская земля «по своей воле» вошла в состав Московского государства, вспыхиваемые там веками народные восстания заставили царское самодержавие взглянуть на башкир по другому. Видимо, в поисках новых возможностей ведения колониальной политики, начинается тщательное исследование быта коренного народа -- его экономики, истории, языка, мировоззрения. Официальный историк России Н.
Карамзин 1766-1820 , опираясь на сообщения Рубрука, делает вывод о том, что изначально башкирский язык был венгерским, позже, надо думать, они стали говорить на «татарском»: «они переняли его у своих завоевателей и по причине долгого сосуществования и общения, забыли свой родной язык ». Это, если не принимать в счет труд М. Кашгари, жившего полтора века до нашествия татар и считавшего башкир одним из основных тюркских народов. Однако до сих пор среди ученых мира не прекращаются споры относительно того, что башкиры по своему происхождению тюрки или уйгуры. Кроме историков в этой битве участвуют также языковеды, этнографы, археологи, антропологи и др. Наблюдаются интересные попытки раскрытия загадки с помощью не ржавеющего ключа — этнонима «башкорт».
Татищев: «башкорт» - означает «баш буре» «главный волк» или «вор». Рычков: «башкорт» - «главный волк» или «вор». Согласно его мнению, башкир так нарекли нугайцы то есть осколок усярганцев-башкир за то, что те не переселились вместе с ними на Кубань. Однако Ибн-Фадлан ещё в 922 году записал «башкир» по их собственному наименованию, время же переселения усярганцев-нугайцев на Кубань датируется XV в. Юматов: «…Они называют себя «баш корт» - «пчеловодами», вотчинниками, хозяевами пчел». Фишер: это этноним, называемый в средневековых источниках по-разному «…паскатир, башкорт, башарт, мадъяр, все являются одного и того же значения».
Хвольсон: Этнонимы «мадъяр» и «башкорт» произошли от коренного слова «бажгард». А сами «бажгарды», по его мнению, жили на Южном Урале, позже разложились и были использованы для названия племен угров. Согласно предположению этого ученого, одна из ветвей направилась на запад и там образовала этноним «бажгард», где заглавное «б» преобразовывается в «м», а конечное «д» -- теряется. В результате, образовывается «Мажгар» … Оно, в свою очередь, -- в «мажар», которое в последствие перевоплощается в «мадъяр» а также в «мишяр», добавляем мы! Эта группа сумела сохранить свой язык и положила начало народу мадъяр. Оставшаяся вторая часть «Бажгард» превращается в «Башгард» - «Башкарт» - «Башкорт».
Это племя со временем отюркилось и составило ядро нынешних башкир. Гордеев: « Этноним «башкорт» необходимо восстановить как «башкаир». Наблюдения Габаши интересны, но видоизменения в обратном порядке ближе к истине башкорт — башгыр, башуйгыр — уйгыр , потому что, согласно истории, древние уйгуры — это и не современные уйгуры, и не угры так как они древние усярганцы. Определение времени формирования башкир как народа в истории самих башкир всё ещё остаётся, как не развязанный Гордиев узел, не распутанным клубком, и каждый старается распутать его с высоты своего минарета. В последнее время в изучении этой проблемы наблюдается стремление поглубже проникнуть в прослойки истории. Отметим некоторые мысли касательно этого таинства.
Руденко, этнограф, автор монографии «Башкиры».
При этом в основном это были так называемые «новобашкиры» — мишари и тептяри. Лев Гумилёв Конечно, нельзя отрицать влияние этого фактора, но при этнической самоидентификации сословный термин не мог стать доминирующим, поскольку решающими факторами при этом становятся укорененные в подсознании архетипы коллективного бессознательного и историческая память, защитным полем для которых является традиция. Как убедительно доказал выдающийся этнолог и историк Л. Гумилев даже субэтнические группы, при всей самобытности и несхожести, все равно входят в систему основного этноса. А в нашем случае речь идет не о субэтнической группе, а о части этноса, то есть северо-западных башкирах, исторически проживавших на данной территории. Лев Гумилев также выяснил, что единство языка не является фактором, приводящим к этническому единству, так как существует «много двуязычных и триязычных этносов и, наоборот, разных этносов, говорящих на одном языке». По его мнению, лишь в отдельных случаях язык может служить индикатором этнической общности, но все же он не является ее причиной.
Иными словами, даже если казанские ученые, утверждая, что северо-западные башкиры говорят на диалекте татарского языка, правы, из этого вовсе не следует, что они стали татарами. При несовпадении языка и национальности определяющей становится все-таки национальность, а не язык. И поэтому преувеличивать значение языка не следует. К сожалению, современные российские научные подходы к этническим процессам продолжают основываться на идеях советской этнографии, выросшей из жесткой сталинской схемы «один народ — один язык». Однако время показало несостоятельность примордиалисткого подхода. Этнос — это не стабильная и застывшая данность, а изменяющийся и динамичный процесс. Соответственно, возможно и конструирование, а точнее, «собирание» этноса. На наш взгляд, на данный момент для этого существуют и объективные условия — переход к «эпохе постмодерна» с продолжающимся разрушением традиционного общества.
И поэтому очевидно, что для консолидации любого народа необходимым и актуальным на сегодняшний день становится конструирование этноса на основе этнического самосознания без обязательной соответствующей языковой идентичности. Необходимо считаться с реальностью и перестать делить народ на башкироязычных, татароязычных и увеличивающихся в числе русскоязычных башкир. Проблема этнической и языковой идентичности северо-западных башкир в первую очередь указывает на неоднозначные и сложные процессы ассимиляции на пограничных территориях, и это в какой-то мере естественно. Одновременно эти процессы еще не приобрели необратимого характера.
Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами | Дорогие наши зрители, сегодня поговорим о татарах и башкирах! Эти два народа издревле живут рядом, говорят на похожих языках и имеют поожие традиции. |
Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты | Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. |
Татары и Башкиры | Татары и башкиры относятся к тюркским народам и говорят на языках поволжско-кипчакской группы. |
Ответы : Башкиры чем отличается от татар? | Татары и башкиры — в чем заключается разница внешности между этническими группами? |
Татары Башкортостана — Википедия | Башкиры и татары продолжают сохранять свою культурную самобытность и национальное наследие, несмотря на различия в их истории и традициях. |
Кряшены, мишари, нагайбаки
- Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами
- О различиях
- Оставляйте реакции
- Навигация по записям
«У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»
В чем разница между татарским и башкирским? | это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы. |
Чем отличаются татары и башкиры? Рассказываю подробно | О том, обойдут ли украинцы татар по численности, почему северо-запад РБ еще долго будет предметом для спора и кто такие «ново-башкиры», и многом другом Исхаков рассказал в интервью «БИЗНЕС Online». |
Татары Башкортостана — Википедия | Чтобы воспитать в башкирах вражду к татарам и разрушить не только национальное единство, но и даже религиозное единство, он (Заки Валиди — Р.М.) пытается организовать нечто наподобие башкирского муфтията. |
Комментарии по теме: Татарские и башкирские националисты объединились против русских | Форум | Башкир всегда меньше было по численности, в советсвое время по статистике башкир было всего процентов 20, большинство было татар и русских. |
«У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир» – | Кто богаче – башкиры или татары? |
Кто такие татары? Мнение башкирских историков.
Нам нет нужды создавать союз с рабочими и демократами. Есть другие нации. Литовская и латышская нации. Мы должны заключить союз с ними и должны действовать совместно с нациями, требующими территориальной автономии" [2, с. Почему у элит этих двух очень близких по языку и культуре народов и у их лидеров, Гаяза Исхаки и Заки Валиди, не получилось единого подхода к проблеме нациесторительства, а возникло разное видение развития этнополитического пространства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть ряд факторов, которые исторически в какой-то мере формировали менталитет этих двух народов и способствовали тому, что к 1917 году у них сложились разные позиции в этнополитической сфере. В основе формирования противоположных подходов татар и башкир, на мой взгляд, лежали 5 основных факторов. Один из них — субъективный, другие — объективные: 1. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди субъективный фактор. Разный характер земельного вопроса у татар и башкир. Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель.
Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи. Различие в культурном и образовательном уровнях татар и башкир. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди Уже на I-ом Всероссийском мусульманском съезде 1917 года в г. Москве Заки Валиди считал Гаяза Исхаки нечестным человеком, ведущим политическую борьбу закулисными, нечестными методами. Вот как он описывает свои впечатления о Гаязе Исхаки: "Только из Башкортостана прибыло около 50 делегатов. Были представлены и многие другие регионы. Ахмет Цаликов, Шакир Мухаммедьяров, Гаяз Исхаки постарались вызвать из Казани людей сверх нормы представительства и надеялись, что они выступят против федерализма. Сообразив, что казанцы, как и туркестанцы, представители Азербайджана и крымских татар, будут также отстаивать идею федерализма, Гаяз Исхаки и его сторонники затеяли встречи с делегациями регионов по группам, попытались дискредитировать Мухаммад-Амина Расул-заде, меня и других противников унитаризма" [3, с. Гаяз Исхаки же считал, что Заки Валиди — очень амбициозный человек и в то же время очень недалек в своей политике: "Заки Валиди, сформировавшийся благодаря материальной и духовной поддержке Гумера Терегулова, ставший человеком, которому уже не стыдно появиться на людях, вместе с провокатором Шарифом Манатовым, обидевшись на то, что их не избрали в Центральный комитет I-го Всероссийского съезда, подбрасывает на политическую арену "башкирский вопрос". Чтобы воспитать в башкирах вражду к татарам и разрушить не только национальное единство, но и даже религиозное единство, он Заки Валиди — Р.
Чтобы получить поддержку русских в этом начинании, он, заключив договор с казачьим атаманом Дутовым, начинает действовать вместе с ним. Гумер в этом вопросе очень твердо стоял на позициях сохранения национального единства. Гумер своей твердой позицией вызвал к себе ненависть Заки Валиди и Маннатова. Хотя Гумер получал от этих остолопов жюлярляр множество писем с угрозами убийства, тем не менее, он не отказался от своей позиции" [4, с. Разный характер земельного вопроса у татар и башкир Так как татары были колонизованы уже 365 лет и их земли занимали стратегическое торговое и военное положение на пересечении больших рек и дорог, отторжение их земель было более длительным и массовым. Было две волны массового захвата земель: после 1552 года татары были вытеснены с земель, граничащих с большими реками и дорогами, и в самом начале XVIII века по указу Петра I были ликвидированы феодалы как социальный класс, а их земли были переданы русским переселенцам и царской казне. Татары с тех пор всегда страдали от безземелья. У башкир же ситуация складывалась по-другому: "У башкир, обладавших в течение всего периода нахождения в составе царской России вотчинным правом, выработался свой идеал национального и социального освобождения, который ассоциировался в народном сознании с возвращением к условиям присоединения Башкирии к Русскому государству, когда им со стороны царизма было гарантировано полное невмешательство в дела внутреннего самоуправления и право распоряжаться землей по своему усмотрению. Стремление башкир сохранить и защитить национальные земли, опираясь на историческое вотчинное право, на протяжении веков сталкивалось с интересами феодально-бюрократического государства, русских помещиков и капиталистов, а также с интересами многонационального крестьянства, переселявшегося в Башкирию особенно интенсивно в пореформенную эпоху и в период столыпинской аграрной реформы. Все это делало земельный вопрос в крае остро-политическим вопросом, превращало его в существенный фактор формирования идеологии национального движения" [5, с.
Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель Татарские земли находились в глубине Империи, и они не граничили ни с одним национальным окраинным регионом, тем самым татарам было трудно чисто географически объединиться с каким-либо пограничным тюркским народом. Башкирские же земли располагались очень близко 50 км.
Татары — хитрые, напористые и хозяйственные. Различается также цветовая гамма народных костюмов. Татары отдают предпочтение красному цвету, башкиры — зелёному и желтому. Однако в культурном, языковом и религиозном отношении это очень похожие этносы. Оба народа исповедуют суннитский ислам.
Так что хотя у башкир и татар остаются сложные взаимоотношения, их связывает общая историческая судьба. Comments 68.
Антропоморфное однообразие связывают с тем, что представители национальности не вышли за пределы Республики Башкортостан и территории Урала. Но и в том, и в другом случае есть исключения. Мнение эксперта Карнаух Екатерина Владимировна Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия" Среди башкиров встречаются блондины славянской внешности, у которых только азиатский разрез глаз выдает принадлежность к другой национальности. Среди татар встречаются типичная азиатская внешность, больше характерная для китайцев и монголов, чем для европейцев.
Культура и национальная одежда Татары и башкиры исповедуют суннитский ислам. Культура и обычаи обеих национальностей неразрывно связаны с мусульманскими традициями: почитание старших, уважение к женщинам, верность семейным ценностям. В Татарстане и Башкирии одинаково отмечают религиозные праздники Рамадан, Сабантуй. В раннем Средневековье праздничные традиции обоих народов были связаны с годовым циклом: весенний праздник плуга, летний праздник встреч или невест жыен, зимнее солнцестояние нардуган. Народные гуляния сопровождались песнями и танцами. У башкиров и татар одинаковые народные инструменты — кубыз типа варгана, флейта курай. Под звуки трехструнной думбыры певцы сэсэны исполняли баллады в жанре кубаир.
В чём между ними разница? Если говорить о внешности, то среднестатистический татарин будет похож на русского, а среднестатистический башкир — на казаха. Любопытно, какие отличия в менталитете и традициях перечисляют сами представители этих народов. В частности, башкиры признаются прямолинейными, скромными и простоватыми людьми. Татары — хитрые, напористые и хозяйственные. Различается также цветовая гамма народных костюмов. Татары отдают предпочтение красному цвету, башкиры — зелёному и желтому. Однако в культурном, языковом и религиозном отношении это очень похожие этносы.
Чем башкиры отличаются от татар?
Однако, несмотря на различия в религии и традициях, татары и башкиры имеют общие черты и общую историю. План Узбека: Разница между башкирами и татарами Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. Башкир и татарин разница. Отличие татар от башкир внешне.
Почему в Уфе нет метро, а в Башкирии больше татар? Что часто «гуглят» о республике
Думаете Запад Вас оставит в покое с такими природными ресурсами.... Кроме нас самих Вы думаете что Россию кому то нужна в мире, нет...... Мы не кому не нужны, выражусь точнее от Нас хотят избавится. Если Вы друг друга как люди не уважаете не традиции, не просто как человека тогда чего Вы друг от друга ждёте в ответ.
Правда, есть категория мусульман, которые относятся к женщинам как к людям второго сорта. Доводилось встречаться. Причем они откровенно удивляются: а как можно по-другому? Сегодня я живу с русской девушкой и кайфую: она замечательная!
Сам же я татарин, и в этом нет секрета. Да и в нашей группе разнонациональный состав, но культура у нас одна. В детстве я часто ездил с родителями в деревню и сейчас балдею от татарского и башкирского колорита и чувства юмора. Сами посудите: многие ведущие предприятия и организации в республике возглавляют башкиры или татары. Правда, между собой татары и башкиры очень дружны, в этом с них стоит взять пример. Так и говорила: «Татары в одну комнату, русские - в другую». А у меня подруга русская была, и мы вместе жить хотели.
И я ее спрашивала: «Зачем делишь нас по национальностям? Может, мы хотим жить вместе! Замуж я вышла за русского немца из Благоварского района, наш старший сын работал проводником и влюбился в девушку из Белоруссии. А невестка младшего сына - чувашка, внучка со мной живет. Одна в брюках, другая в юбке. На вид каждой лет 35. Разные национальности не мешают нам дружить уже 20 лет, - с гордостью рассказывает одна.
Сказки у всех одинаковые, - дополняет ее подруга. Вчера вот матч был. Потому что хватит кормить Казань. Так все думают, не только здесь. А как по мне, никакой такой проблемы отродясь не было, - включается в разговор мужчина за соседним столиком. Думаю, отношения башкир и татар между собой точно такие же, как у русских с поляками. Он работает кальянщиком в «Теме».
В их семейной жизни все только начинается, они женаты один год. Я вот татарин, так я себя определяю, во-первых, потому что мои родители татары, к тому же знаю татарский язык, - комментирует Денис. Я русская, потому что я православная. И вообще глупо людей разделять по национальной принадлежности. Человек - он и есть человек, несмотря на национальность. Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.
При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры — очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций. Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих — одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей — считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть. Традиции и обычаи В современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики.
А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события — рождение ребенка, свадьба, похороны. Традиционные свадебные обряды башкир - сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой сыргатуй проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.
Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром — это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье. Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом. Развод был возможен и в случае измены женщины — в Башкирии строго относились к женскому целомудрию. Особое отношение у башкир было к рождению ребенка.
Так, беременная женщина на время становилась почти "царицей": по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей. В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине. Культура и праздники Культурное наследие башкирского народа невероятно богато.
Героические эпосы "Урал-батыр", "Акбузат", "Алпамыша" и другие заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных. Башкиры очень любили песню и музыку — в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо. Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй грачиный праздник, день прилета грачей , майдан майский праздник , сабантуй день плуга, окончание посевных работ , который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом.
Летом проходил джиин — праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день — обряд "кукушкин чай", к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой. Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры — умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно — большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней.
Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы. В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы. Интересные факты о башкирах Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков. Башкортостан — единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.
Любимое блюдо башкир — бешбармак блюдо из мяса и теста , а любимый напиток — кумыс. В Башкирии принято рукопожатие двумя руками — оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно. Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" — забота каждого о благоденствии своего рода. Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему.
К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города. Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами. Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай — луна, кон — солнце и тан — заря.
Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью. У башкир было два имени — одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось — пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.
В прикладном искусстве татар определенное место занимает графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле, в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов — изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища. Верующие татары — это в основном мусульмане-сунниты, за исключением двух субэтнических групп: кряшен крещенных татар и нагайбаков ногайских татар , крещенных в XVI—XVIII вв. По основным элементам культуры кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны и с татарамимишарями. В начале ХХ в. Многие характерные черты традиционного быта кряшен сегодня уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Нагайбаки — потомки различных тюркских и монгольских племен, обращенных в XVI в. Ранее они жили по реке Ик, на границе современных Татарстана и Башкортостана. В начале XIX в. Там нагайбаки составили основу казачьих поселений. В современной России в границах Челябинской области имеется Нагайбакский район центр — село Фершампенуаз. До принятия ислама значительная часть традиционных народных праздников татар и башкир была связана с этапами годового цикла хозяйственной деятельности. Переплетение традиционных верований и ислама наблюдается и в обрядовой культуре. Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилета грачей устраивали каргатуй «грачиный праздник». Накануне весенних полевых работ, а местами и после них, проводили праздник плуга — сабантуй, включавший общую трапезу, соревнования в беге, стрельбе из лука, национальную борьбу керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для победителей. Проведение сабантуя сопровождалось целым рядом ритуалов и магических действий, включая жертвоприношения. В дни сабантуя имел место обряд изгнания нечистой силы — окуривание дымом или окропление домов и места проведения праздника мэйдан водой. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Часто в дни сабантуя люди дают обет в случае хорошего урожая принести в жертву корову, барана или другое домашнее животное, что связано с исламской традицией татар-мусульман Поволжья и Южного Урала.
Информационная атака Татарстана идет в хорошо знакомом обществоведам тренде манипуляции массовым сознанием и отключения логики. Пика агитационная кампания, очевидно, должна была достичь перед самой переписью. Но перепись перенесли с апреля на сентябрь, а график остался — не переверстывать же средства заново. Думаю, отсюда такое странное обострение. Полагаю, сейчас оно пойдет на спад, а в августе его почти неизбежно повторят. Задача проста: создается ситуация, когда при любом исходе переписи можно будет громко обвинять Уфу, Москву, масонов, этномиссионеров и вообще, кого пожелается, в фальсификациях. Совершенно любой результат, который не устроит татаристов а их не устроит, пожалуй, любой, кроме разве что волшебной «лигачевской» переписи , будет объявляться фальсифицированным. И на этом основании требовать пересмотров, извинений, покаяний, преференций. Обходятся же сейчас не только без доказательств, но и без самих результатов переписи. Элементарный мониторинг показывает, что башкирская сторона практически не отвечает на этот агрессивный поток сознания. Но при этом татаристы начинают вещать, что их бьют, даже когда оппоненты отвечать еще толком не начали. И апеллируют к Москве — одновременно многозначительно разъясняя своей аудитории, что проблема в неких сторонних силах, которые якобы и разжигают конфликт между РБ и РТ — очевидно, в той же самой Москве. Но все значительно проще — скорее, разжигают они его сами. Подобные дешевые, наивные манипуляции могли срабатывать в 1988-1989, в 1990-е, даже «нулевые». Но теперь-то общество намного опытнее. То есть жители северо-западных районов Башкирии на самом деле говорят не на татарском, а на диалекте башкирского, считают ученые. Как вы относитесь к этой теории и считаете ли, что это повлияет на результаты переписи? Татары, скажем, того же Башкортостана, говорят на говорах татарского языка. Вопреки достаточно абсурдной пропаганде татаристов, ни присутствие татар, ни татарского языка, будь то на северо-востоке или юго-западе в РБ, никем серьезным в РБ никогда не отрицалось. Весь кейс «башкиро-татарского переписного маятника» невозможно понять и объяснить без феномена башкиро-татарского «пограничья» и «плавающей», двойственной этноидентичности на востоке Татарстана и на северо-западе Башкортостана. На востоке Татарстана к концу ХХ века все уже было забетонировано и приведено к единому знаменателю: татары, хоть татарского, хоть башкирского происхождения, есть татары. А в Башкортостане, напротив, как была, так и оставалась достаточно большая татарская община. Соответственно, продолжалась реализация «татарского проекта». Никто и не собирался отрицать его существование. Но в результате взаимодействия татарского и башкирского проектов существует эта группа населения с двойственной идентичностью, которая при определенном административном, идеологическом или прочем нажиме может записаться одной из своих идентичностей. Особенность двойственной идентичности в том, что от предков люди могли знать, что они башкиры, но в реальности язык их официально не признавался как башкирский, а считался именно татарским.