Самолет будет построен по технологии «стелс» — он практически невидим для радаров противника. “На видео справа можно увидеть самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye, который в настоящее время используется ВМС, и который будет продолжать летать в качестве «цифрового квотербека» вплоть до 2040-х годов.
The Drive: Northrop Grumman «засветила» новый взгляд на стелс-истребитель будущего
В американской прессе пишут, что самолет-невидимка B-21 Raider вызовет большие трудности у российских систем ПВО. В 1999 году сербы, как известно, сбили теоретически невидимый самолет Ф-117. Новые покрытия для самолетов-невидимок изобретены в России. В 80-х немец начал активно рассказывать, что именно он придумал «стелс» и его самолёты были невидимы для радаров. В Южной Каролине потерпел крушение «стелс»-истребитель F-35B. Самолет-«невидимку» ищут в районе озер Моултри и Марион в центральной части штата. По своим показателям авиалайнер превосходит созданный в США самолет-невидимку B-2.
«Колоссальный прорыв»: российские учёные разработали новый способ обнаружения самолётов-невидимок
Эксперты давно отмечают, что США ускоряют модернизацию своего ядерного щита, поскольку напряжённость в отношениях с Китаем и Россией постоянно растет. Именно поэтому, Пентагон значительно увеличил ассигнования на модернизацию своего ядерного арсенала и средств его доставки. Как к этому относиться? Комментировать тут особенно нечего, все ясно и так: мир постепенно скатывается к очередному глобальному военному конфликту.
Недаром современные философы утверждают, что человек не вышел из животного состояния даже одной ногой, а только слегка обозначил такое намерение. Более того, у него есть все шансы — забыть и про это намерение… Читайте также:.
По рисунку можно узнать, например, модель самолета. При этом на вероятность обнаружения и точность идентификации влияют многие факторы, в том числе: расстояние от РЛС до объекта, скорость движения объекта и, конечно же, его показатель рассеивания.
Чем ниже ЭПР объекта и чем больше расстояние до него, тем сложнее раньше обнаружить жертву. Вот и получается, что технологии снижения ЭПР не делают самолет совсем невидимым для радаров. Но зато радикально снижают радиус обнаружения боевой машины как при помощи длинных, так и коротких радиоволн. Так что Виктор Васильевич не врал.
Он забыл сказать о том, что самолет-стелс может быть обнаружен только тогда, когда делать против него хоть что-нибудь станет уже поздно. Само собой, не нужно думать, что современные ПВО абсолютно беспомощны. Технологии «Стелс» — это отнюдь не панацея и даже не туз в рукаве. Это серьезный инструмент, но не более того.
Каждый у Пентагона на счету. Во-первых , одобрена продажа Южной Корее 25 истребителей на сумму около пяти миллиардов долларов. Дания уже получила первую партию этих самолетов.
Да и Украине в качестве так называемой военной помощи от Вашингтона были обещаны несколько F-16.
Нет смысла пересказывать сюжет об английском ученом Гриффине, который изобрел аппарат, делающий человека невидимым. Тут акцент на то, что даже если бы удалось разработать практическую невидимость, то такой человек был бы слеп. Такая же ситуация и с так называемыми самолетами-невидимками, самый известный и разрекламированный из которых, это американский истребитель пятого поколения F-35.
Считается, что его практически невозможно обнаружить любыми имеющимися сейчас средствами радиолокационного обнаружения. Однако, при всех технологиях «стелс», самолет сам должен иметь мощное «зрение», а его как раз скрыть невозможно. В последствии необычайными качествами невидимости американцы одарили истребитель пятого поколения F-22, а затем и истребитель F-35, который сейчас позиционируют как лучший в мире. Тут американцы превзошли самих себя в рекламе своего истребителя, который с 2002 года разрабатывается в рамках международной программы и должен поступить на вооружение ВВС 11 стран, включая сами США.
Самолету невидимке, являющемуся истребителем-бомбардировщиком, приписывают невероятные боевые качества, в том числе «всепроникающую» роль в грядущих вооруженных конфликтах. Миф о невидимости и неуязвимости F-35 был развенчан с помощью новейших российских РЛС, которые засекли сразу 6 таких самолетов у границ с Ираном. Произошло это вскоре после иранской ракетной атаки на военные базы США в Ираке и возросшей активности в воздухе американских самолетов.
Стелс-технологии: можно ли сделать самолет невидимым
Ростех разработал стелс-материал для создания самолетов-невидимок. | |
КАК РАБОТАЮТ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИИ | В США ведутся поиски истребителя "стелс" F-35B после инцидента в Южной Каролине, в результате которого пилот вынужден был катапультироваться. |
Самолет стелс, сбитый в Югославии: факты истории
В Сеть утекли уникальные кадры: ВСУ превратили «Летучую лисицу» в боевой дрон | Самолёты-невидимкипротив ЗРК На разработку американского самолёта-невидимки F-35 потратили почти 60 миллиардов долларов. |
Новая двушка: истребитель-невидимка Су-57 получит второго пилота | В России началось строительство нового стратегического стелс-бомбардировщика. |
«Невидимка» уже в полете: США испытали новый стратегический стелс-бомбардировщик
Самолет стелс, сбитый в Югославии: факты истории | B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. |
В Сеть утекли уникальные кадры: ВСУ превратили «Летучую лисицу» в боевой дрон | Новая двушка: истребитель-невидимка Су-57 получит второго пилота. Объединенная авиастроительная корпорация запатентовала двухместный малозаметный самолет тактической авиации. |
Новый американский бомбардировщик-невидимку В-21 назвали самолётом шестого поколения | Существующие стелс-покрытия самолётов нуждаются в регулярном восстановлении. |
Российский комплекс смог раскрыть «невидимость» F-35
Первый испытательный полёт самолёт совершил в 1981 году, а на вооружение поступил только в 1992 году. Всего было выпущено 59 самолётов F-117A. По замыслу разработчиков и командования ВВС США, самолёт-невидимка F-117A в первую очередь предназначался для нанесения высокоточных атак и уничтожения особо важных целей, прикрытых средствами ПВО и практически неуязвимых для других средств воздушного нападения. Кроме того, он использовался также для тактической радиоэлектронной разведки районов, прикрытых средствами ПВО. Как правило, F-117A применялся автономно и одиночно, в основном в ночное время.
Благодаря скрытности полёта «Ночной ястреб» показывал непревзойдённые результаты по поставленным задачам. Долгое время сведения о самолёте-невидимке держались в тайне, так как в них впервые была применена малоотражающая форма, построенная на основе широкого применения плоскостей-отражателей и получившая наименование «фасеточная». В связи с этим внешний вид и обводы самолёта составляли определённый научно-технологический секрет. Разработка технологии «стелс» и создание боевого самолёта-невидимки оказались очень затратным мероприятием.
Как сейчас стало известно, США затратили на это более 6,5 млрд долларов по курсу 1990 года , а стоимость одного серийного самолёта F-117A составила более 111 млн долларов: он оказался одним из самых дорогих боевых самолётов. Так, в ходе операции США против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 году они выполнили более 1200 самолётовылетов, сбросив на особо важные объекты, в том числе на мосты через Тигр и Евфрат, которые не могли уничтожить другие СВН, свыше 2000 тонн авиабомб с лазерным наведением. Сами же американцы утверждали, что за все войны, в том числе в Персидском заливе 1991 и 1998 годы , ни один «Ночной ястреб» не то что не был сбит, но даже не повреждён огнём наземных средств ПВО или авиации противника. И это, скорее всего, соответствовало действительности.
В этой связи тезис о высокой эффективности и живучести F-117A в СМИ стали считать бесспорным, а сами американцы назвали технологию «стелс» и факт создания самолёта-невидимки научно-техническим и технологическим превосходством США над остальным миром. Американцы полагали, что технология «стелс» — это прорыв в будущее, а самолёт F-117A, созданный на основе этой технологии, — самый совершенный самолёт в мире, гарантированно обеспечивающий скрытное проникновение через любые системы ПВО противника и высокоточное поражение прикрываемого объекта. Уничтожение «Ночного ястреба» в небе Югославии Во время интервенции НАТО во главе с США против Югославии в 1999 году американцы также начали применять F-117A для нанесения ударов по особо важным объектам, в том числе по Белграду и мостам через Дунай, находящимся на территории Белграда. Эти удары диктовались не только военной необходимостью, но и, скорее всего, носили амбициозный характер, демонстрирующий другим странам американское превосходство.
В Югославии американцами была применена уже ранее отработанная стандартная тактика: F-117A осуществлял автономный полёт фактически по одному и тому же маршруту в ночное время с соблюдением режима радиомолчания и применял для нанесения ударов высокоточное оружие авиабомбы с лазерным наведением. Югославская сторона обратилась к России с просьбой помочь в борьбе с досаждающим им F-117A, удары которого не только приносили ощутимые потери, но и задевали самолюбие сербов. Уничтожение этого самолёта средствами ПВО российского советского производства, находящимися на вооружении армии Югославии правда, к тому времени устаревшими , было престижно и для нас. Выработать и сформулировать предложения по борьбе с «невидимками» было поручено мне.
Работа шла буквально в режиме реального времени в присутствии высказавшего просьбу военного атташе Югославии в нашей стране полковника М. Петровича, через которого эти предложения и были переданы исполнителям. Реализованный в ходе опытного учения на советском полигоне Эмба тактический приём оказался совершенно неожиданным для нападающей стороны. Именно он был положен в основу операции по уничтожению самолёта-невидимки в Югославии.
Мне вспомнился эпизод боевого применения ЗРК «Куб» на одном из опытных учений, проводимом с использованием этого комплекса на государственном полигоне Эмба в 70-е годы теперь уже прошлого столетия. В то время широко исследовались и разрабатывались как средства радиоэлектронной борьбы, так и способы защиты радиоэлектронных средств от помех и проводились соответствующие опытные учения, находившиеся в постоянном поле зрения начальника Генерального штаба ВС СССР маршала Советского Союза В. Куликова в военной среде их называли «куликовские битвы». Следует отдать должное своевременности и эффективности этих мероприятий: наши безусловные достижения в превосходстве средств ПВО над зарубежными аналогами закладывались и отрабатывались именно на учениях такого рода.
На упоминаемом опытном учении проверялась эффективность нового вида помех, получивших наименование «Смальта», американскому ЗРК «Хок» с зенитной управляемой ракетой ЗУР , оснащённой полуактивной радиолокационной головкой самонаведения РГС. ЗРК «Хок» широко применялся Израилем против арабской авиации в период арабо-израильских войн, и создание средств постановки помех этому комплексу было крайне актуально [ 2 ]. В связи с этим на нём, как на аналоге ЗРК «Хок», не только проверялась эффективность помех «Смальта», но и отрабатывались способы защиты от них, так как подобного рода помехи могли создать и американцы против наших средств ПВО, оснащённых ракетами с такими средствами наведения.
При своей запредельной стоимости Raptor имеет ряд проблем в эксплуатации. В частности, антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, и хотя со временем этот недостаток удалось нивелировать, цена самолета увеличилась еще больше. Еще одним серьезным недостатком F-22 является система подачи кислорода летчику. В 2010 году из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни. С 2011 года всем F-22A запрещено было подниматься выше 7,6 тыс. Считалось, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тыс.
Причина оказалась в конструктивном недостатке — в систему дыхания летчиков попадал углекислый газ из двигателей. Решить проблему пытались с помощью дополнительных угольных фильтров. Но недостаток полностью не устранен до сих пор. Как следствие, это может потребовать разработки отдельного самолета, предназначенного для подавления РЛС противника для обеспечения малозаметности этих истребителей. Эксперты, таким образом, ставят под сомнение целесообразность многомиллиардных затрат Пентагона на создание самолета F-35. Некоторые американские СМИ также отмечают, что F-35 во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения: "Молния" отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, Кроме того, истребитель легко обнаруживается РЛС, работающими на сверхвысоких частотах, а его ЭПР оказалась больше, чем было заявлено в характеристиках. Тем не менее зарубежные издания, по существующей традиции, оценивают величину эффективной площади рассеяния F-35 самолета в зависимости от ракурса в 0,001 кв. По оценкам многих специалистов, в том числе и западных экспертов, по показателю ЭПР F-35 значительно хуже F-22. Российскими специалистами отдельные элементы технологии "стелс" были применены на таких самолетах, как истребитель-бомбардировщик Су-34, фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С.
Однако полноценными "стелс"-самолетами станут тяжелый многоцелевой истребитель Су-57 ранее известный под индексом Т-50 и. Су-57 перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА — российский ответ американскому истребителю пятого поколения F-22. Самолет является квинтэссенцией всего самого современного, что есть в отечественной авиации. О его характеристиках известно немного, и большая часть пока держится в секрете.
Да и никакими особыми свойствами поглощения радиоизлучения уголь не обладает. Вот так выглядел реальный проект Но. Гондолы двигателей и шасси напрочь убивают всю похожесть на «стелс» Один из главных источников мифа — сам Реймар Хортен, который иммигрировал в Аргентину и пытался развивать там авиастроение. В 80-х немец начал активно рассказывать, что именно он придумал «стелс» и его самолёты были невидимы для радаров. Непонятно только, почему он заговорил об этом лишь после того, как «стелс» прогремел в мировой прессе? И для уничтожения современного ПВО достаточно снова начать строить По-2 или британский «Москито» — их никто не заметит. В чём-то это даже так, вот только есть одно «но»: чтобы такой самолёт был по-настоящему незаметным для радаров, он должен быть весь из фанеры. Не только обшивка — но и внутренние конструкции, в том числе и несущие, двигатель, баки, вооружение. По-2 — наверное, самый знаменитый представитель «фанерно-полотняного» подвида малозаметных самолётов Если же металл в конструкции есть — а его обычно много, — такой самолёт будет обнаружен так же просто, как и любой другой без применения технологий «стелс». Да, для ранних и самых плохеньких радаров это могло сыграть некоторую роль, но даже чуть более совершенные английские радары времён Второй мировой вполне видели свои же «Москито». Да и По-2, в котором было не так много метала, радарами уже 50-х годов прекрасно обнаруживался на максимальной дистанции — двигатель всё равно металлический. Интересно, что в тех же 50-х, в ходе работ над будущим А-12, американцы думали о создании пластикового самолёта — ведь этот материал тоже «прозрачен» для радаров. Но первые же испытания показали: никакой выгоды это не даёт. Толстые слои пластика вполне заметны для радара. Его сторонники говорят, что якобы можно создать вокруг самолёта облако плазмы, и оно поглотит все радиоволны. Такие генераторы плазмы были созданы в СССР и вот-вот должны были встать на вооружение, сделав всю нашу авиацию абсолютно невидимой для радаров. В основе этого заблуждения — обычная ситуация: что-то где-то слышали, но всё не так поняли. Во-первых, создать облако плазмы вокруг самолёта невозможно в принципе. Речь идёт об ограниченной ионизации воздуха, а не о настоящей плазме. Во-вторых, плазма, как и ионизированный воздух, поглощать радиоволны не будет — наоборот, будет их отражать. Просто создав облако из ионизированного воздуха, мы лишь увеличим ЭПР самолёта. При этом работы над тем, что с натяжкой можно назвать «плазменным» «стелс» велись и, возможно, ведутся сейчас. Правда, нам известно лишь о самых ранних испытаниях, которые рассекречены очень поверхностно. Отношения к мифу они почти не имеют. Так, для разведчика А-12 разрабатывали возможность создания экранов из ионизированного воздуха перед воздухозаборниками — одними из самых заметных элементов самолёта. Другой проект — специальная добавка к топливу, создающая в выхлопе ионизированный газ, близкий к плазме. Благодаря этому выхлоп А-12 становился менее заметным для радара схоже работает ионосфера земли — для некоторых частот она непрозрачна, и так работает радио, а для других частот помех нет, что позволяет спокойно связываться со спутниками.
ЭПР — это формальный параметр, являющийся количественной мерой свойства объекта рассеивать электромагнитную волну. Например, волну, направленную в сторону объекта от радарной установки. Чем выше значение ЭПР, тем больше радиолокационная заметность объекта. Зависит данный параметр от множества факторов: размеров, формы, материалов, ракурса по отношению к РЛС, длины используемой волны радиосигнала и другого. Расчёт ЭПР для разных объектов — одна из прикладных задач электродинамики. Как это все работает совсем простым языком? Антенна направляет электромагнитную волну в сторону объекта. Объект эту волну отражает обратно в антенну. В зависимости от значения ЭПР объекта на радаре появляется соответствующий рисунок. У каждого обнаруживаемого объекта этот «рисунок» будет своим.
Ночной ястреб или хромой гоблин? История самолета-невидимки F-117
Существующие стелс-покрытия самолётов нуждаются в регулярном восстановлении. Стелс самолет ф-37. Впоследствии создатель американских самолётов-невидимок Бен Рич признался, что идею конструкции таких самолётов он позаимствовал именно из статьи Уфимцева. Спустя несколько лет корпорация уже вовсю вела разработку новых самолетов – «невидимок», основанных на применении технологии стелс, заимствованной в монографии советского физика.
Новая двушка: истребитель-невидимка Су-57 получит второго пилота
в материале "". самолет-стелс может быть обнаружен только тогда, когда делать против него хоть что-нибудь станет уже поздно. в материале «». «Это дает возможность засекать не только самолеты-невидимки, но и другие воздушные объекты с низкой ЭПР, такие как крылатые ракеты и дельтапланы. Технология Стелс или просто стелс (stealth) – это комплекс мер по снижению заметности объекта в инфракрасной, оптической, радио и других областях спектра.
Lockheed Martin представила новую модель самолета класса «стелс»
Как сообщила в социальной сети X ранее Twitter Объединённая база Чарльстон, в результате происшествия пилот катапультировался, но истребитель продолжил движение на автопилоте и теперь его не могут найти. Lance Cpl. Командование обратилось к возможным свидетелям с просьбой сообщить любую известную им информацию об инциденте.
Кроме того, РЛС метрового диапазона невозможно установить на воздушном судне из-за ограничений по физическим размерам [3].
История применения[ править править код ] Первым самолётом, в котором намеренно использовались принципы малозаметности радиопоглощающее покрытие, особая форма , стал самолёт-разведчик SR-71 Blackbird. Затем эти технологии были применены при создании истребителя-бомбардировщика F-117 Nighthawk. После этого был создан стратегический бомбардировщик — «невидимка» B-2 Spirit.
Технологии малозаметности также применяются в военном судостроении, частично на наземной технике в этом случае, в основном, снижается заметность в инфракрасном диапазоне [1]. Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности[ править править код ] Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.
В чем же суть? Начать стоит с главного: никакой супертехнологии «стелс» как таковой не существует. Для каждого спектра используются свои приемы и технологии. Проще всего разобрать вопрос непосредственно на обнаружении в радиолокационном спектре. Итак, абсолютно любой объект в пространстве обладает так называемой эффективной площадью рассеяния ЭПР. ЭПР — это формальный параметр, являющийся количественной мерой свойства объекта рассеивать электромагнитную волну. Например, волну, направленную в сторону объекта от радарной установки.
Чем выше значение ЭПР, тем больше радиолокационная заметность объекта. Зависит данный параметр от множества факторов: размеров, формы, материалов, ракурса по отношению к РЛС, длины используемой волны радиосигнала и другого. Расчёт ЭПР для разных объектов — одна из прикладных задач электродинамики.
Транспортом «Судного дня» самолет прозвали потому, что он спроектирован как командный пункт на случай чрезвычайной ситуации и имеет защиту от ядерных ударов и электромагнитного воздействия. Также он способен дозаправляться в воздухе и оснащен передовым коммуникационным оборудованием. На текущий момент таких самолетов всего четыре, и один из них всегда в состоянии боевой готовности. Но основная проблема в том, что они устаревают и становятся все более сложными и дорогими в обслуживании.