Новости почему немцы не вошли в ленинград

Тегипочему гитлер хотел захватить ленинград, почему гитлер не захватил ленинград, что гитлер говорил о ленинграде, почему немцы не смогли взять ленинград, за какой срок гитлер хотел овладеть городом. Постараюсь ответить на некоторые «почему», касающиеся Ленинграда. Немцы стремились замкнуть кольцо, а русские военачальники все еще старались выполнить приказ Сталина и наладить снабжение города через Шлиссельбург. Немцы под Ленинградом в ожидании К тому же, по словам полковника Польмана, немцы видели лишь благоприятные перспективы в ходе самого прорыва к Ленинграду, и после него. Оригинал взят у eaquilla в Так почему же немцы так и не вошли в Ленинград?

Почему Гитлер хотел уничтожить Ленинград и ленинградцев

Правда, сам Шаль де Больё считал, что Гепнер решился бы войти в Ленинград несмотря на распоряжение свыше. Голод в Ленинграде начался не из-за руководителей Ленинграда, а из-за плохого снабжения города: серьёзных запасов продуктов питания в городе не было, а логистические цепочки были разрушены немцами. Георгию Жукову, возглавлявшему Ленинградский фронт, тоже было непонятно, почему немцы прекратили свое наступление. Смотреть видео онлайн Вот почему немцы не вошли в Ленинград. Историк Баир Иринчеев развеивает миф о том, что финны не обстреливали Ленинград по воле Маннергейма.

Почему немцы не захватили Ленинград, а только блокировали город на Неве

Началась подготовка к взрыву крупных заводов города, к затоплению кораблей Балтфлота, 20 сентября по приказу Жукова «Невская оперативная группа» в составе 115 стрелковой дивизии и бригады морской пехоты начала форсирование Невы в районе Невская Дубровка с целью наступления на Синявино для оказания содействия 54-й отдельной армии, которая с 10 сентября под комаедовние маршала Кулика наступала с востока на Синявино, пытаясь прорвать блокаду Ленинграда 1-я Синявинская наступательная операция. Удачной оказалась высадка на левый берег Невы передового батальона 115 стрелковой дивизии. Он захватил плацдарм шириной около двух километров и глубиной до полутора километров. Образовался «Невский пятачок» -- самый кровавый участок на всём театре военных действий. Там полегли около 100 000 человек. Захват плацдарма на левом берегу Невы был единственным успехом Ленфронта.

Вклинившись на 8-10 километров в их оборону маршал Кулик прекратил наступление. Первая попытка прорыва блокады оказалась неудачной. В ставке фюрера поняли бесперспективность штурма Ленинграда с последующим вовлечением войск в затяжные уличные бои. В докладе «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября указывалось: «... Весной мы проникнем в город...

На этом, благодаря принятым Жуковым мерам, наступление немцев прекратилось.

Выпустили четыре снаряда по Красной Горке, которая ответила огнем и выпустила пять снарядов. Самый близкий разрыв в 250 метрах от нас.

Последний выстрел 8 снарядов После этого в деятельности батареи наступает затишье. Зима прошла в ремонтах, учебе и прочих заботах. Орудия отказывались работать в сильные морозы.

Фото 4. Транспортер 180 мм на огневой позиции. Только ранним утром 1 мая 1942 года командующий артиллерией Армии Перешейка после бурных ночных возлияний приказывает открыть огонь по Кронштадту.

Всего выпущено 27 осколочных снарядов, из них 23 по району фортов, 6 прямых попаданий в батареи. Фото 5. Личный состав 1-й железнодорожной батареи собран на празднование 75-летия Маннергейма.

Батарея выпустила 8 осколочных снарядов на двойном заряде. По приказу Вальдена снаряд оставили в стволе. Выстрелили его только на следующий день.

Фото 6. Транспортер ведет огонь по советским кораблям в Финском заливе с огневой позиции в районе форта Ино также называется Тайккина. На переднем плане — вагон с боеприпасами.

Фото 7. Транспортер ведет огонь по советским кораблям в Финском заливе. После этого батарея занималась постоянной сменой позиций, боевой учебой, и лишь изредка обстреливала советские корабли в заливе.

Дистанция ведения огня, как правило, составляла 26…27 километров. Случались аварии, несчастные случаи и поломки. Возможно, что именно из-за столкновения дрезины с вагоном зенитчиков был отменен налет на Дом Красной Армии в Кронштадте 30 апреля 1944 года: 11.

Через штаб полка прибыл приказ IV Армейского корпуса: Сегодня во второй половине дня к 18. С собой взять список целей, переданный корпусом. Подготовить стрельбу 25-30 полубронебойными снарядами, цель — Дом Красной Армии в Кронштадте.

Начало обстрела назначает корпус. Командир батареи отдает приказ: «Батарея готовится к бою с огневой позиции у Ино, боевая задача — обстрел Дома Красной Армии в Кронштадте, а также быть готовой к возможному бою против батарей противника, если они откроют огонь: Рифф, Александр Шанц, Красноармейский, железнодорожные батареи Кронштадта — с огневой позиции у Ино; против Красной Горки и Серой Лошади — с огневой позиции у Анттонала. Корпус дрезины полностью разбит, мотор поврежден незначительно.

Фото 8. Страница из журнала боевых действий 1-й железнодорожной батареи, где зафиксирован приказ батарее быть готовой к открытию огня по Дому Красной Армии очевидно, Дому офицеров — прим. Только 9 июня 1944 года в журнале боевых действий появляется интересующая нас запись: 9 июня 1944 года 19.

Заместитель командира полка сообщил, что батарея должна готовиться к возможной противобатарейной борьбе против целей на острове Котлин.

Дальше работать было уже некому фактически. Тем не менее, все системы наводки, все электрические схемы были разломаны. В ствол заложили два полузаряда — через дульную часть ввели, засыпали песком, разбежались и подорвали. В результате ствол был погнут и разорван.

Правда, финны потом восстановили эти орудия. И потом нам после войны нам их вернули. Одно из них стоит в Музее на Варшавском вокзале, второе на Красной горке в сильно разоренном виде, а третье в Москве на Поклонной горе. Так что они не действуют, но как музейные экспонаты сохранились. Фото 1.

Захваченный транспортер 305 мм на огневой позиции в Тактёме, Ханко. Зима 1941-1942 годов. Источник: фотобанк Оборонительных сил Финляндии. Финны два года восстанавливали эти гигантские орудия, и к октябрю 1942 года довели их до ума, сделав первые пробные выстрелы. Учебные стрельбы и выезды на гигантских транспортерах продолжались до сентября 1943 года.

Фото 2. Пробный выстрел из отремонтированного транспортера 305 мм, 15 октября 1942 года, Ханко. Однако ни в одном финском документе нет указаний на то, что эти орудия были введены в строй и поступили на вооружение финской армии. Таким образом, можно утверждать, что 305 мм транспортеры всю войну провели на Ханко, а после перемирия 1944 года были возвращены советской стороне. Фото 3.

Выезд на транспортере 305 мм, 18 февраля 1943 года, Ханко. В силу вышеизложенного, возможность обстрела Ленинграда трофейными железнодорожными орудиями калибра 305 мм отпадает. Два транспортера ТМ-1-180 финны захватили на Карельском перешейке в неповрежденном состоянии. Из двух транспортеров была сформирована 1-я железнодорожная батарея, которая начала свой журнал боевых действий уже 21 сентября 1941 года. Таким образом, документально подтверждается, что два транспортера 180 мм были приняты на вооружение финской армии уже осенью 1941 года и вышли на Приморскую железнодорожную ветку.

Боевые позиции у батареи были в районе форта Ино, Сейвястё и в районе Анттонала ныне — поселок Зеленая Роща. Согласно справочной информации, которую читатель без труда найдет в интернете, дальность стрельбы у этих орудий до 38 километров при угле возвышения ствола в 49 градусов. Рассмотрим журнал боевых действий 1-й железнодорожной батареи финской армии более пристально. В Национальном архиве Финляндии сохранились два журнала боевых действий батареи. Второй за 1944 год представляет собой копию первого, переписанную более разборчивым почерком.

Первый, наиболее полный журнал можно посмотреть по ссылке : Прежде всего, необходимо было освоить эти новые для финнов орудия. Боевая учеба шла неспешно и сводилась к постоянной смене огневых позиций, переводу орудия из походного в боевое положение и обратно в походное. Много времени занимала чистка стволов орудия. Техника была для финнов новой, и освоение ее шло медленно.

Водопроводные магистрали в ряде мест замёрзли; общая длина замороженных уличных водопроводов составила 36 км [93]. Несмотря на низкие температуры в городе, часть водопроводной сети действовала; большая часть рабочих «Водоканала» была переведена на казарменное положение и были открыты десятки водоразборных колонок, из которых жители окрестных домов могли брать воду, но жителям приходилось также брать воду и из повреждённых труб и прорубей [94] [95]. В январе были закрыты все городские бани за исключением двух, с конца февраля 1942 года они вновь стали открываться [96]. Ещё 13 сентября 1941 года была отключена телефонная связь в квартирах. Постепенно возвращать телефонию стали с апреля 1943 года [97]. Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые маленькие печки- буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. По решению Ленгорсвета от 8 декабря 1941 года, промышленность города должна была начать выпуск железных временных печек «буржуек» и отпускать их Ленжилуправлению. В декабре должны были изготовить 10 тыс. К 1 февралю 1942 года в городе было 135 тыс. Буржуйки были востребованы и в следующую зиму с 1942 на 1943 год, ибо центральное отопление жилых домов в городе также не работало [100]. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Недостаток электричества и массовые разрушения контактной сети остановили движение городского электротранспорта. Подвижной состав троллейбусного депо был рассредоточен по улицам из-за того, что депо уже находилось в непосредственной близости от фронта. Занесённые снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Часть вагонов ещё двигалась по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии; 52 трамвая так и замерли на заснеженных улицах [90]. Это стало ещё одной причиной увеличения смертности. По свидетельству Д. Лихачёва , … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. Организация стационаров и столовых усиленного питания[ править править код ] По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 года и обслужили 60 тыс. В них вводили сердечно-сосудистые препараты, делали внутривенное вливание глюкозы, давали немного горячего вина, что спасло жизнь многим [63]. С конца апреля 1942 года по решению Ленгорисполкома сеть столовых усиленного питания была расширена. На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров было создано 89 столовых усиленного питания, а 64 столовые были организованы за пределами предприятий.

Так почему же немцы так и не вошли в Ленинград? Был приказ Гитлера: Ленинград не брать

Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь 78 лет назад в ходе Ленинградско-новгородской наступательной операции Красной Армии был освобожден Ленинград.
Оборона Ленинграда Однако летом 1941 года, когда Германия напала на СССР, в Германии из-за неблагоприятных погодных условий случился неурожай.
Зачем Гитлер держал Ленинград в блокаде, а не захватил его? – Юля, почему Ленинград оказался в блокаде?
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА Санкт-Петербургский городской суд 20 октября признал блокаду Ленинграда в годы Великой Отечественной войны преступлением против человечности, геноцидом советского народа.
Почему Ленинград был осажден, а не захвачен (Die Welt, Германия) | 07.10.2022, ИноСМИ Георгию Жукову, возглавлявшему Ленинградский фронт, тоже было непонятно, почему немцы прекратили свое наступление.

Без права на капитуляцию

Вот почему немцы не вошли в Ленинград. Вторая мировая война. Блокада Ленинграда Германия пыталась переложить проблему управления Ленинградом на Финляндию, но финны не приняли на себя эту ношу и избегали прямых действий против русских.
Почему не сдался Ленинград? | Музей Отрадного Почему немцы никогда не уничтожали Сталинград с воздуха и что на самом деле случилось в конце авг.
Почему гитлер не разбомбил ленинград. Кому была нужна блокада ленинграда Почему ленинград был осажден, а не захвачен Почему немцы не вошли в ленинград.

Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде

Но реализовать план у Жукова не получилось — во многом из-за разногласий с Куликом. До сих пор у историков и исследователей нет единого мнения на этот счёт. По мнению одних, замысел Жукова вполне мог реализоваться, поскольку противник не ожидал от защитников Ленинграда каких-либо активных действий. Другие же уверены, что план провалился бы, обернувшись катастрофой с последующей «активацией» плана «Д». Дело в том, что Жуков, вставший во главе Ленинградского фронта 14 сентября, требовал от Кулика незамедлительной атаки в районе станции Мга. При этом Георгий Константинович считал, что для внезапного наступления нужно задействовать незначительные силы. Кулик с этим не был согласен, ссылаясь на неподготовленность операции.

Однако он всё-таки попытался выполнить поставленную задачу. И провалился. А уже 26 сентября место Кулика занял Михаил Семёнович Хозин. Однако и немцы не стали развивать успех. Они принялись готовиться к приближающейся зиме, укрепляли позиции. Соответственно, чем дальше, тем сложнее было защитникам города прорвать блокаду.

При этом Жуков не оставлял надежд на реализацию своего плана, но ему не хватало ресурсов — в первую очередь, человеческих. Известно, что он неоднократно просил у Кремля предоставить ему толковых военачальников, однако эти просьбы так и не были услышаны. В начале октября из Ленинграда был отозван и сам Георгий Константинович, которого задействовали в обороне Москвы. Силы ПВО не всегда могли справиться с вражескими самолётами. В один из таких налётов были уничтожены продуктовые склады. По другой версии, они погибли из-за диверсии, но по сути колоссальной проблемы это не меняло.

Уже в самом начале блокады город оказался в критической ситуации. Осенью и зимой 1941 года продовольственный вопрос не являлся приоритетным. Сталин тогда ещё не понимал, во что выльется блокада города, будет ли он спасён или нет. В целом ситуация на фронте в то время продолжала оставаться критической. Немцы сумели провести операцию «Тайфун», нанесли советским войскам несколько сокрушительных поражений и организовали Вяземский «котёл», после чего подобрались уже непосредственно к Москве. Угроза для столицы была столь велика, что в Кремле всерьёз стали рассматривать вариант с задействованием армии, находящейся в Ленинграде.

Командующие Ленинградским фронтом Хозин и Жданов получили соответствующие инструкции: прорвать блокаду, отправившись к Москве. Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора. Wikimedia Commons Что же касается осаждённого города, то предлагалось всё же реализовать план «Д». Вести бои внутри мегаполиса никто не собирался. На тот момент у Красной армии и не было соответствующего опыта. Более или менее крупные города, которые были взяты немцами в первые месяцы, советские командиры сдавали без боя.

Они просто выводили войска, забирая с собой самое ценное и уничтожая важные объекты и инфраструктуру. Так было со Смоленском, Минском, Киевом. Первые по-настоящему серьёзные городские бои произошли в Сталинграде, когда красноармейцы буквально вгрызались в каждую улицу, в каждый дом. По разным причинам ни прорыва блокады, ни уничтожения города не произошло. Ленинград оставался осаждённым. Да и сами немцы не спешили развивать успех.

В ноябре 1941 года они находились на подступах к Москве. Вероятность потери столицы была велика, поскольку там на какое-то время воцарилась паника. Но руководство Третьего рейха решили повременить с захватом Москвы. Они понимали, что столицу без боя не отдадут и не хотели лезть в мясорубку. Точно такая же история произошла с Ленинградом. Захватить и зачистить огромный город было проблематично, несмотря на опыт немецких солдат, поставивших на колени Европу.

Вражеское командование остановилось на старинном варианте захвата — осаде. Ленинград был взят в кольцо, его постоянно бомбили. Расчёт был прост: горожане сами сдадутся кому посчастливится пережить осаду, не умерев от голода, холода и бомбёжек. Осада города требовала большого количества сил. Немцам пришлось оставить там полноценную группировку войск. И это было уже в пользу Москвы.

О причинах, побудивших финнов атаковать СССР, до сих пор нет единого мнения. Одни историки и исследователи склоняются к тому, что у Финляндии не было выбора, поскольку к тому времени страна уже находилась во власти Германии, фактически не являлась самостоятельной, и туда часто отправлялись делегации высокопоставленных немецких военных. Другие считают, что всему виной Зимняя война — финны таким образом мстили за поражение в недавнем конфликте. Третья сторона отталкивается от событий конца июня 1941 года, когда была произведена бомбардировка Финляндии. Однако Москва, в отличие от Лондона, этому не поверила. В конце июня финские города подверглись бомбардировке.

Финляндия объявила СССР войну. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные бомбёжками. Wikimedia Commons Перед началом конфликта с финнами у советской стороны был план. Ещё в середине июня к границе были подтянуты 1-й и 10-й механизированные корпуса Ленинградского военного округа. А когда война началась, они даже попытались войти на территорию Финляндии. Однако события разворачивались с такой скоростью, что дальнейшего развития атака не получила.

А сами финны атаковали советскую территорию 29 июня. Полноценное масштабное наступление в направлении Ленинграда произошло уже в конце июля. Примерно через месяц противник перешёл старую советско-финскую границу на Карельском перешейке, затем продвинулся на пару десятков километров и остановился. Есть версия, что Карл Маннергейм , верховный главнокомандующий финскими войсками, целенаправленно отказывался от идеи продвижения к Ленинграду по своим личным соображениям, поэтому он совершил удачный манёвр, установив контроль над частью Кировской железной дороги, Беломоро-Балтийским каналом у Онежского озера, а также Волго-Балтийским путём у реки Свирь. Соответственно, финны отрезали Ленинград от важных маршрутов, по которым в город могли доставляться грузы. Это наступление шло вразрез с желанием немцев.

Ещё в начале сентября в ставку Маннергейма в Миккели прибыл генерал-лейтенант Альфред Йодль, начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта.

Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года.

Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду.

Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше?

В этом штабе трудился статс-секретарь Герберт Бакке, отвечавший за сельское хозяйство и продовольственную проблему. Где взять недостающий хлеб? Бакке, к которому прислушивался сам Гитлер, отвечал на этот вопрос конкретно: проблемы могут решить только украинские и южнорусские чернозёмы. Это соображение нацистских экономистов стало одной из важнейших причин, по которым Гитлер решился напасть на Советский Союз». И вот 23 мая 1941 года, то есть в самый разгар подготовки агрессии, Бакке написал «Директиву по экономической политике», где говорилось: «В Советском Союзе регионы-доноры, то есть чернозёмные территории Украины, юга России и Северного Кавказа, в географическом смысле чётко отделены от регионов-потребителей.

Соответственно, в ходе оккупации СССР эти плодородные территории будет легко изолировать от остальной части страны и перенаправить все необходимые ресурсы на нужды рейха и вермахта. Население регионов-доноров превратится в рабочую силу для обеспечения великой Германии. А так называемая лесная зона, в которую входят Белоруссия, Северная и Центральная Россия, окажется в продовольственной блокаде и будет обречена на «величайший голод». В записке отдельно отмечалось, что в лесной зоне расположены такие крупные индустриальные центры СССР, как Москва и Ленинград, и это уже был прямой намёк на то, что нацисты будут морить голодом жителей обоих городов. Когда же в начале сентября немцы замкнули кольцо блокады, Гитлер поделился этой радостной для него новостью с немецким дипломатом Отто Абецем, который позднее вспоминал слова фюрера: «Город уже блокирован, теперь остаётся только обстреливать его артиллерией и бомбить, пока водопровод, центры энергии и всё, что необходимо для жизнедеятельности населения, не будет уничтожено». А 10 октября 1941 года командование группы «Север» получило окончательный и чёткий приказ, в котором, как полагает Егор Яковлев, прямо прослеживается связь с майской директивой экономиста Бакке: «Фюрер решил, что капитуляция Ленинграда не будет принята, даже если противник её предложит. Ни один немецкий солдат не должен входить в город. Попытки жителей пройти через нашу линию фронта следует пресекать, открывая огонь…».

В общем, ленинградцам история предложила жестокую участь. Но в двух вариантах — либо сдаться, а потом умирать в унижении, либо драться до конца, чтобы даже ценой многих жизней всё же потом одолеть врага. Ленинградцы выбрали последнее и в конце концов победили… Ещё новости по теме Волонтеры Победы поздравили ветеранов с Днем освобождения Ленинграда от фашистской блокады Друг Ленинграда город Горький Секретные материалы «Из лагеря живым не вышел никто» Но представим себе, что было бы, если бы капитуляция всё же состоялась?

Накопив достаточно сил и ресурсов, пойдя на штурм с нескольких направлений, немцы рано или поздно взломали бы оборону города. По большому счету вопрос был только в том, сколько времени потребует эта операция и каких людских потерь она будет стоить. Тем не менее группа армий «Север» так и не осуществила ни одной попытки штурма блокадного Ленинграда.

Отчего не был взят Ленинград? Почему ленинград был осажден, а не захвачен

Несложно догадаться, что, не зная заранее времени подхода караванов ПС-84, немцы не могли бы дежурить в воздухе по ночам. Ожидая «свободного прохода» с неизвестно какой стороны в неизвестно каком часу, они тратили бы много боевых вылетов напрасно. Поэтому следующей осенью, 1942 года, полеты ночью в ограниченном масштабе в Ленинград начались — и не показали ожидавшихся проблем. Красной ниткой на карте показана военно-автомобильная дорога 102, кусок которой проходил по льду Ладожского озера. Лед достиг 20 сантиметров толщины, достаточной для пропуска грузовиков, всего за месяц до конца года, поэтому за 1941 год по этой Дороге жизни перевезли всего 16,5 тысяч тонн грузов.

Но к концу декабря лед окреп, и темпы поднялись до 1000 тонн в сутки машины могли идти полными и часто. Мы знаем об этом потому, что в ноябре были редкие случаи сплошной облачности, в которой эти машины летали свободно, без противодействия немцев истребители малоэффективны в таких условиях. В такие сутки доставлялось до 216 тонн продовольствия. Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его.

Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да.

В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь.

Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11.

К началу осени казалось, что Ленинград вот-вот будет взят, но Гитлер, уделявший основное внимание плану взятия Москвы и считавший, что с захватом столицы война против СССР будет практически выиграна, приказал перебросить наиболее боеспособные танковые и пехотные части из группы армий «Север» под Москву. Характер боёв под Ленинградом сразу изменился: если раньше немецкие части стремились прорвать оборону и захватить город, то теперь в первую очередь ставилась задача уничтожения промышленности и инфраструктуры. Оставшихся войск для наступления не хватало, а окруженные советские части, узнав о замешательстве врага, всеми силами пытались прорвать блокаду. В итоге немцам не оставалось ничего, кроме как перейти к обороне, ограничившись беспорядочным обстрелом города с дальних позиций.

О дальнейшем наступлении не могло идти и речи, главной задачей стало сохранение осадного кольца вокруг города. В сложившейся ситуации, у немецкого командования осталось три варианта действий: 1. Взятие города после завершения окружения; 2. Разрушение города с помощью артиллерии и авиации; 3. Попытка истощить ресурсы Ленинграда и принудить его к капитуляции. На первый вариант Гитлер первоначально возлагал самые большие надежды, но он недооценил важность Ленинграда для Советов, а также стойкость и мужество его жителей. Второй вариант, по оценкам экспертов, был провален сам по себе - плотность средств ПВО в некоторых районах Ленинграда в 5-8 раз превосходила плотность ПВО Берлина и Лондона, а количество задействованных орудий не позволяло нанести фатальный урон инфраструктуре города.

Таким образом, третий вариант оставался последней надеждой Гитлера на взятие города. Он вылился в два года и пять месяцев ожесточенного противостояния. Окружение и голод К середине сентября 1941 года немецкая армия полностью окружила город. Бомбежка не прекращалась: целями становились гражданские объекты: продовольственные склады, крупные заводы пищевой промышленности. С июня 1941 года по октябрь 1942 года из Ленинграда эвакуировали многих жителей города. Сначала, впрочем, весьма неохотно, поскольку никто не верил в затяжную войну, и уж тем более не могли представить, насколько ужасными будут блокада и бои за город на Неве. Детей эвакуировали в Ленинградскую область, однако ненадолго — большинство этих территорий вскоре были захвачены немцами и многих детей вернули обратно.

В декабре должны были изготовить 10 тыс. К 1 февралю 1942 года в городе было 135 тыс. Буржуйки были востребованы и в следующую зиму с 1942 на 1943 год, ибо центральное отопление жилых домов в городе также не работало [100]. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Недостаток электричества и массовые разрушения контактной сети остановили движение городского электротранспорта.

Подвижной состав троллейбусного депо был рассредоточен по улицам из-за того, что депо уже находилось в непосредственной близости от фронта. Занесённые снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Часть вагонов ещё двигалась по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии; 52 трамвая так и замерли на заснеженных улицах [90].

Это стало ещё одной причиной увеличения смертности. По свидетельству Д. Лихачёва , … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. Организация стационаров и столовых усиленного питания[ править править код ] По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых.

Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 года и обслужили 60 тыс. В них вводили сердечно-сосудистые препараты, делали внутривенное вливание глюкозы, давали немного горячего вина, что спасло жизнь многим [63]. С конца апреля 1942 года по решению Ленгорисполкома сеть столовых усиленного питания была расширена. На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров было создано 89 столовых усиленного питания, а 64 столовые были организованы за пределами предприятий. Для этих столовых были утверждены специальные нормы питания.

С 25 апреля по 1 июля 1942 года ими воспользовались 234 тыс. В январе 1942 года при гостинице « Астория » начал работать стационар для учёных и творческих работников. В столовой Дома учёных в зимние месяцы питалось от 200 до 300 человек [103]. По решению горисполкома, с января 1942 года в городе открываются новые детские дома. За пять месяцев в Ленинграде было организовано 85 детских домов, принявших 30 тыс.

Командование Ленинградского фронта и руководство города стремилось обеспечить детские дома необходимым питанием. Постановлением Военного совета фронта от 7 февраля 1942 года утверждались следующие месячные нормы снабжения детских домов на одного ребёнка : мясо — 1,5 кг, жиры — 1 кг, яйцо — 15 штук, сахар — 1,5 кг, чай — 10 г, кофе — 30 г, крупа и макароны — 2,2 кг, хлеб пшеничный — 9 кг, мука пшеничная — 0,5 кг, сухофрукты — 0,2 кг, мука картофельная — 0,15 кг [105].

Цитируется по книге Исаев А. Иной 1941: От границы до Ленинграда. Кое-где немецкие войска действовали неплохо, но в целом быстрого прорыва советской обороны не получилось. При этом достаточно серьезных успехов частью своих сил добился XXXI моторизованный корпус. Еще накануне, 6 сентября, командующий группой армий «Север» фон Лееб оказался перед перспективой передать свои подвижные соединения для наступления на Москву.

Касалось это не только войск, наступающих на Ленинград, а еще и войск 16-й армии, действующей южнее озера Ильмень. Приказ о выводе из состава группы армий «Север» части подвижных соединений из Верховного командования сухопутных войск ОКХ пришел в самый разгар наступления под Ленинградом, 11 сентября. Эрих Гепнер После этого командующий 4-й танковой группы Эрих фон Гепнер выразил явное недовольство решением окружить Ленинград а не брать его. В письме своей жене он отмечал, что в этот самый момент появились признаки победы. Командир XXXXI корпуса Георг-Ханс Рейнхардт, корпус которого входил в состав выводимых из боя соединений, также писал своей жене о чувстве «горького разочарования». Оба письма были датированы 12 сентября. Этим же чувством разочарования пропитаны и материалы, раскрывающие действия войск группы армий «Север» при наступлении на Ленинград, подготовленные пленными немцами в рамках «Генеральского проекта».

Сам Рейнхардт тоже попал в плен к американцам, а в создании этого труда, видимо, принял участие и Эрхард Раус, командовавший в сентябре 1941 года 6-й танковой дивизией в корпусе Рейнхардта. Судя по всему, семена недовольства решением немецкого командования ограничиться осадой Ленинграда пускай и на ближних подступах к нему начали прорастать именно на этой почве. Благодаря этому после окончания войны у немецких генералов появился шанс создать её собственную историю. Эрхард Раус Неудивительно, что был найден целый сонм свидетельств в пользу того, что именно ошибочное решение об остановке наступления не позволило взять Ленинград. Такую точку зрения высказывал Гюнтер Блюментрит, чей очерк был опубликован в книге «Роковые решения». А благодаря Паулю Карелю и Вернеру Хаупту эта версия стала чуть ли не каноничной. И только Вальтер Шаль де Больё, бывший начальник штаба танковой группы, единственный из немецких авторов в своей книге честно признаёт факт наличия приказа группы армий «Север», согласно которому предполагалось продвижение 4-й танковой группы лишь до линии Урицк-Купчино-Александровская слобода.

Также де Больё упоминает о том, что именно это было задачей танковой группы, о которой штаб знал с конца августа. Правда, сам Шаль де Больё считал, что Гепнер решился бы войти в Ленинград несмотря на распоряжение свыше. Он даже специально отметил это в примечаниях. Вальтер Шаль де Больё Что к этой картине могут добавить доступные документы? Приказы на окружение Ленинграда и приказы по 4-й танковой группе четко устанавливают тот круг задач, которым должен был заниматься корпус Рейнхардта. По ним видно, что корпус имел весьма ограниченную задачу, заключавшуюся в захвате Дудергофских высот и продвижении силами одной дивизии до предместий Пушкина. Что касается оккупации самого Ленинграда, то этим должна была заниматься уже 18-я армия.

Так почему же немцы так и не вошли в Ленинград? Был приказ Гитлера: Ленинград не брать

Главная» Новости» Почему немцы не вошли в ленинград. Немцы только чудом не вошли в Ленинград, остановленные обнесенной вокруг города иконой. Несмотря на все старания московских прокуроров, обвинение в блокаде Ленинграда было снято с Германии в Нюрнберге. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от нацистской блокады. Смотреть видео онлайн Вот почему немцы не вошли в Ленинград. Когда немцам удалось подойти к Ленинграду с востока, они планировали форсировать Неву и сжать кольцо окружения вокруг города.

Оборона Ленинграда

«На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Немцы только чудом не вошли в Ленинград, остановленные обнесённой вокруг города иконой. Стремясь осуществить этот план, немцы вели варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. Германия пыталась переложить проблему управления Ленинградом на Финляндию, но финны не приняли на себя эту ношу и избегали прямых действий против русских. Смотреть видео онлайн Вот почему немцы не вошли в Ленинград. Немцы не просили Маннергейма атаковать Ленинград с перешейка, это было бы крайне странно, учитывая, что финнам еще только предстояло выйти на подступы к Ленинграду.

Почему гитлер не разбомбил ленинград. Кому была нужна блокада ленинграда

Нет сомнений, что фюрер хотел именно уничтожения Ленинграда, Москвы, а также всех крупных русских городов, находившихся на линии наступления группы армии «Центр». Она базируется на дневнике Франца Гальдера. Начальник штаба сухопутных войск нацистской Германии Франц Гальдер, 8 июля 1941 года: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки». Однако эти основания шатки. Существуют причины полагать, что Гитлер решил уничтожить город на Неве гораздо раньше. Есть запись разговора от 5 мая 1941 года Франца Вальтера Шталекера нацистского генерала. Он заявил одному из военачальников вермахта, что все крупные русские города будут уничтожены, а русские окончательно станут нацией крестьян.

То есть уже в начале мая 41-го об этом был осведомлен приближенный одного из главных деятелей рейха, Генриха Гиммлера, - Шталекер в будущем он займет должность начальника айнзацгруппы А, занимавшейся массовыми убийствами на оккупированной территории. Адольф Гитлер не был заинтересован в ленинградцах как в рабах. Он хотел, чтобы жители Ленинграда умерли. Есть такой документ - директива Военно-морских сил, подписанная нацистским адмиралом Куртом Фрике, от 29 сентября 1941 года. В ней говорится, что город будет окружен, уничтожен бомбежками и обстрелами. Последняя фраза документа звучит так: «В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Это важно, потому что в допросе объясняется контекст исторического документа. Понятно, что флот не должен был обстреливать Ленинград.

Военные считали, что после взятия города можно было бы использовать ленинградские верфи, а также создать базу военно-морского флота, недосягаемую для английской авиации. Академик Г. Котов заместителю председателя Ленгорисполкома И. Андреенко, 7 февраля 1942 года: «Сам я в настоящее время лежу - врачи предписали мне усиленное питание - крупу, муку, сахар и для поддержания сил крепкое вино, шоколад, компот и т. Между тем положение мое и моей семьи очень тяжелое - недавно скончалась жена моя, дочь моя, ухаживающая за мной, тоже крайне истощена. Продуктов у нас никаких нет. Ввиду всего этого я решаюсь обратиться непосредственно к вам с этой просьбой, надеясь, что вы не откажите мне в помощи» цитата по книге историка Никиты Ломагина «В тисках голода. Блокада Ленинграда в документах и письмах.

Так, Фрике с этим предложением пришел к фюреру, а тот, грубо говоря, его отбрил. Он сказал: нет, такого не будет, Ленинград должен быть уничтожен, и произнес эту фразу. Эта группа уже готовилась к переброске в Ленинград для овладения верфями и портовыми мощностями. Выходит, что в документе Фрике словами фюрера объяснил, почему не надо этого делать. В директиве не слова начальника штаба военно-морского флота, а высказывание самого Адольфа Гитлера. Он был настроен именно таким образом. Блокада, которая установилась, - это не план Гитлера. Немецким войскам не удалось выполнить задачу гитлеровского командования окончательно.

В частности, большую роль сыграло, во-первых, то, что они не смогли овладеть Пулковскими высотами, а во-вторых, потому что осталось 60 километров побережья Ладожского озера, по которому можно было в теории снабжать Ленинград. На практике это оказалось сложно, потому что Ладожское озеро никогда не было логистической магистралью по снабжению. Всю инфраструктуру пришлось создавать с нуля. Это стало одной из причин страшного голода зимы 1941—1942 года. Когда немцам стало понятно, что первоначальный замысел сорвался, возник план «Б». Он заключается в создании большого кольца блокады - за Ладожским озером. Письмо профессора Н. Шварца заведующему отделом торговли Ленгорсовета И.

Андреенко, 11 февраля 1942 года: «Я и моя семья жена, сын, мать очутились в крайне тяжелом продовольственном положении. Все члены моей семьи вот уже несколько дней лежат, резко истощенные. Я еще не прекращал работы, но уже потерял 26 килограммов своего веса и боюсь, что скоро сам свалюсь. Особенно меня убивают далекие переходы к месту добровольной и общественной работы в Красной Армии. Очень прошу вас оказать мне и моей семье какую-либо помощь продуктами питания» цитата по книге историка Никиты Ломагина «В тисках голода.

Это совсем рядом со станцией метро Автово, построенной в 1955 году. Не знаю, бомбили Кировский завод или нет, но вот судостроительный завод им. Марти на пл. Репина не бомбили, зато обстреливали постоянно. Рабочие в цехе погибали от осколков прямо у станков. Завод тогда новых судов не строил, только ремонтировал покалеченные. У немцев не было приказа занимать Ленинград. Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий в том числе и танковые. Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций… И в это же время идёт борьба за овладение г. Вот там уже немецкие войска бомбили от души. Так почему Гитлер с таким упорством стремился овладеть Мурманском? Ведь он не считался ни с какими потерями. И даже, в самые тяжёлые для него периоды войны, предпочёл перебрасывать войска из Африки, но не снимал их с Мурманского направления. На Мурманском направлении и в самом городе погибли десятки тысяч людей. Почему же Советское командование с таким упорством посылало на гибель своих солдат, не считалось ни с какими потерями, защищая голые сопки? Что защищали - Кольский залив? Но ведь союзные конвои разгружались и в Архангельске, только с меньшими потерями. Вот такие вопросы, на которые официальная история не даёт ответов и не даст. Вопреки всей советской пропаганде Гитлер не был глупцом, и на все эти действия его армии были довольно веские основания. Всем уже известно его стремление познать истоки арийской расы и получить свидетельства, того, что именно немцы и являются их потомками. Ему нужны были свидетельства этого и артефакты. Он искал следы Гипербореи и не только следы, а и технологии. Безусловно, он хорошо был знаком с результатами экспедиции Барченко, он наверняка знал, что НКВД «застолбило» большой участок территории, огородив колючей проволокой и установив серьёзную охрану. Значит, именно там и надо было искать. Вот отсюда и было такое упорство в борьбе за Мурманск. В Мурманске скальные породы и все возможные артефакты хранятся именно в скалах. Поэтому можно было спокойно бомбить город без опасения уничтожить архивы Гипербореи. А вот с Питером всё намного сложнее. Так почему же Гитлер так и не отдал приказ войти в город? А всё потому, что Гитлер хорошо знал, что то, что ему надо, очень хорошо и надёжно охранялось, и не только людьми. Это было то же самое, что и в Мурманске, то есть древние артефакты. Под Питером много древних тоннелей, построенными ещё настоящими строителями города, много входов. Один вход находился под Зимним дворцом. Тоннель шёл под Невой в Петропавловскую крепость , и им частенько пользовались Романовы, катаясь в карете. Неизвестное метро семьи Романовых Много лет из поколение в поколение жители Царского села передают истории о таинственных подземельях и тоннелях. Члены царской фамилии пользовались подземными ходами для секретных деловых встреч и тайных свиданий с возлюбленными, а во времена Николая 2 в Царском селе велось тайное строительство Императорского метро. В дворцовых парках сегодня находят решётки, которые ничего не ограждают, двери которые нельзя открыть, лестницы ведущие в никуда. Возможно, это и есть ход к подземной железной дороге... Впервые идея строительства подземки была высказана в России ещё в царствование Екатерины II. Нарытые в Царском Селе подземные ходы, соединявшие Екатерининский дворец с рядом построек в городе, позволяли Её Величеству, не афишируя свои визиты, появляться в любом конце Царского Села в любое время дня и ночи. Идея создания подземных транспортёров и лифтов также носилась в воздухе. Она казалась громоздкой, но очень нравилась императрице. Естественно, эти тоннели были сделаны древними строителями Питера и являются, скорее всего, частью большой разветвлённой системы подземных сооружений. То, что было «отрыто» в Царском Селе - это расчистка уже готовых тоннелей, их реставрация и модернизация с прокладкой рельсовой дороги. Заброшенный ливневый колодец в пейзажной части Александровского парка. Есть и другой, если провести прямую направление на п. Фото 2004 г. Руководство строительством было возложено на сенатора Н. Гарина, который с некоторых пор заменил военного министра и курировал по военному министерству военно-технические программы. Строительство началось с того, что в мае 1905 года публике строжайше запретили свободно посещать Александровский и Фермерский парки в Царском Селе. Вокруг парковых массивов были установлены сплошные проволочные заграждения и заставы. Охранка распространяла слухи о том, что на территории парков развёрнуты колоссальные строительные работы в связи с подготовкой к трехсотлетию царствующего Дома Романовых. Восемь лет в условиях строгой секретности 120 грузовиков вывозили отсюда сотни тонн грунта в сутки. Четыреста подвод подвозили по ночам продовольствие и вывозили рабочих, для размещения которых были возведены двухэтажные бараки в станице Александровская. По грузовой однопутке вывозилась львиная доля вынутого грунта, позже грунт стали вывозить на правый берег реки Кузьминки близ станции Александровская. В 1912 году меры безопасности были усилены и в строй ввели вторую полосу колючей проволоки, по которой был пропущен ток. За месяц до сдачи объекта в эксплуатацию на поверхности развернулись невиданные работы по заметанию следов. Александровский парк был фактически разбит заново. И через восемь лет во время празднования на территории императорских парков высокие гости не обнаружили никаких следов ведущихся здесь в 1905 году работ. Странный сверхсекретный объект в Царском Селе стоимостью 15 миллионов золотых рублей оставался самым засекреченным в Российской Империи вплоть до марта 1917 года. Увиденное потрясло воображение прапорщиков. На глубине восьми метров в чреве бетонного тоннеля трёхметровой высоты был уложена широкая однопутка. В небольшом депо ржавела электрическая дрезина с двумя прицепными колясками на двадцать посадочных мест, по количеству членов царской семьи и свиты. Всюду по стенам виднелись электрические кабели, не большие прожектора в боковых проходах освещали всё подземное пространство от подвалов Екатерининского дворца до станицы Александровской, где был смонтирован электрический подъёмник для дрезины с её содержимым. Общая ширина центрального тоннеля с боковыми проходами составляла 12 метров. Для питания электроэнергией в Царском Селе была построена так называемая дворцовая электростанция. На то, что её мощность раз в сто превосходила нужды освещения Екатерининского или Александровского дворцов, ещё в 1910 году обратил внимание инженер-электротехник А. Станция возводилась с огромным запасом мощности под цели, далёкие от электроснабжения царскосельских дворцов, города и гарнизона. Двухэтажное здание в мавританском стиле на углу Церковной и Малой улиц было размещено с таким расчётом, чтобы питать энергией не только уже открытые тоннели, но и новые, планировавшиеся в городской черте и под военным городком войск Царскосельского гарнизона. Двухэтажный деревянный дом издавна привлекал к себе внимание странной кирпичной пристройкой в одно окно по главному фасаду и узкой башней со двора, имевшей сообщение лишь со вторым этажом здания. Во времена Екатерины II здесь находились её секретные покои. По подземному ходу императрица могла достичь этого дома, никем не замеченная. Здесь она вела особо секретные, конфиденциальные переговоры. Система боковых тоннелей царёвой подземки превращала её в подземный узел со своим золотохранилищем, сетью широких тоннелей, способных вместить войска для подавления революционной стихии и спасения царской семьи. Через каждые сто метров тоннеля были круглые кирпичные колонны- кингстоны, чтобы в случае необходимости вода из прудов Александровского парка в считанные минуты могла затопить всё. К 1 мая 1917 года все боковые тоннели самого секретного в России объекта были исследованы и разграблены, включая хранилище золотого запаса Дома Романовых под Парнасом и под зданием Китайского театра. Пока царская семья содержалась под домашним арестом в Александровском дворце, у неё был некоторый, пусть не большой, шанс бежать через тоннели подземки. Увы, тайна Царскосельского метро перестала быть тайной раньше, чем удалось спланировать побег Романовых. Инженер Л. Красин, именем революции назначенный директором царскосельской дворцовой электростанции, рассказал о попытке освобождения царской семьи В. И опять возникает вопрос: а для чего это им было нужно? Царское Село было оккупировано гитлеровскими войсками, полностью разграблено и уничтожено.

Перед руководством встала срочная задача обеспечить снабжение Северной столицы. На тот момент для связи города с остальной страной осталась всего одна достаточно слабая железнодорожная ветка — через Мгу на Вологду и Череповец. Комиссия государственного комитета обороны в спешке назначила Шлиссельбург главной базой снабжения города. К счастью, осуществить этот план не успели, иначе все припасы попали бы в руки противника», — комментирует ситуацию Вячеслав Мосунов. Штаб группы армий «Север» разработал такой план окружения города, который вообще не предусматривал бои в плотной городской застройке. Это было оцепление по ближним границам. Советские солдаты доблестно отстаивали каждый метр земли, поэтому немцы так и не смогли осуществить задуманную переправу через Неву. За участок около Шлиссельбурга, чуть южнее будущего Кировска, шли особенно ожесточенные сражения. Немцы стремились замкнуть кольцо, а русские военачальники все еще старались выполнить приказ Сталина и наладить снабжение города через Шлиссельбург. Немцы оказались под стенами города, что позволило им делать артиллерийские налеты. Сперва они ориентировались на архитектурные доминанты. Одной из них был Исаакиевский собор, поэтому его целенаправленно не разрушали, чтобы не потерять ориентир. К счастью для ленинградцев, до 1943 года немецкая артиллерия вынуждена была сидеть на голодном пайке. Боеприпасов поставлялось недостаточно для серьезных разрушений. А уже через два дня после начала блокады, 10 сентября СССР предпринял попытку ее разрыва — Первую Синявинскую операцию. Маршал Григорий Кулик командовал 54 советской армией и старался уничтожить шлиссельбургско-синявинскую группировку противника, чтобы осуществить снабжение города и контролировать Ладожские каналы.

Как важнейший промышленный и культурный центр, город играл ключевую роль в сопротивлении нацистским захватчикам. Кроме того, сдав Ленинград, Советский Союз потерял бы доступ к Балтийскому морю и прекратил поддержку снабжения северной фронты. Все это привело к жестокому блокаду Ленинграда длительностью около 900 дней, но отказ от сдачи стал одной из ключевых причин выживания города и поддержания морального духа его жителей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий