Сезария Эвора — культовая «босоногая дива», гениальная певица из Кабо-Верде, которая восхищала миллионы людей, исполняя композиции в стилях морна, фаду и модинья. 17-го декабря умерла известная и уникальная в своем роде певица Сезария Эвора, которая пела на родном кабовердийском креольском диалекте португальского языка. биография, дата рождения.
Русский след Сезарии Эворы
Сезария Эвора является двукратной обладательницей французской музыкальной награды — «Виктуар де ля мюзик» Пять раз она была номинирована на «Grammy» Награждена французским орденом Почётного легиона. Биография Cesaria Evora. За 10 лет всемирной славы Цезария заработала около 50 миллионов долларов. Сезария Эвора появилась на свет 27 августа 1941 года в портовом городке Минделу, которая находится в островном государстве Кабо-Верде. Сезария Эвора родилась в 1941 году на Сау-Висенте, который тогда входил в колониальную империю Португалии.
Памяти Сезарии Эворы
Если бы не знаменитая певица Сезария Эвора, которая здесь родилась и прожила всю свою жизнь. Еще этот городок сохранил прекрасную колониальную застройку 18-19 веков и развалины. Сезария Эвора — биография певицы. 256. Cesaria Evora. Сезария Эвора. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011[2], Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Сезария Эвора. бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса. Sodade. Сезария Эвора появилась на свет 27 августа 1941 года в портовом городке Минделу. всемирно известная кабовердианская певица.
Сезарии Эвора 27 августа исполнилось бы 75: почему певицу обожает весь мир?
знаменитая эстрадная певица, обладательница нескольких "Грэмми", самой престижной премии Франции Vitoire de la Musique и кавалер ордена Почетного легиона. Сезария Эвора Биография Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Всемирно признанная звезда, Сезария Эвора, также имела честь выступить со специальным репортажем о себе на французско-немецком культурном канале «Arte».
Эвора, Сезария
Ее влияние на португальскую и мировую музыку неподвластно времени. Она стала символом фаду и певицей, которая смогла донести эмоции через границы языков и культур. Музыка Сезарии Эворы будет продолжать вдохновлять и трогать сердца миллионов слушателей во всем мире. Сезария Эвора была известной кабо-вердейской певицей, получившей прозвище "Божественная сырость". Она была замужем дважды и имела двух детей. Первый брак певицы был заключен в юном возрасте, когда она еще только начинала свою музыкальную карьеру. Ее мужем стал Родриго Мануэл Родригес, талантливый музыкант и композитор. Однако, их брак оказался несчастливым и через несколько лет они развелись. После развода Сезария нашла любовь второй раз и вышла замуж за Виктора Стевенса, преподавателя музыки и пианиста.
Они вместе прожили много лет и имели двоих детей — сына и дочь. Семья Сезарии жила скромной, но счастливой жизнью, в которой музыка всегда занимала важное место. Однако, несмотря на второй шанс в личной жизни, Сезария так и не смогла забыть свою первую любовь, Родриго. Он оставался ее вдохновением и часто присутствовал в ее песнях и музыке. Их отношения были сложными, но она всегда любила его, несмотря на все разочарования. Вечная романтика прослеживалась и в семье Сезарии. Она не только была прекрасной певицей, но и заботливой матерью и любящей женой. Она всегда старалась быть рядом с детьми и поддержать их в их личных и профессиональных стремлениях.
К сожалению, Сезария Эвора не смогла дожить до старости. Она скоропостижно скончалась в 2011 году на своей родине, в Кабо-Верде. Мир потерял одного из самых талантливых певцов всех времен, но ее наследие и музыка живут до сих пор. Через свою музыку она оставила частичку своей души, которая будет вечно жить в сердцах поклонников и воспевателей ее искусства. Ее смерть стала большим потрясением для всего музыкального сообщества и поклонников ее таланта. Она скончалась в своем доме в Лиссабоне, находясь на последних стадиях рака, с которым она боролась несколько лет. Смерть Сезарии оставила огромную пустоту в мире музыки.
Когда девочке было 7 лет, умер ее отец. Эта потеря далась семье очень нелегко, и особенно горевала маленькая Сезария, ведь она была отцовской любимицей. Мать была не в состоянии одна прокормить детей, поэтому отдала дочь в приют к католическим монахиням. В 13 лет она вернулась домой и стала помогать матери по хозяйству. Причем пела она исключительно в жанре морна. Это традиционные песни для Островов Зеленого Мыса, в которых чувствуется влияние африканских мотивов, а также бразильских и португальских ритмов. Название произошло либо от английского глагола to mourn «печалиться» , либо от португальского слова morno «теплый». Сама Сезария говорила про свою музыку так: «Стиль морна соткался из всего того, что окружало нас на острове: море, любовь и тоска по чему-то необъяснимому».
Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», — скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны — «Олимпии»; В 1995 году вышедший диск Cesaria во Франции становится «золотым», а в США — хитом продаж 150 тыс. Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, — скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается.
Весь этот путь из маленького островного города к мировой сцене, а затем возвращение на родину абсолютно в другом финансовом положении — настоящий кэмпбелловский «путь героя» , за которым было интересно наблюдать из любой точки земного шара, ведь случаи мирового успеха музыкантов из стран третьего мира можно пересчитать по пальцам. Творчество Эворы трогало и российских слушателей, которые, как никто, понимали философию саудаде, воплощенную в перманентной тоске по родине и светлой грусти. Но, в отличие от португальского, это чувство нельзя назвать центром нашего менталитета. После свержения монархической власти и провозглашения Португалии республикой в 1910 году появилось литературное движение саудозизм, которое сделало саудаде маркером португальской идентичности. Саудозисты стремились восстановить «утраченное величие» португальской культурной жизни, «заменив иностранные влияния», которые они обвиняли в упадке страны, на культ «португальских вещей», отражающих настоящую португальскую душу. Эта идея даже отражена в современном португальском гимне, где поется : «Вернем Португалии процветание». Кабо-Верде перенимала эти настроения сразу по нескольким причинам. Это и португальское влияние, и антиколониальные движения, которые заявляли об утраченном величии в двойном масштабе, и афроцентризм , утверждающий величие африканской расы, угнетаемой Европой. И как бы обрадовались саудозисты, увидев, насколько кардинально перевернула игру Сезария Эвора. Культ условных «португальских вещей» пришел не только в португалоговорящие страны, но и во весь европейский мир. Если почитать статьи о Сезарии в СМИ, можно заметить, что в большинстве случаев это не безосновательный, но очень романтизированный рассказ о жизни дивы-иноземки, основанный на представлении о ней как о материнской, наследственной, подлинной, народной, экзотической. Такие характеристики западных СМИ можно трактовать как воплощение имперского мышления , для которого существование талантов вне имперского мира кажется диковинкой, из-за чего к инаковости и непохожести привлекается особое внимание. Жанр world music: цель, критика и вклад Сезарии Эворы Эта непохожесть — часть большого жанра world music, ярчайшим представителем которого стала Сезария. Придуманный в лондонском пабе в 1987 году диджеями и продюсерами, world music был задуман как маркетинговый термин для большей узнаваемости новых популярных африканских групп после успеха альбома Пола Саймона Graceland , записанного годом ранее. Тем не менее одно определение для музыкантов из разных стран и культур, поющих в разных стилях и жанрах, стало невольным реверансом в сторону колониального разделения на the west and the rest — «запад и остальных», — ведь жанр конструируется относительно преимущественно «белого» канона англо-американской музыки. В 1999 году фронтмен Talking Heads Дэвид Бирн написал громкую статью в The New York Times c подзаголовком «Я ненавижу мировую музыку», в которой утверждал, что дистанцирование между «нами» и «ними» — «не слишком тонкий способ подтвердить гегемонию западной поп-культуры». Смелый и дерзкий шаг, Белый человек! Индийский музыкант Рави Шанкар учил Джорджа Харрисона играть на индийском струнном щипковом инструменте — ситаре. Широкую известность обрел Боб Марли и его регги, уходящий корнями в музыку Ямайки. Сезария же приблизила жанр world music к народу и показала другую сторону «этники». Вместо карнавальной экзотики — сдержанность и сила одинокой женщины, живущей далеко за океаном. И именно этот парадокс в огромном территориальном расстоянии и мизерном ментальном так привлек мировую общественность. Не зная языка, каждый мог услышать в этой музыке себя и почувствовать то самое непереводимое саудаде. Ведь если мы не можем обозначить свои чувства, это не значит, что мы не можем их испытывать. Вклад в культурное наследие Кабо-Верде Главный вклад Сезария, конечно, сделала в культурное развитие своей родины. Она записывала музыку на появившемся в 1988 году и до сих пор действующем лейбле Lucafrica. Изначально он создавался специально под Сезарию, но позже стал музыкальным домом для сотни исполнителей и музыкантов, приехавших из разных точек Африки.
О знаменитости
- Новости, которые вас могут заинтересовать
- Цезария саид биография. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы
- 8 милых причуд Сезарии Эворы, покорившей мир своим талантом и непосредственностью
- Сезария Эвора. Тоска по необъяснимому
- Сезария Эвора: история жизни великой певицы
- Большая творческая карьера
Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива
Слушателю запоминаются больше морны - печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке. Есть еще коладеры - они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры». У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый - Distino di belta - был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил. Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми». А Сезария пела душой - к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье. Красавец гитарист уехал с острова, как многие мужчины, в поисках лучшей доли.
И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности - кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша». Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года. Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, - признавалась она. К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка.
Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», - скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны - «Олимпии»; В 1995 году вышедший диск Cesaria во Франции становится «золотым», а в США - хитом продаж 150 тыс. Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже.
Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, - скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов.
И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая.
Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», - расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще - гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках.
Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди - богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, - курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», - смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, - золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки.
Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», - объяснит она. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария».
Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования. Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике - это всего лишь красивый миф». Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране - благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир. Страна стала членом ООН, ВОЗ и других международных организаций , что дает жителям реальную помощь, стали приезжать туристы со всего мира, а это помогает поддерживать бюджет Кабо-Верде. Но не только мир что-то дал ее родине, сама Сезария дала — миру гораздо больше: возможность, слушая ее песни, мечтать о встреченных на берегу океана рассветах с любимым, надежду, с которой провожаешь его, и светлую грусть, с которой ждешь возвращения.
О своих возлюбленных она говорила немного, но всегда с трогательным смущением. Сейчас меня окружают мои близкие - дети, внуки, кто-то из них остается со мной, кто-то навещает. Но именно это делает меня счастливой, большего от жизни мне не надо», - улыбалась пожилая женщина.
В нашем городе, как и во всем мире, на выступления гостьи из небольшого островного государства Кабо-Верде было невозможно купить "лишний билетик". Сезарию Эвору называли "босоногой дивой". На сцену она всегда выходила босиком.
Но все это ни в малейшей степени не приближает нас к разгадке великой тайны по имени Сезария Эвора. Как эта грузная женщина, которую мы никогда не знали молодой и прекрасной — а в юности она была именно такой! Не так даже важно, откуда она взялась, гораздо важнее, откуда взялся ее абсолютно гипнотический дар погружать слушателей в мир той самой светлой печали, которая позволяет примириться с тяготами обычной жизни? Так кто она, Сезария Эвора? Не слишком счастливая. Не богачка, не красавица — просто женщина, каких миллионы, — вот как она описывала себя, стряхивая сигаретный пепел и едва уловимо пожимая плечами. Даже если это «все» — боль и одиночество». А еще она говорила: «Меня легко понять — тому, кто умеет слушать». Сегодня, 27 августа, Сезарии исполнилось бы 75 лет. Вопреки устойчивому мифу о сиротстве Сезарии, она родилась в бедной, но достойной и дружной семье. Ее мать была поваром, отец — музыкантом. Единственная девочка, Сезария росла вместе с четырьмя братьями и была любимицей отца. Ей было семь, когда он умер, и эта потеря преследовала Сезарию всю жизнь. Три года, проведенных в обществе католических монахинь, Сезария всегда вспоминала как настоящий ад: нет, сестры были к ней добры, и она, в отличие от большинства жителей Кабо Верде, получала вдоволь еды. Но не было того, что Сезария с самого детства ценила превыше всего — свободы. В возрасте тринадцати лет она соврала бабушке, что в приюте ее преследуют призраки. Суеверная бабушка, разумеется, забрала ее к себе, о чем глубоко пожалела буквально через пару лет, когда Сезария начала петь — и пользоваться успехом у мужчин. Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину. Он был гитарист, как ее отец, и моряк, как большинство мужчин Кабо Верде. Встретились они в одном из баров Минделу, где шестнадцатилетняя Сезария болталась в надежде, что ей позволят спеть — бесплатно или за пару сигарет. Эдуарду не был ее первым мужчиной, но стал тем, кто «расслышал» ее голос. Увидев юную девушку, застенчиво прячущуюся за гитаристами, он сказал: «Вы поете слишком тихо. Люди ждут». Именно Эдуарду превратил Сезарию в местную знаменитость. Он договаривался с владельцами баров, с музыкантами, и в конце концов собрал ансамбль, который работал именно с Сезарией. А потом сел на корабль и уехал из Минделу — у него были большие планы на материке. Больше они никогда не увиделись. За свои первые записи Сезария не получила ни гроша. Люди, оплатившие студию и выпустившие ее первый винил, сказали, что запись плохая, успеха нет — а значит, нет и денег. Каково же было изумление Сезарии, когда однажды, проходя мимо музыкального магазина в Сан Висенте, она услышала собственный голос. Оказалось, что пластинку покупают, и очень охотно. Но, поскольку никаких контрактов подписано не было, Сезария имела на эти записи не больше прав, чем любой прохожий. Уроженка Островов Зеленого Мыса, Сезария не умела плавать и ужасно боялась штормов. Все потому, что в раннем детстве она увидела, как огромная волна смыла со скалы человека. При этом она не могла долго находиться вдали от океана: говорила, что присутствие Большой Воды необходимо ей, чтобы жить. Сезария никогда не была замужем, но у нее было двое детей: дочь Фернанда и сын Эдуардо, которого она назвала в честь своей первой любви. Сама она говорила, что ее дети — только ее, а мужчины, давшие их, пришли и ушли, как океанский прилив. Сына она родила в восемнадцать от португальского солдата, который уехал с Кабо Верде, даже не зная, что Сезария беременна. Она никогда не пыталась связаться с ним, а много лет спустя на все вопросы об отце Эдуардо скупо отвечала: «Я не знаю даже, жив он или мертв. Мне, честно говоря, наплевать». С отцом дочери, португальским футболистом, она тоже не поддерживала отношений. Однако и зла на мужчин, оставивших ее, не держала: «Я рожала не по великой любви, это скорее amorzinhos «влюбленность», «страстишка» — порт.
Среда обитания Звезды в Иркутске 28 августа 2021 В Иркутске она впервые побывала в 2005 году. Тогда в Сибири у нее было три концерта - Новосибирск, Красноярск и Иркутск. Три аншлага. А потом она приехала еще в 2007 году. И тоже аншлаг. Певица пела босиком, затягиваясь сигаретой между куплетами. Босиком - потому что в знак солидарности со своим народом, который в большинстве живет очень бедно. И больше половины бюджета страны - отчисления от ее концертов. Поет она о любви и женщинах.
Последние новости
- #cesariaday: памяти босоногой королевы Сезарии Эворы
- Чёртики в глазах
- Сезария Эвора - биография певицы: инсайды из личной жизни и музыкальной карьеры
- Цезария саид биография. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы
- Сезария Эвора — Радио JAZZ
- Биография Сезарии Эворы (Cesaria Evora)
Сезария Эвора: история чернокожей Золушки
Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия. В своей стране певица финансировала всю систему начального школьного образования Дом Сезарии. Только в апреле этого года была на её концерте в Крокус Сити,была потрясена её голосом,её лёгкими,закуривающей гигантскую сигару прямо на сцене... Но больше всего хочется поблагодарить за песню "Бесаме мучо".
В своей стране она полностью содержала всю систему образования. Из-за проблем со здоровьем осенью этого года певица объявила о завершении эстрадной карьеры. Сезарии Эворе было 70 лет.
Поэтому когда я истосковалась по свободе и больше не могла сидеть взаперти, я первым делом взялась за бабулю.
Когда она пришла меня навещать, я сочинила целую историю про странные вещи, которые происходят здесь по ночам. Это был очень страшный рассказ и очень страшное вранье, но ради того, чтобы выбраться на свет, я готова была принять на душу любой грех. Бабушка немедленно пересказала все дедушке. Дедушка пошел к маме и сделал ей внушение, пообещав, что я могу жить и есть у них, сколько маме будет угодно. Уже через два дня я снова очутилась на свободе». Административная столица Кабо-Верде — Прайя; но родная для Эворы Мандела тоже считается столицей — артистической. Среди матросов, проституток и туристов всегда хватало поэтов и музыкантов, которые сочиняли морны — народные кабо-вердские баллады, название которых можно перевести как «тужилка». Вскоре после освобождения Эвора завела знакомства в среде «тужильщиков». Гитарист Эдуардо оказался достаточно смел, чтобы проявить свою любовь к девочке самым очевидным образом. В качестве заработка он предложил ей совместные выступления в барах.
Если двое понравились друг другу — это уже все, пути назад нет. Так случилось, что мой оказался музыкантом. Я благодарна этой любви: если б не она, я бы не начала петь и не стала известной». Когда Эдуардо, как многие кабовердцы, уехал на заработки в Европу и след его затерялся, Сезарии остались его песни. Она носила их по барам, как попрошайки носят по людным местам своих младенцев. Но если любовь случилась, то под ее чарами ходят всю жизнь и даже после смерти любимого шесть месяцев ждут, надеясь на его возвращение. У нас рассказывают историю о парне, который любил девушку, а девушка никогда его не слушала и убегала, стоило ему с ней заговорить. Этот парень работал в морге, а девушка любила купаться в непогоду. Однажды она погибла; в морге в ту ночь была как раз его смена. Когда принесли труп девушки, парень посмотрел на нее и сказал: «Ах, девушка, что я вижу, ты всегда убегала, едва завидев меня, а сегодня приходишь ко мне сама».
Смысл в том, что смерть любви не помеха, и — раз полюбив — любишь вечно». Вновь ее история кажется похожей на слова песни. Мы этих слов не разбираем. Креольский — единственный язык, которым владеет сама певица, — это языковая утопия, отголосок всех языков латинской группы. В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение. Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины. Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул». Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева. Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком. Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию.
Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс. Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь. Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце.
Романтичная, с неуловимым шармом и глубокой, как океан, на котором она выросла и осталась верна ему всю жизнь, внутренней красотой женской души. Личная жизнь Сезарии Эворы В личной жизни Сезария не нашла своего счастья. Первая любовь — черноглазый гитарист Эдуардо, отчалил от родного берега в поисках новых приключений, оставив девушку в разочаровании и боли. Сезария долго тосковала. Всю печаль и одиночество изливала в песнях. Романы в жизни певицы были, однако человека, который смог бы находиться постоянно рядом, и в беде, и в радости, Сезарии не суждено было встретить.
Самой большой радостью ее личной жизни были трое замечательных детей, которых она, как и ее мать в свое время, воспитывала одна. Интересные факты о Сезарии Эворы Мировая слава принесла Сезарии больше 50 миллионов долларов. Она не стала строить фешенебельных особняков и покупать виллы на Майами. Все деньги певица потратила на содержание начального образования и системы здравоохранения своей страны. Благодарные земляки хотели при жизни поставить Сезаре памятник, но она отказалась тратить деньги на увековечивание своей персоны, распорядившись отдать их детям. Сезария Эвора умерла ровно в 70 лет, оставив после себя не только уникальные песни и баллады. Она оставила верность своей земле, любовь и сострадание к людям. Обладая всего одним языком — креольским, не имея специального образования , она доказала, что успех приходит тогда, когда человек искренне любит свое дело и остается верен ему всегда. В субботу, 17 декабря, в возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора.
Известная на весь мир певица с Островов Зеленого мыса, слава к которой пришла в 47 лет, все свои песни пела на креольском английского Сезария не знала. Однако смысл ее композиций о любви и разлуке был понятен всем, кто попадал под магию тембра самой знаменитой уроженки Кабо-Верде. Отец певицы умер рано, оставив жену с семью детьми. В Миндело наиболее популярными музыкальными жанрами тогда считались морна и коладера — медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королевы морны». С музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты. В середине 1980-х гг. Хосе Да Сильва, молодой француз туземных корней, убедил Сезарию поехать с ним в Париж для записи пластинки. Так в 1988 вышел первый альбом певицы «La Diva aux Pieds Nus».
Песня с него Bia Lulucha, замешанная на зулусском колорите, стала известным хитом на Кабо-Верде. Следующий альбом — «Distino di Belita» 1990 и «Mar Azul» 1991. Однако настоящее признание пришло только в 1992 с выходом в свет альбома «Miss Perfumado». Только во Франции альбом был продан в количестве более чем 200 000 экземпляров. По всему миру покатилась волна увлечения морной. Через посредничество лейбла Lusafrica с ней заключила контракт звукозаписывающая компания BMG, в результате чего осенью этого года на свет появился сборник «Sodade», «Les Plus Belles Mornas De Cesaria». Альбом «Cesaria» 1995 был выдвинут на соискание премии «Грэмми» и назван « Лучшим альбомом года» более чем дюжиной центральных американских изданий. В 1997 вышел следующий альбом «Cabo Verde», а в 1999 — «Cafe Atlantico». В 2003 Эвора посетила с концертами Россию Сезария Эвора - Amоr Di Mundo «Я знаю, как это - жить за чертой бедности, и радуюсь, когда мое творчество может помочь хоть кому-то».
Сезария Эвора. Жизнь Сезарии Эворы в цифрах: Сезария Эвора порт. Сезария Эвора является обладательницей французской музыкальной награды — «Victoire de la Musique». Пять раз она была номинирована на Grammy, дважды становилась лауреатом этой премии. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Второй концерт прошел в мае того же года в Малом театре. Сезария Эвора скончалась 17 декабря 2011 года. Этот солнечный туристический рай находится на островах Зеленого Мыса, что лежат на просторах Атлантического океана, невдалеке от побережья Африки. Своеобразие жителей Кабо-Верде обусловлено сплавом африканской и европейской крови, они вобрали в себя все лучшее, что может только предоставить такой коктейль, по пути впитав в себя золото лучей солнца и протяжные мелодии моря.
В таком вот удивительном месте родилась Сезария Эвора , в знойном августе печально памятного нам 1941 года. Девочка выросла в атмосфере курортного порта Миндело, где вдоль набережной выстроилась целая череда многочисленных кафе, и ночи были такими же насыщенными, как и дни. Когда солнышко клонилось к закату, и морская прохлада приносила облегчение на опаленные зноем улицы, воздух наполнялся ее величеством музыкой. Кроме известных нам музыкальных направлений , жители всегда любили слушать старинный фольклор - морну, фаду и коладеру. Песни с медленным мотивом, в которых сквозит печаль, ностальгия, тоска и, конечно, любовь.
Главные новости
- СЕЗАРИЯ ЭВОРА
- Эвора, Сезария | это... Что такое Эвора, Сезария?
- Сезария Эвора — биография певицы
- Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь
Умерла легендарная певица Сезария Эвора
В 2009 году Сезария Эвора стала рыцарем Почётного легиона , получив награду из рук министра культуры и коммуникаций Франции Кристин Албанель, став первой жительницей Кабо-Верде, удостоенной этой награды. В 2010 году Эвора исполнила серию концертов, последний из которых был в Лиссабоне 8 мая. Из-за проблем со здоровьем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года [12]. В 2011 году она вернулась к гастрольной деятельности, выступив в апреле с концертами в Перми, Нижнем Новгороде, Москве, Архангельске. В сентябре 2011 года Эвора объявила о завершении певческой карьеры [13] [14]. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия. В связи с её смертью в Кабо-Верде был объявлен трёхдневный национальный траур.
Память[ править править код ] В 2004 году российский певец Сергей Пенкин записал песню «Посвящение Сезарии Эвора», которая вошла в его альбом «Не забывай».
Однажды она погибла; в морге в ту ночь была как раз его смена. Когда принесли труп девушки, парень посмотрел на нее и сказал: «Ах, девушка, что я вижу, ты всегда убегала, едва завидев меня, а сегодня приходишь ко мне сама». Смысл в том, что смерть любви не помеха, и — раз полюбив — любишь вечно». Вновь ее история кажется похожей на слова песни.
Мы этих слов не разбираем. Креольский — единственный язык, которым владеет сама певица, — это языковая утопия, отголосок всех языков латинской группы. В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение. Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины. Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул».
Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева. Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком. Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию. Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс. Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь.
Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце. Не ровен час, Бог разозлится и подкинет тебе в овин сверточек». Какой красивый крест, можно посмотреть? Руки Эворы — днем позже, на концерте, она выйдет в великолепном золотом кресте, украшенном сапфирами, — тянутся к моей шее. А откуда у вас эти шрамы на руках?
На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду. Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь. Надо будет сегодня вечером обжечь вторую руку — чтобы завтра на концерте все выглядело симметрично. Эвора не любит вспоминать 1975 год, когда Кабо-Верде была дарована независимость.
Сегодня это островное государство считается образцовым: вопросы социальной защиты и образования здесь решены полностью. Но первые плоды независимости, как часто бывает, оказались гнилыми: отток туристов губительно сказался на хилой экономике. Эвора бросила петь и принялась пить — как никогда прежде. Все время: «Пой, пой, пой! Я больше не могла», — такую версию своего бегства в алкоголизм предпочитает она сегодня.
В середине 80-х подружка-аптекарша Изаура, ставшая активисткой одной из комиссий ООН, обхаживавших новорожденную Республику, сосватала Эвору в компанию кабо-вердских музыкантов, сопровождавших местную знаменитость, певца Бана, в его концертах перед кабо-вердской диаспорой Нью-Джерси. Именно там ее услышал продюсер Жозе Да Силва — и влюбился в ее голос. Он предложил сменить самолет до Кабо-Верде на парижский рейс и записать альбом, который впоследствии станет известен как «La diva aux pieds nus» — «Босоногая дива». Один везунчик вернулся навестить семью и подарил мне флакон в виде Эйфелевой башни. Когда я взяла его в руки, я сказала: «У меня родилась мечта, и она исполнится: когда-нибудь я увижу тебя вблизи, во всей твоей красе».
Ей очень понравилось, и она одобрила эту идею». Дуэт двух великих музыкантов был великолепен. Этот диск наконец получил премию «Грэмми», на которую певица номинировалась пять раз. После его выхода Эвора снова получила титул Victoire dela misique во Франции. Isolada — заглавная и самая задушевная песня — задает тон всему альбому. В портовом баре накурено и людно. На сцене босая темнокожая девочка поет о большой любви, о разлуке.
Она верит, что однажды и к ней придет счастье, и не знает, что через четыре десятка лет ей, по-прежнему босоногой и верящей в него, будут хлопать в переполненных залах по всему миру… Если бы не Сезария Эвора, бывшие Острова Зеленого Мыса а сегодня - Республика Кабо-Верде так бы и оставались строкой в учебниках истории и географии. И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки. Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле , где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь. И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт - тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику. В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей. Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам.
Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым. Морны - так назвали эти музыкальные плачи - один из самых распространенных на острове жанров. Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария. Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме - не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют. Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее.
Ее никто не учил нотной грамоте - впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ. Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью». Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное. В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие - кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка.
Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Слушателю запоминаются больше морны - печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке. Есть еще коладеры - они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры». У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый - Distino di belta - был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил.
Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми». А Сезария пела душой - к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье. Красавец гитарист уехал с острова, как многие мужчины, в поисках лучшей доли. И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности - кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша». Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года.
Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, - признавалась она. К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю.
И как видите, оказалась права», - скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны - «Олимпии»; В 1995 году вышедший диск Cesaria во Франции становится «золотым», а в США - хитом продаж 150 тыс. Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни.
Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, - скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт.
Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва.
Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке.
На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», - расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще - гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках.
Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди - богатые и бедные, близкие и незнакомые.
Свой первый сольный альбом певица записала в 43 года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис.
Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» где собирался клуб лиссабонских кабовердцев , её услышал Жозе да Силва, француз с кабо-вердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica».
В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году.
Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре.