Синдром отличника – это сочетание психологических специфик личности, характеризующееся тяготением достичь значительных результатов и обрести одобрение окружающих. Синдромом отличника или перфекционизмом принято называть иррациональное стремление сделать все “на отлично”, лучше, чем другие.
Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
Метаанализ 284 исследований показал , что высокий уровень перфекционизма тесно связан с депрессией, тревожностью и обсессивно-компульсивным расстройством. По некоторым данным, перфекционизм является серьезным фактором риска возникновения расстройства пищевого поведения. Это может быть связано с установкой о необходимости быть идеальным во всем, в том числе соответствовать недостижимым стандартам красоты. Один из первых исследователей перфекционизма Дон Хамачек считал главной причиной возникновения «нездорового», или «невротического», перфекционизма непоследовательное поведение родителей, которые либо слишком часто ругали ребенка, либо выражали свое одобрение, только когда он выполнял какие-то условия и достигал в чем-то успеха. В результате, — утверждает психолог, — человек вырастает с мыслью, что он должен стать идеальным, иначе никто не будет любить и принимать его. Несмотря на глубокие корни проблемы, уменьшить проявления синдрома отличника можно и во взрослом возрасте. Свою эффективность в этом вопросе доказала когнитивно-поведенческая терапия. Попробовать несколько упражнений из этой области можно самостоятельно.
Эти качества часто поощряют в учебе и даже указывают в качестве требований в описании многих вакансий. Именно поэтому первый шаг в борьбе с нездоровым перфекционизмом — осознание проблемы.
Таким способом родитель сформирует у школьника нацеленность не на результат, а на сам процесс. Нельзя зацикливаться на отметках. Школьный и университетский аттестат — вовсе не гарантия благополучного и безбедного будущего.
Конечно, речь идет не о скатывании до статуса двоечника и бездельника, а лишь о том, что ребенок не должен сильно переживать об иногда случающихся неудачах в учебе, особенно если некоторые предметы даются нелегко. Родитель должен хвалить ребенка не за полученную отметку или грамоту, а за непростой путь, пройденный к успеху. Категорически нельзя приводить в пример других детей, тем самым уничижая собственного ребенка. Школьник с синдромом отличника начнет отчаянно доказывать, что он лучше похваленного сверстника. Ребенок начнет работать на этот результат, забыв о собственных желаниях и стремлениях.
Если хотите подавить у ребенка синдром отличника, начните его сравнивать не с другими, а с собой прежним, хвалите за позитивные изменения. Старайтесь показать свою безусловную любовь, не зависимую от достижений и побед. Ребенок должен понять, что его любят не за оценки и дипломы, а просто так. Что родители не откажутся от него, не станут меньше ценить и заботиться, если в дневнике появится минус. Ошибок не нужно бояться, это не трагедия, а обычная часть жизни.
Многие взрослые люди живут, как белка в колесе, потому что в детские годы у них закрепилось представление: ты только тогда любим и нужен, когда идеален. Разговаривайте с ребенком, убеждайте в своей любви, поддерживайте в учебе. Самое сложное — научить ребенка с синдромом отличника позитивно воспринимать чужие успехи. Школьник с таким синдромом обычно болезненно воспринимает достижения сверстников, но не из-за зависти, а потому что это означает, что кто-то его превзошел, опустил его на нижнюю ступень. Важно внушить ребенку: если он не первый, это не значит, что он плох и никчемен.
Рекомендации для взрослых Если перфекционизм мучает во взрослой жизни, то нужно срочно от него избавляться, иначе постоянный стресс приведет к ухудшению здоровья и психоэмоциональному выгоранию. Особенно подвержены синдрому отличницы женщины среднего возраста, податливые чужому мнению, стремящиеся в глазах окружающих быть идеальными женами, мамами, хозяйками, да еще успевать ходить на работу. Чтобы избавиться от перфекционистских мыслей, есть хороший психологический прием. Зафиксируйте подобную мысль в голове, как только она возникнет. Затем задайте себе вопрос, если вы сделаете то, что задумали, насколько это будет для вас полезным и важным.
Подумайте, будут ли негативные последствия, если вы поступите иначе. Если мысль навела на негативные выводы, оборвите ее. Для этого либо резко переключитесь на приятные и позитивные размышления, либо четко и развернуто произнесите загаданное вслух, а в конце фразы проговорите «нет». Проанализируйте негативную мысль. Подумайте, можно ли преобразовать ее в положительную, правильную, полезную.
Например, если перерабатываете, задерживаетесь постоянно на рабочем месте, то произнесите примерно следующее: «Пора остановиться и оценить качество выполненной работы. То, что сделано, получилось хорошо.
Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов. Можно ставить себе прям задачу на день: сделать пять комплиментов или спросить два совета. Пусть идет в свой страх, а не избегает его. Ну и в конце самый любимый вопрос от тревожных родителей.
А вдруг мы сейчас вот это все сделаем, и наш ребенок станет тут же двоечником или, о ужас, пофигистом? Во-первых, таких детей вы еще попробуйте «испортить» до двоечника, оно ж так сразу не отвалится от одного прогула. А во-вторых, давайте честно, пофигисты — они более счастливые и гармоничные ребята по жизни, от критики не разваливаются, над каждой своей ошибкой не чахнут, делают хорошо то, что считают важным, и забивают на то, на что можно забить. Ну неужели это плохой вариант, а? Подробнее Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Или вы хотите делать это, потому что так понравится кому-то другому? Пропускайте через эту призму все дела, где замечали у себя проявления перфекционизма и синдрома отличника. Активности из второй группы можно делать на уровне «нормально» вместо идеального, и от этого небо не рухнет на голову. А от некоторых и вовсе стоит отказаться.
Примите ошибки и неудачи как часть жизни Снова сложная задача, но со временем всё получится. Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём. Запишите в тетрадь дело, а рядом — неудачу, которая может произойти. И подумайте, к чему она приведёт. А значит, такой ошибки можно не бояться. Более того, неудачи — это тоже полезный опыт.
Вы попытались и не получилось?
Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации
Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих. В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала. Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих.
Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально?
Синдром отличника у ребенка – в чем опасность? | Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. |
«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей | Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье. |
«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители | Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть. |
Синдром отличника: это хорошо или плохо, причины в психологии, как избавиться | Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала. |
Синдром отличника у ребенка
Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Люди с синдромом отличника практически всегда думают о себе в негативном ключе и преуменьшают свои заслуги. Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу.
Синдром отличника. Что делать? Советы родителям
Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ. Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному. Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть.
Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы
Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели. В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой.
Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли. Почему детский перфекционизм — опасное явление В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере. Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность.
И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость. Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку.
Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников. В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку.
Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей. Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания.
Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками. А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин.
Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает.
Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться. Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. Я всегда буду за тобой».
Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним. Вторая ситуация. Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители. Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада.
Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя». Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение. Дифирамбы от учителей, полная коллекция наград и знаков отличия, единственная разновидность оценок в дневнике — «пятерки». И оборотная сторона медали — утраченные ребенком эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, способность принимать результаты своей деятельности и извлекать из них стратегически важные уроки. Часто из-за беспокойства родителей по поводу успехов ребенка между ними рушатся отношения, происходит разъединение.
Заветные пятерки могут лишить доверительных отношений с дочерью, сдача ЕГЭ на максимальный балл — отдалить сына. Примеры деструктивных установок родителя Запрещено! Получать любую оценку, кроме пятерки. Не быть отличником по всем предметам. Успехи в учебе, достигнутые в результате давления, идут на пользу.
Уроки всегда на первом месте. Нужно учиться еще лучше! Медаль должна быть. И обязательно — золотая.
Окружающие привыкают к такому поведению и нередко пользуются этим. Такие люди часто испытывают необоснованное чувство вины. Гиперответственный человек обычно несчастен, потому что часто жертвует своими желаниями ради других. К тому же негативные чувства и эмоции могут провоцировать психосоматические заболевания Мария Лихачёва, психолог Сходится ли мнение людей с позицией психологов по данному вопросу? Чтобы это выяснить, мы провели опрос среди студентов. Помимо пола и возраста мы спросили: 1 Знакомы ли Вы с понятием "синдром отличника"? Что мы увидели В опросе приняло участие 67 человек: 62 женщины и 5 мужчин Подавляющее большинство опрошенных знакомо с понятием "синдром отличника", что говорит о значительной общей осведомленности о данной проблеме среди студентов, независимо от их возраста и соответствующего опыта. Наше внимание также привлекло соотношение ответов на вопросы 2 и 5. Мы видим, что вариант мужского рода является более употребим по мнению респондентов: "синдром отличника" предпочли две трети опрошенных. Это расходится с данными, например, Омского университета. Однако здесь же стоит отметить, что каждый из мужчин, прошедших наш опрос, посчитал, что женщины подвержены синдрому отличника чаще Кроме того, аудитория опроса - студенты, которые в значительной мере разбираются в современных тенденциях и понимают, что в наши дни на женщину взваливается, порой, двойная ответственность: карьера и семья. Однако мы не отрицаем и справедливость исследований Омского университета, так как и на мужчин давит груз общественных ожиданий, зачастую связанный с токсичной маскулинностью, необходимостью успехов на карьерном поприще и др.
Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, 5-tv. По его словам, это не считается серьезным отклонением от здоровой психики, по сути это просто некий перфекционизм, который проявляется в том, чтобы получить одобрение, хорошую оценку, сделать работу идеально. Казалось бы, такое добросовестное отношение к делу не может негативно влиять на жизнь. Но проблема в том, что в конце концов человек начинает считать себя обязанным делать все на 10 баллов из 10.
«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей
Педагоги объясняют этот парадокс тем, что страх получить плохую оценку в школе или услышать о себе негативный отзыв заставляют детей активнее включаться в «гонку» школьных достижений. Как формируется «синдром отличника»? Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят.
В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость. Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника».
При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну». Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи.
Можно бесконечно переписывать сочинение или убираться в комнате, пока не получится идеально. Хотя за это же самое время можно успеть сделать ещё несколько важных дел. Школьник-перфекционист всегда переживает за оценки. В выпускном классе, когда нужно готовиться к ЕГЭ, уровень стресса повышается в разы. В итоге к моменту сдачи ЕГЭ нервы могут окончательно сдать. В таком состоянии легко провалить экзамены. Мы добавили в нашу программу подготовки к ЕГЭ вебинары с психологом, на которых даём полезные лайфхаки по борьбе со стрессом. Как с избавиться от перфекционизма В стремлении всё делать хорошо нет ничего плохого. Опасно, если это превращается в навязчивую идею. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций: Помни, что ты и твои результаты — это не одно и то же Из-за ошибок ты не станешь плохим человеком. Делай выводы из неудач Если что-то не получилось, это не повод винить себя. Лучше задумайся, почему так вышло.
Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться. Синдром отличника у ребенка может появиться из-за: низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой; природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать; желания заслужить любовь родителей; страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей. Синдром отличника у ребенка Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все.
Вначале все идет хорошо, но проблемы начинаются в послеуниверситетской жизни, когда повзрослевший отличник попадает во взрослый неидеальный мир. Он понимает, что многие дела можно выполнять и на 3, и продвигаться в жизни. Но мышление отличника мешает ему. В психологии используется метафора автобуса, где водитель — это вы, а пассажиры — ваши мысли, эмоции и поведение. Бывает так, что один из пассажиров начинает вам мешать, что-то требовать и кричать. Пока за рулем вы, все хорошо. Но если вы уступите рули мысли о том, что нужно быть отличником, тогда стоит задуматься о вашем мышлении и поведении. Как справиться с «синдромом отличника»? Пропишите краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы, если это произойдет. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, если в ней будет меньше высоких стандартов. Задайте себе вопросы: «Каким я буду? Выявите убеждения, которые подталкивают вас к выполнению дел на пятерку.
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным
Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение | Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. |
Синдром отличника у ребенка – откуда он берется, что делать, советы психолога | Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. |
Чем опасен синдром отличника и как с ним справиться | Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала. |
Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы | Причины синдрома отличника у подростков часто кроются в неудовлетворенности внешним видом, отсутствии друзей и прочем, заставляя испытывать чувство вины и подавленности от собственной неуверенности в себе. |
«Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей | Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, разъяснил психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров. |
Синдром отличника. Что делать? Советы родителям - Папамамам — МИФ | Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. |
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку | Синдром отличника превращает человека в тревожного трудоголика и приводит к выгоранию. |
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм? | какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. |
Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль – Главбух № 3, Февраль 2022 | Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. |
Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?
Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой; природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать; желания заслужить любовь родителей; страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей. Синдром отличника у ребенка Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей — это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью. Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении. Не нужно убеждать ребенка в его уникальности.
Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред. Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
Поощрять нужно за любые хорошие оценки, и за четвёрки тоже.
У меня есть одноклассник, который сейчас преподает в Сколково и учит бизнесменов зарабатывать миллионы. Он успешный бизнес-тренер, регулярно ездит в Силикатную долину. Так вот в школе он был троечником.
То есть, прямой связи между оценками ребенка в школе его дальнейшим жизненным успехом не существует. Важно говорить с ребенком о любви без повода, чтобы он понял, что его любят, потому что он есть, а не за то, что он принес отличную отметку. У меня дочь — первоклассница, оценки им не ставят, но дают наклейки.
И вот она приходит из школы и рассказывает: «У нас у одной девочки 20 наклеек, а у меня 15, а я тоже хочу 20! От этого они, что, стали хуже? Но при этом стараюсь, чтобы она поняла: отметка не равна человеку.
В человеке — много всего. Один на пятерки учится, а другой на лошади верхом скачет или поет, как Орфей. Иначе получается цепная реакция: на работе ты должен начальнику, в семью нужно приносить больше денег; дома нужно быть идеальной хозяйкой, дети должны идеально учиться… Как только в семье появляется один человек с «синдромом отличника», духом внутренней конкуренции оказывается поражена вся семья.
Мы клеймим внутри себя неудачника, и он в нас кричит: «Прими меня, расслабься, перестань со мной бороться! Когда ребёнок получил плохую отметку, не ругайте его и не произносите фразу «в следующий раз получишь лучше». Расскажите про то, как вы получили двойку, вспомните, что тогда чувствовали.
Скажите, что прекрасно понимаете, как он сейчас расстроен. Что ваши отметки не помешали вам состояться в жизни, устроиться на нынешнюю работу, создать семью, родить его. Есть прекрасная английская поговорка — «не воспитывайте детей, воспитывайте себя».
Не мучайте ребенка директивами, просто подавайте ему личный пример. Но если родитель рассуждает о пользе здорового образа жизни с сигаретой в руке, ребёнок очень быстро понимает, что существуют двойные стандарты. Кроме того, постарайтесь разнообразить занятия ребенка, не ограничивайте его только школой.
Старайтесь подмечать способности ребенка с детства. Если он рисует, отдайте его в кружок рисования, но даже эти увлечения не развивайте директивно. Если ребёнок сегодня не хочет идти на секцию, не надо вести его насильно.
Если ребёнок пошел на секцию, а через месяц передумал, не надо его ругать — детям до пятнадцати лет нормально менять свои решения и интересы. Так ребёнок прощупывает границы своих возможностей и способностей, это нормально. И вообще, помните о том, что критерии оценки со временем могут меняться — «то, что русскому хорошо, немцу — смерть», или то, что ценилось вчера, сегодня оказывается совершенно бесполезным.
Например, в детстве вы хотели стать художником или актером, а родители вам не дали. И не важно, что сейчас вам уже 35 или 40, можно пойти в самодеятельность. У вас будут успехи и неуспехи, но вы взрослый человек и будете воспринимать эти неудачи по-другому.
Как говорят, «нет ошибок — есть обратная связь и опыт». Ещё нужно учиться работать с критикой, потому что очень часто при синдроме отличника это проблема — услышав замечание, человек уходит в позицию внутреннего ребенка и начинает плакать, злиться.
Евгений Стеганцов Многие отличники действительно считают, что неудача станет катастрофой в их жизни. Для них получить низкий балл равносильно трагедии. Они уверены, что если получат плохую оценку, непременно разочаруют окружающих.
В целом синдром отличника влияет на все сферы жизни — начиная с физического здоровья и заканчивая личностным развитием. По мнению психолога, ученик боится пробовать что-то новое, не развивается и не реализует свой потенциал, потому что боится потерпеть неудачу. Хотя желание быть лучше звучит как хорошая цель, чрезмерное стремление к совершенству и постоянное самоукорение могут привести к плохим последствиям. Синдром отличника, несмотря на красивое название, может быть довольно опасным", — уверяет психолог. Тревога и стресс — это самые общие симптомы.
Человек слишком сильно нервничает по поводу успеваемости, из-за чего страдает его организм. Еще один распространенный симптом — выгорание. Учащиеся часто слишком много времени уделяют учебе, даже не отдыхая и не ухаживая за собой. Для них на фоне учебы все остальное отходит на второй план. Спустя время у человека возникает ощущение оторванности от жизни.
Каждый день он сталкивается со стрессом из-за учебы, а из-за этого досуг и отдых совсем не приносят ему удовольствие. Более того, если у них что-то не ладится, то за любую возможность отдохнуть они будут себя винить. Это также приводит к истощению и выгоранию. Последствия, с которыми сталкиваются вечные отличники Первое, что может случиться, — это усталость.
Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, если в ней будет меньше высоких стандартов. Задайте себе вопросы: «Каким я буду? Выявите убеждения, которые подталкивают вас к выполнению дел на пятерку. Например, это может звучать так «Я должен задержаться на работе допоздна и проверить отчет 2 раза, чтобы не совершить ошибку». Попробуйте поспорить со своими убеждениями и сформулируйте более гибкое правило, чем ваши изначальные. Ответьте на вопросы: «Какие аргументы подтверждают мое старое убеждение?
Проводите поведенческие эксперименты. Отличники постоянно тренируют себя на избегание нового поведения. Нужно проверять новые способы на практике. Для этого вы можете составить список страхов. Важно постпенно продвигаться от малого к сложному. Последние новости.
Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Как понять, что у вас синдром отличника и справиться с этим состоянием? Что такое синдром отличника и чем он опасен Как справиться с синдромом отличника Что такое синдром отличника и чем он опасен Состояние, когда человек постоянно стремится быть идеальным во всем в глазах окружающих, достигать только высоких результатов и получать поощрения и похвалу от других, называют синдромом отличника. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками и неудачами, боятся критики и негативного мнения окружающих. Они считают, что если они не будут лучшими во всем, то перестанут быть ценными и хорошими людьми.
Это психологическая проблема, которая приводит к неуверенности в себе, неудовлетворенности собой и, как следствие, к постоянному стрессу и депрессии. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих Фото: Изображение Midjourney Фразы, которые характеризуют человека с синдромом отличника: «Для меня мнение других обо мне очень важно».
Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред.
Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей. В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни. Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь.
На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка.
Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил.
Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут.
Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали.
Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения.
В 9 из 10 случаев это приведёт к успешному старту продуктивной учебной сессии. Научите себя честно отвечать на эту формулировку и выполнять некоторые дела на уровне «нормально», а не «отлично». Для прочих сфер и увлечений установите планку, которой хотите достичь: важно, чтобы она была реалистичной. А если чувствуете, что требуется тщательная и системная проработка страхов и комплексов ребёнка, — обратитесь к квалифицированному психологу.
Но у многих отличников подобные симптомы заметны и во всем остальном внешний вид, личная жизнь, порядок в доме, излишняя требовательность к домашним. А это уже сильно усложняет жизнь не только им самим, но и их близким. Вся жизнь таких отличников должна соответствовать самым высоким стандартам. Все промахи, недочеты, оплошности, ошибки, замеченные окружающими, воспринимаются как трагедия.
Мнение окружающих настолько важно для них, что они испытывают постоянные перепады настроения. Если заметили и похвалили — человек полон энтузиазма и готов буквально горы свернуть. Если результаты его труда остаются незамеченными или кто-то проявил себя лучше и заслужил похвалу, у него опускаются руки, появляется апатия. Отличник живет в состоянии постоянного соревнования с «конкурентами» за качественный результат и похвалу. Синдром отличника нельзя однозначно охарактеризовать как плохой или хороший. С одной стороны, он отнимает массу лишнего времени у его обладателя, с другой — заставляет ответственно относиться к порученному делу, быть внимательным, скрупулезным, соблюдать сроки, не подводить людей. Поэтому полностью искоренять его не стоит — лучше просто взять его под свой контроль. Как мешает во взрослой жизни Формируется этот синдром еще в детские годы. Первый признак — когда школьник старается заслужить похвалу со стороны взрослых педагогов и родителей в первую очередь отличными оценками.
Источник: mgorod. В результате у ребенка складывается стойкое убеждение, что любовь родных и близких людей можно заслужить, только если все делать идеально. Вторая причина, о которой упоминают психологи — стремление школьника заслужить уважение одноклассников, стать популярным среди сверстников, выделиться среди них. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда дети начинают соперничать между собой. Третьей причиной является заложенная родителями установка, что только отличники могут добиться в жизни успеха и счастья. Все слышали в детстве фразу: «Будешь плохо учиться — тебя только дворником на работу возьмут! У ребенка складывается четкое понимание, что чем лучше он будет учиться, тем лучше будет его жизнь. Четвертая причина — постоянное сравнение ребенка с кем-то другим, который все делает лучше а-ля сын маминой подруги. Заодно закладывается еще и комплекс неполноценности В итоге ребенок стремится получить одобрение сверстников или взрослых и старается все делать лучше остальных.
Такое излишнее во всем стремление добиваться только превосходных результатов закрепляется в детской психике и позднее начинает проявляться уже во взрослой жизни. Источник: делайурокисам. Они по привычке продолжают считать, что только так могут добиться благосклонности окружающих. На работе — что начальник перестанет уважать, если работа не будет выполнена наилучшим образом. Дома — что супруг перестанет любить женщину-отличницу, если она не наведет идеальный порядок, если посуда не будет блестеть, а на ужин не будет каждый день нового блюда. Последствием является целый комплекс проблем: человек тратит слишком много нервов, сил и времени даже там, где это не нужно с практической точки зрения; он берет на себя излишнюю ответственность; у него остается гораздо меньше свободного времени, накапливаются стрессы и переживания; появляются сложности в отношениях с коллегами друзьями, родными; присутствует страх взяться за незнакомое дело вдруг не получится идеально и боязнь перед сложно достижимыми целями страх не справиться и заработать негативную оценку окружающих ; он испытывает постоянное недовольство собой кажется, что мог бы сделать и лучше , зависимость настроения от результата; человек обладает нестабильной самооценкой, зависящей от мнения окружающих постоянное стремление к одобрению ; он не умеет проигрывать, желает везде и всегда быть всегда правым; очень болезненно относится к критике. Одним из проявлений синдрома является неумение принимать адекватную критику от окружающих. Отличник привык к тому, что его хвалят, что его работа безупречна. Когда он встречается даже с объективными критическими замечаниями, он воспринимает их как придирки и нападки, испытывает чувство обиды.
Зачастую это связано с комплексом неполноценности человека.