Новости что такое купец

К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Купчиха ж. жена купца; женщина, записанная в гильдию, торгующая, Купцов, купчинов, купчанинов; купчихин, ему, ей прнадлежщ., купеческий, купецкий, к купцам и торговле относящ.

Секреты русских купцов.Читай, честной народ, кумекай да пользуйся!

В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. В зависимости от размера капитала дохода купцы причислялись к третьей гильдии (от 500 руб. до тысячи), второй (от тысячи до десяти тысяч) и первой (десять тысяч и более). Однако за это купцам пришлось заплатить отказом от автономии созданных ими ранее самостоятельных купеческих корпораций, которые на предыдущем этапе истории собственными силами обеспечивали защиту прав своих членов.

Денежные секреты русских купцов

Купцы обычно обладали богатством и политическим влиянием. Из-за их значимой роли в обществе, они часто были приглашены на приемы к королевским семьям и высшим чиновникам. Благодаря своему богатству, купцы часто вкладывали деньги в благотворительные и общественные проекты, содействуя развитию образования, культуры и искусства. С течением времени роль купцов изменилась, но их влияние на общество остается значительным. Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами.

Купец на белом фоне. Торговля в древней Руси Великий Новгород. Ярмарка 13 век Великий Новгород. Торговля пушниной в древней Руси. Новгородская ярмарка Великий Новгород 17 век.

Торговцы на Руси. Торговля в древней Руси. Торговец на Ярмарке. Купечество логотип. Купец вектор. Купец картинка. Купец клипарт. Купцы Российской империи 19 века. Купцы 20 века в России.

Купцы 18 века в России. Купцы гости в древней Руси. Гости это в древней Руси. Купцы в городах древней Руси. Купец из Аленького цветочка. Купец сказочный. Купец из мультика. Купцы мультяшные. Боярин с кучером.

Как выглядит крестьянка и Боярыня рисунок. Савел Прокофьевич дикой. Иван Мартынович Заруцкий. Иван Заруцкий портрет. Купцы-старообрядцы Нижегородской губернии 18-20 век. Петр Алексеевич Овчинников. Одежда старообрядцы в России 18 век. Нижегородские купцы старообрядцы. Древнерусский купец.

Александр Архипович бочкарёв. Старообрядцы Самарская Губерния. Старообрядцы 19 века в России. Виктор Посошков писатель. Посошков Павел. Посошков Курск. Купцы на Руси. Богатый купец. Купцы России 17 18 век.

Купец Матвей Попов Вологодская Губерния. София Орлова Дворянская семья 1890. Петр Николаевич Самохин 1890г купец. Петр Егорович Бугров. Николай Бугров купец. Купец Петр Бугров. Бугров Николай Александрович купец. Купеческой династии Морозовых. Московские купцы 19 века.

Купец магазин. Степан Парамонович Калашников. Купца Степана Калашникова. Портрет купца Степана Парамоновича Калашникова". Степан Парамонович Калашников внешность. Русское купечество.

Монгольское нашествие нанесло тяжелый удар по всему укладу хозяйственной жизни Руси. Члены этих корпораций совместно торговали, материально поддерживали друг друга, устраивали вскладчину пиры — братчины. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов. Многие удельные князья становились должниками крупных купцов и ростовщиков. Занимаясь кредитованием родовитых особ, московские купцы рассчитывали на помощь со стороны феодальной аристократии и на сближение с нею. Между представителями купеческих семей и боярских фамилий заключались браки, купцы приобретали вотчины. Ермолин активно участвовали в каменном строительстве. Образование Русского централизованного государства сопровождалось часто ограблением городов и ликвидацией автономии местных купеческих корпораций, а позднее их полным исчезновением. Великие князья, чтобы политически обескровить верхушку независимых ранее городских общин, применяли в конце XV—XVI в. В результате насильственного изменения привычного социально-экономического уклада многие богатые провинциальные купеческие роды были не в состоянии восстановить свое былое значение. Во время правления Ивана Грозного торговые люди часто становились жертвами опричного произвола, их имущество пополняло казну и состояния ближайших слуг царя. С созданием единого Русского государства купцы слились с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства две главные повинности — отбывать казенную службу и платить подати. В конце XVI в. Важнейшими привилегиями гостей были право на ведение внешнеторговых операций и приобретение земли, освобождение от пошлин, податей и служб, которые несло «тяглое» население.

Островского «Бесприданница», «Последняя жертва», «Волки и овцы» и др. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Чехова «Вишневый сад». Купцов довольно часто изображали художники ХIХ в. Хорошо известны картины — «Сватовство майора» П. Федотова, «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Перова, «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева и др. С конца ХIХ в. Некрасова «Ой, полным-полна коробушка», в которой поется о любовном свидании молодого купца. Многим известны арии варяжского гостя и индийского гостя из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». Гостями в опере, соответственно древнерусскому значению слова, называются иностранные купцы, торгующие с Великим Новгородом. Художник А. Художник Н.

Весовое хозяйство купцов

Кто такой купец [Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком.
Купечество в России — Юнциклопедия Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «купцы».

Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни

Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. Купеческое слово в былые времена являлось высшей гарантией, поскольку за ним стояла честь русского купца. #купцы В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее.

СЛОВО КУПЕЧЕСКОЕ.

Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец». Вступая в купеческую гильдию, купец должен был объявить свой капитал. Купчиха ж. жена купца; женщина, записанная в гильдию, торгующая, Купцов, купчинов, купчанинов; купчихин, ему, ей прнадлежщ., купеческий, купецкий, к купцам и торговле относящ. Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу.

Кто такой купец

Купец — это не только профессия, но и своеобразный образ жизни. Купцы были известны своей предприимчивостью, смелостью и находчивостью. Они путешествовали по всей стране и за границу и вели торговлю самыми разными товарами, от хлеба до шелка. Купцы были профессионалами своего дела и часто передавали свои знания и опыт младшим поколениям. Купеческие династии существовали многие поколения и играли важную роль в развитии торговли и экономики страны.

Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью.

XVII в. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем. Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы».

Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: «…и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет». Умирая в 1651 , купец Никитников завещает: «…и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии». Кроме своей московской церкви он просил заботиться и о храмах, построенных им в Соли Камской и Ярославле. Одним из характерных предпринимателей XVII в. Свою торговую деятельность Никитин начинал в качестве приказчика гостя О. В 1679 он стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 получил звание гостя.

После смерти братьев Никитин сосредоточивает в своих руках большую торговлю, ведет дела с Сибирью и Китаем, его капитал в 1697 составлял огромную по тем временам сумму — 20 тыс. Как и другие купцы, Никитин строит свою церковь. Это — Никола Большой Крест, воздвигнутая в 1680 архангельскими гостями Филатьевыми. Церковь была одна из красивейших в Москве, да и во всей России. Ее взорвали в 1930-х. Русские купцы, торговавшие с зарубежными странами, предлагали им не только сырье, но и продукцию высокой по тем временам технологии, в частности металлические устройства.

Так, в инвентаре одного из чешских монастырей под 1394 документально зарегистрированы «три железных замка, в просторечии называемые русскими». В Богемии было, конечно, немало и своих прославленных мастеров по металлу из богатейших Рудных гор и Судетов. Но, очевидно, изделия русской промышленности были не хуже, если они пользовались известностью и успехом так далеко за рубежом. Это известие XIV в. Так, из «Памяти, как продать товар русской в Немцах», известной по тексту «Торговой книги» 1570—1610, видно, что продажа русского «уклада» и других металлических изделий «в Немцах» была обычным делом и в XVI—XVII вв. Торговали и оружием.

Рассказывая о знаменитых русских купцах XVII в. Босовы вели торговлю с Архангельском и Ярославлем, скупали товары и на местных рынках Приморья, покупали также деревни в расчете на получение большого количества хлеба для продажи, занимались ростовщичеством, но основой их предприятия являлась сибирская торговля. Босовы отправляли в Сибирь обозы в 50—70 лошадей, груженых как иноземными товарами, так и русским сермяжным сукном, холстом, железными изделиями. Вывозили они из Сибири пушнину. Так, в 1649—50 было вывезено 169 сороков и 7 шт. На службе у Босовых было 25 приказчиков.

Они ор-ганизовывали в Сибири собственные ватаги, т. Высокую прибыль давала также продажа в Сибири иноземных и русских изделий. Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Характер «первоначального накопления» имели также методы создания предприятий Надея Светешникова и Гурьева. Светешников вышел из ярославских посадских людей. Заслуги перед новой династией Романовых принесли ему пожалование в гости.

Он вел крупные операции по торговле пушниной, владел деревнями с крестьянами, но также вкладывал свои средства в солепромышленность. Его богатство оценивалось в сер. Это пример крупного торгового капитала и перерастания его в промышленный. Важнейшее значение для обогащения Светешникова и развития его предприятий имели земельные пожалования. В 1631 ему были отданы громадные земельные владения по обоим берегам Волги и по р. Усу до позднейшего Ставрополя.

Здесь Светешников поставил 10 варниц. К 1660 в Надеином Усолье было 112 крестьянских дворов. Наряду с наемными людьми он применял труд крепостных. Светешников построил крепость для защиты от кочевников, завел кирпичный завод. Из богатой верхушки ярославского посада вышли также Гурьевы. В 1640 они завели рыбные промыслы в устье р.

Яика, поставили здесь деревянный острог, затем заменили его каменной крепостью г. Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Проведенное исследователем А. Три четверти купеческих родов, насчитывавших менее 100 лет, возникли в сер. XVIII в. Все эти фамилии перешли в XIX в.

Купеческая семья В 1785 российские купцы получают от Екатерины II особую жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии. К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тыс. Они получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тыс. Они получали право оптовой и розничной торговли в России.

Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тыс. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю.

Расторгуевы», которая вела широкую торговлю сахаром, чаем, бакалеей и колониальными товарами. В Москве Расторгуевы владели чаеразвесочной фабрикой и сетью магазинов по продаже своих товаров. Дмитрий Иванович, разбогатев, стал купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином. Рос и его авторитет в московском обществе. Дмитрий Иванович избирался депутатом Московской городской думы.

Традиции отца продолжил сын Алексей, который вёл большую торговлю, участвовал в общественной жизни московского купечества. В 1867 году в качестве эксперта он сотрудничал с московской таможней, а с апреля 1871 года по июль 1874 года являлся гильдейским старостой. Кроме того, с 1869 года и до конца жизни Алексей Дмитриевич работал в качестве директора Московского попечительского о тюрьмах комитета. Расторгуевых в московском обществе знали не только как преуспевающих купцов и общественных деятелей, но и как меценатов, которые вкладывали значительные личные средств в укрепление православия и для помощи «сирым и убогим». В 1894 году после смерти отца дела фирмы перешли к сыну Дмитрию Алексеевичу, которому в то время было тридцать девять лет. Продолжая дело, начатое отцом, он был избран гильдейским старостой. Кроме того, Дмитрий Алексеевич состоял почетным членом Александровской общины сестер милосердия в Москве.

Расторгуев продолжал традиции рода и в качестве мецената. За свои труды в области благотворительности он был награждён орденами Святого Станислава второй и третьей степени. В 1898 году за большие услуги по попечительству общества о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь, Д. Расторгуеву высочайше был пожалован орден Анны третьей степени. За другие благотворительные дела Дмитрий Алексеевич был награждён несколькими золотыми медалями для ношения на шее: на Андреевской, Анненской, Станиславской и Владимирской лентах. Все награды — яркие свидетельства того, что благотворительность для Д. Расторгуева являлась важной стороной образа его жизни.

В начале прошлого века Д.

Их вклад в различные аспекты жизни общества невозможно переоценить. Благодарим за интерес к теме, и мы надеемся что вам было интересно узнать что такое купец. Не забудьте вернуться к нам на этот сайт для получения ответов на другие вопросы! А вам нравится исследовать разную информацию? Поделитесь в комментариях!

Статьи по предмету Коммерческое право

И была у гостей еще одна обязанность перед государством: правительство использовало гостей для сбора информации за границей. Следующими по правовому положению после гостей следовали «торговые люди гостиной сотни». Они тоже имели существенные привилегии и широкие права. Но в отличие от гостей они не имели право свободного выезда за границу и не могли приобретать в собственность вотчины. В остальном их права были почти такими же, что и у гостей. Члены «гостиной сотни» не несли тягловой повинности и освобождались от суда воевод и дьяков, их могли судить только в определенном приказе; при Алексее Михайловиче это был Приказ Большой казны. Они также могли исполнять различные государственные обязанности и повышаться по службе. За усердную службу люди гостиной сотни жаловались «гостиным именем» — то есть получали жалованную грамоту и переходили в гости. В Новгороде члены «гостиной сотни» назывались «именитыми людьми» и также как в республиканский период имели высокий правовой статус. В частности, именно их обычно и избирали в различные советы и назначали на высокие должности. Интересны, скажем, такие особые права членов «гостиной сотни»: они могли беспошлинно приобретать «съестных товаров» на 60 рублей на человека и имели право «безвыемочно» и «безявочно» держать в доме «питье».

В свою очередь «гостиная сотня» делилась по имущественному признаку на людей «лучших», «средних» и «молодших». При царе Федоре Иоанновиче членов «гостиной сотни» насчитывалось 350 человек. Еще ниже стояли купцы — члены «суконной сотни». Собственно, отличие их правового положения от положения членов «гостиной сотни» было не принципиальным. Они различались лишь «в чести», то есть «суконники» выполняли более мелкие поручения государства и по должности были ниже, чем две более высокие категории купцов. В конце XVI века членов «суконной сотни» насчитывалось 250 человек.

Честное дело никогда не творилось ради одной прибыли. Ум, расторопность, риск — да еще с удальством, да еще с задором — одобрялись. Не было только похвалы тому, кто ловчил не в меру, мошенничал, крал. Известно, что отец Федора Блинова, тоже, как и Башкировы, миллионер-мукомол, подарил сыну, отсидевшему в тюрьме за махинации с солью, пару чугунных пудовых галош. Тот их должен был носить по полчаса в каждую годовщину суда. Мол, не роняй купеческой чести, не теряй достоинства. Непонимание предпринимателями малого бизнеса национальных культурных традиций часто является причиной неудач многих совершаемых действий. К сожалению подавляющее большинство современных бизнесменов различают друг друга лишь по количеству накопленных миллионов. Реформа Петра заменила «сотни» гильдиями, где мерилом вступления становилась уже не честь рода и купеческого слова, а размер капитала. Элитой были купцы I и II гильдии, в третью хлынул поток беспринципных купчишек и торговцев. Со своими принципами, обычаями, писаными и неписаными законами, когда одним рукопожатием могли заключаться миллионные сделки. Честность, добродушие, твердость, уверенность в себе, отзывчивость — характерные русскому народу черты. У нижегородских купцов были в традиции так называемые «подаянные дни», во время которых каждый из толстосумов обязан был оделять нищих, сколько бы их ни пришло к воротам, щедрыми подаяниями. Не хотели добрые предприниматели слышать о себе обидной поговорки: «Борода Минина, а совесть глиняна». Старались не только прослыть, но и быть благотворителями. Совсем недавно иностранцы восхищались русскими купцами. Еврейская идея набивания карманов мошны отсутствовала, а центральной идеей была государева служба, которая оставляла не так уж много возможностей для хитростей и подлостей. Примером честности и принципиальности в купеческой среде может служить промышленник Четвериков, который разыскивавший кредиторов своего отца, для того, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности. К тому же, купеческие семьи влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнёров по бизнесу. Старообрядцам было разрешено записываться в купеческое сословие в 1762 году Манифестом императрицы Екатерины II. Именно в этот период начинают формироваться крупные старообрядческие капиталы, а работящие крестьяне-старообрядцы становятся основателями знаменитых купеческих династий. Предоставление им права заниматься предпринимательской деятельностью стало одной из причин экономического подъема России во второй половине XVIII века. Число торговых и промышленных предприятий, ремонтных мастерских выросло в это время в 10-12 раз. Староверы не занимались сомнительными с точки зрения христианского благочестия видами деятельности: не торговали музыкальными инструментами, картами, табаком, не содержали питейных заведений. Старообрядческие предприниматели предпочитали заниматься производством нужных и полезных вещей и продуктов. Купцы-старообрядцы вели торговлю хлебом, лесом, металлом, бумажной пряжей. В руках староверов полностью находились целые отрасли экономики: литейное производство, текстильная промышленность, хлебная отрасль. Так, производство и продажа текстиля - от закупок сырья в России или за границей и его фабричной переработки до реализации товара через оптовую биржи и ярмарки и розничную торговлю магазины и лавки - почти полностью принадлежали старообрядцам. Староверы дали России более двух третей всех предпринимателей-миллионеров. Богатство у русских купцов-староверов никогда не было самоцелью. Образ купца-расточителя и кутилы, так часто встречающийся в русской классической литературе например, в пьесах А. Островского , не имел ничего общего с большинством старообрядческих предпринимателей. Ничего общего не было у купцов-староверов и с карикатурным образом невежественного и недалекого купчины. В 1824 году купцы I гильдии впервые получили право подавать прошения об определении детей в университеты. Старообрядцы всегда ценили грамотность и книжную культуру, и потому вчерашние крестьяне сразу же воспользовались возможностью отправить своих детей учиться. Купцы-старообрядцы вообще жертвовали немало средств на образование народа, на благотворительность. Свой вклад купцы-староверы внесли и в развитие науки. Химические и физические лаборатории, исследовательские проекты часто финансировались старообрядцами. Рябушинский организовал географическую экспедицию для исследования Камчатки.

Манифест от 1 января 1807 г. После этого начался переход в купечество дворян и бывших чиновников. Некоторые чиновники занимались торговыми делами, состоя на службе. Для этого они записывали в гильдии своих жён, или родственников. Во временные купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах. Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство. В этот документ кроме "начальника семейства" вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраял 1809 г. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени. Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел право вписываться в свидетельство. Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами. Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х гг..

Купцам 1-й гильдии разрешалось торговать не только в империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда, членам же 2-й гильдии — только речные. Деятельность 3-й гильдии ограничивалась мелочными торгами, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. Таким образом, реформы 1775—1785 гг. Московская купеческая элита. Но уже в первой половине XIX в. Таким путем — от мелкого промысла до крупных торгово-производственных товариществ — складывались династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Гучковых, Абрикосовых, Третьяковых, Боткиных. Некоторые купцы сами были старообрядцами по рождению и получали поддержку от общины как «свои» люди, другие же вступали в старообрядчество добровольно. Гучков первым получил от купцов — попечителей Преображенского кладбища, бывшего центром старообрядчества в России, на хранение сундук с 12 миллионами рублей. Принадлежали к расколу, т. В середине XIX в. Старообрядчество как религиозное сектантство было не вновь появившимся учением, подобно лютеранству или кальвинизму на Западе, а являлось традиционным религиозным сознанием, оставшимся в народе от прошлых времен. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение между сторонниками и противниками старообрядчества. Вишняковы, Корзинкины, Коноваловы, Бурышкины и др. Они воспринимали свой успех в деле как данный Богом, знали, что им дается много, но и щедрость их на деле была велика. Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в. Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Рябушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией.

«Темное царство» или разумная строгость?

  • Пока гром не грянет, торговец свидетельство не приобретет
  • Купцы кто такие?
  • Происхождение торговли. Купцы. Куначество
  • Что такое купец: ответы тут
  • На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело - Российская газета

Кто такой купец

Электронная новостная газета "Утро России" Хотя первоначально купцы торговали только товарами, необходимыми для выживания, позже они начали продавать более ценные вещи знати по высоким ценам.
Значение слова КУПЕЦ в Большом современном толковом словаре русского языка Смысловое содержание слов "купец" и "купечество" в России с течением времени претерпевало принципиальные изменения.
КУПЕЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия - электронная версия Настоящие купцы были настроены на основательное обустройство дела, а не на одномоментное получение прибыли.
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело В 12–13 вв. нем. купцы сумели создать крупные объединения (напр., Ганза), чтобы противостоять морским и сухопутным разбойникам.
Купечество в России Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУПЕЦ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках.

Знаете ответ на этот вопрос?

  • Основа основ
  • Купеческие гильдии: как это было в России
  • Коммерческое право.
  • Торговля в Древней Руси (18+)
  • Пока гром не грянет, торговец свидетельство не приобретет

Значение слова «купец»

Первый из Демидовых был кузнецом, выдвинувшимся в период правления Петра I. Получив земли за Уралом, он занялся строительством металлургических заводов. Родоначальник рода Солдатенковых — выходец из крестьян. Начинал с торговли в Гостином дворе, впоследствии стал пайщиком банков, страховых сообществ, мануфактур. Огромная библиотека, подборка картин, собранная им за долгие годы, была завещаны Московскому Румянцевскому музею. Удивителен путь к богатству и семейства Бахрушиных. Они переехали в столицу из Зарайска, где занимались перегоном скота. И в Москве, и в Зарайске, Алексей Петрович и Алексей Александрович Бахрушины были почетными гражданами, принимавшими активное участие в жизни городов. Убедившись в том, насколько богата русская земля талантливыми предпринимателями, прославившимися грамотным ведением дел, духовностью, можно использовать их наработки в современной жизни, брать с них пример.

Иноземные купцы закупали у местных выделанные кожи, медь, лен и хмель, лес для строительства и корабельную древесину для флота. А взамен поставляли полотно и сукно, жесть, олово и свинец для кровель и даже церковные колокола. Привилегий такие купцы имели меньше, чем гости.

Представителям гостиной сотни нельзя было свободно выезжать за границу и покупать вотчины. Но звание члена гостиной сотни они могли передать по наследству, причем не только сыновьям, но и братьям или племянникам. Главным условием для наследования было ведение общего хозяйства.

Государственные должности гости и люди гостиной сотни получали тоже по-разному: первых назначали царским указом, а вторые проходили через процедуру выборов. Гости были выше в иерархии, а люди гостиной сотни часто поступали к ним в помощники или назначались в товарищи. За усердную службу член гостиной сотни мог подняться на ступень выше: лучших царь удостаивал жалованной грамоты и переводил в гостей.

Социальный статус и достаток ее представителей был ниже, чем у гостей и гостиной сотни. В нее входили зажиточные посадские люди и крестьяне, которые занимались торговлей и ремеслом. Суконников на должность выбирали земства — органы местного самоуправления.

Чаще всего члены суконной сотни были целовальниками на таможнях, денежных и кабацких дворах: они исполняли финансовые, судебные или полицейские обязанности. Название «целовальник» произошло от старой традиции. Заступая на должность, суконник обещал честно исполнять обязанности, а в подтверждение этой клятвы целовал крест.

Царь вручал суконникам жалованные грамоты, которые давали разные льготы, например освобождали от подсудности местным властям, уплаты проезжих пошлин, постоя и подводной повинности — обязанности предоставлять повозки для государственных и местных нужд. По льготам суконники могли в любое время топить избы и держать в домах спиртное для собственного употребления. Вплоть до XVIII века купцы гостиной и суконной сотен делились на перво-, средне- и третьестатейных — по имущественному признаку.

Чтобы получить право на торговлю, каждый купец платил подушный оклад в размере 40 алтынов, то есть трехкопеечных монет. До разделения на гильдии этот налог был единым для всех. Вторая треть XIX века.

Иркутский художественный музей им. Сукачёва Купец. Музей камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург Портрет купца И.

Вторая половина XX века. Впервые этот термин упоминается в источниках, датированных 1719 годом. В 1721 году по Уставу Главного магистрата городское население разделили на «регулярных граждан» и «подлых людей».

Регулярные граждане могли входить в первую или вторую купеческую гильдию — в зависимости от уровня дохода и вида торговли. Подлыми людьми называли чернорабочих и поденщиков, которые занимались временными и сезонными работами. В 1742 году «подлые люди» стали «наемными людьми» и сформировали третью купеческую гильдию.

Наше дело торговое, служить некогда. Торговый день, базарный, привозный. Совершил путешествие в Персию, Индию 1468-74. На обратном пути посетил африканский берег Сомали , … Большой современный толковый словарь русского языка.

Фирс Журавлев — «купеческие поминки» 1876 год.

Художник Владимир Муллин купцы гуляют. Купеческая жена. Портрет купца. Портрет торговца. Купеческий портрет картины. Фабриканты Иваново-Вознесенска.

Куваевской мануфактуре в Иваново-Вознесенске. Купец, Фабрикант, предприниматель Терещенко 1916 год. Фабрикант 19 век. Купец иллюстрация. Гостеприимство иллюстрация. Иллюстрации Купцов.

Купеческий быт иллюстрации. Кустодиев купец сундучник. Купечество 19 века в картинах Кустодиева. Купечество 18 века. Купеческие гильдии. Гильдии Купцов в Российской империи.

Русская Купеческая Гильдия. Купеческие гильдии в России картинка. Купец торговец Коробейник. Купец торговец Коробейник вектор. Торговец купец иллюстрация. Купечество иллюстрация.

Торговец рисунок. Купец на белом фоне. Торговля в древней Руси Великий Новгород. Ярмарка 13 век Великий Новгород. Торговля пушниной в древней Руси. Новгородская ярмарка Великий Новгород 17 век.

Торговцы на Руси. Торговля в древней Руси. Торговец на Ярмарке. Купечество логотип. Купец вектор. Купец картинка.

Купец клипарт. Купцы Российской империи 19 века. Купцы 20 века в России. Купцы 18 века в России. Купцы гости в древней Руси. Гости это в древней Руси.

Купцы в городах древней Руси. Купец из Аленького цветочка. Купец сказочный. Купец из мультика. Купцы мультяшные. Боярин с кучером.

Как выглядит крестьянка и Боярыня рисунок. Савел Прокофьевич дикой. Иван Мартынович Заруцкий. Иван Заруцкий портрет. Купцы-старообрядцы Нижегородской губернии 18-20 век. Петр Алексеевич Овчинников.

Одежда старообрядцы в России 18 век.

Купечество как предприниматели и элита местного общества

В целом изменение статуса купцов привело к увеличению числа записавшихся в это сословие, а также доходов бюджета. Потомственный купец, он был одним из богатейших и влиятельнейших людей в России. Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. Многие такие купцы и промышленники происходили из семей старообрядцев, которых государство и официальная православная церковь всегда держали в ежовых рукавицах. Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина – более 3 рублей в неделю.

Купечество – торговое сословие Средневековья

К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «купцы». В этой статье поговорим про такое понятие как купцы. Также узнаем классификацию купечества в разные промежутки времени и особенности разных классов. форма торгового капитала в докапиталистических общественно-экономических формациях, посредством которого происходит товарный обмен.

Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни

Живописцы, которых на Руси было мало, писали в основном иконы, а тут заказ был совершенно другой — пейзажи, портреты, и надо было стимулировать эту деятельность. Стимулировали таким образом: можно было записаться в первую гильдию, и если и картины художника продавались, то был шанс стать состоятельным человеком. Во вторую гильдию вошли все торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами, то есть держатели кабаков, ремесленники и так далее. Теперь поговорим о судьбе реформ после смерти Петра I. Поэтому Ключевский делает вывод: «…внешняя торговля как была, так и осталась пассивной, в руках иноземцев Особенно это касалось англичан. То есть налоги выбивали, и поэтому становилось нерентабельно и неинтересно заниматься торговлей. И вот мы подошли к последней случайности на русском престоле, которой, по выражению Ключевского, стала Екатерина II, замкнувшая эту цепь. Она, опять же по выражению Ключевского, «создала целую эпоху в нашей истории», провозгласила идею абсолютной ценности частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Именно Екатерина провозгласила принцип «не запрещать и не принуждать». Калужский купец. Более того, скажем, Екатерина разрешила продавать товары не только в рядах и гостиных дворах, но и в собственных небольших лавках при домах.

Но это недовольство Екатерина II компенсировала тем, что существенно улучшила правовое положение купечества. Во-первых, она освободила купцов от рекрутской повинности: вместо того чтобы ее отбывать, они получили возможность заплатить, сначала порядка 360 рублей за рекрута, а потом — 500. Еще одним важным шагом были городские реформы 1775—1785 годов, которые во многом изменили положение купечества и сделали его сословием в более строгом значении этого слова, позволили в дальнейшем четче контролировать его численность и состав. Купцами становились те, кто получал гильдейские свидетельства.

Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской «Иваново сто». Положение в этой корпорации было тоже наследственным. Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым. Уже в XV в. Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России.

В эпоху Ивана Грозного символом русского купечества становится энергичная деятельность купцов Я. Строгановых, стараниями которых начинается активное освоение русскими Урала и Сибири. Кильбургер, побывавший в Москве в царствование Алексея Михайловича в составе шведского посольства, отмечал, что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, чему есть причиной то, что в Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве». Некоторые города по внешнему виду напоминали пестрые торговые ярмарки. Широкое развитие торговли отмечалось и в более ранние времена. Иностранцы, побывавшие в Москве XV в. Погрузка товаров на корабль По описанию венецианца Иосафата Барбаро, «зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук… Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру». Другой венецианец, Амвросий Контарини, также свидетельствует о том, что Москва «изобилует всякого рода хлебом» и «жизненные припасы в ней дешевы». Контарини рассказывает, что каждый год в конце октября, когда р.

Москва покрывается крепким льдом, купцы ставят на этот лед «лавки свои с разными товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе». На рынок, расположенный на Москве-реке, купцы и крестьяне «ежедневно, в продолжение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы». В конце ноября обычно «все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу… Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах». Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. Уже в глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками бусы, стеклянные браслеты, крестики, пряслица , распространялись купцами-коробейниками по всей стране. Русские купцы вели большую торговлю с другими странами. Предметом торговли были не только сырье и продукция добывающих промыслов, вывозившаяся из Руси пушнина, лес, воск , но также изделия русских ремесленников юфти, однорядки, шубы, холсты, седла, стрелы, саадаки, ножи, посуда и др. Крымские царевичи и князья обращались в Москву с просьбой о присылке панцирей и других доспехов. Позднее, в XVII в.

Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т. Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии. Сверх того, у них много поташа, льняного семени, пряжи и прочих товаров, которые они обменивают или продают, не покупая чужеземного на наличные деньги, и даже император… приказывает платить хлебом или воском». В XVII в. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям их в XV в. Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Члены гостиной и суконной сотен в XVII в.

Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в. Беломорский Вологодский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск ранее к Холмогорам и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов. В сер.

XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н. Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной.

И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами. Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма.

В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани.

Куповать церк. Мы купуем или купляем чай в Харькове, покупаем. Я купую, купляю, покупаю. Я сроду этого товару не купывал. Что купил сегодня?

Что завтра купишь? Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле. Впредь на это ума купи, т. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь.

Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь.

Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет!

Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 г.

Сенат издал указ о "неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами". С 1775 года по 1785 год гильдейские сборы оставались на низком уровне, и в купечество записывалось большое количество мещан, крестьян, и цеховых. До гильдейской реформы Е. Канкрина 1824 г. В большом количестве купцы выбывали из третьей гильдии. Указом от 29 декабря 1812 г. Торгующие крестьяне получили сравнимые с купечеством торговые права.

При этом им не обязательно было записываться в купечество. Это также не способствовало росту количества купцов. После гильдейской реформы Е. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размер объявленных капиталов был снижен до уровня 1812 года. Вновь начался приток мещан в третью купеческую гильдию. Этому способствовало также выделение особой группы "торгующих мещан". Торгующие мещане для торговой деятельности должны были получать промысловые свидетельства, стоимость которых была сопоставима с гильдейским сбором III купеческой гильдии.

Кроме этого вступление в купечество повышало социальный статус. В 1826-1827 гг. В 1830-1850-е годы отмечалось значительное поступление в купечество крестьян.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий