В чем подвиг Гагарина Юрий Гагарин, Фотография, Подвиг, Истории из жизни, Студенты, Космонавты. Мобильных телефонов, интернета не было, но новость о том, что Юрий Гагарин прибыл, и его уже везут в Дивногорск – разлетелась молниеносно. «Медуза» попросила популяризатора космонавтики, инженера (и участника космической подготовки) Александра Хохлова вспомнить ровно 60 не самых известных фактов о Юрии Гагарине и его полёте.
Первый в космосе, первый в вечности. 12 фактов о полете Гагарина
26. Юрий Гагарин начал свой исторический полет в звании старшего лейтенанта, а вернулся на Землю уже майором. Гагарин шел к трибунам под музыку оркестра, который играл советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». О том, что Гагарин находится на орбите, Валентине рассказала подруга, которая сама услышала новость по радио. Мы, разумеется, никогда в точности не узнаем, чем руководствовался Юрий Гагарин и в 1961 году, проявляя мужество первооткрывателя, и в 1965, проявляя мужество гражданское. Главная → Информационные ресурсы → Архив мероприятий → ГОД 55-ЛЕТИЯ ПОДВИГА ЮРИЯ ГАГАРИНА → КАК ЭТО БЫЛО. В сентябре 2022 года Госкорпорация «Роскосмос» рассекретила личное дело первого в мире космонавта Юрия Гагарина, которое на протяжении долгих лет хранилось в строжайшей секретности в Центре подготовки космонавтов, названным в его честь Фото уникальных.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Тогда они заявляли, что надпись сделал рабочий по фамилии Давидянц — еще когда костюм был на предприятии. Перед полётом в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток" Ю.А. Гагарин сделал для печати и радио следующее заявление. 12 апреля, в памятную дату, когда в 1961 году Юрий Гагарин совершил первый орбитальный полет вокруг Земли, отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
В феврале 1960 года они решением специально созданной врачебной комиссии, включающей главных специалистов Вооружённых Сил, были допущены к прохождению специальной подготовки, и в марте 1960 года зачислены в Центр подготовки космонавтов ВВС в качестве слушателей-космонавтов для проведения с ними специальных испытаний, тренировок и теоретического обучения. Третий этап отбора проводился в процессе специальной подготовки исследований слушателей-космонавтов. С марта 1960 года по январь 1961 года слушатели-космонавты обучались по учебным планам и программе подготовки космонавтов, утверждённым Межведомственным научно-техническим советом по космическим исследованиям при президиуме Академии наук СССР и Главнокомандующим ВВС. Учебная подготовка слушателей-космонавтов состояла из специальных теоретических курсов и различных практических занятий. Из воспоминаний лётчика-космонавта, сотрудника ОКБ-1 В. Севастьянова, читавшего тогда ещё будущим космонавтам курс лекций по механике космических полётов: «Я хотел бы отметить, что в общении уже выделялся голубоглазый, с широкой русской улыбкой, живой, не очень высокого роста крепыш, которого все звали Юра, Юра Гагарин. Любитель шуток, острых даже шуток, острый на язык. Преданный делу, с любовью относящийся ко всем.
Добрый по душе человек привлекал внимание не только моё, но он был и в центре внимания всех ребят, которые только вторую неделю были вместе, и создавался коллектив. А через несколько месяцев я увидел, что это — лидер этого коллектива, и коллектив-то какой — отряд космонавтов, и цель — полёт в космос». Также слушатели-космонавты прошли общефизическую подготовку, которой было уделено особое внимание. Основной формой проведения физической подготовки были комплексные тренировочные занятия с использованием специальной тренировочной аппаратуры и стендов батут, лопинг, ренское колесо, бегущая дорожка, стенды вращения, качающийся стол и гимнастические снаряды. При этом выполнялись специальные комплексы упражнений, элементы акробатики, гимнастики, тяжёлой и лёгкой атлетики, плавания и прыжков в воду, проводилась лыжная подготовка и спортивные игры. Всего было проведено 610 часов занятий по физической подготовке с учётом зарядки. В процессе физической тренировки у ряда космонавтов значительно повысилась общая выносливость, силовые качества, улучшилась координация движений.
Проводились практические занятия и тренировки при работе на макете «Восток-3А», в ходе которых будущие космонавты познакомились с Сергеем Павловичем Королёвым. Об этой встрече член первого отряда космонавтов А. Леонов вспоминал так: «Расстелили перед ним документ сводный, где про каждого было написано очень много. И Сергей Павлович начал разговаривать с каждым по алфавиту. Аникеев, Быковский… Дошла очередь до Гагарина. Сергей Павлович очень внимательно на него смотрел, просмотрел все анкетные данные. Юрий начал рассказывать о своих родителях, а потом вдруг завязалась очень оживлённая беседа.
Было видно, что Юра Гагарин очень нравится Сергей Павловичу. Казалось, что он нашёл то, что искал. Нашёл в этом парне. Был такой момент, что они забыли, где находятся. Во всяком случае, Сергей Павлович. Он с такой необыкновенной добротой смотрел на Юру. А Юра говорил, рассказывал об отце, о матери, о войне, как он учился.
На мой взгляд, эта первая встреча уже определила судьбу первого космонавта. И, к нашему счастью, Сергей Павлович не ошибся». Проводились специальные полёты на самолёте УТИ-МиГ-15, в которых создавались кратковременные до 40-42 сек. При индивидуальной оценке переносимости учитывались следующие элементы полёта: переносимость нагрузки до 4 g перед созданием невесомости , переход от невесомости к перегрузке после выполнения фигуры пилотажа, создающей невесомость. В ходе парашютной подготовки слушатели-космонавты овладевали парашютным делом в объёме, соответствующем уровню парашютной подготовки «Инструктора парашютно-десантной службы ВВС». В отчёте Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины «Разработка основных принципов отбора членов экипажа ракетных летательных аппаратов» за 1961 год указывалось, что выбор Ю. Все этапы отбора космонавтов успешно прошли шесть слушателей-космонавтов: Гагарин Ю.
Слушатели-космонавты ЦПК ВВС успешно закончили программу подготовки космонавтов и показали на экзаменах отличные знания, в связи с чем приказом Главнокомандующего ВВС от 25 января 1961 г. Но за сухими строчками официальных отчётов по подготовке первых космонавтов стоял поистине исключительных свойств и качеств человек — Юрий Гагарин. Он стал первым из первых. Недостаточно было быть физическим крепким, обладать безупречным здоровьем, чтобы полететь первым в истории человечества в космос. В своих воспоминаниях двоюродная сестра Ю. Гагарина Н. Щекочихина рассказывает, что весной 1960 года Юра приехал в Москву с семьёй и поселился в посёлке Чкаловская.
В июне 1960 года Юра с Валей и Леночкой приезжали к ним в гости в Клязьму: «Леночка недавно начала ходить, неуверенно ещё держась на ножках, но её нельзя было удержать, она лезла в будку к собаке, а собака была одиннадцатилетней овчаркой. Собака ещё щенком знала Юру, он всегда кормил её, играл с ней, вместе с Володей обучал её когда-то командам. Все эти годы, когда Юра приезжал к нам, Дик, который готов был разорвать незнакомого человека, всегда встречал Юру радостным лаем. Увидев приближающуюся Леночку, Дик поджимал хвост и позволял ей теребить его за уши, садиться на него верхом и хватать за хвост. В тот день, сбегая к воде, Юра поранил ногу. Валя проявила явное беспокойство, хотя, на мой взгляд, это была просто царапина. И только потом я поняла, что к этой тренировке действительно могли не допустить.
В последний приезд их перед отъездом домой мама предложила им нарвать себе с грядки щавелю на борщ. Этот момент был зафиксирован моим мужем на фотографии».
Но опыт предыдущих полетов давал совсем другие числа.
Но стоит отметить, что если бы в четырех неудачных испытаниях на борту был космонавт, то он бы скорее всего смог благополучно вернуться на Землю. На корабле «Восток» стояла система аварийного спасения, обеспечивающая благополучное возвращение космонавта почти на всем диапазоне от пуска до окончания работы третьей ступени ракеты-носителя. От старта до 40 секунды полета в случае аварии сбрасывался бы люк корабля, и космонавт катапультировался бы в своем кресле.
По сути, срабатывала бы система, которая используется при штатном возвращении с орбиты. Но на первых секундах полета высоты для раскрытия парашюта могло бы и не хватить, поэтому со стороны люка на стартовом комплексе натянули сетку. Она несколько повышала шансы на спасение, но риск при катапультировании на первых секундах был бы большим.
Леонов, А. Соколов, «Поехали! Сетка на переднем плане От 40 до 150 секунды полета в случае аварии на ракете бы проходила команда аварийного выключения двигателей, и космонавт катапультировался бы по достижении высоты 7 км, как и при штатной посадке.
От 150 до 700 секунды от ракеты отделялся бы спускаемый аппарат и производил обычную посадку. А от 700 до 730 секунды, когда траектория практически приближалась к орбитальной, и до входа в плотные слои атмосферы могли пройти многие минуты, отделялся бы корабль спускаемый аппарат и агрегатный отсек целиком. Широко известен факт, что было подготовлено три сообщения для объявления по радио: на случай гибели космонавта, на случай аварийной посадки с просьбой государствам мира оказать помощь в поисках и сообщение об успешном полете.
Но, учитывая секретность, которая окружала советскую космонавтику, есть ненулевая вероятность, что сообщение о гибели космонавта прозвучало бы только, если бы катастрофа случилась уже в космосе, и ее никак нельзя было бы скрыть. Если бы Гагарин погиб на первых секундах полета, широкая общественность могла бы узнать об этом только в 80-е, как мы узнали о гибели Валентина Бондаренко в барокамере 23 марта 1961 года. Когда бы состоялся следующий полет?
Достоверно сказать нельзя, это бы зависело от характера аварии, сколько времени бы потребовалось на ее устранение. В нашей реальности «Восток-2» с Титовым полетел только в августе, но в нашей истории торопиться уже было некуда. Гагарин, Титов и Нелюбов на Красной площади Кто бы полетел следующим?
Еще в январе 1961 года госкомиссия определила порядок полета космонавтов: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. На 12 апреля скафандры успели сшить только для первых трех, так что следующим, как и в нашей реальности, скорее всего был бы Герман Титов, с дублером Григорием Нелюбовым. Единственной подходящей ракетой-носителем была межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas.
Но с ней у американцев было огромное количество технических проблем — что на военных испытаниях как МБР, что на космических пусках, «Атлас» постоянно терпел аварии.
Долгие годы это, понятное дело, держали в тайне. Гагарин делился своими впечатлениями. Был невероятный гул, могучие двигатели запустили ракету вверх. И тут же начали расти перегрузки. Гагарин в книге «Дорога в космос» вспоминал, как сила притяжения буквально вдавливала его в кресло. Юрий Алексеевич ответил бодро, а сам подумал: «Неужели только семьдесят секунд? Секунды длинные, как минуты». Перегрузки росли и дальше, но организм к ним привыкал. Материалы по теме «Трясёт час, как в лихорадке».
Суровые тренировки Юрия Гагарина перед полётом в космос «Я даже подумал, что на центрифуге приходилось переносить и не такое. Вибрация тоже во время тренировок донимала значительно больше. Словом, не так страшен чёрт, как его малюют». Потом появилась невесомость, о которой Гагарин читал ещё в детстве и которую мог непродолжительное время испытывать во время тренировочных полётов на самолёте. Во время полёта он вёл наблюдение, принимал пищу, общался по радиосвязи — всё проходило хорошо. Но определённые трудности возникли, когда начался процесс возвращения. Вход в плотные слои атмосферы Гагарин в книге описывает довольно красочно, но спокойно: «Сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремлённом вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они всё увеличивались и были значительнее, чем при взлёте.
Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал. Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты.
Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно. Думаю, что же такое?
Заметил по времени, что это связано со входом в тень. В это время корабль вращался, градуса 2-3 в секунду. Горизонта и Земли не было видно. Звезд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на черном его фоне видны звезды. Иногда в иллюминатор попадало 2-3 звезды каких-то созвездий. Но созвездия определить было трудно, потому что не все созвездие попадает в иллюминатор.
Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу. Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150-152 атм. Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. В это время производил доклад по KB и через систему «Сигнал» в телеграфном режиме. При подлете примерно градусов до 40 южн. Градусов около 40-45 южн.
Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и еще что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог. Позывные повторялись три раза. Я сразу включился на передачу, стал передавать: «Как меня слышите? Ответьте на связь». Чем ближе подлетал к апогею, тем больше улучшилась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн, в апогее получил очередное сообщение. Мне передали, что меня поняли, и я очень хорошо понял это. Мне сообщили, что корабль идет правильно, орбита расчетная, все системы работают хорошо. Я соответственно продолжал доклады.
Перед выходом из тени я внимательно смотрел в иллюминатор «взора», который был под углом к горизонту. Очень хорошо был виден горизонт. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра. Далее окраска немного темнеет и цветами радуги переходит в голубой цвет, а голубой переходит в черный цвет. Совсем черный. В это время стало плавно падать давление в системах ориентации. Почувствовал более упорядочное движение объекта, по тангажу. Затем корабль стал рыскать.
Я понял, что системой солнечной ориентации Солнце «загоняется» в центральный датчик. Вскоре корабль приобрел устойчивое исходное положение для спуска. ТДУ было направлено на Солнце и довольно устойчиво. В это время была очень хорошая ориентация по «взору». Во внешнем кольце весь горизонт был вписан совершенно равномерно. Видимые мною предметы двигались строго по стрелкам «взора», т. В это время производил доклады. В системе ориентации давление постепенно падало и к моменту запуска ТДУ было примерно 110 атм.
Производил записи на магнитофон, доклады по телеграфу и телефону, по КВ. В это время КВ-связь была хорошая. Очевидно, со мной работали радиостанции Москвы. На 56 минуте прошла первая команда. Я сразу доложил об этом. Ориентация была хорошей, корабль некоторое время имел вращение по крену, но очень малое. За время, как корабль вышел из тени и до включения ТДУ, он развернулся примерно градусов на 30. Может быть, даже несколько меньше.
Затем прошла вторая команда. При этом я опять сделал доклад в телефонном и телеграфном режимах. Заметил давление в баллоне ТДУ, давление в системе ориентации, показания всех приборов, время прохождения команды и все записал на магнитофон. Приготовился к спуску. Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее. Затем в точно заданное время прошла третья команда. Как только погасло окошко при прохождении третьей команды, я стал наблюдать за давлением в ТДУ и в системе ориентации.
Оно стало резко падать с 320 атм. Стрелка прибора четко шла на уменьшение давления. Я почувствовал, как заработало ТДУ. Через конструкцию ощущался небольшой зуд и шум. Я засек время включения ТДУ. Перед этим секундомер поставил на нуль. ТДУ работал хорошо. Его включение произошло резко.
Перегрузка наросла, немного, и потом резко опять появилась невесомость. Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне ТДУ сразу прыгнули на нуль. Время работы ТДУ составило точно 40 сек. В этот период произошло следующее. Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля у меня проходила во «взоре» сверху справа вниз и влево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кардибалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения.
Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 сек.
По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе «Спуск I» не гаснет, «приготовиться к катапультированию» — не загорается. Разделение не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй и затем — первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время.
Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч 6 есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч 8 км, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделение не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал «ВН» — все нормально. Через «взор» заметил северный берег Африки, Средиземное море. Все было четко видно. Корабль продолжал вращаться.
Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т. Разделение резко почувствовал. Произошел хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Погасли все окошки на ПКРС. Включилась только одна надпись: «приготовиться к катапультированию».
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Гагарин был увлеченным человеком, очень любил жизнь. Отчего тогда он так ей рисковал? Ведь в 1961 году Гагарина отправляли в неизвестность. Сможет ли человек дышать в космосе, произойдет ли отделение отсеков, не сгорит ли капсула в атмосфере? Вопросов было много. И все они касались жизни и смерти. Тот полет, действительно, был непростым.
Проблемы начинаются на 108-й минуте. Дает сбой тормозная система — капсула вращается с бешенной скоростью, не отделяется приборный отсек, космонавт испытывает предельные перегрузки и чуть не теряет сознание. Борис Волынов вспоминает, во время его полета произошло похожее ЧП. Спускаемый аппарат чуть не сгорел дотла. Приборный агрегат не совсем отделился. Вот он прям за нами - спускаемый аппарат.
Бушуещее пламя. Огромное пламя», - вспоминает Волынов. Тогда Гагарину кажется, что его первый полет в космос далеко не последний. В интервью, записанном в 1962 году космонавт строит планы на будущее: полететь на Луну. Ведь в то время Королев уже начал работать над своей лунной программой. Но у партии другие планы.
Гагарина отправляют в разные точки планеты, как настоящего посла мира. Его именем, его улыбкой открываются любые двери. Ведь куда бы он не приехал, он полубог. Только представьте, на дворе 1961 год, Союз и Штаты в шаге от ядерной войны, на пороге Карибского кризиса. И звезда Голливуда Джина Лоллобриджида просит отправить ее на Московский кинофестиваль только ради того, чтобы увидеть Гагарина и взять у него автограф. А он не теряет голову.
Гагарин будто летит сквозь потоки славы в своей космической капсуле, не замечает ее, остается все тем же — простым парнем из деревни Клушино. Я такой же как десятки и сотни тысяч советских юношей и девушек», - сказал Гагарин.
Небо совершенно черное, черное. Величина звезд и их яркость немножко четче на этом черном фоне, скорость перемещения их во «взоре» и в правом иллюминаторе большая. Виден очень красивый горизонт, видна окружность Земли, Горизонт имеет красивый голубой цвет. У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в черный цвет. В это время вел устойчивую хорошую связь с Колпашевом — «Зарей 2». При пролете Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Вся система спуска заработала.
Произвел доклад. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было. Примерно градусов около 30 сев. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» — «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал. При пролете над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно.
Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки. Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было.
Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента.
Магнитофон не работал. Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза.
Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно. Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень. В это время корабль вращался, градуса 2-3 в секунду. Горизонта и Земли не было видно. Звезд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на черном его фоне видны звезды. Иногда в иллюминатор попадало 2-3 звезды каких-то созвездий.
Но созвездия определить было трудно, потому что не все созвездие попадает в иллюминатор. Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу. Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150-152 атм. Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. В это время производил доклад по KB и через систему «Сигнал» в телеграфном режиме. При подлете примерно градусов до 40 южн. Градусов около 40-45 южн. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и еще что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог.
Позывные повторялись три раза. Я сразу включился на передачу, стал передавать: «Как меня слышите? Ответьте на связь». Чем ближе подлетал к апогею, тем больше улучшилась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн, в апогее получил очередное сообщение. Мне передали, что меня поняли, и я очень хорошо понял это. Мне сообщили, что корабль идет правильно, орбита расчетная, все системы работают хорошо. Я соответственно продолжал доклады. Перед выходом из тени я внимательно смотрел в иллюминатор «взора», который был под углом к горизонту. Очень хорошо был виден горизонт. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра.
Далее окраска немного темнеет и цветами радуги переходит в голубой цвет, а голубой переходит в черный цвет. Совсем черный. В это время стало плавно падать давление в системах ориентации. Почувствовал более упорядочное движение объекта, по тангажу. Затем корабль стал рыскать. Я понял, что системой солнечной ориентации Солнце «загоняется» в центральный датчик. Вскоре корабль приобрел устойчивое исходное положение для спуска. ТДУ было направлено на Солнце и довольно устойчиво. В это время была очень хорошая ориентация по «взору». Во внешнем кольце весь горизонт был вписан совершенно равномерно.
Видимые мною предметы двигались строго по стрелкам «взора», т. В это время производил доклады. В системе ориентации давление постепенно падало и к моменту запуска ТДУ было примерно 110 атм. Производил записи на магнитофон, доклады по телеграфу и телефону, по КВ. В это время КВ-связь была хорошая. Очевидно, со мной работали радиостанции Москвы. На 56 минуте прошла первая команда. Я сразу доложил об этом. Ориентация была хорошей, корабль некоторое время имел вращение по крену, но очень малое. За время, как корабль вышел из тени и до включения ТДУ, он развернулся примерно градусов на 30.
Может быть, даже несколько меньше. Затем прошла вторая команда. При этом я опять сделал доклад в телефонном и телеграфном режимах. Заметил давление в баллоне ТДУ, давление в системе ориентации, показания всех приборов, время прохождения команды и все записал на магнитофон. Приготовился к спуску. Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее. Затем в точно заданное время прошла третья команда. Как только погасло окошко при прохождении третьей команды, я стал наблюдать за давлением в ТДУ и в системе ориентации. Оно стало резко падать с 320 атм.
Стрелка прибора четко шла на уменьшение давления. Я почувствовал, как заработало ТДУ. Через конструкцию ощущался небольшой зуд и шум. Я засек время включения ТДУ. Перед этим секундомер поставил на нуль. ТДУ работал хорошо. Его включение произошло резко. Перегрузка наросла, немного, и потом резко опять появилась невесомость. Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне ТДУ сразу прыгнули на нуль.
Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1» и пионеру практической космонавтики, требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье. Гагарин в Центре подготовки космонавтов: Королёву требовался кандидат с идеальным здоровьем Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля «Восток-1» — в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным. При конструировании «Востока» было придумано несколько простых, но весьма эффективных решений, которые потом использовались и на других космических ракетах. Сделать некоторые вещи в срок не получилось, и, например, по этой причине было принято решение не вставлять сюда систему аварийного спасения при старте. Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили вторую тормозную систему, дублирующую первую. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», войдя на не слишком высокую орбиту до 200 километров , всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высшие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток. Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии — была одобрена кандидатура Юрия Гагарина дублёром назначили Германа Титова. А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля. Биография Гагарина до дня полёта Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов этот город сегодня называется Оренбург в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере. Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину. Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» старшего лейтенанта. Вероятность успеха запуска не была стопроцентной Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты.
Выходит, что один из членов экипажа катапультировался и сохранил себе жизнь. Но кто он? Перед последним полетом Гагарин навещал жену в больнице и впервые в жизни забыл пропуск на аэродром Алексей Леонов вместе с Гагариным часто ходил на стрижку. Процесс всегда проходил одинаково: гостиница «Юность», мастер Игорь, привычное напоминание о родинке на шее у Гагарина. За несколько дней до трагедии Гагарин и Леонов опять зашли к парикмахеру. Тогда Леонов заметил странную деталь. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда. Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик», — говорил Леонов. В день гибели Гагарин впервые в жизни забыл пропуск на аэродром. Он выходил из дома вместе с соседкой по лестничной клетке Тамарой Волыновой [жена летчика-космонавта Бориса Волынова]. Они встретились в лифте и вместе дошли до перекрестка — там Гагарин вспомнил о забытом пропуске. Волынова выделила то, что такое произошло впервые. Об этом ей тогда сказал сам Гагарин. Его жена Валентина Гагарина в то время лежала в больнице после перенесенной операции из-за язвы желудка. Гагарин был у нее в палате 26 марта: рассказывал о домашних делах и долго не уходил. Дальше прошла предполетная подготовка, 27 марта — полеты. Через день Гагарин планировал снова приехать в больницу к жене. Шофер Гагарина рассказывал , что изначально Гагарин собирался к жене только 27 марта — сразу после полетов. Он поменял решение 26 марта и резко сорвался к ней. В день катастрофы Валентина Гагарина несколько раз звонила домой. Слонялась по палате и сильно переживала. Официально она узнала о смерти мужа 28 марта. Тогда приехали Терешкова, Попович и другие люди космоса. Они появились из-за засекреченных материалов, которые не раскрывались десятилетиями. Главная из них — Гагарин и Серегин перед полетом выпили по стакану водки. Летчик Владимир Аксенов тоже официально опровергал. Все связаны с фантастическими предположениями: КГБ устранил Гагарина, он вообще был арестован, прошел принудительное лечение в психиатрической клинике и вовсе не погибал. Память о Гагарине: мемориальный комплекс строится 10 лет, а посол США оставлял букет гвоздик с ленточкой «От американского народа» Останки Гагарина и Серегина были кремированы, урны с их прахом захоронены у стен Кремля. Руководство СССР объявило общенациональный траур — впервые в истории он не связан со смертью действующего главы государства. Сначала на месте катастрофы среди сосен и берез появился большой памятный камень: «Здесь будет воздвигнут обелиск памяти героев». Рядом планировалось высадить 34 рябины — возраст Гагарина на момент смерти. На этом настаивал главный архитектор Владимирской области Алексей Акимов, который работал над созданием стелы. Образовавшаяся после крушения самолета воронка весной наполнялась растаявшим снегом. Мини-озеро ограждал деревянный забор — у него люди оставляли венки и цветы. В этой точке школьники читали клятву и становились пионерами. Когда поисковая операция закончилась, сюда потянулись простые жители. Среди первых — пионеры из лагеря Паньково, которые обвязывали поломанные березы пионерскими галстуками. Через семь лет после катастрофы на этом месте выросла 16-метровая стела из красного гранита. Мы приехали к ней мартовским утром: пепельное небо, слякоть под кроссовками, жидкий туман. Такая же погода стояла, когда Гагарин и Серегин последний раз поднялись в небо. Он работает здесь с 2012 года: занимается экскурсиями, уборкой, охраной. Здесь был непролазный лес, непроходимое болото. По нему ехали тракторы и работали поисковики. Первый, кто сюда прибежал через три часа, увидел перемешанный с землей и кровью снег и останки самолета. Здесь поставили солдатское оцепление. Это практически могила: с них собрали не больше ведра. Что собрали — захоронили на Красной площади. Валентина Романова В 2013 году в нашей районной газете «Красное знамя» читал интервью одного мужчины. Он рассказывал, что в марте 1968 года на Красном октябре [микрорайон в Киржаче] с отцом на крыше сарая ставил антенну. Они услышали гул со стороны неба и увидели, как из-за облачка вылетел самолет, таща за собой кипу парашютов типа зонда. Движок работал на исходе. Самолет пролетел — через несколько минут они услышали взрыв. Образовалась воронка больше четырех метров. Старожилы опускали туда четырехметровую палку и до дна не доставали. Потом здесь поставили камень из гранита весом больше тонны». Сотни метров вокруг мемориала окружают лес, храм имени Андрея Первозванного и кладбище. Идеальное место, чтобы помолчать и подумать. Открытая калитка ведет к аналогичной модели самолета, на котором разбился Гагарин и Серегин. Здесь же находился дом: в нем останавливались первый отряд космонавтов и мама Гагарина. Он сгорел. Около стелы стоит небольшая часовня и единственная живая береза, часть которой срубило самолетом. Остальные деревья убил короед или время. На вбитые металлические прутья молодожены крепят замки. Приезжать на мемориал в день свадьбы — традиция. После росписи в загсе молодожены едут сюда, оставляют цветы и фотографируются. Так исполняют гражданский долг. Но не все. Последний раз стелу реставрировали в 2015 году. Просим не распивать спиртные напитки. Доходило до того, что из кольца делали стол: на нем нарезали хлеб, колбаску. Береза огорожена металлическим заборчиком, чтобы отметить, что это единственный живой свидетель. Так молодожены на него вешают свадебные замки. Перед 27 марта там висело 128 замков. Три года назад было 350. Это не дело». С 2010 года мемориал планировали расширить до комплекса с музеем и еще одним самолетом. Инициатором стал Алексей Леонов, который как президент благотворительного фонда памяти Гагарина и Серегина подписал договор с администрацией Владимирской области и Киржачского района. Губернатор Владимирской области Владимир Сипягин ни разу не приезжал сюда за время своего управления [с осени-2018], но попросит , чтобы мемориал получил статус федерального музея. В 2019 году он сказал , что работы завершатся в марте-2020. Но стоят до сих пор. Перед выборами 2018 года здесь была бывший губернатор Светлана Орлова. За год до этого она говорила , что «Промсвязьбанк» вложит в проект 30 миллионов рублей. Алексей Архипович Леонов вместе с Российской академией художеств придумали проект и создали благотворительный фонд. Часовня построена на личные средства семей Леонова и Серегина: сложились и построили ее в 2017 году в честь Георгия Победоносца.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
То, что сделал Юрий Гагарин, однозначно называется словом «подвиг», потому что он рисковал жизнью, вступал в неизвестную или плохо изученную сферу, где развитие событий могло пойти по совершенно любому сценарию. «А я — Юрий Гагарин»: неизвестные факты о приземлении первого космонавта, рассказанные старожилами села Узморье. Место приземления Гагарина — около села Смеловка в Саратовской области. О том, без чего был бы невозможен полет Гагарина, вспоминали «Известия». В чем подвиг Гагарина Юрий Гагарин, Фотография, Подвиг, Истории из жизни, Студенты, Космонавты.
От сельской гармони до майорских погон. Пять историй из жизни Юрия Гагарина
Гагарина ждали представители Лимасола, Фамагусты и Ларнаки, а также огромное количество людей на улицах. В своей краткой речи Юрий Гагарин сказал: «Я буду очень счастлив, если мой визит будет способствовать укреплению кипро — советской дружбы». И действительно, после приезда Ю. Гагарина произошло резкое улучшение дипломатических отношений. За короткую поездку он смог сделать то, что многие дипломаты осуществляют на протяжении десятилетий. Одно появление космонавта внесло огромный вклад в отношения между двумя странами и народами. За короткую поездку он смог сделать то, что многие дипломаты осуществляют на протяжении десятилетий». Расскажите, пожалуйста, выход такого огромного количества людей на улицы Кипра был заранее спланирован?
Не надо забывать о том, что Кипр до 1960-года был закрытой английской военной базой. Нас не выпускали за границу и не впускали иностранцев. Поэтому для киприотов приезд первого космонавта Земли Ю. Гагарина был масштабным и значимым событием. Конечно, в тот день была организация, но не столько со стороны властей, сколько по народной инициативе. Жители вышли на улицу добровольно и с радостью, ведь космонавт по праву имел общественную поддержку. Поэтому для того, чтобы все собрались, достаточно было сказать, кто приезжает.
Вечером 15 февраля 1962 года в здании Посольства СССР в Никосии состоялся официальный приём, с участием руководства страны, депутатов, политиков и общественных деятелей Республики Кипр. Мои родители были приглашены на этот приём. По разрешению посла Ермошина Павла Константиновича, мне позволили присутствовать на этом мероприятии. Таким образом, я стал единственным подростком Кипра, которому посчастливилось лично встретиться, поздороваться и сфотографироваться с первым космонавтом мира Юрием Гагариным. Естественно, я никогда не забуду эту встречу. В нашей семье трепетно хранится уникальная фотография, на которой изображены справа налево: 1 Павел Ермошин, первый посол СССР на Кипре с 16. Софокли, супруга Янниса Софокли.
Его также охотно принимали короли и лидеры многих государств, несмотря на их личное и идеологическое отношение к Советскому Союзу».
Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате Город первого космонавта так и не привели в порядок. Что там происходит? Печальные кадры снял корреспондент «Известий» в городе Гагарине Смоленской области.
В конце марта был запущен ещё один корабль-спутник. На его борту была собака по кличке Звёздочка. Всё прошло прекрасно, только приземление опять произошло не там, где было рассчитано. Учёные не смогли установить точную причину, по которой корабли перелетают своё расстояние. Подобный недостаток был признан незначительной погрешностью. Главное, что космонавт уцелеет. Главный конструктор ракетно—космической техники Сергей Павлович Королёв пошёл на этот риск и дал приказ готовить запуск корабля с живым пилотом на борту. Запуск «Востока» с Гагариным на борту был большим риском. Он взлетел с полигона Тюра—Там, который позднее переименуют в космодром Байконур. Во время взлёта Гагарин произнёс своё историческое: «Поехали! Королёв вдогонку прокричал: «Мы все желаем вам доброго полёта! В девять утра корабль с первым в мире живым космонавтом на борту, вышел на орбиту. Перигей был 181 километр, а апогей превысил расчётные цифры на целых 92 километра! Причиной этого стал серьёзный сбой в системе радиоуправления. На полсекунды позже планируемого произошло разделение третьей ступени. Аппарат набрал уже большую, чем нужно, скорость. Это было очень опасно. Ведь планируемая высота выбиралась из расчёта, что если вдруг двигательная установка внезапно откажет, корабль затормозит естественным путём и сойдёт с орбиты самостоятельно. Занять это должно было около пяти—семи суток. Под этот срок были рассчитаны все возможные запасы систем жизнеобеспечения. Сход с реальной орбиты означал увеличение этого срока более чем в три раза. К этому времени пилот гарантированно был бы мёртв. В ходе полёта космонавт старался всё время поддерживать связь с Землёй. Сигнал не всегда был устойчивым и Юрий Алексеевич не мог быть полностью уверен, что его слышат. Вскоре космический корабль «Восток» прошёл область над Гавайскими островами, пересёк Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Гагарин попробовал «космическую» еду, запив её консервированной водой. Позднее космонавт расскажет, что всё было просто отлично. Как встречали первого человека, совершившего полёт в космос. Пилот наблюдал Землю, окружающие звёзды, бескрайнее космическое пространство. Он постоянно записывал показания всех приборов. Гагарин надиктовывал их на бортовой магнитофон и дублировал в бортовом журнале. Были и мелкие неприятности. В состоянии невесомости от Гагарина «сбежал» карандаш. Стало нечем делать записи. В магнитофоне закончилась плёнка. Космонавт вручную перемотал её на середину. Гагарин продолжил делать записи, но часть ценной информации о полёте из-за этого была утрачена навсегда. После отделения корабля от носителя, сразу произошло включение программно—временного устройства. Потом это устройство запустило систему ориентации. Система направила корабль в необходимом направлении. Затем включился тормозной двигатель. По расчётам он должен был отработать ровно 41 секунду.
За 55 лет, прошедших с момента исторического полета Гагарина, погибли четыре советских космонавта, 13 астронавтов из США и первый израильский космонавт. Кроме того, до сих пор до конца не изучено воздействие состояния невесомости и космической радиации на организм человека. Но люди все равно продолжают стремиться к новым открытиям и покорению дальнего космоса. И, как подчеркивают исследователи, человечество руководствуется не только научным интересом. Нам необходимо рассредоточиться в космосе и отправиться к другим звездам, чтобы катастрофа на Земле не означала конец человечества". По мнению Эллиота Пулэма, руководителя Space Foundation — американской общественной организации, которая занимается популяризацией космических исследований, необходимо уделить внимание созданию постоянной базы на Луне.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
По ней и шёл Гагарин, а его шаги сопровождал оркестр, исполнявший авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». О Гагарине, человеке, который всех нас позвал в космос, – в спецпроекте ТАСС. Эта экспедиция была рассчитана на 191 сутки, и 17 октября «Гагарин» успешно вернулся на Землю с первой космической съемочной бригадой на борту.