Новости богиня морана в славянской мифологии

Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави.

Морана: Славянский гороскоп

У древних славян эти ворота охраняла Морена – богиня смерти, холода и мрака. Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. Морана – богиня смерти — познаем по порядку Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная. Морана богиня в славянской мифологии.

Морана: Славянский гороскоп

В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Славянская Богиня Мара Великая славянская богиня Мара отвечала за многие важные дела.

Богиня смерти Мара

Славянская Богиня Мара Мара (Морена, Морана) – одна из самых неоднозначных славянских Богинь. Мара (Морена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть.

Богиня Морана в славянской мифологии

Чучело Марены одето в женскую одежду и поджигается или топится в реке а иногда и то, и другое. Кукла может быть маленькой, размером с марионетку, или оно может быть похоже на манекен. В «Варшавском голосе» англоязычная газета в Польше и Центральной Европе писатель и репортер Том Гэлвин описывает свой опыт народного ритуала, проводимого в честь Марены. По словам Гэлвина, местные жители создали большую фигуру женщины из лохмотьев и обрывков одежды. Затем ее бросили в реку в первый день весеннего календаря. По словам репортера, очень часто чучело языческой богини сжигают вместе с травами прямо перед утоплением. Также упоминается двойной обычай, когда местные девушки украшали сосну цветами и разноцветными шарами, а затем носили ее по деревне.

Местные жители также разделяли многочисленные суеверия относительно утопления Марены, например, что нельзя касаться чучела, когда оно находится в воде, или смотреть на него по дороге домой. При этом считалось неудачей, если кто-то споткнется или упадет в процессе ритуала. Антропологический анализ утопляемых и сжигаемых чучел показывает, что эти практики произошли от обрядов жертвоприношения, направленных на выращивание богатого урожая. Вера в то, что сжигание символа, изображающего богиню Марену, однажды устранит всякие неприятные аспекты его присутствия, в данном случае зиму, и, таким образом, принесет новый расцвет весной, — это колдовская практика, которую антропологи описывают как подражательную магию. В исторических записях тех лет утопление Марены описывается как ритуал с соломенным чучелом, увешанным безделушками и красивыми тряпочками, лоскутками и лентами. Чучело передавали группе детей, украшали зелеными можжевеловыми ветками, а затем возили его по деревне на тележке.

В процессе шествия «богиню» по пути окунали в ручьи или лужи.

Его очертания снова поплыли, как воск под лучами солнца. Верхняя часть провалилась, оставив пустоту, стенки покрылись рельефным узором. И снова Олег не уловил момента, когда трансформация закончилась. Мара держала перед ним небольшую серебряную чашу на короткой ножке. А внутри, вспыхивая рубиновыми искрами, плескалась тягучая жидкость. Только пригуби.

Янковский, Ключ времен Ведун-5 Мара — ночной кошмар, Худ. Славук ВНЕШНИЙ ВИД — высокая черноволосая женщина Вдоль стен огненной змеей струилось пламя, ярко освещая высокий камень в центре и хрупкую женскую фигурку…Платье женщины с тихим шорохом колыхнулось, и она обернулась к вошедшему. Она удивленно изогнула черную бровь. Кто Марой, кто Мареной, а кто и Погибелью Ледяной. Вот уж не знала, что есть те, которые Мару не узнают. А ведь наши пути уже пересекались. Ах, ведун, сколько раз ты был на краю!

Сколько раз я подходила к тебе с чашей. У белорусов существует поверье, что по ночам Мара превращается в злой дух, который является воплощением ночных кошмаров.

Но Смерть, даруемая Мораной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна. Морана, Виктор Корольков Царица ночи Морана, Андрей Клименко Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода.

И каждую зиму она берет власть. Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги — мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет.

Мужчина-Морана также обладает природной мудростью и глубоким пониманием жизни. Он способен видеть глубинные значения и ценности, которые скрыты за поверхностными аспектами. Он может быть мудрым советчиком и наставником для других людей. Однако, у мужчины-Мораны может быть склонность к меланхолии и погружению в собственные мысли и эмоции. Он часто нуждается в уединении и времени для восстановления своей энергии.

Мужчина-Морана должен находить баланс между своим внутренним миром и внешними обязанностями. Мужчина-Морана может быть чувствительным и эмоциональным в отношениях. Он нуждается в партнере, который будет понимать его энергетику и уметь поддерживать его в сложных моментах. Он ищет гармонию и понимание во взаимоотношениях и готов вложить много сил и энергии в создание счастливой и стабильной семьи. В целом, мужчина-Морана обладает уникальными качествами и способностями, которые делают его особенным и интересным человеком. Он способен принести в мир свою собственную энергию и внести вклад в общественную и культурную среду. В любви Описание общей характеристики Влюбленные Мораны — мечтательные и романтичные натуры. Они идут к своей половинке с большим энтузиазмом и жаждой любви.

Мораны влюбленные очень чувствительны к эмоциям и часто проживают все переживания в любовных отношениях на самом глубоком уровне. Они отдаются своим партнерам на все сто процентов и могут стать настоящими романтиками, особенно в начале отношений.

Защитные свойства амулета Мары

  • Подробные сведения о культе Морены
  • Марена (мифология) — Википедия
  • Мара — кто она?
  • Добрый день!
  • Марена (мифология) — Википедия
  • Славянская богиня Мара — символ смерти, знаки, символы

Богиня Морена — темный образ славянской мифологии

Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Морана — одна из главных богинь в славянской мифологии, олицетворение смерти и зимы. Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах.

Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.

Этот обряд погребения существовал у древних славян до IX века. Баба-яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых. Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» запах живых неприятен мёртвым. Баба-яга — повелительница времени: ей служат Красный, Белый и Чёрный всадники, то есть утро, день и ночь. Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Бабу-ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным ею и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Мары и кикиморы В день весеннего равноденствия современное название — Масленица, языческое название праздника - Комоедицы славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги — Мары. Мары — это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся - тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар — это Кикимора. Неславянские аналоги Марены В греческой мифологии Моране соответствует богиня царства мёртвых Персефона. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты - духи злых воинов, шведы и датчане — души умерших, болгары - души умерших младенцев.

Стоило им выпить из нее, как их душа навсегда оставалась в царстве Морены. Волки и вороны составляли свиту богини. Заслышав зимой тоскливых вой животных в чаще леса или увидев стаи птиц, люди понимали, что идет Мора, а вместе с ней метель и стужа. Лунный металл — серебро — также является атрибутом этого божества.

Все металлические предметы, начиная от оружия до украшений были изготовлены из него. Даже подковы ее кобылы. Священное растение — ель. Черная Луна скрывает присутствие богини Враги В древней легенде сохранилась информация о великой битве между Сварожичами и Скипер-зверем.

Согласно мифу, чудовище украло Марену и двух ее сестер и заперло их в мире Нави. Перун, вместе со своими братьями победил монстра и вызволил богинь из плена. Так что Скипер-зверя можно считать полноправным врагом всех Сварожичей и Морены тоже. Существует распространенное заблуждение, что Мара является антагонисткой Лели и Живы, но это не так.

Три сестры не враждуют между собой, а олицетворяют круговорот жизни, ее трансформацию. Без смерти невозможна жизнь, а без отмирания старого — невозможно построить новое. Чествования божества Как и для любого другого божества славян, существовали специальные праздники, когда чтили Мару. В такие дни люди приносили ей дары и проводили священные ритуалы.

Места поклонения Марена не требовала постоянных святилищ. Только в специальные дни люди возводили временные места для поклонения, а после завершения церемоний сжигали их. Такие святилища оборудовали следующими деталями: На холме оборудовали место, где устанавливали изображение богини, сделанное из дерева или соломы. Его наряжали в настоящую одежду, вешали на него бусы из сушеных ягод и фруктов, украшали лентами.

В ногах у идола устанавливали каменную плиту, куда складывали подношения. После проведения всех ритуалов место поклонения убиралось, а изображение богини сжигалось или топилось в реке. Священные дни Можно выделить несколько главных праздников, посвященных Морене. Считалось, что в этот час Мара пересекает Смородиновую реку и приходит в мир Яви.

Необходимо было поднести дары, чтобы зима была мягкая. В самые суровые зимы и при серьезных эпидемиях в этот день ей приносили подарки, чтобы добиться ее расположения.

Все её наряды были в виде платья лазурного цвета, украшенные белыми кружевами.

Как гласят легенды, жила Морена в большом дворце, который был сделан из чистого небесного льда, и в подчинении она имела всех духов воды и холода. Считается, что Мара — темная богиня, так как ей была подвластна сама смерть. Помимо этого она также водила дружбу с женой Велеса — Ягой.

Их дружба была не совсем обычной. Мара отдавала Яге человеческие души, а Яга в ответ разрешала Маре спуститься в Навий мир, в который вход был строго запрещен как людям, так и богам. Вместе с Ягой Мара часто практиковала чародейство, и они также учились управлять стихиями и различными энергиями.

Богиня Мара и Кащей Мара богиня славян часто была связана так или иначе с владыкой нижнего Нави — Кащеем. По одной из версий она была его дочерью, а по другой версии его женой. Славянская богиня была обольстительной и обладала весьма хитрим и острым умом.

Ей удалось буквально напроситься Кащею в жены. Как у неё это получилось? Все оказалось довольно неожиданно.

Марена пообещала Кащею, если тот возьмет её в жены, жизни трех Небесных Дев, а также жизни трех Ирийских богатырей.

В исследованиях русских древностей филолог и поэт Андрей Кайсаров в книге на немецком 1804, Versuch einer Slavischen Mythologie , а потом и на руском Мифология славянская и российская 1807, 1810 упоминает Марцану. Он ссылается на Длугоша и польскую версию имени богини: Длугос говорит, что поляки усердно чтили Марцану, как богиню жат- вы. Френцель напротив того утверждает, что Марцана была богиня смер- ти.

Это мнение доказывает он следующими словами Шнейдера. Славяне в Мейсене по обращении своем в христианскую веру, в четвертое воскресе- нье поста наткнули на колья изображения Марцаны и Зивонии, с печальным пением и жалобным голосом носили их торжественно и наконец бросали в воду предполагая, будто через то самое молодые жены становились плодо- родными, город очищался, и от жителей в том году отвращалась язва и дру- гие прилипчивые болезни. Гуагнини же сравнивает нашу богиню с Венерою. С кем согласиться?

Кайсаров потом продолжает, упоминает Френцеля и приводит примеры славян из немецких краев: Если словопроизводство в сем случае может дать объяснение, то Френцелево мнение кажется мне всех достовернее. По-русски «морю» умерщвляю , по-богемски «мру» умираю , «мрцавати» оледенеть, замерз- нуть. Пусть это божество и было Венерою славян, как думает Гуагнини, или Церерою их, по мнению Длугоса; но для чего ж они сопровождали сие тор- жество печальными песнями, когда мы уже знаем по римской мифологии и по самому предмету, что обе богини приносили радость? Кумир сего боже- ства вместе с другими был уничтожен в 965 году Мстиславом, обратившим- ся в христианскую веру.

Кайсаров 1810: 128—129. Кайсаров соглашается с Френцелем из Лаузица Лужицы , что Марзана бо- гиня смерти. Николай Михайлов замечает его недостаточно досто- верные этимологии теонимов Михайлов 2017: 27. Брат Михала Френцеля, филолог — Абрахам, которого Кайсаров в обзоре предыдущих исследований хвалит как более знающего, пишет о Марцане как о богине смерти.

Кайсаров добавдяет свои любительские, уже русские этимологии. На Вацлава Ганку могли повлиять книги Френцеля или Кайсарова, когда де- лал подделку богини смерти в якобы чешских древностях. Подделка Ганки уда- лась и быстро прославила его в славистике эпохи романтизма. Об открытии старой рукописи в церковной башне городка Двур Кралове над Лабем Ганка объ- явил в 1817 году, а первое издание Краледворской рукописи напечатано в 1819 году.

Потом печатались издания на чешском в 1829, 1835, 1843, а одновремен- но начали появляться многочисленные комментарии и переводы на славянские языки Некрасов 1872. Морена появляется в 4-ой песне Краледворской рукопи- си, в которой описывается бой воеводы Честмира и Власлава — врага пражско- го князя Неклана. Поэт-создатель и его соавтор Йозеф Линда в 217 стихе связа- ли смерть, Морену и ночь. В сопроваждающих словарях отмечено, что Морена, Марана — богиня смерти.

В этой песне представлена борьба язычников Забоя и Славоя против насильственной христианизации. Поддельщики здесь связали в оппозиции Весну и Морану po puti wsiei y uesni po moranu 6, стих 40; Некрасов 1872: 88. Эти божества якобы олицетворяют молодость и смерть, и именно та- кая и подобные оппозиции в будущем будут сильно укрепляться. Но вклад Ганки в утверждение Мораны как богини чехов-язычников тут не заканчивается.

Средневековая энциклопедическая рукопись на латинском языке была пoдарена в 1818 году библиотеке чешского Народного музея. В рукописи су- ществовали глоссы древнечешского языка, но к ним Вацлав Ганка добавил не- сколько сотень подделанных чешских глосс якобы монаха Вацерада и опубли- ковал под заглавием Mater Verborum в 1833 году. Отсутствие критических оценок ведущих чешских славистов, включая Павла Шафарика, которых тогда очень уважали, закрепило старые и новые якобы открытия библиотекаря, поэта и филолога. Во второй половине XIX века патриотические фантазии Ганки были разоблачены и филологиче- скими и химическими доказательствами.

Очевидно, что в Ганкиных подделках польская форма Марцана, Мажана уступает место названиям Мора, Морана. В русских исследованиях славянской мифологии идеи Ганки влиятельно за- крепились. Историк Михаил Касторский пребывал в Германии и у Шафарика в Праге познакомился с тогда новейшими взглядами о славянских древностях. В конце тридцатых и в начале сороковых годов он в Санкт-Петербургском уни- верситете читал лекции по славянской филологии.

Касторский набрасывает ряд данных, связанных со смертью, считая что и без аргументации понятно, что они потверждают существование богини Марены. Он указывает, что возле Грюнвальда найден женский кумир из глины с лицом покойника. Переходя на польские края, автор связывает фрагмент их хроники Кромера о бросании идолов Марзании и Зевонии на четвертой неде- ле поста в болота Касторский 1841: 113. В поиске подобных представлений у восточных славян, автор ссылается на изгнание смерти девушками в орловской губернии и неубедительно добавляет разнородный этнографический материал о посещении родительских могил с едой радуница , сжигании чучел Морены в слободско-украинской губернии, и верованиях о летающей душе, о дзядах, тризне.

Измаил Срезневский, который лично знал и уважал Ганку, в книге Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам совре- менным и преданиям 1848 приводит глоссы из Mater verborum по изданию Ф. Палацкого и П. Шафарика, включая название богини Мораны Срезневский 1848: 6. В книге о славянской мифологии относительно забытого историка, этногра- фа и археолога Дмитрия Шеппинга 1849 одна глава посвящена богиням жизни и смерти — Живе и Море.

Имена Живы — Дзева, Дева, Дидолада, Дидилия — ав- тор необоснованно считает подлинными и толкует как плодородную силу мо- лодости, любви и брака, развития растительной силы природы, созревания пло- дов. Упоминание Живы из верований полабских славян потом повторяли многие компиляторы. Дмитрий Шеппинг пишет, что Мору называют Хорст, Хора, Морена, Кродо и что она оли- цетворяет бесплодие, болезнь, дряхлость и конец жизни. Автор пишет: Корень мор, смрд, мрж, мрз находим мы во многих славянских словах: мор — в значении смерть, морить, умора, мароз, мрак, мерзость, маркотно и пр.

В прусско-славян- ском мифе мы встречаем Мароса, или Мара, в литовско-прусском — Маркоттов и Маркополов, которых Гануш находит у славян под именем Маркотов.

Морена – богиня тьмы с прекрасным ликом

Кайсаров соглашается с Френцелем из Лаузица Лужицы , что Марзана бо- гиня смерти. Николай Михайлов замечает его недостаточно досто- верные этимологии теонимов Михайлов 2017: 27. Брат Михала Френцеля, филолог — Абрахам, которого Кайсаров в обзоре предыдущих исследований хвалит как более знающего, пишет о Марцане как о богине смерти. Кайсаров добавдяет свои любительские, уже русские этимологии. На Вацлава Ганку могли повлиять книги Френцеля или Кайсарова, когда де- лал подделку богини смерти в якобы чешских древностях. Подделка Ганки уда- лась и быстро прославила его в славистике эпохи романтизма. Об открытии старой рукописи в церковной башне городка Двур Кралове над Лабем Ганка объ- явил в 1817 году, а первое издание Краледворской рукописи напечатано в 1819 году. Потом печатались издания на чешском в 1829, 1835, 1843, а одновремен- но начали появляться многочисленные комментарии и переводы на славянские языки Некрасов 1872. Морена появляется в 4-ой песне Краледворской рукопи- си, в которой описывается бой воеводы Честмира и Власлава — врага пражско- го князя Неклана.

Поэт-создатель и его соавтор Йозеф Линда в 217 стихе связа- ли смерть, Морену и ночь. В сопроваждающих словарях отмечено, что Морена, Марана — богиня смерти. В этой песне представлена борьба язычников Забоя и Славоя против насильственной христианизации. Поддельщики здесь связали в оппозиции Весну и Морану po puti wsiei y uesni po moranu 6, стих 40; Некрасов 1872: 88. Эти божества якобы олицетворяют молодость и смерть, и именно та- кая и подобные оппозиции в будущем будут сильно укрепляться. Но вклад Ганки в утверждение Мораны как богини чехов-язычников тут не заканчивается. Средневековая энциклопедическая рукопись на латинском языке была пoдарена в 1818 году библиотеке чешского Народного музея. В рукописи су- ществовали глоссы древнечешского языка, но к ним Вацлав Ганка добавил не- сколько сотень подделанных чешских глосс якобы монаха Вацерада и опубли- ковал под заглавием Mater Verborum в 1833 году.

Отсутствие критических оценок ведущих чешских славистов, включая Павла Шафарика, которых тогда очень уважали, закрепило старые и новые якобы открытия библиотекаря, поэта и филолога. Во второй половине XIX века патриотические фантазии Ганки были разоблачены и филологиче- скими и химическими доказательствами. Очевидно, что в Ганкиных подделках польская форма Марцана, Мажана уступает место названиям Мора, Морана. В русских исследованиях славянской мифологии идеи Ганки влиятельно за- крепились. Историк Михаил Касторский пребывал в Германии и у Шафарика в Праге познакомился с тогда новейшими взглядами о славянских древностях. В конце тридцатых и в начале сороковых годов он в Санкт-Петербургском уни- верситете читал лекции по славянской филологии. Касторский набрасывает ряд данных, связанных со смертью, считая что и без аргументации понятно, что они потверждают существование богини Марены. Он указывает, что возле Грюнвальда найден женский кумир из глины с лицом покойника.

Переходя на польские края, автор связывает фрагмент их хроники Кромера о бросании идолов Марзании и Зевонии на четвертой неде- ле поста в болота Касторский 1841: 113. В поиске подобных представлений у восточных славян, автор ссылается на изгнание смерти девушками в орловской губернии и неубедительно добавляет разнородный этнографический материал о посещении родительских могил с едой радуница , сжигании чучел Морены в слободско-украинской губернии, и верованиях о летающей душе, о дзядах, тризне. Измаил Срезневский, который лично знал и уважал Ганку, в книге Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам совре- менным и преданиям 1848 приводит глоссы из Mater verborum по изданию Ф. Палацкого и П. Шафарика, включая название богини Мораны Срезневский 1848: 6. В книге о славянской мифологии относительно забытого историка, этногра- фа и археолога Дмитрия Шеппинга 1849 одна глава посвящена богиням жизни и смерти — Живе и Море. Имена Живы — Дзева, Дева, Дидолада, Дидилия — ав- тор необоснованно считает подлинными и толкует как плодородную силу мо- лодости, любви и брака, развития растительной силы природы, созревания пло- дов. Упоминание Живы из верований полабских славян потом повторяли многие компиляторы.

Дмитрий Шеппинг пишет, что Мору называют Хорст, Хора, Морена, Кродо и что она оли- цетворяет бесплодие, болезнь, дряхлость и конец жизни. Автор пишет: Корень мор, смрд, мрж, мрз находим мы во многих славянских словах: мор — в значении смерть, морить, умора, мароз, мрак, мерзость, маркотно и пр. В прусско-славян- ском мифе мы встречаем Мароса, или Мара, в литовско-прусском — Маркоттов и Маркополов, которых Гануш находит у славян под именем Маркотов. В древней римской теогонии встречаем мы богиню mors или Морту богиню смерти и брата ее Морфея, бога снов. Наконец персидский Мортихорас — бог зла и эманация Аримана, как будто соединяющий в своем имени оба корня мор и хор, может служить нам намеком на их восточное происхождение. То же самое двойственное значение получает она под именем Марцаны, как богиня смерти животных. В этом от- ношении она, доставляя человеку богатые плоды звероловства, уподобляет- ся благодетельной Диане. Однако же Морена как богиня осени и зимы, удер- жала свое первоначальное значение временной смерти природы, что ясно видно из уцелевших еще обычаев хоронить изображение Моры при насту- плении весны, олицетворяя в этой церемонии не только окончание зимних холодов, но и смерть прошедшего года.

Александр Афанасьев в трехтомной книге Поэтические воззрения славян на природу 1865—1869: 556 упоминает поджигание чучела на масленицу, с интер- претацией что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Этнолингвист Анатолий Журавлев в исчерпывающем анализе веро- ваний и заблуждений Афанасьева пишет об отличиях чучел западных славян — чехов Марена, Маржена, Морана , словаков Морена , поляков Мажена , ко- торых как олицетворение смерти сжигали либо топили, в обычаях, связанных с куклой масленица [Журавлев 2005]. Обрядовое уничтожение чучел которое у западных славян может носить имена с корнями мар- или мор- описанo этно- графами и фольклористами и представляет собой отбрасывание и прощание с зимой как неплодородной частью года. Вода, как мы уже заме- чали, есть стихия и благодетельная, и убийственная; она оживляет, освежа- ет, поддерживает бытие и прекращает его; и дает плодородие, и разрушает его; сообразно этому двойственному характеру в природе и в поэтической символике народа вода имеет как светлое, веселое, так равно и мрачное, пе- чальное значение. Близость моря и смерти заметна во многих чертах народ- ной поэзии Костомаров 1994: 270. Труды восточнославянских мифологов, которые очень любили общеславян- ские обобщения, распространялись между славянофилами в средине и конце XIX века. Уже в конце века существующие более критические тексты Сумцова, А.

Поздней осенью, это молодая прекрасная девушка, с бледным лицом и длинными черными волосами, в белых и лазурных одеждах, искрящихся в свете луны походе на Снежную Королеву , а в конце зимы — старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Не хочет старуха уступать время для весны. Старается всеми силами удержать зиму. Именно из древнего язычества, к нам пришел обряд сжигать чучело на костре, на Масленицу, что бы злая Морана поскорее ушла. Само имя «Морана» происходит от слова «мор». С образом богини селяне обходили деревни, когда в них начинался мор, умирали люди, животные. Они просили богиню забрать болезнь в Навь. Ведь изначально Морена олицетворялась как богиня жизни и смерти, забирая души умерших, она позволяла им переродится вновь. Со временем, об этом стали забывать и Морана ассоциировалась исключительно со смертью, принося страх в души людей. Одно из любимых занятий богини — ткачество. Подобно греческим Мойрам она играет с нитями жизни людей, ведя из в нужном направлении, а в конце, обрезая нить жизни умирающего. У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней, или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того, как обряд был произведен, все что было в этом месте камни, алтарь, сам идол сжигалось или топилось в воде. Читайте также: Какое дерево по гороскопу подходит тельцу Еще по земле ходят прислужники богини — мары. Призраки, которые по ночам, под окнами шепчут имена людей, живущих в доме. Кто отзовётся на свое имя, тот вскоре умрет. Из других источников — мары наоборот, живут в домах людей, в уголках за печкой, если домовой помогает хозяевам, то мара, портит и рвет пряжу, крадет вещи. Становясь видимой по ночам, она прядет и шьет в лунную ночь. Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе. Марами, так же пугали детишек, маленьких и слабых, они могли утащить и убив, сделать такими. О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги Мареной Свароговной. В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей, и пакостить главным героям. Но, неизменно, добро побеждает зло, и Марана оказывается проигравшей. Образ Мары неизменно похож на образы других богинь смерти: Гекаты, Хель. Они так же, ассоциировались с образом смерти, но по сути осуществляли цикл перерождения. Ведь без смерти, по поверьям многих народов не будет и новой жизни. Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен. Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости заметно созвучие слов «скала» и «скелет» ; цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей. И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба - не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины, верили наши предки. Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля! Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а также с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. Связана с Землей в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли и Водой которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды. Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат. Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня. Тогда же пели: Благослови, мати, Ой мати Лада, мати! Весну закликати. И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам.

Имя Морана родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Образ Мары в русских поверьях в соответствии с ее значением - призрачен. Это туман и марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время - в полдень дня или в полночь дня или года. Временные переломы, таким образом, олицетворяют переломы в судьбах людей. В образе Мары отразился древний архетип, связанный с морем и смертью. В образе Морены видят сочетание рождения, плодородия и смерти. Мара также душа и доля, источник и конец бытия. Её символы: Черная Луна символизирует тьму, умирание и тоску. Однако Луна также имеет свойство перерождаться, так и Зима в лице Мары со временем уступает место новой Весне. Груды разбитых черепов — мрачный и угрожающий символ смерти и бренности бытия, вызывающий невольный трепет. Кажется, что в глубоких провалах пустых глазниц, в мертвенной желтизне, в жутком неподвижном оскале затаилась сама Смерть. Серп, которым Морена подрезает Нити Жизни, символизирует смертность. Вместе с тем, серп несёт в себе значение плодородия и урожайности. Женщина в чёрных рваных одеждах олицетворяют собой тоску, болезнь и траур, девушка же в светлых одеждах — молодость, красоту, жизнь и радость. Коммуникативные средства создания образов и символов Народное гуляние, фотография Древние обряды как ничто лучше отражают в себе образы славянской мифологии. Не обошли стороной они и богиню Морену. Во время празднования Ивана Купалы, например, сжигалось чучело, наречённое именем Морены.

Красавица или старуха?

  • Навьи духи, кто это?
  • Последние выпуски
  • Содержание
  • Марена | Mythological Creations | Fandom
  • Славянская богиня Марена
  • Мара: описание, происхождение, значение, внешний вид, атрибуты, мифы | Мифолог

Богиня Морена у славян: важность круговорота жизни и смерти

Люди верят, что если Мора ступит на земли Яви во внеурочное время, сама Луна поможет укрыться ей. Она перестанет освещать мир и даст богини пройти незамеченной. Чаша из черепа человека. Особый артефакт, которой сделан из черепа человека, чью душу она забрала первой.

Существуют легенды, согласно которым колдуны и волхвы испив из этой чаши, обретали немыслимое могущество. Но для простых людей она была губительна. Стоило им выпить из нее, как их душа навсегда оставалась в царстве Морены.

Волки и вороны составляли свиту богини. Заслышав зимой тоскливых вой животных в чаще леса или увидев стаи птиц, люди понимали, что идет Мора, а вместе с ней метель и стужа. Лунный металл — серебро — также является атрибутом этого божества.

Все металлические предметы, начиная от оружия до украшений были изготовлены из него. Даже подковы ее кобылы. Священное растение — ель.

Черная Луна скрывает присутствие богини Враги В древней легенде сохранилась информация о великой битве между Сварожичами и Скипер-зверем. Согласно мифу, чудовище украло Марену и двух ее сестер и заперло их в мире Нави. Перун, вместе со своими братьями победил монстра и вызволил богинь из плена.

Так что Скипер-зверя можно считать полноправным врагом всех Сварожичей и Морены тоже. Существует распространенное заблуждение, что Мара является антагонисткой Лели и Живы, но это не так. Три сестры не враждуют между собой, а олицетворяют круговорот жизни, ее трансформацию.

Без смерти невозможна жизнь, а без отмирания старого — невозможно построить новое. Чествования божества Как и для любого другого божества славян, существовали специальные праздники, когда чтили Мару. В такие дни люди приносили ей дары и проводили священные ритуалы.

Места поклонения Марена не требовала постоянных святилищ. Только в специальные дни люди возводили временные места для поклонения, а после завершения церемоний сжигали их. Такие святилища оборудовали следующими деталями: На холме оборудовали место, где устанавливали изображение богини, сделанное из дерева или соломы.

Его наряжали в настоящую одежду, вешали на него бусы из сушеных ягод и фруктов, украшали лентами.

Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам. Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода.

И каждую зиму она берет власть. Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары.

Имя Морана Морена действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Слайд 4 Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест.

Но есть древние упоминания о том, что Мара и Кощей были женаты. Это у европейцев в порядке вещей, когда родители женились или выходили замуж за собственных детей, а у славян инцест не поощрялся. Есть версия, что Мара — это дочь Сварога и Лады. В теории — это вполне вероятно, но на практике — уж слишком сильна была Мара, как для младшей богини. По силе она не уступала ни Ладе, ни Живе, так что эта версия тоже маловероятно Одной из самых ходовых и распространенных версий является то, что Мара являлась сестрой Лады и Живы.

Все они были созданы из искр, которые появились в результате удара молота Сварога по Алатырь-камню, о котором мы писали в одной из предыдущих наших статей. А вот если делать упор на славяно-арийские легенды и мифологию, то вполне можно предположить, что Мара — это дочь Черного Змея и Ящера — повелителя подземного мира. Становление и значение Мары в славянской мифологии Какую бы теорию происхождения богини вы не брали за основу, а в любом случае своей родословной она может гордиться. Не удивительно, что впоследствии она заняла очень важную точку правления. Вообще Мара считалась темной богиней. У славян было принято делить времена года, между богами.

И Мара стала единоправной владычицей зимы, которая напрямую с ней же и отождествлялась. Но, как мы уже сказали выше, славяне жили в мире с любыми богами, да и отношение к смерти у них было не столь чуждое, как у тех же греков. Славяне верили, что любая смерть — это лишь начало новой жизни. Так и зима, какой бы лютой она не была, всегда сменяется весною. Мара — это не единственное имя богини. Нередко она упоминается, как Морана или Марена, а у восточных европейцев ее кличут Моржаной или Мармуриеной.

Кстати, если брать знаменитые легенды о короле Артуре, то там тоже фигурирует Моргана, и вполне может быть, что в основе легенд лежит все один и тот же персонаж из славянской мифологии. Однако имя богини древнерусское, ибо в корне его лежит слово мор. Оно до сих пор встречается у болгар и украинцев и означает умерщвление или увядание, что полностью соответствует образу богини в мифологии. Не удивительно, что слова морить, морочить, морок и другие — отождествлялись с мучениями и истязаниями.

Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави

Ее возможности безгранично велики: она управляет смертью и жизнью не только обычных существ, но и бессмертных богов. Кроме того, Мара — это прекрасная волшебница, способная до неузнаваемости изменить мир, однако лишь на короткое время. Одно из любимых занятий богини — ткачество. Подобно греческим Мойрам, она играет с нитями жизни людей, ведя их в нужном направлении, а в конце обрезая нить жизни умирающего. Становясь видимой по ночам, она прядет и шьет в лунную ночь. Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе. У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того как обряд был произведен, все, что было в этом месте — камни, алтарь, сам идол, сжигалось или топилось в воде. О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги.

В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей и пакостить главным героям.

Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев.

Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Богини Славян Девана Зевана, Дзевана , в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи верхней одежды накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы.

Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты. Жива, Живана, Сева - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны. Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности. Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет. Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы. Прилетая из Ирия, из той заоблачной страны, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти.

Все арийские народы видели в круговороте времен года модель жизни. От беззаботной весенней юности к зрелому лету, от заслуженной осени к зимнему увяданию и смерти- такие же циклы проживает человек, семья, племя, государство.

Фото из открытых источников Cлaвянcкaя бoгиня Mapa по поверьям пpинaдлeжала к пepвoму пoкoлeнию бoгoв. Пo oднoй вepcий, oнa являлась cecтpoй Лaды и Лeли Живы и была coздaнa из иcкp, oбpaзoвaвшиxcя oт удapa мoлoтa Cвapoга пo cвящeннoму кaмню aлaтыpь. Bce три сестры имeли paвную мoщь и дoпoлняли дpуг дpугa, упpaвляя paзными cтopoнaми человеческого бытия. Символы Мары - Черная Луна, чёрный ворон, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни отсюда же образ богини жатвы и урожая.

Смерть, даруемая Мареной, не была полным прерываниям жизни как таковой, а выступала переходом к жизни иной, к новому Началу, ибо так уж положено, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна... Согласно поверьям древних славян, Мара не уступала в красоте богине весны, любви и домашнего очага Ладе, и вопреки распространенному мнению не являлась ее антиподом. Также Мара не противостояла Лели Живе , хотя, по сути, воплощала в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти три богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и древними славянами. Мара считалась красивой богиней, несмотря на свою тёмную сущность. Фото из открытых источников Мара считалась красивой богиней, несмотря на свою тёмную сущность.

Фото из открытых источников Мара представлялась нашим предкам светлокожей, темноволосой и черноглазой красавицей, воплощением льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила в дворце из чистого, искристого небесного льда и ей подчинялись все духи воды и холода.

Ей поклонялись тайно. Если же необходимо было провести обряд для ублажения этой славянской Богини например, во время войны или эпидемии , то всю необходимую атрибутику делали непосредственно перед ритуалом, а потом все сжигали. Днем Богини Мары считается 15 февраля. Ей в дар преподносят солому, цветы и фрукты.

Жертвоприношения были очень редкими. По одной из легенд по Земле ночами ходят слуги Морены — Призраки. Они шепчут имена людей, живущих в доме, и если кто отзовется, значит, скоро умрет. Сама же славянская Богиня Морана редко являлась людям. Увидеть ее можно было, лишь когда она в мирное время сидела на скалах и плела одеяния. Это был хороший знак, но если Богиня замечала, что за ней наблюдают, она сердилась и насылала проклятие на весь род того человека.

Морена - богиня смерти и вечного холода у славян

Морана: Славянский гороскоп 2024 Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором).
Мара - богиня смерти Мара (Морена, Марена, Моржана или Морана) у славянина считалась богиней зимы, царицей смерти и ночи.
Богиня Марена – кто это, символ смерти у славян В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары.

Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).

В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя. Мара, Морана, Марена по разному называют эту безмятежную богиню жатвы. Морана – одна из самых загадочных и мистических богинь славянской мифологии. Богиня Мара (Морена, Марена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий