Новости анализ стихотворения лермонтова парус 6 класс

Презентация 6 класса по предмету "Русский язык, Литература, Чтение" на тему: "Анализ стихотворения това «Парус». Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова Тема поиска себя в “Парусе” Лермонтова. Лермонтов написал “Парус” в 1832 году в самый разгар своей юности, когда ему было 17 лет.

М. Лермонтов, «Парус»: анализ стихотворения, характеристика героев и интересные факты

Его стихотворение «Парус», положенное на музыку, стало песней. Но и читая его в стихотворной форме, можно насладиться описанием голубого моря, прочувствовать легкий морской бриз и чарующее восходящее солнце. Само слово «парус» вызывает в человеке жажду скитаний и открытий, мечтаний и таинственности. Белый цвет паруса символизирует безмятежность и покой. Он символизируется с человеком, который одинок. Но одиночество не является признаком плохих людей. По мнению Лермонтова на одиночество обречены люди талантливые. Отражение этой мысли мы находим и в других произведениях Михаила Юрьевича, например, в «Пророке». Используя в стихотворении бушующее море, поэт подразумевает под ним людей жестоких и резких на слово и дело.

Пугающее великолепие морских волн сменяется переживаниями самого автора, ведь Лермонтов сильно переживал по поводу своего ухода из университета, в котором учился. Но уход требовался. Он выбрал иную жизненную дорогу — путь поэта и пророка. Лермонтовский «Парус» литературоведы относят к жанру лирической новеллы, в которой автор рассматривает философские мысли и преподносит читателю свои размышления. Мы видим одиночество автора. Он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой. Лермонтову удалось передать читателю свои чувства по поводу того, что он покинул Москву. Виднеющийся вдалеке белый парус очень точно проявляет чувства поэта.

Он пытается найти далекий берег, на который он сможет-таки вступить твердой ногой и почувствовать, что это его пристанище. Только там он сможет спастись от неустойчивости моря. Строки этого стихотворения сплошь наполнены душевными переживаниями поэта, которые мы все так же ярко можем прочувствовать спустя две сотни лет… Общая характеристика творчества поэта Лермонтов возрастал в иное время. Героическая эпоха русской истории миновала. Укреплялись центральные, помещичьи, чиновнические власти. Отношение человека 30-х годов к миру нельзя было выразить пушкинским языком. Художественные вкусы Лермонтова сложились в Московском благородном пансионе, в Московском университете, где интерес к философскому знанию преобладал над социально-политическими вопросами, где занимались философской эстетикой. В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга.

Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта. Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа — цивилизация, особенно в байроновском преломлении. Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать. Лермонтов с раннего детства рос замкнутым ребенком, его не редко дразнили из-за броской необычной внешности и буйного характера. Кроме того, юный Лермонтов все больше обособлялся от общества своих сверстников, часто уезжая лечиться на Кавказ и меняя свое окружение. К семнадцати ситуация накалилась до предела: поэту пришлось расстаться со своей мечтой, бросить обучение в университете Москвы и переехать в Питер по настоянию бабушки.

Все эти обстоятельства явились предтечей сложного душевного состояния юного поэта, которое нашло отражение в знаменитом стихотворении «Парус». Рассуждения поэта кажутся мудрыми, не по годам точными и лучше всего передают читателю сложный характер юного поэта. Стихотворение просто — в нем всего три строфы. Поэтом четко проведены грани между образом произведения и его лирическим героем. В то же время этот переход не заметен читателю. Образ одинокого парусника, будто бы сливается с героем произведения: две первые сроки описывают картину моря, а следующие продолжают описание человеческих чувств. Именно этот прием помогает Лермонтову добиться метафоричности произведения, заключить один образ в другом, при этом не соединяя их в одно целое. Жизнь, в понимании поэта, предстает в образе моря, парус — в образе человека.

При этом брошенный в «тумане моря голубом» парусник остается так же одинок, как человек, отдаленный от других людей в жизни: где-то в море есть еще парусники — где-то в мире есть люди, но в этот миг вблизи никого, в этот миг существует лишь одиночество. Лермонтов, продолжая играть взаимосвязанными образами «жизнь — море», задается в стихотворении философскими вопросами: чего ищет человек в мире, одинок ли он в своем поиске? Волнует поэта и другой вопрос: почему многие люди будь то отважные солдаты или неутомимые деятели искусства постоянно желаю пребывать в поиске неизведанного, сквозь бури и штор возвращаться в тихую спокойную жизнь, в которой находят ответы на свои вопросы и вновь стремиться назад, в неизвестное и опасное. Стихотворение является ярким примером пейзажно-символического произведения: душевное состояние лирического героя передается через состояние природы. В «Парусе» использована рифма, повторяющаяся через строку. Средства выразительности: повторы, с упором на вопросительные фразы что ищет? Читайте также: Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение 10 класс Динамику произведению придает наличие в нем глаголов, а противопоставление например, далекой — родном придает стихотворению насыщенность и образность, помогая читателю прочувствовать и глубже понять эмоции автора. Автор использует повторение определенных звуков для описания моря шипящих, для описания образа шума моря, бури.

Темп замедляется в частях стихотворения с философскими вопросами, выводя их на первый план и оставляя на заднем плане картину окружающего мира, дополняющую проблему стихотворения, затронутую автором. Все стихотворение в целом — личность Лермонтова: это он сам, вечный скиталец, чувствующий, думающий, живущий ярко, ищущий среди бурь свое место в жизни. Автор не указывает непосредственно на героя, об этом легко догадаться. Главная тема — одиночество и неудовлетворенность привычной обстановкой. Подобно парусу в безбрежном море герой покидает родной край с неосознанной жаждой поиска, не имеющего конкретной цели. В этом отразились ощущения Лермонтова, связанные с переездом в Петербург. Он кардинально поменял свою жизнь, не имея прочной опоры в будущем.

Какую картину мы представляем, когда читаем эти строки? Какие художественные средства использует автор? Слайд 11 Рисунок М.

Лермонтова Слайд 12 В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном? Антитеза ищет — кинул, далёкой — родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении. Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля. Слайд 13 Анализ 2 строфы Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он счастия не ищет, И не от счастия бежит! Как меняется картина моря, а вместе с ней звуковая гамма стихотворения и чувства лирического героя?? Слайд 14 Слайд 15 Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ.

Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит. Слайд 16 Анализ 3 строфы Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Способ стихосложения, рифмы История создания Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где остается наедине со своими мыслями и чувствами. Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение. Первый вариант написанного произведения поэт высылает в письме к М. В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский». Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний.

Он даже не включил его в свой поэтический сборник, изданный в 1840 году. Но, именно этому стихотворению было уготовано бессмертие. Первая публикация «Паруса» состоялась в 1841 году, в журнале «Отечественные записки». Персонажи и образы Центральный герой стихотворения — парус, сопоставимый с образом самого автора. Представив его в самом начале словами стороннего наблюдателя, поэт начинает отождествлять его с мятежной личностью, пребывающей в поиске смысла жизни. Образ моря представляет собой окружающую среду, общество, саму судьбу, волею которой автор оказался вдалеке от дома, близких людей, привычной обстановки. Красота лазурного моря, золотые лучи солнца… Что еще нужно для спокойной жизни? Но все это не важно для паруса, он просит бури, ищет ее, чтобы погрузиться вместе с ней в пучину своих ощущений. Жизнь, как и море, гнет и пытается сломить парусник, обрушивая на него гнев своей водной стихии. А счастье — это призрак, фантом, его нет нигде, ни в прошлом, ни в будущем: «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит». В этой фразе заключены разочарование и обреченность, которые были так характерны для настроения поэтов-романтиков. Композиция Стихотворение имеет линейную композицию. Завязка приходится на первое четверостишие, когда поэт впервые упоминает об увиденном вдалеке парусе. Второе четверостишие — развитие действия, автор описывает испытания, которым подвергается парусник в открытом море.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова Парус 6 класс

Испытав на себе перевороты, революции и варварскую разруху, Санкт-Петербург до сих пор остается красивейшим городом мира.... Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры Великий русский писатель Александр Иванович Куприн высказал прекрасные слова:» Язык-это путь цивилизации и культуры. С его помощью люди общаются, делятся восхитительными идеями, которые потом воплощают... Сочинение на тему Программист моя будущая профессия Высокие технологии стремительно развиваются. Еще десять лет назад сложно было представить, какое значение будут играть в современном обществе компьютеры и специальные программы. На данный момент виртуальный мир не только позволяет... Цель: в этом микромодуле вам предстоит уяснить, что государство является центральным институтом власти, важнейшей составной... Сочинение на тему Моя старшая сестра В нашей семье двое детей: я и моя сестра. Она старше меня на два года. Мы с ней очень близки, несмотря на то, что у нас разный характер и интересы.... Сочинение на тему История света: от угольной лампочки до высоких световых технологий Первобытные люди, как и животные, боялись огня.

Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее. Огонь костра дает свет,... Гоголя » Тарас Бульба» в 8-м классе. Идеей этого учебного года является изучение жизни литературного рода во времени. В блоке «Эпос»... Он высказал мысль о том, что лучшим воплощением памяти для поэта станут его стихи, переходящие из одного... Рекомендации к работе с литературой на лето Здравствуйте, уважаемые родители и учащиеся! Хочется сказать несколько слов о том, как работать с литературой в летний период… Прежде всего нужно завести дневник читателя. Он поможет сохранить в памяти и... О комедии Н.

Гоголя «Ревизор» История создания этой пьесы связана с именем Пушкина. Задумав написать комедию на тему из русской жизни. Гоголь обратился к поэту с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной... Анализ стихотворения Ласточки Майкова Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень — «унылая пора — очей очарованье», «пышное природы увяданье», которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время... История создания поэмы «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» была написана примерно за 17 лет, а сюжет ее, как и сюжет «Ревизора» был подсказан А. Над «Мертвыми душами» Гоголь начал работать осенью 1835 года,... Задачи в стихах для детей 5-7 лет Задачи в стихах для старших дошкольников и младших школьников 0 Барсучиха-бабушка Испекла оладушков. Угостила двух внучат — Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько...

Анализ стихотворения Державина Снегирь Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и... Сочинение по картине Серова Мика Морозов На картине изображен ребенок, мальчишка пяти лет. Судя по всему, это и есть тот самый известный Мика Морозов. Ребенок сидит на стульчике и позирует для художника. Все его нутро заявляет... Где же вы теперь, друзья-однополчане? Великая отечественная война 1941 — 1945 знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв. Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла двадцать миллионов... Смысл заглавия романа В названии романа «Лето Господне» заключена его идея.

Ильин так объясняет его: «Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дававшее нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу-осень...

Поэтому парус находит отклик у поэта. Лермонтов после ухода из университета чувствует такую же бурю в душе, которую искал парус. В анализе стихотворения "Белеет парус одинокий" Лермонтов описывает противостояние "человек-жизнь". Поэт размышлял о том, что человек остается одиноким в этой бушующей стихии, носящей имя "жизнь". Он считал, что все люди одиноки среди таких же как они. И все стремятся найти ответы на волнующие их вопросы. Герой сам не понимает, чего он хочет. Он не понимает: рад ли своему одиночеству или же старается найти свою пристань?

В первой строфе образы паруса и героя объединены одиночеством. Герой чувствует, что ему близок парус, потому что так же одиноко плывет в море, как и он одинок среди людей. В следующей строфе читатель понимает, что размышления об одиночестве связаны с печальными событиями в жизни героя, его разочарованием, горечью. Он надеялся, что встреча с бурей поможет обрести ему гармонию. Но искать ее нужно человеку в своем внутреннем мире. В последней строфе герой решает обрести счастье и гармонию в буре. И это выделяет его среди других. Он решает пойти наперекор общепринятому мнению о том, что счастье можно найти лишь в гармоничном спокойном течении жизни. Его свободолюбивая мятежная натура просит не спокойствия, а бури.

Именно она может помочь герою найти ответы на важные для него вопросы.

А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная… Слайд 20 Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости. Из каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль? Везде царствует покой. Что же парус? Он — в противоположность —пронизан стремлением к не покою, движению. Природа, море оживают.

И парус тоже полон динамики. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Слайд 22 Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с основной мыслью стихотворения? Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе — мятежный! Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

Слайд 23.

Ему не сидится на месте, его не манит спокойное море, голубое небо и «луч солнца золотой». Душа этого человека требует действия, ему хочется что-то творить, совершать: «А он, мятежный, просит бури». А если все время сидеть и ждать, то ничего не сбудется, мечты не исполнятся. Вот такие мысли пришли ко мне, когда я читала эт.

Презентация на тему "«Парус» М.Ю. Лермонтов - анализ"

Относительно места сочинения стихотворения исследователи и лингвисты выдвигали несколько версий: одна из них является городской легендой, согласно которой Лермонтов увидел «парус одинокий» с одной из террас Петергофского дворца Монплезир. Делая полный анализ стихотворения «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова стоит вспомнить о том, что написано оно было в не самый простой период жизни автора. Слайд 1Стихотворение това «Парус» Литература 6 класс Автор работы: учитель русского языка и. это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. 15. Рассмотрим внутреннее звучание центрального образа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». Прослушать стихотворение «Парус» М. Ю. Лермонтова (аудиоисполнение)читает Михаил Иванович Царев (18 ноября 1903, Тверь, — 10 ноября 1987, Москва) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец).

Парус (Лермонтов)

Статья автора «Анализ стихотворений» в Дзене: Период времени, когда было создано стихотворение “Парус”, был для молодого Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно сложным. Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс по плануЭлегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике. Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. «Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания. это сам Лермонтов, а море - его жизненные испытания.

Сочинение: О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Слайд 1Стихотворение това «Парус» Литература 6 класс Автор работы: учитель русского языка и. «Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания. Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова Тема поиска себя в “Парусе” Лермонтова. Лермонтов написал “Парус” в 1832 году в самый разгар своей юности, когда ему было 17 лет. В анализе стихотворения "Парус" Лермонтова по плану одним из пунктов является определение жанра произведения. В стихотворении “Парус” Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает также главную и вечную тему – цель и смысл человеческой жизни.

Краткий анализ стиха «Парус» М. Лермонтова и главная тема произведения

Введение в тему урока. Построение ассоциативного ряда. Синий простор. Водная гладь. Собираем и группируем ассоциации по схожести.

Знакомство с текстом произведения М.

Каким рисуется море? Какие контрасты используются автором. II четверостишие 1. Какую картину природы создает поэт в первых двух строках? Пейзаж бури. Отсутствие эпитетов, простые предложения, передают динамику движения. Какой мотив продолжается в 3 и 4 строфе? Направленность и цель поиска остается неизвестными. Буря не приносит ему избавления от неудовлетворенности существования 4.

Как звучит черновой вариант? Здесь прямо указывается бесцельность поиска.

И здесь не обошлось без неё. С данной темой мы встречаемся практически в каждом лирическом произведении, где душа лирического героя постоянно бунтует и требует перемен. Здесь эти чувства автор так же передает через парус, который вынужден отправиться в открытое море, чтобы испытать свои силы и показать на что он способен. Так же представлена тема природы, благодаря которой автор умело передает настроение стихотворения.

Спокойный пейзаж постепенно изменяется, но автор об этом не пишет прямо. Он как-бы намекает, что надвигается шторм и гроза, которую так ищет парус, чтобы обрести долгожданный покой. Средства выразительности В данном стихотворении присутствует большое количество эпитетов, которые помогаю поэту создать более яркую картинку. Именно она помогает лучше передать настроение стихотворения. Использование риторических вопросов так же встречается в данном тексте. Это придает ему определенной интриги и наталкивает на размышления о собственном смысле жизни.

Метафоры помогают стихотворению стать более динамичным. А использование оксюморона в последней строке, заставляет читателя так же задуматься о своей жизни. Основная мысль произведения В роли паруса мы с легкостью можем узнать душу самого автора. Они одинаково ищут свое место в этом мире, не зная, в какую сторону им лучше всего направляться. Постоянные странствия и переезды отложили отпечаток на молодом поэте. Михаил Юрьевич сам находится на распутье и не понимает до конца, чего именно он хочет.

Он пытается найти покой там, где искать его не имеет смысла, поэтому он продолжает свои метания. Он не верит в счастье, потому что ему не довелось его пережить. Поэтому он сомневается в том, что в будущем ему улыбнется удача. Он очень одинок, поэтому сильно зависит от внешних факторов, которые толкают его из стороны в сторону. Он понимает то, что не в состоянии изменить судьбу.

Или разделает стихию и состояние человека. В стихотворении Лермонтов использует аллегорию. Так море - это жизнь человека, парус - его душа. Море пытается разбить парус, как жизнь пытается разбить душу поэта.

Вначале оно приветливое, голубое, потом меняется резко, прямо на глазах. В первой строфе преобладает ключевое слово «одиночество». Герой разочарован жизнью. Он не находит себе места, что-то ищет. Как и сам поэт, находящийся в постоянном поиске. Вторая строфа - яростная борьба со стихией. Но она не приносит счастья, только разочарование и тоску. Мечты разбились о жизненные рифы, счастье улетучилось, как дым. В третьей строфе всё хорошо и красиво в природе, а парус рвётся в бурю.

Он чувствует, что там, наконец, обретёт покой. В спокойной жизни ему тяжело, она гнетёт его. Лермонтов сам похож на этот парус. Он тоже метался по жизни, искал любви и счастья. Это видно из его произведений. Поехал служить на Кавказ, в самое «горячее» место. Не может его парус найти тихую гавань. Жанр стихотворения - лирическая новелла с глубоким философским смыслом. Через описание моря, паруса поэт передаёт свой внутренний мир.

А бушующее море - это как наш суматошный мир. Стихотворение написано ямбом, строки рифмуются через одну. Как всё-таки был талантлив Лермонтов! Не зря же он учился на филолога, хоть потом и бросил учёбу. Он насытил стихотворение глаголами, чтобы придать ему некий динамизм. Чтобы был понятен контраст, он применил выражения, противоположные по значению стране далёкой - краю родном, кинул - ищет. Только чуткое ухо может уловить твёрдые звуки л, н, м, р. Это сделано специально, чтобы у читателя было ощущение покачивания на волнах во время штиля. Но вот налетает шторм, добавляются твёрдые и шипящие звуки с, т, щ, ч.

Эти строки мы учим в школе и помним потом всю жизнь. Анализ стихотворения Парус Лермонтова Знаменитое и многими любимое произведение "Парус" появилось на свет в 1832 году. Его автором стал великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов. Сразу же нужно отметить, что данное произведение является очень сильным и характеризует самого поэта. Михаил Юрьевич был очень нежным, мягким и тонким человеком, все его произведения были наполнены именно этими особенностями. В каждое из них он вкладывал свою душу, и данное произведение, безусловно, не является исключением. Парус он сравнивал с самим собой, как бы это странно не звучало. Он не зря упомянул, что парус выглядел одиноко и грустно на фоне моря. Он и сам чувствовал себя довольно таки одиноким и грустным в определенные периоды своей жизни.

Парус (Лермонтов)

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ «Парус” по плану вы найдёте в нашей статье. это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. Анализ стихотворения това «Парус» Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова Тема поиска себя в “Парусе” Лермонтова. Лермонтов написал “Парус” в 1832 году в самый разгар своей юности, когда ему было 17 лет. Анализ стихотворения. Строки стихотворения Лермонтова «Парус» описывают одинокий парусник в открытом море, который не ищет счастья и бежит не от него.

Cмысл стихотворения «Парус» Лермонтова

Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни. Способ стихосложения, рифмы Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба. Читая произведения, прослеживается перекрестная рифмовка, когда первая и третья строчки в каждой из строф заканчиваются на женскую рифму. В случае написания второй, а также четвертой строчек преобладаем мужская рифма. Усиливая художественную экспрессия, юный поэт прибегает к применению повторов, анафору, инверсию и синтаксический параллелизм. Так, анафора прослеживается: что ищет, что кинул. Лермонтов прибегает и к использованию олицетворения: играют волны, ветер свищет. Имеются в произведении эпитеты, такие как, луч солнца золотой, а также метафоры, в строках: струя светлей лазури. Применяется антитеза, в строчках: стране далекой — краю родном.

Критиковать «Парус» Лермонтова практически невозможно. Так как стихотворение достоверно отражает всю глубинку переживаний юного поэта, тревожного жаждущего вечной бури.

Так мало слов, и так много сказано и о море, и о судьбе паруса, и чем-то еще, неуловимом пока.

Очень важно, чтобы ученики поняли особенности поэтической интонации, то есть в процессе анализа они должны почувствовать, какое настроение, состояние души поэта передано в этом лирическом произведении. Поэтому анализ «Паруса» надо строить так, чтобы помочь им постичь поэтическое слово и образ картина моря и паруса , через которые автор передает свои жизненные впечатления. Анализируя «Парус», можно отметить, что в нем использованы в основном простые и понятные слова, причем в большинстве случаев в прямом значений, если же они употреблены в переносном, то оно доступно пониманию учащихся: волны играют,ветер свищет. Изобразительные средства стихотворения просты, но именно с их помощью поэт создает выразительный художественный образ.

Особо останавливаемся на эпитетах. Вспоминаем, что известно учащимся из уроков литературы: эпитеты определяют предмет или понятие, обязательно подчеркивая в нем такое его свойство, которое в первую очередь воздействует на чувства, воображение, мысль человека: они всегда окрашены чувством самого автора, показывают его отношение к тому или иному понятию, предмету. После этого находим в стихотворении «Парус» эпитеты и раскрываем их значение и смысл в контексте: одинокий — не имеющий близких, всем чужой один,отдаленный от других ; мятежный — тревожный,неспокойный. Эпитет одинокий играет в «Парусе» важную роль.

Это не только выражение одной из тем стихотворения гордое одиночество мятежника , но и ключ к раскрытию символического образа, - в нем совмещаются значения, соотнесенные как с предметным рядом — парус одинокий, то есть плывущий один, без подобных себе, так и с рядом «одушевленным» не имеющий единомышленников, близких людей. В ходе лингвистического комментирования я обращаю внимание учеников прежде всего на лексические антонимы, языковые и контекстуальные. С моей помощью они выделяют такие: ищет-кинул оставил,бросил, в стране далекой- в краю родном,ищет —бежит избегает ,под ним —над ним,буря —покой. Вместе мы делаем вывод о том, как прием противопоставления позволил поэту создать яркие пейзажные зарисовки и показать раздумья, размышления.

Как отмечается в «Лермонтовской энциклопедии»; «буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и от чего-то,обретения и потери — вот неполный перечень антиномий «Паруса». Я обращаю внимание учащихся и на повторы, которые усиливают выразительность стихотворения что, он, под ним, над ним, счастия, бури , и на инверсию: обратный порядок слов приводит к их смысловому выделению парус одинокий, в тумане моря голубом, в стране далекой, в краю родном, луг солнца золотой. Особенно внимательно мы анализируем описание бури насыщенность глаголами,зрительно-звуковые образы: играют волны, мачта гнется; обилие сонорных,свистящих и шипящих согласных — р,с,ч,щ. И лишь после такого анализа я предлагаю ученикам ответить на вопрос, что перед нами —стремление к счастью или отказ от него?

Вывод учащихся: Что в стихотворении отвергаются обе эти возможности, - ведь «он счастия не ищет и не от счастия бежит». Буря в "Парусе" — это не столько поиск счастия, сколько «тревога духа», стремление к недостижимому идеалу и отказ от всего достигнутого. Ощутив своеобразие лермонтовского языка, ученики смогли правильно понять основную идею стихотворения «Парус», увидели дух мятежной личности, жажду истины и деятельности, внутреннюю неуспокоенность. Поэтому, исходя из дидактической цели, выбран тип: урок усвоения новых знаний.

Структура урока представлена 9 этапами. Большое значение придается 2 этапу, так как он играет огромную воспитательную роль. На этом этапе реализуется психологическая задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению. На следующем этапе урока важно обеспечить осознание цели учащимися, вызвать их личное заинтересованное отношение к ее достижению.

Цель формулируется вместе с учениками, иначе она не будет для них значима. Поэтому урок строится так, чтобы цели его исходили от самого ученика и осознавались им как свои.

Но именно этому стихотворению была суждена вечная слава.

Анализ стихотворения В центре повествования в стихотворении — парус, который служит аналогией для поэта. Изначально он представлен с точки зрения постороннего человека и уподоблен тому, кто ищет ответы о жизни. Море символизирует социальный контекст, судьбу и все то, что заставило автора отдалиться от дома и семьи.

Красота океана и теплый солнечный свет… Что еще нужно для безмятежной жизни? Но этого недостаточно для парусника, он хочет испытать шторм, желая погрузиться в собственные эмоции. Жизнь подобна морю, она изгибается как змея, бушует как океан и пытается своими водами разорвать парусник на части.

А радость — это иллюзия, не существующая ни в прошлом, ни в будущем. Цитата «… он счастия не ищет» иллюстрирует мрачность, которая часто характеризовала романтическую поэзию. Композиция и жанр Структура стихотворения линейна.

Завязка происходит в начальных четырех строках, где поэт сначала упоминает парус, который он видит издалека. Во втором четверостишии речь идет о том, как судно ведет себя во время плавания по бурным морям. В заключительном четверостишии наступает пик, он же является и развязкой — Лермонтов делает вывод.

В стихотворении «Парус» автор использует средства художественной выразительности, чтобы передать свою мысль и создать яркий образ. Парус сравнивается с одиноким человеком, который ищет что-то далекое и покинул родной дом.

Тема одиночества является главной в этом стихотворении.

Тема — одиночество, неизвестность, душевный мятеж. Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.

Оно в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. В образе паруса виден сам поэт, его душа. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий