Новости война в ираке 1991

Израиля, для которого Ирак являлся одним из сильнейших региональных противников. Война в ираке и гуманитарная интервенция. Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней. СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире.

25 лет после Войны в заливе: очевидец вспоминает, с чего начались потрясения в арабском мире

Ко всему прочему, Кувейт не придерживался квот ОПЕК по добыче нефти, что не способствовало так необходимому обнищавшему после войны Ираку подъёму цен на нефть. В купе с тем, что в Ираке были популярны идеи не без оснований о том, что исторически территория Кувейта относится к Ираку, Саддам Хуссейн принял роковое для себя и для Ирака решение начать вторжение в соседнее государство. Некоторые источники приводят текст телефонного разговора, якобы состоявшегося между Саддамом Хусейном и эмиром Кувейта шейхом Джабером 1 августа, за день до иракского вторжения. Хусейн спросил: «Как поживаешь, о шейх Джабер? Однако попытка захватить шейха Джабера провалилась — он успел улететь в соседнюю Саудовскую Аравию. С самого начала иракской интервенции Совбез ООН начал принимать резолюции, призывающие вывести оккупационные войска. Уже 8 августа марионеточное правительство, установленное в Кувейте, и руководство Ирака объявили о слиянии двух государств. В тот же день на территорию Саудовской Аравии начали прибывать первые американские военные 82-я воздушно-десантная дивизия. В общей сложности были развернуты войска, численностью 956 тысяч человек, более 3300 танков, 3600 единиц артиллерии, 4000 бронемашин. Численность авиационной группировки превысила 2600 самолётов и 1950 вертолётов. Помимо самой переброски, в Саудовской Аравии постоянно проводились учения прибывающих войск, тем более что необходимо было наладить взаимодействие войск разных стран.

Начиная с марта 1991 года США и некоторые союзники по войне в Персидском заливе запретили силам Саддама Хусейна наносить удары авиацией, установив бесполётную зону над северным Ираком, и оказали гуманитарную помощь курдам. В апрельском инциденте в Ешилове британские и турецкие войска столкнулись друг с другом из-за обращения с курдскими беженцами в Турции. Многие беженцы-шииты бежали в Сирию, где тысячи из них поселились в городе Сайида Зайнаб [40]. Сопротивление и репрессии на юге[ править править код ] На юго-востоке Ирака тысячи гражданских лиц, дезертиров из армии и повстанцев начали искать ненадёжное убежище в отдалённых районах болот Хавиза, расположенных вдоль иранской границы. После восстания болотные арабы подверглись массовым репрессиям [41] , сопровождавшихся катастрофическим осушением иракских болот, а также широкомасштабным и систематическим насильственным перемещением местного населения. Сопротивление болотных арабов возглавлялось движением Хезболла в Ираке совершенно не связанным с ливанской Хезболлой , которое после 2003 года стало главной политической партией болотных арабов. Крупномасштабная правительственная наступательная операция против беженцев, по рзным оценкам, 10 000 боевиков и 200 000 перемещённых лиц, скрывавшихся на болотах, началась в марте—апреле 1992 года с использованием самолётов; в докладе Государственного департамента США утверждалось, что Ирак сбросил токсичные химикаты в воду в попытке изгнать повстанцев.

В июле 1992 года правительство начало пытаться осушить болота и приказало жителям поселений эвакуироваться, после чего армия сожгла их дома, чтобы помешать им вернуться. На юге также был введён комендантский час, и правительственные войска начали арестовывать и перемещать большое количество иракцев в лагеря для содержания под стражей в центральной части страны [24]. На специальном заседании Совета Безопасности ООН 11 августа 1992 года Великобритания, Франция и США обвинили Ирак в проведении «систематической военной кампании» против болот, предупредив, что Багдад может столкнуться с возможными последствиями. В марте 1993 года расследование ООН сообщило о сотнях казней иракцев на болотах в предыдущие месяцы, утверждая, что поведение иракской армии на юге является наиболее «тревожным событием [в Ираке] за последний год», и ООН добавило, что после образования бесполётной зоны армия перешла к артиллерийским обстрелам дальнего действия, за которыми последовали наземные атаки, приведшие к «тяжёлым жертвам» и широкомасштабному уничтожению имущества, наряду с утверждениями о массовых казнях. В ноябре 1993 года Иран сообщил, что в результате осушения болотистых земель болотные арабы больше не могли ловить рыбу или выращивать рис и что более 60 000 человек бежали в Иран с 1991 года; иранские официальные лица обратились к миру с просьбой направить помощь беженцам. В декабре 1993 года США Государственный департамент обвинил Ирак в «неизбирательных военных операциях на юге, которые включают сжигание деревень и принудительное переселение гражданских лиц». В апреле 1994 года официальные лица США заявили, что Ирак продолжает военную кампанию в отдалённых болотах Ирака [24].

В Ираке в начале 1999 года в провинциях, где преобладают шииты, произошли новые беспорядки после убийства правительственными силами великого аятоллы Мухаммеда Садека ас-Садра. Как и восстания 1991 года, восстание 1999 года было жестоко подавлено. Курдский анклав[ править править код ] Территория, контролируемая курдами после гражданской войны среди курдов территория, контролируемая после октября 1991 года, представляет собой комбинацию районов ДПК и ПСК, контролируемых курдскими повстанческими силами Пешмерга. На севере боевые действия продолжались до октября, когда было достигнуто соглашение о выводе иракских войск из некоторых районов иракского региона, населенного курдами. Это привело к созданию регионального правительства Курдистана и созданию Курдской автономии в трёх провинциях северного Ирака. Десятки тысяч иракских солдат окопались вдоль фронта при поддержке танков и тяжёлой артиллерии, в то время как иракское правительство установило блокаду поставок продовольствия, топлива и других товаров в этот район. Военно-воздушные силы США продолжали обеспечивать соблюдение бесполётной зоны над северным Ираком с марта 1991 года, чтобы защитить курдов, покидающих свои дома в северном Ираке, американские военные также построили и содержали несколько лагерей беженцев в 1991 году.

Иракские правительственные войска отступили после того, как США вмешались, нанеся ракетные удары по южному Ираку в 1996 году. Судебные процессы после 2003 года[ править править код ] Суд над 15 бывшими помощниками Саддама Хусейна, в том числе Али Хасан аль-Маджидом также известным как «Химический Али» [42] , над их предполагаемой ролью в убийстве от 60 000 до 100 000 человек во время подавления восстания 1991 года состоялся в Багдаде в 2007 и 2008 годах [43]. Судебный процесс по делу проходил в Иракском Верховном Трибунале. По словам прокурора, «действия, совершенные против иракского народа в 1991 году силами безопасности и обвиняемыми, были одним из самых отвратительных преступлений, когда-либо совершенных против человечества в современной истории» [42]. Аль-Маджид уже был приговорён к смертной казни в июне 2007 года за геноцид в связи с его ролью в операции «Анфаль» 1988 года, когда он также был осуждён за свою роль в событиях 1991 года и получил ещё один смертный приговор; он был казнён в 2010 году. Этому вопросу также уделялось большое внимание во время судебного процесса над Саддамом Хусейном.

Озвучил ли Вашингтон хотя бы какой-нибудь запрет на действия Ирака в отношении Кувейта? Масло в огонь подливали следующие заявления и действия высокопоставленных американских чиновников. США окажут помощь Кувейту в случае нападения на него третьей стороны. То же самое сказал Пол Вулфовиц Paul Wolfowitz , заместитель министра обороны по политическим вопросам, во время частного завтрака с арабскими послами. Стоит вспомнить, что Кувейт во время Восьмилетней войны объединился с Ираком, опасаясь нападения со стороны Ирана. Позже слова Чейни были несколько по-иному интерпретированы его собственным пресс-секретарем Питом Уильямсом Pete Williams , который приуменьшил их значение. Он заявил, что заместитель главы оборонного ведомства выразился в «некоей свободной манере». После этого случая Чейни вызвали в Белый дом, где сказали, что «подобными заявлениями он вовлекает Штаты в войну, которую, возможно, им не хочется вести». Ему также сообщили, что с этого времени любые заявления по Ираку будут делаться только официальными представителями Белого дома или Госдепартамента США [8]. На вопрос о том, помогут ли Соединенные Штаты Кувейту, если он подвергнется нападению, Тутвайлер сообщила: «Мы также твердо придерживаемся обязательств в деле оказания помощи нашим друзьям в Персидском заливе, с которыми нас связывают глубокие и давние отношения, в вопросах индивидуальной и коллективной обороны». В личных беседах кувейтские официальные лица называли это заявление пресс-секретаря слишком неубедительным [9]. Стоит отметить, что раньше подобные учения проводились редко. Все тот же пресс-секретарь Пит Уильямс в точности повторил слова, сказанные ранее Тутвайлер об обязательствах в деле оказания помощи в Персидском заливе, в вопросах индивидуальной и коллективной обороны. А Белый дом заявил: «Мы обеспокоены тем, что Ирак наращивает численность войск. Мы просим, чтобы все стороны приложили усилия с целью недопущения насилия» [10]. Однако затем она заявила иракскому лидеру о своей обеспокоенности большим скоплением войск Ирака на границе с Кувейтом. Все это происходило на фоне заявления иракского правительства, назвавшего действия Кувейта «аналогичными военной агрессии» [11]. В материале, который планировался к эфиру, должны были прозвучать схожие по своему содержанию заявления Тутвайлер и Уильямса, что могло бы насторожить политическое руководство Ирака [12]. Хуссейн мог и не знать об одинаковых заявлениях, сделанных американскими официальными лицами. В то же время в апреле лидер сенатского меньшинства Роберт Доул Robert Dole , находившийся с визитом в Ираке, от имени Президента США довел до сведения иракского президента Саддама Хусейна, что администрация Буша отмежевывается от критических замечаний в отношении нарушения прав человека в Ираке, прозвучавших в эфире радиостанции «Голос Америки». Доул также заявил, что президентская администрация придерживается противоположных взглядов в отношении инициативы Конгресса ввести экономические санкции против Ирака [13]. Однако администрация Буша сразу же повторно выразила свое несогласие с такой мерой. Это точно. Исторически в вопросах урегулирования пограничных споров или каких-либо внутренних разногласиях между государствами — членами ОПЕК мы не занимаем ту или иную позицию». Республиканец Ли Гамильтон Lee Hamilton спросил Келли, правильно ли говорить, что если Ирак «перейдет границу и нападет на Кувейт», то Соединенные Штаты, «не имея договорных обязательств, не смогут применить свои вооруженные силы». Келли ответил, что это так [16]. На следующий день по вашингтонскому времени иракские войска при поддержке танков перешли границу Кувейта. Тотчас Соединенные Штаты Америки выразили свое явное несогласие с действиями иракской стороны. Несмотря на отрицающие официальные заявления, похоже, что у США действительно была своя позиция в отношении ирако-кувейтского пограничного спора. После вторжения в архивах кувейтской разведки иракцы обнаружили памятную записку, касающуюся встречи главы Государственной безопасности Кувейта и директора ЦРУ Уильяма Уэбстера William Webster , состоявшейся в ноябре 1989 года. В записке, в частности, говорилось: «Мы согласились с американской стороной, что необходимо воспользоваться ухудшающейся экономической ситуацией в Ираке с целью оказания давления на иракское правительство по вопросу установления государственной границы. ЦРУ высказала нам свое видение в отношении приемлемых средств по оказанию такого давления, отметив при этом, что необходимо положить начало сотрудничеству между США и Кувейтом по широкому кругу вопросов при условии, что действия по оказанию давления на иракское руководство должны координироваться на высоком уровне». ЦРУ назвало документ «абсолютной фальшивкой». Однако газета «Лос-Анджелес тайме» написала, что «памятная записка не является очевидной подделкой, в частности потому, что если бы иракские власти стояли за этим документом, то почти наверняка они бы составили его в еще более компрометирующей манере, подорвав тем самым доверие к США и Кувейту» [17]. По всей видимости, памятная записка, которую нашли иракцы в архивах разведслужбы Кувейта, не являлась подделкой и нанесла серьезный удар по репутации Кувейта и США. Иначе как можно объяснить близкое к паническому состояние министра иностранных дел Кувейта, когда глава внешнеполитического ведомства Ирака показал ему эту записку в ходе саммита представителей арабских стран, проходившего в середине августа [18]. Когда посла Ирака в Вашингтоне спросили, почему эта памятная записка противоречит прямому утверждению американского посла Гласпи о нейтралитете по вопросу ирако-кувейтских отношений, он ответил, что высказанная ею ремарка была «неотъемлемой частью расставленной ловушки» [19]. Спровоцировали ли заговорщики вторжение Саддама в Кувейт, полагая, что боевые действия не выйдут за пределы пограничной зоны и что впоследствии Хусейн будет поставлен на место, как того хотели США и Кувейт? В феврале 1990 года Хусейн выступил на саммите лидеров арабских стран. Его речь, безусловно, могла подлить масла в огонь и явиться дополнительным фактором, стимулирующим развитие заговора против Ирака. Выступая с трибуны саммита, иракский президент осудил постоянное американское военное присутствие в водах Персидского залива и предупредил, что «если страны Персидского залива и остальные арабские государства не будут действовать осмотрительно, то регионом Персидского залива будут управлять США». Более того, Вашингтон будет диктовать политику добычи, распределения и образования цен на нефть, «основываясь на особой точке зрения, отвечающей исключительно интересам США, и не станет учитывать интересы других стран» [20]. В поисках ответа на вопрос, а был ли заговор против Ирака и Саддама Хусейна, мы, в дополнение к уже вышеизложенному, должны принять во внимание следующее. Председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат утверждал, что Вашингтон в ходе саммита Лиги арабских стран в мае использовал шанс мирно урегулировать разногласия между Кувейтом и Ираком после того, как Хусейн предложил провести переговоры о границе, которая была бы приемлемой для обеих стран. У Кувейта, по его словам, были основания думать, что он может полагаться на силу американского оружия [21]. Кроме того, король Иордании Хусейн Hussein рассказал, что незадолго до иракского вторжения министр иностранных дел Кувейта заявил: «Мы не собираемся реагировать [на действия со стороны Ирака]… если им это не нравится, пусть они оккупируют нашу территорию… мы собираемся пригласить американцев». А эмир Кувейта сказал своим военным, что в случае вторжения они должны будут удерживать иракцев в течение 24 часов. За это время «американские и иностранные войска высадятся в Кувейте и выбьют иракцев из Кувейта». По мнению короля Иордании Хусейна, арабы понимали, что Саддама Хусейна подстрекают к вторжению, загоняя тем самым в приготовленную для него ловушку [22]. Эмир Кувейта отказался удовлетворить финансовые требования Ирака. Вместо этого он предложил Багдаду оскорбительные полмиллиона долларов. В записке эмира, адресованной его премьер-министру перед вторжением, говорится о поддержке проводимой Кувейтом политики со стороны Каира, Вашингтона и Лондона. После войны кувейтский министр нефти и финансов признал: «Но мы знали, что США не позволят Ираку нас захватить. Я провел слишком много времени в Вашингтоне, вел переговоры с большим количеством лиц и мог сам убедиться в своей правоте. Американская политика была ясна. И только Саддам Хусейн не понимал этого» [24]. Итак, мы ознакомились, вероятно, с достаточным количеством причин, по которым Саддам Хусейн не смог предположить истинную ситуацию. Министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз Tariq Aziz заявил, что Кувейт, инвестировав большие средства в западные страны, мог легко пережить резкое падение цен на нефть. Однако резкое падение цен на нефть лишит Багдад, остро нуждавшийся в долларах, источника дохода. Азиз сказал: «Кувейт мог так рисковать и принять участие в столь масштабном заговоре против такой крупной и сильной страны, как Ирак, только в одном случае — если бы его действия поддерживала сильная держава. И такой сильной державой были Соединенные Штаты Америки» [25]. Действительно, не существует никаких публичных свидетельств того, что Соединенные Штаты, несмотря на свои очень тесные финансовые связи, пытались убедить Кувейт прекратить провокационные действия против Ирака. Так, за неделю до иракского наступления эксперты американских спецслужб настойчиво докладывали в администрацию Буша, что, вероятнее всего, Ирак оккупирует только часть Кувейта. Такие прогнозы, «похоже, не вызвали серьезного отклика со стороны правительственных структур». В течение этого времени Буш был лично проинформирован о ситуации директором ЦРУ Уильямом Уэбстером William Webster , который показал президенту спутниковые снимки иракских войск, сосредоточившихся вблизи границы с Кувейтом.

Почти сразу же стали происходить пограничные инциденты, связанные с нарушением иракскими подразделениями международной границы между странами. Намерения президента Ирака Саддама Хусейна оставались неясными. Ряд западных аналитиков предполагал, что теперь он может попытаться вторгнуться в Саудовскую Аравию, располагавшую явно недостаточной армией для отражения подобной агрессии. Контроль над двумя странами, обладающими огромными запасами нефти, позволил бы Ираку существенно влиять на мировой нефтяной рынок. Ввиду этих соображений США, ещё десятилетие назад объявившие Персидский залив зоной своих национальных интересов, предложили Саудовской Аравии разместить на её территории свои воинские подразделения. После некоторых колебаний король страны Фейсал дал своё согласие. Уже 7 августа в Саудовскую Аравию начали прибывать американские войска. Операция по обеспечению безопасности страны получила название «Щит пустыни» Desert Shield. Резолюция предоставляла Ираку полтора месяца для того, чтобы прекратить оккупацию Кувейта. Если этого не произойдёт, государства-члены ООН, сотрудничающие с правительством Кувейта, уполномачиваются «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 1990 и все последующие соответствующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом регионе [3] ». Многонациональные силы Ирак и страны МНС В различных источниках указывается разная численность воинских группировок стран МНС и предоставленной ими техники и снаряжения. Ниже приведены обобщённые данные. Данные по странам, внёсшим небольшой вклад в МНС, взяты в основном из этого компилятивного источника pdf-файл.

Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq

Но уже 24 июля пресс-секретарь Госдепартамента Маргарет Тутвайлер предложила взглянуть на проблему под другим углом: "У нас с Кувейтом нет никаких оборонительных соглашений и никаких специальных обязательств в области обороны или безопасности Кувейта тоже нет". А 25 июля посол США в Ираке Эйприл Глэспи произнесла ставшую знаменитой фразу, обращаясь лично к Саддаму Хусейну: "У нас нет мнения по поводу арабо-арабских конфликтов вроде ваших с Кувейтом разногласий относительно границ". Двойственные сигналы — и пугающие, и примирительные — продолжали поступать вплоть до самого начала боевых действий 2 августа 1990 года. Однако против выступила... В Белом доме санкции против Ирака сочли несвоевременными.

Но 31 июля, выступая перед Конгрессом, помощник госсекретаря по Ближнему Востоку Джон Келли заявил: "Мы не связаны договорными обязательствами в области обороны ни с одним государством Персидского залива. Это точно. Исторически в вопросах урегулирования пограничных споров или каких-либо внутренних разногласиях между государствами — членами ОПЕК мы не занимаем ту или иную позицию". Республиканец Ли Гамильтон спросил Келли, верно ли, что если Ирак "перейдет границу и нападет на Кувейт", то Соединенные Штаты, "не имея договорных обязательств, не смогут применить свои вооруженные силы".

Представитель администрации Буша подтвердил, что, с его точки зрения, это действительно было так. Иракский излом Впоследствии, когда их войска уже высадились на берегу Персидского залива, США давали понять, что были услышаны неверно. По этой версии американцы не ожидали от Ирака полномасштабного вторжения, а в уме держали только возможность оккупации им спорных территорий. Однако Хусейн пошел гораздо дальше этого.

Потрепанная в ходе ирано-иракской войны армия еще казалась ему внушительной силой: 900 тыс. Сравнения с этой военной машиной вооруженные силы Кувейта 16 тыс. И тем не менее они смогли задержать иракцев, навязав им бой в окрестностях Аль-Джухры к западу от столицы — Эль-Кувейта. Только к 4 августа сопротивление кувейтцев было полностью подавлено.

Спустя всего сутки оперативное соединение американских ВМС отправилось в Персидский залив. Вместе с ним надвигались и экономические санкции. На торговлю с Ираком наложили эмбарго, а его активы в США заморозили. Президент Буш-старший заявил о необходимости осовременить американские вооруженные силы, а сенатор Роберт Доул, который в 1996 году выдвинется в президенты от республиканцев, конкретизировал, что имел в виду Белый дом: Саддам Хусейн, по его словам, "разбудил" Америку, наглядно продемонстрировав, что время сокращать военные расходы далеко не пришло.

Оппозиция вынуждена была согласиться. Столкновение между демократами и президентом откладывалось на неопределенный срок. Вторую половину 1990 года заняла война нервов. Приготовившись к вторжению, американцы выдвинули Багдаду ультиматум: вывести войска с иракской территории до 15 января 1991 года.

Из-за невозможности продолжать инспектирование комиссия покинула Ирак 16 декабря. Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету Военная операция против Ирака получила кодовое название «Лис пустыни» англ. Operation Desert Fox. Она преследовала две цели — военную и политическую. Первая заключалась в том, чтобы нанести максимальный ущерб по предполагаемым объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения, а также средствам доставки боевых отравляющих и биологических веществ. Политическая цель военной операции заключалась в попытке спровоцировать новые антиправительственные выступления в Ираке, которые могли бы вызвать ослабление режима Саддама Хусейна. В ходе операции военно-воздушные силы США совершили налёты на почти сотню объектов, которые зачастую не относились к целям операции. Так в ходе операции были произведены налёты на 9 объектов Республиканской гвардии, 6 аэродромов и 1 экономический объект. Кроме того, атаке подверглось более трех десятков объектов ПВО при том, что иракская система ПВО действовала пассивно. Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне.

В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции. Как утверждали западные СМИ военная операция могла привести к свержению режима Хусейна, и лишь массовые репрессии против шиитов и курдов позволили ему удержать власть. Международный кризис вокруг Ирака Нарастание конфликта Новый международный кризис вокруг Ирака был продолжением старого. Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. На этом настаивало правительство Советского Союза. В течение лета и осени 2002 года ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса, однако Саддам Хусейн игнорировал данные требования. Госсекретарь США демонстрирует доказательства против Ирака в ООН На основании этого в 2002 — 2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями. Данные американской и советской разведок, опубликованные после конфликта, говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Обвинения о связях с Аль-Каидой также вызывают сомнения в свете того, что её бойцы воевали в составе антииракской коалиции в войне 1991 года.

К тому же ещё в 80-х годах Хусейн вёл войну с радикальными исламистскими группировками на своей территории и на территории Ирана. Комиссия ООН прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала военных действий, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства. Тем не менее Глава миссии ООН жаловался, что Ирак создаёт различные препятствия в проведении поисков. В свою очередь в феврале 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Как оказалось впоследствии многие из представленных доказательств были неточными и во многом неверными. Международная реакция Несмотря на предоставленные доказательства Совет Безопасности ООН так и не санкционировал применение силы против Ирака. В октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового поражения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. Ожидаемая военная операция подвергалась критике со стороны политических и общественных деятелей ряда стран. Официально встреча завершилась заключением договора с Советским Союзом о вводе ограниченного контингента советских миротворцев в северные районы Ирака, якобы для пресечения межэтнических конфликтов. Тем не менее, считается что в ходе необнародованных переговорах были заключены соглашения о покупки советскими государственными нефтяными концернами Лукойл и ТНК месторождений в Ираке.

Кроме того, по результатам расследования 2006 года выяснилось, что группа советских генералов была причастна к подготовке иракской армии к войне, однако не было выявлено существование каких-либо распоряжений Министерства Обороны СССР. Официальная версия утверждает, что все они находились в бессрочном отпуске с ноября — декабря 2001 года. На встрече с иракским лидером Примаков заявил, что Хусейну необходимо в ближайшее время провести выборы, чтобы ослабить давление международного сообщества на что тот ответил отказом. Накануне вторжения официальная позиция США заключалась в том, что Ирак нарушает основные положения резолюций Совета Безопасности ООН и занимается разработкой оружия массового поражения, и что необходимо разоружить Ирак силовым путём. Первоначально США и Великобритания планировали провести голосование в Совете Безопасности ООН по разработанной ими соответствующей резолюции, но отказались от этого, так как Советский Союз, Китай и Франция дали понять, что наложат вето на любую резолюцию, содержащую ультиматум, позволяющий использовать силу против Ирака. С 10 по 30 января 2003 года началась интенсивная переброска американской авиации в Саудовскую Аравию и усиление авианосных ударных групп.

Самолеты-истребители сил коалиции напали на безоружный караван и подбили машины спереди и сзади, чтобы остальные не могли выбраться. Затем волна за волной самолеты часами бомбили запертые в ловушке машины. После того, как бойня была закончена, около 2000 сожженных и искореженных иракских транспортных средств, а также тела тысяч иракских солдат были разбросаны на многие мили в месте, которое позже получило название «шоссе смерти». Еще несколько сотен навеки остались на другой дороге, Шоссе 8, которая ведет в Басру. Фото разрушений на этих двух дорогах стали одними из самых узнаваемых образов операции «Щит пустыни». Накануне Багдад по радио объявил, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и приказал всем иракским войскам вывести войска из Кувейта в соответствии с 660 резолюцией ООН. На следующий день иракский президент сам объявил по радио, что вывод войск действительно начался по двум автомагистралям и будет завершен в тот же день, на что Буш отреагировал крайне резко, назвав заявления Хуссейна «оскорблением» и «жестоким обманом». Вместо того, чтобы принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле битвы, закончив тем самым войну а это могло быть невыгодным вариантом для США , Буш и военные стратеги Америки решили просто убить как можно больше иракцев.

В разгар революции правительство потеряло эффективный контроль над 14 из 18 провинций Ирака. Однако жители Багдада оставались в основном пассивными, поскольку партия Дава, Коммунистическая партия и отколовшаяся партия Баас не смогли построить подпольные структуры в столице. В огромных трущобах Саддам-Сити , населенных шиитами, наблюдались лишь ограниченные волнения , в то время как остальная часть Багдада оставалась спокойной. США Война в Персидском заливе листовка, изображающая Саддама Хусейна как Смерть Вскоре сторонники режима перегруппировались и перешли в наступление, чтобы отвоевать города. Им помогло то, что примерно половина танков элитной и политически надежной Республиканской гвардии удалось бежать от провозглашенной Саддамом «матерью всех сражений» в Кувейте и что подразделения штаба гвардии также пережили войну. Кроме того, соглашение о прекращении огня в запрещении огня в Персидском заливе от 3 марта иракским военным использовать самолеты над страной, но разрешало им управлять вертолетами войны, большинство мостов было разрушено. Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф принял просьбу иракского генерала использовать, включая военные военные корабли, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома; почти сразу иракцы начали использовать вертолеты в качестве боевых кораблей для подавления восстания. У повстанцев, лишенных вооружения, было немного тяжелого вооружения и несколько зенитных ракет, что делало их почти беззащитными против боевых вертолетов и неизбирательных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстание сокрушительной силой. По данным Хьюман Райтс Вотч, "в своих попытках вернуть себе города и после консолидации силы контроля лоялистов убили тысячи всех, кто выступал против них, будь то повстанцы или гражданские лица, беспорядочно стреляя по противостоящим районам; казнили их на улицах, в домах и в других городах. В результате расследования Организация ООН обнаружила отсутствие доказательств того, что Ирак применил химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможность того, что Ирак мог использовать фосген газ, невозможно было бы испытание после атаки. Согласно Исследовательской группы Ирака правительства США, иракские военные использовали нервно-паралитическое вещество зарин , а также нелетальный газ CS на массивном уровне, когда в марте 1991 года были совершены «Десятки» импровизированных вертолетных бомбардировок против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах; Доказательства очевидных атак горчичного газа были зарегистрированы в районах Наджафа и Керб США, находящиеся там в то время. На юге силы Садда подавили все но рассеяние сопротивления к концу марта. Курдское восстание на севере страны рухнуло даже быстрее, чем началось. После вытеснения пешмерга из Киркука 29 марта правительственные танки были в Дахук и Эрбиль 30 марта, Заху 1 апреля и Сулейманию, последний город, удержива повстанцами, 3 апреля. Государственных войск было остановлено в Кореи, узкой долине у руин Каладизы , где курды во главе с успешно оборонялись. Масуд Барзани.

20 лет назад. Война в Ираке

Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость. 17 января 1991 года началась разгромная для иракской армии операция "Буря в пустыне", ставшая первой дистанционной войной в мире и последней легитимной для США. Война в ираке и гуманитарная интервенция. 4.2 Военная операция в Ираке. Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году. Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке.

​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока

ВОЙНА В ИРАКЕ Ирак был нефтяным государством. Нефть являлась единственным предметом его экспорта. Западные страны считали, что Саддам продолжал. коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на Между тем, Ирак страдал от тех же самых обстоятельств, которые вплотную «дожимали» Советский Союз, и привели к его развалу в декабре 1991 года. На рассвете 2 августа Ирак вторгся в Кувейт, за пару дней его полностью оккупировал, создал марионеточное правительство и "по просьбе трудящихся" объединил два арабских государства в одно (через полгода, после завершения американской военной операции "Буря в пустыне". Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года (тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака).

Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq

Причем в отличие от Великой Отечественной, война в Ираке в 2003 г. это ценный боевой опыт современного вооруженного конфликта, современного блицкрига. 17 января 1991 года началась разгромная для иракской армии операция "Буря в пустыне", ставшая первой дистанционной войной в мире и последней легитимной для США. Видимо, госсекретарь США Джеймс Бейкер предупредил заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза на встрече в Женеве 9 января 1991 года, то есть до начала войны, что его страна вернется в доиндустриальное состояние, если не выведет свои войска из Кувейта. 17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне". СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире. Война в Персидском заливе была вооруженной кампанией возглавляемой Соединенными Штатами коалиции 35 стран против Ирака в ответ на вторжение Ирака и аннексию Кувейта.

Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)

Хусейн спросил: «Как поживаешь, о шейх Джабер? Однако попытка захватить шейха Джабера провалилась — он успел улететь в соседнюю Саудовскую Аравию. С самого начала иракской интервенции Совбез ООН начал принимать резолюции, призывающие вывести оккупационные войска. Уже 8 августа марионеточное правительство, установленное в Кувейте, и руководство Ирака объявили о слиянии двух государств. В тот же день на территорию Саудовской Аравии начали прибывать первые американские военные 82-я воздушно-десантная дивизия.

В общей сложности были развернуты войска, численностью 956 тысяч человек, более 3300 танков, 3600 единиц артиллерии, 4000 бронемашин. Численность авиационной группировки превысила 2600 самолётов и 1950 вертолётов. Помимо самой переброски, в Саудовской Аравии постоянно проводились учения прибывающих войск, тем более что необходимо было наладить взаимодействие войск разных стран. Она давала Ираку месяц на вывод войск из Кувейта, в ином случае коалиция получала право применить военную силу.

Союзные самолёты летят на Ирак «Буря в пустыне» — первый опыт высокотехнологичной войны 17 января 1991 года началась операция по освобождению Кувейта, получившая название «Буря в пустыне». Первая фаза операции была исключительно воздушной и продлилась до 24 февраля 1991 года.

В 1998 году Конгресс Соединенных Штатов принял, а президент Клинтон подписал Закон об освобождении Ирака после того, как Багдад прекратил свое сотрудничество с инспекторами ООН по вооружениям. Этот закон возвел в ранг официальной политики США «поддержку усилий по отстранению от власти режима, возглавляемого Саддамом Хусейном».

Ну, и само собой, действовали жесткие антииракские санкции, бившие прежде всего по обычным людям. Словом, напряжение нарастало — особенно в связи с приходом к власти в США республиканцев. На выборах 2000 года предвыборная платформа Республиканской партии призывала к «полному осуществлению» Закона об освобождении Ирака и смещению Саддама Хусейна. А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак.

Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива». Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием». И в 2002—2003 годах администрация Буша-сына предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама представляет опасность для мирового сообщества. На Ирак из Белого дома посыпались обвинения в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими группировками, прежде всего с «Аль-Каидой» запрещенная в РФ террористическая организация.

Согласно проведенному Американским центром гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики исследованию, с сентября 2001-го по сентябрь 2003 года руководство США сделало по Ираку 935 заявлений, не соответствовавших действительности. Лично президент Буш-младший сделал 259 неверных высказываний о наличии у Саддама оружия массового поражения и о связях Багдада с «Аль-Каидой», а его госсекретарь Колин Пауэлл — 254 высказывания. Не отставала от Белого дома и свободная пресса. С 1998 по 2003 год «Нью-Йорк таймс» и другие американские влиятельные газеты опубликовали множество статей с заголовками типа «Сообщается о работе Ирака над созданием атомной бомбы» и «Ирак подозревается в секретных военных операциях с микробами».

Позже выяснилось, что многие источники для этих статей были некоторые из них были связаны с иракским эмигрантом Ахмедом Чалаби, имевшим тесные связи с администрацией Буша. Правда, даже американские спецслужбы скептически относились к подобным утверждениям. Так, директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил 18 сентября 2002 года президенту Бушу, что по информации из ближайшего окружения Саддама Ирак не располагал оружием массового поражения. В отчете генерала Глена Шаффера от 5 сентября 2002 года сообщалось, что разведуправление Объединенного комитета начальников штабов пришло к выводу, что информация Соединенных Штатов о различных аспектах иракской программы создания оружия массового уничтожения в значительной степени основана на аналитических предположениях и суждениях, а не на неопровержимых доказательствах: «Доказательственная база особенно скудна в отношении иракских ядерных программ».

Да и обвинения в связях правившего в Багдаде светского режима Партии арабского социалистического возрождения с Усамой бен Ладеном и иже с ним оказались шиты белыми нитками.

При отступлении иракская армия подожгла скважины. После окончания войны из-за дыма от скважин разбился самолёт Саудовской Аравии с солдатами антииракской коалиции. На «высыхание» 320 нефтяных озёр ушло десятилетие. Армии коалиции использовали боеприпасы с обеднённым ураном. По мнению американских экспертов это могло стать причиной роста заболеваний у солдат и местного населения. Эксперты ликвидировали 88 тысяч химических боеприпасов, 4000 тонн прекурсоров, 690 тонн реагентов и 980 единиц оборудования. Ирак похитил около 600 кувейтских граждан и об их судьбе ничего не известно. Кувейт понёс экономические потери в результате войны. Стоимость тушения скважин и восстановления оборудования была оценена в 12 млрд долларов.

Общий ущерб стране составил до 50 млрд долларов.

Однако в основном войска коалиции продвигались вглубь страны достаточно быстро, при этом неся совсем мизерные потери. Авиация Ирака также не оказывала противодействия войскам союзников, что позволило последним уже в первых дней получить и прочно удерживать превосходство в воздухе. С первых дней воскам антииракской коалиции удалось продвинуться на 300, а кое-где и на 400 км и подойти к центральным районам страны. Здесь направления ударов начали расходиться: британские войска выдвинулись в направлении Басры, а американские — на Багдад, при этом овладевая такими городами, как Эн-Наджаф и Кербела. Уже к 8 апреля, в результате двухнедельных боёв, эти города были взяты войсками коалиции и полностью очищены. При этом стоит отметить весьма примечательный эпизод сопротивления иракских войск, имевший место 7 апреля 2003 года.

В этот день ударом иракского тактического ракетного комплекса был уничтожен командный центр 2-й бригады 3-й пехотной дивизии США. При этом американцы понесли существенные потери, как в людях, так и в технике. Однако этот эпизод никак не мог повлиять на общий ход войны, которая уже с первых дней была по сути проигранной для иракской стороны. Кадры с разрушением статуи Саддама Хусейна в Багдаде обошли весь мир и стали по сути символом крушения власти иракского лидера. Однако самому Саддаму Хусейну удалось скрыться. Во время боя После взятия Багдада американские войска устремились на север, где уже к 15 апреля заняли последний иракский населённый пункт — город Тикрит. Таким образом, активная фаза войны в Ираке продлилась менее одного месяца.

Потери войск коалиции за этот период составили около 200 человек погибшими и 1600 ранеными, примерно 250 единиц бронетехники, а также около 50 летательных аппаратов. Согласно американским источникам, потери иракских войск составили порядка 9 тысяч убитыми, 7 тысяч пленными и 1600 единиц бронетехники. Более высокие иракские потери объясняются разницей в подготовке американских и иракских войск, нежеланием иракского руководства воевать, а также отсутствием какого-либо организованного сопротивления со стороны иракской армии. Партизанский этап войны в Ираке 2003 — 2010 гг. Война принесла в Ирак не только свержение Саддама Хусейна, но и хаос. Вакуум власти, созданный вторжением, привёл к большому разгулу мародёрства, грабежей и насилия. Ситуацию усугубляли и теракты, которые с завидной регулярностью начали осуществляться в крупных городах страны.

С целью предупреждения военных потерь и потерь среди мирного населения, войска коалиции начали формирование полиции, которая должна была состоять из иракцев. Создание таких формирований началось уже в середине апреля 2003 года, а к лету территория Ирака была разделена на три оккупационные зоны.

“Шоссе смерти”: как американцы уничтожали отступающих иракцев (1991 г.)

Авторы фильма узнали, как живёт Ирак спустя 20 лет после интервенции: в стране до сих пор нестабильная общественно-политическая ситуация, вспыхивают беспорядки, экономика находится в упадке. Иракцы рассказали о безработице и жизни на грани нищеты, эксперты объяснили, какая форма правления сегодня может объединить страну и вывести её из бедности.

Здесь направления ударов начали расходиться: британские войска выдвинулись в направлении Басры, а американские — на Багдад, при этом овладевая такими городами, как Эн-Наджаф и Кербела. Уже к 8 апреля, в результате двухнедельных боёв, эти города были взяты войсками коалиции и полностью очищены. При этом стоит отметить весьма примечательный эпизод сопротивления иракских войск, имевший место 7 апреля 2003 года. В этот день ударом иракского тактического ракетного комплекса был уничтожен командный центр 2-й бригады 3-й пехотной дивизии США. При этом американцы понесли существенные потери, как в людях, так и в технике. Однако этот эпизод никак не мог повлиять на общий ход войны, которая уже с первых дней была по сути проигранной для иракской стороны.

Кадры с разрушением статуи Саддама Хусейна в Багдаде обошли весь мир и стали по сути символом крушения власти иракского лидера. Однако самому Саддаму Хусейну удалось скрыться. Во время боя После взятия Багдада американские войска устремились на север, где уже к 15 апреля заняли последний иракский населённый пункт — город Тикрит. Таким образом, активная фаза войны в Ираке продлилась менее одного месяца. Потери войск коалиции за этот период составили около 200 человек погибшими и 1600 ранеными, примерно 250 единиц бронетехники, а также около 50 летательных аппаратов. Согласно американским источникам, потери иракских войск составили порядка 9 тысяч убитыми, 7 тысяч пленными и 1600 единиц бронетехники. Более высокие иракские потери объясняются разницей в подготовке американских и иракских войск, нежеланием иракского руководства воевать, а также отсутствием какого-либо организованного сопротивления со стороны иракской армии.

Партизанский этап войны в Ираке 2003 — 2010 гг. Война принесла в Ирак не только свержение Саддама Хусейна, но и хаос. Вакуум власти, созданный вторжением, привёл к большому разгулу мародёрства, грабежей и насилия. Ситуацию усугубляли и теракты, которые с завидной регулярностью начали осуществляться в крупных городах страны. С целью предупреждения военных потерь и потерь среди мирного населения, войска коалиции начали формирование полиции, которая должна была состоять из иракцев. Создание таких формирований началось уже в середине апреля 2003 года, а к лету территория Ирака была разделена на три оккупационные зоны. Север страны и район вокруг Багдада находился под контролем американских войск.

Юг страны вместе с городом Басра контролировался британскими войсками. Территория Ирака к югу от Багдада и к северу от Басры находилась под контролем сводной дивизии коалиции, в состав которой вошли войска из Испании, Польши, Украины и других стран.

Полной поддержкой Запада пользуются причиняющие страдания народам диктаторские режимы. Их правители купаются в роскоши в то время как народы этих государств живут в условиях жуткой нищеты и голодают. Запад закрывает глаза, когда людей лишают свободы, но широко открывает их, как только появляются признаки антизападных настроений или опасной религиозной войны. Вот почему многие арабы полагают, что их страдания - результат заговора диктаторских режимов и Запада". Данное общественно- политическое мышление выполнялось в политике улучшения взаимоотношений с западными государствами. На политику Советского Союза в большей мере влиял принятый советским руководством курс на сближение с Соединенными Штатами. В правительстве к этому времени возобладала точка зрения, согласно которой, основной интерес СССР должен обратиться на Запад в расчете на приобретение поддержки, инвестиций и новой технологии. Другой внутренний фактор, влиявший на политику Москвы - религиозно-национальный вопрос, а именно, представители мусульманских движений являлись в ряде регионов СССР более серьёзной альтернативой коммунистическому руководству.

Они анализировали мусульманские регионы Советского Союза как часть наиболее широкого мира мусульманской цивилизации. Советский Союз поставлял крупные партии орудия и технологии в Ирак, тем самым укрепляя собственную экономику. Внутреннее положение государства оставляло желать лучшего, Советский Союз был на грани развала. Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта. Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку. Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение.

Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица.

Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел.

Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств.

Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения.

В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами.

Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. По словам военного, Пентагон не подтвердил ему эту информацию, сообщив, что в то время и в том месте была сброшена не атомная, а кассетная бомба Blue 82. Бывший американский военный, принимавший участие в операции "Буря в пустыне" во время первой войны в Заливе, все же уверен: администрация США все-таки отдала приказ на сброс атомной бомбы мощностью 5 килотонн в районе города Басра у границы с Ираном 27 февраля 1991 года, в последний день конфликта. Международный сейсмологический центр в тот день зафиксировал в указанной зоне подземный толчок магнитудой 4,2 балла по шкале Рихтера, по мощности равный 5 килотоннам. Атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, имели мощность 16 и 22 килотонны соответственно, отмечает издание.

Войны в Персидском заливе: причины и последствия

Согласно американским источникам, потери иракских войск составили порядка 9 тысяч убитыми, 7 тысяч пленными и 1600 единиц бронетехники. Более высокие иракские потери объясняются разницей в подготовке американских и иракских войск, нежеланием иракского руководства воевать, а также отсутствием какого-либо организованного сопротивления со стороны иракской армии. Партизанский этап войны в Ираке 2003 — 2010 гг. Война принесла в Ирак не только свержение Саддама Хусейна, но и хаос. Вакуум власти, созданный вторжением, привёл к большому разгулу мародёрства, грабежей и насилия.

Ситуацию усугубляли и теракты, которые с завидной регулярностью начали осуществляться в крупных городах страны. С целью предупреждения военных потерь и потерь среди мирного населения, войска коалиции начали формирование полиции, которая должна была состоять из иракцев. Создание таких формирований началось уже в середине апреля 2003 года, а к лету территория Ирака была разделена на три оккупационные зоны. Север страны и район вокруг Багдада находился под контролем американских войск.

Юг страны вместе с городом Басра контролировался британскими войсками. Территория Ирака к югу от Багдада и к северу от Басры находилась под контролем сводной дивизии коалиции, в состав которой вошли войска из Испании, Польши, Украины и других стран. Солдаты коалиции Однако, несмотря на предпринятые меры, в Ираке вовсю развернулась партизанская война. При этом повстанцы практиковали не только взрывы автомобилей и самодельных бомб на улицах городов, но и обстрелы войск международной коалиции, причём не только из стрелкового оружия, но и даже из миномётов, минирование дорог, похищения и казни солдат коалиции.

Эти действия заставили американское командование уже в июне 2003 года провести операцию «Удар по полуострову», направленную на уничтожение зародившегося в Ираке повстанческого движения. Посмотрите также Читать Среди важных событий войны в Ираке, помимо многочисленных восстаний и терактов, особенное место занимает поимка низложенного президента Саддама Хусейна. Он был обнаружен в подвале деревенского дома в 15 километрах от родного города Тикрит 13 декабря 2003 года. В октябре Саддам Хусейн предстал перед судом, который приговорил его к смертной казни — наказанию, которое временно было вновь разрешено оккупационной администрацией Ирака.

Несмотря на ряд успехов коалиционных войск, операции против партизан не позволяли кардинально решить их проблему. В период с 2003 по 2010 гг. В 2010 году американские войска из Ирака были выведены, тем самым официально завершив эту войну для США. Однако оставшиеся в стране американские инструкторы продолжали вести боевые действия и, как следствие, американские войска продолжали нести потери.

К 2014 году потери войск международной коалиции составили, согласно американским данным, примерно 4800 человек убитыми.

В течение первой ночи боевых действий F-117A из состава 415-й тактической истребительной авиаэскадрильи действовали по позициям ЗРК на западе Ирака. В группе огневого подавления ближних средств ПВО на некоторых направлениях: первые использовались противотанковые вертолеты АП-64 "Апач".

Эскадрилье этих вертолетов была поставлена задача по уничтожению двух РЛС дальнего обнаружения, которые дислоцировались в одном из западных районов Ирака. Вертолеты "Апач" действовали двумя звеньями по четыре машины. Их сопровождали вертолеты UH-60.

Летный состав ударных вертолетов использовал приборы ночного видения и тепловизионные прицельно-навигационные системы. Визуальное обнаружение целей было осуществлено на дальности до 12 км, на расстоянии около 7 км цели были опознаны, пуск ракет "Хеллфайр" AGM-114 производился с 3-6 км. Ракетный удар наносился сначала по станциям энергоснабжения, затем по объектам системы связи и, наконец, по РЛС.

Каждому вертолету из ударной группы были назначены две основные и одна запасная цель. Вертолеты "Апач" находились в районе цели около 4 мин, в течение этого времени РЛС были уничтожены. Летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, поскольку заградительный огонь зенитной артиллерии существенно затруднял выполнение тактических приемов.

По данным некоторых зарубежных специалистов, наряду с истребителями-перехватчиками и ЗРК. Ирак имел на вооружении 9000 зенитно-артиллерийских установок различных калибров, в основном советского производства ЗСУ-23-4 и ЗСУ-57-2. В то же время со стороны иракской ПВО отмечалась неспособность ее органов управления функционировать в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, а также отсутствие инициативы в применении оружия.

Пассивные действия ВВС Ирака вызвали недоумение у зарубежных военных экспертов. Многие американские летчики, проявившие ответственность при подготовке к ведению воздушных боев против иракских самолетов, скрупулезно изучившие тактические приемы самолетов противника, отработавшие в ходе учебной подготовки самые разнообразные варианты ведения одиночных и групповых воздушных боев, были удивлены практически полным отсутствием какого-либо сопротивления противника в воздухе. Все самолеты, потерянные авиацией многонациональных сил в боевых условиях, были сбиты огнем наземных средств ПВО.

Наибольшие потери, причем в первые дни боев, понесли английские летчики самолетов "Торнадо", действовавших на малых высотах при выполнении задачи по блокированию иракских аэродромов.

Только за первые два дня были выполнены около 4700 боевых вылетов, результатом которых было уверенное завоевание господства в воздухе и подавление основных элементов противовоздушной обороны Ирака. После этого интенсивность полетов несколько снизилась, упор был сделан на уничтожение войск противника, складов боеприпасов, пусковых установок оперативно-тактических ракет Р-17 Scud , объектов государственного и военного управления. Всего в течение операции было выполнено более 100 тысяч боевых вылетов, при этом потери, понесенные коалицией, оказались очень малы — всего 75 единиц авиации далеко не все были сбиты противником. Некоторые источники говорят о том, что разведка США смогла заразить вирусом компьютеры иракских военных, что привело к сильной дезорганизации работы системы ПВО. Есть свидетельства и о большом количестве предательств и подкупов иракского офицерского состава, впрочем, это не умаляет заслуг американцев и их союзников, так как это также важнейшие элементы любой войны. Иракские войска были буквально сметены. Силы коалиции начали наступление сразу с нескольких сторон, планируя создать внешний и внутренний фронт окружения. Важным фактором при окружении Иракских войск, располагающихся в Кувейте, стало уничтожение всех мостов через Евфрат это сделала авиация. После этого отступить на северный берег Евфрата и уйти вглубь Ирака было уже невозможно.

Еще до начала наземной операции, Иракская армия уже имела потери не менее 30 тысяч человек. Уже к середине 25 февраля Эль-Кувейт столица Кувейта была окружена, после чего обороняющиеся стали массово сдаваться в плен, 26 февраля иракские военные оставили столицу.

Отцы-командиры, тем временем, лишь улыбались в усы. Тем не менее, не обошлось без фэйлов стратегического масштаба. Самым эпичным из которых считается то, что брутальный загорелый иракский спецназ не сумел захватить тогдашнего главу Кувейта — эмира Джабера III.

И вроде бы всё до определенного момента шло прекрасно, но вот иракцы недооценили упорство обороны дворцовой охраны, евнухов и гарема, а также наличие у них самых настоящих танков. Результатом бездарного вертолётного десанта на территорию дворца стали десятки покойных иракских спецназовцев и убитый младший брат эмира. К 4 августа практически вся кувейтская армия превратилась в тыкву, а сам Кувейт оказался под контролем иракцев. The End? ООН волнуется[ править ] Мировая общественность отнеслась к произошедшей в Кувейте маленькой победоносной войне с ожидаемым непониманием.

Уже 2 августа 1990 года ООН потребовало от Ирака немедленно прекратить безобразие, распустить свои войска по домам и уйти из Кувейта. Иракская верхушка, надо понимать, долго и заливисто хохотала, прочитав эти требования. Тем временем, в самом Кувейте было успешно установлено потешное марионеточное правительство, которое слёзно обратилось к Саддаму с просьбой включить Кувейт в состав Ирака. Сказано — сделано. И в кратчайшие сроки часть Кувейта была включена в состав иракской провинции Басра, а другая часть морфировала в совершенно новую иракскую провинцию девятнадцатую по счету.

Эль-Кувейт переименовали в Кадхиму. На всякий случай. Операция «Щит Пустыни»[ править ] После захвата Кувейта, верхушка соседней Саудовской Аравии пересчитала по пальцам своих военнослужащих и поняла, что если Саддам решит позариться и на её нефть, то на защиту государства выйдет лишь пара принцев на конях и с саблями. Прогнозы в связи с этим вырисовывались самые мрачные. Саудовские шейхи решили оперативно сделать звонок другу.

Статному уроженцу Массачусетса в красках поведали об ужасах становления Ирака как восточной империи с бездонными запасами нефти. На последней участники успешно приняли решение задушить иракскую гидру экономическими и политическими санкциями, а заодно и перебросить в четыре этапа в зону конфликта огромное количество юнитов. Так, на всякий случай, чтобы были.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий