Лидер команды может наладить процесс, делегируя задачи в соответствии с типом личности и ценностями сотрудника.
Теневая сторона лидерства
Жизненное кредо: я знаю, как все сделать хорошо, и я научу. Ключевое слово: правило. Карьерные ориентации: сферы, где все регламентировано и структурировано. Есть возможность карьерного роста и команда единомышленников. Отсутствие контроля, ведь люди первого типа сами нацелены на максимальный результат. Для них также важна ценность работы. Возможные профессии: менеджер в том числе и топ-менеджер , юрист или адвокат, банкир, финансист, бухгалтер, product owner. Реформатор 1 тип личности по эннеаграме обычно ассоциируется с стремлением к совершенству, моральной ответственностью и усердием в деле реформирования окружающего мира. Реформатор как тип политической личности может быть активным сторонником социальных изменений и улучшений, ориентированных на нравственные принципы. Второй тип личности: Друг или Помощник Люди второго типа ориентированы на отношения с другими, проницательные, заботливые, эмпатичные, любящие и щедрые.
Они люди-клей на работе, часто говорят другим «Да», при этом полностью забывая про свои потребности. Жизненное кредо: распознавать потребности других и предлагать помощь. Ключевое слово: спасибо. Возможные профессии: учитель, повар, пожарный, дизайнер, event-менеджер. Третий тип личности: Достигатель Люди третьего типа целеустремленные, активные, эффективные, уверенные в себе и обаятельные. Они невероятные трудоголики и легко адаптируются к разным жизненным ситуациям, потому что стремятся к успеху и хотят вызывать восхищение. Ключевое слово: цель. Карьерные ориентации Достигателя 3 тип эннеаграммы : личный бренд или должности с высоким уровнем заработной платы, возможностью быстрого карьерного роста. Возможные профессии: исполнительный директор, PR-директор, менеджер по продажам, менеджер проектов.
Недостатки визионера - отвращение к рутинным процедурам, нежелание разъяснять свои идеи и контролировать их реализацию. Визионер обычно считает, что его дело - чистое творчество, всем остальным должна заниматься команда. Также может доставлять проблемы команде его излишняя эмоциональность. Он может впадать в апатию, не видя увлекательных задач, как Шерлок Холмс в ожидании очередного интересного дела. А когда задача попадает в поле его зрения, он становится лихорадочно активным.
Поэтому и команда под руководством визионера вынуждена существовать в рваном ритме. Она не просто была полностью поглощена идеей освобождения Франции, но и смогла заразить этой идеей и повести за собой множество людей. Харизма и дар убеждения визионера оказались сильнее даже гендерных предрассудков патриархального средневекового общества. Лидер-медиатор Медиатор - это коммуникатор, наделённый навыками исследователя и полномочиями лидера. Его область интересов - индивидуум, его стиль лидерства - интеграция.
Своей главной целью он считает создание оптимальных условий, в которых каждый член команды может проявить лучшие качества. Про людей, с которыми медиатор имеет дело, он знает всё — что они умеют, чем интересуются, с кем дружат и с кем конфликтуют, причём он отслеживает не только их профессиональную деятельность, но и личную жизнь. Он готов помочь каждому и советом, и делом. И он действительно умеет помогать за счёт своего немалого жизненного опыта и широчайших социальных связей. Медиатор способен смотреть на любую ситуацию глазами разных людей.
Это помогает находить компромиссные решения, устраивающие всех. Он стремится к гармонии отношений и уверен, что команде, достигшей этой гармонии, по плечу любые задачи. И действительно, под руководством медиатора люди проявляют свои лучшие качества, не боятся допустить незначительную ошибку, хорошо понимают друг друга. Конфликт для медиатора - не проблема, а инструмент манипулирования. Он мастерски разрешает любые противоречия, но столь же мастерски их провоцирует, если считает, что это необходимо.
Впрочем, роль медиатора в создании конфликта обычно остаётся незамеченной, поэтому он всегда имеет репутацию чуткого и заботливого человека. В команде его любят и уважают, доверяют ему во всём. Его решения принимаются без сопротивления и обычно с облегчением, поскольку он охотно берёт на себя ответственность в сложных ситуациях. Слабое место медиатора - профессиональная сфера: он не всегда хорошо разбирается в специфике деятельности команды, считая, что его функции ограничиваются управлением людьми. Поэтому часто он не может оценить предлагаемые идеи, не в состоянии оказать профессиональную поддержу, если у кого-то возникли сложности.
Умный медиатор старается иметь под рукой эксперта, на знания которого можно опереться в трудных случаях. Недостатки медиатора также проявляются в том, что он стремится удовлетворить всех, поэтому часто испытывает трудности в ситуациях, когда нужно принимать жёсткие, ответственные решения. Явным медиатором был дон Вито Корлеоне, стремившийся управлять мафиозной семьёй через выстраивание личных отношений с каждым. Про него говорили, что он «правил железной рукой в мягкой перчатке».
Такие люди склонны к принятию решений на основе опыта и анализа. Типичные примеры — спортсмен или бизнесмен.
Такой человек ориентирован на эмоции и заботу о других. Его типу личности свойственна склонность к творчеству и экспрессии своих чувств. Типичные примеры — актер или диджей. Типичные примеры — журналист или консультант. Такой человек ориентирован на логику и творческое мышление. Его типу личности свойственна склонность к анализу данных и критическому мышлению.
Типичные примеры — предприниматель или политик. Если результаты тестирования показали этот тип личности, значит, человек ориентирован на факты и логику. Такие люди склонны к планированию и жестким правилам. Типичные примеры — менеджер или администратор. В тесте, который создали Кэтрин Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс, этот тип личности характеризуется, как ориентированный на эмоции и сочувствие. Типичные примеры — продавец или руководитель команды.
Если результаты тестирования показали этот тип личности, значит, человек ориентирован на интуицию и эмоции. Представители этого типа склонны к заботе о других и творческому мышлению. Будучи экстравертами, они получают энергию от общения с людьми. Типичные примеры — психолог или социальный работник. Такие люди ориентированы на логику и творческое мышление. Типичные примеры — бизнесмен или руководитель компании.
Где применяются тесты MBTI? Результаты тестирования используются в самых разных сферах: начиная от управления персоналом, чтобы научиться лучше понимать потребности команды и их предпочтения в поведении, заканчивая общением в семье. Применение теста Майерс-Бриггс помогает эффективно проводить совещания и встречи, принимая различия в точках зрения, оценивать потенциал и сильные стороны сотрудников, а также строить свою траекторию развития и понимать свой стиль в работе Елена Старостинапсихолог и сертифицированный MBTI-практик В свою очередь Анастасия Корнеева рассказывает, что сегодня использование теста Майерс-Бриггс распространено в таких областях, как карьерное консультирование, командное строительство, психологическое консультирование и личностное развитие.
Например, они интроверты, но любят помогать людям и общаться. INFJ также сильно относятся к своим ценностям и убеждениям и могут быть напористыми. Кроме того, некоторые возможные объяснения относительной редкости INFJ могут быть связаны с тем, что просто не все проходят данный тест. Другая возможность заключается в том, что при оценке люди могут быть нечестными, особенно если они считают, что быть экстравертом лучше, чем интровертом. Нередко могут быть настойчивыми и бескомпромиссными, гнуть свою линию. Таким людям, понравится быть репортерами, так как так происходит много взаимодействия. Но всё же они не экстраверты.
Описание типа личности «Командир»
Cознательность - компетентность, аккуратность, чувство ответственности, стремление к достижению результатов, самодисциплина и обдуманность в действиях. Эмоциональная стабильность - уверенность в себе и окружающих, оптимистический подход к трудностям и способность справляться со стрессом. Интеллектуальная открытость - любознательность, исследовательский подход к трудностям, развитое воображение. Кроме того, набор личностных ценностей лидера должен соответствовать ценностям, необходимым для работы.
Исходя из личного опыта, мы можем сказать, что наиболее успешные лидеры в сфере безопасности превыше всего ставят оказание помощи окружающим, решение проблем, качество работы и стремятся ни при каких обстоятельствах не подвергать окружающих риску. Несмотря на то, что наша личность к зрелому возрасту уже полностью сформирована и набор присущих нам характеристик, описанных в теории "Большой пятерки", перерастает меняться, лидеры учатся быть гибкими и им открываются новые горизонты, благодаря глубокому пониманию собственной ценностной ориентации и структуры личности. Эффективный лидер знает себя и свои ценности, следовательно, и то, как можно наиболее эффективно использовать свои ресурсы и выполнять свои обязательства.
Как лидер оказывает влияния на окружающих. Существует довольно много различных стилей влияния, которые применяются лидерами. По результатам проведенных исследований можно судить о том, что лидеры, использующие трансформационный лидерский стиль, в основном руководят группами, результаты работы которых гораздо выше по многим показателям, включая безопасность.
Трансформационное лидерство складывается из четырех компонентов. Первый из них это харизма. Способен ли лидер разработать видение и миссию компании, внушать чувство глубокой гордости, уважения и доверия, а также подстегивать оптимизм сотрудников?
Второй компонент - вдохновение, которое иногда включается в понятие харизмы. В сущности, оно определяет, является ли лидер примером для подражания, может ли он донести до людей суть видения компании, устанавливать высокие стандарты, и использовать символы для концентрации усилий сотрудников в конкретной области. Третей составляющей является индивидуальное внимание.
Обеспечивает ли лидер, коуч или ментор наставник обратную связь, учитывает ли индивидуальные потребности при разработке миссии, уделяет ли сотрудникам личное внимание? Четвертый элемент - интеллектуальный вызов. Способен ли лидер накрыть своих подчиненных лавиной новых интересных идей, направленных на переосмысление старых методов ведения дел, перестройку дисфункциональных парадигм, продвижение рациональности и внимательного решения задач?
Интересен тот факт, что лидеры, применяющие трансформационный стиль, без подсказки руководства понимают приоритетность вопросов безопасности в организации. Методы их работы обеспечивают безопасность даже в том случае, если такая задача начальством не была поставлена. Вероятно, что этот факт связан с типом личности лидера: трансформационный лидер будет с большей вероятностью заботиться о благополучии своих подчиненных.
Желание защитить своих сотрудников обусловлено иными более глубинными факторами, нежели руководством самой организации. Другой интересный факт, связанный с трансформационным лидерством, говорит об абсолютно превентивном характере мер, принимаемых лидерами данного типа для обеспечения безопасности. Другими словами, важен не только лидерский стиль, но также и сами действия лидера: начальники, поддерживающие хорошие отношения с подчиненными трансформационный стиль , общаются с работниками и после беседы принимают меры для обеспечения безопасности превентивные меры , что ведет к уменьшению числа травм, полученных на рабочем мечте.
Чем занимается лидер: лучшие методики. В свою очередь, типичные поведенческие схемы или методики лидера оказывают значительное влияние на атмосферу безопасности в организации культуру в целом. В организациях с успешно функционирующей культурой применяется несколько определенные управленческие и лидерские методики.
Они дают коллегам инструкцию, а затем используют награды и наказания, чтобы регулировать их поведение. Трансформационное лидерство: Такой лидер зациклен на постоянных изменениях и улучшениях. Он интересуется инновациями, пробует разные методы работы и всегда ищет способ оптимизировать процессы, расширить права сотрудников или добиться большей эффективности. К сожалению, иногда такой подход только мешает команде нормально работать, так как не дает выработать единую стратегию.
Лидерство слуги: Это популярный современный термин, который часто называют «золотым стандартом» лидерства. Лидеры-слуги ставят потребности команды и каждого отдельного ее члена выше своих. Большую часть энергии они направляют на то, чтобы помочь другим людям, а не просто раздать указания и ждать результата. Харизматическое лидерство: Это руководитель с яркими личностными качествами.
Он притягивает окружающих, располагает к себе. Для мотивации сотрудников ему часто не требуется материальных стимулов, подчиненным достаточно его одобрения. Такие лидеры особенно эффективны, когда нужно сплотить команду вокруг конкретной цели. Лидерство laissez-Faire: В переводе с французского laissez-Faire значит «оставь все как есть».
Такой руководитель считает, что не имеет права вмешиваться в работу подчиненных. Он дает им все, что нужно для выполнения задачи, и ждет результата. Ситуационное лидерство: Если ты узнаешь себя во многих типах лидерства, это и есть ситуационный тип руководства. Такой лидер использует разные подходы в зависимости от того, кем они руководят и каков конкретный сценарий.
Как выглядит лидер: основные признаки Определить такого индивидуума просто — достаточно найти в нем следующие навыки: способность влиять на персонал и убеждать в своей правоте; информированность во всем, что происходит вокруг; есть все личные качества для лидерства; желание развиваться и узнавать новое, учить коллег чему-то; навык организовывать людей так, чтобы не было путаницы; активность и желание что-то менять; постоянные предложения по обновлению и упрощению рабочего процесса; видит ситуацию за границей признанной нормы. Бывших лидеров не бывает. Если человек когда-то занимал пост и брал на себя ответственность за результат, он будет повторять это снова, даже не находясь в руководящей должности. Типология Классификация рассматривается в рамках целого спектра наук.
Особое внимание уделяется вопросу в психологии, политологии. В психологии В экспериментальной практике принято выделять несколько ключевых типов: Организатор. Его деятельность направлена на поддержание групповой интеграции. Он помогает координировать усилия, намечать стратегию развития и решать конкретные проблемы.
Благодаря его усилиям все члены группы функционируют продуктивно и слаженно. Это человек, который постоянно генерирует новые идеи. При возникновении каких-либо проблем он берет на себя ответственность за принятие решений. Эмоциональный двигатель.
Определяет настроение группы, демонстрирует способность влиять на психологически климат в коллективе. Любая рутинная или нежелательная работа принимается коллективом позитивно благодаря созданию данным человеком правильного настроения. Обладает обширными знаниями во всех сферах, касающихся направления деятельности группы. Пользуется уважением в коллективе из-за высокого уровня профессионализма.
Своеобразная «,звезда»,, которая притягивает к себе внимание всех членов группы. Он вызывает восхищение и симпатию. Все члены группы попадают под его обаяние и стремятся быть похожими на него. Профессионал в конкретном виде деятельности, уровень знаний и умений которого не подлежит оспариванию.
Всегда добросовестно и качественно выполняет работу в рамках своей компетенции, благодаря чему на него можно смело полагаться при решении задач. В политологии Лидерство может осуществляться не только на уровне малой социальной группы, но и на уровне сообществ, социально-политических движений, всего общества в целом. Политический лидер , это человек, который возглавляет политическую власть в обществе. Это руководители государств, видные деятели, представители правящих партий и другие личности, имеющие влияние на массы.
Типичные примеры — бухгалтер или юрист. Этому типу личности свойственны эмоции и сочувствие. Такие люди склонны к заботе о других и следованию традициям. Типичные примеры — медсестра или учитель. Особенность этого типа личности заключается в том, что его представители ориентированы на интуицию и эмоции. Они склонны к творческому мышлению и заботе о других, при этом, будучи интровертами, погружены в свой внутренний мир и нуждаются в одиночестве для эмоциональной перезагрузки. Типичные примеры — писатель, преподаватель в гуманитарной сфере. Представители этого типа личности ориентированы на логику и творческое мышление. Они склонны к стратегическому планированию и анализу данных. Типичные примеры — ученый или менеджер.
Поведение человека, который относится к этому типу, ориентировано на факты и логику. Такие люди склонны к принятию решений на основе анализа и опыта. Типичные примеры — инженер или механик. Особенность этого типа личности заключается в ориентации на эмоции и заботу о других. Его представители склонны к творчеству и экспрессии своих чувств. Типичные примеры — художник или музыкант. Поведение человека, относящегося к этому типу личности, ориентировано на интуицию и эмоции. Такие люди склонны к творчеству и заботе о других. Типичные примеры — писатель или дизайнер. Представителей этого типа личности отличает ориентация на логику и творческое мышление.
Они склонны к анализу данных и критическому мышлению. Типичные примеры — программист или аналитик. Поведение человека, относящегося к этому типу личности, ориентировано на факты и логику.
У них может не быть большого круга общения, но их близкие дружеские отношения, как правило, довольно продолжительны. Они, как правило, отличные слушатели и хорошо взаимодействуют с людьми, с которыми эмоционально близки и связаны. Хотя они нежно заботятся о других, INFJ обычно очень замкнуты и готовы поделиться своим истинным «я» только с избранными. После общения с людьми, INFJ нужно время, чтобы перезарядиться. Поскольку люди с личностью типа INFJ обладают глубоко укоренившимися убеждениями и ценностями, они особенно хорошо справляются с работой, которая поддерживает эти принципы.
INFJ часто преуспевают в карьере, где их потребность в творчестве сочетается с желанием внести значимые изменения в мир. INFJ обычно добиваются высоких результатов и преуспевают в учебе и на работе. Иногда они могут быть перфекционистами и склонны прилагать много усилий к своей работе. Коллеги считают, что «адвокаты» трудолюбивы, позитивны и с ними легко поладить. Однако, поскольку INFJ интровертны, им нужно время от времени уединяться, чтобы получить заряд энергии. Они чуткие руководители, поэтому подчиненные чувствуют, что их ценят на рабочем месте.
Лидеры и скромники. Каков ваш цветовой тип личности?
Лидер команды может наладить процесс, делегируя задачи в соответствии с типом личности и ценностями сотрудника. По типу личности лидер может быть интровертом или экстравертом. Личность лидера накладывает свой отпечаток и на командную культуру, и на методы её работы с момента создания команды и до окончания её жизни.
А какой ты лидер? Типы лидерства
Являются представителями наиболее рационального типа лидера. Станьте спонсором канала, вы получите доступ к эксклюзивным бонусам и привилегиям. https://boo. «» выяснила, что такое типология личности Майерс-Бриггс, действительно ли все люди делятся на 16 типов, как определить свой и о чем могут рассказать результаты теста? INTJ — тип личности согласно классификации Майерс-Бриггс, который отличается стратегическим мышлением и высоким интеллектом. Для теоретического конструирования социальных типов личности приемлемы два положения юнговской концепции.
Лидеры и скромники. Каков ваш цветовой тип личности?
Подобным качествам личности нет цены в педагогике: их обладатель будет помогать своим ученикам самостоятельно мыслить и любить учебу (естественно, этим своим устремлениям INFJ будет находить применение не только в часы занятий, но и в промежутках между занятиями). Кто такой лидер и чем он отличается от руководителя Какие есть типы лидеров Как стать лидером Часто задаваемые вопросы о лидерстве Что в итоге. По типу личности лидер может быть интровертом или экстравертом.
Тип личности ENTJ (Командир), общее описание.
Кто такой лидер и что такое лидерство — рассказываем главное и разрушаем мифы | Лидер получает удовлетворение от самого процесса работы, вдохновляется новыми проектами, преображает окружающий его мир. |
Лидеры и скромники. Каков ваш цветовой тип личности? | Если Вы представитель типа личности ENTJ, то принадлежите к темпераменту Командир или Полководец. |
Тип личности ENTJ (Командир), персонажи, профессии, совместимость, соционика | My-Identity | «Дурной пример» — это тип лидера, который выступает в качестве источника заразительности для бесконфликтной личности. |
Тест из 4-х вопросов — самая точная оценка вашей личности! | Второй тип неформального лидера – настоящее зло для любой компании, поскольку его влияние не предсказуемо и может идти вразрез с ценностями организаторов. |
Как узнать, являетесь ли вы самым редким типом личности по MBTI? | What makes a great leader? I examine some of the most fascinating global leaders of today. |
Сальери наших дней: 5 типов деструктивных лидеров
К еде тоже отношение особое — она должна быть полезная и свежая. И еще она должна готовиться просто и быстро. Отсюда становится ясно, что на кухне женщина этого типа подолгу не пропадает. Это просто не доставляет ей удовольствия - в жизни так много более важных и интересных дел! Она не увлекается выяснением отношений с мужем. Ей нужна простая и понятная семейная жизнь, чтобы в ней был конструктив, позитив, перспектива и нормальные отношения. По отношению к детям она исключительно ответственна, дружелюбна, приветлива и заботлива. У нее сильно развито чувство ответственности за свою семью. Регулярно делать уроки вместе с детьми она не будет - у нее просто нет на это времени, так как она чаще всего много работает. Но она умеет научить их учиться самостоятельно, время от времени проверяя уроки и помогая, если в этом вдруг появится необходимость.
Отдыхать в общепринятом смысле слова они не умеют. Им скучно просто так лежать на пляже и ничего не делать. Друзей у «предпринимательниц» немного как можно было бы подумать. Жизнь с ней интенсивная, интересная, насыщенная массой самых разнообразных впечатлений. Она не будет киснуть, томясь от безделья, и не даст делать это своим близким. На работе «предпринимательница» всегда собранная и целеустремленная, всегда готова включиться в работу. Работа - это ее конек.
Общение с последователями. Этичные лидеры прислушиваются к своим последователям и используют двухстороннее общение для того, чтобы узнать их точку зрения. Интеллектуальная стимуляция последователей. Этичные харизматические лидеры поощряют своих последователей в том, чтобы те смотрели на происходящее с разных сторон. Они приветствуют широту взглядов и преодоление подхода «это всегда делалось именно так». Содействие профессиональному росту подчиненных. Неэтичные лидеры не проявляют чувствительности к находкам подчиненных и их потребности в повышении профессионального уровня. Этичные руководители демонстрируют уверенность в способности своих последователей стремиться к достижению общих целей. Моральные стандарты. А неэтичные харизматические лидеры подгоняют моральные стандарты таким образом, чтобы они способствовали их собственному успеху [3]. Беря во внимание исследования в области харизматического лидерства, можно вывести следующие индивидуальные свойства этичного харизматического лидера: 1. Использует власть на благо других; 2. Соотносит цели с потребностями и взглядами своих последователей; 3. Поощряет независимое мышление своих последователей и их сомнения в правильности его мышления; 4. Является сторонником открытого двухстороннего общения; 5.
История с открытым финалом. В Сети можно найти его адаптированные онлайн-версии. В своей теории Роберт Хэйр выделяет ряд ключевых психопатических черт, на которые имеет смысл обращать внимание при работе и общении с человеком. Они могут быть выражены в большей или меньше степени. Соблазнитель — легко и непринуждённо очаровывает окружающих, пытается руководить и управлять ходом процессов. Эгоманьяк — страдает от завышенной самооценки, отказывается принимать критику. Губка — постоянно нуждается в стимуляции, может срывать или саботировать инициативы. Прокрастинатор — всегда придумывает отговорки, чтобы не выполнять намеченное. Панцирь — не чувствует угрызений совести или вины. Наоборот, он будет оскорблять окружающих своими ремарками и комментариями. Бесчувственный — не проявляет чуткости и эмпатии по отношению к тем, кто с ним не согласен. Паразит — существует за счёт знаний, навыков, ресурсов своих коллег, присваивает их идеи и заслуги. Отражатель — не берёт на себя ответственность за собственные действия, перекладывает вину на окружающих. Любитель быстрых побед — ему не хватает терпения на долгосрочную работу над собой, интересует лишь быстрое достижение результатов. Разрушитель — склонен к импульсивным и безответственным действиям, вносит раздор в отношения членов команды. Хулиган — не способен контролировать своё поведение, раздражает, обижает окружающих. Далее мы подробно рассмотрим модели поведения и циклы насилия, в которые тёмнотриадники ввергают свои жертвы. Убедимся в том, что среди нас есть как обладатели психопатических черт характера, так и люди с явными антисоциальными расстройствами личности. Большую часть жизни он прожил в неведении относительно своей, скажем так, особенности. Однажды Фэллон проводил клинические исследования болезни Альцгеймера и для участия в фокус-группе привлёк членов своей многочисленной семьи. Просканировал их мозг с помощью фМРТ. Разглядывая снимки мозга, Фэллон обнаружил, что у одного из участников эксперимента есть все признаки психопата. Наблюдались характерные для психопатов особенности функционирования и активности глазнично-лобной коры, слаборазвитые фронтальные доли, миндалевидное тело и височные доли. Последующая дешифровка сканов показала, что данный снимок принадлежит самому Фэллону. Этим удивительным открытием он поделился с коллегами-учёными. И оказалось, что ни они, ни супруга, с которой он прожил в браке несколько десятилетий, не были удивлены. Окружающие лишь подтвердили, что всегда догадывались, что с ним что-то не так. А коллеги неоднократно указывали на психопатические черты и неадекватное поведение в коллективе. Будучи учёным, Фэллон прекрасно знал предпосылки, при которых возможно формирование такой аномалии. От осинки не родятся апельсинки. Очевидно, что в его роду существует генетическая предрасположенность к психопатии. Ближайшие родственники исключались. Родители Фэллона представляли собой добрейших и любящих людей, только благодаря им он в юности не попал в криминальную среду. Они всегда смягчали характер сына. Но при более тщательном изучении семейного древа Фэллон обнаружил в разных поколениях семейства семь убийц, включая одну женщину. В этой семье действительно нашлись скелеты в шкафу. Таким образом гипотеза подтвердилась, и Фэллон представляет собой пример социально адаптированного, высокофункционального психопата из рода психопатов. Пока мы тут с вами сидим, в моем мозгу постоянно крутится программа: как я могу с этим справиться? Я хочу этих людей схватить. Я приятен в общении. Люди ко мне тянутся — мне же они безразличны. Когда мы завершим разговор, я уже завтра забуду о нём. Не забуду только того, кто встанет на моем пути. Я получаю удовольствие от мести. Это абсолютная психопатия. Для этого я могу выжидать годами. Если кто-то меня бесит, я это так не оставляю. Я рассчитываюсь с ним с хирургическим хладнокровием. Я могу крайне сильно портить жизни. Люди, которым я мщу, часто не подозревают, чьих это рук дело. Их жизнь просто разрушается. Им не нужно знать, что это сделал я». Также подтвердился научный метод распознавания и диагностики преступников методом фМРТ. Специалистам достаточно увидеть томограмму мозга, чтобы отличить тёмнотриадника от обычного человека. Нам это нужно знать, чтобы понимать, как глубоко укоренилась проблема. Те люди, с которыми мы встречаемся на деловых переговорах или в офисном пространстве, зачастую кардинально отличаются от других по способам мышления и реагирования. Нейробиология Поведенческие проявления тёмнотриадной личности определяются специфической активностью мозга. Ей присуща своеобразная нейробиология, которая идентифицируется с помощью фМРТ и иных современных способов исследования мозга человека. Это могут быть врождённые и генетически унаследованные особенности мозга или приобретённые в результате психоэмоциональных травм. В исследовании участвовали более 17 000 человек. Учёным удалось проследить, что происходит с растущим организмом, когда в стадии формирования он находится в постоянном режиме опасности «бей — беги — замри». Длительное чувство небезопасности ведёт к возникновению комплексного посттравматического стрессового расстройства, которое требует лечения и психологической коррекции на протяжении дальнейшей жизни. Существуют врождённые особенности мозга людей, страдающих токсичными расстройствами личности. Психологическая травма способна напрямую и иногда безвозвратно поменять биохимию и физиологию мозга. Важен момент, когда именно ребёнок попал в травмирующую ситуацию, какие структуры и функции мозга закладывались и наиболее активно формировались в тот период, какие гормоны вырабатывал детский организм. Например, разные виды психопатий зависят от возраста, в котором произошла психотравма. Повреждение глазнично-лобной коры мозга над глазами , слаборазвитые фронтальные доли, миндалевидное тело, височные доли — всё это отвечает за чувство удовольствия и реакцию на насилие. В момент крайней опасности, которую психика воспринимает как смертельную, организм выбрасывает огромные дозы эндорфина. Своеобразная анестезия, которая обезболивает непосредственно в момент шока. Ребёнок, постоянно находящийся в стрессовом состоянии, подсаживается на аномально высокую эндорфиновую дозу. Далее по жизни такой человек самыми разными способами будет стремиться получить её через социально опасное поведение, рискованные занятия, странные привязанности и зависимости, пристрастие к болезненным процедурам, стремление к саморазрушению. Так проявляет себя химическая зависимость, возникшая в раннем возрасте. Учёные доказали связь детской психотравмы с высокими показателями депрессии, болезней щитовидной железы, псориаза и кожных заболеваний, диабетом и рядом других серьёзных заболеваний. В отдельных случаях асоциальное, опасное поведение обостряется с возрастом или в связи с болезнью. В моей практике был случай, когда поведение опытного сотрудника и прекрасного человека вдруг изменилось до неузнаваемости. Вероятно, после определенного возраста под воздействием неблагоприятных, триггерных событий и, возможно, в результате наследственной склонности у человека активировалось психиатрическое заболевание. Ситуация была крайне сложная, неординарная и деликатная как для самого человека, так и для коллектива. В одной из лекций по биологии человека профессор Стэнфордского университета Роберт Сапольски привёл в пример историю, когда благополучный менеджер, отец семейства, уважаемый всеми человек, вышел, как обычно, на работу, а через несколько минут беспричинно расстрелял из оружия нескольких человек, попавшихся ему на пути. Он был убит при задержании. Все знавшие его были в глубочайшем шоке, настолько произошедшее не вписывалось в картину того, что они знали об этом человеке. Вскрытие показало, что причиной драматического инцидента стала небольшая опухоль мозга. Она никак себя не проявляла, мужчина даже не знал, что был болен. Однако опухоль надавила на тот участок мозга, который отвечал за агрессию. И вот ужасный итог… Наследственные факторы и предрасположенность Токсичные паттерны поведения могут передаваться через поколения. Здесь действуют сочетание генетики и феномена межпоколенческой травмы, циклического травмирования, передача деструктивных сценариев из поколения в поколение. Пример — так называемые нарциссические династии. Ясность в эти вопросы вносит эпигенетика. Она изучает влияние внешней среды, социальных феноменов и культуры на биологию живого организма. То, как окружающая среда способна «включать и выключать» гены с точки зрения молекулярной биологии. Группу крыс подвергали ударам тока в сочетании с запахом сирени. Со временем у них выработался рефлекс боли уже только на один запах без разряда тока. При последующем многократном скрещивании крыс в разных сочетаниях с особями из других групп, не подвергавшимися воздействию тока, всё потомство от рождения по умолчанию имело встроенные биологические реакции на запах сирени. Рефлекс передавался из поколения в поколение. Аналогичные закономерности наблюдаются у людей. Внешняя среда оказывает своё влияние на человека даже в период внутриутробного развития плода. Страшный голод во время войны. Те, кто в тот момент ещё был младенцем в утробе матери на третьем триместре, впоследствии имели метаболизм, запрограммированный на то, чтобы извлекать максимум полезных веществ из каждой маковой росинки. В момент формирования и закладки базовых функций организма внешняя среда подала сигнал опасности, дефицита питательных веществ. Организм гибко среагировал на воздействие извне. Дальнейшие наблюдения за этими детьми и их потомством в четвёртом и пятом поколениях показали зашкаливающий уровень заболеваний диабетом, ожирением, расстройствами пищеварительной системы. Такая своеобразная биохимия организма была заложена у первого поколения, которое затем передало её по наследству своим детям и внукам. Таков эпигенетический механизм наследования особенностей. Когда в семье установлены деструктивные отношения, жестокость, злостные манипуляции, процветает нарциссизм, имеются наследственные склонности к разрушительному поведению плюс это подкреплено реакциями гормональной и эндокринной систем, следует ожидать соответствующих проявлений у всех потомков в этой семье. Существуют разные виды насилия, в том числе завуалированные, которые можно принять за менее опасные. Но это заблуждение! У объекта насилия возникают явные признаки плохого физического и эмоционального самочувствия, со временем происходят видоизменение личности и поведения, дезориентация, утрата самоощущения себя как личности. Познав подобное отношение к себе в раннем возрасте, человек далее сам воспроизводит аналогичное поведение во взрослой жизни как наиболее привычную и успешную модель. Все те же самые признаки насилия тёмнотриадник будет тиражировать в любом коллективе и в любых отношениях. Чем более суровой и жестокой является воспроизводимая травма, тем большее влияние она оказывает на физиологию мозга, а значит, и все остальные процессы в организме. Деструкция, посттравматическое стрессовое расстройство средней тяжести могут в некоторой степени корректироваться в дальнейшем в процессе психотерапии. Однако, если травма была слишком брутальной или передана по наследству и позже усилена, она буквально закрепляется в изменившейся физиологии мозга и на генетическом уровне. Никакая нейропластичность или терапия не в состоянии изменить сложившийся конструкт личности. Влияние внешней среды Влияние внешней среды может как смягчать генетическую предрасположенность, так и усугублять её. Если с младенчества ребёнок получает от родителей и других значимых людей амбивалентные сигналы, то это ломает его психику. Например, «бью, потому что люблю и желаю тебе добра» или «у нас прекрасная семья, но никакие подробности ни в коем случае не должны стать достоянием гласности». Эти же послания выросший ребёнок станет транслировать миру. Критикуемый ребёнок учится обвинять. Если над ним насмехаются и обесценивают — становится недоверчивым и воспринимает мир как враждебное окружение. Тот, кому причиняли боль, сам будет жестоким и бессердечным. Ребёнок, переживший опыт сиротства при живых родителях и отверженный ими, может навсегда заблокировать в себе любые чувства и способность сопереживать. Привыкший ко лжи, обману и лицемерию учится врать и двурушничать. Зачастую у ребёнка нет альтернативных примеров поведения, поэтому он перенимает то, что видит. Иногда пережитый детский опыт настолько драматичен, что навсегда меняет структуру личности. Применительно к нарциссически организованным личностям французский психиатр Ракамье вывел некоторые закономерности, которыми отличаются семьи, где воспитываются эти люди. Он проследил устойчиво повторяющиеся нездоровые, воспроизводимые сценарии на уровне детско-родительских отношений: психологический фон, поле инцестуальности, ребёнок как ресурс и собственное продолжение для одного из родителей например, мать воспитывает сына как золотого ребёнка, лучшего из мужчин для себя ; размывание личных и психологических границ и ролей. Такие дети не проходят естественные стадии психологического развития и сепарации от родителей застревают в стадии ант-Эдип, не проживая Эдипову фазу. Независимо от паспортного возраста, занимаемой должности и благообразной маски, психологический возраст такого человека будет примерно 6—13 лет. Сэм Вакнин диагностированный нарцисс-психопат, автор книг по нарциссической тематике, основатель издательства «Нарцисс Пабликейшнс» о себе подобных высказался так: «Этот мальчик умер в возрасте восьми лет». То есть он навсегда застрял в детстве, в лучшем случае в подростковом периоде. А теперь перенесёмся в офис и представим эдакого дитятку в роли бизнес-партнёра, коллеги или вашего начальника. Он тотально незрел и инфантилен; весь мир ему должен всё лучшее в изобилии детская вера и эгоцентризм ; категорически не способен на осознанный выбор, ответственные поступки и действия за ребёнка всё решают взрослые ; в его картине мира отсутствует понятие равноценного обмена между людьми опять же, всё лучшее — детям ; склонен к разного рода зависимостям и страстям детям свойственно шалить. Всё это на фоне эмоциональной незрелости и неспособности выстраивать полноценные отношения с людьми страх близости, эмоциональная бесчувственность. Но при этом «фасад» у высокофункциональных нарциссов будет крайне привлекательным и даже солидным. Не эту ли пустоту и фальшь они с такой тщательностью скрывают, меняя бесконечные маски и раз за разом запуская цикл насилия в отношении избранных жертв? Наряду с токсичным стыдом эти аспекты надёжно вытеснены и замурованы в бессознательном нарцисса. Доступ туда навсегда герметично закрыт. А транслируемая наружу иллюзия успешности и харизмы отводит любые подозрения в том, что с человеком что-то не так. Невозможно представить, чтобы личность с нарциссическим расстройством заподозрила в себе неладное и обратилась к врачу. В восприятии нарцисса с ним всё лучше, чем у остальных. Ему категорически нельзя соприкасаться с травмами и стыдом, сокрытыми в бессознательном. Иначе весь тщательно воссозданный конструкт рухнет, и психика не выдержит. Это вопрос выживания и устойчивости нарцисса. Точно так же он смертельно боится разоблачения и будет защищать своё ложное эго до последнего, пойдёт для этого на всё. Нарцисс никогда не покажет своё истинное «я». С таким набором свойств и при помощи манипуляций можно занять высокую должность, но невозможно стать лидером и вдохновить людей на действительно важные дела. Максимум психической энергии тёмнотриадник-нарцисс направит на воссоздание приятного лжеобраза, ширмы и привлекательной «витрины». Запомним важнейший аспект. Нарциссически организованная личность всеми правдами и неправдами будет скрывать тот факт, что продвинуться и преуспеть такой человек может только за счёт жизненной силы другого взрослого, целостного человека и личности. Нарцисс катастрофически зависим от внешних источников энергии и тонуса. Внутри него самого этой силы нет. Максимум, на что хватает его внутреннего заряда, — поддержание «витрины» и ложной голограммы успешности. Это один из самых важных и тщательно охраняемых секретов нарцисса. Между тем настоящий лидер всегда отличается личной силой, балансом и энергией выше среднестатистического уровня. У лидера могут быть самые разнообразные источники энергии и способы её поддержания, но он никогда не вампирит других людей, свою команду. Что же остаётся в арсенале тёмнотриадника? Нечеловеческая злость, ненависть ко всему живому. Кодируемый этим геном фермент разрушает нейромедиаторы, к которым относятся в том числе адреналин, норадреналин, серотонин и дофамин. Если ген недостаточно активен, и фермента не хватает, то происходит нарастание неконтролируемой агрессии присутствуют в каждом из нас, и это вполне объяснимо. Ведь агрессия в определённых пропорциях и объёме является фактором выживания, устойчивости, достижения целей, смелости, азарта и драйва. Изыми ген агрессии у человека как таковой, и что получится? У тёмнотриадных личностей от рождения показатели гнева и агрессии зашкаливают по сравнению со среднестатистическими. Однако в сочетании с геном MAOA уровень агрессии будет нарастать и у обычного ребёнка, попавшего в ситуацию войны, пережившего серьёзные потрясения или насилие в детстве. Происходит синергия рисков и негативных факторов. Откровенно говоря, он сам пока не очень преуспел в этом. Выглядит всё так, что гены имеют главенствующее значение. Сам он родился у любящих и сердечных родителей, которые делали всё возможное, чтобы помочь ему преодолеть пагубные свойства натуры. Однако решающую роль сыграло наличие в семейно-родовом древе 7! Таким образом, на формирование психоэмоциональной канвы личности влияют физиология и нейробиология, воздействие внешней среды, генетическая предрасположенность. В случаях, когда специалисты диагностируют расстройства личности нарциссическое, психопатическое и т. Приведу аналогию с компьютером. Когда случаются неполадки на уровне программного обеспечения, можно обратиться в сервисную службу.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что трансформационный стиль присущ самым эффективным лидерам в сфере безопасности. Чем занимается лидер? Лидер привносит свои личностные качества, ценности и лидерский стиль в повседневную работу с людьми. Организационная культура. Атмосфера безопасности является наиболее быстро меняющимся аспектом организационной культуры безопасности, при этом она легко поддается оценке и отличается своей доступностью. Именно эта область предоставляет лидеру рычаги воздействия на культуру, иными словами, позволяет ему диктовать "как это принято делать у нас". Определенные аспекты организационной культуры и атмосферы безопасности могут сигнализировать о возможности установления в будущем высокого уровня безопасности в организации. Личность и ценности. Исследования показали, что между личностью лидера и многими направлениями работы сотрудников существует прямая связь. В понятие личности включаются присущие человеку личностные черты, в научной литературе именуемые "Большая пятерка". Желательность - доверие и уважительное отношение к окружающим людям, откровенность, подчинение правилам, скромность и сочувствие. Cознательность - компетентность, аккуратность, чувство ответственности, стремление к достижению результатов, самодисциплина и обдуманность в действиях. Эмоциональная стабильность - уверенность в себе и окружающих, оптимистический подход к трудностям и способность справляться со стрессом. Интеллектуальная открытость - любознательность, исследовательский подход к трудностям, развитое воображение. Кроме того, набор личностных ценностей лидера должен соответствовать ценностям, необходимым для работы. Исходя из личного опыта, мы можем сказать, что наиболее успешные лидеры в сфере безопасности превыше всего ставят оказание помощи окружающим, решение проблем, качество работы и стремятся ни при каких обстоятельствах не подвергать окружающих риску. Несмотря на то, что наша личность к зрелому возрасту уже полностью сформирована и набор присущих нам характеристик, описанных в теории "Большой пятерки", перерастает меняться, лидеры учатся быть гибкими и им открываются новые горизонты, благодаря глубокому пониманию собственной ценностной ориентации и структуры личности. Эффективный лидер знает себя и свои ценности, следовательно, и то, как можно наиболее эффективно использовать свои ресурсы и выполнять свои обязательства. Как лидер оказывает влияния на окружающих. Существует довольно много различных стилей влияния, которые применяются лидерами. По результатам проведенных исследований можно судить о том, что лидеры, использующие трансформационный лидерский стиль, в основном руководят группами, результаты работы которых гораздо выше по многим показателям, включая безопасность. Трансформационное лидерство складывается из четырех компонентов. Первый из них это харизма. Способен ли лидер разработать видение и миссию компании, внушать чувство глубокой гордости, уважения и доверия, а также подстегивать оптимизм сотрудников? Второй компонент - вдохновение, которое иногда включается в понятие харизмы. В сущности, оно определяет, является ли лидер примером для подражания, может ли он донести до людей суть видения компании, устанавливать высокие стандарты, и использовать символы для концентрации усилий сотрудников в конкретной области. Третей составляющей является индивидуальное внимание. Обеспечивает ли лидер, коуч или ментор наставник обратную связь, учитывает ли индивидуальные потребности при разработке миссии, уделяет ли сотрудникам личное внимание?
Лидерство: теории и типология
Его место — в гуще работы, он должен убедиться, что данные верны. Острый глаз продумывает каждый процесс, чтобы он был эффективным. Ничто не уйдет от его внимания. Минусы: Острый глаз необходим для выполнения проектов, однако он может застрять из-за слишком тщательного анализа. Острый глаз может быть настолько поглощен совершенствованием деталей и выполнением мелких задач, что будет слишком медленно работать или совсем затормозит. Вот почему в каждой команде должны быть Мозг и Голос, чтобы коллектив оставался сосредоточенным на целях и продвигался вперед. Сердце Сердце объединяет всех, создавая сообщество, консенсус и сотрудничество.
Писательница Брене Браун — яркий пример личности такого типа. Плюсы: как правило, с этим типом личности все любят работать. Это связующее звено команды, вокруг которого все объединяются для достижения цели. Сердце умеет слушать и делает так, чтобы все чувствовали себя услышанными. Этот тип личности терпелив, готов к сотрудничеству, сострадателен, последователен и спокоен. Ему лучше всего удаются общественные проекты: он привносит гармонию в раздор и поддерживает вовлеченность других, чтобы предотвратить выгорание.
Для него типичны уверенность в способности лидера преодолевать препятствия и разрешать кризисы, готовность делегировать ему власть в кризисное время; прямая массовая поддержка аплодисменты, письма и т. Люди проектируют свои эмоции, агрессивность, страхи и надежды на социальный объект в поисках хотя бы символического разрешения своих проблем. Индивидам нужен лидер для идентификации с кем-либо более могущественным, чем они, а лидеру нужны ведомые для удовлетворения своих личных мотивов. Именно герои символизируют идеи и персонифицируют движения. Эта мысль Д. Бернса аналогична уравнению, приведенному Д. Такие отношения напоминают сделку и прекращаются после достижения сторонами необходимых целей, так как лидера и ведомых в таких случаях не объединяют никакие более высокие идеалы. Бернс рассматривал несколько типов подобного лидерства: а лидерство мнений, целями которого являются мобилизация мнений через обращение к желаниям и потребностям граждан, агрегация этих мнений и их выражение на выборах; б групповое лидерство, осуществляющееся одновременно в интересах и лидера, и группы. В этих случаях лидер помогает группе так осознать свои потребности, формирует ожидания и формулирует требования, что становится лидером даже не конкретной малой группы, а целой группы интересов; в партийное лидерство, при котором лидер стремится мобилизовать определенные социальные, экономические и психологические ресурсы для удовлетворения требований своих ведомых.
Такое лидерство является «трансдейственным», но в нем заложен и серьезный «трансформационный» потенциал; г законодательное лидерство, которое выполняет функции своеобразного мониторинга, «инициативы трансдействий», разрешения противоречий и как бы сортировки политического «дебета» и «кредита». Бернс выделяет следующие роли «законодательного типа лидера» естественно, что это — «чистые» роли, и каждый политик может исполнять несколько таких ролей одновременно : — идеолог — выступает за доктрины, которые могут быть широко поддержаны в конкретном, определенном округе, или же каким-либо конкретным меньшинством электората; — трибун — рассматривает себя в качестве представителя жителей своего округа, или же всего населения, и «связующего звена» между правительственными действиями и ожиданиями граждан. Особенность этого типа определяется отсутствием надежной политической и институциональной поддержки, и зависимостью в основном от личности лидера его таланта, характера, престижа и бюрократических ресурсов кадры и бюджет. Если партийные лидеры могут мобилизовать широкую политическую поддержку и активизировать политические настроения в пользу партии, то парламентские лидеры могут опираться на парламент и свои округа, а в арсенале инструментов исполнительных лидеров — обращение к общественному мнению при невозможности его формирования, активизации и направления в нужное русло. Исполнительное лидерство наиболее эффективно при достижении краткосрочных и конкретных целей, возникающих, как правило, в кризисных ситуациях. Типология лидеров М. Херманн Заслуживает внимания и типология лидеров, предложенная английским социологом Маргарет Дж. Херманн [272]. Она выделила четыре собирательных образа лидера: знаменосца, служителя, торговца и пожарного.
Лидер-знаменосец В. Ленин характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы. Такой лидер ставит цели, определяет направление и, используя обещания, завораживает последователей. На нем лежит ответственность за то, что происходит и как происходит. Этот образ лидера предполагает изучение собственно лидера и его характеристики. Поняв характер лидера, можно предположить, какие цели и стратегии он изберет. Лидер-служитель Л. Брежнев является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.
При таком варианте лидерства группа задает направление и придает силы политику. Лидер является как бы доверенным лицом группы и действует от ее имени. Лидер-торговец В. Жириновский, Г. Явлинский характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» ее.
Рисунок 2 — Поведенческий подход по Рэнсису Лайкерту По мнению Лайкерта, наибольших успехов достигают лидеры, чье внимание сосредоточенно на интересах сотрудников, то есть приближенно к демократическому стилю. Такой лидер предлагает на общее обсуждение наиболее сложные вопросы, мотивирует подчиненных и получает от них обратную связь.
Управленческая решетка — концепция Блейка и Мутона, иллюстрирующая различные степени внимания лидера к производственной деятельности и заботе о сотрудниках. На рисунке 3 представлены 5 крайних позиций стиля руководства: «Страх перед бедностью» — в организации лидеру приходится проявлять минимум усилий, сотрудники заинтересованы в сохранении своих рабочих позиций. Рисунок 3 — Управленческая решетка Обобщая вышесказанное, поведенческий подход рассматривает лидерство с точки зрения выбора максимально эффективного стиля лидерства, помогающего добиться максимального процветания и богатства организации [2, с. Существует три основные ситуационные модели лидерства, различные по выбранным критериям управленческой ситуации. Первая - модель Фидлера, в которой выделяется три основных фактора, оказывающих влияние на деятельность лидера: характер отношений между непосредственно лидером и его коллегами, ясность задачи структурированность, четкость , власть лидера объем располагаемой легитимной власти. С помощью мониторингов и их анализа Фидлер установил, что лидер может действовать в ракурсе лишь одного стиля управления, поэтому давать руководительские полномочия следует, ориентируясь на существующую в организации внешнюю ситуацию: в благоприятной среде — стиль, ориентированный на человека, в неблагоприятной ситуации — на задачу. Фидлер впервые объединил понятия стиля лидерства и внешней ситуации, дав тем самым мощный толчок для развития ситуационной теории.
Вторая модель — «путь-цель» Хауса и Митчелла, имеющая общую черту с теорией Фидлера — определение стиля руководства в зависимости от ситуации. Лидер воздействует на мотивацию подчиненных путем изменения способов достижения цели. Создателями модели были выделены стили руководства: поддержки внимание к подчиненным, ориентированность на человека, статус понимающего руководителя , инструментальный четкое объяснение задачи, в том числе с использованием наглядного материала , поощрение участия побуждающий активность и инициативность сотрудников и стиль, ориентированный на достижение поощрение при достижении цели. Пользующаяся особой популярностью теория жизненного цикла была разработана американцами Херси и Бланшаром. Задача, предлагающаяся для выполнения сотрудникам организации, может иметь различные уровни сложности, чем сложнее задача, тем более «зрелыми» должны быть ее исполнители. Лидер оценивает «зрелость» и выбирает стиль лидерства, соответствующий ее существующему уровню рисунок 4 [3, с. Оценивая «зрелость» по параметрам R1-R4, лидер подбирает стиль управления S1-S4 начиная от тотального контроля до децентрализации полномочий.
В ситуациях с предпочтительной передачей полномочий следует помнить, что длительное пребывание сотрудников без лидера лишает их мотивации и эффективность резко падает. Рисунок 4 — Теория жизненного цикла Ситуационные модели дают возможность подстроиться к имеющейся обстановке в организации и выбирать самый эффективный из доступных стиль лидерства. При этом каждый лидер уникален и обладает некоторыми характеристиками, которые наиболее адаптированы к некоторым условиям рабочей среды. Следующие главы исследования посвящены характеристике и условиях эффективности двух групп лидеров: мужчин и женщин. Гендерный аспект имеет колоссальное значение при принятии решения о работе руководителя в организации. Лидер-мужчина Со времен становления малого и среднего бизнеса мужчины занимают лидерские позиции в организациях. Основные качества, проявляющиеся лидерами-мужчинами в организациях: умение добиться выполнения наиболее сложных задач, рискованность, склонность к автократическому стилю руководства, постоянность, властность.
Мужское лидерство характеризуется умением четко формулировать задачи, использовать наглядные модели, способностью справляться с простыми проблемами в сверхкороткое время, при этом высокая вероятность выполнения командой под руководством мужчины нестандартной и сложной задачи [4, с. Мужчина в роли лидера отдает большее предпочтение решению производственных проблем и задач по сравнению с вниманием к подчиненным. В отношении контроля над исполнительностью сотрудников мужчины предпочитают рутинной бюрократии партнерские и доверительные отношения с коллегами. Рассмотрим мнение респондентов о важности лидерских качеств для успешной карьеры мужчины как руководителя организации.
Его Я-имидж неопределенен и непоследователен. Пассивный-позитивный тип — послушный, направленный вовне характер, всю жизнь занятый поиском любви в качестве награды за соглашательство и кооперацию. Присутствует противоречие между низкой самооценкой и кажущимся оптимизмом. Такой тип помогает смягчить остроту политики, но хрупкость его надежд и зависимость от поддержки окружающих нередко ведут его к разочарованию в политике. Пассивный-негативный тип не отличается ни деятельностью, ни наслаждением ею. Чувство долга компенсирует низкую самооценку и ведет его в политику. Такой тип может быть хорошо адаптирован к различным неполитическим ролям, но у него нет ни гибкости, ни опыта для эффективного политического лидерства. Ему свойственна тенденция к уходу, бегству от конфликтов и неопределенностей. Типология лидерства Д. Бернса В качестве критерия своей типологии Д. Бернс [266] взял взаимоотношения лидеров и ведомых, то есть, людей с различным властным потенциалом и разной мотивацией. Он различал два типа такого взаимодействия и, соответственно, два типа лидерства: «трансформационное» и «трансдейственное». В ходе такого взаимодействия индивиды как бы поднимают друг друга на более высокий мотивационный уровень, что отражается как в поведении, так и в этических ожиданиях и лидера, и ведомых. Они начинают действовать активнее и эффективнее. Процесс «трансформационного лидерства» предполагает, что, независимо от возможного первоначального различия интересов, индивиды реально или потенциально объединяются для достижения некоей высшей цели, реализация которой требует серьезного изменения и интересов, и поведения, как лидера, так и ведомых. При этом Д. Бернс различал несколько видов трансформационного лидерства: а интеллектуальное — своеобразный аналитико-нормативный ответ на насущные нужды общества. Это лидерство может генерироваться только внутри общества, катализатором же, который конвертирует обобщенные нужды в специфические интеллектуальные идеалы, является конфликт примеры: Робеспьер, Дж. Вильсон, Ф. Рузвельт ; б реформаторское — лидерство одновременно «трансдейственное» по процессу и результату об этом ниже и «трансформационное» по духу. Это достаточно неблагодарное лидерство, так как типичные реформаторы, в целом, обычно принимают существующие социально-политические структуры и отталкиваются от них, что ведет к компромиссному и инерционному реформированию уже существующих институтов. В конечном итоге, в принципе, «коренные изменения совершаются политиками, чьи политические амбиции преграждаются реформами»; в революционное лидерство — абсолютная преданность делу, сильное чувство призвания, обращение к нуждам и ожиданиям масс, драматичный конфликт, идеал переустройства общества в лидерском варианте, «черно-белое» видение мира «вера в ангелов, дьяволов и Спасение» и т. Для революции необходим «пророк» а также институциональная поддержка и коллективное лидерство; г героическое или харизматическое, по М. Веберу — это лидерство отличается верой в личность лидера независимо от его качеств, опыта и конкретных взглядов. Для него типичны уверенность в способности лидера преодолевать препятствия и разрешать кризисы, готовность делегировать ему власть в кризисное время; прямая массовая поддержка аплодисменты, письма и т. Люди проектируют свои эмоции, агрессивность, страхи и надежды на социальный объект в поисках хотя бы символического разрешения своих проблем. Индивидам нужен лидер для идентификации с кем-либо более могущественным, чем они, а лидеру нужны ведомые для удовлетворения своих личных мотивов. Именно герои символизируют идеи и персонифицируют движения. Эта мысль Д. Бернса аналогична уравнению, приведенному Д. Такие отношения напоминают сделку и прекращаются после достижения сторонами необходимых целей, так как лидера и ведомых в таких случаях не объединяют никакие более высокие идеалы. Бернс рассматривал несколько типов подобного лидерства: а лидерство мнений, целями которого являются мобилизация мнений через обращение к желаниям и потребностям граждан, агрегация этих мнений и их выражение на выборах; б групповое лидерство, осуществляющееся одновременно в интересах и лидера, и группы.