На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах.
Епископ Сергей Ряховский назвал истинные смыслы Рождества
Но попасть на рождественскую службу в храм Христа Спасителя, наверное, мечтает каждый верующий. В этом году сюда приехали примерно 10 тысяч прихожан. Правда, чтобы попасть в первые ряды — вид отсюда самый лучший, — нужно было приехать заранее. Кто-то даже собирался занимать очередь накануне с самого утра, но напрасно. Зинаида Равочкина, например, приехала на рождественскую службу из Мордовии. Женщина говорит, что постоять пришлось, но не так уж и долго. Рождество напоминает нам о воплощении на земле божьего сына Иисуса Христа. С этого события начался отсчет новой эры и новое летоисчисление.
Иконография праздника относится к многосюжетному типу, на одной иконе изображается несколько сцен, посвящённых событию Рождества [33] [34]. Центральным сюжетом на иконе является изображение Божией Матери и Богомладенца Христа в пещере вертепе.
Гора, в которой находится пещера, ассоциируется с Богоматерью, пещера же, в таком случае, может быть истолкована как Её чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло «Солнце правды» Христос [35]. Богородица на византийских и русских иконах обычно изображается возлежащей на одре, что подчёркивает реальность Рождества. Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях кормушке для скота , в которые Мария, спеленав, положила Младенца Лк. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный. Ясли являются также прообразом смертного одра для тела умершего Господа, а младенческие пелёнки — погребальных пелён [35]. Рядом с яслями изображают осла и вола, которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорождённого. Изображение животных так же связывается со словами пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осёл — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Вол на иконе толкуется, как символ рождённых в законе, Израиля, а осёл — символ язычников [35].
Вверху, в сегменте неба, на иконах размещается изображение звезды, из которого иногда исходит луч. Звезда определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает главное чудо этого момента — Рождение «Сущего прежде век» [35]. В некоторых случаях звезда изображается спускающейся в широком луче из небесного полукруга. Сходящий с неба луч разделяется у звезды на три — символ Пресвятой Троицы [32]. Также на иконе Рождества изображаются волхвы, идущие в Вифлеем поклониться Мессии и принести Ему дары — золото, ладан и смирну, и пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Иисуса Христа [35].
Они не смогли найти в городе место в гостинице и остановились у пастухов, в пещере с коровами и овцами. Там и родился Иисус Христос. Первой его колыбелью стали ясли — кормушка для овец. В момент рождения в небе засияла Вифлеемская звезда, которая и оповестила людей о приходе Спасителя. Волхвы заметили этот знак. Они пришли поздравить Марию с рождением сына и поклониться ему как новому царю Иудеи. Также они поднесли ему свои дары — золото, ладан и смирну. Узнав о рождении Спасителя, царь Иудеи Ирод захотел уничтожить его. Царь приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет.
Колядки появились задолго до крещения Руси. Древний бог славян Коляда — бог веселья, застолий и хорошего настроения. Коляда Слово Коляда произошло от «коло», что означает колесо, или круг. А круг — это магический символ. Суть традиции колядок заключалась в том, что молодые парни и девушки наряжались в шкуры животных, надевали на голову рога и с большими мешками ходили по соседям — пели им песни под окнами, и собирали сладости и угощения. Колядки Считалось, что чем богаче отблагодаришь колядующих, тем лучше будешь жить в наступающем году. Также существовало поверье, что сны, которые снятся в рождественскую ночь — вещие. А вот в храмах в ночь перед рождеством проходят служения. Рождественская служба Именно эта — единственная в году ночь перед Рождеством наполняет праздник особой атмосферой, которую каждый ждет с нетерпением. Рождество в России В России празднование Рождества Христова имеет свои особенности, которых нет в других странах мира. Русский народ бережно хранит свои обычаи и традиции, которые уходят своими корнями в язычество.
Священник рассказал школьникам о Рождестве Христовом
Младенец Христос изображается лежащим в яслях или на руках у сидящей Богородицы. Иногда все фигуры Святого Семейства заменяются иконой Рождества Христова. Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Рождество Христово ТК «Свет Православия». Рождество Христово – история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди.
Появление праздника
- 4. Весть о Рождестве
- Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря?
- Рождество в России 2024: как отметить, история и традиции праздника: Общество: Россия:
- Главная тема
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
Православные христиане будут отмечать Рождество Христово в пятницу, 7 января. Дата Рождества Христова по «ново-юлианскому» календарю совпадает с «новым стилем», следовательно, приходится на 25 декабря гражданского календаря. Недавно православные христиане отметили праздник Рождества Христова.
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
Великий праздник всех православных христиан наступает! Светлое Рождество Христово! В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Каждый раз перекрещиваясь мы памятуем этот факт, даже сами этого не понимая, ведь именно сложённые безымянный палец и мизинец знаменуют веру нашу в две ипостаси Господа - Человеческую и Божественную!
По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа.
И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа.
Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова.
Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф.
В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел.
Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости.
Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово. Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку.
В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века.
Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери.
После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит.
Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.
Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII—IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Ночью пели: в Успенском соборе: справа — смешанный хор Лавры под управлением Нестора Волкова , слева — хор под управлением Сергея Сухарева; в Трапезном храме — 2-й академический хор под управлением Виталия Чувилова. Фото217 фото.
В послевоенные годы ели вернулись в дома в виде новогоднего атрибута, никак не связанного с религиозным праздником. Власти поняли, что несправедливо лишать детей праздника и эмоций, связанных с этим символическим деревом. Однако масштабно праздновать Рождество начали лишь в 1991 году. Викимедиа Традиции православного Рождества Христова Священник отметил, что в честь Рождества в православных церквях проходят торжественные службы. Их начинают проводить утром 6 января — в сочельник, а вечером этого же дня верующие собираются на всенощное бдение с литией. Ровно в полночь 7 января начинается рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. Традиционно в канун праздника рядом со святынями возводят снежные рождественские вертепы. Внутри кукольного театра показывают сцену Рождества. Объемные фигурки отсылают к истории праздника. Традиционными персонажами, конечно же, остаются Дева Мария и младенец Иисус. Это напоминало о трех евангельских событиях: рождении Христа, поклонении волхвов и крещении Христа на реке Иордан. Древние славяне традиционно проводили первый день дома или у родных. На второй день женщины с детьми до года ходили в церковь, чтобы причащать их. Считалось, что это день младенцев. Уже с третьего дня отправлялись к родственникам и друзьям, захватывая с собой самые лучшие угощения. Викимедиа Предки верили, что святки обладают особой магией, поэтому проводили обряды, гадали и пытались заглянуть в будущее. Помимо этого, в течение 12 дней нельзя было делать работу по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова.
Рождество Христово
Эта традиция связана с тем, что в древней культуре, и не только у христиан, но вообще не было понятия дня рождения. Отмечали не факт появления человека на свет, а момент его крещения, момент, когда человек входил в религиозную жизнь общины. Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года. Разные даты Рождества у католиков и православных 25 декабря или 7 января объясняются разными системами летоисчисления — григорианским и юлианским календарями. Статья по теме «По сути, Рождество отменили».
Как коронавирус испортил праздник всему миру — В западном мире Рождество — главный праздник в церковном календаре. У нас такой праздник — Пасха. Откуда разночтение у православных и католических христиан? Но так исторически и культурно сложилось, что в западном христианстве акцент делают на Рождестве.
Есть даже немецкая пословица: «Нет гнезда выше орлиного. Нет праздника важнее Рождества». Это связано с тем, что католики больше ориентируются на земную жизнь Христа. На Бога, который воплотился в человеке: Бог настолько любит меня, что сам сошёл на землю.
Стало быть, я хорош таков, каков я есть. В православной традиции акцент больше делается на Христе — на Сыне Божием: в Пасхе, в своих страданиях Бог зовёт человека подняться к Нему на небо, чтобы стать подобным Ему и соединиться с Ним. Праздничный вертеп — Когда Рождество на Руси стали отмечать как общенациональный праздник? Были ли у него особые традиции?
Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи — Воскресения Христова — а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия 22 марта и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др. Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления — Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие свт. Епифаний Кипрский, прп.
Ефрем Сирин — с Рождеством. Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру. Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря? Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан. Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу. Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца».
Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце». До сих пор в Армянской церкви нехалкидонской отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления — 6 января. Вопрос кажется забавным — ведь церковный календарь неизменен, а значит, мы должны будем праздновать Рождество в тот же день, что и сейчас, то есть 25 декабря по юлианскому или 7 января по григорианскому календарю. Между тем, юлианский, то есть церковный, или старостильный, календарь не меняется, а вот григорианский, то есть «гражданский», или «новостильный» изменяется по правилам, согласно которым разрыв между старым и новым стилем будет постепенно увеличиваться. Мы привыкли к тому, что високосными являются те годы, которые делятся на четыре. Но это правило действует только для юлианского календаря.
Для «гражданского» григорианского, правила високосных годов следующие: -если порядковый номер года не оканчивается двумя нулями и делится без остатка на 4, то год високосный; -если порядковый номер года оканчивается двумя нулями и число сотен в порядковом номере года делится без остатка на 4, то год високосный, а если не делится, то — простой. Таким образом, 1900 год — простой, 2000 — високосный, 2100 — простой. Следовательно, с 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на один день, и с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января по новому стилю, что станет соответствовать 25 декабря по старому.
К 1917 году она составляла 13 дней, поэтому и православное Рождество наступает на 13 дней позже. Мы празднуем появление на свет Сына Божьего не 25 декабря, а 7 января. Если все останется неизменным, с 2101 года православное Рождество перейдет на 8 января. Как отмечают Рождество Христово в православной церкви В канун Рождества совершается Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве.
Около полуночи начинается утреня по чину великих праздников: поют отрывки из Евангелия о Рождестве и канон «Христос рождается — славьте! Затем совершается праздничная Божественная литургия святого Иоанна Златоуста. Праздничное убранство православной церкви на Рождество. Верующие посещают церковную службу, зажигают свечу у иконы и молятся за себя и близких. После литургии свечу зажигают и дома, перед иконостасом. Только после молитвы можно садиться за праздничный стол. Традиции празднования Рождества в России Верующие готовятся к празднованию Рождества, соблюдая 40-дневный Филиппов пост.
Накануне праздника постятся особенно строго, но обязательно едят сочиво пшеницу или рис с маком и медом. Именно отсюда произошло название этого дня — «сочельник». Строгий пост заканчивается только при появлении первой звезды, символизирующей рождение Иисуса. Сочиво для сочельника. На трапезу готовили 12 постных блюд по числу апостолов , на стол ставили кутью. Были и праздничные, скоромные, блюда: пироги и пирожки с разными начинками, блины, запеканки, свинина, рыба, гусь с яблоками. Крупноразмерные куски мяса или тушки птицы готовили в русской печи.
Мелко нарезанное мясо варили в горшках с кашей. Хозяйки пекли фигурки из теста в виде животных и дарили их близким. С середины XIX века по западному примеру дома стали украшать еловыми ветками и свечами, а под праздничную ель класть подарки, символизирующие дары волхвов младенцу Иисусу. Еще раньше в России стала популярна европейская традиция рождественского вертепа, который создавали своими руками и устанавливали в храмах, на площадях и в домах. Кое-где до сих пор сохраняется либо возрождается традиция колядования в ночь перед Рождеством: молодые люди и дети наряжаются, а потом ходят по дворам, прославляя Христа и хозяев домов.
А почему православные греки отмечают праздник вместе с католиками? Потому, что 9 христианских общин с 1923 г. В отличие от «старо-юлианского», он не отстает от «григорианского» календаря, по которому живет Запад с XVI века. Дата Рождества Христова по «ново-юлианскому» календарю совпадает с «новым стилем», следовательно, приходится на 25 декабря гражданского календаря. Однако, переход приняли не все. К настоящему времени по ново-юлианскому календарю действительно живут три греческих Поместных Церкви, Константинопольская, Элладская и Кипрская. Получается, даже у православных Рождество наступает в разное время? На самом деле это не совсем так. День, установленный еще со времен древней Церкви един для всех верующих — 25 декабря. Просто 6 из 15 Православных Церквей сохранили и живут по первому календарю — «юлианскому», в Святцах он помечен как «старый стиль». Почему эти 6 Церквей не переходят на «ново-юлианский» календарь, тогда Рождество Христово будет 25 декабря? Потому, что даже те из христианских общин, которые приняли эту реформу, не полностью отошли от юлианского календаря, например, при определении даты Пасхи они ориентируются на него так как по григорианскому календарю она в отдельные годы приходилась бы раньше иудейского Песаха, что является серьезным каноническим нарушением. А в результате по ново-юлианскому календарю в отдельные годы резко на 13 дней сокращается продолжительность Петрова Апостольского поста — иногда он даже продолжается лишь несколько дней или может вообще исчезнуть, что создает путаницу и смущает многих христиан.
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - Древо | Православные верующие этой ночью начали отмечать один из главных церковных праздников - Рождество Христово. |
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России | Рассказываем, как появился праздник Рождества Христова и как его принято отмечать в России. |
Рождество Христово 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать | Новомихайловский. На классном часе настоятель рассказал учащимся о предстоящем празднике Рождества Христова, был показан фильм, после которого состоялось его обсуждение. |
С Рождеством Христовым, дорогие! | Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил вечернее богослужение в канун Рождества Христова в храме Христа Спасителя. «Это праздник великий. |
Что еще почитать
- Рождество Христово весело отметили в библиотеках района
- «Межпоселенческая центральная библиотека» (МБУК ПР «МЦБ») | Новости
- Священники рассказали школьникам о Рождестве Христовом
- Рождество Христово 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать
- Протоиерей Владимир Вигилянский - о сюжетах и смыслах Рождества
Любовь - лекарство против страха
- 5 фактов о Рождестве, о которых стоит знать
- Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
- Когда будет православное Рождество в 2024 году
- Последние новости
- Рождество Христово: коротко о празднике
Православные россияне отмечают Рождество Христово
Священник рассказал школьникам о Рождестве Христовом | Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы. |
Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России | 7 удивительных фактов о рождестве Христа. Что празднуем 25 декабря на самом деле? Наверное, нет более известного праздника в мире, чем Рождество. |
7 удивительных фактов о рождестве Христа. Что празднуем 25 декабря на самом деле? | Пикабу | Рассказываем, как появился праздник Рождества Христова и как его принято отмечать в России. |
Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря?
Рождество Христово, средневековая иллюстрация из Hortus deliciarum Геррада Ландсбергского (12 век). Дата Рождества Христова по «ново-юлианскому» календарю совпадает с «новым стилем», следовательно, приходится на 25 декабря гражданского календаря. Событие праздника Рождества Христова О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, — со слов Пресвятой Богородицы. О Рождестве Христовом. Видео. Считанные дни остались до Рождества Христова – одного из главных христианских праздников. Православные верующие отмечают в субботу Рождество Христово — один из главных христианских праздников, который еще называют «зимней Пасхой». Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы.
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
Как известно, русская православная церковь в начале 20 века не перешла с Юлианского календаря на новый Григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами. Рождество, как праздник в России, значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире. Изначально Рождественские праздники были связаны со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества в России было запрещено. Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать ёлки — правда, уже не рождественские, а новогодние. И звёзды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными.
Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа.
Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18.
К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев.
В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово. Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери.
После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.
Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII—IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца. Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии см. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы.
До революции в России существовала традиция обмениваться открытками. Такие открытки тоже были особым направлением искусства: их украшали изображениями звезды или белых голубей, рисовали сентиментальные семейные сцены или трогательных ангелов. В праздник Рождества православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился! В ХХ веке зародилась традиция отмечать Рождество на Международной космической станции. Для праздничного ужина космонавтам доставляют особый рацион. Украшают на борту и ёлочку.
У наших прабабушек существовало много обычаев, связанных с этим днём. Например, обязательно надо было убрать в доме, а утром в праздник надеть новую одежду. Ещё одна традиция — делиться. На ужин в Рождество обязательно старались пригласить людей одиноких или бедных, чтобы и они могли отметить праздник.
В праздник завершается пост, который длится долгих четыре десятка дней, и начинаются Святки временной отрезок от Рождества до Крещения. История праздника Римской империей, в которую также входила Палестина, в то время правил император Август. Властитель приказал провести всенародную перепись населения. По этой причине Мария и ее супруг Иосиф, принадлежавший к роду Давида, были вынуждены отправиться в Вифлеем, дабы внести и свои имена в список подданных.
В заветную ночь в городе не осталось ни одного свободного места для ночлега, поэтому супругам пришлось остановиться на отдых в пещере, где жил скот. Именно там у Марии начались роды и явился на землю Иисус. Мат ь устроила колыбель младенцу в кормушке для животных. Пастухи, которые сторожили стадо, получили весть о рождении Мессии. Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь.