Спустя несколько недель "Лену" переименовали в "Челюскин", и именно этот толком не испытанный во льдах пароход назначили в сверхдальний арктический переход от Мурманска до порта приписки Владивосток. Ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина, был достроен и спущен на воду в марте 1933 года. Пароход, названный в честь Семёна Челюскина, открывшего в 1742 году самый северный мыс Евразии, был последним словом техники. Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода «Пижма», ведомого «Челюскиным». Плавание грузового парохода "Челюскин" обещало быть очередным триумфальным этапом освоения советскими полярниками Северного морского пути.
Гибель “Челюскина” О пароходе и людях его православных
"Челюскин" должен был повторить подвиг "Александра Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Участники экспедиции, работающие на ледоколе «Илья Муромец», с помощью многолучевого эхолота провели трёхмерную акустическую съёмку парохода «Челюскин». "Челюскин" должен был повторить подвиг "Александра Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа. Полярная экспедиция на «Челюскине» должна была повторить состоявшийся в 1932 году поход ледокольного парохода «Сибиряков», впервые в истории прошедшего за одну навигацию по Северному морскому пути от Архангельска до Берингова пролива. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. 13 февраля 1933 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море.
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
«Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Спустя несколько недель "Лену" переименовали в "Челюскин", и именно этот толком не испытанный во льдах пароход назначили в сверхдальний арктический переход от Мурманска до порта приписки Владивосток. Страшная тайна что же за тайна кроется в знаменитом походе парохода «Челюскин» из Мурманска во Владивосток, и что скрывается за странностями. 13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода "Челюскин", который позже назовут советским Титаником.
Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»
А тут — из гораздо более отдаленной от цели плавания точки, из Мурманска! О чем, спрашивается, думали такие опытные полярники, как Шмидт и Воронин? Известно, о чем: о жизни и свободе… Сказать вслух о потерянном времени и поставить под сомнение экспедицию, отложив ее тем самым на год никто не осмелился. Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — О. Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект.
Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли. В Карском море «Челюскин» получил серьезные повреждения корпуса, образовалась течь. Возвращаться назад? О, нет!
Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперед, и будь что будет! Что было дальше — известно. Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь.
Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку». Все возбужденно, радостно обсуждали: как назвать ребенка?
И придумали: Карина. В честь Карского моря, где она появилась на свет. Странно, конечно, что на остров Врангеля геодезист отправился с женой на сносях. Впрочем, а было ли это странным для советских людей 30-х годов?
Как говорится, вопрос… Уж чего-чего, а самоотверженности и готовности выдержать любые испытания у советских людей было не отнять. И не занимать. Правда, она произведет на свет сына Владимира только 15 сентября 1934-го, уже в нормальных условиях, и тот получит фамилию и отчество своего прославленного родителя. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды.
В начале сентября «Челюскин» получил новые вмятины, усилилась течь... В один из осенних дней к дрейфующему во льдах «Челюскину» подъехали несколько собачьих упряжек: это чукчи из близлежащего поселка нанесли свой визит для обмена пушнины на «огненную воду». Восьмерых заболевших членов экспедиции отправили в поселок к чукчам. И тут, благодаря удачному дрейфу, льдины сами в начале ноября вынесли пароход в Берингов пролив!
Все вздохнули с облегчением… Однако что может человек против мощи арктической стихии? Льды повернули вспять, и «Челюскин» снова вынесло в Чукотское море.
Проблемы начались уже 13 августа. В тот день "Челюскин" получил первые повреждения — в носовой части.
На устранение последствий команде потребовалось три дня. Как погиб пароход "Челюскин" Еще до выхода в море сомнения в пригодности судна для столь сложной экспедиции высказывал капитан Владимир Воронин. Но Шмидт твердо верил в успех. Да и остальные члены команды, видимо, тоже.
Один из них даже взял с собой беременную жену. Она успела родить девочку до того, как пароход оказался в опасности. Команда пыталась освободить судно вручную и с помощью взрывов. Дрейфуя вместе со льдами, 4 ноября "Челюскин" достиг Берингова пролива.
Считанные мили оставались до чистой воды. Но выйти в Тихий океан не удалось. Судно было увлечено назад, в Чукотское море. Впрочем, участники экспедиции не теряли силы духа.
Экипаж сумел переместить на лед грузы, необходимые для зимовки.
Открыть мини-сайт на портале Pandia для ведения проекта. PR, контент-маркетинг, блог компании, образовательный, персональный мини-сайт. А вот Чукотское море было занято льдами. Из воспоминаний П. Буйко, который должен был стать начальником полярной станции на острове Врангеля: «Корабль бился, именно бился, продвигаясь к востоку. Все дольше и дольше засиживался Владимир Иванович Воронин в бочке на марсе, прозванной «вороньим гнездом», с высоты фок-мачты ища биноклем синие ниточки майн, по которым прокладывал себе дорогу «Челюскин». Все чаще и чаще дорогу преграждали увесистые быковатые льды другой, более крепкой породы, чем были в пройденных морях. Но Владимир Иванович не сдавался, и «Челюскин» скулами расталкивал студень шуги и форштевнем, как клином, врезался в ледяные поля.
Шмидт не сходит с мостика, руки его в карманах нерпичьего полушубка, из-под кепки зорко шарят по горизонту глаза. Он наружно спокоен. Но и его тревожит темп продвижения». Во время плавания среди льдов в Восточно-Сибирском море «Челюскин» получил первые повреждения: несколько шпангоутов погнулось, один шпангоут лопнул, появились вмятины, и открылась течь. Во время стоянки руководитель экспедиции на самолете совершил полет к острову Врангеля, а капитан на самолете произвел авиаразведку льдов. Разведка показала, что Чукотское море почти полностью забито льдами. Продвижение во льдах к востоку от мыса Якан оказалось очень трудным: начали лопаться шпангоуты, срезывались заклепки, отломилась лопасть винта. Однако 23 сентября дрейф прекратился. Всего в полумиле была чистая вода.
Казалось, что спасение близко. Однако вскоре северо-западными ветрами льды, окружавшие «Челюскин», вынесло в течение, направленное из Берингова в Чукотское море. И судно понесло на северо-запад в центральную часть Чукотского моря. Уже через два дня оно очутилось в семидесяти милях от Берингова пролива. Положение «Челюскина» стало критическим. Поэтому на помощь ему был направлен ледорез «Литке». Ледорез прошел через Берингов пролив и, следуя вдоль кромки тяжелых льдов, в тот же день достиг широты, на которой находился «Челюскин». И здесь допустил роковую ошибку. Полагая, видимо, что «Челюскин» в течении нескольких ближайших часов самостоятельно окажется на чистой воде, он отверг помощь «Литке».
Однако вскоре «Челюскин» начало быстро сносить от чистой воды в глубину ледовых полей. Из воспоминаний : «В полдень ледяной вал слева перед пароходом двинулся и покатился на нас. Льды перекатывались друг через друга, как гребешки морских волн. Высота вала дошла до восьми метров над морем». Все последующие попытки найти проходы и пробиться к зажатому льдами пароходу не увенчались успехом, и «Литке» был вынужден вернуться во Владивосток. Однако пережить зиму команде парохода и полярникам не удалось. Опасаясь внезапной гибели судна, экипаж подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды, разместив все важные грузы на палубе на случай экстренной эвакуации.
Пароход окончательно застрял во льдах примерно в том месте, где в 1932 году произошла авария ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Тем не менее, «Сибиряков» прошел Северный морской путь за одну навигацию. До берега оставалось совсем немного, однако потом судно потянуло назад, в северо-западном направлении. Экипаж за бортом Экипаж «Челюскина» заранее до трагедии выгрузил все необходимое прямиком на льды. Также были вынесены доски и кирпичи, из которых на скорую руку построили бараки, чтобы не умереть от холода. На лед вышли 104 члена экипажа, в числе последних — капитан Владимир Воронин, который перехватил бразды правления в Мурманске после того, как с борта сошел Петерис Биезайс. Напомним, что экипаж корабля изначально составлял 112 человек, но еще до происшествия, ранее, около острова Колючин на берег сошли по разным причинам восемь человек. На лед также из последних вышли руководитель экспедиции по фамилии Шмидт и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. Последний погиб во время затопления корабля — его задавило палубным грузом. Эвакуация экипажа «Челюскина» Спустя всего два дня в Москве была образована комиссия, которая занялась формированием экспедиции в Чукотское море для эвакуации доблестного экипажа «Челюскина». Возглавил экспедицию Валериан Куйбышев — советский партийный деятель, участник Гражданской войны и кавалер ордена Красного знамени. Его имя еще ранее носил город Самара. Эвакуировать «челюскинцев» пришлось с помощью авиации.
Челюскин (пароход)
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? - Статьи и репортажи РГО | Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». |
Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия | 13 апреля 1934 года в водах Чукотского моря были спасены экипаж и участники экспедиции парохода "Челюскин". |
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
Основным достижением в этой области является теорема об изоморфизме прямых разложений бесконечных операторных групп с конечным главным рядом. Шмидт является основателем московской алгебраической школы, руководителем которой являлся в течение многих лет. Отто Юльевич занимал должность главного редактора Большой советской энциклопедии. К тому времени издан ряд его работ по географии, геофизике, геологии, астрономии. Шмидт основал новый институт: теоретической геофизики Академии наук Советского Союза с целью комплексного изучения Земли как планеты, заняв пост его первого директора.
Сегодня это Институт физики Земли имени Отто Шмидта. Известен ученый и как путешественник. В 1929 году возглавил экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов», а в 1932 году экспедицию на ледокольном пароходе «Сибиряков», которая впервые прошла за одну навигацию из Архангельска в Тихий океан. С 1933 году ходил на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути.
В 1937 году участвовал в организации дрейфующей научной станции «Северный полюс-1», за что получил звание Героя Советского Союза, а в следующем году руководил операцией по снятию персонала станции со льдины. Помимо научной, исследовательской и педагогической работы Шмидт занимался и общественной деятельностью. Награжден орденами и медалями. Отто Юльевич Шмидт умер 7 сентября 1956 года в Москве от туберкулеза.
Похоронен великий академик на Новодевичьем кладбище столицы. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Начало эпопеи по спасению 104 членов экипажа.
Когда Воронин спрыгнул с корабля, рядом с ним упало скатившееся с палубы бревно. А Могилевич стоял на борту, сжимая в зубах давно потухшую трубку. Корма поднялась так высоко, что палуба стала отвесной. Трубка выпада из зубов завхоза, он метнулся ниже к спардеку, где было вровень с поверхностью льда. В это мгновение с кормы на него обрушились бочки с горючим, ящики, кирпичи. В тот же миг он исчез вместе с "Челюскиным" под вздыбленным льдом. Чудо спасения После катастрофы "Челюскина" на льду оказалось 104 человека несколько человек по разным причинам сошли с парохода около острова Колючин в Карском море. Он совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружил лагерь потерпевших крушение парохода, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей. Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. В составе первой спасательной команды помимо Ляпидевского были штурман Петров, второй пилот Конкин и бортмеханик Руковский. Первыми со льдины эвакуировали 10 женщин и двоих детей. Следующий рейс удалось совершить только 7 апреля. Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем. За спасением челюскинцев следил весь мир. Все западные газеты того времени писали, что челюскинцы обречены на гибель. В успех спасательной операции не верили. Летописец событий Воспоминаний о челюскинской эпопее осталось достаточно много. На мой взгляд, самые непредвзятые, беспафосные из них принадлежат нашему земляку Александру Миронову. На "Челюскине" он был матросом 2-го класса.
Кинокадр из хроники А. Шафрана Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев [8]. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем , находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2 , служившем «Челюскину» для ледовой разведки см. Записки лётчика М. Бабушкина, 1941. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы [11]. В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске. Чествования[ править править код ] С Чукотки бухта Провидения , 21 мая 1934 года на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку 28 мая , далее, во Владивосток 7—9 июня , а оттуда, на специальном литерном поезде специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности в Хабаровск 10 июня и до Москвы [12].
Шмидт не удержался от соблазна и послал в Москву радостную радиограмму, что задание партии и правительства выполнено, а свое замечательное достижение участники экспедиции посвящают 17-й годовщине Октябрьской революции. Однако уже 6 ноября разыгравшийся в Беринговом море шторм, отбросил «Челюскин» вместе со льдами на север. Начался обратный дрейф льдов со скоростью в два узла. Вмерзший пароход потащило на северо-восток, назад в Чукотское море. Стало понятно, что теперь до весны из льдов не выбраться, а значит, экспедиции придется зимовать на «Челюскине». К счастью, запасов топлива и продовольствия было достаточно. Несколько раз судно сжимало льдами, и полярники срочно перетаскивали на лед многочисленный скарб. Но корпус выдерживал, и все грузили обратно. Так продолжалось до 13 февраля, когда после очередного сжатия корпус лопнул и «Челюскин» затонул в ледяных водах Чукотского моря. О последних минутах «Челюскина» вспоминает гидрограф Павел Хмызников: — Судно сильно дернулось носом вниз. На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода. Кто-то, как будто Саша Лесков, с тремя медными чайниками в руках выскочил из этой двери на палубу и перевалился через борт на лед. Корма идет вверх. Раздалась команда: «Всем оставить судно! Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз… Оголяется руль, винт. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… Корма обволакивается дымом. Два столба буровато-белого цвета… Белая ледяная шапка выплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются. Волна спадает… Груда льда. Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. Могилевич, только что стоявший спокойно с трубкой в зубах, видимо, поскользнувшись, прыгнул не на лед, а на палубу. Со льда, тревожно надрываясь, кричали: «Борис, Борис, прыгай скорее! Бочка сшибла его с ног. Больше Могилевича не видели. Он остался на судне Михаил Марков2-й помощник капитана «Челюскина» Так в истории экспедиции начался новый, смертельно опасный период. Лагерь челюскинцев во льдах Чукотского моря Фото: РИА Новости И тогда товарищ Шмидт достал револьвер Официальная советская пресса представляла двухмесячную зимовку челюскинцев на льдине как образец коммунистической дисциплины и беспримерной стойкости нового человека Страны Советов. Личный секретарь Сталина и главный редактор газеты «Правда» Лев Мехлис писал: Десятки миллионов людей настороженно следили за героической борьбой бесстрашного отряда челюскинцев, возглавляемого большевиком-ученым товарищем Шмидтом. Новый человек, воспитанный великой Страной Советов, держал экзамен перед всем миром на стойкость, выдержку, способность к коллективным действиям в условии величайшей трагедии — гибели «Челюскина». Участники экспедиции показали непревзойденный образец стойкости и дисциплины. Героические дела партии Ленина-Сталина выковывают героев. В Советском Союзе воспитывается самый смелый отряд человечества. С новым общественным строем, когда каждый чувствует себя равноправным членом коллектива, героизм становится достоянием масс Личный героизм, коллективизм и железная дисциплина — все это действительно было проявлено челюскинцами, а в еще большей степени их спасателями.
90 лет катастрофе "Челюскина": как полярники выживали во льдах
История спасения «Челюскина» | Пикабу | В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. |
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин» | 16 июля 1933 г. (90 лет назад) началась арктическая экспедиция на пароходе «Челюскин», ставшая известной всему миру легендарным спасением экипажа после крушения корабля. |
Трагедия и подвиг парохода «Челюскин» | За операцией по спасению 104 членов экипажа советского парохода "Челюскин", затонувшего в Чукотском море, следил весь мир. |
Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия | Спуск на воду и хождение «Челюскина»На верфях датской компании Burmeister & Wain в первой трети XX века был построен очередной пароход. |
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
85 лет назад началась экспедиция парохода "Челюскин", закончившаяся гибелью корабля, но и пониманием, что Россия может и должна покорить Арктику. После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах. "Челюскин" должен был повторить подвиг "Александра Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.
Эпопея парохода «Челюскин»
Во все трюмы будут введены и продуты мягкие 70 — 100 тонные понтоны, что также даст плавучесть судна на 1500 тонн. По обоим бортам парохода будут проведены понтоны особой конструкции. Дли полной гарантии и успешности поддержания судна будут проведены шесть 200-тонных жестких понтонов, которые по своей конструкции и крепости вполне поддержат пароход на поверхности воды во время буксировки в порт-убежище, если заделка пробоин на месте подъема будет невозможна. Заделку пробоин, люков и отверстий предполагается провести путем замораживания способ, примененный при подъеме затонувших германских кораблей. Для буксировки парохода до Владивостока заделка пробоин будет проведена путем заварки, с накладной жестких стальных пластырей и подводной бетонировки. Подъем «Челюскина» будет проведен в 1936 году. Наиболее удачное время для подъема июль август, так как район гибели «Челюскина» в это время свободен ото льдов и Чукотское море свободно ото льдов от Берингова пролива до меридиана Колючинской губы и до 70 градусов северной широты. Вес «Челюскина» 2550 тонн.
Подъем его будет сопряжен с исключительным напряжением и трудностями. Основана в 1923 году приказом по ГПУ от 2.
Но главное: пароход «Челюскин», как было указано выше, был спроектирован и построен специально для плавания во льдах Северного бассейна. Не могло быть не только дипломатических, но и технических оснований для нот правительства Дании правительству СССР по недопустимости использования «Челюскина» в северных морях. Можно не предположительно, а однозначно утверждать, что эта часть рассказа Э. При отплытии из Мурманска по данным И. Куксина на корабле находилось 111 человек, в том числе один ребенок — дочь нового начальника зимовки на острове Врангеля. В это число входили 52 человека экипажа парохода, 29 человек состава экспедиции и 29 человек штата научно-исследовательской станции острова Врангеля. На «Челюскине» стало 112 человек.
Более точной является приведенная выше численность в 113 человек. Как было указано выше, перед началом дрейфа в середине сентября 8 человек на собаках было отправлено на землю. После этого на корабле должно было остаться 105 человек. Один человек погиб при погружении корабля в морскую пучину 13 февраля 1934 г. Приведенные данные с точностью до 1 человека совпадают с количеством людей по указу о награждении участников лагеря Шмидта. Установить причину расхождения не удалось. Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина». Казалось бы, этот вопрос должен был быть однозначно определен. Эти координаты, безусловно, были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения поиска и спасения людей с льдины, должны были быть известны каждому экипажу самолетов, участвовавших в спасении полярников.
Однако в августе 2004 года закончилась неудачей экспедиция по поиску «Челюскина» с помощью научного судна «Академик Лаврентьев». В исследовании были использованы данные, указанные в штурманском журнале 1934 года. Тогда руководитель экспедиции Отто Шмидт сообщил в радиограмме точные координаты. Были проверены все известные в архивах координаты, оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов. Руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода. Возникает предположение, что по каким-то причинам или по традиции засекречивания любой информации в печати нашли отражение измененные координаты. В этой связи автор предпринял попытку найти эти данные в зарубежной печати периода спасения челюскинцев. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. Эта точка лежит в 40 милях от мыса Ванкарем, на котором расположен поселок с таким же названием.
Им были опубликованы уточненные координаты гибели «Челюскина», проверенные в результате погружения к пароходу. Имея такие цифры, не бросайте там якорей! Это координаты с точностью до одного метра». Учитывая разноречивость оценок координат затонувшего «Челюскина» автор предпринял попытку выяснения спорных моментов у Сергея Мельникоффа, утверждающего, что он совершил погружение к затонувшему пароходу и сделал фотографии в непосредственной близости от корабля на глубине 50 метров. На вопрос о значимости расхождений в координатах и наличии фальсификации исходных данных С. Мельникофф ответил, что «расхождение не значительно. В половину морской мили. В силу того, что в те времена координаты брали с помощью ручного секстана, а я пользовался спутниковой системой - это нормальная ошибка». Поиск осуществлялся «по картам Генштаба, на которых нет других затонувших судов в этом районе.
И нашли в полумиле от места его обозначения на карте. Эхолокация тоже говорит об этом - объект имеет 102 метра длины и 11 метров в высоту. Видимо, пароход чуть-чуть наклонен на левый борт» и практически не погружен в ил или донные наносы. Недостаточная обоснованность заявления Михайлова о фальсификации данных была подтверждена участником экспедиции «Челюскин — 70» руководителем аппарата Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и спорту, доктором социологических наук Александром Щегорцовым. Поскольку мы берем на себя задачу проведения независимого расследования, то при анализе фактической стороны дела будем исходить из «презумпции невиновности», то есть будем предполагать, что вся основная информация, изложенная автором Э. Белимовым в «Тайне экспедиции «Челюскина», отражает реальные известные автору факты и не отягчена сознательным литературным вымыслом. Обратим внимание, что до сегодняшнего дня считалось, что первая публикация работы «Тайна экспедиции «Челюскина» была на сайте «Хронографъ», выходящем под лозунгом «XX век. Документы, события, лица. Неизвестные страницы истории…».
В предисловии к сайту редактор Сергей Шрам указывает: «Многие страницы этого сайта покажутся кому-то непривычно жесткими, а кому-то даже обидными. Что ж, такова особенность жанра, в котором я работаю. Особенность эта - подлинность факта. В чем отличие беллетристики от истории? Беллетристика рассказывает то, что могло быть. История - только то, что было. В переломные моменты эпох люди охотнее тратят время на чтение исторических изданий, в которых рассказывается "то, что было". Перед Вами как раз такое издание... Поэтому неудивительно, что такую проблематичную статью, делающую достоянием общественности высказывание участников экспедиции по очень острой проблеме, перепечатали многие издания и интернетовские сайты.
Поиск показывает, что традиционная ссылка на «Хронографъ» как на первоисточник не верна. Публикация в «Хронографе» датируется августом 2001 г. Первая публикация работы Э. К тому же эта публикация имеет ссылку: «специально для «Новой Сибири». В этом случае становится совершенно определенным место работы автора в НЭТИ, аббревиатура которого ничего не говорила при повторных публикациях. Обратим внимание также на то, что израильская версия тоже появилась в печати позже публикации в «Новой Сибири», но и она предшествует публикации в «Хронографе». Анти-«Пижма» Когда идет речь о сравнении различных версий, всегда может возникнуть опасность, что версии относятся к различным объектам и их несоответствия не взаимоисключающие. В данном случае есть два уникальных и единичных события, рассматриваемых в обеих версиях, информации о которых не может быть двойственной. Это — единственный, первый и последний, поход «Челюскина», применительно к которому не может быть различных дат.
И единственный случай рождения в Карском море девочки: не может быть разных дат рождения и разных родителей. Поэтому первоначально обратимся к сопоставлению информации именно по этим вопросам. По официальной версии пароход вышел из Мурманска 2 августа 1933 г. Уже 13 августа 1933 года в Карском море появились серьезная деформация корпуса и течь. Руководитель экспедиции О. Шмидт, находясь в Беринговом проливе, направил советскому правительству поздравительную радиограмму. После этого пароход уже не имел возможности самостоятельного плавания и дрейфовал во льдах в северном направлении до дня своей гибели. Белимов пишет: «Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года.
Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями. Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет. Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Из альбома "Героический поход Челюскина". Фото: "Родина" А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев - первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода "Ставрополь"? Из-за поломки он застрял в Анадыре и на лед не летал, зато позже вывозил челюскинцев уже из Ванкарема в Провидения - к пароходу. Те же задачи выполнял Борис Пивенштейн, которому на пути в Ванкарем пришлось отдать свой исправный самолет командиру - Каманину - и заняться ремонтом забарахлившей машины последнего. Галышева и Пивенштейна отметили "Красной Звездой" как "летчиков резерва". Тот же орден получили все участники зимовки, кроме детей. Судьбы челюскинцев сложились по-разному. Вторым пилотом у Водопьянова был Бабушкин за этот полет его отметили званием Героя , радистом папанинской четверки - Кренкель, сопровождающим до полюса - Шмидт. В 1938 году Бабушкин погиб в авиакатастрофе, а обоих заместителей Шмидта по челюскинскому походу Алексея Боброва и Илью Баевского расстреляли. Капитан Воронин в 1952 году умер в Арктике - у него случился инсульт прямо на мостике ледокола "Иосиф Сталин". Каманин, самый молодой из первых Героев, в звании генерала и должности помощника главкома ВВС готовил к полетам первых космонавтов, включая Юрия Гагарина, родившегося в дни челюскинской эпопеи.
Ленская экспедиция 1933 г. Известно, что ни одно из судов Ленского каравана не имело ледового класса. Экспедиция вышла из Архангельска 8 августа, 12 сентября прибыла в бухту Тикси. Однако дойти до Архангельска ему не удалось, суда попали в тяжелые льды и встали на зимовку у островов Комсомольской Правды. Эта экспедиция началась еще в 1932 году, но тяжелые ледовые условия в Восточном секторе не позволили ей выполнить поставленные задачи и она встала на зимовку. В ее состав сначала входили шесть грузовых пароходов из них три — серии «Анадырь»: «Анадырь», «Сучан» и «Север» и одна шхуна. Эти суда проектировались и строились для дальневосточных грузовых линий и не являлись судами ледового класса. Проводку каравана СВЭ осуществлял ледорез «Литке». В навигацию 1933 года авиаобеспечение морских операций в Восточном секторе Арктики осуществляла группа Красинского. Таким образом, видно, что трасса СМП в навигацию 1933 года на всем своем протяжении представляла собой оживленную судоходную магистраль, на которой работали десятки судов и тысячи людей. Обратим внимание и на активную роль полярной авиации в навигацию 1933 года, значительно более существенную, чем в навигацию 1932 года. Что представлял собой сам пароход? Это судно, построенное в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» по заказу Наркомвода, должно было использоваться на трассе Владивосток — устье Лены, то есть для Восточных Ленских экспедиций. Судно имело ряд конструктивных особенностей, характерных для судна ледового класса, а именно: специальной конструкции форштевень, усиление корпуса в районе ватерлинии и ряд других. Тем не менее, как это отмечается во многих серьезных публикациях, это был обычный пароход, не соответствующий характеристикам ледокольного парохода. Об этом указывается в известном отчете комиссии, производившей осмотр судна 5 июля 1933 года в Ленинграде. Этот факт отмечал также и капитан Владимир Воронин. Пароход «Челюскин» «Лена» на стапеле во время постройки фирмой "Бурмейстер и Вейн". Еще перед выходом в поход Отто Шмидт в интервью газете «Известия» говорил: «Судя по многочисленным вопросам и откликам, наша общественность весьма интересуется вопросом, почему экспедиция сквозного плавания по Ледовитому океану отправляется не на мощном "Красине", "Сибирякове", а на "Челюскине", который вовсе не ледокол. На ледоколе Великий Северный путь уже пройден. Поход "Сибирякова" доказал проходимость Ледовитого океана и не нуждается в проверке. Наша задача освоить путь, и ближайшее звено — это найти, комбинируя теорию и практический опыт, тот тип грузового корабля, по которому мы будем строить северную грузовую флотилию. Объединить в одном корабле свойства ледокола и грузового судна невозможно, так как ледокол всегда должен иметь очень мощную машину по сравнению со своей величиной. Вместе с тем мощная машина требует много топлива, так что при длительном рейсе не остается места для груза». Шмидт признавал, что «Челюскин» «для сквозного плавания не предназначался и этим условиям не вполне удовлетворяет».
90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
Во все трюмы будут введены и продуты мягкие 70 — 100 тонные понтоны, что также даст плавучесть судна на 1500 тонн. По обоим бортам парохода будут проведены понтоны особой конструкции. Дли полной гарантии и успешности поддержания судна будут проведены шесть 200-тонных жестких понтонов, которые по своей конструкции и крепости вполне поддержат пароход на поверхности воды во время буксировки в порт-убежище, если заделка пробоин на месте подъема будет невозможна. Заделку пробоин, люков и отверстий предполагается провести путем замораживания способ, примененный при подъеме затонувших германских кораблей. Для буксировки парохода до Владивостока заделка пробоин будет проведена путем заварки, с накладной жестких стальных пластырей и подводной бетонировки. Подъем «Челюскина» будет проведен в 1936 году. Наиболее удачное время для подъема июль август, так как район гибели «Челюскина» в это время свободен ото льдов и Чукотское море свободно ото льдов от Берингова пролива до меридиана Колючинской губы и до 70 градусов северной широты.
Вес «Челюскина» 2550 тонн. Подъем его будет сопряжен с исключительным напряжением и трудностями. Основана в 1923 году приказом по ГПУ от 2.
Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г.
Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н.
Пусть поработают пару лет на добыче цветных металлов, а там сами коньки отбросят. Но сначала историческая справка. В 1992 году специальная комиссия, назначенная президентом Ельциным, обнаружила в архиве Политбюро ЦК КПСС за 1933 год два любопытных документа — две ноты правительства Дании правительству Советского Союза. В первой ноте речь идет о пароходе «Челюскин», а во второй — сразу о двух пароходах: «Челюскине» и «Пижме». Итак, читаем: «Королевское правительство Дании выражает серьезную озабоченность в связи с решением советских властей направить корабли «Челюскин» и «Пижма» в самостоятельное плавание из Мурманска на Дальний Восток через моря Северного Ледовитого океана. Оба корабля относятся к классу самых обычных грузопассажирских пароходов и поэтому совершенно не приспособлены к плаванию в северных широтах. В случае гибели хотя бы одного из названных кораблей незаслуженно пострадает престиж кораблестроительной промышленности Дании».
Вот и все. Какой же была реакция Политбюро? В протоколах заседаний датские ноты вообще не упомянуты. Одно из двух: либо повестка дня была очень насыщенной и на такие пустяковые вопросы просто не хватило времени, либо ноты были все-таки зачитаны, но оставлены без ответа. Нетрудно представить себе такую картину: Учитель и Вождь народов вынимает изо рта трубку и, выпуская дым, произносит с грузинским акцентом: «Господа капиталисты, как всегда, заботятся о своих прибылях. Мы заплатили им сполна, и теперь эти корабли наши. Мы будем распоряжаться ими так, как сочтем нужным. Никто не имеет права вмешиваться в наши внутренние дела». Хозяин Кремля был как всегда прав, и члены Политбюро согласно наклонили головы. А впереди их ждала расплата за это легкомыслие.
Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади. В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами замерзшего моря. На «Челюскине» погасили огни, на палубу высыпал народ, матери вывели закутанных детей. После полярной ночи нет зрелища более волнующего, чем восход солнца. А тем временем «Челюскин» медленно скользил по узкому проходу между двумя ледяными полями. Ни прямо по курсу, ни за кормой парохода свободной воды видно не было. Ледяные поля упрямо двигались навстречу друг другу, и никакая сила не могла помешать этому движению. Пройдут всего лишь сутки, и весь мир узнает о трагедии в Чукотском море. Почему в Чукотском?
Да потому что задание партии было уже почти выполнено. Осталось проплыть каких-нибудь 300 километров до чукотского поселка Певек с большой и надежной бухтой, но именно эти километры так и остались непройденными. Спустя 50 лет челюскинцы будут вспоминать, словно это было вчера, как ожило корабельное радио и хриплым голосом капитана Воронина произнесло: «Всем на лед! Мы тонем! Едва ли не в тот же день американский президент Рузвельт предложил Советскому Союзу безвозмездную помощь в спасении челюскинцев. Случай был уникальный: через несколько месяцев в США должны были состояться президентские выборы. А тут такая возможность показать американскому народу, какой у них гуманный и всесильный президент. Советский Союз — страна бедная и отсталая. Ни на Чукотке, ни на Камчатке у русских нет ни одного самолета. А если бы даже были?
Какой от них толк? Разве это самолеты? Маленькие фанерные стрекозки — один летчик и два пассажира, и сидят в открытых кабинах. К тому же летают с черепашьей скоростью — чуть больше 100 км в час. Другое дело — Америка! Полярная авиация! Это есть только в Соединенных Штатах. Последняя модель американского конструктора Сикорского. Кстати сказать, Игоря Ивановича и, конечно, выходца из России. У американцев на Аляске уже целая эскадрилья таких самолетов.
Внешне похожий на парящую в небе чайку, самолет-амфибия зимой ставится на лыжи, а летом — на колеса или поплавки для посадки на воду. Фюзеляж наглухо закрыт и оборудован системой отопления от мотора. Управляют самолетом два пилота, в пассажирском салоне — шесть кожаных кресел. Летает амфибия со скоростью более 200 км в час. От Аляски до места гибели «Челюскина» — 500 км. Туда и назад — 1000. Для самолета Сикорского такое расстояние не помеха. Экипаж «Челюскина» должен лишь подготовить посадочную площадку, а советское правительство — дать согласие. И в течение одного дня все женщины и дети будут доставлены на Аляску, в теплые дома со всеми удобствами. А в течение еще двух дней будут спасены и все остальные жертвы кораблекрушения.
Совершенно неожиданно для всех советское правительство в категорической форме отказалось принять помощь. Вот уже чего президент Рузвельт никак не мог понять. А все было проще пареной репы. По Северному морскому пути плыли не один, как думали американцы, а сразу два парохода. На одном из них, по имени «Пижма», находились заключенные и вооруженные охранники, а на другом, по имени «Челюскин», — жены и дети охранников. С одним из кораблей случилась беда, и в результате на льдине в 50-градусный мороз оказались женщины и дети, включая самых маленьких. Как же можно было отказаться от американской помощи?! Какая жестокость! Однако не будем торопиться с выводами. Не надо забывать о «Пижме».
Верная спутница «Челюскина» в последнее время начала отставать и в конце концов застряла среди льдин и торосов. К 13 февраля расстояние между двумя кораблями уже превысило 30 км. А где же была земля? Не так уже далеко, всего в 170 км. Там бродили стада оленей, там жили в своих дымных чумах чукчи. Как долго продлится ледовый плен «Пижмы»? Над этим вопросом ломали себе голову все обитатели парохода, от заключенного до капитана, и неизменно приходили к одному выводу: раньше середины июля открытая вода в этих краях не появится, а это значит — судно с места не сдвинется. Каменного угля и продовольствия было достаточно. Проблема в другом: что делать с двумя тысячами заключенных? Их много, а конвоиров до смешного мало.
И помощи ждать неоткуда. А заключенные уже что-то задумали: это видно по их поведению, по особому блеску в глазах — охранников не обманешь! Как только стало ясно, что «Пижма» застряла среди льдов прочно и надолго, начальник конвоя Кандыба приказал выгрузить на лед аэросани и начать испытания новой техники. И тут обнаружилось, что никто из вохровцев не умеет управлять необычной машиной. Тогда обратились к заключенным: нет ли, ребята, среди вас летчиков? Летчики, конечно, нашлись. Их было человек пять. По документам все они замышляли перелететь за границу и не с пустыми руками, а с чертежами Днепрогэса или Магнитостроя. Но делать нечего, летчиков привели в порядок — помыли, подстригли, одели в новенькие комбинезоны, а дальше все пошло как по маслу. Моторы послушно заработали, пропеллеры завертелись.
В первый же день дали себя знать и конструктивные недостатки. Новинка, слов нет, что надо: и по твердому насту, и по рыхлому снегу аэросани бегали со скоростью автомобиля, но почему-то плохо реагировали на повороты и неровности местности. Даже на небольшом ухабе они могли свалиться набок или с легкостью пробки отлететь в сторону и упасть вверх полозьями. Со временем летчики стали водить аэросани без особых происшествий. И как раз вовремя! Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов. По скрипучему трапу на лед спустился Кандыба, подошел к первым саням и заглянул внутрь. Там было темно и жарко. В клубах пара появилась Елизавета Борисовна в беличьей шубке с красным свертком в руках. Итак, приказ был выполнен: все дети были доставлены на «Пижму».
Спустя неделю в лагере челюскинцев не осталось ни одной женщины. Мужчинам-челюскинцам Москва приказала оставаться на льдине и ждать помощи с Большой земли. Маленькая Карина и ее мать снова поселились в каюте-люкс, точь-в-точь такой же, как на «Челюскине». Только 5 апреля летчик Каманин перевез их на Чукотку. Вечером этого дня на пароходе остались одни мужчины.
В 1913 году молодой человек окончил университет и оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. После Октябрьской революции 1917 года в течении нескольких лет Шмидт занимал различные государственные должности, выступал одним из организаторов высшего образования и науки в Советском Союзе. С 1923 года на протяжении тридцати трех лет Отто являлся профессором математики в Московском университете и одновременно вел руководящую научную и научно-организационную работу в различных областях. Ученый разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. Монография «Абстрактная теория групп» оказала значительное влияние на развитие этой теории. Основным достижением в этой области является теорема об изоморфизме прямых разложений бесконечных операторных групп с конечным главным рядом. Шмидт является основателем московской алгебраической школы, руководителем которой являлся в течение многих лет. Отто Юльевич занимал должность главного редактора Большой советской энциклопедии. К тому времени издан ряд его работ по географии, геофизике, геологии, астрономии. Шмидт основал новый институт: теоретической геофизики Академии наук Советского Союза с целью комплексного изучения Земли как планеты, заняв пост его первого директора. Сегодня это Институт физики Земли имени Отто Шмидта. Известен ученый и как путешественник. В 1929 году возглавил экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов», а в 1932 году экспедицию на ледокольном пароходе «Сибиряков», которая впервые прошла за одну навигацию из Архангельска в Тихий океан. С 1933 году ходил на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути. В 1937 году участвовал в организации дрейфующей научной станции «Северный полюс-1», за что получил звание Героя Советского Союза, а в следующем году руководил операцией по снятию персонала станции со льдины. Помимо научной, исследовательской и педагогической работы Шмидт занимался и общественной деятельностью.