Новости конституционный суд лебедев

За год в Верховный суд России через государственную автоматизированную систему «Правосудие» поступило около 11 млрд обращений от граждан, сообщил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным председатель ВС Вячеслав Лебедев.

Лебедев: «Новые суды создали, чтобы выявлять ошибки и их устранять»

Зампред Верховного Суда, однокурсница президента Ирина Подносова, которую называют вероятным преемником Вячеслава Лебедева, подала документы для участия в конкурсе на должность председателя Верховного Суда РФ. "Укреплению правовой защищённости подозреваемых и обвиняемых способствуют правовые позиции Верховного суда России о более широком применении мер пресечения, не связанных с заключением под стражу", — приводит слова Лебедева РАПСИ. Конституционный Суд проверил нормы УПК о порядке допроса несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством. В минувшие выходные в результате тяжелой болезни скончался бессменный председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев.

Подносова напомнила про решение КС, препятствующее снятию моратория на казнь

Главная Меню Новости Ушел из жизни Председатель Верховного Суда Российской Федерации Лебедев В.М. В финале встречи Лебедев сообщил Путину, что Верховный суд продолжает работу над поручениями главы государства. В минувшие выходные в результате тяжелой болезни скончался бессменный председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Об этом заявил председатель ВС Вячеслав Лебедев. Отвечая на вопрос обозревателя «МК» почему залог применяется крайне редко (в единичных случаях), главный судья страны заметил, что подозреваемые сами не часто выходят с инициативой предложить его.

Глава Верховного суда Лебедев призвал не арестовывать всех фигурантов уголовных дел

Судьи и сотрудники Конституционного Суда Российской Федерации выражают свою скорбь и соболезнования его коллегам и близким. Завершая мероприятие, Сергей Лебедев обратил внимание на персональную ответственность руководителей всех уровней за состояние обсуждаемой работы. Российским судьям стоит реже использовать арест в качестве меры наказания для фигурантов уголовных дел, заявил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев на Совещании председателей верховных судов государств-членов ШОС. Смотрите видео онлайн «Выступление Вячеслава Лебедева на пленарном заседании Совета судей России 05.12.2023 г» на канале «Верховный Суд России» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 5 декабря 2023 года в 16:07, длительностью 00:19:43, на видеохостинге. Из материалов суда следует, что Конституционный суд (КС) России направил дело на пересмотр, что может привести к изменениям в законодательстве о труде и защите прав работников в подобных ситуациях. Ранее СМИ писали, что Банковая пытается провести через Конституционный суд решение об отставке Шевчука, чтобы на момент инаугурации Владимира Зеленского главы КС не было.

Лебедев поддержал частичный отказ от мотивировочной части судебных решений

ВС РФ предложил отнести дела о побоях к делам частно-публичного обвинения Процедура частного обвинения не позволяет в полной мере реализовать эти положения, в том числе по уголовным делам об умышленном причинении легкого вреда здоровью и нанесении побоев, связанным с домашним насилием. Порядок частного обвинения возлагает на жертву домашнего насилия чрезмерное бремя, включая ответственность за сбор доказательств вины правонарушителя, в соответствии со стандартом доказывания, применяемым в уголовном разбирательстве. Сбор доказательств создает объективные трудности в случаях, когда насилие происходит в сфере личных отношений в отсутствие свидетелей и порой не оставляет видимых следов. Это сложная задача даже для квалифицированных сотрудников правоохранительных органов, но для потерпевшей стороны, которая нередко вынуждена собирать доказательства самостоятельно, продолжая при этом проживать совместно с правонарушителем, будучи финансово зависимой от него и опасаясь мести с его стороны, трудности становятся непреодолимыми, что подтверждается судебной практикой.

Потерпевшая сторона вынуждена собирать доказательства самостоятельно, нередко продолжая при этом проживать совместно с правонарушителем Так, большинство уголовных дел об умышленном причинении легкого вреда здоровью и о нанесении побоев прекращаются судами. В 2020 г. По уголовным делам о клевете возложение бремени доказывания на потерпевших также препятствует эффективной судебной защите их прав и законных интересов.

Потерпевшие по уголовным делам о клевете обязаны доказать факт распространения соответствующих сведений обвиняемым, порочащий характер этих сведений, их несоответствие действительности, а также осведомленность обвиняемого о ложном характере распространенных сведений. Суды оправдали почти 40 процентов обвиняемых в клевете Для потерпевших, не наделенных публичными полномочиями и в большинстве своем не являющихся профессиональными юристами, доказывание этих обстоятельств является крайне затруднительным. Большинство уголовных дел об умышленном причинении легкого вреда здоровью и о нанесении побоев прекращаются судами В отличие от уголовного судопроизводства, на истца по гражданскому делу возложена обязанность доказать только факт распространения ответчиком порочащих сведений.

Бремя доказывания того, что эти сведения соответствуют действительности, возлагается на ответчика пункт 1 статьи 152 ГК РФ. Нередко у потерпевших, не имеющих юридических знаний, возникают затруднения при составлении заявлений о возбуждении уголовного дела частного обвинения с соблюдением требований, предусмотренных статьей 318 УПК РФ. Издержки за счет жертвы При реабилитации обвиняемого в процедурах публичного и частно-публичного обвинения процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета, а по уголовным делам частного обвинения, если обвиняемый оправдан или уголовное дело прекращено по реабилитирующим основаниям, процессуальные издержки могут быть взысканы с потерпевшего.

Тем самым процедура частного обвинения возлагает на потерпевшего дополнительное финансовое бремя. Препятствия доступу к правосудию в процедуре частного обвинения обсуждались более века назад. Например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона издание 1903 года, т.

Предоставленный собственным силам, Ч. Порядок Ч. Ифлянд также критически оценивает процедуру частного обвинения: "было бы желательно освободить потерпевшего по делу, возбуждаемому частной жалобой и прекращаемому примирением, от непосильной для него обязанности доказывать перед судом правильность своей жалобы, освободить от совершенно неподходящего к нему звания обвинителя; он сумеет подать жалобу, написанную ему посторонним лицом, и кое-как рассказать о случившемся, но затем установленные законом сроки, существенность и несущественность доказательств, необходимость своевременного представления их - все эти понятия, смысл и значение которых нами усвоены, недоступны еще его пониманию.

В суде он не обвиняет, потому что он вовсе и обвинять не умеет, он только теряется и возмущается". Осужденным после отсидки могут запретить приближаться к потерпевшим В целях совершенствования института частного обвинения неоднократно вносились изменения в законодательство, издавались разъяснения Правительствующего Сената. Например, в соответствии с Законом о преобразовании местного суда от 15 июня 1912 года лицам прокурорского надзора предоставлено право при необходимости давать указания чинам полиции "по обличению обвиняемых" по делам частного обвинения, а мировые судьи наделены правом по собственной инициативе вызывать свидетелей по этой категории дел, в том числе при отсутствии ходатайства потерпевшего.

Кроме того, законодательство предусматривало возможность подачи мировому судье заявления по делу частного обвинения в том числе и в устной форме, обязательные требования к содержанию таких заявлений отсутствовали. Правительствующий Сенат разъяснил, что мировой судья обязан принимать заявления в любое время и в любом месте в том числе за пределами своего судебного участка. Кроме того, была предусмотрена возможность прекращения уголовного дела в связи с передачей его в товарищеский суд статья 7 УПК РСФСР , в связи с чем количество дел частного обвинения в судах РСФСР к 1965 году сократилось в 4 раза по сравнению с 1960 годом.

ВС РФ: Из-за пандемии пропущенный срок подачи жалобы можно восстановить В настоящее время внесение подобных изменений в законодательство не представляется возможным: передача каких-либо дел на рассмотрение общественных органов противоречит конституционному принципу осуществления правосудия только судом пункт 1 статьи 118 Конституции РФ , а устранение обязательных требований к содержанию заявления о возбуждении уголовного дела частного обвинения приведет к ущемлению права обвиняемого быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения часть 3 статьи 6 Конвенции защите прав человека и основных свобод 1950 г. К числу доводов, которые нередко приводятся в обоснование института частного обвинения, относится теория частного деликта, в соответствии с которой преступления, преследуемые в порядке частного обвинения, наказываются в интересах не общества, а преимущественно или исключительно в интересах потерпевшего. В мотивах к статье 5 Устава уголовного судопроизводства указано, что преступления, преследуемые в порядке частного обвинения, "заключают … в себе нарушение главнейшим образом прав частного лица без особенного посягательства на безопасность общества".

Недавно сообщалось, что российские суды прекратили депортировать граждан Украины из-за спецоперации.

О том, считает ли возможным применение смертной казни в России и о причинах обращения ведомства, в интервью корреспонденту "Интерфакса" Гульнаре Хасановой рассказал председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Такую вольную трактовку можно объяснить лишь воздействием эпидемии гриппа. Прежде всего, необходимо напомнить, что в феврале 1999 г.

КС России принял постановление, в соответствии с которым наказание в виде смертной казни нельзя назначать до тех пор, пока по всей стране не будет обеспечено право на суд присяжных. Данное постановление действует до настоящего времени. Однако с 1 января 2010 г. Сейчас исключением является Чеченская республика. В этой ситуации у судей может возникнуть вопрос - а как же быть с пунктом пятым резолютивной части постановления КС?

Поэтому, чтобы исключить всякие сомнения у судей, Верховный суд и обратился в КС РФ с ходатайством разъяснить собственное решение. В 1997 г. Россия подписала шестой протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни, хотя до сегодняшнего дня этот документ не ратифицирован Государственной Думой. В соответствии с действующими международно-правовыми нормами, страна, которая подписала международный договор, пусть и не ратифицировала его, но при этом ясно не выразила своего желания выйти из него, обязана его соблюдать. Для нас в Верховном суде, понятно, что мы обязаны придерживаться положений этой конвенции и соответственно, с нашей точки зрения, назначать смертную казнь суды с 1 января 2010 г.

Однако в силу того, что есть вышеупомянутое постановление Конституционного суда, и оно остается в силе, мы и обратились за разъяснением. В соответствии с действующим законодательством постановления КС может разъяснять только сам КС, не Верховный суд. Было бы неправильно, неэтично, если бы другие суды разъясняли постановления Конституционного суда. Уверен, что в самое ближайшее время КС выскажется по этому поводу, и мы все узнаем из первых уст. Зачем же мы будем сейчас пытаться как-то косвенно влиять на КС и за него говорить?

Это неправильно. У нас хорошее конструктивное взаимодействие с КС, мы с уважением относимся к нашим коллегам.

Между тем данная норма предусматривает ответственность за «вмешательство в деятельность суда». В документе подчеркивается, что объект преступления по ч. На это обоснованно обращено внимание в приговоре и апелляционном постановлении», — отмечается в документе. Действия адвоката-защитника не могут квалифицироваться как вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия и образовать состав преступления по ч. В-шестых, обязательным признаком состава преступления по ч. Участвуя в заседании Тверского районного суда г. Москвы 23 октября 2017 г.

Постановление суда было отменено спустя четверо суток как неправосудное. Таким образом, на момент возбуждения уголовного дела в отношении адвоката этого постановления уже больше месяца юридически не существовало. Таким образом, резюмируется в возражениях, поскольку Александр Лебедев не препятствовал осуществлению правосудия, не склонял суд к нарушению закона, а, действуя профессионально и этично, напротив, содействовал вынесению правомерного и обоснованного судебного решения, его действия не могут быть квалифицированы как преступные по ст. Рассмотрев доводы кассационного представления и возражений на него, Второй кассационный суд общей юрисдикции отказал в удовлетворении требований прокуратуры и оставил оправдательный приговор и апелляционное определение в силе. В комментарии «АГ» Александр Лебедев оценил решение кассации как справедливое. Как отметил Генри Резник, доводы прокуратуры новизной не отличались — повторяли те, которые были отвергнуты в апелляции. Кроме того, добавил Генри Резник, по данному делу Генпрокуратура и Следственный комитет хотели создать опасный прецедент, превратив ст. Но в полной мере дам оценку решению, когда ознакомлюсь с его мотивировкой. Суд может обосновать свое решение, сославшись только на истечение годичного срока пересмотра приговора к худшему, а может на основе наших возражений отвергнуть несостоятельные доводы прокурорского представления по существу.

Предпочтительнее, конечно, второй вариант», — заключил Генри Резник.

Подключение уведомлений

  • Почему Ивлеева, из-за скромного штрафа в 50 т.р., собралась идти аж в Конституционный суд
  • Конституционный суд России отказался принимать жалобу экс-депутата Рашкина
  • Глава Верховного суда РФ Лебедев призвал реже арестовывать фигурантов уголовных дел
  • Путин и Лебедев обсудили цифровые технологии и гуманизацию законодательства - новости Право.ру
  • Конституционный суд отказался отменить статью о дискредитации армии - Афиша Daily
  • Новая глава Верховного суда Подносова пообещала Путину продолжить дело Лебедева — РТ на русском

Путин провел встречу с председателем Верховного суда РФ Лебедевым

Глава Верховного суда на встрече с Путиным также рассказал о гуманизации законодательства. Yarach Новости / РИА Новости. Конституционный суд выразили соболезнования из-за смерти Лебедева. Об этом заявил председатель ВС Вячеслав Лебедев. Отвечая на вопрос обозревателя «МК» почему залог применяется крайне редко (в единичных случаях), главный судья страны заметил, что подозреваемые сами не часто выходят с инициативой предложить его.

Рейтинг авторов

  • Курсы валюты:
  • Конституционный суд России отказался принимать жалобу экс-депутата Рашкина
  • Путин обсудил гуманизацию закона с председателем Верховного суда Лебедевым - Ведомости
  • Сообщи о фактах коррупции
  • Содержание
  • Глава Верховного суда Лебедев призвал не арестовывать всех фигурантов уголовных дел

Глава Верховного суда Лебедев заявил, что сумма залога при аресте будет снижена

Глава Верховного Суда России отметил, что реализация системных мер, направленных на гуманизацию уголовного законодательства и правоприменительной практики, продолжается. Завершая мероприятие, Сергей Лебедев обратил внимание на персональную ответственность руководителей всех уровней за состояние обсуждаемой работы. Российским судьям стоит реже использовать арест в качестве меры наказания для фигурантов уголовных дел, заявил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев на Совещании председателей верховных судов государств-членов ШОС.

Лебедев поддержал частичный отказ от мотивировочной части судебных решений

Конституционный суд России отказался принимать жалобу экс-депутата Рашкина "Укреплению правовой защищённости подозреваемых и обвиняемых способствуют правовые позиции Верховного суда России о более широком применении мер пресечения, не связанных с заключением под стражу", — приводит слова Лебедева РАПСИ.
Сергей Лебедев провел совещание по назначению судебных экспертиз в системе МВД России Обращение защитников бывшего главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева о проверке действий Генпрокуратуры поступило в Конституционный суд (КС) РФ, сообщил РИА Новости представитель суда.
Дольше Путина: как Лебедеву удалось усидеть в кресле 30 лет Задача Верховного суда, по словам Лебедева, «сводится к тому, чтобы судейский корпус России был высокопрофессиональным, беспристрастным и честным», сообщает РИА Новости.
Глава ВС Лебедев призвал реже арестовывать фигурантов уголовных дел Конституционный суд РФ в пятницу, 2 марта, после рассмотрения жалобы бывшего президента «Менатепа» Платона Лебедева признал, что отсутствие признания вины со стороны осужденного не препятствует условно-досрочному освобождению (УДО).

Путин провел встречу с председателем Верховного суда РФ Лебедевым

Однако из-за шумихи, которая поднялась вокруг этой темы, часть судей Конституционного суда решили отказаться от участия в заговоре, а некоторые просто не пришли. В связи с этим рассмотрение вопроса перенесли на 14 мая. На Украине с помощью антиконституционного переворота переизбрали главу Конституционного суда. Наталья Шаптала, уроженка Донецка, в сентябре 2010 года X съездом судей Украины была избрана и назначена судьей Конституционного Суда Украины. Присягу приняла 21 сентября 2010 года. Так как Шаптала голосовала за возвращение Конституции 1996 года, которая передавала президенту Виктору Януковичу большие полномочия, после госпереворота на Майдане она стала фигурантом уголовного дела по узурпации власти Януковичем. Как пишут СМИ, при помощи этого дела Банковая крепко держала ее на крючке.

В свою очередь отстраненный глава КСУ Станислав Шевчук считает решение судей, которые лишили его статуса, антиконституционным, и не намерен его признавать. Произошедшее сегодня в КСУ он назвал антиконституционным переворотом в интересах президента Петра Порошенко.

Он также выразил надежду, что проделанная Лебедевым работа с точки зрения реформирования и становления судебной системы, будет продолжена. От ее независимости в стране очень многое зависит, особенно сегодня. Спасибо за все, что ты сделал для нашей страны! Напомним, Вячеслав Лебедев скончался 23 февраля.

Некоторые голословно любят утверждать, что у нас, дескать, плохой суд, он политизирован, находится под давлением или, еще хуже, насквозь проникнут коррупцией.

Это нередко делается походя, не отдавая себе отчета в том, что тем самым наносится ущерб не только судебной власти, но и стране в целом. Тем не менее, важно то, что сегодня демократические основы твердо вошли в жизнь нашего государства и общества и можно обо всем говорить и не бояться, что за это тебя привлекут. Критика - это очень хорошо, но она должна быть объективной. Я знаю судебную систему изнутри, знаю, как она работает. Да, бывают судебные ошибки, но Верховный суд их исправляет. Есть проблемы с кадрами, когда в судебную систему попадают случайные люди, и таких в рамках действующего законодательства мы отрешаем от должности судьи. Кто бы и что бы там ни говорил, но люди к нам обращаются и суд востребован.

Достаточно отметить, что только в прошлом году мы рассмотрели в общей сложности 9 млн 707 тыс. Какие меры на Ваш взгляд необходимо предпринять в этом направлении? Необходимо, чтобы деятельность не только нашей системы, но и законодательной и исполнительной ветвей власти была абсолютно прозрачной и гласной, чтобы у граждан и общества в целом была возможность давать оценку должностным лицам и этим органам. Только тогда у нас будет сформированы настоящие институты гражданского общества. Я также твердо убежден в том, что это один из основных путей к тому, чтобы работа властей была максимально совершенной. Мы в свое время инициировали принятие закона о праве граждан на информацию о деятельности судов. Этот закон вступает в силу с 1 июля следующего года, он предписывает судам в обязательном порядке публиковать все свои решения, чтобы любой гражданин мог получить все исчерпывающие сведения о своем деле, находящемся в суде, когда оно поступило, почему откладывается рассмотрение или почему производство по нему приостановлено и так далее.

Для Верховного суда в этом и сейчас нет никакой проблемы, потому что все принимаемые документы и решения публикуются на нашем сайте. Сейчас мы работаем над тем, чтобы реализовать этот закон чисто технически, внедрив повсеместно систему "ГАС-Правосудие". Есть у нас и ряд интересных идей, над которыми мы сейчас работаем. В частности, это касается апелляционных инстанций. Очень важно, чтобы вторая инстанция была бы максимально приближена к процедурам первой инстанции.

Регламентируя отношения, связанные с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены в том числе многоквартирные дома, и закрепляя право собственников жилых помещений в таких домах на справедливое возмещение за изымаемое помещение, ее часть 1 обеспечивает права этих собственников и отвечает их интересам Определение от 21 ноября 2022 года N 3108-О. Части 8 и 10 той же статьи, предусматривая возможность как принудительного изъятия жилых помещений по решению суда, так и договорного способа их передачи, в том числе путем предоставления взамен другого жилого помещения, учитывают принцип свободы договора, направлены на защиту интересов собственников изымаемых помещений и конкретизируют предписания статей 35 часть 3 и 40 часть 1 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для публичных нужд без предварительного и равноценного возмещения определения от 25 марта 2021 года N 528-О и от 24 июня 2021 года N 1187-О. Однако конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребностей в жилье малоимущих граждан в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания не были предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации. Практика применения исследуемого регулирования в своей основе исходит из его направленности на решение разных задач в отношении разных категорий граждан. Верховный Суд Российской Федерации, обращаясь к истолкованию соотношения статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации , в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года отметил следующее. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 данного Кодекса вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, чье жилье признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит. Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в жилом помещении с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало его жилье, а потому нуждающимся, по смыслу данных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник. Поскольку семья признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, и принята на учет в качестве нуждающейся в таковом, постольку у органов местного самоуправления возникает обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. Статья же 32 данного Кодекса касается жилищных прав собственника жилья при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает требования его статьи 57 предоставить жилые помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в таковых. Однако такое понимание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации дополняется в правовых позициях Верховного Суда Российской Федерации указанием на то, что собственник жилого помещения может приобрести благоустроенное жилье вне очереди только при условии его выселения из непригодного для проживания помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором оно расположено или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для публичных нужд. Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года , следует, что действие части 2 статьи 57 данного Кодекса можно распространить только на граждан, проживающих в жилом помещении на основании договора социального найма. Как указано в Обзоре, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния или по иным причинам, то предоставление другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Этот вывод помещен в раздел III Обзора, названный "Обеспечение жилищных прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания". Из этого суды заключают, что могут обязать орган местного самоуправления предоставить другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке лишь малоимущему гражданину, занимающему жилое помещение на основании договора социального найма. Если же гражданин владеет жилым помещением на праве собственности, то в том случае, когда он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и является малоимущим, он - как это вытекает из раздела II "Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания" Обзора - подлежит обеспечению в порядке, предусмотренном статьей 32 данного Кодекса. Суды исходят из предположения о том, что в силу статей 210 и 211 ГК Российской Федерации бремя содержания жилья, а также риск его гибели или повреждения лежат на его собственнике. Тем самым, с одной стороны, Верховный Суд Российской Федерации применительно к пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что собственнику или нанимателю жилья, признанного непригодным для проживания, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно, поскольку законодатель не обусловил признание нуждающимся в получении жилого помещения тем или иным правом, на котором лицу принадлежит его жилье. С другой стороны, предлагая рассматривать статью 32 данного Кодекса во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Верховный Суд Российской Федерации обращает внимание на то, что жилищные права собственника помещения, признанного непригодным для проживания, обеспечиваются по правилам статьи 32 данного Кодекса, а если дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то дополнительно - и статьи 16 данного Федерального закона. На базе этого подхода и формируется судебная практика: причем формально он не является неопределенным или противоречивым, поскольку раскрывает разные аспекты обеспечения граждан жильем в разных ситуациях на основе норм, соотношение которых в законодательстве четко не обозначено. Таким образом, сложившаяся практика допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, только при условии, что эти граждане занимают такое помещение на основании договора социального найма. Для собственников же признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а помещения - непригодным для проживания обычно не означает немедленного получения нового благоустроенного помещения взамен непригодного, но предполагает достаточно долгое ожидание расселения в порядке очередности. Во многом такое положение дел связано с тем, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49 , 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации тем более по нормам предоставления, установленным данным Кодексом , во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке. Это тем не менее не должно снимать с органов власти обязанность поиска наиболее адекватного решения проблемы обеспечения жильем тех, кто его лишился, к тому же не по своей вине, и не может сам удовлетворить свои жилищные потребности. Только такое регулирование согласуется со статьей 40 часть 3 Конституции Российской Федерации о дополнительных гарантиях жилищных прав в виде предоставления жилища бесплатно или за доступную плату. Одновременно тот факт, что собственник жилья, бывшего у него единственным и ставшего непригодным для проживания, является малоимущим и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в высокой степени презюмирует невозможность самостоятельного разрешения жилищной проблемы, а потому от него не зависят конкретные формы преодоления этой ситуации. Материальная, а часто и социальная незащищенность таких граждан предполагает с точки зрения требований Конституции Российской Федерации статьи 2, 18, 40 и 75. Поэтому конституционно не предопределено, что жилье предоставляется им в соответствии со всеми требованиями части 5 статьи 57 и статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации. Несмотря на то что предоставление жилья малоимущим, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, является приоритетом по смыслу действующего регулирования, публичный интерес в оказании помощи этой категории нуждающихся конкурирует с интересами иных категорий граждан, за которыми законодатель по социально значимым причинам закрепляет право на улучшение жилищных условий и которые также подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного или муниципального жилищного фонда. Положения статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего законодательства, - исключают внеочередное предоставление жилья гражданам, которые признаны малоимущими, состоят на учете нуждающихся в жилье, являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, и проживают в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, но не включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Иные же эффективные механизмы удовлетворения их жилищных потребностей отсутствуют. Собственники жилых помещений, признанные малоимущими и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предусмотренное этой нормой денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, признанное непригодным для проживания, может быть направлено на приобретение другого жилья, в том числе с использованием дополнительно собственных или кредитных средств. Сказанное согласуется с требованиями статей 210 и 211 ГК Российской Федерации о бремени содержания и риске гибели или повреждения имущества, возлагаемых, по общему правилу, на его собственника и общих для любого имущества, включая жилые помещения. Соответственно, правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации , неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности, один из элементов которого - возможность изъять имущество для государственных или муниципальных нужд, и в силу данного обстоятельства он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных в силу пожара и прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения часть 8 , действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон. В свою очередь, статья 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в частности, граждан, у которых единственное жилье стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств пункт 3 , и тех, чье жилье стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции пункт 3. Согласно статье 106 данного Кодекса жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее 6 кв. Следовательно, применительно к самой распространенной ситуации срок пользования маневренным жилищным фондом ограничен без привязки к удовлетворению жилищных потребностей другим способом, а завершение расчетов не означает получения той суммы, которая позволяет решить жилищный вопрос самостоятельно. Реализация приведенных положений статьи 95 данного Кодекса также зависит от наличия свободных помещений маневренного фонда, притом что он не охватывает жителей индивидуальных домов, признанных непригодными для проживания вследствие естественного износа, а его природа несовместима с проживанием на постоянной основе. Малоимущие граждане не могут воспользоваться и улучшением жилищных условий на основании договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования пункт 2 части 1 статьи 91. В настоящее время существенные средства бюджетов всех уровней направляются на реализацию программ переселения из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", входящим в состав национального проекта "Жилье и городская среда".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий