Новости когда основан спбгу

Санкт-Петербургский государственный университет является вторым лучшим многопрофильным университетом в России после МГУ.

Основание Санкт-Петербургского университета

Среди выпускников вуза такие писатели и поэты, как Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Лев Гумилев, литературовед и историк Дмитрий Лихачев и другие известные всему миру личности. Здесь учатся более 20 тысяч студентов из десятков стран мира, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, создано более 55 научных лабораторий, существует не менее 500 образовательных программ, а в фондах Научной библиотеки хранится 7 миллионов книг и рукописей. В честь юбилея старейшего университета в России городской транспорт получит специальное оформление. На туристических картах отметят здания и другие места, связанные с СПбГУ. Дворцовый мост украсят флагами университета.

Только спустя три века наук прибавилось: сейчас в СПБГУ более 500 образовательных программ и 55 научных лабораторий. Поделиться Санкт-Петербургский государственный университет встречает свое 300-летие Санкт-Петербургский государственный университет встречает свое 300-летие "Петр I, желая построить новое европейское государство, понимал, что нужны люди хорошо образованные, нужно развитие науки", — говорит главный специалист по хранению коллекции Музея истории СПБГУ Алина Заляева. Самые известные выпускники СПБГУ Во дворе филфака — лабиринт камней из ведущих университетов мира, футуристичные башни, гоголевский Нос, что ушел бродить по Невскому. И куда ни посмотри — история. Считай, три футбольных поля. Чего стоят только эти большие венецианские окна, старинные книги на стеллажах и портреты деятелей науки и искусства, часть из которых преподавали в вузе или были здесь студентами, или, как говорят в СПБГУ, универсантами", — поделился подробностям корреспондент.

Девять Нобелевских лауреатов: Менделеев, Ломоносов, Павлов. Вуз гордится своими выпускниками и молодыми учеными.

Студентам полагалось носить форменную одежду - синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком». Оже-де-Ранкур, воспоминания: В 1837 году поступил я на юридический факультет в императорский С. Согласно желания покойнаго императора Николая Павловича и стараниями бывшаго в то время министра народнаго просвещения графа С. Уварова, университет в первый же год своего обновления наполнился молодыми людьми многих аристократических фамилий. Вместе с разрешением носить шитыя золотыя петлицы на воротниках мундиров, вменено было студентам в обязанность ходить постоянно в треугольных шляпах при шпагах без темляка и отдавать честь царской фамилии и генералам, становясь во фронт и спустив с плеча шинель, как это требовалось от офицеров.

На первых порах отдание чести не обошлось без комичных сцен и недоразумений, так, например; один студент, возвращаясь с лекции, нес под мышкой несколько книг и тетрадей; встретив в это время генерала, он поспешил сбросить с плеча шинель, причем книги разсыпалисъ, а с ними вместе и шинель упала на тротуар. Разсмеялся генерал, разсмеялся и студент. Цитируется по: Оже-де-Ранкур Н. Эрстед открыл электромагнетизм и опубликовал это открытие в "Experimenta circa effectum conflictus electrici in acum magneticam" Копенгаген, 1820. В 1824 г. Он оставил и собрание стихотворений.

Вниманию наших посетителей мы предлагаем прогулку по сердцу Санкт-Петербургского университета — комплексу зданий расположенных на Васильевском острове. Здание Двенадцати коллегий Университетская наб.

Оно и состоит из вплотную приставленных друг к другу двенадцати одинаковых корпусов. Со стороны двора проходит двухъярусная аркада, над нею на втором этаже знаменитый университетский коридор длиной почти 500 метров. Ректорский флигель Университетская наб. На его месте построили каменное трехэтажное здание, где находилось питейное заведение. В 1840-1842 гг. Щедриным в стиле необарокко. Дворец Петра II Университетская наб. Когда-то здесь думали строить дворец для Петра II, но успели только заложить фундамент.

Корпус для игры в мяч "же-де-пом" Университетская наб. В 1867 г.

История санкт петербургского университета

На деле образовательный проект со временем угасал. Читайте также: Враг в парк не пройдет. Лесотехнический университет ограничит доступ в парк Замысел был прост: пригласить в Петербург иностранных ученых, которые будут заниматься наукой и заодно обучать студентов. Но обучением они занимались очень неохотно, потому что им за это не доплачивали. Сокращалось и число слушателей то же, кстати, происходило и в Москве. И спустя 5 лет после кончины в 1765 году Михаила Ломоносова который де—факто руководил главным учебным заведением в столице университет объединили с гимназией хотя в старшем ее классе, по сути, продолжали давать университетское образование. В царствование Екатерины создавалась система народного просвещения, и от университета требовалось выпускать не только будущих членов академии, но и учителей для средних и начальных школ.

Из которого оно вышло только созданием университета нового типа, государственного и с государственным финансированием", — рассказал профессор Тихонов. Конъюнктурная история Университет был воссоздан в 1819 году на базе Главного педагогического института. При этом первое время в нем подчеркивали связь с былым.

При нём существовал кружок любителей цветоводства. Издательство[ править править код ] Издательская деятельность в университете началась практически с момента его основания в 1724 году. В 1760 году вышел первый университетский курс С. Разумовского «Сокращённая математика». По отзыву профессоров С. Котельникова и Н. Попова, студенты по этому учебнику «обучены быть могут с пользою».

В 1824 году университет начинает издавать «Обозрение преподавания наук» и научные работы профессоров университета, а с 1834 года — первые магистерские и докторские диссертации. Всего до 1917 года было опубликовано свыше 1500 работ. Авторами выступали крупнейшие представители русской и мировой науки: А. Бекетов , Э. Ленц , Д. Менделеев , И. Сеченов , П. Чебышёв и другие. Самостоятельная издательская деятельность и выпуск книг типографским способом началась в 1934 году, когда в университете был создан издательский отдел с 1936 года — издательская часть , а в 1939 году он был преобразован в «Издательство Ленинградского государственного университета». В этот период перед учёными университета была поставлена задача — создать новые учебники, отвечающие современным требованиям.

С 1938 по 1941 год в университете было подготовлено к изданию 173 учебника. В 1946 году начинает выходить научно-теоретический журнал « Вестник Ленинградского университета », а в 1957 году в серии « Известия высших учебных заведений » — всесоюзный научно-теоретический журнал « Правоведение ». Сегодня университет является учредителем и издателем около 30 научных журналов. Все находятся в открытом доступе. Сегодня издательство продолжает традиции и выпускает учебную и научную литературу по всем областям знаний, представленным в СПбГУ, и охватывает почти все разделы гуманитарных, общественных и естественных наук, различные области техники и технологии, уделяя особое внимание изданиям учебников и учебных пособий для основных и дополнительных образовательных программ [84].

СПбГУ — это не только здание и стены, это в первую очередь люди: ученики, преподаватели, выпускники и все, кто имеет к нему причастность. В его стенах обучаются более 20 тысяч студентов из разных уголков мира, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, воплощаются исследовательские проекты и совершаются удивительные открытия.

Участие в образовательной акции бесплатное. Делитесь информацией с друзьями, одноклассниками, педагогами! ОФ «Единство».

290 лет Академии наук и Санкт-Петербургскому государственному университету

СПбГУ исполнилось 300 лет: история университета в лицах. Выпускниками Петербургского государственного университета были семь глав правительства и семь лауреатов нобелевских премий, а также известные на весь мир писатели, поэты и ученые. Санкт-Петербургский государственный университет был основан 28 января (8 февраля) 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении университета и Российской академии наук. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). University of St Petersburg Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов России.

Сколько же лет Петербургскому университету?

Плисов; по статистике и географии К. Герман и К. Арсеньев; по философии и истории А. Галич и Э.

С этого момента Университет начал свое существование в том качестве, в котором мы его знаем сейчас. Спустя 2 года Университет получил статус Императорского.

С этого момента и до 1884 года все внутренние дела Университета решались в его стенах: Совет профессоров самостоятельно избирал ректора, назначал на административные должности, нанимал новых профессоров. Женщины в России, наконец, смогли получать высшее образование. В 1901 году в Университете появился первый в России Физический институт. Его здание, спроектированное И. Боргманом — первым директором института, предназначено специально для занятий физикой. Им предписывалась борьба с действующим режимом и желание восстановить монархию в России.

ЛГУ также помогал решать военные задачи. Узнать о том, на какие специальности будет проходить набор в 2019 году, пройдите по ссылке: Перечень образовательных программ и вступительных испытаний Дни открытых дверей 2019 Ежегодно во всех подразделениях университета проходят дни открытых дверей, где абитуриенты могут узнать о специализациях, особенностях учебного процесса и подразделениях ВУЗа. Дату и место проведения мероприятий можно узнать, пройдя по следующей ссылке: Дни открытых дверей Лаборатории и научные центры На данный момент в СПбГУ работают 47 лабораторий и научных центров. Научная библиотека имени М.

Отделение, преподавателями которого стали Ф.

Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П.

Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых.

Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А. Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г.

Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л.

Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры.

Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М.

Врубель, И. Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И.

Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг.

Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И.

Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В.

К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин.

Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г.

В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г.

Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством.

Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год.

Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г.

Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г.

Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др.

В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий.

Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г.

Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты.

В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло.

И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений.

В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было.

Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство.

Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян.

Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г.

Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов.

Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг.

Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами.

Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете.

Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни».

При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку.

Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению.

Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны.

Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером.

В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты.

Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья.

Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями.

Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность».

Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П.

Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н. Осипова карточная игра. Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг.

Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части. Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели.

Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность. Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф.

Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях». Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет. Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям. На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище.

Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного. Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи». Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение. Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий. При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения.

Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения. Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Некоторые описания весьма красноречивы. Так, в 1806 г.

Петербургский полицмейстер Ф. Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия».

Фото: Neva. Сезон фонтанов, наконец, открыт.

Запуск наипопулярнейшего фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва» на Большом каскаде успешно состоялся после вступительной речи директора ГМЗ Роман Коврикова под «Гимн Великому городу» Рейнгольда Глиэра. Первым гостям парка в этом сезоне он пожелал благополучия, здоровья, любви и хороших выходных.

История Санкт-Петербургского государственного университета

Большинство преподавателей СПбГУ являются профессорами и докторами наук, а также кандидатами наук и доцентами. Большинство из них имеют публикации в иностранных научных изданиях, а также выпущенные монографии. Общежития Для иногородних и иностранных студентов университет предлагает размещение в общежитиях. Места для студентов бюджетной формы обучения являются бесплатными. Для тех, кто учится на платной основе, разработана специальная система оплаты. Всего в собственности СПбГУ — Санкт-Петербургского государственного университета — несколько корпусов общежитий: двенадцать и них расположены в Петродворцовом районе Петербурга; восемь находятся в Василеостровском районе; одно общежитие — в Невском районе.

Общежития, расположенные в Петродворцовом районе, объединены в единый студенческий городок, который охраняется 24 часа. Для того чтобы попасть на территорию студенческого городка, необходимо иметь специальный пропуск с фотографией.

Выпускники этого направления проходят обучение для следующей деятельности: ветеринарная инспекция организация и управление ветеринарной деятельностью научные исследования лабораторные исследования, с последующей систематизацией результатов выполненных работ, составление научно-технических отчетов и другой установленной документации контроль за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области вет-сан экспертизы. Профессиональные дисциплины:.

Профессиональные дисциплины:.

Арсеньев; по философии и истории А. Галич и Э. В лекциях этих профессоров присутствовали идеи критики крепостного права, феодального строя, феодальной государственной системы и даже заявления о преимуществах конституционного способа правления над абсолютной монархией. Все это резко расходилось с реакционным курсом политики последних лет царствования Александра I, наиболее ярко проявляющемся в деятельности министерства народного просвещения под руководством князя А.

После отставки Уварова с поста попечителя учебного округа на его место был назначен член Главного правления училищ Д. Рунич, ярый сторонник подобного курса. Осенью 1821 г. Над четырьмя профессорами: Германом, Раупахом, Галичем и Арсеньевым было устроено позорное судилище, в результате которого им было запрещено читать лекции в университете Куницын был уволен еще раннее.

В сложившейся обстановке ректор Балугьянский подал в отставку и то же вскоре покинул университет. Выражая свое несогласие с обскурантистским курсом нового попечителя из университета ушли востоковеды Шармуа и Деманж, экономист Плисов, минеролог Панснер. Он так же добился перевода университета из здания Двенадцати коллегий в тесное и мало приспособленное помещение университетского Благородного пансиона на Кабинетной улице, почти на окраине города, где университет вынужден был ютиться до 1837 г. Поскольку многие профессора имели казенные квартиры в здании Двенадцати коллегий или жили поблизости на Васильевском острове, то осенью и весной во время ледостава и ледохода они оказывались отрезанными от университетских аудиторий.

Итогом деятельности Рунича стала его отставка в 1826 г. Из спешно набранных Руничем взамен ушедших профессоров, по отзывам современников, только один был по настоящему талантлив. Это О. Сенковский, блестящий арабист, получивший профессорскую должность в 22 года.

Он вместе с вернувшимся в университет иранистом Шармуа положил начало формированию научного востоковедения в стенах университета. Достаточно острой оставалась проблема подготовки кадров высшей квалификации для замещения профессорских вакансий. Хотя университеты имели право присуждения ученых степеней, так как еще в 1819 г. Тем не мене правительство сочло необходимым в 1827 г.

Совет Петербургского университета выбрал 8 студентов, большинство которых были первокурсниками. После испытаний проведенных в Академии наук шестеро были признаны достойными и летом 1828 г. Трое из них: историк Михаил и зоолог Степан Куторга и юрист Калмыков через несколько лет заняли профессорские кафедры в родном университете. На физико-математическом факультете преподавание вели: профессор астрономии, академик В.

Вишневский, прославившийся выполненным им 1806-1815 гг. Кафедра физики и химии была общей, и возглавлял ее профессор химии М. Соловьев, а физику читал Н. Щеглов, автор известного учебника, секретарь Вольного Экономического общества и издатель журнала новостей в области естественных наук и сельского хозяйства.

На курс общей и частной физики отводилось по 2 часа в неделю позднее 8 часов. После смерти Н. Шеглова в 1831 г. Щеглову, закончившему университет в 1823 г.

Кафедру математики занимал профессор Д. Лекции по минералогии читал Д. Соколов, по ботанике Г. Бонгардт, по зоологии ученик Кювье А.

На философско-юридическом факультете философию преподавал профессор российской словесности Толмачев, римское право — В. Шнейдер, политическую экономию и науку о финансах — Бутырский, естественное право — философ П. Историко-филологический факультет представлял профессор географии и статистики, автор ряда научных трудов и учебных пособий Е. Здесь разворачивалась педагогическая деятельность крупного антиковеда академика Ф.

Грефе, преподававшего греческую и римскую словесность. Всеобщая история после изгнания Раупаха перешла к французскому эмигранту Дегурову, но он, став ректором, прекратил чтение лекций, поручив их так же, как и российскую историю, Рогову, читавшему довольно бесцветно. Изменения в преподавании истории произошли только с появлением на исторической кафедре Н. Устрялова, впервые организовавшего в добавление к лекциям и практические занятия по изучению важнейших источников отечественной истории.

В 1834 г. Его деятельность в университете была недолгой, как и стремление к ученому поприщу, тем не менее среди литературных произведений великого писателя есть несколько статей по истории и ее преподаванию, отражающих содержание университетских лекций. На лекцию Гоголя в университетскую аудиторию однажды пришел Пушкин, восторженно встреченный студентами. В начале 1830-ых гг.

Вместо устаревшего схоласта Толмачева на кафедре русской словесности появились П. Плетнев и А. Никитенко, внесшие свежую струю и поощрявшие литературные опыты студентов. На одной из лекций Плетнева студент П.

В целом период 1819-1835 гг. Санкт-Петербургский университет получил надлежащий статус и стал действовать наряду с другими университетами в рамках системы высших учебных заведений, подчиняющихся министерству народного просвещения, осуществляя руководство делами всего Санкт-Петербургского округа, в который так же входили Псковская, Новгородская, Олонецкая, Вологодская и Архангелогородская губернии. Всего за эти годы 284 человека закончили курс университетского образования, среди них было немало будущих известных ученых. Например, знаменитый профессор истории Московского университета Т.

Грановский, профессора Петербургского университета В. Григорьев, А. Никитенко, Н. Устрялов, известный археолог и нумизмат П.

Савельев и многие другие. В определенной степени такое сравнительно небольшое количество студентов определялось тем обстоятельством, что выпускники университета получали чины 14 -12 классов по Табели о рангах, в то время как выпускники университетского же Благородного пансиона, проходящие более облегченный курс наук, могли получать чины до 10-го класса включительно. Население столицы полуфеодальной страны, каковой была Россия начала XIX века, среди которого был высокий процент дворянства и чиновников, предпочитало отдавать своих детей в более привилегированные учебные заведения. Тем не менее наблюдалась постоянная тенденция к увеличению числа желающих получить университетское образование.

К 1835 г. Несмотря на разгром 1821 г. При университете существовал ряд кабинетов с разнообразными коллекциями и учебным материалом. Минералогический кабинет создан в 1805 г.

Постельс передал коллекцию из 280 экземпляров горных пород, собранных во время кругосветного плавания. В нумизматическом кабинете было 838 монет и медалей, в ботаническом музее — около12 тысяч образцов растений и семян, в зоологическом музее — 8048 предметов, в физическом кабинете — 146 машин и приборов. Университетская библиотека имела к этому времени 5914 изданий. Развитие учебно-вспомогательных кабинетов сдерживалось недостаточностью отпускаемых денежных средств, так как ежегодно на пополнение библиотеки и кабинетов и на содержание лабораторий выделялось всего 6 тысяч рублей.

Николаем I был утвержден новый устав российских университетов. С 1-го января 1836 г. Следует заметить, что в отличии от западноевропейских университетов, русские университеты в XIX — начале XX века подчинялись единым уставам, унифицирующим их структуру и перечень преподаваемых дисциплин. Структура и принципы управления университетом подверглись значительным изменениям.

Срок полномочий выборных ректора и деканов был продлен до 4 лет. Право утверждения деканов было предоставлено министру народного просвещения, а ректора — непосредственно императору. Прямым начальником над университетом оставался попечитель учебного округа, который утверждал избираемых Советом университета профессоров, вместе с тем он мог и непосредственно назначать профессоров на вакантные кафедры по своему усмотрению. Совет состоял из всех профессоров, которые делились на ординарных и экстраординарных.

Профессор прослуживший 25 лет получал звание заслуженного и выходил в отставку с сохранением своего полного жалованья, освобождая место для более молодого ученого; впрочем, совет мог избрать его еще на 5 лет и даже повторить это избрание. Административно — хозяйственным органом оставалось правление, состоящее из ректора, деканов и синдика заведующего канцелярией. Последний, так же как инспектор, ведавший студенческими делами, назначался попечителем и контролировал работу совета. Раннее он лишь присутствовал на заседаниях совета.

По уставу 1835 г. Поскольку в Петербургском университете в течении XIX века медицинский факультет отсутствовал, оставалось только два первых факультета. Коренному преобразованию подвергся юридический факультет. Из преподававшихся здесь предметов философия, история и политическая экономия были исключены, но зато было расширено преподавание собственно юридических дисциплин.

Этот факультет составили 8 кафедр: римское право; гражданские законы общие, особенные и местные; законы полицейские и уголовные; энциклопедия, законоведение и российское государственное право; международное право; законы благоустройства и благочиния; законы о государственных повинностях и финансах; церковное право. Бывшие историко-филологический и физико-математический факультеты были преобразованы соответственно в 1-ое и 2-ое отделения философского факультета. В течении 1836-37 учебного года 1-ое отделение философского факультета делилось на три разряда: историко-политических наук, общей словесности, восточной словесности. В дальнейшем сохранялось только разделение на два последних разряда.

На базе разряда восточной словесности в 1855 г. Здесь к физике было присоединено преподавание физической географии и открыта новая кафедра технологии, сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры. Кроме этих двух существовали следующие кафедры: математики, астрономии, химии, минералогии и геогнозии, ботаники, зоологии. На протяжении почти тридцатилетнего действия устава 1835 г.

В 1839 г. А министерство иностранных дел на свои средства учредило кафедру валахо-молдавского языка для подготовки чиновников для Бессарабии знающих, молдавский язык. Эта кафедра существовала почти 20 лет, до 1858 г. По аналогии с ней в 1845 г.

Туда поступали молодые люди, специально присылаемые с Кавказа для приготовления к разного рода государственной службе в этом регионе. Общим предметом для всех факультетов было объявлено богословие. Срок обучения в университете был увеличен до четырех лет. В январе 1837 г.

В том же году студентам было предоставлено право носить шпаги и треугольные шляпы и при встрече с генералами отдавать им честь по-офицерски. В 1850 г. Вследствие этого стали учреждаться разного рода государственные и частные стипендии для студентов. Например, князь Николай Юсупов пожертвовал 10 тысяч рублей, с тем чтобы на проценты от этой суммы были учреждены две стипендии для беднейших студентов, которые получат на вступительном испытании высшие балы по русской словесности и истории.

При открытии факультета восточных языков 11 стипендий выделило министерство народного просвещения и 10 — министерство иностранных дел. Средний размер стипендии составлял 300 рублей в год. С 1860 г. Студенты стали жить на частных квартирах, но и там они находились под наблюдением университетского инспектора.

Например, только в 1855 г. Устав предъявил жесткие требования к научной квалификации преподавателей, отныне лица, претендующие на профессорскую должность обязаны были иметь докторскую степень, а на должность адъюнкта — магистерскую. Упорядочивалась процедура получения ученых степеней и проведения публичных диспутов по защите диссертаций. Студентам, отлично окончившим университет, степень кандидата присуждалась без особых испытаний, остальные должны были выдержать кандидатские экзамены и написать кандидатское сочинение или удовольствоваться званием действительного студента.

Всего за период с 1836 по 1863 гг. Для получения докторской и магистерской степени было необходимо и выдержать экзамен и защитить диссертацию. Вследствие этого начались регулярные диспуты по обсуждению представляемых в факультеты диссертаций. Всего с 1836 по 1864 гг.

Среди получивших в это время ученые степени были знаменитые ученые: химик Д. Менделеев, математик П. Чебышев, ботаник А. Бекетов, историки М.

Стасюлевич и М. Сухомлинов, филолог В. Ламанский и многие другие. В 1855 г.

В еще большей степени оживлению научных интересов в среде студенчества способствовало такое важное новшество устава 1835 г. Задачи выдвигались весьма серьезные, требующие от студентов самостоятельной научной работы. Первым был удостоен золотой медали в 1838 г. Среди удостоенных медалей были: в 1847 г.

Стоюнин, впоследствии знаменитый педагог и литературовед; в 1852 г. Пыпин и О. Миллер; в 1854 г. Фамицын, впоследствии крупнейший ботаник.

В 1860 г. Писарев, знаменитый литературный критик. В 1863 г. Важным событием в жизни университета стало его возвращение в здание Двенадцати коллегий, произошедшее в 1837—38 гг.

В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения. Второй этаж западной галереи был остеклен и превращен в колоссальный коридор, протянувшийся почти во всю длину здания и объединивший отдельные корпуса. Со стороны набережной Невы проделали вход и устроили лестницу, связавшую верхние этажи с новым вестибюлем.

В центре были устроены парадная лестница, зал торжественных собраний и церковь. Крупнейшей реорганизацией университета в эпоху действия Николаевского устава стало открытие факультета восточных языков. Попечитель Петербургского учебного округа М. Мусин-Пушкин, раннее бывший попечителем в Казани и усердно насаждавший там ориенталистику, выступил с предложением сосредоточить преподавание восточных языков в Петербурге.

Этот проект получил высочайшее одобрение и указом от 22 октября разряд восточной словесности был преобразован в новый факультет с 9 кафедрами: арабского, персидского, турецко-татарского, монголо-калмыцкого, китайского, еврейского, армянского, грузинского и маньчжурского языков. В таком составе факультет восточных языков начал с 1855-56 учебного года свою деятельность, в 1858 г. Первым ректором, выбранным по новому уставу был историк И. Шульгин, а с 1840 по 1861 гг.

Несущий на себе отблеск пушкинской эпохи, друг Пушкина и Гоголя, он пользовался уважением молодежи и как человек честный, чуждый чиновничьим интригам, в меру консервативный, был популярен среди своих коллег. Казенная квартира ректора Ректорский флигель , которую он занял с 1841 г. XIX века одним из популярных петербургских литературных салонов. Здесь часто бывали писатели и поэты Н.

Гоголь, И. Крылов, В. Белинский, И. Тургенев, И.

Панаев, П. Вяземский , В. Одоевский , Е. Баратынский и многие другие маститые и начинающие литераторы.

В 1839-1840 гг. Некрасов, а еще раннее университетский Благородный пансион закончил его друг и соратник, писатель и журналист И. Время действия устава 1835 г. Особенно успешно развивались точные и естественные науки.

В течении всего этого периода кафедру физики занимал академик Э. Его основные научные интересы и выдающиеся открытия относятся к области электричества и магнетизма. Создание петербургской математической школы связано с именами крупнейших математиков того времени: И. Сомова, В.

Буняковского и П. Академик Буняковский, ставший профессором в 1846 г. Чебышев проявил себя и как талантливейший механик. На основе своих же разработок в области теории механизмов, он создал целую серию оригинальных механизмов, превращающих простейшие движения в более сложные.

Для Чебышева всегда было характерным стремление сблизить математику с практикой, использую математические расчеты, например, при черчении географических карт или даже в кройке тканей для одежды. C 1839 г. Савич — один из крупнейших русских астрономов XIX столетия. Его докторская диссертация была связана с решением важной геодезической проблемы — определением высоты уровня Каспийского моря, а его исследование об ускорении силы тяжести по русской дуге меридиана послужило образцом для всех подобных работ в России и за границей.

В это же время на кафедре химии начал работать А. С его именем связан ряд важных открытий в области органической химии: определение элементарного состава нафталина и хинной кислоты, выделение хинона и нового алкалоида теобрамина. Он же привел в порядок созданную М. Соловьевым химическую лабораторию и начал проводить в ней регулярные практические занятия со студентами.

Учениками Воскресенского были многие выдающиеся химики Д. Менделеев, Н. Меншуткин, Н. Бекетов, Н.

Соколов, П. Алексеев и др. В 1857 г. Развитие университетского естествознания в этот период определялось деятельностью С.

Куторги, одного из первых русских биологов-эволюционистов. Кафедру ботаники с 1840 г. Шиховской, создавший первый университетский ботанический сад в сквере перед фасадом здания Двенадцати коллегий , насчитывающий более 600 образцов местной флоры. Он же значительно увеличил собрания ботанического кабинета и ввел практические занятия с микроскопом.

После смерти Шиховского, в 1854 г. Он был первым из русских ботаников, совершивших большое путешествие в Африку. На кафедре всеобщей истории блистал М. Он же, одним из первых среди университетских профессоров, стал активно насаждать семинарский метод в преподавании.

Кафедру русской истории до 1859 г. Заменил Устрялова на кафедре русской истории известный ученый и писатель Н. Его деятельность здесь была очень короткой три года , но оставила яркий след. На кафедре русской словесности, помимо Плетнева и Никитенко, в 1852 г.

В 1856 г. Кафедра истории и литературы славянских наречий, созданная по уставу 1835 г. Срезневского, основателя петербургской школы славистики. Он был одним из руководителей созданного в 1846 г.

Кафедра всеобщей истории литературы, впервые созданная в 1860 г. Пыпиным, ярким представителем историко-культурной школы в литературоведении. Заметным явлением в области преподавания общественно-политических наук стали в 1835-1847 гг. Порошина, излагавшего с немалой смелостью новейшие европейские учения, в том числе и социалистические.

На юридическом факультете в эти годы работали многие известные ученые. Гражданское право преподавал К. В 1851 г. Не менее был известен и его приемник — К.

Кавелин, начавший преподавание с 1857 г. Из числа криминалистов следует отметить В. Спасовича, сочетавшего глубокую эрудицию ученого-юриста с практической деятельностью адвоката. Кафедру государственного права до 1860 г.

Калмыков, а кафедру международного права — И. В отделении восточной словесности до 1847 г. Сенковского, а его приемником на кафедре арабского языка стал ученый египетский шейх Мухаммед Айяд Тантави, человек необычной судьбы, родившийся в заброшенной деревушке под Каиром, он закончил свой путь профессором Петербургского университета. Уроженцем Кавказа был перешедший из Казанского университета в 1849 г.

Он же стал первым деканом факультета восточных языков. С образованием этого факультета в университете началась деятельность выдающихся ученых, создателей научных школ: В. Васильева китаистика и Д. Хвольсона гебраистика.

Устав предусмотрел и выделение средств на развитие материально-учебной и научной базы университета. Библиотека стала ежегодно получать 9 тысяч рублей на приобретение новой литературы и выписку газет и журналов. К 1861 г. Нумизматический кабинет не имел специальных сумм для пополнения и рос за счет пожертвований, к концу 1861 г.

Минералогический и зоологический кабинеты получали по 500 рублей в год, а физическая и химическая лаборатории по 2000 рублей. Такая же сумма полагалась на созданный в 1841 г. Советская историография традиционно расценивала устав 1835 г. Николаевский устав, действительно, в значительной степени ограничивал университетскую автономию, но нельзя не признать, что он во многом способствовал оживлению научной жизни, как среди преподавателей, так и среди студентов Вторая половина 50-ых гг.

XIX века стала временем пробуждения студенческой инициативы. При редакции этого издания возникает студенческая касса взаимопомощи. В следующем году происходят первые столкновения студентов с полицией.

Популярные специальности в СПбГУ

  • 295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету
  • 8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
  • СПбГУ - все о поступлении 2023 •
  • One moment, please...
  • История санкт петербургского университета

Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета

Основание Санкт-Петербургского университета 1724 28 января (8 февраля). российское федеральное го сударственное учреждение высшее учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге. Российская академия наук и Санкт-Петербургский государственный университет отмечают 300-летие. Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января (8 февраля) 1724 г. — закреплена в ныне действующем Уставе СПбГУ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г.4. Он напомнил, что СПбГУ является старейшим в стране университетом: в 2024 году ему исполнится 300 лет. Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января (8 февраля) 1724 г. — закреплена в ныне действующем Уставе СПбГУ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г.4.

Сегодня Санкт-Петербургский государственный университет отмечает свое 300-летие

В другой части сада было целое поле, состоявшее из многочисленных квадратов, засаженных растениями всевозможных пород, по которым учились студенты» — писала М. К этому времени в саду уже часто проводил свои детские годы внук Бекетова — Александр Блок. В Ботанический сад вкладывали труд и любовь многие учёные-биологи и энтузиасты садоводы, работавшие в саду или делившиеся с ним своими коллекциями, растениями, привезёнными из дальних экспедиций. Также активное участие в жизни сада принимали студенты. Они ездили в путешествия за редкими видами цветов и деревьев, а потом зарисовывали и описывали их свойства, следили за ростом и развитием, изучали особенности на лабораторных, проводили эксперименты. Так к концу XIX века чётко определились основные направления деятельности сада: на базе живых растений выполнять учебную, научную и культурно-просветительскую функции. С 1886 года Ботанический сад стал издавать журнал «Ботанические записки». В нём печатались труды отечественных учёных на русском языке.

По данным Э. Регеля, в 1896 году в коллекции университета насчитывалось до 2500 видов оранжерейных растений и более 150 видов в открытом грунте. В 1901 году в саду был заложен парк-дендрарий, насчитывавший до 1000 видов древесных и травянистых растений. Он был открыт для посещения жителям города. В 1935 году сад был отнесён к памятникам садово-паркового искусства и взят под охрану государства. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда оранжереи были почти полностью разрушены. На территории открытого грунта находились укрытия от бомбёжек, были разбиты огороды.

Но сотрудники не сдавались и даже в ужасные холода поддерживали в оранжереях приемлемую температуру, некоторые растения перенесли в Институт им. К концу войны уцелело около 300 видов оранжерейных растений и 40 деревьев и кустарников. Так была спасена, например, Trachycarpus fortunei — самая старая пальма, которой сейчас больше века. В 40-70-е годы директором Ботанического сада был Дмитрий Михайлович Залесский. После окончания войны сад потребовалось восстанавливать заново, практически с нуля. К счастью, новому директору с единомышленниками удалось возродить сад, восполнить видовое богатство и даже превысить его довоенный уровень, наладить учебную и научную работу. Они издали справочники-каталоги имеющихся коллекций растений закрытого и открытого грунта и наладили годовой цикл ухода за растениями.

Стасова, М. Трубникова, Е. Конради, А. Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук.

При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно. Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты. Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г.

Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы. Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г. На средства, собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. Университетский устав 1884 г.

Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой. Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов.

Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению. Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром. В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета.

Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством. Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными. Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения.

Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. Вследствие этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой. И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А. Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет.

Осенью 1889 г. Во главе курсов вставал директор, назначаемый министром; учреждался особый институт инспектрис, которые должны были наблюдать за слушательницами и во внеучебное время; упразднялись естественноисторические кафедры; число слушательниц не должно было превышать 400 человек. Но несмотря на все препоны курсы продолжали расти и развиваться, к 1903 г. За первые 25 лет существования ВЖК, Общество доставления им средств сумело построить 4 дома с прекрасно оборудованными аудиториями и лабораториями, библиотекой, астрономической обсерваторией, общежитием для студенток.

Восстановить же автономное управление ВЖК смогли, также, как и сам университет, только в 1905 г. Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы. Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома. Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета, назначаемые попечителем учебного округа и министром.

То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания. За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний. Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их. Например, в 1892 г.

Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры. На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете.

Фактически, устав 1884 г. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром.

В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г. На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г.

На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг. На кафедре физики до 1901 г. Петрушевский, его приемником стал И.

Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов. Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие.

В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О. Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики. Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита.

В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки. В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г.

Вороного, посвященные теории алгебраических чисел. В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики.

Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала.

Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе.

В 1891 г. Тищенко и А. В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В.

Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг.

Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов.

Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения.

Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г.

В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории.

Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В.

Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф.

Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С.

Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину.

Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью.

По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И. Жданов, С.

На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А.

Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г.

Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг.

Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела.

Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры. Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н.

Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И.

Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И.

Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин.

На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность.

Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н.

Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П.

Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин.

Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей.

В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А.

Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые.

При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г.

Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год.

Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием.

Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов.

Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г.

Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А.

Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий.

Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами.

После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений.

Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г.

Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию.

Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений.

В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами.

Наталия Дмитриева оценила новое украшение города. Другие сюжеты.

Вполне могла, — рассказал выпускник Ленинградского государственного университета, доктор исторических наук Владимир Питулько. Для охоты собак дрессировали и до этого, но именно здесь экспедиция Питулько нашла самые древние на планете следы выведения ездовых собак. Селекцией четвероногих люди занимались девять тысяч лет назад. У собак ездовых массогабаритные размеры имеют значение. Жоховские собаки — они в точности отвечают современному стандарту хаски, — поделился он. Статьи Владимира Питулько опубликованы в международных научных журналах. Работы выпускника Ленинградского университета рассказывают о том, как жили в Арктике люди древности. Медицинский факультет в СПбГУ открыт относительно недавно — в 95-м году. От всех остальных медвузов города, а их немало, — его отличает научный подход.

Медведев заявил, что к 300-летию СПбГУ готовится 30 мероприятий

Санкт-Петербургский государственный университет: история, учебные программы, вступительные экзамены, дни открытых дверей 2019, общежитие, выпускники. Приняли решение объявить в Петербурге 2024 год Годом Санкт‑Петербургского государственного университета», — объявил Александр Беглов. Санкт-Петербургский государственный университет учрежден указом Петра I от 22 января 1724 г., введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января 1724 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. 8 февраля – 295 лет со дня основания Санкт-Петербургского государственного университета, ставшего преемником Академического университета, основанного вместе с Петербургской академией наук Петром I в 1724 году.

Медведев заявил, что к 300-летию СПбГУ готовится 30 мероприятий

Здесь студенты узнавали последние городские новости, обсуждали литературные новинки и составляли компании для кутежей. Здесь студенты узнавали последние городские новости, обсуждали литературные новинки и составляли компании для кутежей. Санкт-Петербургский государственный университет (рус.). Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) является преемником Академического университета — первого высшего учебного заведения в Российской империи. Юбилейная медаль Санкт-Петербургского университета «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!».

Медведев заявил, что к 300-летию СПбГУ готовится 30 мероприятий

крупнейший научно-образовательный центр Европы и мира, первый университет России. Основан в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет — первый университет в России, основанный императором Петром I в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейший образовательный и научно-исследовательский центр России. Санкт-Петербургский университет сегодня – это крупный центр отечественной науки, образования и культуры с высоким международным авторитетом. 290 лет со дня основания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий