Новости белуджи народ

К возникновению проблемы белуджей, как и многих других национально-этнических и социальных проблем в разных частях света, в свое время приложили руку британские. Под руководством племенных вождей белуджи неоднократно поднимали восстания, но неизменно терпели поражения от превосходящих сил Персии и Британской империи.

Белуджи — многомиллионный кочевой народ

По текущим оценкам, численность представителей этого народа в Иране составляет от 1,5 до 2 миллионов человек. Наряду с курдами, сообщество белуджей остается мишенью жестоких репрессий. На их долю приходится наибольшее число казней в стране. Большинство белуджей были казнены по обвинениям, связанным с наркопреступлениями, однако, активисты утверждают, что в судебных процессах этих людей не соблюдались надлежащие правовые процедуры, а обедневших наркокурьеров часто казнят, не дав им возможность получить помощь адвоката. Несмотря на неоднократные аресты протестантов из числа белуджей, они упорно продолжают выходить на уличные демонстрации после смерти юной Жины Махсы Амини, скончавшейся в сентябре 2022 года избиений сотрудниками «полиции нравственности».

На этот вопрос ИА SM. News попросило ответить израильского политолога, кандидата политических наук, главу Института исследования информационных войн Юрия Бочарова.

Аналитик убежден, что Ирану и Пакистану есть, что обсуждать, кроме израильской проблематики. Здесь, чаще всего, благополучие одной страны зависит от проблем у соседей. При этом позиция "враг моего врага - мой друг" не всегда работает на Ближнем Востоке, хотя, тут регулярно формируются союзы, когда "дружат против кого-то". Но в позиции Израиль - страны Ближнего Востока присутствует несколько иная специфика взаимоотношений. Израиль уже давно дружит, именно, дружит, со многими ближневосточными странами, так сказать, за закрытыми дверями.

Государственные органы совершают те же зверства, что и в Бангладеш". Таким образом, рассуждения Гульзара Имама о мире кажутся несбыточными на фоне воинственных заявлений его соотечественников. Белуджским повстанцам не хватает сил, чтобы одержать победу над пакистанскими военными, однако они постоянно находят способы оказать давление на правительство и попасть в заголовки газет. BRAS и его подразделения продолжают оказывать давление на правительственные силы по всей территории Белуджистана.

Движение также стремится подорвать проект КПЭК, атакуя китайские объекты в провинции и адресуя угрозы Пекину. В сентябре 2022 года Назар рассуждал: "Только вооруженное сопротивление белуджей твердо стоит на пути этой эксплуататорской колониальной схемы. Теперь и пакистанская пенджабская политическая элита, и армия публично признают провал КПЭК, обвиняя друг друга в неудачах. Так что наши утверждения о провале проекта нельзя назвать преувеличением". Белуджские боевики ранее атаковали и другие провинции Пакистана. Хотя они не совершали громких нападений с момента теракта в Институте Конфуция в апреле прошлого года, полиция предотвратила подрыв террориста-смертника "Фронта освобождения Белуджистана" в нынешнем феврале. Постоянная угроза китайским интересам и периодические теракты в других провинциях — единственный способ, с помощью которого белуджи могут заставить пакистанское правительство пойти на уступки. Однако нынешняя риторика BRAS предполагает, что любое упоминание мирных переговороы преждевременно. Несмотря на масштабные контртеррористические операции ценрального правительства, повстанцы в Белуджистане продолжают боевые действия.

Толчком стал арест лидера племени марри Наваба Хаира Бахша Марри по обвинению в убийстве судьи Высокого суда. В начале нулевых годов сепаратисты устроили несколько нападений на объекты и представителей силовых структур Пакистана. Ответственность за большинство этих акций взяла на себя АОБ, и в 2006 году центральные власти внесли ее в список запрещенных организаций. АОБ, кроме независимости Белуджистана, борется еще и против экономической экспансии Китая в Пакистан и в последние годы устраивала нападения с участием смертников на китайцев. Первое такой нападение было осуществлено в августе 2018 года в городе Далбандин: смертник пытался взорвать автобус с китайскими рабочими, работающими на разрезе Саиндак, где добывают золото и медь. В результате погиб только сам смертник. Затем, в ноябре того же 2018 года, АОБ взяла на себя ответственность за нападение на китайское консульство в Карачи.

В нем участвовали три бомбиста-смертника. Кроме них, погибли еще четыре человека. Джейш аль-Адль Вооруженная группировка «Джейш аль-Адль», или «Армия справедливости и равенства», провозгласила своей целью защиту прав суннитов в иранской провинции Систан и Белуджистан. Иран — фундаменталистская шиитская страна, белуджи же в подавляющем большинстве — сунниты.

Белуджи — многомиллионный кочевой народ

Проживают они практически на всей юго-восточной части Иранского нагорья. У белуджи есть свой язык на котором они общаются между друг другом, происхождение языка остается загадкой. Кроме того, они отлично знают язык той страны, в которой проживают, то есть, можно сказать, полиглоты. По вероисповеданию белуджи являются мусульманами, которые исповедуют суннитскую ветку, несмотря на то, что почти все народы Ирана исповедуют шиитскую ветку.

Название народа переводится как «разбойники пустыни», от персидских слов «балут» и «барлуч».

Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте. Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г.

Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних местах проживания отсутствие пастбищ, наводнения, неурожаи, высокие налоги и др. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии "Белуджи Туркменской ССР" 18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период "привыкания" к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг.

Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач 19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета. В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе.

Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государства создавалась новая история, которая должна была доказать чрезвычайную древность туркменского народа и его исключительность в мировом масштабе. Президент стремился снести все старое и построить все заново.

Под "старым" подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под "новым", создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес. Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке.

Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита. Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в "сочетании" с кириллицей. Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды. Пытаясь сохранить белуджский язык, они слагают стихи о своем народе и его истории, которые читают вслух на свадьбах. Неоценимым источником информации о быте и культуре белуджей Туркменистана являются также записанные И. Зарубиным народные сказки.

Они представляют собой кладезь духовной культуры и нравственных традиций белуджей.

Они живут ещё и в Пакистане, в граничащей с Ираном провинции. Белуджи периодически прибегают к террору в Иране, коий случается обычно только в этом остане и чаще всего в столице Захедан. Тем самым, белуджи напоминают иранскому правительству о своём желании независимости. На подъездах к оному остану и самому Захедану стоит много блок-постов, напоминающих ситуацию в Чечне образца 2011 года , Дагестане, индийском Кашмире, на Синайском полуострове в Египте, турецком Курдистане, южном Таиланде правда, эта ссылка ведёт на пещерное обозрение тайского юга. Вообще, это одна из самых бедных провинций Ирана. Причём, это весьма часто бывает, когда неспокойный регион в какой-либо стране является и экономически отсталым. Думаю, что отстающим он становится в основном из-за того, что в нём напряжённая обстановка, и что-то серьёзное и долгосрочное затевать тут слегка рискованно. Другая важная причина может крыться в том, что правительство страны в первую очередь старается вкладывать деньги в регионы, где преобладает титульная нация а в Иране это персы , правда, не во всех странах это правило работает. А такая дискриминация, в свою очередь, может не нравиться нац меньшинствам, обитающим в такой провинции, обиженной инвестициями.

И они начинают бунтовать. А ежели ещё это приправлено религиозными и культурными традициями, то недовольство усиливается. По сему, получается как бы замкнутый круг. Приехал я сюда, чтобы конкретно в Белуджистане посмотреть на белуджей, хотя, видел их уже не раз в Тегеране и других городах Ирана, и среди водителей грузовиков тоже. И они даже за рулём носят эти свои традиционные белые длинные одежды на мой взгляд, не очень практичные в не очень чистых грузовиках. Сразу скажу, что в оной губернии архитектурный стиль весьма посредственный, и вообще, интересных исторических конструкций или природных достопримечательностей очень мало по сравнению с прочими иранскими станами. В Захедане высота коего 1400 метров, что не способствует сильной жаре народ вечерами греется кострами, вместо того, чтобы теплее одеваться. От костра, видимо, люди берут энергию, перетекающую по всему телу. Это, наверно, работающие продавцы на оном базаре… Как видите, даже в январе самый холодный месяц в Иране и всём Ближнем Востоке белуджи носят свои белые одежды и брюки, а на торс часто одевают что-то тёмное и тёплое. А ещё выпущено досье об общеиранских аспектах в том числе, немного рассказал там и про религии, и про этнографию в Иране.

Подозрительные персы и белуджи в Захедане Zahedan , это столица губернии Систан и Белуджистан. Припёрся сюда уже вечером, и на ночь а лучше на пару хотел устроиться к людям, отозвавшихся на мой клич в международном клуба гостеприимства, но телефон, данный ими, оказался не востребованным звонил с нескольких разных телефонов, и никто не отвечал. Вскоре человек с улицы, узнав про проблему пришельца, решил помочь и отвёз к своему другу, с коим вместе работает. Позвонил ему, и тот дал добро. Мы приехали на съёмную хату. Оба они, как оказалось, персы, а не белуджи. И даже родом не с этих мест. Тут они просто работают. Друг оказался англоговорящим. Он решил позвонить ещё раз по тому номеру хозяин номера должен быть по имени Педжман , что не отвечал на многие предыдущие мои звонки.

Но вот Педжман ответил! Разговор как потом поведал хозяин хаты был примерно таким разумеется, на персидском языке, просто потом хозяин хаты мне перевёл : — Здравствуйте!. Почему Вы не отвечаете на многочисленные звонки, человек приехал издалека к в наш город, а Вы не отвечаете? Я просто хочу помочь нашему гостю иностранцу. Хозяин хаты теперь решил ему отправить СМС на английском. И после этого СМС уже сам Педжман перезвонил, и мы поговорили. Он спросил: — Там точно нет полицейских?. Мы на хате, на кою меня пригласили с улицы. Я просто мечтаю обрести ночлег на эту ночь! Я просто сейчас вдали от Захедана.

Но я свяжусь с моими друзьями, они приедут за Вами и доставят на хату другим нашим друзьям. Была уже полночь. Вскоре двое друзей действительно приехали, и чувствовалось, как они сами немного чуток нервничали а вдруг там действительно полиция?!?! И вот, мы поехали-таки на новую хату, которая оказалась квартирой других людей, ранее также положительно отозвавшихся через сей интернет-клуб и приглашавших к себе. Однако, они совсем не прислали их номер телефона. Но они оказались друзьями Педжмана!. Таким образом, мы все тут встретились. Мы все потом на той квартире обсудили ситуацию. Хозяева дома молодая пара, но не будем называть их имена — персы.

Белуджи испытывают особенное чувство обиды по отношению к центральной власти, обвиняя ее в том, что власть поработила их и замедлила развитие провинции, и в то же время грабит ресурсы Белуджистана. Армия освобождения приобрела популярность в 2006, после убийства некоторых лидеров белуджи. Основная цель армии — армия Пакистана, которая является для них оккупационной империалистической силой. Фоторепортаж Марка Уотрлота.

Террор в Белуджистане

Хуситы начали долбить ракетами по кораблям, причем, не особенно разбираясь в принадлежности, американцы тут же начали вершить ответные действия. А флаг над иранской мечетью Джамкаран, поднятый 6 января этого года кто заметил? А стоило бы, потому что красный флаг над такими святынями по пустякам не поднимают, знаете ли. Это министерства иностранных дел могут озабоченности пачками выражать, а красный флаг над Джамкараном говорит только о том, что слов будет очень мало, а дел — наоборот, много. Мечеть, конечно, просто ослепительной красоты, что только подчеркивает серьезность намерений Тегерана. А намерения у него самые серьезные, особенно принимая во внимание довольно сложный и тяжелый предыдущий период. И вот пока коалиции различных союзников на самом деле, США и Великобритании заняты хуситами, которые явно настроены на то, чтобы причинить максимальное количество время всем, до кого дотянутся. Да, декларируется война с судами Израиля и идущими в израильские порты, но как обычно, при таких раскладах прилетает всем подряд. Так что парни из «Ансар Аллах» еще долго будут морочить головы американцам и британцам, особенно учитывая, что «международная коалиция» оказалась пшиком, а развязанная Байденом война вряд ли быстро придет к логичному завершению, хотя бы потому, что у хуситов есть друг, у которого вполне приличных ракет более чем достаточно. И пока в Красном море творится такой бардак, восточнее тоже начались не совсем внятные движения.

Кто бы мог подумать, что бравый парни из КСИР, а именно эта структура дошла до того, чтобы долбануть по территории Пакистана, окажутся настолько бравыми? До относительной потери инстинкта самосохранения, ибо Пакистан все-таки из ядерного клуба, и более того, страна с достаточно боевым прошлым и настоящим, что еще серьезнее. На самом деле, да, Тегеран переступил через определенные черты разных цветов и силами КСИР устроил то, что произошло. Кстати, ну более чем странно, потому что обычно иранцы, как потомки истинных персов, действовали тоньше. Через союзников, или, как это теперь принято говорить, через прокси. И тут вдруг вот так… Наверное, причина была весомой? Ну мы знаем имя причины: «Джейш Ал-Адл», группировка суннитского толка, весьма радикального характера и сепаратистской направленности. Состоит в основном из представителей персидского народа белуджей. Проживают в юго-восточной части Иранского плато от побережья Аравийского моря вглубь материка.

Территория проживания поделена между Пакистаном провинция Белуджистан , Ираном остан Систан и Белуджистан и югом Афганистана. Различные войны белуджи вели с середины прошлого века, когда в Белуджистане были обнаружены большие месторождения природного газа, золота, меди, хромитов, угля, серы, нефти. Территория поделена между Ираном и Пакистаном, так что претензий у племенных вождей белуджей выше крыши к обеим сторонам, а конфликты практически не прекращались, менялись только названия действующих группировок: «Белуджский народный освободительный фронт», «Освободительная армия Белуджистана», организация «Балоч Варна». Смысл был один — независимость Белуджистана от Ирана и Пакистана, с дальнейшей жизнью самостоятельно и желательно хорошо. В израильской прессе борьба белуджей освещалась более чем благосклонно. А учитывая, что бойцы «Джейш Ал-Адл» начали постоянно вступать в перестрелки с именно с иранскими пограничниками, в Тегеране начали делать выводы. При том, что конфликты с представителями Ирана белуджи устраивали на иранской части Белуджистана, а уходили при явном попустительстве пакистанской пограничной стражи на территории под контролем Исламабада. В конце концов, белуджи-сунниты для пакистанцев-суннитов далеко не то, что иранцы-шииты. Треугольник понятен.

Все разыгрывали свои сценарии и так на протяжении лет пятидесяти. Странно, что за все время толкания в Белуджистане ни Иран, ни Пакистан претензий друг другу не предъявляли. И вот как-то сразу дошло до ракет… Сначала Иран нанес ракетный удар по Пакистану. В Тегеране утверждали, что они били по террористам из вышеупомянутой организации.

Пакистанская армия объявила об аресте Гульзара Имама в апреле. Однако некоторые СМИ, ссылаясь на неофициальные источники, утверждали, что Межведомственная разведка МВР тайно удерживала Имама под стражей с сентября 2022 года. Хотя арест главаря экстремистов вызвал оживленные дискуссии, последствия его не оказали значительного влияния на динамику боевых действий. Боевики "Освободительной армии Белуджистана" ОАБ , союзной экстремистской группировки, совершили серию нападений в нескольких городах провинции вскоре после того, как власти объявили об аресте Имама. Кроме того, по данным Пакистанского института исследований конфликтов и безопасности, число нападений в Белуджистане даже несколько увеличилось в апреле нынешнего года. А в мае боевики забросали гранатами телекоммуникационные объекты, захватили заложников во время рейда на казарму и убили силовиков, охранявших шахтеров. Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко. Силы безопасности лишь создали сеть блокпостов. Белуджистан имеет продолжительную береговую линию, но флот пресекает все попытки снабжения экстермистов по морю. Пакистанские власти также увеличили число разведывательных операций и тактических рейдов, направленных против главарей экстремистских ячеек. Эффективность этой стратегии остается открытым вопросом, учитывая гневную реакцию общественности на обращение силовиков с представителями гражданского населения. Парадоксально, но фрагментарный характер подрывной деятельности белуджей делает движение необычайно устойчивым. Ячейки белуджских повстанцев нередко распадаются и сливаются.

Пытаясь сбить напряжение, власти блокируют Интернет, препятствуя организации новых протестных акций. Тем не менее, в социальных сетях распространяются видеоролики с некими людьми, якобы штурмующими военные объекты и общественные учреждения, что призвано опровергнуть утверждения властей о полном контроле ситуации в провинции и о подавлении выступлений «вооружённых банд». Протестующие «мирные белуджи» получили поддержку со стороны некоторых знаковых персон, таких, как находящаяся в изгнании лауреат Нобелевской премии мира Ширин Эбади. По мнению правозащитницы, «если бы международное сообщество должным образом отреагировало на отключение иранскими властями интернета и массовые убийства людей в ноябре 2019 года, Исламская Республика не прибегла бы вновь к аналогичной тактике в Систане и Белуджистане». Подливают масла в огонь и активисты организации «Кампания белуджских активистов», утверждая в своё воззвании о том, что происходящее в Сараване являет пример для всего народа Ирана: «Этот вулкан гнева просыпается и ревёт, реально пугая власти». Здесь имеется в виду подавление протестов после повышения цен на топливо, спровоцированного ужесточением американских санкций против Исламской Республики. Аналогичные отсылки содержатся в открытом письме Иранского центра защитников прав человека, призвавшего Верховного комиссара ООН по правам человека немедленно расследовать «жестокое убийство Исламской Республикой беззащитных и обнищавших жителей Саравана». Разумеется, о внешних факторах обострения топливного кризиса в Иране в письме «озабоченной общественности» не упоминается, как и об убийствах иранских силовиков. По мнению губернатора Систана и Белуджистана Ахмада Али Мохабати, враги пытаются поставить под угрозу безопасность провинции и делают для этого всё возможное: «К сожалению, три человека были убиты в Сараванском пограничном инциденте, два из них в Пакистане и один в Иране, при этом иностранные СМИ освещали этот инцидент так, как будто в Сараване произошла резня». Террористические группировки белуджского происхождения, действующие как в Иране, так и в Пакистане, традиционно используются в качестве инструмента военно-политического давления на иранские власти. Наиболее одиозная из них — базирующаяся в районе ирано-пакистанской границы «Джундулла» «Джунуд Аллах, мождахеди ас-Сунна» некоего Абдул-Малика Риги, арестованного в 2010 году в результате спецоперации иранских спецслужб 2 и казнённого по приговору иранского суда. Тем же годом датируются наиболее кровавые акции террористов: взрывы в шиитской мечети в Захедане и городе Чабахар десятки убитых и сотни раненых. По признанию вышеупомянутого Риги, на американской базе в бишкекском аэропорту «Манас» он собирался встретиться с американскими официальными лицами для получения денег и инструкций.

В ходе вооруженного столкновения с экспедиционным корпусом Пакистана вождь белуджей одержал победу, тем самым закрепив на короткий срок независимость Ханства Калат 15 августа 1947 года. Хана подписать документ о присоединении, а в апреле того же года пакистанская армия взяла под контроль провинцию. Таким образом, Ханство Калат, которое оставалось белуджским государством до 1839 года, после ухода британцев в середине 20 века оказалось разделенным между Пакистаном, Ираном и Афганистаном. С этого времени начинается новая эра в судьбе белуджей. Раздел Британской Индии как историческое событие привело к кровопролитным столкновениям, в которых погибло около 1 млн человек, а также к массовым миграциям населения около 18 млн человек, из которых почти 4 млн «не были обнаружены» при последующих переписях — прим. Положение белуджей в Пакистане, Иране и Афганистане Территориально разделенный между тремя государствами белуджский народ численностью в 30 млн человек не отказался от идеи самоопределения и с 1947 года ведет борьбу. Во всех трех странах, разделивших Белуджистан, коренные жители чувствовали себя «людьми второго сорта», не имеющими права на административное правление на собственных территориях. С интересами бедного и неграмотного белуджского на то время населения никто не посчитался. Но белуджи поступали в университеты, и образованные люди начинали защищать свои права, политические интересы и выступать за сохранение самоидентичности. Пакистанский эксперт Хуррам Икбал, сравнивая условия жизни белуджей в Пакистане и Иране, указывает, что Тегеран практиковал систематическое насилие и маргинализацию в отношении своих белуджей, и лишил их основных прав, включая право практиковать свои религиозные ритуалы в соответствии с их суннитской доктриной. Исламабад запустил небольшие проекты развития в своем регионе Белуджистан с помощью Китая развитие и расширение порта Гвадар на Аравийском море прим. Однако пакистанские власти одновременно проводили политику по изменению демографического состава региона, поощряя многие пенджабские и кашмирские этнические группы, свободно говорящие на белуджском языке, мигрировать в белуджскую провинцию. Хотя этот шаг Исламабада способствовал обеспечению минимального уровня модернизации в регионе, белуджи с презрением относились к перемещенным лицам. Ополченцы-белуджи обвинили пенджабцев и кашмирцев в том, что они «действовали в качестве пятой колонны пакистанской разведки», а некоторые из них даже были с жестокостью убиты. Что касается Афганистана, то индийское присутствие в этой стране до возращения к власти талибов летом 2021 года — прим. С уходом коалиционных сил Запада Талибан снова взял на себя инициативу на афганской сцене, что значительно ослабило роль Индии в Афганистане. По словам эксперта Хуррама Икбалы, теперь пакистанские военные имеют преимущество — они без затруднения могут отрезать путь снабжения любому, кто поможет белуджским повстанцам. Восстание белуджей и переход к тактике террора Вооруженные восстания белуджских националистов в пакистанской провинции Белуджистан возникали в 1948, 1958—59, 1962—63 и 1973—77 годах, и в 2003 году переросло в более широкое повстанческое движение. Это восстание набирало силу вместе с ухудшением ситуации с правопорядком в соседнем Афганистане и нестабильностью на федеральном уровне в Пакистане. В 2005 году началось восстание белуджей против Ирана. В своем труде «Огненные поля — Атлас этнических конфликтов» Стюарт Нотхолт описывал беспорядки в Белуджистане как «националистическую борьбу за самоопределение».

Международная конференция

  • В Насиминском районе Баку отключат газ
  • Пакистанские белуджи: тлеющий протест, - Лариса Шашок | ЦентрАзия
  • [статьи] Индия и Китай оспаривают Большой Белуджистан
  • Белуджистан: долгосрочная угроза пакистано-китайским связям
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

Белуджистан: что это, при чем тут Пакистан и Иран, кто такие белуджи?

Белуджский сепаратизм в Иране Это самый беспокойный регион в Иране, поскольку народ белуджи (основное население провинции) не исповедует шиизм, а суннизм (доминирующее нынче течение в исламе).
КТО ТАКИЕ БЕЛУДЖИ?! В Белудж (Белуджи: بلوچ‎, романизированный:Балуч; или Белудж) являются Иранский люди[7] которые живут в основном в Белуджистан район самого.
Мятеж в Белуджистане День единства белуджи и пуштунов был учрежден в 1949 году для того, чтобы подчеркнуть единство и братство двух родственных народов.
Белуджский сепаратизм в Иране Помимо этого, Мингелов задокументировал 11 случаев пыток и жестокого обращения в отношении других белуджей в Марыйском велаяте.

В Насиминском районе Баку отключат газ

  • Последние новости России и мира - РР
  • Об основных причинах и версиях крупного приграничного столкновения
  • Застарелый конфликт
  • ANF | Белуджи вышли на протесты против репрессий в Иране

Приключения в Иранском Белуджистане и Захедане

К возникновению проблемы белуджей, как и многих других национально-этнических и социальных проблем в разных частях света, в свое время приложили руку британские. Люди белуджей в основном говорят на белуджи, северо-западном иранском языке, несмотря на их контрастное расположение на юго-восточной стороне Персосферы. Белуджи – иранский народ с кочевым образом жизни, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. В иранском Захедане этнические белуджи вновь вышли на улицы после пятничной молитвы. В иранском Захедане этнические белуджи вновь вышли на улицы после пятничной молитвы. Белуджи Зафарулла Хан Джамали, премьер министр Пакистана (2002-2004) Современный ареал расселения и численность Всего: 9 млн. чел Пакистан — 6,2 млн чел[1][2] Иран — 1,484 млн чел[3][4] Афганистан — 567.

Популярное

  • Кочевые народы Ирана
  • белуджи - Последние новости :
  • Лента новостей
  • Новости Центральной Азии

Белуджские сепаратисты объединяются против властей Пакистана

Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством. Белуджи вновь протестуют против правящего режима в Иране -ВИДЕО. По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами (которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном) и англосаксами.

Приключения в Иранском Белуджистане и Захедане

Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко. Под руководством племенных вождей белуджи неоднократно поднимали восстания, но неизменно терпели поражения от превосходящих сил Персии и Британской империи. Белуджи — древний народ, его история и культура тесно связаны с религиозными представлениями. В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов.

Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?

Есть один нюанс, который несколько осложняет интеграцию белуджей в жизнь Исламской Республики. Остан Систан-Белуджистан — самая бедная, неразвитая, малонаселённая, пустынная и при этом - крупнейшая провинция Ирана, расположенная к тому же на самой окраине страны, на максимальном удалении сразу ото всех экономических, промышленных и культурных центров Исламской Республики, таких как Тегеран, Кум, Мешхед, Тебриз и другие. Плохо охраняемая 1100-километровая граница с Пакистаном где уже не раз проходили белуджские восстания и с Афганистаном, где белуджи вообще неуправляемы из Кабула, транзит наркотиков, легкодоступность оружия, безработица среди молодёжи… Все это способствует разгулу политического экстремизма среди местного населения, искусно подогреваемого извне достаточно вспомнить находящийся сегодня на слуху проект «объединенного Белуджистана». Мастера геополитической интриги, разыгрывая «белуджскую карту», мастерски используют как политические амбиции верхушки племен. Более того, когда это необходимо, идет подогрев этих амбиций, активно вбрасываются «напоминания» о действительных и мнимых обидах, нанесенных белуджам официальным Тегераном. Ограничительные меры в культурной сфере, направленные на запрет пропаганды национализма и сепаратизма, подаются как попытки удушения самобытной культуры белуджей. Репрессивные меры против идеологов этого же национализма и сепаратизма подаются как преследования по конфессиональному признаку или же как репрессии против «интеллигенции» белуджей. Джундалла В последние годы в Иране особенно активна группировка Джундалла с переводе с арабского — "солдаты Бога" , иначе именуемая Движением народного сопротивления Ирана, известная своими нападениями на иранских военных, полицейских и мирных граждан под предлогом борьбы с религиозной дискриминацией.

В 80-е годы в Иране существовало так называемое Белуджское автономистское движение, представлявшее из себя повстанческую организацию под руководством Абдул Азиза Моллазаде и пользовавшуюся поддержкой иракского режима Саддама Хусейна, который в то время воевал с Исламской Республикой. После окончания ирано-иракской войны участники движения эмигрировали в страны Персидского залива, что привело к распаду движения, одним из наследников которого и считается террористическая группировка Джундалла. Первые сообщения о ней относятся к 2003 году, её лидеру Абдольмалеку Риги в это время было около 20 лет. В 2005 году боевики Джундаллы атаковали кортеж Президента страны Махмуда Ахмадинежада во время его визита в Белуджистан - один из его телохранителей погиб и несколько были ранены. Взрыв погубил 18 и ранил 31 человека.

В Белуджистане правительство Пакистана испытывало атомную бомбу. История и жизнь народа белуджи, по словам Абдуллы, похожа на взрыв атомной бомбы с замедленным действием. В 1947 году белуджистанцы попытались провозгласить свою независимость, но не нашли поддержки населения и присоединились к Пакистану. Окончив школу и колледж, Абдулла стал активистом студенческого движения за независимость Белуджистана, а в 1986? В годы учебы на факультете журналистики ЛГУ я начал писать статьи в пакистанские и афганские газеты. Занимался переводами, перевел на белуджский рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» и даже стихи Пушкина, которые были опубликованы в пакистанской газете. С тех пор как Белуджистан стал провинцией Пакистана, большинство белуджи не могут читать и писать на родном языке, в школах преподается только государственный язык урду. После окончания университета Абдулла вернулся на родину и стал работать на телевидении ведущим литературных передач, издавать политический журнал, который приобрел большую популярность в Пакистане. Это не понравилось властям, и меня стали преследовать, — рассказывал Хафиз. Я продолжил здесь свою журналистскую деятельность, а публикуюсь в Пакистане и Афганистане. Но безграмотность народа приводит к усиленному влиянию исламских радикальных партий, которые поддерживают терроризм. Я уже не придерживаюсь радикальных взглядов молодости, вижу будущее нашей страны в расширении сотрудничества и урегулировании мирным путем ситуации внутри страны. Политическая журналистика стала судьбой Абдуллы Хафиза, но не только: он писатель, поэт и артист. Книга рассказов Хафиза «Раненый рассвет» о жизни белуджи и войне в Афганистане времен талибов вышла в крупнейшем издательстве Пакистана.

Журналист, сценарист, автор книг на языке белуджи. Занимается политической журналистикой и работает в разных странах Европы. Но пути-дороги всегда возвращают его в Россию, гражданином которой он является. Родился в 1963 году в провинции Белуджистан в городе Харан, расположенном на юго-западе Пакистана. В Белуджистане правительство Пакистана испытывало атомную бомбу. История и жизнь народа белуджи, по словам Абдуллы, похожа на взрыв атомной бомбы с замедленным действием. В 1947 году белуджистанцы попытались провозгласить свою независимость, но не нашли поддержки населения и присоединились к Пакистану. Окончив школу и колледж, Абдулла стал активистом студенческого движения за независимость Белуджистана, а в 1986? В годы учебы на факультете журналистики ЛГУ я начал писать статьи в пакистанские и афганские газеты. Занимался переводами, перевел на белуджский рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» и даже стихи Пушкина, которые были опубликованы в пакистанской газете. С тех пор как Белуджистан стал провинцией Пакистана, большинство белуджи не могут читать и писать на родном языке, в школах преподается только государственный язык урду. После окончания университета Абдулла вернулся на родину и стал работать на телевидении ведущим литературных передач, издавать политический журнал, который приобрел большую популярность в Пакистане. Это не понравилось властям, и меня стали преследовать, — рассказывал Хафиз. Я продолжил здесь свою журналистскую деятельность, а публикуюсь в Пакистане и Афганистане.

Но объединение может усилить присутствие белуджских боевиков в районах, которые в настоящее время менее затронуты повстанцами. Можно сказать наверняка, что слияние увеличит вероятность терактов против проектов Китая на территории Белуджистана — особенно тех, которые реализуются в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК. Если слияние состоится, две наиболее влиятельные и губительные группировки белуджей активизируют нападения на представителей силовых структур и граждан КНР вдоль побережья Макрана, который является одним из центров реализации КПЭК наряду с Карачи. Слияние ОАБ и ФОБ также позволит белуджским сепаратистам использовать убежища и ресурсы друг друга с целью усиления давления на правительство Пакистана. Кроме того, объединение могло бы затронуть и другие группировки боевиков, действующие в Белуджистане. В настоящее время на территории провинции существует как минимум девять таких формирований. Некоторым менее известным повстанческим группам не хватает организации и централизованного руководства, и главари белуджских экстремистов признают, что отсутствие единства значительно затрудняет их продвижение. Это осознание первоначально привело к формированию BRAS в октябре 2017 года. Теперь появляется дальнейшее понимание того, что объединение в формирование, подобное армии, позволяет различным группировкам совершать более разрушительные атаки и дополнительно влиять на политику Пакистана будь то относительно Китая или освобождения белуджей , чем если бы они продолжали оставаться разобщенными. Тем не менее, учитывая историю распрей между вооруженными группировками белуджей, устойчивость предлагаемого слияния остается под вопросом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий