Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо. Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной — типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой.
Советское радио и телевидение
Такие эфирные формы, как радиогазета и радиомитинг были запрещены к середине 30-х гг. Внимание контролирующих и карательных органов было направлено на то, чтобы в эфир не попали «лишние слова», которые можно было бы трактовать или понять превратно. На празднике примут участие 700 лошадей. Приглашён М. Время от времени «случайности» возникали в эфире из-за технических неувязок или включения идеологически безобидного материала в «неправильный контекст»: «Во время трансляции первомайских речей с мавзолея на Красной площади в эфир попала фраза А. Рыкова: «Очень устал. Какого чёрта меня никто не сменяет» [8] «Допустим, идёт доклад о соцсоревновании, о субботниках и т.
К середине 30-х годов число информационных и документальных передач резко снизилось — их место заняли чисто пропагандистские радиопрограммы, а также театральные радиопостановки. Уникальный инструмент ликбеза «ликвидации безграмотности» среди советских граждан, он имел три факультета: общеобразовательный, антирелигиозный и кооперативный. Чуть позже появились еще два: педагогический и сельскохозяйственный. Уже в 1929 году был создан целый ряд других радиоуниверситетов: рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский.
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Иными словами, внимание общества сосредоточилось на культурной жизни, а оппозиционный пафос был направлен против попыток власти восстановить жесткий идеологический контроль над культурой. Основной общественной проблемой, вокруг которой развернулись ожесточенные бои, стал вопрос о свободе творчества в условиях социализма. И здесь вскоре наметились два пути решения этого вопроса. Первый путь — это упорное и ожесточенное противостояние идеологическим инстанциям, настойчивые и зачастую успешные попытки расширить пределы дозволенного, пробивание через цензуру произведений, «сомнительных» с точки зрения ревнителей идеологии, постоянное стремление либеральных литераторов и редакторов официально, то есть с помощью публикаций, прошедших Главлит, ввести в культурный оборот запрещенные или полузапрещенные темы и имена. Одновременно некоторые группы художников пытаются «легализовать» своими выставками художественные методы, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма одна из таких попыток закончилась в 1962 году катастрофой в Манеже. Значение этой работы для советской культуры а преодоление цензурных барьеров было именно работой, иногда даже особым искусством , да и для становления гражданского сознания в СССР, невозможно переоценить. Несколько поколений интеллигенции выросло на альманахах «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», на публикациях «Нового мира» и, отчасти, «Юности», на переводах из Кафки, Хемингуэя или Сартра, на статьях Аверинцева, на спектаклях «Таганки» и «Современника», на поэзии Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Марии Петровых, на мемуарах Ильи Эренбурга, на произведениях Аксенова, раннего Солженицына, Домбровского, Белова, Айтматова, Искандера, Трифонова и десятков других. В отечественной критике, литературоведении и публицистике устоялся специальный термин для свободомыслящей советской интеллигенции 1960-х — «шестидесятники».
При этом диссидентов иногда включают в число шестидесятников, а иногда, наоборот, первых резко противопоставляют вторым. Это, разумеется, не более чем вопрос дефиниций; несомненно, однако, что шестидесятничество — один из самых важных социокультурных контекстов, в котором возникла и развивалась диссидентская активность. В чем состояла разница между «диссидентством» и «шестидесятничеством» или, если угодно, что выделяло диссидентов первого призыва среди прочих шестидесятников? Определенно не мировоззрение и тем более не идеология. Разделительной чертой стал выбор жизненной стратегии и типа социального поведения. Представляется неверным определять границы между «системным» и «внесистемным» инакомыслием исходя из уровня радикализма художественных или политических воззрений — это не так. В подцензурной печати не раз появлялись публикации, более чем радикально отходившие от идеологических установок; в то же время в самиздате мы найдем много текстов, практически лояльных этим установкам. Во всяком случае, в культуре границы диссидентства определялись не столько дистанцией между содержанием культурного акта и официальными требованиями, сколько независимостью от этих требований. И главное отличие диссидентского типа культурной активности от «подцензурного инакомыслия» состоит в том, что он реализовывался в формах, вовсе не предполагавших какое бы то ни было взаимодействие с властью.
Вывешивая картины в своих мастерских а в случае неимения оных — в собственных квартирах и открывая эти мастерские и квартиры в определенный день недели для всех желающих, перепечатывая свои стихи на собственной пишущей машинке и раздаривая их друзьям и знакомым, художники и поэты отказывались от «посредничества» государства в презентации своего творчества публике, объявляя его как бы своим частным делом. И действительно, ведь нигде не записано, что нельзя дарить стихи или показывать людям свои картины. Конечно, существовала и вовсю действовала статья Уголовного кодекса об «антисоветской пропаганде», но подогнать под эту статью внешне аполитичное творчество Владимира Бурича, Александра Аронова, Булата Окуджавы или Юло Соостера составляло правовую проблему даже для более чем гибкой хрущевской юстиции. Этот способ творческого существования обеспечивал не только определенный иммунитет к наиболее жестким видам преследования иммунитет, к слову сказать, весьма зыбкий и неустойчивый — ведь власть, со своей стороны, искала и находила новые репрессивные инструменты против инакомыслия. Гораздо более важным с точки зрения развития диссидентского мировоззрения было то, что деятельность этого содружества вполне вписывалась в тот тип общественной активности, которую много позже Андрей Амальрик охарактеризует как освоение «серой зоны», лежащей в промежутке между безусловно одобряемыми и абсолютно запрещаемыми властью нормами общественного поведения. Это и был второй путь решения вопроса. Вскоре выяснилось, что на этом пути возможно существование независимой инициативы не только в культуре, но и в сферах, далеких от литературы и искусства. Но сначала он был все-таки опробован творческой интеллигенцией. Читайте также «Маяковцы», отказники и диссиденты.
Кто и зачем выходил на протесты в Советском Союзе Оказалось, что открытое игнорирование негласно ведь не существует законодательного запрета на свободу творчества! Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована. Вероятно, художники и литераторы, искавшие и находившие новые способы презентации своего творчества, независимые от идеологических инстанций и государственных структур, контролировавших культуру, немало удивились бы, если бы им сказали, что они — провозвестники нового правового мышления, зарождающегося в советском обществе. Но они, возможно, согласились бы примерить на себя определение, данное Андреем Амальриком диссидентам, которые, по его словам, «сделали гениально простую вещь — в несвободной стране начали вести себя как свободные люди».
В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен, Перемен! Мы ждём перемен! Группа «Кино».
Источник: sova. Именно во время перестройки Егор Летов собрал группу «Гражданская оборона», посвятившую свой главный хит «Всё идёт по плану» годам ожидания изменений: А перестройка всё идёт и идёт по плану, А вся грязь превратилась в голый лёд, И всё идёт по плану… Подавляющую часть творческого пути Летов протестовал: то против коммунизма, то против сложившейся после распада СССР власти. Он был бунтарём, выразившим в текстах гнев народа, не желавшего мириться с деградацией «верхов». Группа «Гражданская оборона». Источник: rg. Они были законодателями моды. Чёрные кожаные куртки, браслеты со стальными шипами, джинсы и рваные штаны, волосы самых разных цветов — всё это стало модным во многом благодаря образам артистов, игравших тяжёлую музыку.
Также во время перестройки заявили о себе такие коллективы, как «Ария», «Агата Кристи», «Наив», «Король и шут», «Сектор газа» и многие другие. Сейчас многие группы, образовавшиеся в годы правления Михаила Горбачёва, уже распались. Однако их творчество до сих пор вдохновляет молодых людей брать в руки музыкальные инструменты и играть рок. Развитие киноиндустрии в годы перестройки В Советском Союзе власти уделяли огромное внимание киноиндустрии. Перед выходом в прокат фильмы подвергались жёсткой цензуре. Неугодные социалистическому государству фрагменты картины необходимо было убрать для того, чтобы лента увидела свет.
4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой
Установление новой памятной даты России «призвано способствовать привлечению в Повторяется ежегодно День соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов Росгвардии 27 апреля в России отмечается День соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов Войск национальной гвардии Российской Федерации, которые ранее до 2016 года входили в состав Внутренних войск МВД Росс.
Например, цензоры вынудили режиссёра Никиту Михалкова внести около сотни правок для выпуска фильма «Родня» 1982 года. Всё изменилось с приходом гласности в отечественную культуру. В фильмах второй половины 80-ых годов открыто критикуется советская система, социализм, исторические события, связанные с революционерами. Также на экраны вышли картины, снятые по мотивам ранее запрещённой в СССР литературы. Так, режиссёр Владимир Бортко снял злободневную социальную сатиру «Собачье сердце», в которой автор высмеивал нравы пролетариев и вообще строй, закрепившийся в России после октября 1917 года. Фильм был создан по мотивам одноимённой повести Михаила Булгакова , ранее запрещённой цензурой.
Кадр из фильма «Собачье сердце». Источник: YouTube Перестройка оказалась плодовитым периодом для киноиндустрии. Во всех этих фильмах прослеживаются ранее запрещённые в Советском Союзе темы. Общественная жизнь Ленинграда в годы перестройки. Король и Шут. Ангелы панка. Документальный роман.
Виктор Цой: Поём вместе с тобой. Жизнь замечательных людей. Вожди СССР.
Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию. После 1967 г.
Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства» 1969 , «Семнадцать мгновений весны» 1973 , «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986. Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз. Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд, были непродолжительные последние новости, которые шли около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей. В 1968 г.
Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю, и главное в ней было уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели. На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей. Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография».
Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П. Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э.
Беляева, режиссер В. Шнейдеров, рассказчик С. Смирнов, дикторы И. Кириллов, Н. Бодрова, В. Они поддерживали привлекательность телевидения, делали его одним из центральных институтов формирования советского человека.
Передачи телевидения различались в зависимости от канала. На первом канале преобладала общесоюзная информационная, общественно-политическая и художественная тематика. Программа включала в себя передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической и культурной жизни страны, а также наиболее значительные события, происходящие за рубежом; трансляции торжественных и праздничных заседаний, демонстраций, митингов трудящихся, правительственных встреч и визитов государственных и политических деятелей. Основными и единственными поставщиками новостей были информационные программы «Сегодня в мире», «Время». Политическая и экономическая жизнь страны освещалась в таких передачах, как «Ленинский университет миллионов», «Пятилетка, год...
Наверное, она права, ей виднее, кто способен мне создать такие условия, как сейчас у меня дома». Врач в районной поликлинике, разочарованный в любви, — девушка не дождалась его из армии: «Я хочу найти девушку по мне, со спокойным, мягким характером. Я не потерплю, чтобы в доме кто-то кричал. Но сейчас такие женщины! Мне один приятель рассказывал: он уходит на работу рано и сам готовит себе завтрак.
А жена спит, представляете? Неужели ей трудно встать, два яйца о сковородку разбить? Она же не уважает мужа. Конечно, у нас теперь равноправие! А другой мой знакомый вообще сам стирает. Я не против помочь жене, ковер пропылесосить, да, но ходить за хлебом, чистить картошку… Я хочу, чтобы жена полностью разделяла мои взгляды и принимала меня таким, какой я есть». Или для Сергея нереально познакомиться с девушкой, которая станет относиться к нему как к большому ребенку? И уж тем более Олег. Не может быть, чтобы он не нашел подругу жизни, для которой счастьем будет вить гнездо и обслуживать мужа! Моей судьбой, даже тем, какое впечатление я унесу с этой встречи, никто не поинтересовался.
Меня как личности, как человека для них словно не существовало». К концу 80-х объявлений о знакомствах в газеты стало приходить все больше. И пресса сделала вывод, что озвучивание списка требований не помогает завести отношения, а во многом отталкивает потенциальных партнеров. Исключения составили лишь те, кто сначала долго переписывался и лишь потом встретился. Рост 150 см, трубоукладчик, разведен, выпивает. Делать особо много не умеет. Пошляк, самоуверен, хвастлив, спать любит. Говорит, что я для него — находка. Отправляем его обратно на Камчатку. На этом и остановимся.
Больше пробовать не собираюсь. Лучше жить одной. Бабы после войны оравы поднимали, а я чем хуже их?! Готова вступить в брак с мужчиной соответствующего роста до 35 лет». Ответит на письмо женщины, имеющей условия для создания семьи». Как умер газетный дейтинг «Работница» в конце 80-х уже пишет откровенно: объявления не помогают «сами собой», а примеров удачных знакомств по переписке она находит не больше, чем «обычных».
Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время
Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной — типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой. В этот период главными в работе средств массовой информации стали вопросы экономики, борьба с последствиями культа личности, с беззаконием. Книга Иова 6:29 Информирование советских граждан в эпохи СССР.
4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой
К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти. Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале Советские учёные добились выдающихся успехов в естественных науках: семь исследователей в этот период стали лауреатами Нобелевской премии. музыка из программы новостей ссср. Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня.
Не карточки, так талоны: как жили в СССР в эпоху вечного дефицита
11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР. нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года.