В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина». Опубликовано: publisher Категория: Афиша, Новости Метки: Александр Лазарев, Александр Титель, Иван Хованский, МАМТ, Мусоргский, Россия-Культура, сезон 2018-2019, тв, Хованщина, Шостакович. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. «Хованщина» – последняя опера Модеста Мусоргского. 29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала.
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
Во время спектакля там возвышались огромные декорационные деревья и годичное кольцо дерева. В работе над творческим проектом участвовали более 600 человек: артисты, работники цехов, административный состав. Сделано более 450 сценических костюмов, сообщает пресс-службы регионального минкульта. Годичные кольца деревьев могут рассказать нам о катаклизмах прошлого - о засухах и пожарах, так и наши кольца показывают историю «Хованщины», — отметил режиссер-постановщик Константин Балакин. Постановкой оперного спектакля под открытым небом занимались дирижёр-постановщик Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Константин Балакин, художник-постановщик Елена Вершинина, хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева, художник по свету Ирина Вторникова.
Выступления Мариинского театра в Пскове уже имеют регулярный характер и непременно сопровождаются высоким интересом со стороны публики. Так, осенью 2023 года в Псковском кремле прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов», а артисты балета, вокалисты и солисты оркестра Мариинского театра постоянно становятся участниками разнообразных концертных программ Псковской областной филармонии. Мероприятия в рамках фестиваля станут центральными в ходе широкого празднования 185-летия со дня рождения Мусоргского Мариинским и Большим театрами в течение всего театрального сезона. Фестиваль русской музыки в Пскове проходит в рамках нацпроекта «Культура», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.
Серьезными сдвигами в идейной жизни общества становятся 60-70-е годы XIX столетия. Многие произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры, созданы во второй половине XIX века. В искусстве наступила эпоха критического реализма, который становится основным художественным направлением того времени. Мусоргский являлся ярким представителем "Могучей кучки", целью этого творческого союза было сохранение русской самобытности в культуре и в музыке в частности. При всем своем реализме и честном изложении событий истории страны, Мусоргскому всегда был противен дух революции. Эпоха Мусоргского имела примечательные особенности, позволяющие осуществить в художественном произведении условности хронологии происходящего. Опера «Хованщина» — редчайший случай в истории музыки, когда результатом глубокого научного исследования становится произведение искусства. Поставив данный спектакль, будет осуществлена попытка показать посредством искусства существующие параллели между историческими событиями прошлого и современностью.
Хованщина-это звено в цепи исторических событий второй половины XIX века, для которой характерна борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными. Вовлечение в эту борьбу стрелецкого войска сделало ее кровавой. География проекта Астраханская область, г. Астрахань Соборная площадь Астраханского кремля Целевые группы Студенты средних специальных и высших учебных заведений региона Учащиеся старших классов общеобразовательных школ и детских школ искусств Жители и гости города Астрахани и Астраханской области Социально незащищенные группы населения.
И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной после сцены, в которой князь Голицын читает письмо царевны Софьи — «Верить ли клятве женщины властолюбивой и сильной?.. Вам, конечно, верю я охотно, но с вами осторожность надобна, а то — как раз в немилость, а там — голову напрочь!.. Осторожней, гетман-князь». Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го. И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность. Отсюда условные костюмы, условный грим, условные декорации. Солисты, хор и балетная группа не переживают исторические характеры, а рефлексируют в их отношении. Главное театральное да и музыкальное достоинство постановки — несомненно, чувство драматургического ритма. Первый акт а ведь опера сама по себе длинная смотрится просто на одном дыхании — зрителям интересно, что будет дальше — Мусоргский был помимо всего прочего и первоклассным драматургом, во втором отделении ритм актеры так не держат, но это компенсируется тем, что там много хитов. Но все-таки — какова главная идея постановки, в чем «мессидж» создателей спектакля? Мы вполне вправе задаться вопросом о социальном заказе, который исполняет постановка, об общественных воззрениях этих социальных заказчиков, об их политических суждениях, симпатиях и антипатиях, о социальной критике и социальном идеале.
Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского
Основное внимание концентрируется на психологизме происходящего: на противостоянии старого и нового жизненных укладов, русского и иноземного. Блестяще передана суть раскола церкви. Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий.
II Международный фестиваль классической музыки OperaFirst - 2022 проходит в Астрахани с 2 по 11 сентября, в концертной программе примут участие прима-балерина Большого театра, народная артистка РФ Светлана Захарова и оперная прима, народная артистка РФ Хибла Герзмава, а также солисты театров стран Прикаспия. Мусоргского "Хованщина", осуществление проекта стало возможным благодаря национальному проекту "Культура". Опера представлена под открытым небом в "живых" декорациях кремля на Соборной площади, в центре которой разворачивается главное действо. Там установлена большая сцена, на которой возвышаются огромные деревья и годичное кольцо дерева, символизирующие объединение героев и проецирующие смену периодов истории.
Надеюсь, что эта постановка станет знаковым событием в культурной жизни не только Астрахани, но и России», — подчеркнул дирижёр. По словам главы регионального минкульта Ольги Прокофьевой, в этом году «OperaFirst» предлагает гостям насыщенную программу. Помимо фестиваля, это — День России и Дни стран Каспия, где гости смогут познакомиться с культурой каждого государства, масштабный гала-концерт со звездами мировой сцены из Каспийских стран. На сцене в кремле выступит сводный симфонический оркестр Прикаспийских стран, созданный в рамках фестиваля. В состав оркестра войдут лучшие музыканты из России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана.
В оперу Мусоргский включил подлинный гимн старообрядцев — «Враг человеков, князь мира сего восста». Исполняемый хором в один голос, насыщенный силой и внутренней страстностью, этот гимн прозвучал как приговор веку нынешнему, как страшный диагноз падения духовности в наши дни. Эпическое дыхание «Хованщины» чувствовалось с первых тактов. Оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке» захватило слушателей неспешностью и в то же время почти ощутимым течением времени. На всем протяжении действия в опере переплетались несколько сюжетных линий, взаимодействовали различные образные пласты — композиторский гений смог объединить их.
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь!
Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою? Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет? Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским. Пропала дань татарская, престала власть боярская, А ты, печальница, страждешь и терпишь! Господи, ты, с высот беспредельных наш грешный мир объемлющий, ты, ведый тайная вся сердец, болящих, измученных, Ниспошли ты разума свет благодатный на Русь, даруй ей избранника, той бы спас, вознес злосчастную Русь, страдалицу. Ей, господи, вземляй грех мира, услышь меня: Не дай Руси погибнуть от лихих наемников!
После «Хованщины» можно уже говорить, что на смену легкомысленно поэтическому Тителю пришел монументально трагический Титель. Его «Хованщина» продолжает линию, заявленную спектаклем «Война и мир» Прокофьева 2012 года, и представляет собой мощную и, как ни странно для «Хованщины», компактную ораториальную драму, где главный герой — хор, а самые важные сцены — массовые. Вслед за прокофьевским спектаклем опера Мусоргского предъявлена в еще более аскетичном — до пустынности — оформлении художник Владимир Арефьев выстроил на сцене символический дом-избу-терем-скит, куда удобно уместились все сцены. В ней также есть знаковый для «Войны и мира» прием, когда хор словно прямо обращается к публике, буквально глаза в глаза, и в зале горит свет. И как в прокофьевских сценах, Титель опять изобретательно и выразительно манипулирует массовкой — играет планами, плотностями, видимыми и незаметными линиями, движениями групп, иллюзиями глубины и надвигающейся близости. Хор у Тителя не масса, но и не пестрое множество персонажей. Здесь каждый полностью идентичен собственному соседу, разница только в групповых ролях. Но и набор этих ролей небезграничен, весь диапазон — от смелости умереть вместе, сражаясь за правду, до готовности коллективно сгинуть без боя. И если у Прокофьева народ сплотился и победил, то в «Хованщине» он обнялся и умер в тонко и трепетно, без пламени поставленной последней сцене самосожжения. Оба сюжета решены с одинаковой убедительностью.
Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте. Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей.
Традиции императорской премьеры сохраняются и в нынешнем спектакле, в режиссуре выдающегося советского оперного режиссера Леонида Баратова. Особое внимание создатели уделили реалистическим деталям, размаху массовых сцен и монументальности декораций.
Оркестр Мариинского театра — один из главных героев оперы. Словно возвышаясь над действием в легендарных симфонических эпизодах — «Рассвет на Москва-реке» или мрачном «Поезде Голицына», он создает особую атмосферу спектакля: «Для меня звучание оркестра в финальной сцене гораздо важнее, чем бутафорские страсти на сцене. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит?
Мусоргского «Хованщина» — народная музыкальная драма опера Модеста Петровича Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях, произошедших в России в период между 1682 и 1689 годами. Другой претендент на трон — князь Голицын, европейского склада человек, цепляющийся, вместе с тем, за старину. Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра. В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем.
Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины.
В обеих постановках принимал участие Фёдор Шаляпин, который как выполнял организационные задачи, так и исполнял партию Досифея.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Хованщина М.П. Мусоргский listen online. Music
- Что еще почитать
- В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
- Хованщина краткое содержание, сюжет, композиция оперы
- Опера "Хованщина"
7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
Мариинский театр представил в Пскове композиции Мусоргского: «Люди аплодировали стоя» | С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. |
Батя, батя, выйди к нам | Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире. |
В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина” | «Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. |
1886 - Хованщина
- М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
- Саид Гафуров о премьере новой постановки знаменитой оперы Модеста Мусоргского
- Опера "Хованщина": прикосновение к профессиональному мастерству
- В Астраханском кремле под открытым небом представили «Хованщину» | Газета ВОЛГА
- На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
Хованщина (опера)
Мариинский театр с 13 по 17 марта представит "Хованщину" Модеста Мусоргского на сцене Большого театра впервые за 20 лет, отметили в пресс-службе ГАБТа. В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина». Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина».
Краткие сведения
- На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
- В Астрахани открылся международный фестиваль OperaFirst - 2022
- Хованщина (опера)
- 9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
- «Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
- М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
«Хованщина» – величественное обращение композитора Модеста Мусоргского к истории второй Русской смуты, если первой Смутой считать события конца XVI – начала XVII веков. К истории постановки оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» в сценической редакции Витторио Гуи («Ла Скала», 1933). Опера «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте производила колоссальное впечатление.
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Последняя опера Мусоргского «Хованщина» стала завершающим этапом фестиваля «Гений места». На сцене Псковской областной филармонии с успехом прошли показ оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» и концертная программа в исполнении солистов оперы, хора и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Опера «Хованщина» в Театре Станиславского представляет собой народную музыкальную драму, которая по своей уникальности могла бы стать самой «русской» оперой. Видео Опера «Хованщина» ского.*.
Хованщина как зеркало добра и зла
«Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. Завершит «Гений места» в Пскове «Хованщина», последняя опера Мусоргского. В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского.