Интерфакс: Белоруссия и Россия реализовали почти половину мероприятий союзных программ по экономической интеграции, сообщил белорусский премьер-министр Роман Головченко. Проблемы отложенной интеграции: что мешает Беларуси и России усилить Союзное государство. Президент Беларуси Александр Лукашенко во время видеообращения на пленарном заседании X Форума регионов Беларуси и России. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин заявил, что необходимо укреплять отношения Белоруссии и России в разных сферах, это сделает страны сильнее на международном уровне.
Путин: Союзное государство РФ и Белоруссии укрепляет оборонный потенциал
«Россия и Белоруссия достигли 100% отметки выполнения запланированных мероприятий первого этапа интеграции – с 2021 по 2023 годы, – подчеркнул заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач. Старт СВО транзитную роль Белоруссии окончательно нивелировал, и интеграция с Россией стала для страны просто вопросом выживания. Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России. Аналитики связывают это с углублением интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России, единого выверенного курса внешней политики двух стран. Носацкая Екатерина Владимировна, магистрант НИУ ВШЭ Доклад «Ключевые направления развития торгово-экономических отношений России и Беларуси в рамках Союзного государства».
«Реанимировали процесс»: как будет проходить интеграция России и Белоруссии
Белоруссия сочтет атаку на союзников нападением на себя Россия и Белоруссия образуют Союзное государство. Беларусь и Россия, создав Союзное государство, предвосхитили все происходящие сегодня «тектонические сдвиги». 7 декабря в Сочи состоялась встреча президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко. Главная Наша деятельность Новости «Единая Россия»: Россия и Беларусь строят союзное пространство для процветания и защиты обоих государств. Процесс интеграции России и Белоруссии после утверждения Высшим госсоветом (ВГС) Союзного государства совместных программ продвинулся, но не закончился.
Последние новости по теме Интеграция
Россия и Белоруссия будут углублять интеграцию в разного рода направлениях. Согласно документу "Республика Беларусь считает возможным оказание военной помощи дружественным государствам на основании двусторонних и многосторонних международных договоров". Например, президент Литвы Гитанас Науседа считал военную интеграцию Белоруссии и России новым вызовом безопасности НАТО. Предложения по реализации договора Союзного государства Белоруссии и России на ближайшие три года готовят правительства двух стран.
Союзный поворот: Что пишут западные СМИ о сближении и интеграции России и Белоруссии
То, что они об этом заявляют, это свидетельствует об оторванности Европарламента от реальной жизни. В Брюсселе сидят неразумные люди», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Салуцкий. Он уверен: позиция Европы «оказывает нулевое влияние» на происходящие интеграционные процессы. Отношения России и Белоруссии будут укрепляться, в том числе и в рамках Союзного государства. Всё, что сейчас происходит в Евросоюзе, — «очередная русофобская истерия».
Евродепутаты «мечтают, что Москва сдаст Минск, пойдёт на уступки, после чего они примут решение: стоит ли им укреплять двусторонние отношения с Россией или нет». Поэтому европейские политики на уровне Брюсселя пытаются сделать радикальные заявления. В очередной раз они носят исключительно рекомендательный характер. России не обязательно их исполнять, так как перед Европой мы не несём никакой юридической ответственности по тем двухсторонним отношениям, которые развиваем.
Такая позиция свидетельствует об информационной гибридной войне, которую ведёт «коллективный Запад» против Минска и Москвы», — уточнил Самонкин. Читайте также: Украина вызвала в МИД главу посольства Беларуси после заявлений Лукашенко Экономический прогноз На фоне провокационных заявлений создание Союзного государства — вопрос не отдалённого будущего. Первые разительные перемены, считают собеседники ForPost, наступят уже в 2023 году. По прогнозам экспертов, через два года Китай в сотрудничестве с Ираном «потеснят доминирующую внешнюю политику США».
Александр Лукашенко: Я шучу. Многие сидели на этом канале, и что они увидели за час до этого появления? Дети президента в Ростове, президент бежал, президент трус и так далее.
Роман Бабаян: Да, да, было. Александр Лукашенко: Была, была такая информация. Скажите, вы на моем месте [как бы поступили], какие ваши действия?
Роман Бабаян: Показал бы, что я на месте. Александр Лукашенко: Я показал, что я на месте и я не трус. И я не боюсь.
В заключение Лукашенко отметил, что у него, кроме страны, которой он руководит, ничего нет. Не только потому, что я готов ее защищать всячески. Понимаете, если бы у меня в кармане было несколько миллиардов, может, я поступил бы, как Порошенко», — отметил он.
В Кремле назвали «абсолютной чушью» разговоры о «поглощении» Россией Белоруссии. Комментируя скорый приезд Лукашенко в Москву и условия будущих переговоров, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал отношения двух стран «особыми и многовекторными». Отвечая на вопросы журналистов, представитель Кремля оценил и другие высказывания Лукашенко в большом интервью российским СМИ.
Как в Кремле оценивают, насколько вероятно, что такое, как сейчас в Белоруссии, действительно произойдет и в нашей стране? Хотя у нас и есть Союзное государство, коим мы весьма дорожим, все-таки мы две разные страны, мы два разных суверенных государства. Поэтому у нас иная политическая культура, у нас иной политический ландшафт, иные политические тенденции.
Поэтому здесь какие-то обобщения, мне кажется, были бы неверными. При этом мы с абсолютным уважением относимся к политической культуре, к политическому ландшафту Белоруссии. Если они не такие, как у нас, это не значит, что они неверные.
В этом, собственно, и есть суверенность. И на фоне этого визита много таких заявлений, что будет поглощение, или слияние, или еще что-то двух государств. Вы могли бы рассказать, какая повестка этих переговоров Путина и Лукашенко?
Визит важный, особенно с учетом тех дней, которые переживает Белоруссия. Вы знаете, что наши отношения особого партнерства, союзнические отношения, они многовекторные. И каждый раз и торгово-экономическое сотрудничество, и вопросы, связанные с задолженностями, и вопросы, связанные с энергоресурсами — с поставками нефти, нефтепродуктов, газа и так далее, и вопросы интеграции, и интеграция в рамках ЕврАзЭс, и в рамках СНГ, и в рамках Союзного государства — они всегда находятся на повестке дня во время общения двух президентов.
Заседание состоится послезавтра, 6 апреля, в Москве, в нем будут участвовать президент РФ Владимир Путин и его белорусский коллега Александр Лукашенко. Решения будут касаться интеграционного сотрудничества. За день до этого Путин и Лукашенко проведут переговоры, в рамках которых обсудят актуальную двустороннюю и международную проблематику.
Ведь после каждых выборов Запад начинал конфронтацию с Лукашенко, но потом все нормализовывалось… — При всём раздражении, которое — по разным причинам — вызывала политика Лукашенко и у России, и у западных демократий, в сухом остатке его стремление удержать максимально возможный военно-политический нейтралитет воспринималась обеими сторонами меньшим злом, чем полный и окончательный переход в противоположный лагерь. Правда, до сомнительно проведённых выборов августа 2020 года у западных демократий не было Светланы Тихановской , которую при наличии политической воли можно в любой момент официально признать президентом республики. Альтернативы ведь ему нет все равно… При этом Москва никогда не пыталась вырастить эту альтернативу. Так и будет продолжаться? Более справедливо, наверное, проявить самокритичность и указать на слишком большую одновекторность официальной Москвы на белорусском направлении — да и на всех остальных тоже.
МИД РФ объясняет это уважением суверенитета других стран и нежеланием вмешиваться во внутреннюю политику. Ещё можно, правда, объяснить это общей некреативностью и линейностью мышление, а также понятным для любой бюрократической структуры брать на себя ответственность за нестандартные подходы к новым вызовам. Смотрите также 16 Дельфины, купание в Черном море, всплеск эмоций: Двухдневная встреча Путина и белорусского президента в Сочи «Но нет тех высот, которые большевики не брали. Возьмем и мы». Лукашенко с сыном Николаем в Сочи. Самые яркие фото — Инцидент с самолетом не столько создал новую реальность в российско-белорусских отношениях, сколько укрепил ее, —считает доцент Финансового университета при российском правительстве Геворг Мирзаян. Именно после этих событий дверь многовекторности закрылась, и батька вынужден был менять тон в отношениях с Россией, оказался в зависимости от Москвы. Нынешние же события скорее заколотили закрытую дверь досками.
Во-первых, бюрократическая инерция. Как обычно всё согласовывают и все тупят. Никто не говорит о том, что нужно снять все ограничения — однако анахронизмам у нас не место. Например, ситуации, когда можно в Белоруссию летать, но нельзя ездить на машине если нет оснований. Во-вторых, в каких-то вопросах мы действительно пытаемся продавить Минск.
О поддержке идеи объединения России и Белоруссии
Лукашенко: Союзу Беларуси и России удалось предвосхитить сегодняшние «тектонические сдвиги» | Москва и Минск готовятся разработать единые налоговые и гражданские кодексы, сообщила газета «Коммерсантъ». Программу действий премьер-министры стран согласо. |
Интеграция в промышленных масштабах | Глава комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин заявил, что необходимо укреплять отношения Белоруссии и России в разных сферах, это сделает страны сильнее на международном уровне. |
Мезенцев заявил об углублении интеграции РФ и Белоруссии | Новости мира | Известия | 27.11.2023 | Россия и Белоруссия будут углублять интеграцию в разного рода направлениях. |
Request Rejected | Главный интерес встреча вызвала в свете новостей о размещении в Белоруссии ядерного оружия России. |
История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства
В их числе договор о сотрудничестве в таможенной сфере, договор об общих принципах косвенного налогообложения. Подытоживая заседание Совета министров, премьер-министр Белоруссии Роман Головченко заявил : «Экспертами подготовлен проект новых Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на три предстоящих года. Он… направлен на дальнейшее сближение правовой базы сторон, обеспечение функционирования объединенных энергетических рынков и объединенной транспортной системы Союзного государства, проведение единой промышленной политики, согласованной аграрной политики, согласованной налоговой политики, формирование единого научно-технологического, общего информационного пространства, а также обеспечение равных прав граждан Союзного государства в социальной сфере. Необходимо максимально оперативно обеспечить реальную, осязаемую интеграцию промышленных политик двух стран. Полностью сделать безбарьерным взаимный доступ к закупкам и субсидиям. Согласовать единые меры защиты внутреннего рынка Союзного государства, что обеспечит стремительное расширение кооперационных связей и дальнейший рост выпуска совместной продукции с высокой долей локализации производства». Ожидается , что новый пакет интеграционных мер может быть одобрен уже в начале 2024 года Высшим государственным советом Союзного государства. Судя по всему, останавливаться на достигнутом страны — учредители СГ не собираются. В ближайшем будущем мы увидим еще более впечатляющие достижения обоих государств. Особенно важно, что успехи, достигнутые Россией и Белоруссией в 2022-2023 годах, не случайны — над ними трудилось множество дипломатов обеих стран, причем задолго до кризисного 2020-го. А модель взаимоотношений государств в рамках СГ вполне может служить примером другим.
Особенно важен, по мнению директора Института новейших государств Алексея Мартынова, тот факт, что многолетние разговоры противников СГ о якобы «поглощении» Россией суверенитета Белоруссии так и остались пустыми разговорами.
И опора на Российскую Федерацию — она и с исторической, и с политической, и с социально-экономической точки зрения», — высказался Вячеслав Данилович. Также он отметил то, насколько сильным был бы союз из трех государств, если бы Украина осталась дружественной страной-соседкой. Это очень и очень дорого бы стоило, но, к сожалению… Наверняка там есть люди, которые понимают и сожалеют о том, что было сделано», — подытожил Данилович. Подписывайтесь на нас в Telegram.
Даже если санкционное давление по каким-то причинам будет ослабевать, мы твердо понимаем, и российские коллеги разделяют нашу точку зрения, мы свой урок усвоили. Будем опираться исключительно на собственные силы», — сказал он. По его словам, у Минска уже нет иллюзий, что стране доступен весь мир и возможности, которые были в досанкционный период и из-за которых откладывались решения отдельных задач.
При этом Головченко уточнил, что республика знает, что будет делать в ближайшем времени, и уже не свернет с пути самодостаточности и опоры только на свои силы.
Да, Батька попенял Путину: мол, в Крым "уехал и меня не пригласил". Однако это не какие-то претензии, а чётко выверенная формулировка, обозначающая полупризнание Крыма российским. Дело в том, что у Москвы и Минска есть серьёзные разногласия по статусу полуострова. Россия считает, что Белоруссия должна официально признать Крым российским. Этого требует логика интеграции нельзя полноценно интегрироваться с государством, если ты не признаёшь один его регион. Этого требует внешнеполитическая логика признание Крыма лишит Лукашенко возможности заигрывать с Западом, а также с украинским режимом, который угрожает обеим нашим странам, но против которого при этом почему-то бьётся лишь Москва.
Этого, наконец, требует внутриполитическая логика — после истории с захватом в заложники тридцати с лишним россиян в прошлом году рейтинг Лукашенко в России рухнул, теперь белорусскому президенту нужно его как-то поднимать, если он вновь хочет заручиться симпатиями граждан РФ. Симпатиями, которые он всегда умело конвертировал в экономические выгоды на переговорах с Москвой. Да, белорусские чиновники говорят, что проблемы нет. Сегодня это недвусмысленно было объявлено. И для нас Крым, скажем так, и месяц назад был неотъемлемой частью Российской Федерации". Однако — при всём уважении к господину Савиных — в Минске все решения принимает и озвучивает один человек.
27 лет Союзному государству Россия-Беларусь: купленная дружба или выгодный союз?
Мишустин оценил роль интеграции с Белоруссией в преодолении влияния санкций - 06.04.2023, ПРАЙМ | Россия и Белоруссия будут вместе работать над обеспечением равной безопасности и делать всё для углубления взаимовыгодной интеграции. |
Военная база, углубление интеграции и сдача госпредприятий | Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали 28 союзных программ по интеграции России и Белоруссии. |
Научные конференции для детей и молодежи | С Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко в ходе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии. |
Как будет развиваться интеграция Беларуси и России в 2024 году
И хотя почти каждый день приносит новые проблемы, преодолевать их вместе намного проще. Сегодня между двумя странами было подписано еще несколько договоров — о взаимном признании электронных подписей и о разработке совместного проекта по строительству двухмоторного самолета. Вместе страны будут развивать и микроэлектронную отрасль — Белоруссия планирует выращивать кристаллы и производить корпуса для микросхем. И вообще соседи готовы поучаствовать практически в любом масштабном проекте, запущенном Россией. Энергетика, машиностроение, авиация, космос, легкая промышленность.
Не только потому, что я готов ее защищать всячески.
Понимаете, если бы у меня в кармане было несколько миллиардов, может, я поступил бы, как Порошенко», — отметил он. В Кремле назвали «абсолютной чушью» разговоры о «поглощении» Россией Белоруссии. Комментируя скорый приезд Лукашенко в Москву и условия будущих переговоров, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал отношения двух стран «особыми и многовекторными». Отвечая на вопросы журналистов, представитель Кремля оценил и другие высказывания Лукашенко в большом интервью российским СМИ. Как в Кремле оценивают, насколько вероятно, что такое, как сейчас в Белоруссии, действительно произойдет и в нашей стране?
Хотя у нас и есть Союзное государство, коим мы весьма дорожим, все-таки мы две разные страны, мы два разных суверенных государства. Поэтому у нас иная политическая культура, у нас иной политический ландшафт, иные политические тенденции. Поэтому здесь какие-то обобщения, мне кажется, были бы неверными. При этом мы с абсолютным уважением относимся к политической культуре, к политическому ландшафту Белоруссии. Если они не такие, как у нас, это не значит, что они неверные.
В этом, собственно, и есть суверенность. И на фоне этого визита много таких заявлений, что будет поглощение, или слияние, или еще что-то двух государств. Вы могли бы рассказать, какая повестка этих переговоров Путина и Лукашенко? Визит важный, особенно с учетом тех дней, которые переживает Белоруссия. Вы знаете, что наши отношения особого партнерства, союзнические отношения, они многовекторные.
И каждый раз и торгово-экономическое сотрудничество, и вопросы, связанные с задолженностями, и вопросы, связанные с энергоресурсами — с поставками нефти, нефтепродуктов, газа и так далее, и вопросы интеграции, и интеграция в рамках ЕврАзЭс, и в рамках СНГ, и в рамках Союзного государства — они всегда находятся на повестке дня во время общения двух президентов. И обмен мнениями по наиболее актуальным процессам, которые происходят на европейском континенте, и региональные конфликты. Близкий к Лукашенко телеграм-канал «Пул первого» сообщил , что президент Белоруссии прилетит в Москву на следующей неделе. На повестке экономические вопросы. Лукашенко еще раз сказал, что та интеграция, которая подписана в союзном договоре, сейчас уже невозможна, учитывая нынешнюю обстановку.
Что это все может означать? И Лукашенко на самом деле прав по поводу союзного договора, что прошло с тех пор 20 лет и ситуация во многом изменилась. Тогда гораздо сильнее были ностальгические настроения по СССР. А сейчас выросло поколение, может быть, не одно, которое этих настроений лишено. И оно просто не поймет, с какой стати Белоруссия должна объединяться с Россией.
Поэтому в принципе, если стороны сосредоточатся на действительно конкретных и прагматичных экономических вопросах, от этого будет пользы гораздо больше, чем обещать друг другу что-то невыполнимое.
И может ли СГ на самом деле стать государством? Переговоры с Президентом России Владимиром Путиным 2022 г. В каком состоянии большая политическая стройка Москва и Минск развивают СГ «спокойно, без всякой спешки», выверяя каждый шаг, чтобы он укреплял их и создавал «фундаментальную, хорошую, основательную базу для экономического развития», — обтекаемо сказал Владимир Путин 23 мая на встрече с Александром Лукашенко в Сочи. Никакой более конкретной информации стороны не дали.
По большому счёту как и за прошедшие полгода с того момента, как в ноябре 2021 года Минск и Москва подписали декрет о Союзном государстве. А месяцем раньше — 28 союзных программ и документ о том, как будут воплощаться в жизнь все договорённости в течение 2021—2023 годов. В частности, предполагается объединить налоговые системы. Помимо этого, планируется : единая система учёта собственности; почти объединённый банковский надзор с двумя центробанками ; объединение платёжных систем; единый регулятор рынков нефти, газа и электроэнергии; гармонизированное госрегулирование отраслей; взаимный единый доступ к госзакупкам; унификация хозяйственного законодательства Гражданский кодекс ; и прочее. Также стороны договорились , что установят единые правила поставок продовольствия на рынок Союзного государства.
Страны создадут общую систему для маркировки и отслеживания товаров, а также определят нормы ветеринарного и фитосанитарного контроля. Однако содержание и детали этих программ не публиковались. Источники «Коммерсанта» называли подписанные бумаги протоколом о намерениях. И есть возможность всё притормозить», — сказал один из них, намекая на Лукашенко. Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 августа 1994 года совершил рабочий визит в Российскую Федерацию Почему мало что получилось за 20 лет Договор о Союзном государстве РФ и Белоруссия подписали ещё в 1999 году.
Предполагалось, что страны-участницы должны сохранить суверенитет, но могут делегировать отдельные полномочия «наднациональным органам». Стороны запланировали создание общего парламента и даже единой валюты. Но договориться по таким принципиальным вопросам не удалось. Например, за эти годы стороны так и не решили, где будет эмиссионный центр, то есть кто будет печатать деньги. И так по многим другим пунктам.
В итоге Путин с Лукашенко признавали , что многое из намеченного Москва и Минск так и не выполнили. Даже упомянутые выше 28 программ согласовывали несколько лет с 2018 года — процесс шёл тяжело. Эксперты высказывались в том духе, что СГ рассматривается как один из возможных вариантов решения проблемы транзита власти в 2024 году. Это раздражало Лукашенко. Доходило до того, что он обвинял Москву в планах «поглотить его страну».
Самыми проблемными вопросами стали формирование общего рынка газа и нефти, а также гармонизация налогового законодательства. Минск стоял на том, что сначала нужно объединить рынки это позволит Белоруссии получать энергоносители ещё дешевле, чем сейчас , а уже потом гармонизировать налоговое законодательство.
Карасин также добавил, что активная деятельность организаций, заключенная в продвижении идей по интеграции стран — это залог поддержки сотрудничества России и Белоруссии на много лет вперед. Ранее президент Белоруссии Лукашенко заявил, что угроза возникновения нового глобального конфликта никогда не была так близка, как сегодня.
История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства
Консультации по вопросу единого визового пространства взаимного признания виз возобновились летом 2017 года. В соответствии с соглашением, граждане третьих стран с действующей визой России или Белоруссии могут свободно въезжать и находиться на территории одного из государств - участников Договора в течение срока действия визы. При этом каждая из сторон сохраняет за собой право отказать гражданам третьих стран во въезде или сократить срок их пребывания на своей территории. Соглашение о взаимном признании виз планировалось подписать 13 декабря 2018 года на заседании Совета министров Союзного государства, однако его подписание было отложено, так как Белоруссия не успела завершить соответствующие внутригосударственные процедуры.
В настоящее время продолжаются двусторонние консультации по этому вопросу. Планируется подписать документ до конца 2019 года. Отмена роуминга Перспективы отмены роуминга на территории Союзного государства обсуждались в декабре 2018 года на 55-й сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России с участием представителей профильных ведомств двух стран.
Со своей стороны замглавы Минкомсвязи РФ Олег Иванов пояснил, что отмена роуминга потребует изменения в законодательстве двух стран. Введение единой валюты Договор о создании Союзного государства от 1999 года предполагает поэтапное введение единой валюты. Изначально планировалось, что эта работа должна была завершиться к 2005 года.
Однако споры вокруг эмиссионного центра Союзного государства тормозили принятие соответствующего соглашения. В сентябре 2003 года Александр Лукашенко заявил, что соглашение должно приниматься в комплексе с другими документами, при условии "создания единого экономического пространства и равных условий для субъектов хозяйствования, принятие Конституционного Акта Союзного государства" и др.
Более того, белорусский лидер убежден в том, что проверенные годами союзнические отношения Республики Беларусь и Российской Федерации в недалеком будущем станут «примером мирной и созидательной повестки» для многих стран. И сейчас именно наше время. Сильные суверенные государства — сильный союз. Вот формула успеха любой интеграции», — заявил Александр Лукашенко.
Так что на поддержку штанов денег ему дадут. Но взамен попросят продать активы, разместить военную базу, сделать шаги по пути интеграции в Союзное государство или что-нибудь еще в таком духе. Действительно ли это так, мы решили узнать у наших экспертов. Конституционную реформу и транзит власти? Передачу активов? Политическую интеграцию? Военную базу? Содержание этой загадочной реформы состоит в общей демократизации республики. Но зачем официальной Москве демократизация Белоруссии или любой другой страны? Приоритет российских властей — это обеспечение безопасности государства, а свободные выборы, включая проводимые у себя дома, скорее рассматриваются как потенциально дестабилизирующий фактор из-за возможного внешнего вмешательства. В этой связи в экспертном сообществе довольно скептически смотрят на возможность каких-то прорывных договорённостей между Минском и Москвой. Впрочем, даже если таковые будут достигнуты, неясно, насколько их можно будет реально имплементировать, учитывая кризис легитимности внутри Белоруссии, а также непризнание Лукашенко президентом со стороны западных демократий. Читайте также Минск объявил Киеву беспощадную бензиновую войну Из-за прекращения поставок с Мозырского НПЗ А-95 на Украине подорожает до 140 рублей «СП»: — Действительно ли у Лукашенко пространства для маневра больше нет, как и пути к восстановлению отношений с Западом? Ведь после каждых выборов Запад начинал конфронтацию с Лукашенко, но потом все нормализовывалось… — При всём раздражении, которое — по разным причинам — вызывала политика Лукашенко и у России, и у западных демократий, в сухом остатке его стремление удержать максимально возможный военно-политический нейтралитет воспринималась обеими сторонами меньшим злом, чем полный и окончательный переход в противоположный лагерь. Правда, до сомнительно проведённых выборов августа 2020 года у западных демократий не было Светланы Тихановской , которую при наличии политической воли можно в любой момент официально признать президентом республики. Альтернативы ведь ему нет все равно… При этом Москва никогда не пыталась вырастить эту альтернативу. Так и будет продолжаться? Более справедливо, наверное, проявить самокритичность и указать на слишком большую одновекторность официальной Москвы на белорусском направлении — да и на всех остальных тоже.
Единственное межправительственное соглашение, направленное на унификацию миграционного режима и законодательства России и Белоруссии в отношении граждан третьих стран, было подписано 5 октября 2004 года в Москве. Документ ввел в действие с 1 ноября 2006 года миграционные карты единого образца с 2018 года заполнение таких карт не требуется от граждан иностранных государств, въезжающих только на территорию Белоруссии. Консультации по вопросу единого визового пространства взаимного признания виз возобновились летом 2017 года. В соответствии с соглашением, граждане третьих стран с действующей визой России или Белоруссии могут свободно въезжать и находиться на территории одного из государств - участников Договора в течение срока действия визы. При этом каждая из сторон сохраняет за собой право отказать гражданам третьих стран во въезде или сократить срок их пребывания на своей территории. Соглашение о взаимном признании виз планировалось подписать 13 декабря 2018 года на заседании Совета министров Союзного государства, однако его подписание было отложено, так как Белоруссия не успела завершить соответствующие внутригосударственные процедуры. В настоящее время продолжаются двусторонние консультации по этому вопросу. Планируется подписать документ до конца 2019 года. Отмена роуминга Перспективы отмены роуминга на территории Союзного государства обсуждались в декабре 2018 года на 55-й сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России с участием представителей профильных ведомств двух стран. Со своей стороны замглавы Минкомсвязи РФ Олег Иванов пояснил, что отмена роуминга потребует изменения в законодательстве двух стран. Введение единой валюты Договор о создании Союзного государства от 1999 года предполагает поэтапное введение единой валюты. Изначально планировалось, что эта работа должна была завершиться к 2005 года.
Лукашенко: Союзу Беларуси и России удалось предвосхитить сегодняшние «тектонические сдвиги»
Для этого должны быть внутренние предпосылки. Этих предпосылок даже пару лет назад не хватило. Более того несмотря на то, что Лукашенко остается во главе республики с 1994 года, нельзя сказать, что в стране есть властный застой. Окружение президента меняется, появляются новые молодые и способные руководители. Лукашенко их взращивал. Но они не политики, а типичные управленцы. То есть государство в Белоруссии постепенно развивается в сторону своего рода меритократических принципов.
При этом часть белорусов до сих пор думает, что они живут в полицейском государстве. Хотя на деле во многих аспектах эта страна куда свободнее многих европейских соседей. В европейских государствах существует множество формальных регламентов, негласных ограничений и табу, каких нет в Белоруссии. Надо понимать, что у свободы имеется множество измерений и только одно из них политическое. И уж точно не стоит отождествлять возможность выбора одного политика из нескольких со свободой. За что корят себя белорусы — Тем не менее очевидно, что Лукашенко рано или поздно придется уходить.
При этом попытки главного западного соседа Белоруссии, то есть Польши, повлиять на внутриполитическую ситуацию страны, вряд пойдут на спад. На ваш взгляд, насколько устойчив наш главный союзник с точки зрения будущего транзита? Москва не заинтересована в его отставке, а нынешняя белорусская оппозиция не способна ни захватить власть, ни тем более ею распорядиться. Для западных элит Тихановская — это уже «отработанный материал», в который никто не верит и инвестировать станет. Скорее речь может идти о создании нового голема, но потребует немало времени и совершенно других, интеллектуально гораздо более сложных подходов. И их можно понять, ведь для них украинцы — такой же братский народ, как и русские.
То есть российско-украинский конфликт белорусам не нравится сам по себе, независимо от причин противостояния. Однако нынешний конфликт заставляет задуматься. Многие белорусы, глядя на происходящее на Украине, рады тому, что в их стране не разворачивается аналогичный сценарий и в целом сохраняется качество жизни. В этом контексте позиции Лукашенко стали даже сильнее, чем два года назад. Они просто покинули страну или смирились с нынешней политической ситуацией? Они очень трудолюбивый и терпеливый народ, у них лучше получается работать, чем сеять хаос.
Даже активное меньшинство, на котором держались прежние протесты, в плане политической пассионарности очень сильно уступают украинцам. В принципе, они способны попытаться вновь провести уличные протесты, но события 2020 года — это их максимум. Конечно, многие выходили тогда против власти из искренних побуждений. Но искренность — не всегда признак ума, трезвого расчета, и уж тем более не предпосылка для политической практики.
При этом перед заседанием ВГС Лукашенко в интервью «России 24» заявил, что в отношении ядерного оружия он «радикал». В условиях спецоперации для них открываются большие возможности. Для России же Белоруссия — условный северный фронт, который не факт, что будет создан, но нависает над Украиной», — добавляет он.
Задачи высшего совета Высший госсовет Союзного государства России и Белоруссии является высшим органом Союзного государства, куда входят главы государств и правительств, руководители палат парламентов двух государств. Среди задач ВГС — решение вопросов развития Союзного государства, назначение выборов в палату представителей парламента Союзного государства, утверждение бюджета и годовых отчетов о его исполнении, а также утверждение международных договоров. Одна из ключевых тем переговоров — организация совместного импортозамещения, говорит руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич. По его мнению, не нужно недооценивать экономический потенциал Белоруссии, для которой Россия — «это как минимум 150-миллионный рынок». Что же касается темы военной интеграции, то Москва и Минск стоят почти перед одинаковыми внешними вызовами, добавляет он. Белорусскому руководству важно закрепить выгодное получение энергоносителей от России, а также устойчивый транзит своих калийных удобрений через российский порты на Балтике, говорит проректор ГАУГН Вячеслав Сутырин. Кроме того, продолжается обсуждение экономических дорожных карт, в том числе доработка таможенных договоренностей.
Предусматривается дальнейшее эффективное развитие и создание взаимовыгодных кооперационных связей и конкурентной среды на рынках промышленной продукции двух стран, а также импортозамещения. Преимущества углубленной экономической интеграции очевидны: увеличение товарооборота за счёт производственной кооперации, обеспечение равного доступа на рынки двух стран и совместное продвижение на рынки третьих стран, а также развитие инновационного направления и сотрудничества в рамках научно-технических разработок. Самое главное, что все перспективные программы и проекты направлены на улучшение жизни граждан Беларуси и России», — подчеркнул Министр промышленности Беларуси Александр Рогожник. По его словам, единое промышленное пространство Беларуси и России формируется не на пустом месте.
По оценке посла России в Беларуси Дмитрия Мезенцева, «политическая интеграция, сближение Беларуси и России — есть важнейший фактор, с которым не соглашаются на Западе». В статье для «Евразия. Эксперт» директор общественного объединения «Центр изучения внешней политики и безопасности», научный сотрудник Института истории НАН Беларуси Денис Буконкин проанализировал препятствия на пути развития интеграции и оценил перспективы их преодоления. И если осень 2019 года шла по знаком активных обсуждений и согласования т. Тем не менее, не очень понятно, в каком формате и когда углубленная интеграция в рамках Союзного государства вернется в повестку двусторонних отношений. Вполне возможно, что страны вернутся к этому вопросу только после конституционной реформы в Беларуси и проведения выборов, которые могут изменить политический ландшафт страны и в том числе лиц, с которыми будут вестись переговоры. В то же время для России вполне логично ждать окончания внутриполитического кризиса в соседней стране, поскольку заключение любых договоренностей в его процессе ожидаемо наткнется на вопросы о легитимности принимаемых решений и попытках воспользоваться слабой позицией союзника со стороны ряда стран, претендующих на позицию «главных проводников демократии и прав человека».
Но кроме проблем, связанных с внешними обстоятельствами, союзная интеграция имеет ряд внутренних субъективных и объективных препятствий, которые служат серьезными ограничителями дальнейшего развития союзной интеграции.