Новости дата гибели пушкина

Главная» Новости» День смерти пушкина 10 февраля мероприятия. В этот день 180 лет назад 10 февраля 1837 года закатилось «солнце русской поэзии» – от полученных на роковой дуэли ран умер Александр Сергеевич Пушкин. «Здесь, на Черной речке, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был смертельно ранен на дуэли». Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года, восход на престол Николая I изменили судьбу Пушкина. Два следующих дня гроб с телом Александра Пушкина оставался в квартире — проститься с ним пришли сотни самых разных людей — от прислуги до военных и чиновников.

100-летие со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина

Последние дни и горестная кончина Александра Сергеевича Пушкина давно уже были описаны многими. — История гибели Пушкина долгое время имела однозначную трактовку «поэт — невольник чести». Смерть Пушкина была изображена в биографическом фильме 2006 года "Пушкин: последняя дуэль". Смерть Пушкина была изображена в биографическом фильме 2006 года "Пушкин: последняя дуэль".

Тайна гибели Пушкина - Мойка 12

Недавно один из питерских депутатов отправил главе следственного комитета РФ Александру Бастрыкину письмо с требованием заново расследовать причины дуэли и смерти поэта дескать, Пушкин мог стать жертвой заговора. Мы, со своей стороны изучили материалы дела об убийстве Пушкина вместе с сотрудником университета Генеральной прокуратуры РФ, профессором Анатолием Наумовым, который знает их досконально. Позволяет ли современное законодательство пересматривать подобные исторические дела по «вновь открывшимся обстоятельствам»? Да и что считать таковыми?

Дело об убийстве Александра Пушкина на дуэли рассматривал почти два столетия назад военный суд. Некоторые историки предполагали, что он не мог быть справедливым, ведь судьи гвардейские офицеры в силу своей, выражаясь по-современному, «корпоративной» морали были на стороне Дантеса. Они, якобы, видели в Пушкине человека, затеявшего дуэль по причине своей неимоверной ревности, и потому вынесли фактически равный по суровости приговор обоим дуэлянтам Пушкину - посмертно.

Но так ли это? Посмертно подсудимый - Анатолий Валентинович, знаю, что вы потратили много лет на исследование материалов дела о гибели Пушкина. Расскажите, кто все-таки попал под следствие и суд по делу об убийстве поэта?

В материалах дела отсутствует специальное решение суда о принятии мер пресечения к Дантесу и Данзасу. Однако из некоторых документов дела вытекает, что Дантес формально должен был находиться под арестом непосредственно в полку , но ввиду его ранения Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку - «МК» находился в квартире, где проживал. Данзас же содержался на гауптвахте по месту своей службы.

Судопроизводство осуществлялось в соответствии с законодательством России первой половины XIX века. О следствии и суде мы говорим условно, так как процесс по данному делу объединял и следствие, и суд. Судьи фактически соединяли в себе обязанности и следователей, и обвинителей, и защитников и собственно судей и расследовали дело и выносили приговор.

А когда начался процесс? Чернышова - Николая I о случившейся дуэли и ее результате. Во исполнение этого была создана Военно-судная комиссия из офицеров лейб-гвардии Конного полка Отдельного гвардейского корпуса, председателем которого назначался флигель-адъютант полковник Бреверн, а судьями — офицеры Конного полка.

Среди них были один ротмистр, один штабс-ротмистр, два поручика и два корнета, а также «для производства дела» аудитор 13 класса некий Маслов. Все судьи были типичными представителями гвардейского офицерского корпуса - не лучше и не хуже других, ничем себя особенно не проявившие. Все это соответствовало законодательным основам уголовного процесса военной юстиции заложенным еще Петром I в его известных Воинских Артикулах , в том числе и судебного процесса о дуэлях.

Вы спросите — зачем нужен был аудитор? Петр, конечно, понимал, что только офицерами военный суд обойтись не может и предусмотрел наличие при нем своего рода юриста, введя в состав суда фигуру аудитора. Аудиторы отвечали за то, чтобы вынесенное судьями решение по делу соответствовало существующим законам.

Ответственность аудиторов была большая, а вот прав по сравнению с офицерами-судьями у них было маловато. Еще в петровских Артикулах было записано: что аудиторы «при суде голосу в приговорах не имеют, с чего ради оных при судейском столе и не сажают, по обыкновению при особливом столе купно с секретарем, или протоколистом». Еще раз повторю, что все это соответствовало существующей судебной практике по делам о дуэлях.

А необычным было лишь то, что одним из дуэлянтов был наш величайший поэт. А 6 февраля они предстали перед судом. Судей интересовал главный вопрос — о причинах и обстоятельствах дуэли.

Дантес во всем обвинял поэта. Он, в частности, утверждал, цитирую: «В ноябре 1839 года получил я словесный и беспричинный Камергера Пушкина вызов на дуэль, который мной был принят. Нас, конечно же, более всего интересует правдивость его показаний о причинах и событиях, предшествовавших дуэли.

И то, как военный суд отнесся к ним, согласился ли или отверг. Ложь Дантеса - На этом месте хорошо бы вспомнить подоплеку конфликта между Пушкиным и его будущим убийцей. Но именно истинную причину, а не формальную.

Встречаться с Натальей Николаевной Дантес мог только на светских балах и в гостиных близких Пушкину людей в первую очередь Карамзиных и Вяземских , куда был вхож и Дантес. С этого момента для Пушкина начались нестерпимо мучительные дни. Произошло неизбежное объяснение Пушкина с женой.

По словам Вяземского, «эти письма… заставили невинную, в сущности, жену признаться в легкомыслии и ветрености, которые побуждали ее относиться снисходительно к навязчивым ухаживаниям молодого Геккерена… Пушкин был тронут ее доверием, раскаянием, но, обладая горячим и страстным характером, не смог отнестись хладнокровно к положению, в которое он с женой был поставлен». Положение оказалось еще более трудным, когда поэту стало известно, что, кроме него такие же анонимные послания получили и люди из его близкого окружения Карамзины, Виельгорские, Сологуб, Хитрово, братья Россеты. При этом у Пушкина не было уверенности в том, что адресатами не оказались и другие его знакомые.

Для него супружеская верность Натальи Николаевны была очевидной, но честь требовала поступков, и он в тот же день в письме вызвал на дуэль Дантеса. Так в действительности обстояло дело с тем, что Дантес в своих показаниях Военно-судной комиссии назвал «беспричинным вызовом» Пушкина, который был им принят. В действительности искренностью эти показания и не пахли.

Более того, на самом деле они от начала до конца являлись ложными что судьи сумели установить в ходе судебного следствия , хотя и были получены на будто бы правдоподобной основе. Причины же и обстоятельства этого были совершенно иными. После пушкинского вызова первая просьба поступила как раз от противников.

Геккерен-старший «опешил» от вызова, поскольку представлял себе, что скандал, который неизбежно поднимется вокруг дуэли, сильно повредит как карьере его «усыновленного» питомца, так и его собственной дипломатической. Он, как опытный дипломат, определил первое и самое главное, что он должен был сделать в своих и Дантеса интересах, - обязательно добиться отсрочки поединка. Вначале поэт был непоколебим, но потом хитрый дипломат все-таки сумел разжалобить его, и тот согласился отсрочить дуэль на две недели.

Пушкин замыслил создать эпический роман об этой эпохе. Сначала он собирал информацию в архивах, затем отправился по районам пугачевского восстания — Поволжью и Приуралью, чтобы достоверно описать события того времени. После экспедиции Александр Пушкин уехал в Болдино. В родовом имении он работал над научным сочинением «История Пугачева» , написал «Медного всадника» , «Анджело», «Пиковую даму» , «Сказку о рыбаке и рыбке» , «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Вторая Болдинская осень оказалась вдвое короче предыдущей, но не менее продуктивной для Пушкина.

Николай I пожаловал Пушкину младшее придворное звание — чин камер-юнкера. Теперь чету Пушкиных могли официально приглашать на придворные балы. Эту должность поэт считал оскорбительной для своего возраста. Писатель хотел отказаться от нового звания, но пришлось смириться. Друзья, Вельегорский и Жуковский, должны были обливать холодною водою нового камер-юнкера, до того он [Пушкин] был взволнован этим пожалованием!

Если б не они, он, будучи вне себя, разгоревшись, с пылающим лицом, хотел идти во дворец и наговорить грубостей самому царю. Павел Нащокин, друг поэта В 1830-е годы Пушкин писал уже только реалистичные произведения. Но его современники не были готовы к новому литературному направлению, которое описывало социальное неравенство, исторические феномены и другие сложные стороны жизни. Собратья по перу не принимали новые произведения писателя, в придворных кругах он тоже не встречал поддержки. В Петербурге ходили сплетни о жене Пушкина и ее поклонниках, поэту приходили анонимные письма.

Поэт не мог оставаться хладнокровным и выносить оскорбительные слухи. Во время поединка поэт был тяжело ранен и скончался через два дня. Похоронили Александра Пушкина на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. Интересные факты 1. После смерти Пушкина Николай I определил 25-летний срок собственности наследников писателя на его произведения, потом срок продлили еще на 25 лет.

Это решение об авторском праве помогло наследникам Пушкина, но наследию писателя повредило: его книги издавали редко. В 1887 году, спустя 50 лет после кончины Пушкина, любой издатель мог печатать его произведения, никому ничего не заплатив. Когда Алексей Суворин в этом же году выпустил первый десятитомник, читатели буквально снесли прилавок и раскупили все экземпляры. Александр Пушкин любил азартные игры. Еще в лицейские годы писатель пристрастился к картам: он видел в них поэзию риска, испытание судьбы.

Самую популярную игру того времени — в банк, или штосс, — он воспел в «Пиковой даме». Позже с гордостью он писал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза». Играл Пушкин обычно неудачно. Перед Южной ссылкой 1820 года он поставил на кон рукопись первого сборника стихов и проиграл.

Выкупить ее назад и издать удалось только через несколько лет. Пушкин и позже ставил свои неопубликованные произведения. Пушкин проиграл все бывшие у него деньги. Он предложил, в виде ставки, только что оконченную им пятую главу «Онегина». Ставка была принята, так как рукопись эта представляла собою тоже деньги, и очень большие Пушкин получал по 25 рублей ассигнациями за строку , — и Пушкин проиграл.

Следующей ставкой была пара пистолетов, но здесь счастье перешло на сторону поэта: он отыграл и пистолеты, и рукопись, и еще выиграл тысячи полторы. Николай Кичеев 3. У поэта был вспыльчивый характер. Он вызывал противников на дуэль и всегда носил с собой пистолет. Товарищ писателя Александр Вельтман писал, что Пушкин сразу после пробуждения тренировал меткость и палил из пистолета в стену, сидя голым в постели.

Потом «прогулочное» оружие сменила семикилограммовая металлическая трость для твердости руки при стрельбе. Так, например, на дуэль с Александром Зубовым Пушкин пришел с черешнями, и пока оппонент целился в писателя, спокойно ел ягоды. Когда Зубов промахнулся, Пушкин стрелять в ответ отказался. Этот эпизод позже лег в основу повести «Выстрел». У Пушкина были африканские корни.

Смуглый «шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности» превратил свою внешность в одну из особенностей. Он был франтом. Сергей Соболевский рассказывал, что юному поэту приходилось просить бережливого отца, «чтобы ему купили бывшие тогда в моде бальные башмаки с пряжками, и как Сергей Львович предлагал ему свои старые, времен Павловских». Однако в своих нарядах Пушкин часто доходил до крайности. Так, например, купеческий сын Иван Лапин писал в своем дневнике о встрече с Пушкиным на Святогорской ярмарке 1825 года: «Некоторым образом удивил странною своею одеждою, а например: у него была надета на голове соломенная шляпа, в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою ленточкой, с железною в руке тростию, с предлинными черными бакенбардами, которые более походят на бороду; также с предлинными ногтями, которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом, я думаю — около дюжины».

Длинные ногти писатель отрастил после лицея.

Для поэта анонимка стала страшным оскорблением, поэтому Александр Пушкин в этот же день вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, однако попросил отсрочки на сутки, а после — еще на 14, а через неделю сделал предложение сестре Натальи Пушкиной — Екатерине Гончаровой. В результате Александру Пушкину пришлось забрать свой вызов. По настоянию Пушкина связь две семьи не поддерживали. Он вместе со своим приемным отцом старался избежать конфликта», — сообщила доктор филологических наук, профессор Высшей школы журналистики СПбГУ Наталья Цветова. На этом история могла бы и закончиться, однако в обществе вновь начали ходить слухи относительно неверности Натальи Гончаровой.

Александр Пушкин был уверен, что автором анонимного пасквиля и сплетен был Луи Геккерн, поэтому 7 февраля написал ему очень резкое письмо, в котором красочно изложил все, что думает и о нем, и о его сыне. После такого уже Дантес не мог не вызвать свояка на дуэль. Коллективный враг Эксперты уверены, что конфликт искусственно подогревали те, кто давно точил зуб на поэта. Своими острыми эпиграммами он разозлил многих влиятельных людей. Достаточно вспомнить министра народного просвещения Сергея Уварова, вокруг которого собирался кружок обиженных поэтом», — рассказал Сергей Некрасов. Сергею Уварову действительно было, за что обижаться на Александра Пушкина. Светский Петербург охотно смеялся над эпиграммой про князя Михаила Дондукова-Корсакова, который получил пост вице-президента Академии наук только благодаря сексуальным связям с Уваровым.

Это же доказывает и чрезвычайно мягкий приговор, который получил Дантес. Военный суд первой инстанции приговорил его к повешению, однако вскоре приговор был пересмотрен. Дантеса просто лишили всех чинов и выдворили за границу вместе с супругой, и он вернулся во Францию. В частности, он добился того, чтобы суд учел иностранное происхождение Дантеса.

Пора сходиться, чтоб друг-друга растрелять... Твой глаз намётан - ты "армейская душа", А я не воин - я пришёл честь - отстоять... Как мало я прожил, но в чем же тут вина? Писал я страстные поэмы и стихи...

У них своя такая славная судьба.... Они полны большой - большой любви... В них я старался людям правду передать... О времени - в котором славно жил... И их уже не разорвать и не продать... Я эти строки - кровью окропил..

Смерть Пушкина

В него вошли произведения, которые Пушкин издал при жизни, а также все тексты, подготовленные им для печати, чистовые рукописи которых сохранились. Для этой цели была собрана редакционная комиссия под председательством И. Бунина — в составе М. Гофмана, Н. Кульмана, А. Тырковой, К. Мочульского, В. Ходасевича и Г.

Приступая к изданию, Пушкинский комитет стремился дать возможность русской эмиграции, в особенности молодёжи, получить «образцовое» собрание сочинений Пушкина по доступной цене. Не имея в своём распоряжении достаточных средств, комитет вынужден был искать издателя, согласного пойти на особые условия. Такой человек был найден в лице М. Каплана — директора крупного парижского издательства «Дом книги». Была объявлена подписка, тираж которой составил 2550 экземпляров. При дешевизне издания для читателей Пушкинский комитет понёс значительные убытки, составившие почти 20 тыс. Лифаря — из прибыли устроенного им большого благотворительного концерта в парижском Зале Плейель, посвящённого Пушкину.

Всё было в высшей степени торжественно. У входа в помещение выставки, на лестнице и в фойе выстроилась французская национальная гвардия в парадной форме. На открытии присутствовал митрополит Евлогий, высшее православное духовенство, наиболее известные писатели-эмигранты… по существу, весь «русский Париж». В первый день её посетили также французские министры, дипломаты, академики, художники, музыканты, журналисты, представители высшего общества. Выставка носила название «Пушкин и его эпоха», поэтому на ней были представлены не только связанные с жизнью поэта реликвии, но и воссоздающие атмосферу пушкинской эпохи подлинники Боровиковского, Кипренского, Брюллова, Соколова, Орловского, Венецианова, Федотова, Бруни и других художников. Были выставлеы собрания русского фарфора, столовое серебро, мебель из карельской берёзы, ковры и многое другое. Подобное собрание множества экспонатов поднимало, так сказать, значение выставки и придавало ей в то же время характер уникального собрания русского искусства начала XIX века.

Таким образом, память о великом поэте объединила советскую и зарубежную Россию.

Арендта по поводу ранения Пушкина. Заведующий кафедрой анатомии Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии , один из крупнейших российских хирургов. Официальное донесение о дуэли Полициею узнано, что вчера в 5 часу пополудни, за чертою города позади комендантской дачи, происходила дуэль между камер-юнкером Александром Пушкиным и поручиком Кавалергардского её величества полка Геккерном, первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо. Г-н Пушкин при всех пособиях, оказываемых ему его превосходительством г-м лейб-медиком Арендтом, находится в опасности жизни. О чём вашему превосходительству имею честь донесть. Старший врач полиции Иоделич [2] Ход лечения и его оценка [ править править код ] Дневник истории болезни, созданный очевидцами [19] 27 января 1837 года в 16 часов с минутами состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Место дуэли находилось в семи с половиной верстах от дома, где жил поэт.

Противники приблизились к барьеру, целясь друг в друга. Дантес выстрелил первым с расстояния 11 шагов примерно восемь метров. Пушкин упал левым боком на шинель, служившую барьером, и какие-то мгновения не двигался, лежа вниз лицом. Секунданты и Дантес быстро подошли к нему. Но он приподнялся: «У меня хватит сил на выстрел…» Дантес снова стал на своё место. Пушкин, сидя, опираясь левой рукой о землю, правой прицелился и выстрелил, легко ранив Дантеса в руку. Продолжать поединок поэт больше не мог. Снова упал и на несколько минут потерял сознание.

Самостоятельно передвигаться был не в состоянии. На шинели поэта тащат к саням, одежда окровавлена, на снегу по следу также кровь. На руках его переносят и кладут в сани, затем сани тащат до дороги и пересаживают раненого в карету. Везут сидя, в течение часа. Беспокоит сильная боль в области ранения, мучительная тошнота, кратковременные потери сознания, из-за которых приходилось останавливаться. В дом внесли на руках. Сразу же послали за докторами. Несколько возбужден, сам переоделся в чистое белье, продолжается кровотечение из раны.

Выраженная жажда, охотно пьёт холодную воду. Пульс частый, слабый, конечности холодные. Нарастают боли в животе. Периодически впадает в забытье. Периодически кричит от боли в животе. Резко нарастает боль в животе, настолько, что хочет застрелиться. Доктор Арендт ставит клизму «очистительное» , после чего состояние резко ухудшается: «дикий взор», глаза как бы вылезают из орбит, холодный пот, похолодание конечностей, пульс не определяется. Пушкин стонет, но сознание сохраняется, он прощается с женой и детьми.

Состояние тяжёлое, принимает экстракт белены с каломелью, сохраняется вздутие живота, но боли уменьшились, конечности холодные, пульс едва прощупывается, сознание сохранено. Арендт дает опий в каплях.

Причем трижды. Адриан Волков.

Диалоги о нашем всём", которая готовится к выходу в московском издательстве "Бослен". Портал ГодЛитературы. РФ предлагает препринт нескольких фрагментов. Михаил Визель: Надо заметить, что меньше года назад, в начале февраля 1836 года, Пушкин уже оказался вовлечён в три дуэльные истории.

Причем два вызова он отправил сам. Гаянэ Степанян: Расскажи подробнее. Об этом мало говорят. Михаил Визель: Изволь.

Первый - молодому 1813 года рождения графу Соллогубу. История дурацкая: юный граф, любезничая на балу с Натальей Николаевной, старше себя на год, стал преувеличенно вздыхать о своей несчастной любви к некоей красавице. Возможно, кстати, имея в виду ее саму. А та, видимо, ему в тон, стала преувеличенно над этой любовью потешаться.

На что он воскликнул: "Вы же давно замужем! В общем, прямо сказать, дурацкий разговор, без которого можно было обойтись. Но в любом случае ничего обидного для чести мужа тут не было. Но муж, то есть Пушкин, рассудил по-другому.

И когда Наташа ему эту дурацкую светскую болтовню пересказала, послал Соллогубу вызов. Но Владимир, не только светский человек и начинающий литератор, но и начинающий чиновник впоследствии он дослужится до тайного советника , по делам службы уже уехал в Тверь. Они долго не могли совпасть, обменивались холодными письмами, и наконец уже в мае в московском доме Нащокина окончательно помирились - с помощью самого Нащокина. Пушкин при этом сказал: "Неужели вы думаете, что мне весело стреляться?..

Основная литературно-монографическая экспозиция «А. Жизнь и творчество» открыта с 10:30 до 13:30 и с 15:00 до 17:30 последняя группа входит за час до закрытия музея. Все желающие смогут также принять участие в пешеходных экскурсиях: «Последний путь А. Пушкина» — маршрут пройдет от дома на Мойке, 12, по набережной к Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, где отпевали поэта. Сеансы: 11:00, 12:00, 13:00, 13:30, 15:00, 16:00 «На Мойке близ Конюшенного мосту».

Сеансы в 11. Продажа билетов и сбор групп в кассе музея наб. Информация о событиях на других площадках на Портале «Культура Петербурга». День памяти А. Торжественное собрание во дворе дома на набережной реки Мойки, 12.

Фото заставки: museumpushkin.

Ошибка на сайте

  • День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года)
  • День памяти А.С. Пушкина.186-я годовщина со дня гибели поэта
  • 100-летие со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина
  • «Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин
  • «Историческая память»: 180 лет со дня гибели великого русского поэта А.С.Пушкина
  • День памяти Пушкина – 2024: почему поэта не смогли спасти — 09.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ

«Историческая память»: 180 лет со дня гибели великого русского поэта А.С.Пушкина

С нами прощался он посреди ужасных мучений и судорожных движений, но духом бодрым и с нежностью. У меня крепко пожал он руку и сказал: «Прости, будь счастлив! Мы за нею послали. Прощаясь с нею, просил он перекрестить его, что она и исполнила. Данзас, желая выведать, в каких чувствах умирает он к Геккерну, спросил его: не поручит ли он ему чего-нибудь в случае смерти касательно Геккерна?

Собравшиеся начинали верить, что поэт пойдет на поправку. Танклевский Леонид Захарович 1906-1984 «28 января 1837. Последние минуты Пушкина». Чтобы не беспокоить жену и детей, Пушкин сдерживал свои стоны от боли. Доктора переговаривались, что жить поэту оставалось около двух часов.

Тургенев писал в письме А. Нефедьевой в Москву о последних днях жизни поэта: «…Весь город, дамы, дипломаты, авторы, знакомые и незнакомые наполняют комнаты, справляются об умирающем... Пушкин открыл глаза и попросил моченой морошки; когда ее принесли, то он сказал внятно: «Позовите жену, пусть она меня покормит…» Конопацкая Галина Павловна 1911-1989 Смерть А. Наталия Николаевна опустилась на колени у изголовья умирающего, поднесла ему ложечку, другую — и приникла лицом к челу мужа. Пушкин погладил ее по голове и сказал: «Ну, ничего, слава богу, все хорошо», - вспоминал друг поэта Даль, который как медик понимал, что выздоровление не возможно. Последние слова Пушкина слышали Даль и Тургенев. Козлов Пушкин в гробу,1837. Два дня 30-31 января желающие прощались с Пушкиным, его дом был открыт для всех. Друзья Пушкина винили себя, что не смогли уберечь поэта.

Невосполнимая утрата для России, для народа. Солнце нашей поэзии закатилось! Мы не смогли уберечь нашего национального гения от обидной смерти!.. Мы не ценим живых гениев и только потеряв, начинаем стенать и плакать…» Поэт завещал похоронить его на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии. Статью подготовила Ушакова Анна Владимировна.

Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в "орден рогоносцев" и намекавшего на настойчивые ухаживания за его женой кавалергардского поручика барона Жоржа Дантеса — француза, принятого в русскую службу и усыновленного голландским посланником бароном Геккерном. В руках патроны и двухствольный пистолет... Напротив враг, похожий на меня.. В глазах его испуга точно нет, В глазах лишь пламя - вижу в них себя...

Мы вновь готовы умереть и это честь... Ведь даже смерть не сломит дух огня.. И в этом действии наверно смысла нет... Когда стреляю я в себя, а не в тебя... Мой друг, когда-то ты событие поймёшь... Оценишь эти строки и слова...

День памяти... По сложившейся традиции в этот день Государственный музей А. Пушкина пригласил к себе всех, кто желает почтить память поэта. Государственный музей А.

В Петербурге прошел день памяти Пушкина

Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым. Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения». Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности.

Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка».

Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?

Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I.

То есть мы понимаем, что он был не в фуражке, а в шляпе. Венедиктов: Но шляпа — имеется в виду военная шляпа? Кибовский: Ну, это не канапе, естественно, это была офицерская форменная шляпа. Венедиктов: Тогда шляпы это были треуголки? Кибовский: Не треуголки, как бы не «Пираты Карибского моря». Это двуугольная шляпа.

С султаном, по всей видимости, который полагался Данзасу по форме. Но тут нужно догадываться, исходя из чего? Кибовский: Секундант Дантеса. Он шёл по службе, то есть он был, видимо, в будничной городской форме. И раз он был в шляпе, была зима, он очевидно был в шинели точно, потому что это мы тоже знаем из материалов дела , когда они отмечали барьеры, они бросили шинели. Аришак бросил свою, Данзас бросил свою. Пушкина», 1869 г. Венедиктов: Аришак — он же штатский. Кибовский: Да, но шинель у него была всё равно.

Венедиктов: Шинель как пальто. Кибовский: Как пальто, да. Но то, что Данзас тоже был в шинели, мы понимаем. Что было под шинелью, можем только догадываться, потому что мы не знаем, откуда шёл. Непонятно, откуда шёл Данзас. Кибовский: Пушкин попал, причем Пушкин попал точно. Он целился в грудь, куда и попал. Венедиктов: Это раннее утро. Кибовский: Скорее всего, он действительно должен был быть, как его рисуют на картинах, в сюртуке, при шпаге.

Потому что при шляпе он по идее должен был идти в таком виде. Причём форма была городская. То есть он не мог быть в фуражке, он мог быть только в шляпе. Кибовский: Да, хотя опять-таки нет никаких свидетельств, что он не был при этом в мундире. Потому что городская форма… Допустим, есть замечательная картина художника Павла Федотова, когда он прогуливается с родителями — выходит из полка для прогулки с отцом. Он там в полном мундире, только у него шляпа, потому что он не в строевой части. То есть на нем не кивер, а шляпа, потому что он вне строя. И ещё нет никакого точного свидетельства, что Данзас не был, допустим, в своём инженерном мундире. Но скорее всего, он действительно был в сюртуке, учитывая, что это был будний день.

Венедиктов: Ему потом на работу. Потом, после дуэли, он должен был ехать служить. Кибовский: Вот и я об этом. Собственно говоря, это был обычный будний день, не праздник. Венедиктов: Для него это был обычный день. Кибовский: Скорее всего, он был в сюртуке. Что касается Дантеса… А. Венедиктов: Вот Дантес — интересно. Кибовский: История сложнее, потому что Дантес уже приехал на дуэль целенаправленно.

Но очень важный момент, что они… А. Венедиктов: Что такое «целенаправленно»? Кибовский: Если, допустим, Данзас оказался импровизированно, случайно, то Дантес… А. Венедиктов: Готовился. Кибовский: … получив вызов, естественно, собирался. Венедиктов: Кольчугу надевал. Кибовский: Ну, это сказка, которая уже развенчана, слушайте. Не будем повторять замечательное заключение трёх выдающихся петербургских специалистов Ракова, Давидовича и Глинки , которые написали гневное письмо в 1863 году о том, что возмутительно даже подозревать. Я не испытываю никакой симпатии к Дантесу, но очень рекомендую.

Это заключение опубликовано, там всё написано. Не буду повторяться и терять время. Дантес приехал на дуэль… Сначала с головным убором: шляпа или фуражка?

В этот день в 5 часов пополудни за Черной речкой, возле Комендантской дачи стрелялись двое: Александр Пушкин и Жорж Дантес. Два дня спустя, 29 января 10 февраля 1837 года, сердце раненного на дуэли поэта остановилось... Для пушкинских музеев, а также для всех ценителей русской литературы, истории, культуры 10 февраля - день особый. Торжественный и печальный.

Гроб заколотили, родственников, в том числе отца, не известили, и под охраной тело повезли в Псковскую область — хоронить. То есть КГБ того времени. Это ещё зачем?

Вроде как покойный в вольтерьянцах не числился, хотя порой и спорил с царём. Но Николай I особо не обижался. В целом было всё отлично — служил при дворе, «замечен не был». А и был бы — гроб-то закрытый к чему? И почему так далеко? Самая распространённая современная версия — опасались народных волнений. Типа это был сам Пушкин, которого убил какой-то там гадский иностранец, не иначе как засланный. Вот только в те годы никакого «культа личности» Александра Сергеевича ещё не было. И никакой народ его не знал, народ вообще не умел читать и с «высшим светом» по понятным причинам не общался. Знали дворяне, их было немного.

И знали они некоего царедворца, любителя подраться на дуэлях, мужа красавицы из «новых русских», охочего, как и его отец, пописать стишки. В журналах, с продолжением и за большие деньги — автора русской «Санта-Барбары» своей эпохи. Итак, типа закопали. Но утрём слёзы! Ведь и жена его не плакала, в обморок не падала, а активно строчила царю цидулки на тему того, что «муж помер — дайте денег». Сразу видно внучку купца. Но была ли Наталья Николаевна такой бесчувственной самкой собаки? Вряд ли. Супруг её явно дураком не являлся, давно вычислил бы стерву и выгнал. Но этого ведь не произошло.

Читайте также Пекин-2022: Россия теряет почти гарантированное золото Победа в «команднике» по фигурному катанию вполне может быть «пирровой» Кем вообще являлся гражданин Пушкин А. Даже со званием его конкретные непонятки. Где-то пишут, что камер-юнкер, в иных источниках — камергер. Камер-юнкер — в «Табели о рангах» того времени нечто среднее между 5-м и 6-м классами, уровень армейского полковника. Камергер — поднимай выше — уже генерал-майор. Большую часть жизни «классик» служил в Коллегии иностранных дел, то есть в МИДе. Потом выполнял некие распоряжение Николая I, в частности, занимался расследованием обстоятельств бунта Емельяна Пугачёва. То есть важный чиновник по особым поручениям. Судя по повести «Дубровский» — о создании неким отставным военным незаконного вооруженного формирования — обладал и иной информацией с грифом ДСП. Непростой человек, очень непростой… Сказки его — тоже вельми странные.

Остров Буян-Руян ныне Рюген, там находилась Аркона — древняя столица славян , карлики, великаны, оборотни и прочие не особо типичные персонажи.

К 184-летию со дня гибели А.С. Пушкина

10 февраля 2023 года исполняется 186 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. 10 февраля – День памяти Александра Сергеевича Пушкина, 186 лет со дня его гибели в 37 лет. Получив письмо, Геккерн в тот же день объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов. Новость о том, что Пушкин при смерти, быстро разнеслась по Петербургу. — История гибели Пушкина долгое время имела однозначную трактовку «поэт — невольник чести». В тот же день Геккерн заявил Пушкину, что Дантес от его имени вызывает поэта на дуэль.

К 184-летию со дня гибели А.С. Пушкина

Большинство жителей постсоветского пространства узнают о гибели Александра Пушкина в школе. День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля. Поводом к дуэли послужил анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Пушкина Натальи (урожденной Гончаровой) и его получил три экземпляра анонимного послания.

10 февраля – 185 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837)

А надо сказать, что для разворачивания конфликта возникшая молва в то время играла не меньшую, а то и большую роль, чем реальное положение дел. Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Но через неделю после вызова Жорж сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Поэтому дуэль пришлось отложить сыграла роль и аудиенция, данная Пушкину Николаем I , и посредничество В. Жуковского , но иметь какие-либо отношения с Дантесом Александр Сергеевич отказывался, что, конечно же, приводило к дальнейшему обострению ситуации и новым конфликтам. В конце концов, в январе 1837 года Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где чрезвычайно резко отозвался о нем как об отце, нелестно охарактеризовал его приемного сына и «отказал им от дома». Поэт знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и явно приведет к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерн через секретаря письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов.

Врачи, боровшиеся за жизнь Пушкина [16] : К. Задлер и В. Шольц — видные российские медики-акушеры, произведшие первый осмотр и перевязку Пушкина, пока друзья поэта разыскивали более подходящих специалистов. Арендт, руководивший лечением с момента приезда и до кончины поэта; 51 год, доктор медицины , лейб-медик императора Николая I с 1829 года. Спасский , домашний врач семьи Пушкина, академик,— практически всё время был при раненом, выполняя назначения Арендта. Позже, вместе с В. Далем производил вскрытие тела; написал дневник [17] о последних днях поэта. По отзывам современников, прекрасный и очень авторитетный врач. Даль — с полудня 28 января 9 февраля 1837 год вёл дневник [18] истории болезни, писал протокол вскрытия. К этому моменту защитил докторскую диссертацию по хирургии. Современники называли его мастером на все руки и ловким хирургом. Впоследствии в 1867 году издал « Толковый словарь живого великорусского языка ». Соломон — проконсультировал Н. Арендта при первом осмотре раненого. Современники считали его прекрасным хирургом, он одним из первых в России использовал эфирный наркоз. Вызван как специалист по перитониту. По свидетельству А. Тургенева и В. Даля, именно он закрыл Пушкину глаза. Гоф-медик , доктор медицины и хирургии. Консультировал Н. Арендта по поводу ранения Пушкина. Заведующий кафедрой анатомии Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии , один из крупнейших российских хирургов. Официальное донесение о дуэли Полициею узнано, что вчера в 5 часу пополудни, за чертою города позади комендантской дачи, происходила дуэль между камер-юнкером Александром Пушкиным и поручиком Кавалергардского её величества полка Геккерном, первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо. Г-н Пушкин при всех пособиях, оказываемых ему его превосходительством г-м лейб-медиком Арендтом, находится в опасности жизни. О чём вашему превосходительству имею честь донесть. Ход лечения и его оценка[ править править код ] Дневник истории болезни, созданный очевидцами [19] 27 января 1837 года в 16 часов с минутами состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Место дуэли находилось в семи с половиной верстах от дома, где жил поэт. Противники приблизились к барьеру, целясь друг в друга. Дантес выстрелил первым с расстояния 11 шагов примерно восемь метров. Пушкин упал левым боком на шинель, служившую барьером, и какие-то мгновения не двигался, лёжа вниз лицом. Секунданты и Дантес быстро подошли к нему. Но он приподнялся: «У меня хватит сил на выстрел…» Дантес снова стал на своё место. Пушкин, сидя, опираясь левой рукой о землю, правой прицелился и выстрелил, легко ранив Дантеса в руку.

Данзаса, которого он называл братом и за которого просил ходатайствовать перед царем. В первой четверти XIX века произошли два судьбоносных для России события. Блистательная победа русской армии во главе с Александром I и фельдмаршалом В. Кутузовым над Наполеоном и восстание декабристов 14 декабря 1825 года. Первое событие предопределило на четыре последующих десятилетия ведущую роль России во всех европейских делах: тогда Петербург именовали в международных кругах столицей Европы. При успешном исходе второго события — речь идет о восстании декабристов — страна могла погибнуть. Выражаясь современным языком — оно обнулило бы результаты славной виктории над Наполеоном. Декабристы, оказавшись во власти, вряд ли удержали бы государство в своих руках. На момент попытки свержения царя они были едины в своих политических целях: покончить с царским режимом вплоть до убийства императора и членов его семьи,- но по своим идеологическим взглядам вожди декабристов были совершенно разные. Радикализм предлагаемых ими преобразований государственных устоев отправить в отставку «всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет, высшую власть передать временной диктатуре «правлению» в составе 4-5 человек, создать «внутреннюю народную стражу» вместо полиции, образовать суды присяжных и распустить постоянную армию привел бы к распаду Российской империи. Исчезновение России с политической карты мира прежде всего было бы на радость французским политикам. В их глазах это выглядело бы как расплата России за перенесенное ими унижение, связанное с победой русского оружия над французским. К сожалению, такой сценарий развития событий либо до конца не понимался многими представителями дореволюционной общественности и выходцами из аристократических семей, либо кто-то из них действительно хотел исчезновения России с политической карты мира. Декабристы и советскими людьми также воспринимались как рыцари чести, мученики мстительного и жестокого императора Николая I. Апогеем возвеличивания декабристов как благородных мужей, невинно поплатившихся своей жизнью и карьерой, явился художественный фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», созданный к 150-летию восстания декабристов. Истинное осознание российским обществом негативных последствий любых радикальных сломов государственной структуры, в том числе и в результате действий декабристов, пришло в конце 90-х годов ХХ столетия. Тогда в результате спонтанных действий либеральных демократов, пришедших к власти на волне антикоммунистической истерии, в декабре 1991 года распался Советский Союз и на грани распада оказалась Россия. Многим стало ясно, что революционная ломка государственных устоев, особенно в стране многонациональной и многоконфессиональной, под руководством любой политической силы грозит гибелью самого государства, а жизнь его граждан, по известному выражению выдающегося русского философа Николая Бердяева, превращается в ад. При отсутствии государства в обществе законы и общественная мораль не действуют.

В июле 1823 года Пушкин перебирается в Одессу, где его зачисляют на службу к наместнику Новороссийского края графу Воронцову. Отношения у них по многим разнящимся причинам не сложились, потому через год наскучившего Пушкина Воронцов решает сослать в имение его матери в селе Михайловское, что в Псковской губернии. От одесского градоначальника Пушкин получил письменное извещение о том, что маршрутом в Псков он должен следовать незамедлительно. Также ему была выделена сумма на найм почтовых лошадей. Изначально, творческая натура Пушкина была просто в гневе и отчаянии. Ему приходилось находиться под двойным надзором со стороны духовных и гражданских властей, а также на поруках у родителей. Его чувствительная натура выливалась в массу писем, где он просил поменять место ссылки, просился даже в государевы крепости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий