По словам Путина, мы сами будем определять для себя так называемые красные линии, пересечение которых для национальных интересов недопустимо.
Почему российская политика «красных линий» не работает
При этом Путин рассчитывает, что на Западе возобладают ответственность и здравый смысл, и красные линии в отношениях с Россией не будут пересечены. Дипломат также заявила, что Запад не относится к некоторым государствам бывшего СССР как к суверенным, принимаемые этими странами решения противоречат интересам их коренных народов.
Однако президент России подчеркнул, что такие государства, если они делают провокационные заявления об ужесточении политики в отношении России и вводе войск на Украину, сами не почувствуют на себе последствий своих же высказываний. Путин добавил, что те, кто могут почувствовать серьезные последствия, ведут себя более сдержанно.
Ранее российский лидер заявил , что английские и американские ракеты не смогут изменить ситуации на поле боя на Украине.
Он пока не знает, как будет ситуация развиваться дальше. Нет, так, конечно, не будет, это ложная картина мира. Они исходят из абсолютно другой философской и ценностной системы, чем у нас. Поэтому у нас с ними и несовпадение, поэтому и санкции их тоже мимо кассы, что называется. Оглядываться на них больше никто не будет.
На это надо отвечать. Но надо разъяснять людям, что мы не будем им [Западу] уподобляться и не пойдем на различные варианты террористических действий", - подчеркнул Суздальцев. Это серьезная работа. И она сложна с тем, что ее надо связывать с происходящим на поле боя.
Путин «оставил при себе» ответ на вопрос о центрах принятия решений по Украине
Они посмеялись, отказались, переступив и через нее. Очередным рубежом стало 24 февраля, когда мы были вынуждены отреагировать, чтобы защитить жизни наших людей на Донбассе. Внутри формата СВО тоже много «красных линий». Запад сначала заявлял о поставках только оборонительных вооружений: противотанковых гранатометов Jevelin, NLAW и т. Но только что на «танковом Рамштайне» приняли решение о поставках танков. Танки — это наступательное вооружение. А значит, перейдена еще одна «красная линия». Теперь в формате предложенного России «танкового гопака» мы должны принять меры, чтобы нейтрализовать эту угрозу, которую Запад создал нам через механизмы НАТО. Конфликт на Украине приобретает таким образом новое качество, ведущее к взаимному разрушению. Думаю, следующая февральская встреча в Рамштайне может закончиться поставками Киеву боевой авиации.
По мнению политолога-американиста, эксперта Центра исследования проблем безопасности РАН Константина Блохина, Москве, чтобы переломить тенденцию пренебрежения Западом «красными линиями», следует ужесточить характер своих действий на Украине. Сначала это была поставка Jevelin. Этак, скоро дадут Киеву стратегические бомбардировщики. Чтобы такого не было, нужно не запуская ситуацию, сразу четко и ясно сигнализировать. А Россия это делать не умеет. Долгое время мы ограничивались исключительно гневными заявлениями МИД. А прислушиваются, присматриваются обычно не к заявлениям, а к действиям, поступкам. Достаточно вспомнить того же Хрущева с Кеннеди. Также боятся Ирана, остерегаются, что Тегеран может ударить по Израилю.
Боятся и Северную Корею с ее ракетами — все носятся с Пхеньяном. Россию же сейчас особо не боятся.
Прохождение красной линии по участку еще не означает, что «отгороженная» территория обязательно является или станет территорией общего пользования.
И нет такого основания для отказа в приватизации или выдаче разрешения на строительство, как пересечение участка красными линиями. Закон о приватизации говорит лишь о том, что земли общего пользования не подлежат отчуждению1. Земельный кодекс РФ, указывая на запрет приватизации, оперирует только понятиями «территории общего пользования», «земельные участки общего пользования» и перечисляет их виды.
Тем самым прямо законодатель на красные линии не ссылается. Несмотря на это, государственные и муниципальные органы зачастую толкуют наличие красных линий как безусловное основание для отказа в приватизации и перераспределении земельных участков. Есть и другие риски.
Госорган вправе зарезервировать или изъять земельный участок под цели, ради которых красные линии предусмотрели. Участок может быть зарезервирован не более чем на 3 года или изъят не позднее 6 лет с даты утверждения документации по планировке территории. В то же время красные линии устанавливают без срока действия, что выливается в фактически бессрочное ограничение прав собственников.
Резервирование — это ограничение прав собственников земельных участков для последующего изъятия, которое может выражаться в запрете возведения зданий и проведения некоторых видов работ. Кроме того, красные линии представляют собой градостроительное ограничение, а потому могут стать причиной отказа в выдаче разрешительной документации на строительство.
Происхождение «красных линий» Международно-политическая теория и её критики Существует несколько теорий происхождения этого термина.
Согласно версии американского лингвиста Бена Циммера, в англоязычной практике возникновение словосочетания восходит к временам Крымской войны, а конкретно к обороне 93-го Шотландского пехотного полка в битве при Балаклаве, когда для парирования возможной атаки русской кавалерии был получен приказ о построении в шеренгу по двое вместо предусмотренной уставом шеренги по четыре, а отличительные красные мундиры британской армии дали название этому событию — «тонкая красная линия» Thin Red Line. Тем не менее сомнительно, что международная практика использования данного термина активизировалась только после этого случая, который слабо согласуется с современной интерпретацией выражения. Также связывают возникновение термина с отображением на панели автомобиля опасного предела оборотов двигателя: достигнув обозначенной черты, безопасность уже не гарантируется, — что впоследствии перешло и в политическую плоскость.
Следующая теория представлена Александром Мельником, профессором бизнес- школы ICN во Франции, согласно которой в политическую практику использование этого термина пришло после заключения «Соглашения о красной линии» между английскими, американскими и французскими нефтяными компаниями в 1928 г. В ходе переговоров никто из присутствующих не знал точных границ империи до ее распада, и чтобы исправить это, бизнесмен армянского происхождения Галуст Гюльбенкян схватился за красный карандаш и произвольно провел границу поздней Османской империи. Рассматривается также корреляция происхождения «красных линий» с названием реки Рубикон от лат.
По законам Римской империи запрещалось пересечение реки легионам наместников. Однако сам факт ее перехода имел огромные политические последствия по причине того, что у Сената не оставалось иного выбора, кроме как объявить перешедшего изменником и объявить ему войну. Таким образом, на сегодняшний день точно не установлена единая версия возникновения термина.
Тем не менее он прочно вошел в политический лексикон, и в мире сложилось общее представление о работе и применении «красных линий». Применение концепции Общий смысл понятия сформулирован Оксфордским словарем, определяющим «красную линию» как «предел, за которым чье-либо поведение становится неприемлемым». В области международных отношений данное понятие применяется для «предотвращения события или явления, которое считается неприемлемым», согласно докладу французского политолога Брюно Тертре о дипломатии «красных линий» [ 1 ].
Использование этого термина подразумевает взаимодействие как минимум двух акторов на международной арене, один из которых, устанавливающий «красную линию», определяет некие рамки допустимого для компромисса, чаще всего в переговорном процессе, а также демонстрации предела, при котором недопустимы какие-либо изменения. Например, государства, поддерживающие постоянные дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой или желающие это сделать, обязаны воздерживаться от заключения каких-либо официальных отношений с Тайванем [ 2 ]. Помимо этого, «красные линии» используются при выставлении ультиматумов, демонстрации собственной позиции международным наблюдателям и участникам по тому или иному вопросу, например, обозначения casus belli повода к войне.
Так, в июне 2020 г. Описываемая концепция применяется и для конкретизации союзнических обязательств. В связи с этим можно сделать вывод, что в первую очередь концепция «красных линий» относится к стратегии сдерживания.
Помимо этого, данный термин можно связать и с политикой принуждения, рассматривая его в качестве ультиматума. Также «красные линии» — необходимый инструмент сотрудничества, например, используемый для оформления союзнических отношений между государствами. Теоретическое осмысление «красных линий» Если обратиться к позитивистской парадигме международных отношений, то примером негласной, но всем понятной «красной линии» выступает государственная граница, попытка нарушения которой влечет за собой необратимые последствия исходя из того, что ключевой национальный интерес — это обеспечение собственной безопасности в анархичной среде, в которой осуществляются международные отношения.
Кроме того, государства во внешней политике, согласно реалистской парадигме, руководствуются, помимо безопасности самосохранения , еще двумя главными мотивами: ростом экономического и политического потенциала, а также поддержанием собственного престижа. В соответствии с этим напрашивается вывод, что концепция «красных линий» соотносится с понятием «национального интереса» — ключевого в реализации внешней политики для государственных акторов. Кроме того, красные линии, в соответствии с позитивистким подходом к международным отношениям, остаются объективными и неизменными с начала существования национальных государств.
Продолжая тему соотношения понятия «национальный интерес» и концепции «красных линий», можно заключить, что оба понятия тесно связаны с понятием «сила». Ганс Моргентау, один из самых известных идеологов школы политического реализма, предложил следующее определение «силы», включающее в себя такие компоненты, как «военные ресурсы; промышленный потенциал; природные ресурсы; геостратегические преимущества; численность населения; культурные характеристики национальный характер ; национальную мораль; качество дипломатии и государственного руководства» [ 3 ]. В дальнейшем в теориях неореализма и неолиберализма произошло расширение понятия «сила», которое стало включать в себя превосходство в экономической, информационной, культурной и политической областях [ 4 ].
В связи с этим государства, открыто устанавливающие «красные линии», должны обладать достаточной силой, чтобы дать всеобъемлющий ответ в случае их пересечения, иначе это негативно отразится на их престиже в глазах других игроков на мировой арене, укрепление которого считается в реалистской парадигме одним из трех главных мотивов внешней политики вместе с обеспечением безопасности государства и с удовлетворением экономических потребностей политически значимых слоев населения. В качестве исторического примера можно привести «открытие» Китая в XIX в. Итогом стало подписание первого неравноправного договора Китая с Великобританий, а впоследствии и со всеми остальными великими европейскими державами.
Иван Тимофеев: Китайская и американская философия международных отношений: взгляд из Москвы Для более комплексного рассмотрения данной концепции необходимо обратиться и к постпозитивистской парадигме международных отношений, которая ставит под сомнение методологические основы позитивизма, главным образом рационалистическую теорию познания, разделяющую субъект и объект и предполагающую возможность накопления «объективных» знаний и создания всеохватной теории. Исходя из нее существующая реальность считается социальным конструктом — «продуктом человеческого альтернативного выбора», созданная с помощью языка. И такие широко используемые в дискурсивном поле понятия, как «государство», «национальная идентичность», «национальный интерес», «анархия», — также являются продуктом взаимодействия общества [ 5 ].
Следовательно, и термин «красные линии» необходимо рассматривать в качестве социального конструкта, согласно идеям постпозитивизма. Это несколько усложняет картину, так как само понятие «национальная идентичность», которое можно интерпретировать как представление о самих себе в мире, и связанное с ним понятие «национальный интерес» постоянно меняются под воздействием ведущейся борьбы различных агентов как внутренних сил политические партии, СМИ, государственные органы , оказывающих влияние на общественное сознание, так и внешних государства , во взаимодействии с которыми созданное о самом себе мнение «тестируется», исходя из поведения других факторов международных отношений [ 6 ]. В связи с этим в постоянно меняющемся мире становится невозможно объективно определить национальный интерес и связанное с ним понятие «красные линии».
Несмотря на то, что «красные линии» часто озвучиваются государствами открыто во время выступления официальных лиц или закрепляются в различных нормативно-правовых актах, остается фактор неопределенности, связанный с возможностью различного восприятия и понимания этих «границ» остальными акторами международных отношений и того государства, которое их выдвинуло. Концепция «красных линий» исходит из соображения обеспечения безопасности государства, следовательно, необходимо рассмотреть изменение к подходу определения угрозы безопасности в постпозитивистских теориях. Так называемая Копенгагенская школа международных отношений выдвинула новый подход к изучению вопросов безопасности, концентрируя внимание на том, как те или иные вопросы становятся вопросами безопасности.
Ее основными представителями стали Б. Бузан и О. Уайвер, которые предложили новую модель понимания региональной и международной безопасности.
Итогом их исследования стал вывод о том, что угрозы безопасности конструируются на основе нашего восприятия, а не существуют объективно. Некий объект становится угрозой только после того, как принимается решение, что данный объект является угрозой, и начинаются действия в соответствии с этим решением. Ключевым термином в области исследования безопасности становится так называемая «секьюритизация», которая обозначает «процесс того, как какой-то вопрос или проблема становятся вопросом или проблемой безопасности» [ 7 ].
Возвращаясь к «красным линиям», а именно к их физической форме в виде государственных границ, возникает следующий вопрос: будет ли случайное или намеренное пересечение незначительной частью вооруженных сил государственной границы с заходом на территорию другого государства рассматриваться как акт пересечения «красной линии», за которой должен обязательно последовать незамедлительный ответ? В первую очередь следует определить роль взаимодействующих государств по их отношению к друг другу.
Если же гибридная война против Москвы перейдет в плоскость неприкрытых подрывных действий, о сохранении приличий, да и неких фундаментальных принципов нашего диалога, придется забыть. В случае, если послы стран, стоящих за вмешательством в российские внутриполитические дела, будут объявлены персонами нон-грата, сами дипмиссии прекратят работу, а Россия запустит симметричный или асимметричный — на войне как на войне ответ, о нормализации отношений даже в отдаленной перспективе придется забыть. А такой поворот событий, с какой бы брезгливостью мы ни относились к политикам и псевдо-дипломатам западных стран, может привести к крайне печальным событиям. В условиях общего нарастания стратегической напряженности и последних заявлений лидеров Франции и Польши о возможной эскалации конфликта, только через дипломатию последним носителям здравого смысла удастся преодолеть скатывание на грань полномасштабного столкновения России и Запада. Наши оппоненты и так предприняли немало усилий, дабы свести к минимуму возможности для выхода из тупика. Но накануне президентских выборов в России им стоит помнить, что так называемые «красные линии» не являются абстракцией.
И их пересечение неизбежно повлечет жесткую и крайне неприятную для переживающего непростые времена Запада ответную реакцию — куда более жесткую и многогранную, чем все их потуги по дестабилизации российского государства.
Путин обозначил «красные линии» для стран НАТО
Если есть красные линии на земельном участке, это свидетельствует об ограничениях в его использовании. «Красные линии» «залезают» на частные владения из-за ошибок в оформлении прошлым собственником. США недвусмысленно заявили о стремлении нанести РФ стратегическое поражение, поэтому рассуждения о «красных линиях» остались в прошлом. Глава государства, отвечая на соответствующий вопрос, согласился, что Запад переходит все красные и даже бордовые линии, поставляя оружие на Украину. Получит ли Киев вооружения повышенной дальности и откуда взялись красные линии — в материале. Получит ли Киев вооружения повышенной дальности и откуда взялись красные линии — в материале.
Путин: те, у кого нет красных линий в отношении РФ, должны понять, что и у нее их не будет
Разница между нами в том, что Дугин занимается играми в командном ящике. Это не значит, что я неуважительно отношусь ко всему, что Дугин говорит. Но мысль о том, что мы не должны были останавливаться в 2014 году не оригинальна. Я бы не стал развивать эту тему… Господин Дугин далек от реальной политики и очень приблизительно знает о том, что было на кону в 2014 году при принятии решений. Что было решающим для России, чтобы принять решение «заморозить» идею Новороссии? Могу лишь пожалеть, как и Дугин, о том, что борьба была остановлена в 2014 году. Я, конечно, знаю конкретных людей, ответственных за решения. Безусловно, в 2014 году можно было бы добиться большего, чем треть территории Донбасса.
Тогда не хотели расширения кровопролития и дальнейшей травмы между Россией и Украиной. Ответственность за неточное информирование нашего Президенте во многом лежит на бывшем После России на Украине Михаиле Зурабове. Конечно, нельзя забывать и об эйфории, вызванной возвращением Крыма, без единой капли крови. Нельзя игнорировать и мнение тех людей во власти, которые считали, что конфронтация России с Украиной станет прелюдией к конфронтации с Западом. Я тогда говорил о неизбежности западных санкций. Я тоже мечтал о Новороссии. Однако мы должны понимать степень ответственности, лежащей на плечах Президента, который должен оценивать не только то, что будет происходить на Украине, но и то, как ситуация на Украине повлияет на Новосибирск и на Владивосток.
Фантазии привлекательны, но часто ущербны. Что стоит за феноменом «русского мира», который горячо пропагандирует Дугин — возвращение к советской концепции, идеям евразийства, очерчиванию границ византийского цивилизационного круга …? Русский мир — культурно-историческое явление, популярное и привлекательное не только в России. Дугин — философ, которого раньше, например, увлекало неоязычество. Он считал, что Россия осталась без жизненной силы, что русские стали не субъектом, а объектом. Он хотел вернуть Россию в монгольскую Азию. Иногда так бывает с интеллектуалами.
Во время гражданской войны барон Унгерн, балтийский барон на службе у русского царя, был настолько увлечен восточной философией, что хотел провозгласить себя новым Чингисханом в Монголии. Я считаю, что мы, русские — европейцы, дошедшие на Востоке до Тихого океана. По ту сторону на Западе до океана дошли другие европейцы — американцы. Вы часто бывали в Нагорном Карабахе. Можем ли мы положить конец спору о том, кто является главным победителем войны и каковы ее окончательные результаты? Я считаю трагедией то, что произошло на Кавказе в прошлом году. Азербайджан при поддержке Турции нарушил соглашение о прекращении огня, что, на мой взгляд, недопустимо.
Азербайджан является проводником турецких идей на Кавказе. И как бы мы ни старались сбалансировать эти отношения со стратегической точки зрения, это представляет опасность для наших интересов. Учитывая, что она сохранила свое влияние на Южном Кавказе, разве это не была дипломатическая победа России? Дипломатическая победа заключается в том, что нам удалось в сложных условиях добиться миротворческой миссии. Это, как говорится, хорошая мина при плохой игре. Во время бархатной революции в Армении, предшествовавшей войне, Азербайджан взвешивал, принимать ли решение о военной агрессии или нет, и понял, что недоверие, которое возникло между союзниками — Россией и Арменией, — играет в его пользу. Пашинян утверждает, что он союзник, но ему не очень верят в России.
На это существует множество причин.
Это касается расходов на поставку средств индивидуальной бронезащиты, на средства связи, топливо, ГСМ и отдельно на ремонт и производство вооружения и военной техники. И это правильное решение, в военном ведомстве, даже невзирая на военные действия, был контроль и учёт. А тем временем, 1 марта в 08:40 утра в атаку на наши позиции под Артёмовском пошёл немецкий тяжёлый танк «Leopard- 2». Наши бойцы напряглись, размышляя, чем наиболее эффективно подбить это немецкой «чудо — юдо», но сама Земля русская не приняла врага.
Уже через 100 метров движения по полю 60-ти тонная махина по самую башню полностью утонула в грязи. Штурмовая группа русских бойцов захватила вражеский танк вместе с экипажем и боекомплектом на фото. Вероятно, скоро наши оборонщики очень вдумчиво изучат этот бесплатный образец немецкого военного машиностроения. Маститые западные генералы утверждали, что Китай якобы уже вскрыл склады боеприпасов к гаубицам и системам залпового огня, калибры которых аналогичны многим российским вооружениям, и вот — вот начнёт их отгрузку. Если китайские снаряды поступят в российские войска в зоне СВО, то это якобы даст непреодолимое преимущество российской стороне, так как у ВСУ ощущается снарядный «голод».
Западные генералы, вероятно, очень опасаются огневого перевеса русских, так как свои запасы страны НАТО уже изрядно истощили. Financial Times пишет, что немецких боеприпасов хватит всего на несколько дней настоящей войны, а на заполнение образовавшейся бреши снарядов уйдет 20 миллиардов евро. Пока американцы думают, чем ещё наказать Китай, кроме экономических санкций, эксперты предполагают, что Пекин может оказать России помощь не напрямую снарядами, а поставкой высокотехнологичного оборудования для их производства, прислать специалистов для сборки подобных заводов и их быстрого запуска в эксплуатацию. Хотя для американских политиков не важно, в каком виде Китай будет помогать России в военном конфликте с Украиной — они в принципе опасаются дальнейшего военно-технического сотрудничества КНР и РФ, дальнейших их усилий по строительство многополярного мира. На прошедшей неделе эмиссары из США «трамбовали» европейских лидеров на предмет ужесточения экономических и финансовых санкций против Китая.
Европейцы в один голос утверждали, что их экономики точно не зависят от России, а вот разрыв связей с Пекином будет означать полную катастрофу. Однако США знают, что делают. Одной из целей Вашингтона является ослабить не только Россию или Китай, но и всю Европу пустить «в расход», раз и навсегда устранив этого сильного экономического конкурента, поставить Старый Свет в полную зависимость от Америки. Ослабить друга, чтобы занять его место на рынке товаров и услуг — давняя хитрость англосаксов. Цифровой Госплан Жизнь новой России наглядно показала, что уповать в экономике только на рыночные отношения и мыслить категориями, что всё само «рассосётся» — это не по государственному.
К тому же зависимость от других стран очень влияет на суверенитет страны.
Но беда в том, что это все остается на уровне риторики, а мы пока не предпринимаем никаких решительных действий, рассказал политолог. США предложили передать Киеву тактическое ядерное оружие без каких-либо предварительных условий. Это безусловная провокация. Поэтому России надо уйти от разговоров про красные линии и применения особых видов оружия в ответ на действия Запада, добавил он.
Но беда в том, что это все остается на уровне риторики, а мы пока не предпринимаем никаких решительных действий, рассказал политолог. США предложили передать Киеву тактическое ядерное оружие без каких-либо предварительных условий. Это безусловная провокация. Поэтому России надо уйти от разговоров про красные линии и применения особых видов оружия в ответ на действия Запада, добавил он.
Путин обозначил «красные линии» для стран НАТО
«Красные линии» etc. сделались тем, что в XIX в. лингвист А. А. Потебня называл «стершимися пятаками», т.е. словами, от частого употребления всуе утратившими изначальную силу и значение. Мощной "красной линией" для Москвы, пересекать которую кому-либо категорически запрещается, является попытка оторвать от России Белоруссию, члена Союзного государства, путём смены режима по украинскому образцу 2014 года или иным способом. Поговорим о «красных линиях», любимой теме патриотической части общества нашей Богоспасаемой.
Про красные линии
Красные линии державы — те, ради которых она готова воевать — не всегда статичны. Мощной "красной линией" для Москвы, пересекать которую кому-либо категорически запрещается, является попытка оторвать от России Белоруссию, члена Союзного государства, путём смены режима по украинскому образцу 2014 года или иным способом. Россия не будет иметь никаких красных линий в отношении тех государств, которые заявляют, что не имеют собственных красных линий в отношении России, заявил президент Владимир Путин в интервью «РИА Новости». У России не будет красных линий для тех, кто заявляет, что у них нет таких линий в отношении Москвы, государства должны это понимать, заявил президент страны Владимир Путин.