Новости надежда крупская кто такая

Надежда Крупская родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. В ночь на 2 марта тело Надежды Константиновны Крупской было предано кремации. Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг.

Поход на молодежь

Надежда Крупская до сих пор остается одной из самых загадочных и неоднозначных фигур российской истории. Из отчета тюремного врача: «Арестантка Надежда Крупская похудела, ослабла в результате расстройства пищеварения, не может заниматься умственным трудом в результате нервного истощения». В 1920-1929 гг. Надежда Крупская занимала должность председателя Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета) Наркомпроса РСФСР. Надежда Крупская – русская революционерка, государственный и культурный деятель, доктор педагогических наук, основной идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик.

6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР

До того, как триумфально вернуться в Россию, он 16 лет провёл в подполье — и всё это время с ним работала жена, такая же преданная идеям марксизма революционерка, как он сам. Ссылка, эмиграция, упорная работа и тяжёлая болезнь — Крупская прожила долгую 1869 — 1939 и нелёгкую жизнь, пережила своего мужа на 15 лет и застала сталинские репрессии 1930-х годов. Дворянка в революции Как и многие другие революционеры, Крупская не была по происхождению рабочей или крестьянкой — она выросла в хоть и обедневшей, но всё же дворянской семье, гимназию закончила с золотой медалью. Крупская, будущая ярая атеистка, пишет , что в юности была очень религиозна: «Я росла одиноко, не умела оформить своих пожеланий и мыслей так, чтобы они стали понятны другим. И вот тут мне очень нужен был бог, который должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Надежда Крупская в молодости. РИА Новости Уже в 21 год, впрочем, Надежда отвергла церковь ради новой идеи — революции, присоединившись в 1890 г. Параллельно она учила в вечерней школе рабочих географии, истории и математике. Учительницей Крупская останется на всю жизнь: когда в 1917 г. Сибирь и Европа В марксистском кружке Крупская встретила будущего супруга, молодого социалиста Владимира Ульянова Ленина. Они, как пишет сама Крупская, «знакомы уже довольно близко» в 1896 г.

Через год его отправляют в ссылку село Шушенское 4508 км.

Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей принадлежат полные гордой уверенности слова: «Народ сбрасывает господство буржуазии, он освобождается от рабства, и ему нужна школа, которая воспитывала бы не господ и рабов, а свободных, сильных, умелых людей». Надежда Константиновна исходила всегда из высшего гуманистического принципа: человек должен быть счастливым, его физические и духовные силы должны гармонично развиваться и находить необходимое применение. Только социализм откроет эту возможность.

И поэтому вся деятельность Н. Крупской в области просвещения была направлена к одному: подготавливать людей, способных строить социализм и творить при социализме. Школа должна помочь ребенку, подростку выявить его вкусы, способности, одаренность. И она может это сделать, если правильно будет поставлено преподавание и воспитание в труде. Школа должна воспитывать человека всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, «способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать». Для этого школа в Советской стране должна стать политехнической.

Крупская — автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Надежда Константиновна умерла 27 февраля 1939 года. Похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены.

Именем Н. Крупской названа библиотека в Устиновском районе города Ижевска. Одна из них была создана в с. Бураново в 1925 году. К её открытию причастна Н. С 1920 года председатель Главполитпросвета при Наркомпросе.

По официальным данным, причина её гибели — перитонит, но ряд фактов говорит о том, что старейший член коммунистической партии могла совершить суицид. Ломоносова, автор книги о смерти Ленина, врач-исследователь Валерий Новосёлов. Она видела, как уходят из жизни её соратники, она была одинока: ни детей, ни внуков, ни супруга", — сказал эксперт в беседе с "Газетой.

Они пробыли в Уфе около трех недель. Ульянова в письме младшей дочери Марии Ильиничне в Подольск так описала жилищные условия Крупской: «Приехали, наконец, в 12 часов. И здесь также льют дожди, так что и в город — 4 версты в гору — пришлось ехать, отчасти под дождем… Квартира у наших не нравится нам очень. Низкие комнаты, духота страшная и к тому же высокая крутая лестница, по которой приходится часто подниматься». Но хозяева затеяли ремонт дома, и ей накануне приезда Владимира Ильича пришлось сменить жилье.

Здесь у домовладелицы Прасковьи Чеглоковой она сняла мезонин. Это две маленькие комнаты и кухонька. Простотой своего убранства, граничащей с аскетизмом, они впечатляют посетителей, особенно иностранцев. Крупская жила в Уфе до окончания срока ссылки в марте 1901 года, после чего, 1 апреля эмигрировала в Германию, где уже находился Ленин. После разгрома революции 1905—1907 года Крупская отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе под Парижем, была секретарем Ленина и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию, она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. Крупская стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» До конца жизни Крупская была активна, выступала в печати и оставалась членом ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР.

Она автор многочисленных работ о В.

Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской

В 1923 году из 133 млн человек населения — 111 миллионов — необразованная масса крестьян. Психология таких крестьян, тщательно изученная Крупской — «каждый сам за себя». Привет нынешнему населению краснодарского края. Цитата: «Исторические условия — крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков — сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей. Деревня — это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители. Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей». И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране. И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны.

Сергиевская пишет о том, что у Крупской изъяли все, что было связано с ее усопшим мужем: фотографии, письма, рукописи. По воспоминаниям очевидцев, Надежда Константиновна якобы даже вырезала снимки Ленина, опубликованные в газетах и журналах, и бережно их хранила. Как-то раз, по словам свидетелей тех событий, Крупская, устав от обысков, оставила в квартире записку на имя Сталина. Записка гласила: «Коба, у меня ничего нет. Я давно все отдала». Возможно, именно такими действиями Сталин заставил Крупскую молчать. Хотя Валерий Торчинов и Алексей Леонтюк, авторы историко-биографического справочника «Вокруг Сталина», считают, что точных сведений о том, как именно Иосифу Виссарионовичу удалось приструнить Надежду Константиновну, не имеется. Но достоверно известно, что однажды Сталин сказал Крупской, что если та не прекратит критически отзываться в его адрес, партия во всеуслышание заявит, что настоящей супругой почитаемого в стране Владимира Ильича была на самом деле старая большевичка Елена Стасова. Последний обыск Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое. К слову, Надежда Константиновна скончалась в 1939 году на следующий день после того, как отметила свое 70-летие. Якобы Сталин прислал ей к праздничному столу отравленный торт. Торт попробовала не только Крупская, но плохо стало лишь ей одной.

Окончив с золотой медалью педагогический класс, Надя поступила на Бестужевские женские курсы, но проучилась там всего год. Девушка с юности увлекалась идеями толстовства, а затем марксизма и революции. Для заработка она давала частные уроки и одновременно бесплатно вела занятия в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой, участвовала в марксистском кружке, вступила в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Венчание с медными кольцами Знакомство с молодым Владимиром Ульяновым произошло в феврале 1894 года. Поначалу Володя интересовался другой девушкой - Аполлинарией Якубовой, даже сделал ей предложение, но получил отказ. Вскоре Ульянов по-настоящему сблизился с Надей Крупской, хотя та была старше его на год. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами союза ее на три года выслали из Петербурга. В конце концов оба — и Владимир, и Надежда — очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском. Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской. Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло. Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной».

Возможно по причине того, что у Надежды не было своих детей, она с таким усердием работала с ними, а также пыталась разными способами улучшить жизнь советских матерей. Интересен факт, что женщина крайне негативно относилась к Антону Макаренко и его системе воспитания , основанной на труде. Она критиковала известного педагога и публично заявляла, что в воспитании детей на первом месте должны стоять коммунистические ценности, а не труд. Общественная деятельность После кончины Ленина, Надежда Константиновна предприняла ряд попыток противостоять постановлениям Сталина и пыталась оправдать репрессированных товарищей покойного мужа. Однако вскоре она осознала свое бессилие. Изначально она поддерживала Зиновьева и Каменева, но потом изменила свои взгляды. В 30-е годы Крупская видела, каким репрессиям подвергались не только «враги народа», но и их детей. В связи с этим она старалась как-то помочь им, но вновь потерпела неудачу. Вскоре ее отстранили от дел и отправили на библиотечную работу. С подачи Надежды Крупской в Советском Союзе было открыто немало музеев. Она избиралась в разные детские комитеты, где продолжала заниматься реформами в вопросах детского воспитания и образования. В 1937 г. Карьера Крупской Надежда Константиновна, как и все остальные, прекрасно понимала, что свою известность она получила не столько за свои заслуги, сколько потому, что являлась вдовой Ленина. При этом было бы неправильно говорить, что она отличалась глупостью и совершенно не разбиралась в политике. Крупская не была тенью своего мужа, а наоборот, неоднократно доказывала свою значимость. Это хорошо осознавал и сам Ленин, поскольку еще во время знакомства с ней обратил внимание на острый ум будущей супруги. Вызывает уважение и то, что когда Надежда поняла, что не сможет родить Ленину детей, она закрыла глаза на его отношения с Инессой Арманд. Более того, Крупская даже дружила с любовницей мужа.

Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской

Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.

Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма.

А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда.

Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети.

Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть.

Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем.

И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки».

Вечером Крупской стало плохо. Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали. К утру следующего дня Крупская скончалась.

С 1918 г. В 1901-1905 гг. С мая 1905 г. В 1905-1906 гг. В 1907-1917 гг. Преподавала в партийной школе в Лонжюмо под Парижем 1911 , была секретарем Ленина.

В 1914 г. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России, участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран. В апреле 1917 г. Немецкие власти обеспечили их проезд из Швейцарии через свою территорию в специальном запломбированном вагоне. После установления в октябре 1917 г. Занималась организационными и теоретическими вопросами создания системы коммунистического воспитания и пропаганды среди детей и юношества. С ноября 1917 г. Участвовала в разработке положения о единой трудовой школе РСФСР 1918 , согласно которому в основу советской школьной системы были положены принципы производственного обучения и воспитания учеников в духе марксизма. По словам Крупской, школа должна была не только обучать, но и "быть центром коммунистического воспитания".

В ноябре 1921 г. С 1924 г. В 1924-1927 гг. В 1925-1926 гг. Члены этой группировки выступали с критикой НЭПа, призывали вернуться к практикам "военного коммунизма" по отношению к крестьянству, заявляли об опасности "буржуазного перерождения" в рядах ВКП б.

После того как сторонники Зиновьева и Каменева потерпели поражение во внутрипартийной борьбе, Крупская покинула ряды оппозиционеров. В 1930-х гг. С 1927 по 1939 г. В 1929-1939 гг. Выступала против преподавания русского языка в начальных классах школ национальных автономий.

Надежда Крупская скончалась в Москве. Урна с ее прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади. Была награждена орденами Трудового Красного Знамени 1929 , Ленина 1935. Ленина" 1935 и др.

Это знаменитый Дворец пионеров имени Н. Крупской в переулке Стопани. Вчера я побывал там и, скажу прямо, разочаровался. Переулок теперь называется иначе: Огородная Слобода. Дворец пионеров превратился в Дом творчества детей и молодёжи «На Стопани», что уже нелепо, поскольку имя этого революционера-«искровца» из названия переулка исчезло. Как, впрочем, исчезло и имя Крупской с вывески этого детского учреждения, в создании которого она сыграла далеко не последнюю роль. Всё «завертелось» в начале 1938-го, а уже к декабрю того же года она была открыта. Инициатор создания нашей библиотеки Иван Григорьевич Семёнычев был хорошо знаком с Надеждой Константиновной.

В связи с тем, что Объединённую библиотеку институтов красной профессуры, директором которой он был, ликвидировали, у него родилась идея создать крупную историческую библиотеку путём слияния фондов библиотеки красной профессуры с библиотекой Исторического музея. С этой мыслью он и пришёл к Надежде Константиновне. Она сказала, что мысль замечательная, однако со зданием, по всей видимости, будет трудно. И тогда Семёнычев, подкреплённый этим одобрением Крупской, написал письмо Сталину, в котором изложил концепцию организации новой библиотеки. И сразу ему звонок из аппарата ЦК партии: товарищ Сталин идею поддержал. Дальше все события развиваются стремительно. В феврале создаётся специальная комиссия, в которую входит Крупская. А в марте готово постановление Политбюро об организации исторической библиотеки.

Но всё тормозил поиск здания. Перебиралась масса вариантов. Задействован был Моссовет. В конце концов было выбрано здание бывшего Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков в Старосадском переулке. На машинах сюда были перевезены книги из Исторического музея и остальные. Вот у меня в руках документы о выделении для оборудования библиотеки линолеума и ковровых дорожек, что в ту пору было большим дефицитом. По воспоминаниям директора Кировской областной библиотеки им. Герцена Клавдии Михайловны Войханской, начинавшей свой трудовой путь у нас в Историчке, однажды во время переезда она работала с коллекцией книг по истории Москвы известного московского купца — мецената, коллекционера и библиофила Алексея Петровича Бахрушина после его смерти коллекция была пожертвована Историческому музею.

И вдруг видит, к ней на этаж поднимается Надежда Константиновна, которая сразу же обратила внимание на эти книги, проявив при этом очень хорошее знание московской истории, что для уроженки Санкт-Петербурга было довольно-таки удивительно. Добавлю, что к 150-летию Крупской у нас в библиотеке была организована большая выставка. Должны быть доступны каждому Любовь ХАЙЦЕВА, заведующая отделом Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук: — Не одно десятилетие специалисты сектора библиотечной истории нашей Ленинки занимались подготовкой сборников «Ленин о библиотечном деле» и «Крупская о библиотечном деле». В советское время эти труды не раз переиздавались. Тогда они были доступны каждому. Они стали и предметом научных изысканий. А вот в наше время мы столкнулись с тем, что этих работ порой не найти даже в крупных библиотеках бывших республик СССР. А интерес к ним есть.

Исследователи из Средней Азии, Армении, Прибалтики приезжают к нам в библиотеку, где хранится обязательный экземпляр каждого издания, для того чтобы ознакомиться с этими книгами. В их странах, похоже, слишком уж лихо освободились от библиотечных фондов советской поры. Думаю, что сегодня самое время поставить вопрос о доступности основополагающих произведений Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской, чтобы они были представлены в электронной библиотеке РГБ и в системе национальной электронной библиотеки. Остра она, к сожалению, не только в бывших союзных советских республиках за пределами России, но также в нашей стране. Ведь и у нас после августа 1991 года началась своего рода «чистка» библиотечных фондов от изданий советского периода, и она в большей или меньшей мере продолжается. А результат? Очень печальный! Людям становятся недоступны не только работы классиков марксизма-ленинизма, но и выдающиеся произведения художественной литературы советского периода: «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» и другие.

Если же учесть, что их нет теперь и в школьных программах по литературе, то очевиден огромный урон в деле воспитания новых поколений. Согласитесь, это не что иное, как «декоммунизация по-российски». Но чем же она лучше украинской «декоммунизации»? То же самое... Всё правильно, одними заклинаниями тут вряд ли что сделаешь. И сразу вспоминается чуть позже поясню почему , как ещё в 1924 году, выступая на XIII съезде РКП б , Крупская убеждала, что социализм невозможен без культурного подъёма деревни. Это не осталось только словами, а стало одной из основ культурной политики и строительства Советского государства. Могу о том свидетельствовать.

По долгу службы часто бывал в сельских клубах и домах культуры, библиотеках и краеведческих музеях глубинки. Они были повсюду. И практически всегда там было что-то интересное: где-то выставка самодеятельных художников, где-то концерт сельских музыкантов или спектакль народного театра, где-то встреча писателей с читателями… Так вот, по-моему, о патриотизме можно говорить только тогда, когда человек живёт на земле не только своим огородом, а когда он трудится среди интересных и талантливых земляков, когда чувствует, что он один из них, когда люди объединены сотворчеством на клубной сцене, сопереживанием в зрительном зале, где обычно собирались чуть ли не всей деревней. А уж на праздник или смотр художественной самодеятельности всегда приглашали всю округу. В таком вот добром общежитии и зарождается атмосфера людского единения в своей любви к Родине, которая от одного села к другому связывает страну, делая её сильнее и богаче. Крупская это понимала. А вот российская буржуазная власть определённо нет. Чем примечательна культурная политика на селе сегодня?

Разве что посиделками «на троих» с матерщиной на развалинах тех самых советских клубов и библиотек… Деревня деградирует и вымирает. Отсюда и «патриотизм» соответствующий. Крупской: — Надежда Константиновна была у нас в библиотеке дважды. И не без пользы. В 1920-е годы библиотека делила здание со студенческим общежитием. А после того, как Крупская узнала, что посетителям здесь тесно, потому как библиотека работала в основном читальным залом, она добилась, чтобы Наркомпрос принял решение перевести общежитие в другой дом, а освободившиеся помещения передать библиотеке. Таким образом, появилась возможность открыть абонемент для детей младшего возраста. В этом как раз и был один из принципов Надежды Константиновны — возрастной подход к работе с читателем.

Этому принципу работы в нашей библиотеке верны и поныне. К юбилею Надежды Константиновны и к столетию нашей библиотеки мы провели у себя «круглый стол» и организовали экспозицию, в которой широко представлены работы самой Крупской и публикации о ней. Например, в «Крестьянке» — журнале, инициатором издания которого она как раз и была.

6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР

Ленине», - сетовал он. А сам Славкин не только «носит одежду, похожую на ленинскую», но и занимается «восполнением недостающих документально ленинских поз». Директор также указал, что Славкин оставил работу в адвокатской конторе. И помимо позирования зарабатывает продажей своих фотографий в образе вождя. Кто мог покупать такие фотографии? Да кто угодно - от провинциальных художников, которым надо было продвигать Лениниану в массы, до домов культуры и обычных граждан, желающих повестить на стену «ленинский прищур». В адрес Маленкова полетела депеша: «Надо немедля прекратить практику хождения портретов Славкина вместо Ленина», «Установить, кто это разрешил, ибо без помощи каких-либо коммунистов и государственных учреждений такие дела обычно не обходятся», и, наконец, «Обеспечить контроль государства Главлит над фотопродукцией, имеющей общественно-политический характер». Однако выполнить, похоже, удалось только последний пункт. Хотя картины, написанные со Славкина, действительно начали снимать с выставок жертвой пал даже портрет кисти самого Герасимова , полностью остановить тиражирование его образа не удалось.

Да и как, особенно в провинции, разберёшь - Ленин это или все-таки Славкин? Впоследствии оказалось, что картины и скульптуры делались не только по фотографиям «двойника», но и по снятой с него гипсовой маски. Ведь к подлинной посмертной маске Ильича простые смертные доступа не имели. По крайней мере, никаких сведений на этот счёт не имеется. Со всеми художниками, естественно, провели разъяснительную работу, застращали как могли а они могли! Что касается товарища Славкина, то он по тем временам отделался очень лёгким испугом. Под страхом уголовной ответственности ему запретили подчёркивать сходство с вождем мирового пролетариата, позировать художникам и скульпторам в образе Ленина, а также распространять под видом «ленинских» свои фотокарточки. Столь «травоядное» решение, скорее всего, объяснялось не только тем, что партийные бонзы сами прошляпили эту историю.

На многих картинах Ленин-Славкин был изображён не абы с кем, а вместе со Сталиным. И некоторые из этих картин отцу народов очень нравились. Ну и что прикажете делать? Идти и рассказывать, что великого руководителя обнимает за плечо и учит уму разуму какой-то непонятный человек из Стародуба? Неудивительно, что вопрос постарались замять по-быстрому и тихо. Единственная фотография Славкина, которую удалось найти, — с его могилы.

А он, видя ее способности, все больше нагружает Крупскую делами. Осенью семнадцатого года стремительно нарастают события. Днем 24 октября Надежду Константиновну находят в Выборгской районной думе и передают записку. Она раскрывает ее. Ленин пишет в ЦК большевиков: «Промедление в восстании смерти подобно». Крупская понимает — час настал. Она бежит в Смольный. С этой минуты она неразлучна с Лениным, но эйфория счастья и успеха прошла быстро. Жестокие будни съели радость. Летом 1918 года Крупская поселилась в Кремле в скромной, специально оборудованной для нее с Лениным маленькой квартирке. А потом была Гражданская война. Борьба с контрреволюцией. Болезни Надежды Константиновны. Выстрел эсерки Фани Каплан в Ленина. Смерть от тифа Инессы Арманд, которая явилась предвестником тяжелого заболевания мозга у Ленина. Болезнь прогрессировала так быстро, что Крупская не только забыла все старые обиды на мужа, но и выполнила его волю: в 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы Арманд. Однако они не были допущены к вождю. Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина весной 1922 года. Поначалу симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность к шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году. В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. И вот Ленин сражен первым приступом болезни. Крупская по долгу и праву жены дежурит у постели Владимира Ильича. Над больным склоняются лучшие врачи и выносят вердикт: полный покой. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Центральный Комитет ВКП б поручает своему генсеку товарищу Сталину ответственность за соблюдение режима, установленного врачами. В декабре 1922 года Ленин попросил, а Крупская написала под его диктовку письмо Троцкому по поводу монополии внешней торговли. Узнав об этом, Сталин по телефону не пожалел матерных слов для Надежды Константиновны. И в завершении сказал: она нарушила запрет врачей, и он передаст дело о ней в Центральную Контрольную комиссию партии. Ссора Крупской со Сталиным произошла через несколько дней после начала болезни Ленина, в декабре 1922 года. Ленин узнал об этом только 5 марта 1923 года, и продиктовал секретарше письмо Сталину, похожее на ультиматум: «Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Хотя она вам и выразила согласие забыть сказанное, но тем не менее этот факт стал известен через нее же Зиновьеву и Каменеву. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу вас взвесить, согласны ли вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения». После диктовки Ленин был очень взволнован. Это заметили и секретарши, и доктор Кожевников. На следующее утро он попросил секретаршу перечитать письмо, передать лично в руки Сталину и получить ответ. Вскоре после ее ухода его состояние резко ухудшилось. Поднялась температура. На левую сторону распространился паралич. Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал почти все, что с ним происходит. В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова. Почти еще целый год Владимир Ильич жил. Крупская не отходила от него. Ни слезинки не увидели люди в глазах Крупской в дни похорон. Надежда Константиновна говорила на панихиде, обращаясь к народу и партии: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что многое еще не устроено в нашей стране». Последним благородным жестом Крупской, признавшей огромную любовь Ленина и Арманд, стало ее предложение в феврале 1924 года захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин предложение отверг. Вместо этого его тело превратили в мумию и поместили в подобие египетской пирамиды на главной площади страны. Крупская пережила мужа на пятнадцать лет.

Но не на свидания, а на заседания революционного кружка. Одна из таких встреч в феврале 1894 года круто изменила судьбу Крупской. На заседании кружка ждали особого гостя - Старика. После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек. Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле. Она влюбилась. Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась. Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла. Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке. Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают. Личная жизнь Надежды Крупской В одном из посланий от Владимира Надежда прочитала неожиданные для себя строки: признание в любви и предложение стать его женой. На самом ли деле им руководило чувство любви или просто так ему было удобно - оказалось для Надежды не столь важно. Она отправилась вслед за Владимиром в сибирскую ссылку. Несмотря на то что в среде большевиков одобрялась свободная любовь, Ульянов и Крупская заключили официальный брак. На этом настояла мать Надежды. Что создатель социал-демократической рабочей партии нашел в Надежде Крупской? Один из участников подпольного кружка писал: «У нас были девушки и красивее Крупской. Но умнее и надежнее - никого». Впрочем, откровенной дурнушкой 25-летнюю Надежду назвать нельзя. Сегодня в Интернете популярно мнение, что молодая Крупская похожа на актрису Скарлетт Йоханссон, и сравнительные фото это подтверждают. Неизлечимая болезнь испортит ее внешность только годы спустя.

Вместе с А. Луначарским и М. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, была одним из организаторов политико-просветительской работы. В 1918 году она была избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук. В 1919 году на пароходе «Красная звезда» участвовала в агитпоходе по только что освобождённым от белогвардейцев районам Поволжья. С ноября 1920 года была председателем Главполитпросвета при Наркомпросе, а через год — председателем научно-методической секции Государственного ученого совета ГУСа Наркомпроса. Крупская преподавала в Академии коммунистического воспитания. Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов. Крупская внесла крупный вклад в разработку важнейших проблем марксистской педагогики: определение целей и задач коммунистического воспитания, определение содержания образования, вопросы возрастной педагогики, основы организационных форм детского коммунистического движения, воспитание коллективизма и т. Большое значение Н.

26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты»

С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызывала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой.

Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником. Крупская в детстве, 1876 год Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Как вас разнесло-то!

Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Приехав в Шушенское, Елизавета Васильевна настояла, чтобы брак был заключен без промедления, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились.

Началась долгая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака… Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Венчание происходило в Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм.

Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе… На свадьбе веселились многие ссыльные из окрестных деревень, причем пели так громко, что хозяева избы заходили попросить утихомириться… «Мы ведь молодоженами были, — вспоминала Надежда Константиновна о жизни в Шушенском, — и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Н. Крупская, 1890 год Мужем Ильич оказался заботливым.

В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась. А кулинарные способности молодой супруги даже у близких людей отбивали аппетит. Когда Елизавета Васильевна умерла в 1915 году, пришлось супругам до самого возвращения в Россию питаться в дешевых столовых.

Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь». В письме к матери любящий сын сообщает: «Надя, должно быть, лежит: доктор нашел как она писала с неделю тому назад , что ее болезнь женская требует упорного лечения, что она должна на 2-6 недель лечь. Я ей послал еще денег получил 100 р.

Кое-кто из ленинского окружения намекал, что Владимиру Ильичу нередко попадает от супруги. Петровский, один из его соратников, вспоминал: «Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича. Это было очень интересно.

Отец ее, обедневший дворянин и бывший поручик Константин Игнатьевич Крупский, был одним из идеологов Польского восстания 1863 года. Он скончался в 1883 году, не оставив семье никаких средств. Несмотря на это, мать, Елизавета Васильевна, сумела дать дочери образование в престижной гимназии княгини Оболенской. Окончив с золотой медалью педагогический класс, Надя поступила на Бестужевские женские курсы, но проучилась там всего год.

Девушка с юности увлекалась идеями толстовства, а затем марксизма и революции. Для заработка она давала частные уроки и одновременно бесплатно вела занятия в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой, участвовала в марксистском кружке, вступила в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Венчание с медными кольцами Знакомство с молодым Владимиром Ульяновым произошло в феврале 1894 года. Поначалу Володя интересовался другой девушкой - Аполлинарией Якубовой, даже сделал ей предложение, но получил отказ.

Вскоре Ульянов по-настоящему сблизился с Надей Крупской, хотя та была старше его на год. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами союза ее на три года выслали из Петербурга. В конце концов оба — и Владимир, и Надежда — очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском.

Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу.

Биография Надежда Константиновна родилась 14 февраля 1869 года в городе Санкт- Петербурге в бедной дворянской семье. Обучение давалось юной Наде на редкость легко и она с успехом в 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию. В 1889 году стала слушательницей высших женских курсов и членом марксистского кружка. Период с 1891 по 1896 годы характеризуется преподаванием в вечерней школе для взрослых и пропагандистской работой. Совместно с Ульяновым активно участвовала в деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За что была подвергнута аресту и сослана в Сибирь. В 1901 году вынуждена была уехать в Германию, где работала секретарем в газете «Искра».

Обручальные кольца были выкованы местным умельцем из медных пятаков. Ленин и Н. Крупская на Песчаной горке После ссылки супруги уехали в эмиграцию. Надежда Константиновна стала главной помощницей мужа во всех его начинаниях. Она была личным секретарём Ленина, преподавала в партийной школе, была умелым редактором текстов, отвечала на письма. Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком. На похоронах вождя революции Надежда Константиновна сказала: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что много ещё не устроено в нашей стране…». Крупская в Горках Крупская долгие годы работала в системе наркомата просвещения, с 1929 года занимала должность заместителя наркома. Важная роль принадлежит ей в создании комсомольской и пионерской организаций. Она внимательно изучила скаутское движение в Европе и Америке и поняла, что при внесении соответствующих изменений в виде большевистской идеологии молодежное объединение будет плодотворно работать в Советской России. При активном участии Крупской создавалась советская система образования и педагогики. Она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования».

Крупская Надежда Константиновна

После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина.

Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская

Почему скромной петербургской девушке — Надежде Крупской суждено было стать великой революционеркой и первым в мире педагогом-марксистом?». Не так давно мы проводили опрос у памятника Надежде Константиновне Крупской и выяснили, что мало кто знает, кто она и чем занималась помимо того, что была замужем за Владимиром Лениным. Надежда Крупская – революционерка, занималась государственной, партийной и общественной деятельностью. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. В ночь на 2 марта тело Надежды Константиновны Крупской было предано кремации.

Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки

Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. Профессор МПГУ, доктор исторических наук Василий Цветков рассказал интересные факты о первой леди Страны Советов – Надежды Крупской, как она познакомилась с Лениным, конфликте со Сталиным и деятельности в партии. И Крупская была одним из тех, кто закладывал фундамент этого культа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий