Новости чей сын александр македонский

В гробнице III, по словам исследователей, захоронен Александр IV – сын Македонского, умерший подростком, сообщает Journal of Archaeological Science: Reports.

Олимпиада Эпирская - великая мать, которую избегал Александр Македонский

Это предложение пришлось Пиксодару по душе и он ответил согласием. Вмешательство в свои планы Александра могло быть воспринято Филиппом в качестве узурпации царской прерогативы устраивать браки представителей правящей династии. Также царь был крайне недоволен срывом своих военных и политических планов. Филипп II, узнав о таком повороте, немедленно прервал переговоры, а сына разбранил, «называя человеком низменным, недостойным своего высокого положения, раз он хочет стать зятем карийца, подвластного царю варваров». Многие друзья царевича — Неарх , Птолемей , Гарпал , Эригий , Лаомедон — были изгнаны, а Фессал был закован в цепи [48] [49] [50]. В 336 году до н.

Филипп попытался нейтрализовать своего шурина Александра Эпирского, выдав за него свою дочь от Олимпиады Клеопатру. В день свадьбы в Эгах , в присутствии Александра, царь был заколот своим телохранителем Павсанием. Точных данных о мотивах убийцы в источниках нет: по официальной версии, Павсаний мстил за личную обиду, но ходили слухи, что Александр и Олимпиада были осведомлены о его планах или даже сделали его своим орудием [51]. Участие царевича в заговоре считается вероятным, но недоказуемым [7]. Хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях македонское войско провозгласило его царём вероятно, по указке Антипатра [52].

Начало правления [ править править код ] Греция и Македония в 336 году до н. Гибель отца Александр использовал для того, чтобы расправиться со всеми потенциальными источниками угрозы для своей власти. Двоих Линкестидов представителей княжеской семьи из Линкестиды в Верхней Македонии , Арравея и Геромена , распяли на крестах у могилы Филиппа [52] [53]. Был убит Аминта , двоюродный брат и зять Александра; один источник сообщает о родном брате царя Каране , которого тоже убили [54] ; Аттал был казнён по обвинению в измене [52] , и его участь разделили все ближайшие родственники мужского пола. Наконец, Олимпиада принудила к самоубийству последнюю из жён Филиппа, Клеопатру, а её новорождённую дочь приказала убить.

В результате у Александра не осталось потенциальных врагов внутри Македонии [55] [56]. Знать и народ новый царь привлёк на свою сторону отменой налогов, не обращая внимания на пустую казну и 500 талантов долга [57]. На момент прихода Александра к власти Македонское царство было крупной территориальной державой: оно включало не только Нижнюю Македонию , но и Верхнюю, а также Фракию, часть Иллирии и всё северное побережье Эгейского моря, ранее контролировавшееся независимыми греческими полисами. В зависимом от него положении находились Эпир там правил шурин и зять Филиппа, обязанный ему престолом , Фессалийский союз Филипп был его тагом и Коринфский союз , включавший всю остальную Грецию, кроме Спарты , и признавший Филиппа своим гегемоном с широкими полномочиями [58]. Греки формально подчинялись не Македонии, а её царю и после гибели последнего сочли себя независимыми.

Враги Македонии в Афинах открыто радовались убийству Филиппа, а Фивы и Амбракия попытались изгнать оставленные Филиппом гарнизоны [59]. В этой ситуации Александр действовал решительно. Он быстро двинулся с армией на юг, добился своего избрания тагом Фессалии, а потом вошёл в Среднюю Грецию и разбил лагерь под Фивами. Не ожидавшие этого греческие полисы изъявили покорность и прислали своих делегатов в Коринф, где был подтверждён договор, заключённый после Херонейской битвы. Сохраняя формальную независимость, вся Эллада кроме Спарты теперь подчинялась Александру — гегемону Коринфского союза и стратегу-автократору в предстоявшем походе на персов; многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны [60] [61] [62].

Александр: — Проси у меня что хочешь! Диоген : — Не заслоняй мне солнца! По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего он захочет, а философ ответил: «Не заслоняй мне солнца» [63]. Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что на обратном пути сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном» [64]. Позже Александр посетил и Дельфы; он потребовал от пифии , чтобы она предсказала его судьбу, и услышал в ответ: «Ты непобедим, сын мой!

Александр прервал пифию словами: «Ни слова больше! Тем временем на севере готовились к войне войне иллирийцы и трибаллы. Царь решил нанести упреждающий удар: весной 335 года до н. В битве у горы Эмон Александр разбил фракийцев, занимавших сильную позицию на возвышенности, а потом одержал победу над трибаллами. Правитель последних Сирм укрылся на острове Певка на Истре.

На северном берегу реки собрались войска племени гетов , и Александр счёл это вызовом [65] : на подручных плавучих средствах он переправил армию через Истр, разбил гетов и тем самым лишил трибаллов последней надежды на успех [66]. Приняв капитуляцию этого племени, Александр двинулся в Иллирию. Там он осадил крепость Пелион , был окружён врагами, но смог прорваться, а потом обманным манёвром выманил иллирийцев с возвышенности на равнину и разгромил [67] [68] [69]. В ходе этого похода март—май 335 года до н. Александр продемонстрировал незаурядный полководческий талант, умение импровизировать и не менее важную способность надёжно контролировать достаточно большие и разнородные воинские контингенты.

Фор даже называет эту кампанию «быть может, самой блестящей и стремительной» [70] в биографии Александра. Царь смог полностью обезопасить северные границы Македонии на последующие годы, пополнил свою армию фракийскими, иллирийскими и трибалльскими воинами, захватил ценную добычу. Но в Греции из-за его долгого отсутствия появились слухи, что Александр погиб. Поверив в эту новость, фиванцы восстали и осадили македонский гарнизон под командованием фрурарха Филоты в Кадмее ; поддержавшие их афиняне начали переговоры о союзе с персами, а полисы Пелопоннеса двинули свои войска к Истму. Александр узнал об этом в Иллирии и тут же двинулся на юг: на путь до Беотии ему понадобилось всего 13 дней [71] [72] [73].

Узнав, что царь жив, пелопоннесцы и афиняне немедленно прекратили враждебные действия; остались только Фивы, которые не хотели сдаваться. В сентябре 335 года до н. Александр, получивший поддержку остальных полисов Беотии, осадил этот город. Комбинированным ударом снаружи и из Кадмеи фиванцы были разгромлены [74] , а на улицах произошла настоящая резня, в которой погибли 6 тысяч горожан. Решать судьбу города Александр предоставил своим греческим союзникам.

Олимпиада ревновала, скандалила, но оставалась царицей в македонском дворце. Как македонцы покорили Грецию, читайте здесь Но когда Филипп II привёл последнюю его жену, Клеопатру это сильно ослабило положение Олимпиады во дворце и создало угрозу Александру, как наследнику престола. Клеопатра была из знатного рода, в отличии от предыдущих жён, молода и красива, Филипп сильно увлёкся ей и развёлся с женой. Олимпиаде пришлось покинуть дворец и вернуться в Эпир. После ссоры Филиппа и Александра на свадьбе, покинул дворец и Александр. Будучи преданной матерью, Олимпиада строила свою жизнь с единственной целью, чтобы обеспечить своему сыну преемственность македонского престола, в свою очередь Александр Македонский любил мать и гордился её храбростью. Александр Македонский.

Жизнь и смерть Александра Великого, читайте здесь Вернувшись в Эпир, Олимпиада стала регентом своего несовершеннолетнего внука, Неоптолема III, после смерти своего брата Александра, царя молоссцев. Здесь она считала себя полноправной царицей и правила Эпиром в течение целых тринадцати лет, вплоть до 317 г. Через год, после того как Олимпиада уехала из дворца своего мужа, пришло известие, что Филипп убит. В 46 лет, на пике своей славы, погибает македонский царь от рук своего телохранителя.

Те постановили разрушить Фивы, оставив только Кадмею, земли разделить между соседями, а население обратить в рабство. Всего было продано 30 тысяч человек; на вырученные деньги примерно 440 талантов Александр полностью или частично покрыл долги македонской казны [57].

Больше никто не сопротивлялся Македонии. Греки, поражённые быстрой победой царя и судьбой древнего города, в ряде случаев сами привлекали к суду политиков, призывавших к восстанию. Александр ограничился требованием к афинянам изгнать одного оратора и вернулся в Македонию, где начал готовиться к походу в Азию [74] [75]. Восточный поход: от Граника до Киликии См. Горгием , Эсхином , Исократом. И греки, и македоняне были в этом заинтересованы в связи с перспективой завоевания новых земель и захвата богатой добычи.

Кроме того, греки могли вывести на завоёванные территории новые колонии и таким образом избавиться от излишков населения, оппозиционеров и смутьянов; Македония же, возглавив объединённую армию в восточном походе, упрочила бы свою власть над Элладой. Поэтому царь незадолго до своей гибели переправил в Малую Азию часть армии во главе с Атталом и Парменионом. Официальной целью начавшейся таким образом войны было отмщение персам за сожжение греческих святилищ в 480 году до н. В действительности планировалось подчинение городов Восточной Эгеиды и, по-видимому, завоевание всей Малой Азии. Александр, придя к власти, остановил продвижение этого корпуса, но продолжил подготовку к большому походу на Восток [76] [77]. Ранней весной 334 года до н.

В Македонии он оставил наместником опытного полководца Антипатра , получившего под своё начало 12 тысяч пехотинцев и 1500 всадников. С Александром шли ещё 12 тысяч пеших македонян 9 тысяч фалангистов и 3 тысячи гипаспистов , 1500—1800 гетайров, 9 тысяч воинов балканских племён, 5 тысяч греческих наёмников. В общей сложности армия Александра насчитывала менее 40 тысяч воинов, а после встречи с корпусом, переправившимся в Азию ещё при Филиппе, должна была вырасти до 50 тысяч. Известно, что грекам царь не доверял; ядром его армии были македонские части [78] [79] [80] [81]. Момент для начала кампании был выбран очень удачно: весной персидский флот всё ещё находился в портах Малой Азии и не мог помешать переправе [57]. По преданию, подплывая к берегу, царь метнул в сторону Азии копьё.

Это был символический акт, показывавший, что вся эта земля будет принадлежать Македонии [82]. О целях Александра на этом этапе войны точно ничего не известно; учёные делают предположения только о том, какую стратегию он должен был выбрать. В македонской казне на тот момент практически не было денег царь набрал 800 талантов долгов, готовясь к своим первым походам , а македонский флот явно уступал персидскому, тогда как превосходство пехоты Александра над вражеской было очевидным. В этой ситуации Александр был заинтересован в том, чтобы его армия передвигалась как можно быстрее, занимая укреплённые города, нанося удары по врагу в поле и захватывая добычу в богатых азиатских землях [83]. Кампания Александра 334 года Кампания Александра 333 года Кампания Александра 332—331 годов Командир греческих наёмников на персидской службе Мемнон , знакомый с македонской военной системой и лично с Александром [84] , предложил малоазийским сатрапам свой план отражения агрессии. Он предполагал отказ от сухопутных сражений, тактику «выжженной земли» в том числе разрушение городов на пути македонян , активные действия флота и удары в тыл врагу, в Греции.

Но этот план, крайне опасный для Александра, был отвергнут: сатрапы не хотели подвергать разграблению свои земли. К тому же они были уверены в силе своей конницы. На четвёртый день после высадки македонян на реке Граник недалеко от Трои [85] произошла первая большая битва , в которой сражалась преимущественно кавалерия. Александр сам возглавил атаку гетайров и показал чудеса храбрости: он убил в единоборстве зятя Дария III , один из вражеских воинов разрубил его шлем и уже замахнулся, чтобы нанести новый удар, как вдруг подоспел Клит и своим вмешательством спас Александра от смерти. Потеряв тысячу человек убитыми, персидская конница обратилась в бегство, а служившие персам греческие наёмники отказались бежать и были перебиты. Македоняне потеряли погибшими чуть больше 100 человек [86] [87] [88] [89].

Эта победа резко изменила ситуацию: теперь было ясно, что македонская конница сильнее вражеской, так что просторы Малой Азии были открыты перед армией Александра. Власть Ахеменидов в этом регионе рухнула. Фригия добровольно подчинилась царю, а её сатрап Арсит покончил с собой; Михран , комендант Сард , считавшихся неприступными, сдал город вместе с богатейшей казной; греческие города один за другим свергали ориентировавшиеся на персов олигархические режимы и открывали перед македонянами ворота. Александр, который в балканской Греции так же, как его отец, поддерживал олигархию, в новых условиях одобрял демократизацию политического строя. Он отменил подати, наложенные на греков персами, но при этом ввёл специальный взнос и объединил формально «освобождённые» греческие города в особый округ, во главе которого поставил своего человека [90] [91]. В остальном Александр сохранял на завоёванных территориях персидскую систему управления.

Сатрапами он назначал македонян, греков или лояльных ему персов [92] [93]. Вскоре после прибытия в Карию Александра встретила Ада , бывшая правительница Карии, отстранённая от власти своим братом Пиксодаром. Она сдала ему город Алинды , находящиеся под её управлением и выразила поддержку Александру, заявив что Александр для неё как сын некоторые учёные интерпретируют эту фразу, записанную Аррианом , как законное усыновление [92] [94] [95] [96]. Для Александра это стало возможностью склонить на свою сторону часть карийцев — Ада по-прежнему пользовалась авторитетом в среде местной аристократии [97]. В первый раз после Граника македоняне встретили сопротивление в карийском городе Милете , гарнизон которого возглавлял грек Гегесистрат. Александр осадил этот город с суши, а с моря к Милету подошёл его флот, всего на несколько дней опередивший корабли персов.

С помощью осадных машин македоняне разрушили крепостные стены и взяли город штурмом; персидский флот, оказавшись без запасов еды и воды, отступил [98] [99]. После этого у персов осталась только одна опорная база на западном побережье Малой Азии — Галикарнас. Там укрылись Мемнон с уцелевшими греческими наёмниками, сатрап Карии Оронтобат , ряд знатных македонских эмигрантов.

Уже в следующем году царь развёлся с матерью Александра и женился на восемнадцатилетней Клеопатре, племяннице македонского полководца Аттала. Во время свадебного пира Аттал призвал гостей молиться богам, чтобы те послали Клеопатре сына — законного наследника македонского престола! Подвыпивший Филипп добродушно соглашался. В ответ Филипп бросился на сына с обнажённым мечом, и Александра спасло лишь то, что отец споткнулся и упал. Олимпиада с сыном срочно бежали в Эпир, дабы не стать жертвами ярости Филиппа и семейства Аттала. Там брошенная мужем царица начала подбивать эпирского царя Александра I Молосского — своего брата начать войну против Македонии. Филипп как раз готовился к большому походу, намереваясь напасть на Персию, поэтому приложил максимум усилий для примирения со своею семьёю.

Оно состоялось, но только внешне. Отныне обе стороны каждый день ожидали внезапного удара. И тут как назло Пиксодар, сатрап Карии — сильного и богатого государства на берегах Малой Азии, которое было номинально подчинено Персии, предложил свою дочь Аду в жены Арридею — слабоумному сыну Филиппа Македонского от танцовщицы Филинны. Александр увидел в этом опасную интригу, поскольку сводный брат при поддержке карийских родичей мог бы претендовать на македонский престол. Потому царевич сделал попытку тайно посвататься к Аде. Один из приближённых Александра донёс о начатых переговорах Филиппу. Царь запретил сыну жениться на карийке и в грубой форме намекнул, что лишит его прав на престол. Заодно Филипп разогнал давно вызывавшее у него опасения ближнее окружение царевича, а самых верных друзей его выслал из Македонии. Чтобы хоть временно укрепить дружеские отношения с Эпиром, Филипп II решил выдать свою дочь от Олимпиады Клеопатру девушку звали так же, как и молодую жену царя замуж за её дядю — эпирского царя Александра. Свадебные торжества растянулись на несколько дней и должны были завершиться грандиозным театральным представлением.

Случилось так, что в узких переходах театра охрана Филиппа отстала, с царём оставались только два Александра — сын и шурин Филиппа, и любовник царя, а по совместительству и телохранитель Павсаний. Неожиданно Павсаний выхватил кинжал, пронзил им своего повелителя и бросился бежать. Филипп рухнул бездыханный. Любовник, бесспорно, имел собственные причины для этого убийства. Вскоре после женитьбы Филиппа на Клеопатре дядя и опекун царственной супруги Аттал «пригласил Павсания отужинать, притворившись, что стремится завоевать его дружбу; тот не замедлил прийти, считая себя уже настолько важным лицом, что соперникам необходимо вести с ним переговоры. Аттал напоил его, и когда тот показался ему достаточно опьяневшим, позвал своих слуг и конюхов, которые бросились на юношу, раздели его, привязали, не обращая внимания на его крики, ничком к ложу и затем, по приказу их господина, обошлись с ним поочередно самым непотребным образом на глазах у прочих гостей. Это был довольно обычный способ обесчестить мужчину.

Какие современные народы являются потомками Александра Македонского

В то время Александр был на номинальном македонском престоле. Александр далее действовал как представитель персидского правителя Мардония во время мирных переговоров после поражения персов в битве при Саламине в 480 г. В более поздних событиях Геродот несколько раз упоминает Александра как человека, который находится на стороне Ксеркса и выполняет поставленные задачи. Аристид , командующий афинянами , сообщил Александром I Македонским, что отсрочка столкновения с персами поможет еще больше уменьшить их и без того малые запасы. Битва при Платеях , 479 г. Со времени завоевания Мардонием Македонии Александра I Геродот называет гипархом, что означает подчиненный правитель.

По их данным, эта тяжелая патология соответствует письменным сведениям о хромоте Филиппа II. Дело в том, что в 339 году до нашей эры на возвращавшееся из похода против скифов войско македонян во главе с их царем напали трибаллы. Во время этого сражения Филиппа серьезно ранили в ногу. По мнению антропологов, анкилоз у мужчины из гробницы I вполне мог развиться в результате ранения копьем, причем этот человек жил с патологией продолжительное время царь умер спустя три года после ранения и явно хромал, поскольку коленный сустав сросся под углом 79 градусов. Один из доводов против идеи, что Филипп находился в этой гробнице, — это погребальный обряд.

Но в более ранних источниках таких подробностей нет. Поэтому Барциокас и его коллеги отметили, что, вполне возможно, историк просто привык к римским обычаям, когда тела августейших особ предавали огню. Также нет данных, что по македонской традиции непременно нужно было сжигать покойных царей. Напротив, Платон, умерший примерно на 20 лет раньше Филиппа, упоминал, что македонские правители практиковали ингумацию. Не было кремировано и тело Александра Великого, который, правда, умер вдалеке от родины. Противники гипотезы также апеллируют к ее самому слабому месту: археологи нашли останки мужчины, женщины и младенца вне саркофагов. Поэтому некоторые исследователи допускают, что кости попали в усыпальницу уже после того, как в нее проникли расхитители. По какой-то причине Андроникос не включил информацию об этих находках в свою книгу, хотя в более ранней публикации он писал о них и не высказывал сомнений, что эти останки принадлежали первоначальным «обитателям» гробницы — грабители вполне могли выкинуть их из саркофагов, ища ценности. Возможно, археолог просто не успел упомянуть об этом, ведь книгу выпустили после смерти автора. Но нельзя исключать, что у исследователя или редактора, готовившего книгу, был умысел не вспоминать об этих костях.

На этом фоне аргументы Барциокаса и его коллег на счет усыпальницы полководца выглядят весьма убедительно. Разумеется, хорошо было бы заполучить древний письменный источник, в котором бы сообщалась какая-либо информация об устройстве некрополя в Вергине и тех, кто там захоронен. Теоретически дополнить картину может анализ древней ДНК. Вряд ли она сохранилась в кремированных останках из гробницы номер II, но геномное исследование может хотя бы подтвердить или опровергнуть, что трое людей из первой гробницы представляли собой пару родителей и их ребенка. Доводы в пользу того, что Филипп II покоился в гробнице номер II, кажутся весьма слабыми: есть вопросы ко времени возведения этого погребального комплекса; мужчина из усыпальницы не был ранен в глаз и руку и не испытывал при жизни тяжелых физических нагрузок, как считалось ранее; нет хороших объяснений, кем была в таком случае женщина из второго саркофага. Складывается впечатление, что первооткрыватели просто поторопились объявить эту роскошную гробницу усыпальницей полководца без достаточно весомых аргументов. Гипотеза о том, что Филипп покоился в самой ранней гробнице — номер I — и для него был возведен героон, кажется привлекательной.

На аверсе — голова богини Афины; на реверсе — богиня Ника. Малая Азия. Теперь он мечтал о достижении Внешнего океана, где, как полагали греки, кончается ойкумена. Поход в Индию начался весной 327 г. Александру Македонскому пришлось столкнуться с многочисленными, но разрозненными противниками. На реке Гидасп он нанёс жестокое поражение царю Пору и подчинил обширные территории в бассейне реки Инд. У реки Гифасис войско, измученное походами и тяжёлыми климатическими условиями тропиков с их ливнями, отказалось идти дальше. Александр Македонский был вынужден уступить. Спустившись вдоль Инда к Индийскому океану, он осенью 325 г. Этот поход оказался особенно трудным, войско едва не погибло от голода и жажды в сожжённой солнцем пустыне. С большим трудом Александр Македонский достиг Суз, флот несколько ранее вошёл в устье Евфрата. Поход завершился в начале 324 г. За 10 лет восточного похода армия прошла около 19 тыс. Созданная Александром Македонским держава столицей которой был объявлен Вавилон простиралась от Египта до берегов Инда и от Чёрного моря до Персидского залива. Перед Александром Македонским встала новая задача: организация управления своей разрозненной державой. В его политике прослеживается тенденция сгладить противоречия между завоевателями и побеждёнными. Он привлекал к управлению местную, особенно персидскую знать но под конец его жизни во главе большинства сатрапий стояли македоняне. Внешнее выражение «политика слияния народов» нашла в пышной свадьбе в Сузах, когда в один день 10 тыс. Александр Македонский не внёс коренных изменений в административную систему Ахеменидов, сохранив сатрапии, но разделил административное, военное и финансовое управление завоёванными областями. Предметом особых забот Александра Македонского была армия, в которую он включил 30 тыс. От греков Александр Македонский потребовал оказания ему божественных почестей, но наибольшее недовольство вызвал у них указ 324 до н. Среди мероприятий экономического характера наиболее значительные — чеканка единой монеты, положившая конец монетному хаосу, царившему в Персидской монархии, и способствовавшая упрочению экономических связей. Важнейшим элементом в организации новой державы стали основанные Александром Македонским города.

Однако, поскольку диадохи боролись за власть, Пердикка в конце концов был убит, а Роксана и Александр IV попали в руки другого полководца Александра, Кассандра. Кассандр увидел в юном Александре угрозу своей власти и в 310 году до н. Последующий эллинистический период был отмечен взлетом и падением различных царств-преемников, созданных полководцами Александра, и ни один законный наследник рода Александра не смог утвердиться в качестве правителей. Незаконнорожденный ребенок? Жизнь Геракла Македонского окутана неопределенностью и домыслами, поскольку исторические записи окончательно не устанавливают, был ли он незаконным сыном Александра Македонского или нет. В то время как древние источники, такие как Плутарх и Юстин, упоминают Барсину и Геракла, в рассказе Арриана в "Анабасисе Александра" они никак не упоминаются. Согласно Плутарху, Александр взял Барсину в качестве своей любовницы, предположительно по рекомендации Пармениона, несмотря на их разногласия и пренебрежение Александра к суждению Пармениона. Если Геракл действительно был незаконнорожденным ребенком Александра, возникает вопрос, почему его сразу же не втянули в споры о престолонаследии, последовавшие за смертью Александра. Вместо этого Филипп Арридей, который также был незаконнорожденным и сыном отца Александра Филиппа, считался более отдаленным претендентом на Геракла.

Тень отца Александра Великого

таким образом она стремилась освободить своему сыну (будущему Александру Македонскому) дорогу к трону. сын Македонского, умерший подростком. Данная трагедия привела к власти сына Филиппа, Александра Македонского, который продолжил дело отца. Heracles, Hercules; 327—309 до н. э.) — сын македонского царя Александра Македонского (Великого) от его любовницы Барсины. В склепе в качестве реликвии были оставлены доспехи, предположительно, Александра Македонского. У Александра Македонского был один законнорожденный ребенок, сын по имени Александр IV Македонский.

Как сегодня выглядят потомки Александра Македонского

Александр I Македонский - Alexander I of Macedon Александр Македонский, также известный как Александр III Македонский, был царем Македонии с 336 по 323 год до н.э.
Наследники Александра Македонского: кто правил после него Сын Македонского царя Филиппа, Александр Великий1 пользуется в истории столь громкою и широкою известностью, что с ним не может сравниться в этом отношении ни один из европейских и азиатских великих завоевателей.
Александр Македонский - биография императора полководца Александр — сын македонского царя-завоевателя Филиппа II (382—336 гг. до н. э.; царь с 359 г. до н.э.) и царицы Олимпиады, дочери царя Эпира.

Археологи нашли гробницы отца и других родственников Александра Македонского

Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они. Не вечен и Хафтвад! Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть. Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт. Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет.

Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130]. По-разному оценивали Александра на Востоке. В дальнейшем официальные персидские историографы старались изобразить Александра потомком Ахеменидов, чтобы обосновать теорию наследственной преемственности персидского трона [131]. Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник.

Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132]. Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение. Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133]. Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см.

Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия. В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136]. В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137].

Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов. Многие из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, придворный Александра Харет Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах, которая описывала прежде всего личную жизнь Александра, но сохранилась лишь в незначительных фрагментах [138]. Его сочинение было построено не по хронологическому принципу, а представляло собой скорее сборник анекдотов [138].

Кроме того, философ-киник Онесикрит из Астипалеи, путешествовавший со штабом армии до самой Индии, подробно описал завоевания царя [140]. Особый интерес у Онесикрита вызвала Индия, и он подробно описывал виды местных животных и растений, обычаи народов [140]. Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами в частности, Онескирита широко использует Страбон [140]. Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [141].

Совершенно иная судьба постигла штабного историографа Каллисфена из Олинфа — в 327 году его казнили по обвинению в подготовке заговора. Из-за этого последние из его подробных записей описывают события битвы при Гавгамелах [139]. Его «Деяния Александра» носили ярко выраженный апологетический характер и задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией [138]. Впрочем, уже в античную эпоху незавершённое сочинение Каллисфена подвергалось критике за предвзятость и искажение фактов Тимеем из Тавромения и Полибием [138].

Далеко не сразу после смерти Александра свои воспоминания систематизировал полководец Птолемей , ставший к этому времени уже правителем Египта [сн 11]. Птолемей создавал образ Александра как гениального полководца [142]. Предполагается, что благодаря военному прошлому Птолемея его сочинение содержало множество точных подробностей, связанных с военными действиями [142]. Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер возможно, архитектор Аристобул, в которой он уделил много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель.

Несмотря на то, что Аристобул начал писать историю в возрасте 84 лет, он точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [142]. Известно, что последние две работы содержали богатейший фактический материал [8]. К сожалению, за исключением немногочисленных фрагментов все сочинения, написанные современниками Александра, утеряны [143]. Лишь в небольших фрагментах дошло до наших дней и сочинение Клитарха — младшего современника Александра, который, вероятно, не участвовал в походах с ним, однако попытался собрать воедино разрозненные свидетельства очевидцев и уже опубликованные труды [141].

Его сочинение «Об Александре» состояло по меньшей мере из 12 книг и по стилю приближалось к героическому роману [144]. Несмотря на критику сочинения Клитарха античными историками, его произведение пользовалось большой популярностью в древности [144]. К этому же времени относится формирование цикла фантастических преданий, связанных с Александром, хотя легенды вокруг личности великого завоевателя начали появляться ещё при его жизни [145]. Все вместе они создали традицию правдивых и вымышленных сведений об Александре, которая в историографии известна как «вульгата» [144].

Не сохранились также «Эфемериды» записи придворного журнала царя и «Гипомнемата» заметки самого Александра с планами дальнейших завоеваний. Благодаря тому, что интерес к личности Александра не угасал, греки, а затем и римляне писали о нём и значительно позднее, опираясь на работы предшественников. Именно эти сочинения частично сохранились до наших дней и служат основными источниками для изучения жизни и деятельности царя. Большинство из них так или иначе опирались на сочинение Клитарха [141] и, в некоторой степени, на труды Тимагена.

К сочинениям благожелательной по отношению к Александру традиции относятся «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского , «История Александра» Квинта Курция Руфа и «История Филиппа» Помпея Трога последняя работа сохранилась в сокращении, составленном Юстином [147]. В значительной степени независим от этой традиции Арриан , которого считают наиболее достоверным источником по жизни Александра [147]. Большую ценность представляет биография Александа в Сравнительных жизнеописаниях Плутарха , который подбирал материалы в соответствии со своими представлениями о роли личности в истории [148]. Романы об Александре.

Александр в фольклоре Е. Костюхин о средневековом восприятии Александра. В раннем западноевропейском средневековье история переосмысляется и приобретает новую закономерность, прошлое оказывается тесно связанным с настоящим и похожим на него. Так, Приам называется первым королём франков, Александр Македонский — греческим, а Цезарь — римским Карлом Великим, они ходят по белу свету с двенадцатью пэрами и громят сарацинов [149].

Многие из событий, который описаны в «Романе» как реальные, у античных историков обнаруживаются только как озвученные планы. При этом «Роман» писался даже по большему количеству материалов, чем пять сохранившихся сочинений об Александре [141]. Автор «Романа» неизвестен. В одной из рукописей автором назван Каллисфен, но он не мог написать это сочинение, поскольку Александр казнил его см.

Существует предположение, что первые версии романа до окончательной обработки появились на Востоке, где существовала насущная необходимость обосновать завоевания Александра и установление там правления греков [151]. Фактические сведения в романе часто искажены, хронология нередко нарушена [8]. В классическом виде роман состоял из 10 частей [сн 12] , хотя в более ранних версиях, возможно, касающихся Греции тем практически не было [152]. Ещё в античности роман был переведён на латинский язык Юлием Валерием Полемием; вслед за ним появились переводы на коптский , сирийский [153] , среднеперсидский , армянский языки, геэз конец XIV века [154] , возможно, арабский и другие языки.

Многие из них имели немного сходства с оригиналом — так, в сирийской литературе существовали две совершенно различных версии романа [155] , а эфиопская версия романа представляет собой во многом оригинальное сочинение, которое едва ли можно назвать переводом [154]. В первой половине XII века Альбериком из Пизансона был написан роман на старофранцузском языке, поскольку было очень велико количество людей, не владевших латинским языком. Он нёс на себе отпечаток новых веяний в литературе и был близок к рыцарскому роману. В более поздних редакциях романа окончательно сложился идеализированный образ Александра как полководца мужественного, но гуманного [156].

Впоследствии различные редакции переводились на многие языки и пользовались большой популярностью в средневековой Европе. Александр спускается на дно моря в стеклянном сосуде. Роман об Александре был известен ещё в Киевской Руси — сделанный в XII или даже XI веке [157] перевод с одной из византийских редакций содержится в ряде рукописей [158]. При этом в текст были введены некоторые эпизоды из Библии и греческой литературы, отсутствовавшие в византийских редакциях романа [159].

Около 1490-91 годов [160] монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин включил в сборник светских рассказов перевод одной из версий романа, известный как «Сербская Александрия» [158]. По мнению Я. Лурье , это «типичный средневековый рыцарский роман» [158]. Неизвестно, откуда этот роман появился в монастыре, но по ряду признаков источником называется южнославянская редакция романа, составленная, вероятно, в Далмации по греческим и западноевропейским версиям [161].

При переводе на русский язык вероятно, Ефросин был лишь составителем, редактором и переписчиком, но не переводчиком непонятные читателю южнославянские слова заменялись, изменялись и некоторые сюжетные мотивы, а основная часть романа разделена на сказания [162]. Кроме того, из-за незнания на Руси сюжетов Троянской войны « Илиаду » нередко считали книгой о разорении Иерусалима , многочисленные отсылки к Гомеру сократили [163]. Составители «Сербской Александрии» искусственно христианизировали образ великого завоевателя, приписали ему изречения в христианском духе и представили его как борца за веру [164]. Тогда же появились и сделанные в Речи Посполитой переводы с западноевропейских редакций романа [157].

В Великое княжество Литовское роман попал в виде переводов западноевропейских редакций с латинского языка на старобелорусский язык [166] и сразу же стал одним из самых популярных светских произведений [167].

По имеющейся информации все трое были убиты по приказу предыдущей жены Филиппа II — Олимпиады, которая таким образом хотела расчистить» путь на трон своему сыну Александру, который в дальнейшем и стал великим завоевателем. Вторая гробница Во второй гробнице были найдены останки мужчины и женщины, которая, судя по всему, при жизни была ловкой наездницей. Ученые считают, что это останки сводного брата Александра, царя Арридея, и его супруге, известной как «воительница» Адея Эвридика.

Как известно из хроник, Арридей также был убит по приказу Олимпиады, а его супруга она вынудила покончить жизнь самоубийством.

Дело в том, что его изнасиловал знатный македонянин Аттал причём Аттал был не один, а с друзьями. Павсаний бросился к своему любовнику — царю Филиппу, — требуя правосудия. Но оказалось, что Аттал был дядей новой молоденькой жены престарелого, но всё ещё развратного царя. Поэтому Филипп не дал делу ход. Павсанию предложили смириться и замолчать. Телохранитель был оскорблён до глубины души. Он решил отомстить царю, который так цинично попрал их любовь и дружбу. Павсаний подстерёг Филиппа II у театра и воткнул ему нож в спину.

Старый царь тотчас скончался. Престол для его сына — 20-летнего Александра — был свободен. Но кровавые разборки в царском семействе на этом не остановились. Да, незадолго до гибели царь Филипп женился на 18-летней Клеопатре не путать с царицей Египта — это совсем другая история! Прежняя жена царя и мать Александра — царица Олимпиада — была оскорблена до глубины души. Обычаи Македонии допускали многожёнство, и прежде царица Олимпиада сквозь пальцы смотрела на многочисленные любовные связи супруга. Но тут был особый случай: Филипп на старости лет, по-видимому, действительно сильно влюбился в эту Клеопатру. И даже задумал передать престол её детям. А сына Александра от Олимпиады «задвинуть» на задний план.

Олимпиаду такой поворот событий не устраивал абсолютно. Она возненавидела свою соперницу лютой ненавистью. Час женской мести настал сразу после убийства Филиппа. Новорождённую дочь Клеопатры малютке было не сколько месяцев по приказу Олимпиады задушили на руках у матери. Саму Клеопатру вынудили повеситься. Заодно убили и двоюродного брата Александра Македонского — Аминту. Олимпиада убивала всех — лишь бы расчистить путь к трону для своего любимого сыночка Александра… Бритвой по горлу - и в колодец! При таких обстоятельствах началось правление Александра Македонского. Потом были 13 лет непрерывных боёв, покорение Персии и Индии.

И наконец — смерть. И вновь кончина царя вызвала потоки крови внутри царского семейства. Всё начали, как всегда, женщины. Когда Александр покорял Бактрию, он захватил в плен ослепительную молодую красавицу Роксану. Что такое эта древняя Бактрия? Это нынешний Таджикистан и северный Афганистан.

Александр был с радостью встречен жителями этой страны, измученной продолжительным персидским игом 35. Страбон 36 со слов Каллисфена рассказывает, что Александра побуждали к походу в оазис Сива, к Амонову оракулу, не только жажда славы, так как он знал о неудавшемся походе Камбиза и о путешествиях Персея и Геракла, но и желание узнать от знаменитого оракула свою будущую судьбу и уверится в своем происхождении. Когда Александр прибыл в оазис, то главный жрец Амона дозволил ему войти в храм в обыкновенной одежде, а оракул ясно высказал при этом, что Александр — сын Зевса. По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества. Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти. Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться. В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38. Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести? Получили утвердительный ответ. После того Александр сделал богатые приношения богу Амону и жрецам и отправился в обратный путь. По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает XXYII, 30 , что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион то есть о, чудо! Сказал: о пайдиос! Жрец ошибся в последнем слоге, в окончании слова; но Александр, воспользовался ошибкой жреца и истолковал ее в свою пользу в смысле: о пай Диос то есть о, сын Зевса! После путешествия к храму Амона Александр не раз ссылался на свое божеское происхождение для оправдания своих поступков. Арриан Anab. IY, 9, 9 удостоверяет, что Александр не прочь был принимать и божеские почести, воображая себя действительно сыном Амона, а не Филиппа. Горг украсил Александра, как сына Амона, венком в три тысячи золотых, а сам Александр во время пиров надевал на себя плащ Амона, обувь и рога его, как бог. Курций рассказывает, что когда против Александра составился заговор, то он счел виновником в этом Филота, Парменионова сына, так как Филот, когда узнал, что Александр провозгласил себя сыном Амона, то хотя и поздравил царя с такой честью, но в то же время выразил сомнение относительно благополучия подданных сверхъестественного существа. Филот, защищая себя, сказал, сто он действительно выражал такое сомнение, но не из зависти к царю, а из страха за него, так как ему, Филоту, казалось более достойным Александра — не хвастаться, а молча считать себя потомком Амона. И Филот просил Александра послать кого-либо к Амону, который из любви к своему сыну должен открыть настоящих заговорщиков… Но Филот был казнен. В уверенности относительно божеского происхождения Александр написал Афинянам, что он теперь не дал бы им острова Самоса, который они получили от прежнего царя Филиппа, называвшего себя отцом его Александра. Александр ответил, что он не хочет казаться страшным для своих друзей Plut. По словам Курция, Александр до последней минуты своей жизни не переставал считать себя сыном Амона и, умирая, приказал отправить свой труп к Амону Curt. X, 5, 14. Исполнение этого завещания поручено было Аридэю, но труп царя был задержан Птолемеем Лагу в Мемфисе и погребен в Александрии в великолепном склепе. При этом заслуживает внимание известие византийца Прокопия о том, что в Авгилах на юге от Кирены , считавшихся также местопребыванием Амона, до времен Юстиниана приносились жертвы не только Амону, но и его сыну Александру Македонскому 39. По поводу божеских почестей, воздававшихся Александру и принимавшихся им после его похода в Ливийскую пустыню к Юпитеру Амону, историк Шлюссер замечает, что Александр во всех своих предприятиях придавал большое значение предзнаменованиям, оракулам и чудесам, видя в них действительно средство привязать к себе сердца суеверного народа. Желая впоследствии устроить церемониал своего двора, как следовало обладателю Азии по восточным понятиям и обычаям, Александр воспользовался амонским оракулом, чтобы мало-помалу приготовить свой народ к этой перемене. Он позволил верховному жрецу этого божества назвать себя сыном Юпитера. Старые полководцы Александрова отца, сначала только смеявшиеся над эти титулом, впоследствии, когда обнаружились намерения Александра, стали громко выражать свое негодование. По мнению историка, Александр пользовался своим мнимым божественным происхождением, на которое с тех пор он всегда изъявлял притязание, просто как мудрый политик, понимавший, что этим он мог всего легче держать в повиновении жителей востока. Только позднее этот великий человек, также подавленный избытком счастья, стал злоупотреблять своим титулом полубога и находил удовольствие в пустом блеске мнимого сверхъестественного величия. Он сам верил в невидимый, высший порядок вещей и придавал значение предзнаменованиям и изречениям оракулов. Но еще чаще Александр прибегал к народному суеверию, как к средству для достижения таких целей. По этому же самому побуждению, он позволил назвать себя сыном Юпитера Амонского, стараясь в то же время связать греческие идеи о полубогах с восточным обыкновением смешивать все великое и могущественное с представлениями о сверхъестественном и божественном 40. Историк Вебер замечает, что «желая возвысить величие царского сана и находя необходимым ввести одинаковые монархические учреждения по всей державе, Александр, исполненный мысли о своем божественном призвании, издал постановление, чтобы греческие государства воздавали ему божеские почести. Это было первым шагом к тому, чтоб отнять у ослабевших греков их демократические учреждения, отжившие свое время, и сделал Грецию областью великого царства. Александр хотел поставить греков в такие же отношения к себе, в каких были покоренные им народы Азии. Он хотел, чтоб и греки признавали его своим царем. Афиняне понимали, что требование божеских почестей имеет этот смысл и хотя им не нравилось требование, налагавшее на них печать формального порабощения, но сам Демосфен посоветовал народу не отказывать могущественнейшему царю в исполнении его желания, и народ согласился. Пример афинян оказал решительное влияние на остальную Грецию. Даже в Спарте было принято постановление, высказанное в лаконической форме: «если Александр хочет быть богом, то пусть будет богом».

Смерть в Вавилоне

  • Гробницы отца, братьев и сына Александра Македонского нашли в Греции
  • Новости партнеров
  • Как сегодня выглядят потомки Александра Македонского
  • Что стало с сыновьями Александра Македонского после смерти великого отца?
  • В Греции нашли гробницу сына Александра Македонского -

АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ)

Трилогия "Александр Македонский" Валерио Массимо Манфреди, состоящая из "Сына мечты", "Песка Амона" и "Края света". Изначально считалось, что в царских гробницах находились отец, сын и старший сводный брат Александра Македонского. 2.3 Гробница сына Александра Македонского. Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. Это проявляется не в простом повиновении и лояльности – Александра Македонского объявляют сыном бога Амона и фараоном Египта. В личной жизни Александр Македонский проявлял то же свободолюбие и независимость от чужих суждений, что и в воинском деле.

Вознесение и царствование

  • 8 фактов и преданий об Александре Македонском, чья жизнь сошла бы за неплохой блокбастер
  • Есть ли потомки у Александра Македонского?
  • Бритвой по горлу - и в колодец!
  • Сообщить об опечатке
  • Греция от : Мифы. Древняя Греция. Погода. Туры. Цены. Отдых 2023

Олимпиада / Мать Александра Македонского / Колдунья или мать Бога? / Уроки истории /

Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле. Александр — сын македонского царя Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады (была одной из семи или восьми жен Филиппа). Смотреть ответ на вопрос: чьим сыном был александр македонский? Сын Македонского царя Филиппа, Александр Великий1 пользуется в истории столь громкою и широкою известностью, что с ним не может сравниться в этом отношении ни один из европейских и азиатских великих завоевателей. Несмотря на то что прямые потомки Александра Македонского не смогли удержать власть, его культурное и генетическое наследие продолжает жить в современных народах. У Александра Македонского был один законнорожденный ребенок, сын по имени Александр IV Македонский.

Олимпиада / Мать Александра Македонского / Колдунья или мать Бога? / Уроки истории /

Учёные сходятся во мнении, что в гробнице III, обнаруженной в Вергине, похоронили Александра IV — сына-подростка Александра Македонского. Исследователи полагали, что это останки отца, сына и старшего сводного брата Александра Македонского. Heracles, Hercules; 327—309 до н. э.) — сын македонского царя Александра Македонского (Великого) от его любовницы Барсины.

Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь

Впоследствии Александр Македонский широко эксплуатировал эту выигрышную тему своего сверхъестественного происхождения. Олимпии, которым награждался победитель Македонских Игр в Берее (Верия) 200 гг. н.э. Лекция про жену царя Филиппа Второго Македонского и мать Александра Македонского. Александр III Великий, известный также как Александр Македонский (лат. Alexander Magnus) родился 21 июля 356 года до нашей эры в семье македонского царя Филиппа II в Пелле (столица Македонии). Олимпии, которым награждался победитель Македонских Игр в Берее (Верия) 200 гг. н.э. Александр Македонский — воспитанник Аристотеля, сын Филиппа Македонского, Александр прославился в Европе и Азии так, что имя его на тысячелетия стало образцом воина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий