Российская сторона приглашена на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии, которое состоится 6 июня, пишет агентство France Presse. – Алексей, говоря о высадке союзников в Нормандии, хочется прежде всего поговорить о сроках. Вчера, 6 июня, исполнилось 66 лет со дня успешного начала операции союзных войск по высадке в Нормандии в 1944 году. В британском Портсмуте сегодня прошла торжественная церемония по случаю 75-летия высадки союзников в Нормандии.
Франция официально пригласила Россию на 80-летие высадки союзников в Нормандии
Оплата каждые 30 дней. Высадка союзников в Нормандии 6 июня 1944 года – операция «Нептун» – стала крупнейшим морским десантом за всю историю Второй мировой войны, да и вообще за всю историю войн, которые вело человечество. Фото: РИА Новости. Министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью радиостанциям «Комсомольская правда», Sputnik, и «Говорит Москва» заявил, что Россия не получала никаких приглашений на празднование 80-летия высадки в Нормандии 6 июня. Как уже было упомянуто, высадка в Нормандию являлась одной из крупнейших стратегических операций Второй мировой войны: только Соединённые Штаты планировали разместить во Франции более миллиона солдат. Вторжение в Нормандию началось с массированного ночного парашютного десанта и высадки на планерах, воздушными атаками и обстрелом немецких береговых позиций флотом, а рано утром 6 июня началась высадка десанта с моря. Странное сравнение потерь при высадке союзников только за один день и потерь в Сталинградской битве за несколько месяцев.
Высадка в Нормандии - Normandy landings
Их гнали в атаку во имя сохранения единства Западного мира и противостояния СССР, уже, фактически, сломавшего хребет Третьему рейху. Что было бы, не высадись тогда англо-американский десант на французских пляжах? Единая Германия — в виде ГДР, естественно. Социалистические Франция, Греция, Италия — а то и все европейские страны без исключения. Недобитому британскому льву осталось бы только шипеть и плеваться со своего острова, а американскому орлу и дальше щелкать клювом за океаном. И никакого НАТО, заметьте! Эх, красота... Они уже тогда не были нашими союзниками — несмотря на все фальшивые клятвы, дававшиеся Сталину в Тегеране в 1943-м. Именно исходя из этого позволю себе утверждать, что попытки поставить высадку в Нормандии в ряд «величайших сражений Второй мировой», а то и объявить ее «переломным моментом» таковой являются ничем иным, как гнусной ложью и оскорблением памяти наших героических предков, в действительности выигравших ту Войну.
А нынешние телодвижения Запада — вроде выпуска памятных монеток, где среди знамен победителей нацизма нет ни советского, ни российского флага или устраивание «междусобойчиков» на французских пляжах без нашего, опять-таки, участия, но с приглашением представителей стран, бывших союзниками Гитлера... Все это суть ничто иное, как жалкая и гадкая попытка примазавшихся к победе, мягко говоря, далеко не первостепенных участников войны «махать кулаками» после не ими выигранной драки. Но мы-то знаем правду! Так что заранее прошу извинить за все упущенное. Впрочем, вы меня дополните — при необходимости... Даввайте остановимся на основополагающих моментах, коснувшись, прежде всего, тех, о которых истратившие на возвеличивание «Нептуна» тонны бумаги и километры кинопленки деятели избегают упоминать самым старательным образом. Ну, вот хотя бы — о подготовке к высадке... Очень много написано, к примеру, о проводившихся для ее обеспечения масштабных кампаниях по дезинформации и отвлечению внимания гитлеровцев на ложные пункты предполагаемой высадки.
Гораздо более скупо западные военные историки повествуют о маневрах союзников, предшествовавших операции в Нормандии. Тому есть вполне конкретные причины. С 22 по 30 апреля на побережье британского графства Девон развернулись УЧЕНИЯ под кодовым названием «Тигр», которые, собственно говоря, являлись генеральной репетицией «Нептуна». Все данные по ним оставались засекреченными самым серьезным образом вплоть чуть ли не до самого последнего времени, поэтому некоторые эпизоды имеют различные толкования и варианты изложения. Например, первый акт трагедии, случившийся 27 апреля. По одной из версий, его причиной стал перенос начала маневров на час позднее. Но, поскольку система радиосвязи британцев и янки не была унифицирована, узнали об этом не все. Часть судов прибыла ко времени, назначенному ранее, и...
Согласно иному толкованию, по солдатам, успешно отработавшим высадку на берег, кинжальный огонь открыли их товарищи, которым в этой тренировке выпала роль «обороняющихся гитлеровцев». Все бы ничего, да только по какой-то причине стрельба велась не холостыми, а вполне боевыми патронами! Так или иначе, но количество жертв этого рокового дня оценивают примерно в полтысячи человек. Официальные данные по инциденту не обнародовались никогда. В общем, колошматили сами себя и радовались. А теперь гордятся! Надо еще отметить, что, буквально на следующий день, 28 апреля, произошло событие, с лихвой переплюнувшее friendly fire на девонском пляже — как по масштабам нелепости, так и по количеству пролитой крови. Оказавшийся глубокой ночью в заливе Лайм конвой Т-4 состоял из восьми тихоходных десантных судов LST landing ship tank и двух кораблей прикрытия.
То есть, это запакованные в баржах, как кильки в банках пехотинцы так думали... На самом деле, охранял Т-4 всего один британский корвет «Азалия». Эсминец «Скимитар», накануне не разминувшийся с одним из транспортных судов, вышел было из порта, но вынужден был вернуться для ремонта. Каким образом девять торпедных катеров Кригсмарине, выметнувшихся из тьмы волчьей стаей, оказались в том же заливе? В случайность, о которой пытаются твердить некоторые историки, верится слабо. Более правдоподобным представляется вариант простейшей «прослушки» радиообмена союзников. На это немцы были большие мастера. А еще они не были трусами.
Не видя в темноте ни черта и рискуя нарваться на вражеские эсминцы, они атаковали... LST-507 27 апреля 1944 года — пока всё более-менее в порядке Первая торпеда влетела в борт LST-507, превратив его в пылающий факел. От второй, выпущенной четверть часа спустя, взлетел на воздух дождем обломков LST-531. Третья торпеда досталась LST-289. После этого опомнившиеся от первого шока союзники начали, наконец, палить из всего, что имелось на борту. Этим огнем был успешно подбит LST 511, а немцы, совершенно справедливо решив, что дальше тут справятся и без них, растворились в ночи, не получив ни единой пробоины. Самое замечательное, что пилота Королевских ВВС Британии Пита Невилла, ставшего свидетелем творящегося в заливе кошмара и попытавшегося доложить о нем на ближайшую базу Болтон Хед, там в ответ обматерили и потребовали не засорять эфир глупостями, поскольку в этом районе идут учения и ничего более. Повреждённый LST- 289 Цифра погибших в водах Лайма называется опять-таки, разная — от около 800 до 1500 человек.
Есть, кстати, подозрения, что в это число вписали и жертвы предыдущего инцидента... Так или иначе, но официально гриф секретности с этих событий был снят только в 1986 году, а соответствующую табличку на Арлингтонском военном кладбище установили еще девять лет спустя. Неудивительно — ведь, как выяснилось впоследствии, абсолютное большинство американских морских пехотинцев, канувших в воды залива Лайм, либо не знали, где на корабле находятся спасательные жилеты, либо... А и правильно: на фига козе баян, а морпеху — спасжилет?! Этот эпизод особо рекомендуется к прочтению любителям поговорить о царившем в годы войны в РККА «беспределе», «заваливании трупами» и «замалчивании в СССР истинных масштабов потерь». На ком кровь «Омахи»? Если кто-то решит, что такая страшная цена, уплаченная за подготовку к высадке, впоследствии обернулась меньшим количеством жертв во время ее проведения, то глубоко ошибется. Людей там положили немерено.
Опять-таки — предвижу возражения: «Ну, так ведь это была величайшая морская десантная операция за всю историю войн! Вот только тут имеются нюансы, которые непременно надо разъяснить, прежде чем начинать разговор о самом «Нептуне». В 1944 году о тысяче неприступных опорных пунктов и 300 тысячах обороняющих их солдат фюрер мог уже только помечтать. К моменту высадки союзников возведение реальных фортификационных сооружений не было закончено ни на одном из участков «вала». О вооружении этой «крепости» и говорить не приходится — немцы стащили туда весь ржавый хлам, который выбросить было жалко, а использовать против настоящего противника — глупо. Французские орудия, польские, чешские... Примерно то же творилось и со стрелковым вооружением. По оценкам некоторых исследователей, вся эта армада использовала две с половиной сотни различных видов и типов боеприпасов, многие из которых имелись в крайне ограниченном количестве — чуть ли не по паре выстрелов на пушку.
А уж что за личный состав там был! Выражение «полторы калеки» будет, пожалуй, наиболее точным его описанием. Примерно половину оборонявших «Атлантический вал» вояк составляли лица, очень, мягко говоря, ограниченно годные к несению службы в военное время. Таким образом укомплектовывались 716 и 709 пехотные дивизии Вермахта, переполненные «воинами», страдавшими любыми мыслимыми хворями — от плоскостопия до жестоких расстройств желудочно-кишечного тракта, а также теми, чей возраст вплотную приблизился к преклонному. Мало того — вторую половину этого весьма экзотического войска составлял и вовсе откровенный сброд — «хиви», бойцы «Восточных батальонов», разнообразные представители оккупированных немцами стран, отловленные по укромным уголкам и поставленные под ружье силой. Геройски погибать за Рейх и фюрера вся эта разношерстная братия совершенно не рвалась. Немецкие пленные на пляже «Юта» в Нормандии под конвоем военных полицейских 8-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии США. Вот вам в доказательство снимок военнопленных немцев.
Немецкие военнопленные, сдавшиеся при высадке американцев в Нормандии, несут своих раненых в американский полевой госпиталь. Справа вверху грузовик-амфибия Dukwi. Пляж Сен-Лоран-сюр-Мер. В плен сдавались пачками, зачастую не попытавшись сделать даже и одного выстрела по высадившимся десантникам. Единственное, по сути, боеспособное подразделение — 352 пехотная дивизия Вермахта, имевшая опыт боев на Восточном фронте, встретила американцев на плацдарме «Омаха». Вот по событиям, развернувшимся на нем, и можно судить о том, что было бы, столкнись союзники в Нормандии с настоящим врагом... Как известно, все зоны высадки в Нормандии имели у союзников свои условные обозначения. Американцам достались «Юта» и «Омаха».
Если на «Юте» воевать было, практически, не с кем, то «Омаха» сполна собрала с десантников кровавую дань. И дело тут было не только в том, что им противостояли настоящие солдаты — вроде ефрейтора-пулеметчика Генриха Северло, в одиночку выкосившего из своего MG42 чуть ли не пару тысяч американцев. Сказать, что высадка на данном участке была организована бездарно — это ничего не сказать.
Руководство союзников, тщательно проанализировав масштабы вероятных потерь в случае вторжения на этом участке, сразу отказалось от такого простейшего варианта высадки морского десанта. Англо-американские союзники прекрасно понимали грандиозность масштабов запланированного вторжения и настоятельную потребность в мощной морской инфраструктуре для обеспечения успешного продвижения своих армий во Франции. Немецкое командование также признавало тот факт, что противнику в случае их вторжения в континентальную Европу будет необходимо иметь порты, через которые должны снабжаться войска. Поэтому немцы считали, что лучшего варианта, чем Па-де-Кале , где существовало множество отличных портов, не существует. Исходя из этого, Верховное командование Вермахта и, в частности, командование войск «Запад» [en] концентрировало свои главные силы в этом регионе. Позже выяснилось, что немцы менее всего ожидали высадки союзников именно на нормандском участке « Атлантического вала ».
Это объясняется тем, что немецкое командование считало Нормандию непригодной для высадки из-за отсутствия соответствующей морской береговой инфраструктуры для выгрузки войск и военных запасов, и не догадывалось, что союзники на начальном этапе вторжения рассчитывали обойтись без захвата морских портов, вместо этого планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри» , которые должны были компенсировать эти недостатки. Соответственно, союзному руководству пришлось направить своё внимание на менее привлекательную, но гораздо более безопасную зону Нормандии и Бретани. Полуостров Бретань имел много преимуществ, в частности, отличные мощные порты, такие как Брест , однако общее расстояние от морского побережья южной Англии и возможности дальнейшего снабжения войск и сил были крайне ограничены. К тому же высадка на побережье Бретани могла привести к тому, что немцы просто заблокировали бы союзников и лишили их возможности прорваться на оперативный простор. Нормандское побережье практически не имело удобных портов, которые бы удовлетворяли потребность союзников в выгрузке войск, техники и имущества, за исключением Шербура , который к тому же находился почти в тупике полуострова Котантен. Возможности остальных портовых структур, которые имелись на этом направлении, были незначительны и в планах вторжения они не играли существенной роли. Плацдарм, прилегающий к побережью Сенской бухты, можно было изолировать от контратак наземных войск противника, расположенных на территории Франции и Германии , разрушая мосты и переправы и устанавливая контроль над многочисленными путями, которые вели к Сенской бухте. Кроме того, Сенская бухта не имела островов, банок , отмелей или рифов у берега. От постоянных западных ветров её прикрывал полуостров Котантен.
Просторные песчаные пляжи давали возможность одновременно высаживать большое количество войск и боевой техники. Также определённую роль играло то, что глубина Сенской бухты исключала действие немецких крупных и средних подводных лодок [13]. Правда, порты Шербур и Гавр были базами для вражеских торпедных катеров и подводных лодок, однако отсутствие в полосе вторжения других крупных городов не давало возможности создать устойчивые очаги обороны войскам Вермахта. Рассматривая вариант с Нормандией , планировщики пришли к выводу, что это направление более привлекательно прежде всего из-за близости побережья к британским портам. Проблема портов имела два аспекта её решения: первый — создание временных портов, второй — наращивание сил на плацдармах и захват крупных портов, прежде всего Шербура [14]. Исходя из этого, возникла задача обеспечить условия для успешного захвата этого порта. Фельдмаршал Бернард Монтгомери настоял на том, чтобы включить в план вторжения пятый плацдарм, расположенный за водной преградой реки Орн , который впоследствии получил название «Юта». После дальнейшего всестороннего анализа данных разведки и оценки сил противника районом проведения десантной операции в конце концов стало побережье Нормандии — там укрепления были мощнее, чем в Бретани , но не так глубоко эшелонированы, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем в Па-де-Кале , но меньше, чем в Бретани.
Значительную роль также сыграли большое количество военно-морских баз и портов на южном побережье Великобритании, относительно малые расстояния от них до побережья Франции и господство авиации союзников в воздухе — благодаря этому можно было спокойно осуществлять посадку войск на транспортные средства и переход армады морем ночью. Боевая подготовка десанта. Наконец, было решено воспользоваться отрезком времени между приливом и отливом и осуществить высадку первого эшелона на берег через 40 минут после рассвета. Но поскольку разница времени между моментами полной воды на восточном и западном берегах сенской бухты составляла 40 минут, то для каждого плацдарма было установлено своё время начала высадки, максимальный интервал между которыми достигал 85 минут. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений во время прилива [15]. Первоначально союзники планировали начать операцию в мае 1944 года. Однако, по настоянию Б. Монтгомери , было решено дополнительно высадить ещё один десант на полуострове Котантен сектор «Юта». Из-за внесения изменений в план высадки дату вынужденно перенесли с мая на июнь.
На участке побережья залива Сены, намеченном союзным командованием для высадки, занимали оборону 3 германские пехотные дивизии две из них стационарные — без автотранспорта. Высадка в ходе операции «Оверлорд» и последующие боевые действия в Северной Франции. Для проведения операции «Оверлорд» на территории Великобритании были сосредоточены союзные экспедиционные силы верховный главнокомандующий — американский генерал армии Д. Эйзенхауэр , включавшие 21-ю группу армий [британский генерал Б. Монтгомери ; американская 1-я армия, британская 2-я армия, канадская 1-я армия; всего около 1,6 млн человек, 6 тыс. Ли-Мэллори; американская 9-я воздушная армия, британская 2-я тактическая воздушная армия , союзную стратегическую авиацию британское бомбардировочное командование, американская 8-я воздушная армия стратегической авиации , союзные экспедиционные ВМС английский адмирал Б. Всего в них насчитывалось около 2,9 млн человек, около 10,9 тыс. Экспедиционные силы союзников в штормовую погоду внезапно для германского командования и при полном господстве на море и в воздухе в ночь на 6 июня высадили в Нормандии морские и воздушные десанты и к 12 июня сосредоточили на плацдарме до 12 дивизий.
В декабре 2023 года президент Франции Эммануэль Макрон допустил приглашение российского лидера Владимира Путина на юбилей высадки союзников. До этого он заявил о готовности возобновить контакты с Путиным. Он пояснил, что если у президента России есть готовность вступить в диалог и серьезные предложения по продвижению вперед, выходу из конфликта на Украине и построению прочного мира, то есть такого, который уважает международное право и, следовательно, интересы и суверенитет Украины, то он готов к его возобновлению.
Что еще почитать
- Материалы рубрики
- Нормандская операция: как освобождали Францию - Статьи
- МИД: Высадка в Нормандии не оказала принципиального влияния на исход Второй мировой войны
- 30 фото высадки союзников в Нормандии — (День Д) операция «Оверлорд» в 1944 году
- День высадки в Нормандии
- Материалы рубрики
Первая победа
- Россию пригласили на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии, но с оговоркой
- Рекомендуемые
- Комментарии
- Второй фронт: правда и мифы
- Второй фронт: правда и мифы / Территория истории
Россию пригласили на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
Эта высадка стала крупнейшей десантной операцией в истории: всего Ла-Манш пересекли тогда около 160 тысяч военнослужащих союзных войск. Основные памятные мероприятия в День Д обычно включают возложение венков у памятников десантников и проведение встреч с ветеранами. Но в 2014 году, в честь 70 годовщины со дня высадки, торжества прошли особенно пышно.
Конструкторы скрипели мозгами у чертежных досок, пытаясь создать лучшие решения. Сборка элементов гавани «Малбери» в АнглииИсточник: Wikimedia Работали в этих целях и рискующие жизнью разведчики. Создателям искусственных гаваней надо было знать точные параметры прилива и отлива у нормандских берегов. Для этого по ночам к берегам оккупированной Франции регулярно отправлялась спецгруппа гидрографов. Они занимались промерами глубин, а также забирали пробы пляжного песка и иных видов грунта. Последнее было надо, чтобы понять, будет ли вязнуть техника сразу после съезда на пляж с дороги искусственной гавани. Проект получил название «Малбери» — то есть, «шелковица».
После множества экспериментов с опытными образцами пришли к сочетанию волноломов, искусственных пирсов и плавучей дороги, по которой должны были двигаться грузовики и танки, выгружаемые с кораблей. Достигнув твердой почвы, они должны были съезжать на берег и далее использоваться по назначению. Источник: Wikimedia Чтобы лучше встречать удары моря, волноломы сделали из кессонов. Набирая или откачивая воду, они могли менять глубину, подгоняя себя под разные варианты непогоды. Дополнительной подстраховкой служили семь десятков старых судов, которых не было жалко.
Две гавани «Малбери» начали создаваться в сентябре 1943 года. Все было готово всего за полгода — времени до планируемой высадки оставалось с запасом. Туз в рукаве 6 июня при поддержке авиации и корабельной артиллерии началась высадка. В тыл немцев был выброшен воздушный десант, с моря также высаживались войска.
Захватив плацдарм и укрепившись на нем, союзники принялись копить войска на берегу для новых ударов. Тут в дело и вступили гавани. Их значение было трудно переоценить. За девять месяцев работы с их помощью было высажено на берег более двух с половиной миллионов человек и выгружено полмиллиона единиц техники. Количество полезных грузов, которое удалось доставить на пляжи Нормандии при помощи «Малбери», исчисляется в миллионах тонн. Последствия шторма, обрушившегося на гавани «Малбери» 19 июня 1944 года Источник: Wikimedia Правда, одна из этих раскинувшихся на морскую милю каждая гаваней проработала совсем немного — уже 19 июня налетел шторм и разнес ее на куски. Зато вторая продолжала стоять. То, что оставалось на плаву, бросили на ремонт и укрепление второй «Малбери», и та уже выполняла свой долг до конца.
Россию пригласили на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии Париж , 16 апреля, 2024, 16:25 — ИА Регнум. Делегацию России пригласили на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии во время Второй мировой войны, которое состоится 6 июня 2024 года. Тем не менее Россия приглашена и будет представлена, с тем чтобы почтить важность участия и жертв советского народа, а также его вклад в победу 1945 года», — заявил представитель компании. Как сообщало ИА Регнум, ранее 16 апреля лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо написал, что приглашение Парижем России на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандию станет плохой новостью для главы киевского режима Владимира Зеленского.
D-Day во Франции: День высадки союзников в Нормандии
Организаторы мероприятия по 80-летию высадки войск союзников в Нормандии пригласят Россию, но не президента Владимира Путина, заявили организаторы Mission Libération. Российская сторона приглашена на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии, которое состоится 6 июня, пишет агентство France Presse. 6 июня 1944 г. – высадка союзников в Нормандии.
Высадка союзников в Нормандии стала возможна лишь благодаря СССР
Высадка в Нормандии, или День «Д» — одно из самых смелых наступлений Второй мировой войны и крупнейшая морская десантная операция в мировой истории – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, вторая мировая война. Высадкой морского десанта (кодовое название "Нептун") в Нормандии командовал адмирал Бертрам Рэмзи. Операция союзников по высадке войск в Нормандии началась с рассветом 6 июня. Россия приглашена на празднование 80-летия высадки в Нормандии, передает французская радиостанция BFM со ссылкой на организаторов мероприятия Mission Liberation.
Второй фронт: 75 лет со дня высадки войск союзников в Нормандии
День "Д": Высадка в Нормандии» (Документальный, история, исследования, 2019). Александр Македонский 6 11.03.2023. Если факты мистификации высадки в Нормандии подтвердятся, то уже к началу нового учебного года это будет отражено в обновлённом школьном курсе истории. Дата начала высадки вошла в историю как «День Д»: это был первый этап операции «Оверлорд», позволивший открыть второй фронт в Западной Европе.
D-Day во Франции: День высадки союзников в Нормандии
Оплата каждые 30 дней. Однако в день «Д» в высадке участвовало одно отдельное подразделение чернокожих, это 330-й батальон заградительных аэростатов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 16 апреля заявил, что Москва пока не получала от Франции приглашение на празднования, приуроченные к 80-летию высадки союзников в Нормандии.