А сколько получают в Мск заштатные батюшки в приходе в обеспеченном районе? Правда ли, что религиозные организации теперь могут не платить сотрудникам даже минимальную заплату, сколько в среднем получают в православных храмах и есть ли там рабочие места, рассказали РИА Новости представители законодательной власти и церкви. Священники Русской православной церкви в регионах зарабатывают до миллиона рублей в месяц. Сколько получает священник в православной церкви. Получают ли священнослужители попы доходы в церкви? Существует множество мнений и различные способы финансирования церкви и доходов священнослужителей попов.
Совершивший каминг-аут бывший ростовский священник рассказал о доходах и зарплатах в храмах РПЦ
Эти две категории людей и создают денежный поток прихода. Делают они это тремя разными способами. Во-первых, это пожертвования. В каждой церкви стоит запертый на замочек ящик для таких взносов. А при большом стечении народа настоятель обычно запускает блюдо для пожертвований, которым обносят всех пришедших на службу. Во-вторых, в каждой церкви действует церковная лавка. Формально считается, что торговать в храме нельзя, поэтому работа лавки считается обменом пожертвованиями: верующие жертвуют на храм, а храм в обмен дарит им свечи, крестики или книги. Но, как ни назови, а этот процесс приносит кое-какой доход. Наконец, в-третьих, деньги церкви поступают за требы.
Крестины, освящение машин, квартир, отпевания. Там отпевания идут регулярно, поэтому доход гарантированный, — рассказывает Ксения Лученко. Там бесконечный поток пассажиров. Ну и хорошим местом считается церковь в спальном районе вроде Бутово или Солнцево. Дома вокруг высотные, народу много, без денег не останешься. Оценить средние доходы московских приходов совершенно невозможно. Разница между ними может достигать нескольких порядков. Сколько денег опускают в кружку и какова их судьба, знают только настоятель и какие-то его приближенные.
А вот если есть крупные спонсоры, то они с большой вероятностью свои деньги отслеживают. С этими людьми отношения особые: настоятель ходит к ним на дни рождения, приглашает их на свои праздники. Это — отдельная каста. Но такие спонсоры есть далеко не у всех. Когда дело доходит до массовых жертвователей, ситуация выглядит совсем по-другому. Ведь вы когда говорите про прихожан, вы забываете, что среди них несовершеннолетние и бабушки. Совсем не все представители среднего класса. Чаще это обычные люди, у которых есть только железная мелочь, чтобы пожертвовать.
По словам миссионера, в его приходе пожертвования, доход от церковной лавки и от треб приблизительно сопоставимы. Эти доходы очень неравномерно распределяются по календарным отрезкам. А летом все в отпусках и на дачах. Поэтому многие сотрудники прихода уходят в неофициальный отпуск. Или ищут мирскую работу». Андрею доводилось делать это и самому. В прошлом году он устраивался работником кухни во время уличных фестивалей. В этом думает подрядиться на реставрационные работы.
Иногда подрабатывают в миру даже священники. Кто таксует, кто ремонтирует бытовую технику. Уровень доходов у церковных людей может отличаться в разы. Но их достаточно мало. Значительно больше среди священников сравнительно бедных людей. В селе это зачастую просто нищая жизнь. Но, как правило, совсем голодная смерть священнику не грозит, прихожане его кое-как прокормят. Но и сколотить на этом какие-то деньги тоже сложно.
За месяц в Епархии денег не стало? Аноним: Если приход маленький, ты сам себе и платишь зарплату. Сплошная комерция. Аноним 505 Моя мама дружит с женой священника. Не знаю сколько официально, думаю немного.
Основной заработок это отпевание, крещение и прочее. Очень хорошо зарабатывает. Одеждой и продуктами обеспечены все родственники и друзья. Церковь недалеко от дома, небольшая такая, не думаю, что там супер богатый приход Вспомнила случай. Развод не приветствуется, а у священника этого любовница, жена как узнала побежала жаловаться.
Объема продаж церковной атрибутики. Наличия попечителей. Возможности заниматься коммерческой деятельностью. При многих храмах организованы предприятия: по выпечке хлеба, изготовлению изделий — как связанных с религией, так и нет. Но не все, что попадает в церковную казну, уходит на зарплату священников и других служителей. Из доходов выделяют средства на оплату коммунальных услуг, содержания церковных школ и подобного. После окончания духовной семинарии выпускники мечтают, чтобы их направили в приходы в крупных городах, в которых нет большого количества церквей. Чем больше прихожан, тем выше шанс на достойное существование.
Читайте также Повышение зарплаты бюджетникам в 2024 году в России — последние новости Все работники, получающие зарплату из государственного бюджета учителя, ученые, чиновники, сотрудники правоохранительных органов и т. Однако не совсем… Сколько зарабатывает священник в Москве В Подмосковье доходы намного выше, чем в остальных регионах России. Средняя зарплата священнослужителей — от 60 тыс. Но это не общий доход. Дополнительный заработок: требы; поступления от продаж атрибутики.
Законодательство у нас одно для всех, оно в полной мере распространяется и на священников, и на храмы, и на зарплаты, которые выплачиваются — каждый из нас платит налоги в полном объеме», — заверил Владыка.
По словам митрополита Илариона, наиболее обеспеченными в материальном плане являются церковные приходы, где много прихожан. Чаще всего это бывает в крупных городах — таких, как Москва, Санкт-Петербург и другие. Немаловажную роль играет то, в каком районе находится храм, новый он или исторический памятник.
Сколько зарабатывают священники
При выполнении своих обязанностей Патриарх должен выглядеть представительно, как того требует его сан. А вот личный быт Святейшего, скрытый от посторонних глаз, должен быть устроен очень просто и без изысков. Митрополит Митрополит — епископский титул Русской Православной Церкви, относящийся к высшему рангу. Он является главой церквей области, города или провинции.
Заработная плата митрополитов зависит от определенного процента, высчитанного из доходов, получаемых церковью. Например, митрополит Волоколамский Илларион в беседе с корреспондентом РИА Новости сказал, что его заработная плата составляет всего 24,5 тысячи рублей. Помимо этого, он получает гонорары за свои книги, которые достигают 5-6 миллионов рублей в год.
Настоятель храма Настоятели храмов — главные «лица» церковных приходов.
Как правило, за это он что-то получает», — рассказал иерарх. Священник подчеркнул, что в церкви не принято устанавливать ценники за такие вызовы. Ранее глава РПЦ патриарх Кирилл призвал закрепить за каждым вузом страны так называемых университетских священников. Такая традиция, по его словам, существовала до революции.
К примеру, один батюшка торговал молоком и зарабатывал больше, чем на свечках. Доход облагается налогом, но всё же это уже что-то. Во многом священнику помогают прихожане. Если есть люди инициативные, с головой и руками, то они и ремонт способны обеспечить и скидку выбить, где потребуется. Обряды и таинства которые проводят православные священники Крещение Таинство крещения самый первый церковный обряд в жизни человека. Крещение может совершаться в любом возрасте. Но РПЦ более приветствует крещение ребенка в младенческом возрасте. В процессе обряда практикуется трехкратное погружение младенца в воду. Людей старшего возраста просто окропляют святой водой. В обряде обязательно должны участвовать крестные родители — выбранные родителями люди, которые обязуются оказывать помощь в воспитании ребенка и приобщить к вере. Миропомазание Этот обряд совершается после крещения. Его может проводить только православный священник. Этот процесс заключается в помазание святым миром ушей, глаз, носа, рук и ног человека. Считается, что только после этой процедуры он полноценно приобщается к православной церкви. Также миропомазание совершается в отношении иноверцев переходящих в православие. Исповедь Покаяние, или таинство исповеди, обычно предшествует причастию. Исповедь проводиться индивидуально со священником и проходит в сугубо добровольном порядке. До исповеди священник обычно читает молитву тем самым настраивая верующего на соответствующий лад. После молитвы человек высказать то что накопилось у него на душе и признается священнику в совершенных им грехах. После окончания обряда священник накрывает голову верующего епитрахилью —частью облачения, которую священник носит на шее. Священник совершает крестное знамение, а человек целует Крест и Евангелие.
Ответить Шустов Фёдор 7 лет назад Что значит "кроме них никто не обязан" Предприниматели иногда содержат "Свою фирму", фотографы "вкладываются в дело", конечно "приход" помогает содержать как и клиенты поддерживают и фирму и дело и фото, но "кроме них никто не обязан" странно по меньшей мере... А само духовенство не "вкладывается в дело" разве? А то "кроме прихода никто не обязан" Пожертвования дело добровольное и делаются не по обязанности а от избытка или по велению сердца, а то ей Богу получается продал фирму купил приход, какое счастье что не все Духовные Отцы такие Ответить Ирина 7 лет назад Батюшка! У меня такой вопрос- мои родители подружились с матушкой,так как часто посещают храм и водят внуков,моих детей, в воскресную школу,где преподает эта матушка. Меня устраивает абсолютно только пребывание моих детей в стенах школы и на службе в храме. Я не хочу сближения своих детей ни с матушкой, так как часто хожу на исповедь к её мужу,ни более близких отношений вообще между семьями. Зашёл разговор о гостях. Как не допустить ненужного навязываемого матушкой сближения,ведь как потом искренно ходить на исповедь,не утаивая от Бога,например то,что мне не нравится,когда моя мать вынуждена отвозить внуков матушки на машине,когда у нас свои планы,своя семья?
В РПЦ назвали зарплаты священников
Давайте узнаем, сколько получают священники, и кто оплачивает их расходы? Сколько получают священники в россии? Как и сколько зарабатывает священник в церкви разных стран. Какая зарплата у священнослужителей и от чего она зависит? Сколько получает священник, зависит от множества факторов. Экс-клирик Успенского храма в Московской области Максим Каскун назвал вопрос о росте зарплаты в церкви самым большим грехом для православных христиан. Доход российского священника нестабилен и зависит от многих факторов, поэтому точные цифры назвать трудно. некоторых отдаленных деревнях батюшки зарплату вообще не получают, трудятся во Славу Божью. Главная» Новости» Средняя зарплата батюшки в церкви.
Митрополит Иларион рассказал о зарплатах священников
Сколько получают священники разных конфессий в России? Все же в Православной Церкви обыкновенное священство имеет возможность жениться и, соответственно, у священников есть дети. Месячная зарплата священника достигает 1 млн рублей, что в несколько раз выше заработка чиновника. в Москве настоятель храма получает от 100 000 рублей до миллиона, а рядовой священник — от 60 000 до 80 000 рублей.
О доходах духовенства
Главная» Новости» Служащие в церкви получают зарплату. Митрополит Евгений раскрыл, сколько зарабатывают священники и как он относится к спецоперации. Из чего складывается доход священника Сколько получает священник, зависит от множества факторов: Региона и адреса церкви.
Получают ли священники зарплату?
Их месячный заработок составляет от 20 до 40 тысяч рублей. По словам председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона, в регионах они получают еще меньше. Иногда священники живут не просто скромно, но очень бедно, - отметил митрополит Волоколамский Иларион.
Но думаю, что если мы рандомно проедемся по Беларуси, посещая каждый храм в каждом населенном пункте по пути следования, и будем смотреть на машины священников, то найдем достаточно малый процент автомобилей представительского класса. Все-таки чаще люди говорят о вещах из ряда вон выходящих. О том, что ненормально. То есть если ты говоришь со мной о Mercedes, значит, ты сам признаешь, что это не норма. Я же, признавая проблему, хочу обратить твое внимание, что в массе мы не ездим на крутых автомобилях. Я бы различал христианство и христиан. Мы люди, мы несовершенны. К сожалению, часто вещи, которые мы проповедуем, в жизни реализуются очень плохо.
Но есть и несовпадения. Вообще, грехом мы считаем оскорбление образа Бога в себе или в своем ближнем. Нарушение ПДД — да, это плевок в те правила, которые написаны кровью, поэтому я считаю это грехом. Мы все пациенты, которые лечатся от греха. У кого-то лечение протекает более успешно, у кого-то менее. А кто-то вообще демонстративно забивает на предписания врачей и смывает таблетки в унитаз. Все случаи уникальны, но мне хотелось бы верить, что среди моих сослужителей общая картина более-менее красивая. Священники периодически собираются на общую исповедь, где духовник епархии, один из самых опытных из присутствующих, исповедует других священников. Но вообще, это очень интимный момент. Покаяние не сводится к формальному «Я согрешил».
Настоящее покаяние — это реальное изменение образа жизни. Так сложилось, что в храме, где служу я это Михановичи , нет никаких цен и никаких такс. Если тебе нужно крестить ребенка, ты просто проходишь собеседование это обязательно. И когда человек задаст вопрос «Сколько? В других храмах может быть такса. Но опять же она может формироваться от потребностей. Такого страха уже нет. Понятно, когда ты впервые получаешь кадило в руки, рука не набита. Но через два-три, не знаю, четыре раза становится ясно, что кадить просто. Нужно соблюдать баланс — это технический момент.
Правда, кадильные угли для кальяна не совсем подходят. Кадильный уголь дает больше дыма, что для кальяна нехорошо. До сих пор эта дырка напоминает, какой я был неопытный. У меня в семинарии не было предмета «Что делать священнику, если во время службы что-то пошло не так». Но когда у меня упал уголь, я сделал вид, что все нормально. Мы все быстро убрали. Храм я не сжег. Централизованного поставщика у церкви нет. Знаю о случаях, когда используется не кагор, но это не в традиции. Не продукт какого-то хлебозавода, а церковный крафт, скажем так.
Это вопрос не догматики, а скорее традиции. Он печется по особой технологии, но момент не сильно принципиальный. Вы же кормите людей с одной ложки? После службы священник, который покормил всех присутствовавших людей с этой ложки, должен потребить все остатки. Мы верим, что в каждом атоме причастия находится сам Бог. То есть ты не выльешь остатки. Самое благочестивое потребление — это в себя. Но это бредовая идея. Потому что самая большая святыня — это причастие, сам Бог, который присутствует на каждой службе в чаше с причастием. И если говорить о брезгливости — да, это момент нашей веры.
Мы верим, что во время совершения таинства ничего болезнетворного передаваться не может. Слушай, ну ты же видишь, сколько людей пришло на службу, и можешь примерно понять, сколько из них будет причащаться. Я лично всегда использую чуть-чуть кагора. Бутылка — на месяц. Но когда приносят совсем крох, снова боюсь, потому что забыл, каково это — держать на руках грудничков. Теоретически я мог бы крестить и своего ребенка. Но я этого не делал, просто чтобы не смешивать для себя священство и отцовство. Это как врач, который не лечит своих домашних. Не выходя из квартиры, я действительно способен совершать добрые дела. Не знаю, у меня есть банковская карточка и интернет — могу пожертвовать кучу денег на лечение ребенка.
Я могу дома молиться. В принципе, качество молитвы не зависит от вашей локации. Храм сам по себе — просто помещение, в котором удобно собираться. При желании и необходимости мы можем собираться в любом другом помещении. Или даже вообще без помещения. Мы приходим в храм потому, что удобно, потому, что здесь проводится служба — литургия. Мы верим, что во время службы происходит какое-то таинство, мистерия. В конце священник выносит чашу с причастием. И мы верим, что в каждой частице причастия, в каждом атоме находится сам Бог. Для христиан принципиально важно причащаться регулярно — желательно на каждой службе.
Если я этого не делаю, то могу быть просто хорошим парнем, который совершает добрые поступки, молодцом, но не христианином. Если человек начнет постить какую-то жесть, понятно, с ним как минимум будет проведена воспитательная работа. Потому как со священника часто берут пример в христианской жизни.
А вот священнослужители — диаконы и иереи — могут выполнять требы, совершать богослужения, заходить в алтарь и возглавлять приход. Существует между ними и промежуточное звено — иподиаконы, которые не считаются священнослужителями, но все-таки имеют право находиться в алтаре. От чего зависят зарплаты работников церкви В распоряжении прихода имеются только те средства, которые пожертвовали прихожане.
Причем пожертвования — это не только те деньги, которые попадают в специальные урны, но и средства, которыми верующие расплачиваются за свечи, требы, крестики и религиозную литературу — словом, за все, что можно отыскать в церковной лавке. Причем «цены», то есть рекомендуемая величина пожертвований за свечи, записки и все прочие «товары», определяется настоятелем конкретного храма. И само собой, такой доход не может быть постоянным: по большим православным праздникам, например, на Пасху или Рождество, сумма пожертвований возрастает в несколько раз, а летом, когда основная масса прихожан, которую составляют пенсионеры, разъезжаются по дачам, существенно падает. Кроме того, итоговая сумма зависит и от местоположения прихода.
Ведь вы когда говорите про прихожан, вы забываете, что среди них несовершеннолетние и бабушки. Совсем не все представители среднего класса. Чаще это обычные люди, у которых есть только железная мелочь, чтобы пожертвовать.
По словам миссионера, в его приходе пожертвования, доход от церковной лавки и от треб приблизительно сопоставимы. Эти доходы очень неравномерно распределяются по календарным отрезкам. А летом все в отпусках и на дачах. Поэтому многие сотрудники прихода уходят в неофициальный отпуск. Или ищут мирскую работу». Андрею доводилось делать это и самому. В прошлом году он устраивался работником кухни во время уличных фестивалей.
В этом думает подрядиться на реставрационные работы. Иногда подрабатывают в миру даже священники. Кто таксует, кто ремонтирует бытовую технику. Уровень доходов у церковных людей может отличаться в разы. Но их достаточно мало. Значительно больше среди священников сравнительно бедных людей. В селе это зачастую просто нищая жизнь.
Но, как правило, совсем голодная смерть священнику не грозит, прихожане его кое-как прокормят. Но и сколотить на этом какие-то деньги тоже сложно. Плюс в силу самой субкультуры среди церковных людей очень много многодетных. Это сильно снижает уровень жизни». В целом, если не учитывать богатых батюшек с хорошими личными спонсорами или тех, кто умеет запускать руку в бюджеты, выделяемые городом на строительные проекты , доход приходского настоятеля в Москве колеблется между 100 тыс. Андрей Тумин сомневается, что настоятель его храма имеет такой доход. Ездит на старой японской иномарке, ей 17 лет.
Чинит ее постоянно. Одевается скромно. Никакой роскоши», — описывает он. Настоятель — это не только «директор» своего прихода, но и формальный руководитель образуемого им юридического лица. Он несет ответственность и подчиняется только епархии. Поэтому уровень доходов остального причта целиком зависит от него. А уровень этот значительно ниже.
Второй или третий священник храма в Москве может жить на 50—70 тыс. Например, в церкви Живоначальной Троицы второй священник ездит на работу из дальнего Подмосковья на электричке. Иногда остается ночевать, деля единственную жилую келью с Андреем Туминым. Бухгалтер, продавец лавки, миссионер и все остальные получают еще меньше. Жалованьем 20—40 тыс. Ведь уборщица нигде не будет получать зарплату, равную зарплате заместителя генерального директора? Хозяйственная логика прихода ничем не отличается от средней по рынку.
Я не слышал, чтобы в православных общинах как-то ставился вопрос об имущественном равенстве. А вот у Андрея Тумина такие мысли возникают. По его словам, привычное для России неравенство в церкви нанизано на оселок индивидуального нравственного выбора — и соответствующего нравственного суда.
Сколько зарабатывают российские священники, и как устроиться работать в церковь
Самый большой доход приходится на Пасху, а также на рождественские и крещенские службы. Еще все зависит от места, где находится приход. Я знаю, что есть приходы, где и 10 тысяч рублей не наберется в месяц. Потому что там придут бабульки, принесут банку варенья, десяток яиц, конфеты, положат на канон и говорят: «Помяни моего дедушку». Большие храмы в областных городах могут иметь 1—2 миллиона рублей в месяц.
Если храм в Москве, то доход может исчисляться миллионами. Этими деньгами распоряжается настоятель. Настоятель — глава юридического лица, местной православной религиозной организации. Храм не может считаться храмом, если на бумаге у государства не зарегистрирован.
Деньги, которые проходят через расчетный счет и отражаются в бухгалтерских документах, нельзя использовать нецелевым образом. Цели прописаны в уставе религиозной организации. Все такие поступления действительно идут на уставную деятельность. Неофициальные доходы у прихода возникают потому, что настоятель не хочет фиксировать большое количество денег.
По разным причинам. Я знаю, что одного священника вызывали наверх, потому что на счету у прихода скопилась большая сумма, а он никуда не тратил. Его из-за этого сняли: надо уметь тратить любые суммы. Не все пожертвования и деньги от продаж иконок проходят через бухгалтерию.
Кстати, вы только думаете, что покупаете крестик в церкви, а на самом деле вы жертвуете рекомендуемую сумму, а взамен получаете крестик. Чисто юридически вы его потом не сможете вернуть, потому что получили его как бы бесплатно. В основном речь как раз об обычных пожертвованиях, когда дядечки и тетечки приносят деньги за свечечки. Если кто-то отстегнул миллиончик на новую колокольню, это большая редкость.
В общем, основной доход — торговля православными сувенирами. Какую наценку делать на товары в церковной лавке, решает настоятель. Самая большая наценка на свечи — в десятки раз. Это деньги из воздуха.
Церковные предприятия вроде свечного заводика — это скорее исключение. В ручном труде задействовано много людей. Они должны где-то жить, их нужно кормить, заказывать производные для товаров. Это сложная схема, но без перспективы получения каких-то сногсшибательных доходов.
Производство —затратное, а потому редкое явление. Если оно и есть, то это скорее социальная деятельность — занять людей или приютить бомжей. Священники в России выполняют роль недопсихологов. С ними люди не лукавят, стараются рассказать самое сокровенное, легко идут на контакт.
Если священника пригласили освящать квартиру, то стараются ему всячески угодить — таким образом завязываются отношения. Священник начинает поздравлять семью с праздниками, те в ответ приглашать его на семейные торжества. Более состоятельным людям священник, конечно, уделяет больше внимания, потому что они пожертвуют больше, чем какая-нибудь старушка. Бывает, священник, видит, что человек работает на заводе, и делится с ним, что вот, мол, строим колокольню, нужна сетка-рабица.
И человек от чистого сердца сетку-рабицу несет. Бывает, приходят священники к директору организации и в лоб говорят: «У меня вот храм в вашем районе, нам нужна машина щебня». Но, как правило, это все же свободная воля. Или появился в области новый завод — приходит батюшка его освящать, а потом мельком говорит о проблемах прихода.
Некоторые могут даже задружиться с директорами. Крупные поступления редко бывают денежными — их часто дают строительными материалами, оплатой счетов за электричество, но не напрямую. Но некоторые конторы заинтересованы в выводе капитала через благотворительность, потому что очень сложно посчитать, сколько денег ушло на строительство храма. Бывает, что смета завышается в два раза.
Расходы Самые крупные расходы — это содержание штата. Есть штатное расписание, где указаны все сотрудники: настоятель, священник, диаконы, свечницы, уборщицы, звонари. Если я глава прихода, могу нанять не свечницу, а владычицу морскую. Унифицированных окладов нет.
Стараются делать не ниже прожиточного минимума, чтобы не было проблем с налоговой. Если человеку нужен стаж, оформляют его на полставки. Зарплата свечницы, допустим, 9 тысяч рублей. У священника чуть больше, чтобы как-то отличаться.
Но там может быть что угодно написано — в основном по минимуму, чтобы платить поменьше налогов. Другая официальная статья расходов — крупные закупки товаров. Здесь действуют вполне рыночные отношения, и настоятель старается найти, где подешевле. В течение года ему звонят разные поставщики, привозят образцы, присылают предложения на электронную почту.
Если в ходу определенные серебряные крестики, их заказывают с запасом. Сейчас все просто: компании доставляют все что угодно. В РПЦ есть «Софрино» — это крупное предприятие, которое производит всю церковную утварь, иконы, сосуды для богослужений, иконостасы, свечи, облачения. Несмотря на то что это необязательный поставщик, каждая епархия должна оформить там заказ, чтобы загрузить производственные мощности.
Обычно епархиям нужно закупиться в «Софрино» на несколько миллионов в год, чтобы не получить проблем с руководством. Если приход очень богатый, то самое дорогое, что могут заказать, — иконостас. Заменить его или сделать новый стоит от 1,5 до 10 миллионов рублей. Хотя такие покупки редки даже в богатых храмах.
В церквях на окраине иконостас часто печатают на фотобумаге, чтобы издалека не было понятно, икона это или репродукция. Кадила, литургические наборы, другие предметы богослужения могут стоить десятки и сотни тысяч рублей. Иногда такие подарки делает какой-нибудь богатей, который выбирает себе храмик и считается его покровителем. Крупные расходы в приходе бывают, когда готовятся к приезду высокого чина.
Некоторые священники в маленьких храмиках даже берут кредиты, чтобы накупить цветов. Так демонстрируют лояльность. Если архиерей один раз сказал священнику, что тут нужен забор, а там надо украсить дорожку, в следующий его приезд священник просто обязан поставить забор и постелить дорожку, даже если она пригодится всего один раз.
Настоятель — глава юридического лица, местной православной религиозной организации. Храм не может считаться храмом, если на бумаге у государства не зарегистрирован. Деньги, которые проходят через расчетный счет и отражаются в бухгалтерских документах, нельзя использовать нецелевым образом. Цели прописаны в уставе религиозной организации. Все такие поступления действительно идут на уставную деятельность.
Неофициальные доходы у прихода возникают потому, что настоятель не хочет фиксировать большое количество денег. По разным причинам. Я знаю, что одного священника вызывали наверх, потому что на счету у прихода скопилась большая сумма, а он никуда не тратил. Его из-за этого сняли: надо уметь тратить любые суммы. Не все пожертвования и деньги от продаж иконок проходят через бухгалтерию. Кстати, вы только думаете, что покупаете крестик в церкви, а на самом деле вы жертвуете рекомендуемую сумму, а взамен получаете крестик. Чисто юридически вы его потом не сможете вернуть, потому что получили его как бы бесплатно. В основном речь как раз об обычных пожертвованиях, когда дядечки и тетечки приносят деньги за свечечки.
Если кто-то отстегнул миллиончик на новую колокольню, это большая редкость. В общем, основной доход — торговля православными сувенирами. Какую наценку делать на товары в церковной лавке, решает настоятель. Самая большая наценка на свечи — в десятки раз. Это деньги из воздуха. Церковные предприятия вроде свечного заводика — это скорее исключение. В ручном труде задействовано много людей. Они должны где-то жить, их нужно кормить, заказывать производные для товаров.
Это сложная схема, но без перспективы получения каких-то сногсшибательных доходов. Производство —затратное, а потому редкое явление. Если оно и есть, то это скорее социальная деятельность — занять людей или приютить бомжей. Священники в России выполняют роль недопсихологов. С ними люди не лукавят, стараются рассказать самое сокровенное, легко идут на контакт. Если священника пригласили освящать квартиру, то стараются ему всячески угодить — таким образом завязываются отношения. Священник начинает поздравлять семью с праздниками, те в ответ приглашать его на семейные торжества. Более состоятельным людям священник, конечно, уделяет больше внимания, потому что они пожертвуют больше, чем какая-нибудь старушка.
Бывает, священник, видит, что человек работает на заводе, и делится с ним, что вот, мол, строим колокольню, нужна сетка-рабица. И человек от чистого сердца сетку-рабицу несет. Бывает, приходят священники к директору организации и в лоб говорят: «У меня вот храм в вашем районе, нам нужна машина щебня». Но, как правило, это все же свободная воля. Или появился в области новый завод — приходит батюшка его освящать, а потом мельком говорит о проблемах прихода. Некоторые могут даже задружиться с директорами. Крупные поступления редко бывают денежными — их часто дают строительными материалами, оплатой счетов за электричество, но не напрямую. Но некоторые конторы заинтересованы в выводе капитала через благотворительность, потому что очень сложно посчитать, сколько денег ушло на строительство храма.
Бывает, что смета завышается в два раза. Расходы Самые крупные расходы — это содержание штата. Есть штатное расписание, где указаны все сотрудники: настоятель, священник, диаконы, свечницы, уборщицы, звонари. Если я глава прихода, могу нанять не свечницу, а владычицу морскую. Унифицированных окладов нет. Стараются делать не ниже прожиточного минимума, чтобы не было проблем с налоговой. Если человеку нужен стаж, оформляют его на полставки. Зарплата свечницы, допустим, 9 тысяч рублей.
У священника чуть больше, чтобы как-то отличаться. Но там может быть что угодно написано — в основном по минимуму, чтобы платить поменьше налогов. Другая официальная статья расходов — крупные закупки товаров. Здесь действуют вполне рыночные отношения, и настоятель старается найти, где подешевле. В течение года ему звонят разные поставщики, привозят образцы, присылают предложения на электронную почту. Если в ходу определенные серебряные крестики, их заказывают с запасом. Сейчас все просто: компании доставляют все что угодно. В РПЦ есть «Софрино» — это крупное предприятие, которое производит всю церковную утварь, иконы, сосуды для богослужений, иконостасы, свечи, облачения.
Несмотря на то что это необязательный поставщик, каждая епархия должна оформить там заказ, чтобы загрузить производственные мощности. Обычно епархиям нужно закупиться в «Софрино» на несколько миллионов в год, чтобы не получить проблем с руководством. Если приход очень богатый, то самое дорогое, что могут заказать, — иконостас. Заменить его или сделать новый стоит от 1,5 до 10 миллионов рублей. Хотя такие покупки редки даже в богатых храмах. В церквях на окраине иконостас часто печатают на фотобумаге, чтобы издалека не было понятно, икона это или репродукция. Кадила, литургические наборы, другие предметы богослужения могут стоить десятки и сотни тысяч рублей. Иногда такие подарки делает какой-нибудь богатей, который выбирает себе храмик и считается его покровителем.
Крупные расходы в приходе бывают, когда готовятся к приезду высокого чина. Некоторые священники в маленьких храмиках даже берут кредиты, чтобы накупить цветов. Так демонстрируют лояльность. Если архиерей один раз сказал священнику, что тут нужен забор, а там надо украсить дорожку, в следующий его приезд священник просто обязан поставить забор и постелить дорожку, даже если она пригодится всего один раз. Самодурство епископов не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Это проверка послушания. Отчисления Нельзя занимать хорошее место, если не отстегиваешь наверх. Без этого священник не продержится и месяца.
Каждый большой праздник глава епархии старается служить в крупных храмах. Там происходит передача денег, не только ему, но и всем, кто с ним служит, — каждому по конверту. Дальше все идет по цепочкам выше и выше.
Немаловажную роль играет то, в каком районе находится храм, новый он или исторический памятник. В Москве зарплаты священников составляют от 20 до 40 тысяч рублей в месяц, в регионах — еще меньше. Помимо зарплаты священник также может получать нерегулярные пожертвования за совершение так называемых треб. По крайней мере, их не должно быть.
И все меньше тех, кто готов принять сан, говорится в материале РИА Новости.
Святейший Патриарх Кирилл заявил недавно, что в зоне СВО не хватает штатных военных священников: одновременно там находится всего от 15 до 25 человек. Это очень мало», — подчеркнул Первосвятитель. Дефицит кадров наметился и среди тюремного духовенства. Например, около двадцати лет назад за столичными СИЗО было закреплено примерно 70 священников. Однако со временем ситуация изменилась. Некоторые состарились и не могут по состоянию здоровья посещать заключенных. У других попросту нет времени: стали настоятелями храмов, в том числе строящихся. Кроме того, та или иная епархия периодически сообщают о дефиците духовенства.
Молодые священнослужители уезжают в крупные города, где материальные условия более благоприятные. О кадровом голоде в Церкви заговорили пару лет назад — тогда на 38 649 храмов приходилось 35 677 священников. Среди главных причин в первую очередь называли последствия демографической ямы 1990-х. Сейчас добавился еще один немаловажный фактор: два года пандемии, унесшие жизни 200 пастырей. Согласно последнему отчету Учебного комитета Церкви, в 2022-м на пастырское направление семинарий поступили 1143 человека. Для сравнения: в 2019-м набрали более полутора тысяч первокурсников, позже с каждым годом число абитуриентов уменьшалось приблизительно на две сотни. Еще одна характерная черта — все более популярен заочный формат обучения. Ранее он был продолжением очной формы: студенты переводились после поставления — чтобы иметь возможность служить на приходе, а значит, и обеспечивать семью.
Теперь же все наоборот: многие предпочитают сохранить привычный образ жизни, а духовное образование получить в удаленном режиме. Из-за этого среди заочников все меньше духовенства. Но отрицательной тенденцией — можно. И наша задача — ее исправить», — говорит глава Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. По его словам, еще недавно многие епархии могли себе позволить открыть религиозный вуз. Но со временем финансово содержать учебные заведения стало сложно. Да и конкурс снижался, особенно в регионах с плохой демографией. Поэтому один из возможных путей решения проблемы — переформатировать «отстающих».
Возможно, некоторые семинарии будут давать лишь базовую богословскую подготовку, после которой студенты решат, идти в священство или нет. Кроме того, малочисленные учебные заведения смогут примыкать к более крупным. Этому, по словам главы Учкома, поспособствует дистанционный формат. О причинах нехватки священников размышляет в телефонном в интервью «Русской народной линии» настоятель храма апостолов Петра и Павла в посёлке Ропша Гатчинской епархии протоиерей Аркадий Петровцев : Тема очень интересная и близкая для меня. В Брянской епархии я прослужил 18 лет.
Митрополит Иларион рассказал о зарплатах священников
Он также уточнил, что финансовое состояние прихода зависит от того, где он находится и сколько в нем прихожан. Однако зарплата не единственный способ заработка священнослужителей. При этом, он подчеркнул, что плата за совершение этих обрядов - рекомендованная, а не обязательная.
Это давно существующие школы. В новообразованных или переделанных из училищ семинариях не дают как такового образования, обучение там основано на заповедях Русской православной церкви, а именно на послушании. Послушание — это, например, работа под началом своего собрата, чистка снега, уборка листьев, мытье полов и туалетов. Фактически это превращается в систему унижений, потому что провинившиеся делают такую работу чаще, чем понравившиеся начальству. В семинарии есть должность помощника проректора по воспитательной работе. Он занимается распределением послушаний. Это такая психологическая «давилка» на более-менее свободолюбивых ребят, чтобы заставить их смирить свой пыл.
Многие не выдерживают и уходят. Дежурные помощники так и говорят: «Ты пришел смиряться, отдать все и положить свою жизнь церкви». Здесь срабатывает эффект позвоночника: кто гибкий, тот освобождается от работы и потом получает лучшие места. Некоторых освобождают от грязной работы вовсе, если те приближаются к священнику и начинают заниматься церковной службой. Так выстраивается иерархия. В моей семинарии воспитательную работу возглавлял очень мягкий человек. Сначала мне было удивительно, как он может быть лоялен к слабостям семинаристов, которым разрешается пить или курить. Потом я понял, что так определялись слабости человека, а потом его брали на крючок. Такие люди оставались как бы в кулаке и после окончания семинарии.
Сейчас почти в каждой епархии и митрополии большого областного центра есть семинария. Хотя это абсолютно не нужно: слишком много священников выпустили в последнее время. Если все «выйдут в поля», то не смогут себя прокормить. Поэтому кто-то ушел на светскую работу, а кто-то живет в деревне подсобным хозяйством. Чем дальше от центра, тем уровень семинарий ниже, несмотря на то, что диплом везде один. Во время обучения бывают дежурства в храме и череды, когда студент помогает на клиросе, прислуживает на церковном богослужении, участвует в общей молитве. В каждом городе есть духовный глава — епископ, митрополит или архиепископ. Для его службы нужно большое количество церковных служителей. На эту роль берут ребят из семинарий.
Те, кто более-менее способен к пению, долгим стояниям на службе и отличается представительским видом, становятся иподиаконами. Они помогают в богослужении — подают митрополиту свечу, снимают с него шапку, держат книгу и делают еще сто малозначимых мелочей. Как стать священником Человеку, который окончил семинарию, очень сложно устроиться на нормальную, «светскую», работу, поэтому он находится как бы в крепостническом положении и согласен выполнять то, на что обычный человек не согласится. У того, кто оканчивает семинарию, стоит выбор: либо он оканчивает ее неженатым и постригается в монашество но редко кто выбирает такое — это сложно , либо ему срочно нужно жениться. От этого зависит, получит ли он место, рукоположение посвящение в духовный сан. Есть условный клуб православных девушек, которые общаются с учащимися семинарии и выбирают себе мужа. Если семинарист очень удачливый, то он женится на дочери попа, и его определяют в тот же храм, где служит священником ее отец. В Петербурге были целые священнические семьи, кланы, династии, когда места в лучших центральных храмах передавались по наследству — от отца к сыну или к мужу дочери. После женитьбы выпускник семинарии пишет на имя епископа прошение определить его в священники.
Либо просит пострига в монашество, и уже после определения в монастырь может стать священником. После этого менять семейное положение или уходить из монастыря уже нельзя. Все стараются выбить себе место через каких-то друзей, знакомых, покровителей. Могут договориться о практике — пойти в храм в качестве чтеца. Там уже священник смотрит, нужен ли ему такой потенциальный «коллега» или нет, сможет ли он с ним сработаться или нет. Обычно быстро берут глупеньких, которые не будут совать нос в дела, управление и финансы. Церковная карьера В церковной иерархии есть церковнослужители и священнослужители вторые прошли рукоположение и могут совершать таинства и обряды. Промежуточное между ними звено — иподиаконы. Церковнослужители не допущены к совершению таинств, они лишь помогают в ведении служб.
Священнослужители — это диаконы, потом иереи, то есть священники, которые могут совершать богослужения, выполнять любые требы и управлять приходом. Следом — архиереи, епископы, архиепископы, митрополиты и патриарх. То, сколько времени у семинариста займет путь в священники, зависит от способностей конкретного человека. Можно пройти посвящение из иподиакона в дьяконы, а на следующий день стать иереем. Я знаю случаи, когда в 17 лет человек уже был священником. Вообще, после окончания семинарии в 21 год человек может стать священнослужителем. Если к этому времени он нашел себе место, то для посвящения нет никаких препятствий. Обычные люди относятся к священнику с благоволением. Как правило, он не делает никакой грязной работы.
Если это приход с большим количеством прихожан, нанимаются уборщицы, привратники, свечницы, а священник приходит только на службу.
Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем. Глава 4.
Господь близко. Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться. Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом.
Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
Мы собрали в одном материале его самые яркие высказывания. Про спецоперацию Владыка убежден, что конфликт на Украине — это провокация, а россияне, которые участвуют в спецоперации, — герои. Если государство говорит, что мы, граждане, должны защитить его интересы, то мы обязаны это сделать, — заявил глава митрополии. Про пандемию Митрополит Евгений отметил, что пандемия коронавируса в нашей стране закончилась как раз в день начала спецоперации — 24 февраля 2022 года. Про аборты Много вопросов к митрополиту Евгению касалось темы семьи и воспитания детей. Отвечая на них, он заявил, что не считает нужным проведение уроков сексуального просвещения для детей, а вот их родителям такие занятия бы не помешали. Также представитель церкви подчеркнул, что сознательные аборты — это зло.