Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. В произведениях народных промыслов России выражается русская ментальность, характерные черты русской культуры, уникальность русских традиций. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах.
Самые известные народные промыслы в России
Что такое народные промыслы. Какие виды народных промыслов бывают. Какими народными промыслами и ремеслами славится Россия и где можно купить готовые изделия. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН». По официальным данным, на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН».
Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны
Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. В Московской области немало известных народных художественных промыслов.
Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах
Одному из красивейших народных промыслов уже более 700 лет. Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины. Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий.
Традиционные промыслы
Крестьяне не только видели эту золоченную посуду, но и могли знать способ её окраски. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом. Один из лучших мастеров хохломской росписи так говорил об этом промысле: Самый характер росписи, подражающий золотой и серебряной посуде был подсказан декоративным искусством Древней Руси... Хохлома, вероятно, была лишь поздним отражением этого большого искусства... В XIX веке промысел настолько разросся, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу в страны Средней Азии и Западной Европы.
Изготовлением посуды и других предметов быта занималось сразу несколько деревень Семеновского и Балакнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьинского и Варнавинского - Костромской. Среди них было что-то типа разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой - наносился рисунок. Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта.
Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре; различными поставцами и бочатами солонками и множеством ложек. Дешевую обиходную посуду можно было отличить по простым узорам, нанесённым специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это спирали, ромбики, мелкие розетки и листики. Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.
В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы. Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей. Жостово Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса.
Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом. А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры.
Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла.
На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари. Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков. Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов.
Он сложился в 1870 - 1880-е годы. В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях.
С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства. Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени. К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру. Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен.
Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса. Гжель На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты.
С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход. Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран. На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
Белые и кремовые использовали только в 30 процентах случаев. Больше всего ценилось кружево из шелка. В качестве материала также закупали хлопок и лен. Промысел зародился в конце XVII века, когда Петр I направил в Балахну иностранцев-кораблестроителей, которые привезли с собой моду на европейский костюм с кружевами. Местные жительницы перерабатывали французские и бельгийские орнаменты — и так постепенно сложился «балахонский манер», особый местный стиль плетения кружев. По другой версии, — правда, не подтвержденной документами, — вместе с мастерами приехали их жены, умевшие плести кружева и обучившие этому ремеслу местных жительниц.
В 1880 году в Балахне трудились более тысячи кружевниц — почти каждая взрослая женщина из мещанского или духовного сословия. Летом женщины стояли за станком с 5 утра до 8 вечера, зимой — с 8 утра до полуночи. Тонкая работа требовала напрягать зрение, и со временем оно ухудшалось — приходилось носить очки. Отсюда поговорка: «Балахонки до слепу кружева плетут». Братья Брабец д. Поповка Муромского уезда.
Из коллекции И. Товарищество производства стальных изделий Л. Завьяловых с. Новоселки Муромского уезда. Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком; с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами». Павел Мельников-Печерский.
Черт задумал устроить ад на земле, обернулся немцем, явился к графу Шереметеву, который владел селениями в Павловском округе, и предложил устроить железный завод. Граф согласился, построил завод и как-то решил посмотреть на работу крепостных. Увидев чудовищные условия, Шереметев велел разрушить завод, чтоб «камня на камне не осталось от этого адского здания» В.
Самая известная из них — семёновская роспись. Основные её цвета — жёлтый, красный и синий. Обязательный элемент — букет из-цветов и трав на фартуке. В Дымково есть мастера, Глиной заняты с утра. Лепят барынь расписных И зверушек озорных.
Дымковская игрушка Дымковская игрушка — русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры. Едет в город Городец Покупать товар купец: Разрисованные прялки, Люльки, доски и качалки. Городецкая роспись Городецкая роспись — русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. Яркая, лаконичная, городецкая роспись, выполненная в основном чёрной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. В Городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы — символа счастья.
Дата добавления статьи.
Элементы росписи Слайд 8 Гжель гжельская роспись Гжель — народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Традиционным цветом для росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Может наносится тонкий золотой декор или платина. Слайд 9 Городецкая роспись Роспись по деревянным предметам. Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь», «птица» и сложная сюжетная роспись. Слайд 10 Роспись кованых металлических жестяных подносов. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному Жостово жостовская роспись Слайд 11 Мезенская роспись Роспись по дереву. Одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный Слайд 12 Прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки. Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. Палехская роспись миниатюра Слайд 13 Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.
Похожие вопросы
- Народные промыслы России!
- Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам
- Как возник народный промысел?
Русские народные промыслы
Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. Народные промыслы – это культурный код страны, заявила сенатор Святенко. Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН».
Купите товары, связанные со статьёй
- Художественные промыслы России
- Традиционные промыслы
- Гжельская роспись
- Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы // Новости НТВ
- Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее?
Современные народные промыслы в России
Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой. В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. В целях сохранения и развития отрасли народных художественных промыслов в 2017 году Минпромторгом России был запущен отраслевой портал «».
Чёрнолощёная керамика
- Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы
- В России существует несколько сотен народных промыслов
- S7 Airlines | VPN Error page
- Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
- Путеводитель по народным промыслам России
- 6 удивительных народных промыслов Русского Севера - Православный журнал «Фома»
Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства
Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки. Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней. Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза. Наконец, третий вид росписи — это жанровые сцены, от которых невозможно отвести глаз. На городецких тарелочках, шкатулках, сундуках выведен целый мир, где гуляют, веселятся, пьют чай, женятся, танцуют. И это далеко не весь список! Сюжетные композиции имеют свои трактовки: так, одинокая девушка, стоящая возле березки, — невеста, парень на коне — жених; стол, за которым проходит чаепитие, обязательно должен быть уставлен снедью — это символ богатства и благополучия. Некоторые работы сопровождаются поговорками и пословицами, народной мудростью, которая помогают зрителю понять сюжет росписи и верно его трактовать. В Городце, что расположен в 53 километрах от Нижнего Новгорода, есть «Город мастеров» — музей, где широко представлены предметы быта, украшенные замечательной росписью.
Жостово Этот вид художественного промысла отличается от всех остальных тем, что рисунок наносится на кованый металлический поднос. Оригинальная жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области. Хотя первые упоминания о расписных подносах относятся к XVIII веку, когда на Урале, где располагалось больше всего металлургических заводов, начали украшать металлические подносы, нанося на них рисунки. Эта роспись называлась тагильской. Жостовская роспись стала наследницей уральской традиции. В деревне Жостово художником-миниатюристом Вишняковым была основана мастерская, где подносы начали расписывать цветами.
Это был символ девичьей красы. Если замуж выходила женщина, в те времена чаще всего вдовая, то центр изделия украшал венок из цветов. Каждый свадебный сундук был уникален, росписи никогда не повторялись. В наши дни народный художественный промысел раскатовских сундуков практически утрачен. Однако сейчас есть инициативная группа мастеров, пытающихся вернуть эту технику росписи металлических изделий к жизни. Варнавинская резьба по кости Искусство резьбы по кости более характерно для северных областей России, где в избытке есть материал для подобного творчества. Тем не менее ещё в XVIII веке мастера из Павлова и Ворсмы украшали свои знаменитые ножи костяными рукоятками в виде фигурок драконов, воинов и птиц. Однако большого распространения в наших широтах косторезный промысел не получил. Дело решили исправить в XX веке. В 1968 году в Горький приехал на тот момент уже известный на весь мир резчик по кости Парфён Черникович. Под его началом обучались первые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино. Именно Варнавинский район постановлением свыше решено было сделать центром косторезного народного художественного промысла в Горьковской области. Творить пришлось из местного сырья — трубчатой кости и рогов крупного рогатого скота. В особых случаях используются ценные виды кости — мамонта и моржа. Дело пошло. В 1973 году в Варнавино открыли фабрику художественной резьбы по кости. Образцы первых изделий для фабрики лично разработал Черникович. По мнению мастера, варнавинская резьба в своём стиле должна была отражать роскошь хохломы, лаконичность городецкой росписи и затейливость золотной вышивки. Сейчас в ассортименте варнавинской косторезной фабрики насчитывается более 285 наименований изделий народных художественных промыслов. Их и по сей день отличает тонкая ручная работа и особый художественный вкус. Чем знаменито черное кружево с берегов Волги Подробнее Балахнинские изразцы Многим известно балахонское чёрное кружево, носить которое позволить себе могут и по сей день единицы: слишком сложный ручной труд стоит за кружевом.
Это изделия, которые изготавливаются российскими мастерами вручную в традициях народных промыслов. Каждый предмет уникален и неповторим, имеет свой характер, творческую энергию и историю. Такие товары станут необычным подарком по любому поводу и красивым дополнением интерьера. Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов глины, дерева, металла и украшении их ручной росписью. Любой промысел берёт своё начало от домашнего или сельского ремесла, в рамках которого умельцы создавали предметы первой необходимости — посуду, прялки, сундуки и др. Ремёсла совершенствовались с изобретением инструментов, поиском новых материалов и развитием науки и техники. Сейчас можно встретить товары народных промыслов необычайной красоты цвета, формы и качества. Но единственно неизменным остаётся процесс создания — изделия по-прежнему расписываются вручную с помощью красок и кистей.
В 1968 году в Горький приехал на тот момент уже известный на весь мир резчик по кости Парфён Черникович. Под его началом обучались первые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино. Именно Варнавинский район постановлением свыше решено было сделать центром косторезного народного художественного промысла в Горьковской области. Творить пришлось из местного сырья — трубчатой кости и рогов крупного рогатого скота. В особых случаях используются ценные виды кости — мамонта и моржа. Дело пошло. В 1973 году в Варнавино открыли фабрику художественной резьбы по кости. Образцы первых изделий для фабрики лично разработал Черникович. По мнению мастера, варнавинская резьба в своём стиле должна была отражать роскошь хохломы, лаконичность городецкой росписи и затейливость золотной вышивки. Сейчас в ассортименте варнавинской косторезной фабрики насчитывается более 285 наименований изделий народных художественных промыслов. Их и по сей день отличает тонкая ручная работа и особый художественный вкус. Чем знаменито черное кружево с берегов Волги Подробнее Балахнинские изразцы Многим известно балахонское чёрное кружево, носить которое позволить себе могут и по сей день единицы: слишком сложный ручной труд стоит за кружевом. Оказывается, производили в тех краях и ещё один предмет роскоши — глиняные изразцы для стен домов и печей. Начиная с XVI века изразцы, или кафли, стали появляться на Руси. Сначала ими украшали свои интерьеры только царские особы или знатные бояре. Была традиция выкладывать изразцами внутреннее убранство богатых храмов. Со временем промысел распространялся, мастера, пытаясь расширить круг потребителей, удешевляли процесс работ. Но та же печь с изразцами долго оставалась в России символом того, что финансовые дела в доме идут хорошо. Причина дороговизны изразцового промысла — сложный процесс изготовления. Глину для хороших изразцов вымораживали две-три зимы. За это время её не раз перелопачивали, уминали, чтобы повысить эластичность материала.