Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства.
160 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля
Михаил Александрович сбил большой комок глины и быстрыми движениями рук стал придавать ему вид львиной головы. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место.
Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
В любом случае о нём всё ещё дискутируют. В Государственной Третьяковской Галерее помещение на Крымском валу открылась масштабная выставка произведений Михаила Врубеля 1856 — 1910. Встречает нас хрестоматийная «Царевна — Лебедь», в которой заключена вся тайна Врубеля — тут и добрая сказка, и языческий демонизм, и жизнь, и слёзы, и любовь. Впрочем, на поверку — никакой магии. Всё — проза. Это — портрет жены художника — Надежды Ивановны Забелы. Оперная дива, чистейшее сопрано, вызывавшее трепет у суровых критиков, она явлена Царевной-Лебедью из "Сказки о Царе-Салтане" Римского-Корсакова.
Современники утверждали, что сходства с Надеждой Забелой здесь нет. В этом можно убедиться и теперь, глядя на фотографии певицы. Врубель написал иное - мечту о царевне, грёзу. Ему удалось невозможное — отгадать великий секрет мифической героини. У неё — испуганные глаза, словно она только что была птицей, но вот уже — прекрасная девушка. Художник поймал её в момент превращения.
Крылья —трепещут, и хрустальный венец полыхает в лучах заходящего солнца. Тут все служили государю, несли тяготы бытия, исполняли приказы. Мать скончалась, когда Мишеньке не было и пяти лет — всем в доме заправляла мачеха, питерская немка по фамилии Вессель. К счастью, она оказалась добра, хотя и по-тевтонски холодновата. Будущий «демон» учился рисовать, листая картинки в шикарно иллюстрированных журналах. Блестящая учёба в гимназиях петербургской, потом — в одесской и занятия в Обществе поощрения художников сформировали его знания, вкус, критический разум.
О карьере художника дворянский мальчик и не помышлял — его прочили в юристы. Профессия адвоката считалась модной, а барышни гадали: кто лучше в качестве жениха — офицер или присяжный поверенный? Диплома он так и не получил — захлестнула богемная жизнь. Врубелю нравились актрисы, компании живописцев, громкие выставки, премьеры, концерты. И — литература. Именно тогда-то он и нарисовал «Свидание Анны Карениной с сыном» - роман Льва Толстого наделал много шума.
Будучи натурой, не склонной к тотальной праздности, Врубель поступил вольнослушателем в Академию Художеств и стал брать уроки у Павла Чистякова его учениками были и Репин, и Суриков, и Серов. Первые серьёзные штудии — под руководством академиста-ментора - выглядят совершенно «не по-врубелевски». Например, портрет сестры Насти — юная особа написана в профиль, с причёской a-la grecque. Опытная рука и хорошая прорисовка.
С вами Татьяна Ильина, и сегодня наша четвертая встреча, посвященная Михаилу Врубелю.
Тема, к которой сегодня мы прикоснемся, очень важная для Врубеля она и привлекала его, и мучила всю его жизнь , и очень сложная вообще для человеческой культуры — это демоническая тема, тема, которая имела личное значение для Врубеля и в которой он стремился выразить нечто такое, что отличалось от общепринятых представлений его времени. Самое знаменитое произведение Врубеля на эту тему — это «Демон сидящий», созданный в 1890 году. И когда мы слышим само слово «демон», для нас это в современном нашем языке почти синоним слова «дьявол». Но Врубель, очень хорошо знакомый с античной культурой и с культурами предыдущих эпох, говорил, что его Демон имеет совершенно иной образный смысл. Об этом остались воспоминания, где слова Врубеля мы слышим через тех, кто был свидетелем его высказываний.
Это и отец художника, и его сестра, это Николай Прахов, сын Адриана Викторовича Прахова, его работодателя по киевским работам. Вот, например, известное высказывание Врубеля на эту тему. Отец Врубеля записал слова его: «Миша… говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый». В данном случае имел в виду Михаил Александрович Врубель не только «Демона» своего, но «Демона» лермонтовского, который во многом вдохновил его живописную работу.
Он утверждал, пишет Прахов, что «вообще "Демона" не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. Воплотить такой образ Демона средствами живописи и поставил своей целью Врубель». То есть мы можем узнать из этих записанных современниками художника высказываний, что для Врубеля прежде всего Демон и те циклы образов, которые он создает на эту тему, — это путь познания души, путь, полный своих спусков и подъемов, путь, полный драматической невозможности познания бесконечности. Если мы вспомним с вами его «Фауста», к которому он обращается еще в начале своего творчества мы немножко об этом говорили , то уже там осталась уникальная надпись на холсте, где он ставит эти вопросы: бесконечность и познание, бесконечность и догмат, бесконечность и наука. И вот эта трагическая невозможность познания всего ощущается, конечно же, в том мучительном состоянии, в котором мы застаем Демона в картине Врубеля.
Что касается других терминов, которые мы с вами встречаем на эту тему, это еще сатана, что означает «противник», то есть тот, кто противостоит Богу в Его делах на земле, и слово само по себе «даймон», которое происходит как раз из античной культуры. И прежде всего связано свидетельство об этом с именем Сократа, знаменитого философа древнегреческого, который рассказывал, что он с детства слышит некий, как он называет это, голос у себя внутри, голос, который предостерегает его от совершения каких-то неблаговидных поступков. Иногда пишут, что это голос совести, но, наверное, скорее можно было бы сказать, что это голос вдохновляющий, это голос, который ведет по определенному пути предназначения. Сегодня в современных терминах, может быть, мы назвали бы это высшим «Я» или как-то иначе после фрейдовской и юнговской психологии и их последователей. Именно этот голос даймона, который так важен для Сократа, заставляет его принять решение, которое буквально потрясло его сограждан, когда он был отдан под суд по доносу за то, что он якобы проповедует новых богов, которых нет, которые отсутствуют в традиции.
И вот этот самый даймон и послужил причиной судилища над ним, и в выборе между изгнанием и смертью ему нужно было в этом случае принять яд Сократ принимает выбор смерти, говоря о том, что даймон его никогда не отвращал его от того пути, по которому он идет, а поэтому он не может жить со своими согражданами, которые этот путь не принимают. Вот такая трагическая история. Она записана во многих свидетельствах и современников, и последователей, его ученика Платона прежде всего, знаменитого философа. Позднее вот этот голос души или предназначения, высшего «Я» — мы можем спорить о том, какое конкретно содержание вкладывали в это в античности, — возникает в Риме, понятие похожее, хотя слово там другое. Это слово «гений», которое у нас в современном языке опять же означает талант прежде всего, особенные способности художника или иного человека, наделенного этими способностями.
Но изначально это было слово, похожее по значению своему на слово «даймон». И когда мы читаем в современных учебниках, что поклонялись, обожествляли римских императоров сограждане, это не совсем так. Обожествляли именно гения императоров. Вот перед нами одна из таких статуй гения императора Августа, которую можно отличить от статуи просто императора по тому, что у него рог изобилия в руках, чаша для жертвоприношений. Это такая иконография, которая сложилась в те далекие времена.
Гений — это то, что рождается вместе с мальчиком у девочки есть своя Юнона и ведет его по пути достижения к победам, дает ему жизненную силу, мужскую мужчине, женскую женщине, и потом уже то, что в более поздние времена приобретает смысл именно особенных способностей и талантов, которыми наделены не все люди, а именно те, кого мы называем гениями. На границе миров: «даймоны» у Даниила Андреева и «Демон сидящий» Говоря сегодня о Врубеле, я хотела бы познакомить не только со взглядом искусствоведческим, но и взглядом таким неожиданным, который с иной точки зрения мы можем бросить на Врубеля. Это взгляд писателя Даниила Андреева сына знаменитого писателя Серебряного века, Леонида Андреева , который написал, наверное, самую необычную книгу XX века под названием «Роза мира». Они разные: это миры и светлые, миры и демонические. И, в частности, он пишет о даймонах как об особом населении земли, которое когда-то было создано раньше человечества, которое представляет собой некие крылатые существа.
И Врубель, когда только приступал к своей знаменитой картине 1890 года — перед нами один из акварельных эскизов одноименной картины, — написал своей сестре Анне, эти строки сохранились в его письме: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демонического» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Как видите, уже и в эскизе картины, в окончательном ее варианте мы не видим крыльев, и мы скорее видим в этом эскизе не цветы, а что-то такое, что напоминает пространство, где плавятся некие формы, которые, как будто сталактиты, застывшие со временем, и сталагмиты, струятся по некоему невидимому стеклу или границе. Состояние пребывания на границе миров ощущается в этом эскизе, где найдено почти все, но окончательный образ будет все-таки иным. И вот то, что пишет Андреев о даймонах, то, что было явлено ему в его путешествиях. Это особенная судьба.
Он был, как и многие люди, подвергнут аресту в сталинские времена, причем было это уже после Великой Отечественной войны. Мы не имеем с вами опыта подобных путешествий, поэтому можем либо принять их на веру, либо нет, но для нас в данном случае важно, какой свет бросают сведения, которые дает нам книга Даниила Андреева «Роза мира», на произведения Врубеля. Он пишет как раз о том, что даймоны, поколение более древнее, чем люди, одной из своих задач имеет вдохновлять людей: если есть даймон свой у человека, то действительно этот человек развивает свои творческие способности, он может пробудить тот талант, который в нем спит. И вот эта титаническая особенная нота, которая есть в произведениях Врубеля, прежде всего в его «Демоне сидящем», действительно рисует существо не столько человеческое, сколько существо, которое как будто бы сохранило родство свое с некоей скалой, из которой оно вырублено. Любимый метод работы Врубеля — когда он работает мастихином или широкой кистью.
Это создает ощущение работы скульптора, который буквально вырубает из огромной скалы мощную фигуру Демона. Кажется, что цветы за его спиной здесь не протягивают ветви, как пишет Врубель своей сестре, а кристаллами переливаются за спиной, будто их тоже вырубил какой-то грандиозный ювелир. Можно представить Господа Бога в этой роли. Закат, который выложен за спиной Демона, похож на мозаичный. Возникает ощущение некоей хрустальной оболочки, в которую заключена душа.
Идея эта очень созвучна эпохе романтизма, а символизм, представителем которого и родоначальником стал Врубель у нас в живописи, на новом этапе эту волну возрождает. Ощущение прозрачного хрусталя, в который заключена душа, — это идея была особенно ярко явлена еще в эпоху романтизма, когда и в поэзии, и в живописи этого времени например, в женских портретах Кипренского есть очень ясное ощущение того, что душа, как в плену, заключена в телесной оболочке, она тоскует о той небесной родине, которую когда-то покинула. Это пребывание как бы на границе двух миров очень ощутимо в картине Врубеля. Ощущение тоски о чем-то несбыточном, чью реальность ощущает персонаж картины, кем бы он ни был, душа ли это или действительно демон, потому что, как бы то ни было, мы живем в эпоху христианской культуры, когда уже другой смысл придается этому слову, и зритель, и сам Врубель не могли, конечно, не впитать это сознание. И здесь перед нами персонаж, как говорил сам Врубель, «скорбный и страдающий».
Очень многие историки искусства совершенно справедливо сравнивали этот образ с лермонтовским, который действительно был исходным мотивом для Врубеля. Это был любимый поэт художника. Он знал «Демона» наизусть, он цитировал его постоянно, и многие сценки ставились им еще в Академии художеств по его инициативе на тему «Демона». И здесь тот самый образ, о котором мы читаем у Лермонтова: То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!
И хотя в данном случае действительно это вечер, закат, но тем не менее это не мрак, а еще свет. И, наверное, не такое очевидное сопоставление, но тем не менее оно тоже здесь приходит в голову. Это другое стихотворение Лермонтова, которое все мы в школе еще с вами учили: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. То есть познание порождает сомнение, а сомнение создает состояние бездействия, потому что непонятно, куда идти.
И вот это драматическое противоречие, которое здесь уже очень ясно ощутимо, тоже становится важной темой в образах Демона, которые создает Врубель на протяжении всей своей жизни, возвращаясь к ним и в акварелях, и в иллюстрациях к Лермонтову, которые до сих пор остаются непревзойденными, и в скульптурных образах. Предельная меланхолия: параллели с «Падшим ангелом» Одилона Редона Опять же неоднократно приводилось сравнение среди историков искусства того состояния, в котором пребывает Демон, состояния тоски о несбыточном, о непонятном, о недостижимом, со знаменитой гравюрой Альбрехта Дюрера, которая называется «Меланхолия». Множество инструментов, как видим мы здесь, и научных, и иных, казалось бы, способны разобрать мир буквально по мелким частичкам, по косточкам, и тем не менее фигура пребывает в состоянии глубокой неудовлетворенности и непонимания того, куда идти дальше, потому что все эти инструменты, видимо, уже использованы. И вот это состояние тупика некоего, когда все использовано для того, чтобы мир познать, но тем не менее он остается непознаваемым, ощущается в гравюре. Это, кстати, и тема Фауста, и цена познания.
Тема Фауста — это тоже тема, которую затрагивает Врубель в своих знаменитых панно в особняке Алексея Викуловича Морозова. Похожая есть работа у Одилона Редона, одного из ведущих символистов западноевропейских, которая носит то же самое название, что и работа Дюрера. Она также называется «Меланхолия». Здесь, как и в «Демоне» Врубеля, мы видим женскую фигуру, которая словно пребывает где-то на вершине мира. Солнце буквально всходит за ее спиной, как огромный нимб.
Но тем не менее сама фигура также пребывает в состоянии печали, некоторой опустошенности, разочарования, после которого непонятно, куда идти дальше. И еще один вариант Демона, и это уже действительно Демон в данном случае, Одилона Редона, который создает свою работу на тему, сходную с Врубелем.
В три года лишился матери. Образование Окончил с золотой медалью Одесскую ришельевскую гимназию. Рано обнаружил интерес к живописи и музыке, но поступил на юридический факультет Петербургского университета. Изучал историю, философию, французский и латинский языки. Одновременно посещал вечерние классы Академии художеств. С 1880 года учился в Петербургской Академии художеств.
Был великолепно образованным человеком, обладал огромной трудоспособностью и наблюдательностью, умением подолгу анализировать натуру, добиваться максимальной точности изображения. Деятельность В 1884 году был приглашен в Киев, где исполнил свою первой крупную работу - фрески Кирилловской церкви. Для изображения апостолов художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической больницы. В 1887 году исполнил цикл эскизов для фресок во Владимирском соборе в Киеве. Работу ему закончить не дали, и в конце года он уехал в Венецию. Мозаики Сан-Марко, живопись Возрождения оказали огромное влияние на индивидуальный стиль Врубеля.
Лечащий врач Бехтерев, проведя тесты, диагностировал у Врубеля прогрессивный паралич — заболевание, возникающее на фоне осложнения сифилиса. Одним из предписаний был отдых на природе, Михаила Александровича просили не браться за кисть хотя бы пару недель. Он и его семья послушались совета и отправились на отдых в Рязань, но по дороге у художника снова начались приступы бреда и галлюцинаций. Как только Врубель вернулся в Москву, он сразу же был отправлен в больницу Ф.
Савей-Могилевича с манией величия. После того как врачи сделали все возможное для облегчения его состояния и художника выписали, он несколько месяцев совершенно не мог работать, плакал и убеждал всех в своей никчемности. Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году. Потеря снова привела художника в больницу. В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать.
Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности.
«Демоны» Михаила Врубеля
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ: vinalnik — LiveJournal | Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. |
Врубель летящий и Врубель поверженный - Статьи - Музеи - РЕВИЗОР.РУ | На страницу художника: Врубель Михаил Александрович (БРЭ). |
Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи | Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман. |
Анализ картины Михаила Врубеля Демон летящий | С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). |
Из Википедии — свободной энциклопедии
- 1. История создания картины «Демон поверженный»
- «Демоны» Михаила Врубеля — VATNIKSTAN
- Ангелы и демоны Михаила Врубеля
- Картины демонов Михаила Врубеля: описание, фото, анализ, история создания
- Врубель Михаил Александрович — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
- Популярное в разделе
Русский музей и Третьяковка выпустили демонов. Что смотреть на выставке Врубеля
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон | ручная работа, handmade. Одной из самых противоречивых картин за всю историю русской живописи является «Демон» Врубеля. |
Анализ картины Михаила Врубеля Демон летящий | Демон поверженный Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. |
Михаил Врубель. Галерея живописи, картины. Рисунки. Демон летящий | «сидящий», «летящий», «поверженный» - обречен уйти вместе с порожденным им злом. |
Михаил Врубель. Галерея живописи, картины. Рисунки. Демон летящий | картина из серии иллюстраций к поэме Лермонтова, начатых в 1900-е годы. |
Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи | На страницу художника: Врубель Михаил Александрович (БРЭ). |
Врубель летящий и Врубель поверженный
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему.
И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь.
Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.
В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В.
Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В.
Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема. Роза Михаил Александрович Врубель.
Белый ирис Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками.
Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму.
Богоматерь с младенцем Демон четвертый.
Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение. Цветовая гамма "Демон" Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката.
Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной. Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается.
Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева.
Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону. Анализ картины На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон — это состояние его души.
Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий. Например, фигура титана мощная и мускулистая.
А вот лицо совсем юное и очень грустное. Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может. В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть. Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию.
Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу. Критика Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад — в Третьяковской галерее.
Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. Певец признавался, что демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Несмотря на это многие критики считали, что демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению темных сил.
Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей. Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Вдохновение и придание уверенности своим коллегам по цеху в том, что искусство нуждается в новом обличье - вот главные заслуги художника. Скульптура Демон появлялся не только в живописных работах художника. Врубель создавал на подобную тему свои скульптуры.
Самая известная из них — это «Голова Демона», к сожалению, она до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала. Скульптура была выставлена в Русском музее, когда один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента. Говорят, что человек был сумасшедший, ну а может быть, кому-то просто было жутко смотреть на проявление дьявола во плоти. А вот Врубель наслаждался изготовлением своей скульптуры.
Врубель пытался заглянуть туда, в бездну, и это привело его к гибели. Демон первый. Оттуда не возвращаются Свидание Анны Карениной с сыном. Толстого «Анна Каренина». На рисунке главная героиня, встретившись с маленьким сыном после долгой разлуки, выглядит охваченной сильными чувствами. От рисунка веет внутренним трагизмом. В облике Анны просвечивают темные силы, уже завладевшие ею. Врубель сумел показать то, что ожидает падшую женщину, — божью кару. Таков и эпиграф к роману Толстого: «Мне отмщение и аз воздам». В рисунке Врубель искусно показал, что над прекрасной Анной властвует зло и сопротивляться ему она не может. Молодой художник смог создать в образе Карениной «расхождение этического и эстетического, божеского и человеческого». Демон второй. Центральной частью панно является образ Маргариты, нежной, как душа облаков и цветов. По обе стороны от этого невинного существа — Мефистофель и Фауст с учеником. Фауст близок образу демона, каким его ощущал Михаил Врубель. В поэме Гете Мефистофель говорит, что «в нем ничто — ни близкое, ни даль — не может утолить грызущую печаль». Здесь у Мефистофеля лицо выдает эмоции, страсть. А летящему рядом Фаусту скучно, поражает его безучастность к окружающему миру. Изображенное на холсте выглядит мистично и зловеще. Усиливают это чувство колючки чертополоха на переднем плане, пытающиеся задержать всадников. Созданы произведения для украшения особняка А.
Картина "Летящий демон", Михаил Врубель, 1899
Полное описание картины Михаила Врубеля Демон летящий, написанной им в 1899 году. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Над картиной «Летящий Демон» Врубель трудился уже в декабре 1898 года, но работа не заладилась. "Летящий Демон" 1899 г. Михаил Александрович Врубель Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Богоматерь с Младенцем.
13 демонов Михаила Врубеля
Итак, вашему вниманию, Михаил Александрович Врубель «Демон Сидящий». Живая речь искусствоведа Успенского о произведении Михаила Врубеля "Демон летящий" (1899) из собрания Государственного Русского музея. К теме Демона Врубель обращался неоднократно, а в последние годы его жизни она стала центральной в его творчестве. Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь. "Летящий Демон" 1899 г. Михаил Александрович Врубель Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Михаил Александрович сбил большой комок глины и быстрыми движениями рук стал придавать ему вид львиной головы.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман. Богоматерь с Младенцем. Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).