Кукушкин бич относится к роду мхов, которых во всем мире насчитывается около 10 000.
Покрытосеменные растения: кукушкин лен, ламинария, яблоня, лиственница
Эвглена зелёная и амёба Б. Вирус кори и дрожжи В. Белая планария и дизентерийная амёба Г. Мох печёночник и мох кукушкин лён. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи. Это я просто давно задачи по генетике не решала. Спорофит - это фаза в жизненном цикле, когда папоротник производит споры в отличие от гаметофита, когда он производит гаметы. Olstice27 Отличник 1.
Кто первый изобрел микроскоп. Микроскопы Антони Ван Левингука. Как они выглядят. Первый, кто привлек внимание биологов к микроскопам. Кто был Луи Пастер и что он изучал с помощью микроскопа. Немецкий врач Робер.. Животные 3. Рыбы 4. Птицы вроде так не помню уже.
Они находятся на самом дне. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. Отдел покрытосеменные цветковые самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов.
Широко распространен в нашей стране. Многолетнее растение, обитающее во влажных местах. Относится к листостебельным мхам. Это один из немногих видов мхов, получивших собственное название в русском языке. Мох кукушкин лен - происхождение названия Изящные стебельки кукушкина льна покрыты мелкими темно-зелеными листьями, и выглядит он как лён-долгунец. На женских растениях появляются коробочки, внешне схожие с кукушкой. Отсюда в русском языке появляется название «кукушкин лён».
Особенности строения Основные части тела мха это стебель, листья и ризоиды. Коричневатый неветвящийся стебель несет многочисленные линейно-шиловидные листья. В высоту достигает 30 см. Корни отсутствуют. В нижней части стебля имеются выросты покровной ткани — ризоиды, выполнящиет всасывающую функцию и закрепляющие растение на субстрате. Внешнее покрытие стебля и листьев — эпидерма. У растения имеется примитивная проводящая система, позволяющая доставлять воду к листьям и транспортировать продукты фотосинтеза по всему организму. Фотосинтез осуществляется в листьях при помощи хлорофилла в ассимилирующей ткани. Строение листа можно подробно изучить при помощи микроскопа.
Сфагнум и Кукушкин лен и сфагнум. Мхи 7 класс биология Кукушкин лен. Мох сфагнум и мох Кукушкин лен. Кукушкин лен политрихум. Мох политрихум. Мох политрихум обыкновенный. Кукушкин мох мох. Строение спорангия Кукушкина льна. Ризоиды Кукушкин лен. Мох Кукушкин лён споровые растения. Внешнее строение кукушкиного льна. Побег мха Кукушкин лен. Строение листьев Кукушкина льна. Строение растения Кукушкин лен. Стебли Кукушкин лен и сфагнум. Фунария и Кукушкин лен. Страусник и Кукушкин лен. Мох Кукушкин лен гербарий. Мох Кукушкин лен среда обитания. Кукушкин лен относится к группе. Кукушкин лен к какой группе растений относится. Кукушкин лен относится. Растение Кукушкин лён относится к группе. Мхи Кукушкин лен и сфагнум. Сфагнум отдел Кукушкин. Кукушкин лен стебель листья ризоиды. Строение моховидных растений. Систематика растения Кукушкин лен. Систематика мха Кукушкин лен. Кукушкин лен отдел растений. Кукушкин лён обыкновенный систематика. Кукушкин лён обыкновенный строение. Листья Кукушкина льна. Кукушкин лен строение женский и мужской. Строение коробочки мха Кукушкин лен. Отдел Моховидные общая характеристика. Кукушкин лен споры. Листостебельные мхи Кукушкин лен. Кукушкин лен антеридии. Кукушкин лён строение рисунок. Кукушкин лен и сфагнум строение. Кукушкин лен однодомное.
Опишите особенности растений кактуса Шлюмбергера и кактуса эхинопсиса, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений. Правильный ответ должен содержать следующие условия выращивания растений: Условия могут быть приведены в более развёрнутых формулировках. ВПР по биологии 2019 — 6 класс — вариант 4 1. Подпишите под каждой фотографией соответствующее название объекта живой природы, используя слова из предложенного списка: хвощи, папоротники, лишайники, покрытосеменные. Ответ 1. Три из изображённых на фотографиях объекта живой природы объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из этого ряда. Ответ 2 Объяснение, например: лишайники не являются растениями, их тела образованы нитями грибов и зелёными водорослями. Рассмотрите рисунок штативной лупы рис. Что обозначено на рисунке буквой А? Штативная лупа 2. Какую функцию выполняет указанная Вами часть лупы? Ответ служит для регулирования освещённости 2. Катерина рассматривала с помощью штативной лупы пойманное ею животное и сделала рисунок рис.
Лекция 10. Моховидные (Bryophyta)
Но кукушкин лен относится к биологическим представителям, имеющим образования в виде ризоидов. Мох кукушкин лён. А 2. Процесс, который происходит в растении на солнечном свету с выделением кислорода: Дыхание. В ЕГЭ часто встречаются вопросы вопросы по развитию растения отдела мхи — «кукушкин лен». Кукушкин лен отличается от сфагнума. Кукушкин лен развивается со сменой полового и бесполого поколений. Покрытосеменные растения относятся к высшим семенным растениям.
Остались вопросы?
всего 1 ответ. к покрытосеменным (цветковым) растениям относится: Ель ромашка папоротник мох кукушкин лен. Однако, хоть кукушкин лён и растёт под пологом леса, он, как и вся зелёная братия, предпочитает хорошую освещённость. Мох кукушкин лён. А 2. Процесс, который происходит в растении на солнечном свету с выделением кислорода: Дыхание.
Кукушкин лен относится к листостебельным мхам. Кукушкин лён (Polytrichum commune L.)
Новости Новости. Ответ дал 1 человек: к покрытосеменным (цветковым) растениям относится: Ель ромашка папоротник мох кукушкин лен — Онлайн Ответ Сайт. Растения Отдел - Мхи Класс - Политриховые мхи Порядок - Политриховые Семейство - Политриховые Род - Кукушкин лён Вид - Кукушкин лён обыкновенный Латинское название Polytrichum commune Hedw., 1801. Признаки сходства кукушкина льна и сфагнума. Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Кукушкин лен, это мох, который обладает характеристиками, присущими некоторым другим мхам, но со своими обсобенностями.
Кукушкин лен покрытосеменные или голосеменные растения
Кукушкин лен МХИ РИС 1. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Кукушкин лен отличается от сфагнума. 1. К покрытосеменным (цветковым) растениям относится: Ель Ромашка Папоротник Мох кукушки. Покрытосеменные растения относятся к высшим семенным растениям.
Кукушкин лен вода для оплодотворения
Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных. В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика -ов. Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых n сливается с центральной клеткой 2n , с образованием запасного питательного вещества - эндосперма 3n.
Другой спермий n сливается с яйцеклеткой n с образованием зиготы 2n , из которой развивается зародыш. У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян. Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.
У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы. В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра. Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.
Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых : Классы покрытосеменных Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые мотыльковые , пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.
Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые В составе зародыша обычно имеется две семядоли В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли зародышевые листья могут выполнять функцию фотосинтеза. Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование. За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов стебля и корня.
Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни.
По краю коробочки расположены зубцы — перистом. При изменении влажности зубцы перистома изгибаются внутрь коробочки или наружу, способствуя разбрасыванию спор. Жизненный цикл развития мха кукушкин лен схематично показан на рисунке. Размножение мха Кукушкин лён - двудомное растение, то есть женские и мужские половые клетки развиваются на разных растениях.
В женских половых органах архегониях появляются яйцеклетки. В антеридиях мужских половых органах образуются сперматозоиды. Мужские растения определяют по темно-коричневым листьям, окружающим антеридий. С каплей воды сперматозоиды попадают к яйцеклетке и оплодотворяют её. Из образовавшейся зиготы прорастает спорофит — тот самый стебелек с коробочкой наверху.
При созревании спор коробочка открывается и рассеивает споры. Споры мелкие, видны только под лупой. Попав в благоприятные условия, спора прорастает в протонему - ветвистую зеленую нить, дающую начало новым растениям — гаметофитам. Вегетативное размножение мха происходит частями побега. За небольшой промежуток времени в благоприятных условиях растение занимает внушительные площади.
В России произрастает по всей территории от европейской части до Дальнего востока и Сибири, преимущественно в умеренном и арктическом поясах. Кукушкин лён предпочитает влажную почву и селится в еловых лесах, в низинах, на болотах, сырых лугах.
Жизненный цикл Ранее рассмотренный кукушкин лен является гаметофитом Рис. Гаметофит Если растение мужское, на его верхушке в особых структурах образуются сперматозоиды, в женском растении на верхушке образуются яйцеклетки Рис.
Кукушкин лен Сперматозоид попадает в яйцеклетку с помощью капель воды, передвигаясь по капле. Поэтому мхи растут ковром, хорошо впитывающим и удерживающим влагу Рис. Мох При слиянии, оплодотворении, сперматозоида с яйцеклеткой возникает первая клетка нового организма — зигота Рис. Зигота Из зиготы вырастает, учитывая чередование поколений, спорофит Рис.
Спорофит Зигота образуется на верхушке материнского растения, на месте яйцеклетки. Там же растет спорофит, который имеет ножку и мешочек со спорами — спорангий Рис. Спорофиты Источник В спорангии образуются споры, в определенный момент, когда споры созрели, он открывается, а споры летят по ветру. Из спор вырастает гаметофит, если они попадают в благоприятную среду, влажную почву.
Жизненный цикл замыкается от гаметофита к гаметофиту. Остальные мхи жизненным циклом похожи на кукушкин лен.
Коробочка вскрывается восемью назад загнутыми зубчиками; периантий 4-5-лопастной. В коробочке, кроме спор, развиваются еще пружинки элатеры. Всех видов М. Наиболее обыкновенный вид M. Мясистое лопастное слоевище этого растения имеет до 10 см длины и до 3 см ширины; по середине, вдоль слоевища, начиная от передней выемки, где сосредоточивается рост, пробегает широкая, нерезкая жилка. Верхняя поверхность испещрена ромбиками, представляющими очертание внутренних, так назыв. С нижней стороны отходят чешуйчатые придатки и корневые волоски. Мужские - с выемчатым краем, щитки на ножке; антеридии погружены в верхнюю поверхность щитка.
Цикл развития зеленого мха на примере кукушкина льна — структурно-логическая схема Женские звездочки - на других экземплярах M. Архегонии помещаются между лучами звездочки, на нижней стороне их, по несколько. Моховидные Моховидные, или мхи — отдел высших растений, объединяющий более 100 семейств, 700 родов и около 10 тысяч видов. Эти древние растения известны с карбонового периода. По мнению ученых, мхи — это отдельная ветвь в эволюции высших растений, причем их предками считаются зеленые водоросли. Наиболее многочисленная группа — это листостебельные, или настоящие мхи. Это широко известные кукушкин лен и сфагнум. Мхи распространены по всей нашей планете, в том числе в Антарктиде. На территории стран СНГ встречаются 1500 видов. Моховидные расселяются повсюду, за исключением морей, почв с высоким содержанием солей и мест, подвергающихся интенсивной эрозии.
Образуют массивные скопления в тенистых участках, чаще рядом с водоемами, но могут хорошо развиваться и на открытых сухих местах. При усиленном росте мхов происходит заболачивание почв, снижается качество сельскохозяйственных угодий. В болотистой местности эти растения формируют основную массу торфяных залежей. Строение моховидных Подавляющее большинство мхов — многолетние наземные реже пресноводные растения. Характерной их особенностью является групповые формы роста подушки, дерновинки, куртинки. Подавляющее большинство мхов — мелкие растения высотой всего несколько сантиметров, редкие водные формы достигают в длину до 30 см. Моховидные лишены корней, проводящей системы, цветков, как у покрытосеменных растений. Механическая, водопроводящая и ассимиляционная ткань обособлены лишь частично. В тканях всех растений данного отдела содержится зеленый фотосинтезирующий пигмент — хлорофилл, хотя цвет листьев разных видов может меняться от темно-коричневого до светло-салатового. Условно организм экземпляра мха делится на стебель и листья, некоторые виды выглядят как плоские листовидные пластинки — слоевища.
Для прикрепления к почве или другому субстрату служат ризоиды — аналоги корней высших растений. Размножение моховидных Размножение происходит бесполым, вегетативным и половым путем. Поэтому эти растения способны к быстрому расселению. При вегетативном размножении молодые особи развиваются из частей материнского растения листьев, ветвей, специальных почек, клубеньков, выводковых телец. Так клонированные растения разрастаются и могут захватывать обширные площади. Как половое, так и бесполое поколение мхов развиваются на одном растении. В жизненном цикле моховидных преобладает гаплоидное половое поколение. Гаметофит — многолетнее растение с листоподобными и корнеподобными ризоидами выростами. Органами полового размножения являются антеридии и архегонии. В антеридиях образуются двухжгутиковые сперматозоиды, которые способны перемещаться к яйцеклетке из архегоний исключительно в водной среде.
При слиянии половых клеток формируется диплоидный спорофит. Бесполое размножение осуществляется путем образования спор. Спорофит короткоживущий, находится на гаметофите и состоит из трех частей: спорангия коробочки со спорами, ножки, к которой крепится коробочка, и подошвы — места прикрепления к гаметофиту. Тесная связь спорофита и гаметофита объясняет факт групповых форм роста мхов. Значение моховидных В природе моховидные первыми заселяют необжитый субстрат и являются господствующими в биоценозах, где покрывают почву сплошным ковром тундра. Важную роль выполняют мхи в регуляции водного баланса ландшафтов в связи со способностью впитывать и удерживать огромное количество воды. В хозяйстве человека мхи, вызывая заболачивание почв, ухудшают качество сельскохозяйственных земель. Разрастаясь, могут предотвращать эрозию почв, удаляя влагу с поверхности в подземные воды. Ряд сфагновых мхов используются в медицине как перевязочные средства. Моховидные участвуют в создании залежей полезного ископаемого — торфа.
Цикл развития листостебельного мха на примере мха кукушкин лен Это наиболее распространенный представитель зеленых мхов. Растет в мокрых и влажных лесах, на кочках торфовых болот. Образует густые дерновины из прямостоящих «стеблей» высотой около 40 см, покрытых узкими линейно-ланцетными «листьями», которые состоят из нескольких слоев клеток. Посредине «листа» подобно центральной жилке формируются проводящие вытянутые и толстостенные механические клетки. На верхней поверхности «листа» образуется зеленая бахрома из коротких хлорофиллоносных нитей. Это фотосинтезирующая ткань. Около основания «стебля» развиваются многоклеточные ризоиды. Органы полового размножения расположены на верхушках «стеблей» разных растений , которые обычно растут рядом. На мужских экземплярах видны большие красноватые или желтоватые «листья», образующие розетку вокруг антеридиев. Антеридий - мешочек на короткой ножке, в котором развиваются сперматозоиды.
Архегонии собраны группой, образуют женскую половую почку, или женский «цветок». Архегонии - колбообразные образования с длинной узкой шейкой и вздутым брюшком. В них развивается яйцеклетка. После оплодотворения яйцеклетки архегония сперматозоидом, происходящего при наличии воды, начинает развиваться спорофит. Спорофит состоит из трех частей: стопы, ножки и коробочки, в которой образуются споры. Стебелек и коробочка спорофита называются спорогоном. Коробочка спорогона сверху покрыта колпачком, под которым расположена крышечка коробочки. Внутри находится центральный стержень - колонка, к которой прикрепляется споровый мешок в нем развиваются споры. Коробочка имеет специальное приспособление для рассеивания спор - перистом. Это зубчики, расположенные по краю коробочки, между которыми имеются поры.
Зубчики способны к гигроскопическим движениям, вследствие чего в сухую погоду они открывают поры, через которые высыпаются споры. На земле спора прорастает, образуя протонему, или предросток, в виде зеленой разветвленной нити. На протонеме возникают почки, из которых со временем развивается гаметофит» Кукушкин лен - растение многолетнее. Предыдущая глава::: К содержанию::: Следующая глава Развитие мохообразных не отличается от других высших растений и представляет собой чередование гаплоидной и диплоидной фаз развития. Преобладающим поколением является гаметофит. Он развивается из споры, ядро которой имеет гаплоидный набор хромосом, поэтому все клетки гаметофита тоже гаплоидные. Первоначально из споры развивается протонема, имеющая вид ветвящейся нитчатой водоросли или пластинки. Никакого запаса питательных веществ спора не содержит, поэтому молодой гаметофит должен их синтезировать самостоятельно посредством фотосинтеза. Наличие необходимой для этого хлоренхимы определяет зеленую окраску гаметофита. Дальнейшее развитие растения из протонемы зависит от его систематического положения.
У печеночных мхов многократное деление верхушечной клетки в трех плоскостях дает начало пластинчатым структурам, на которых впоследствии разовьются половые органы, в связи с чем они получили название гаметофоров. Более сложное формирование гаметофита происходит у лиственных мхов. Их гаметофоры имеют вид облиственных побегов, и развиваются они из почек, которые формируются на протонеме. На гаметофорах образуются половые органы — женские архегонии и мужские антеридии. Чаще всего на одном растении развиваются органы только одного пола — двудомные мхи, но нередко имеет место двудомность когда на одной особи формируются как женские половые органы, так и мужские. Наконец, у отдельных форм отмечается многодомность. В этом случае на одном растении образуются как однополые гаметофоры, так и обоеполые. Архегонии и антеридии обычно располагаются группами и в типичном случае окружены различного рода защитными образованиями. Чаще всего с помощью подставок они возвышаются над поверхностью гаметофита, но нередко погружаются в его глубину. Антеридии представляют собой овальные тельца, окруженные тонкой однослойной оболочкой.
Они наполнены сперматогенными клетками, которые при митотическом делении дают начало двум подвижным сперматозоидам, снабженным двумя жгутиками. Напомним, что клетки гаметофита изначально гаплоидные, поэтому половые клетки образуются не в результате мейо- за, как это обычно имеет место у диплоидных организмов, а посредством митоза. Архегоний устроен сложнее и обычно представляет собой структуру, по своей форме напоминающую бутылку. В утолщенной его части, называемой брюшком, находится крупная яйцеклетка, которая также образуется в результате митоза. Внутри суженной шейки в один ряд располагаются шейковые клетки, одна из которых — брюшная шейковая клетка — находится над яйцеклеткой. Несмотря на то обстоятельство, что мохообразные представляют собой наземные растения, оплодотворение у них возможно только в присутствии капельно-жидкой воды. Через шейку сперматозоиды проникают в брюшко архегония и оплодотворяют находящуюся там яйцеклетку. В результате образуется диплоидная зигота, которая по прошествии определенного периода покоя дает начало диплоидному поколению — спорофиту. Спорофит мохообразных называется спорогон и среди всех высших растений устроен наиболее просто. В типичном случае он представляет собой коробочку, представляющую собой спорангий, которая посредством ножки переходит в тело гамето- фита.
Разросшаяся и видоизмененная верхняя стенка архегония прикрывает коробочку и называется колпачком, или калиптрой. Не обладая зеленой окраской, спорогон современных мохообразных не содержит хлорофилла и не способен самостоятельно снабжать себя органическими соединениями. Поэтому все нужные для развития вещества спорогон получает от гаметофита посредством проникающей в его ткани нижней расширенной части ножки — гаустории. Внутри коробочки многочисленные материнские клетки спор делятся мейозом и дают начало тетрадам гаплоидных спор, посредством которых осуществляется бесполое размножение мохообразных 208.
Строение и особенности размножения кукушкина льна. Относится к роду политрихиум кукушкин лен.
К отделу Покрытосеменные относиться: 1)мох кукушкин лён 2)сосна сибирская 3) папоротник щитовник 4)ромашка непахучая. Кукушкин лен к какой группе растений относится. Ответы 1. ромашка кукушкин лен. Автор: marley80. примитивным наземным растениям. Лучший ответ: Онтонио Веселко. ромашка кукушкин лен.
Остались вопросы?
А имеет многоклеточное слоевище Б в жизненном цикле преобладает спорофит В вступает в симбиоз с мицелием гриба в слоевище лишайника Г используется для биологической очистки сточных вод Д образует заросли на глубине до 20 метров Е может обитать во влажной почве Ответ 221121 Установите соответствие между характеристикой и классификационной группой водорослей: 1 зеленые, 2 бурые. Запишите выбранные цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А представитель хламидомонада В почти все виды морские Г одноклеточные и многоклеточные виды Д в основном пресноводные растения Е представитель ламинария Ответ 122112 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства бурых водорослей? Какие признаки характерны для водорослей рода Ламинария?
Кукушкин лён — 4 — относится к Мхам. Ламинария — 3 — относится к Бурым водорослям. Томат — 10 — относится к Двудольным. У какого из этих растений образуются семена? Из перечисленных растений семена образуются у томата. Мхи и водоросли относятся к споровым растениям, и соответственно размножаются с помощью спор.
На первой картинке изображена ламинария. Её среда обитания — водная. На втором рисунке изображён кукушкин лён. Его среда обитания — наземно-воздушная. На третьем рисунке — томат. Среда обитания томата — наземно-воздушная. У какого из этих растений образуются семена кукушкин лен Кто из перечисленных организмов кукушкин лён, ламинария, баклажан относят к низшим растениям? Ответ запишите одним словом в именительном падеже.
Спорофит имеет вид длинной коричневой нити ножки , которая основанием прикреплена к верхушке гаметофита. На верхушке ножки образуется расширение — спорангий. В спорангии формируются диплоидные материнские клетки спор, которые делятся мейозом, образуя множество одноклеточных гаплоидных спор. Зрелый спорангий представляет собой коробочку с крышечкой, которая сверху прикрыта колпачком остатком архегония. Когда споры созревают, колпачок и крышечка отпадают, споры высыпаются и разносятся ветром на большие расстояния. Из спор, попавших во влажное освещённое место, вырастает тонкая ветвящаяся нить протонема. На её концах формируются почки, дающие начало новым гаплоидным растениям. Свернуть Представитель: сфагнум Сфагновые мхи широко распространены в умеренной зоне Северного полушария и образуют верховые сфагновые болота. По мере роста сфагнума нижняя его часть оказывается под толщей более молодых листочков, отмирает и начинает разлагаться. Разложение мха происходит без доступа воздуха и в условиях почти полного отсутствия микроорганизмов. Мох практически не гниёт, он превращается в торф. Торф удерживает влагу, происходит заболачивание лесов. Сфагнум не имеет ризоидов, он впитывает воду всей поверхностью тела. Мелкие светло-зелёные листья, покрывающие стебель и ветви, состоят из клеток двух типов. Узкие зелёные фотосинтезирующие клетки образуют сетчатую структуру, в которой происходит движение органических веществ. Между зелёными клетками находятся крупные прозрачные мёртвые клетки, от которых остались только оболочки. Это водозапасающие клетки. Через поры в их клеточных стенках вода проникает внутрь из окружающей среды. Сфагнум от др. Ткани мха содержат фенол карболовую кислоту , который имеет мощное бактерицидное действие. Узнать больше: половое размножение сфагнума 9—11 кл. Сфагнум — однодомное растение. Архегонии женские органы полового размножения и антеридии мужские органы полового размножения располагаются на одном растении. Сперматозоиды n по каплям воды достигают яйцеклеток n , происходит оплодотворение.
Длина вторичного стебля составляет, в среднем, 10-15 см, но может достигать 30-40 см. Стебли густо покрыты листьями, каждый из которых на верхней своей поверхности имеет ассимиляционные пластиночки и крупную основную жилку. Нижние листья на стебле развиваются в форме чешуек. Во внутреннем строении стебля различают примитивную проводящую систему, благодаря чему вода с растворенными питательными веществами перемещается по стеблю. Отдельные удлиненные клетки стебля, в которых отсутствует содержимое, соединены порами аналогично трахеидам высших растений. Их предназначение — транспортировка воды. Размножение кукушкина льна. Это растение размножается бесполым побегами, спорами и половым гаметами путем. Гаметофит представляет собой многолетний зеленый побег с листочками и ризоидами корнеподобными образованиями. Растение образует многочисленные споры. Из каждой споры при благоприятных условиях развивается побег с небольшой продолжительностью жизни, который выглядит как коробочка спорангий на ножке. Строение коробочки со спорами отличается от такового других листостебельных мхов. В верхней части она прикрыта колпачком с тонкими волосками и похожа на льняную пряжу. А сами коробочки напоминают кукушку, замершую на шесте. Это определяет название растений данного рода. Значение кукушкина льна. Благодаря специфическому строению листьев и образованию плотной дернины, распространение приводит к поверхностному накоплению влаги и заболачиванию местности. Также эти мхи участвуют в образовании торфа. Педагогический марафон 2. Можно было бы сказать, что эта статья посвящена просто методике тем курса биологии, касающихся вопросов размножения растений. Выйдя из материнской оболочки, гаметы сливаются попарно — образуются зиготы. Они покрываются толстой оболочкой и зимуют. Весной зигота делится, в результате чего образуются 4 клетки — молодые особи». В этом тексте все понятно и просто, но, к сожалению, совершенно не ясно, что следует из описанных особенностей размножения хламидомонады. Что может сделать учитель, чтобы не произошло путаницы понятий, чтобы каждый последующий урок работал на формирование системы знаний о размножении растений, а главное, чтобы курс биологии был логичным и интересным для ребенка? Предлагаемый подход к изучению вопросов размножения растений реализован в разобранных ниже фрагментах уроков. Эти примеры помогут отказаться от бесконечного рассказа учителя при объяснении нового материала, включить учащихся в активный процесс добывания знаний, используя обычные методы фронтальной работы. Данный подход к изучению вопросов размножения растений заимствован из авторской программы Н. При таком построении курса в первый год обучения 6- й класс вводятся основные биологические понятия: отличительные признаки живого, уровни организации органического мира, взаимосвязь организма и среды. Это позволяет концентрировать вокруг них специальные понятия и рассматривать фактический материал как частный случай общих закономерностей. Все уроки проводятся с использованием компьютерных презентаций. К сожалению, рисунки, представленные в данной статье, передают только конечное содержание слайда. В реальном времени процесс выведения информации на экран напоминает поэтапную работу учителя на доске. Это позволяет совместить процессы обсуждения и конструирования части изучаемой информации. Закрепить знания о жизненном цикле растений и показать, как действует общая закономерность, лучше на примере жизненных циклов кукушкина льна и папоротника. Учитель делает утверждение: «Кукушкин лен — двудомное растение». На этом этапе урока важно определить, что яйцеклетка находится на верхушке женского растения и, поскольку она неподвижна, то образовавшаяся зигота будет находиться там же. А это значит, что бесполое поколение может вырасти только на верхушке женского растения. Вся предварительная работа проведена. Учащиеся готовы самостоятельно разобраться в особенностях жизненного цикла мха. Следующий слайд содержит известный им жизненный цикл растений и мультфильм. После первого просмотра можно задать учащимся вопрос о том, с какого места жизненного цикла он начинается. Далее обсуждаем, что увидели в кинофрагменте. Презентация позволяет запустить кинофрагмент и во время обсуждения. Колонка «папоротник» на этом этапе остается незаполненной. При этом использованы разные виды работы, релизован принцип «повторение — мать учения», и, что немаловажно, учитель организовал работу учащихся по добыванию новых знаний. Частный случай жизненного цикла мха разобран на основе общей закономерности. Дети активно вовлекаются в учебный процесс, а не пассивно слушают объяснения учителя. Для стимулирования познавательной активности название следующего этапа урока скрыто от детей. Заголовок слайда появится после обсуждения кинофрагмента, в котором в режиме замедленной съемки показан рост молодого листа папоротника. Посмотрите кинофрагмент и скажите, о какой группе растений пойдет далее речь на уроке? Содержание параграфа по этому вопросу ограничено всего одним предложением: «Чередование поколений происходит и у папоротников». Учитель предлагает частный и общий случаи, а чтобы у детей не разбегались глаза при работе с двумя источниками информации, фрагмент страницы учебника попадает на экран презентации. Давайте по рисунку найдем половое и бесполое поколения папоротника. У большинства папоротников вайи сильно расчленены и растут своей верхушкой. Молодые, еще нераспустившиеся листья улиткообразно закручены. Если летом посмотреть на нижнюю сторону вайи, можно увидеть небольшие коричневые бугорки. Это группы спорангиев — образований, в которых созревают споры. Все части папоротника растут от корневища, поэтому давайте бесполое поколение папоротника назовем корневищным растением. Немаловажно и то, что работа с рисунком из учебника позволяет получить необходимую информацию. Любой рисунок учебника имеет информативную значимость. Это иная форма представления информации и учащихся с ней тоже надо учить работать. В завершение урока делается вывод по заполненной таблице. Планирование этой части курса 7- го класса может быть следующим. Кукушкин лен: строение и размножение Большое значение солнца Кукушкин лен очень любит свет. Вот почему в темных ельниках, даже если почва там сырая и плодородная, он будет ограничен в росте и развитии. При достаточном количестве солнечных лучей растение стремительно вытягивается, активно захватывая новые участки и закрывая плотным ковром почву. Земля под кукушкиным льном высыхает намного медленнее, вот почему его разрастание постепенно ведет к заболачиванию местности. Описание Описываемое растение имеет прямые стебли коричневатого цвета. На них располагаются небольшие листья темно-зеленого оттенка, которые напоминают лен в миниатюре. А вот коробочки, которые появляются на женских растениях, вызывают ассоциации с кукушкой, расположившейся на своеобразном шесте. Размножение и развитие Растение размножается следующими способами: половым гаметами и бесполым спорами, побегами. Они чередуются. Как именно размножается растение кукушкин лен? Споры, которые образует растение, находятся в спорангии коробочке на ножке. После созревания они высыпаются из этого природного хранилища. При благоприятных условиях споры образуют многоклеточную нить, а из нее, в свою очередь, появляется несколько гаметофитов происходит это путем почкования. Гаметофитом считается зеленый многолетний побег, имеющий листочки и ризоиды корнеподобные образования. Последние берут из почвы соли и йод. Листовые клетки обеспечивают синтез всех остальных необходимых веществ. Исходя из этого, можно утверждать, что гаметофит является независимым организмом. На предростке формируются почки, из которых появляются женские и мужские экземпляры растения. Таким образом, можно увидеть, что жизненный цикл развития мхов включает последовательное чередование бесполого и полового поколений. В ходе эволюции эта особенность выработалась у многих растений, в числе которых и кукушкин лен. Использование в различных целях Ранее кукушкин лен широко использовали при изготовлении плащей воинов и путешественников. Получаемые предметы одежды отличались особой прочностью. Кроме того, они обладали декоративной ценностью. Знахари советуют использовать этот вид мха для активизации работы пищеварительной системы, устранения желудочных колик и растворения камней в почках и желчном пузыре. Кукушкин лен, строение которого позволяет использовать его в садоводстве в декоративных целях, положительно воздействует на почву. Так, это растение способно привести в норму показатели кислотности грунта максимум за два сезона. После этого на восстановленной почве можно успешно выращивать любые садовые растения. Отмершие части мха послужат отличным удобрением. Природный утеплитель Мох сфагнум Отметим, что сфагнумы играют важную роль в образовании и существовании болот. Как было указано выше, отмершие участки мха формируют залежи торфа. Торфообразование возможно по причине застойного переувлажнения, обеспечения мхами кислой среды и отсутствия кислорода. В этих условиях процессы гниения не происходят, сфагнум не разлагается. Торф представляет собой ценный продукт, из которого получают воск, аммиак, парафин, спирт и т. Его широко применяют в медицинской практике, в строительстве. Мох выступает в качестве биотоплива и эффективного удобрения. Многие рецепты народной и официальной медицины включают этот компонент. А все потому, что мох сфагнум - прекрасное антисептическое средство и надежный перевязочный материал. Он помогает залечивать гнойные раны благодаря своей способности впитывать большое количество влаги. По этому показателю сфагнум превосходит лучшие сорта гигроскопической ваты. Этот мох способен произвести бактерицидный эффект благодаря наличию сфагнола - особого фенолоподобного вещества, угнетающего развитие и жизнедеятельность кишечной палочки, холерного вибриона, золотистого стафилококка, сальмонеллы и некоторых других патогенных микроорганизмов. Цветоводы активно используют сфагнум с целью выращивания комнатных растений. Он является составляющей субстрата, мульчирующим слоем либо выполняет дренажные функции. Мох не богат питательными веществами, однако он придает грунту требуемую рыхлость. Отличной гигроскопичностью сфагнума объясняется его способность равномерно распределять влагу. Наличие сфагнола обуславливает бактерицидные свойства описываемого вида мха, что позволяет эффективно ухаживать за корнями основного растения, предупреждая развитие заболеваний и загнивание. На самом деле это не совсем так. Приведу пример из учебника одной из авторских линий концентрического курса биологии наиболее, на мой взгляд, удачной. Он касается размножения хламидомонады. Зооспоры растут и достигают величины материнской клетки. При похолодании или пересыхании водоемов и других неблагоприятных условиях у хламидомонады образуются двужгутиковые половые клетки — гаметы. Затем в учебнике последовательно излагается размножение спирогиры, улотрикса, сфагнума, кукушкина льна, папоротника, голосеменных растений на примере сосны, а завершается это размножением покрытосеменных растений. Весь материал изложен доступно, но, к сожалению, не работает на развитие ученика и превращает биологию в описательную науку, не показывая ее логической красоты и внутренних взаимосвязей. Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов. Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры. Торфяным мхом называют: 1- кукушкин лен 2- сфагнум 3- щитовник мужской 4- печеночный мох. Установите последовательность этапов размножения мха кукушкин лен. Б взрослое растение гаметофит. Сфагнум отличается от кукушкина льна отсутствием: а листьев. Необходимым условием для размножения мхов является наличие: а света. Установите последовательность этапов жизненного цикла мха, начиная со споры. Установите последовательность этапов размножения мха кукушкина льна. Рассмотрим цикл развития мха кукушкин лен рис. Стебли этого мха небольшие, крепкие, с многочисленными мелкими, узкими, жесткими листьями. В дальнейшем общебиологические понятия концентрируются при изучении многообразия живого в 7- м классе, человека в 8- м классе, а в 9- м классе обобщаются уже на более высоком уровне в курсе «Общие закономерности живого». Все это позволяет целенаправленно развивать мышление. Важно и то, что у учащихся при реализации этого курса не только формируется система знаний о биологических процессах и явлениях, но и развиваются такие умения и навыки, как способность сравнивать, анализировать, выделять главное. В 6- м классе тема «Размножение» включает в себя следующие уроки. Бесполое размножение». Действие урока опирается на наглядность, но при этом не дает детям готовых решений, позволяет им найти их самим. Урок «Половое размножение растений»Жизненный цикл — первое понятие, которое вводит на уроке учитель. Жизненный цикл — последовательность стадий развития, через которые проходят представители данного вида от зиготы одного поколения до зиготы следующего поколения. На слайде презентации первым разворачивается центральный круг. Далее обсуждается, почему именно эта геометрическая фигура использована для представления жизненного цикла начала нет и нет конца. Этап повторения актуализирует именно ту информацию, которая будет работать при обсуждении новой темы. На этом этапе обсуждаются следующие вопросы. Естественно, в 6- м классе от детей не нужно требовать запоминания стадий этих двух процессов. Очень оживляют урок задания, в которых приходится работать с фотографиями реальных объектов. Следующий слайд предполагает именно такую работу. Ребятам предложено расположить рисунки в правильном порядке. Это немудреное задание позволяет соединить практику и теорию. На следующем этапе урока разбирается жизненный цикл растений. Можно пойти по простому пути и дать учащимся готовое решение, а можно попытаться совместными усилиями сконструировать жизненный цикл растений. Отправной точкой для этой работы будут следующие положения их ребята записывают в тетрадь. Жизненный цикл последовательно появляется на следующем слайде презентации, где каждый элемент выводится на экран только после обсуждения вопроса. В учебнике 6- го класса описываются жизненные циклы хламидомонады, спирогиры и кукушкина льна. Два первых примера на уроке рассматривать не стоит, т. Для этого вспомним, как размножается половое поколение? Чтобы облегчить процесс поиска, каждый обсуждаемый этап жизненного цикла на рисунке закрашивается по щелчку левой кнопки мыши в определенный цвет, то же самое происходит и на схеме жизненного цикла растений: фиолетовый — гаметы, розовый — половое поколение, голубой — бесполое поколение, зеленый — споры. Для обсуждения можно использовать следующие вопросы. Последний вопрос вызывает у учащихся определенное затруднение: как же назвать бесполое поколение папоротника? Надо рассмотреть строение бесполого поколения папоротника.