Подробная информация о фильме Вавилон на сайте Кинопоиск. Остатки Вавилона археологи нашли только в начале 1800-х годов.
Затерянные библейские города. Тайны Ниневии и Вавилона
Вавилон располагался в Южной Месопотамии, в исторической области Аккад на канале Арахту (аккад. Тайны Ниневии и Вавилона – 110 просмотров, продолжительность: 48:47 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Андрея Андрея в социальной сети Мой Мир. В этом видео я расскажу краткую историю Вавилона, где находился и что с ним сейчас. В нем сообщается, что с 2003 по 2004 год археологический комплекс Вавилон использовался коалиционными силами США в качестве военной базы. Здание должно обойтись суверенному фонду Саудовской Аравии, основному инвестору проекта, где сейчас аккумулируются доходы от саудовской нефтедобычи, в $100—200 миллиардов.
Затерянные библейские города. Тайны Ниневии и Вавилона
Где находился Вавилон — на современной карте мира. Развалины древнего Вавилона располагаются на берегах Евфрата, примерно в ста километрах от современной столицы Ирака Багдада. В 1980-х годах, напав на Иран, Саддам Хусейн рассчитывал на быструю победу, но просчитался. В этом видео я расскажу краткую историю Вавилона, где находился и что с ним н претендует на титул самого первого мегаполиса в истории человечест. Здание должно обойтись суверенному фонду Саудовской Аравии, основному инвестору проекта, где сейчас аккумулируются доходы от саудовской нефтедобычи, в $100—200 миллиардов.
Вавилон на карте, Россия
Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание персов против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Немцы изъяли Иштарские ворота, которые сейчас находятся в Пергамском музее в Берлине, французы забрали керамику, а турки использовали вавилонский кирпич для строительства плотин на Евфрате. Вавилон Вавилон – руины расположенные на окраине города Эль-Хилла в Ираке в 90 км к югу от Багдада. ЮНЕСКО приняла решение включить в Список всемирного наследия пять новых объектов, в том числе расположенные в Ираке руины древнейшего города Вавилона.
Существуют ли еще вавилоняне?
От неолита до Шумера Прежде чем ответить, где находится Вавилон, расскажем немного о времени, когда он процветал. Следы поселений древних людей в Ираке можно встретить повсеместно. В период неолита на Ближнем Востоке уже были достаточно хорошо развиты скотоводство и земледелие. За 7 тысяч лет до н. А еще примерно через 3 тысячи лет люди освоили плавку меди и золота. В это же время там начинают развиваться города с уникальной архитектурой. Арки, к примеру, впервые появились именно там, а не в Древнем Риме. Появляется письменность, политические и правовые нормы общественной жизни. Возводятся населенные пункты Ур, Урук и Эребу.
Это были самые крупные города-государства первой цивилизации Месопотамии - Шумерской. Ее сокрушили семитские племена, объединившиеся в царство Аккад. При царе Саргоне Шумер был повержен, а территория Месопотамии впервые объединена. Но два государства продолжали сосуществовать. Аккад контролировал север региона, а Шумер — юг. К сожалению, у них было множество врагов, мечтающих захватить плодородные цветущие земли. Когда с предгорий пришли скотоводы-амореи, великое государство перестало существовать. На территории Шумера обосновались эламиты.
Возвышение Вавилона За все время междоусобиц этот город, который находился далеко от границ, пострадал меньше других. Шумеры называли его Кадингирра. Город был построен на берегу Евфрата, около современного населенного пункта Эль-Хилла, в 80 километрах от Багдада. Там располагалась резиденция сборщика податей. Именно в этом провинциальном городке обосновался аморейский вождь Сумуабум, сделав его не просто столицей, а создав Вавилонское царство. Представители династии аморейских царей много воевали. Поэтому они основное значение придавали укреплениям Вавилона, в связи с чем выстроили вокруг него оборонительную стену. Но и храмы в это время тоже активно перестраивались, возводились святилища.
Сменилось пять властителей этого рода, прежде чем Вавилон стал главенствовать в Двуречье. В 1792 году до н. Воспользовавшись постоянными междоусобицами соседей, он сумел подчинить Вавилону большинство прибрежных земель около Тигра и Евфрата. За сорок лет было создано первое централизованное государство Западной Азии, Старо-Вавилонское царство. Центр мироздания Вавилон очень быстро стал одним из центров мира. Такое положение у него было вплоть до 1595 года до Рождества Христова. Его Богом-покровителем являлся Мардук, который стал одним из главных месопотамских божеств. Город богател, что отразилось на его внешнем облике.
Новые стены, ворота и широкие улицы, по которым могли пройти многолюдные храмовые процессии, были возведены не хаотично, а по плану. Жители столицы не призывались в армию и не платили налогов, у нее было право самоуправления. Упадок Вавилона Преемники Хаммурапи не смогли удержать высокое положение Вавилона. Постепенно начинается его упадок. Полтора века цари I Вавилонской династии боролись с другими претендентами на власть в Двуречье. Ослаблением державы воспользовались горные племена касситов.
Другие историки предполагают, что Висячие сады могли быть подарком Навуходоносора II его жене Амитис. Согласно текстам поздних античных авторов, Висячие сады представляли собой инженерное сооружение в Вавилоне с каскадом многоуровневых садов, где росли многочисленные виды деревьев, кустарников и виноградных лоз, производившее впечатление большой зеленой горы. Сады украшались цветами, спелыми фруктами, искусственными водопадами и террасами, изобилующими густой листвой. Вавилон и Геродот Основные источники знаний о Вавилоне: клинописные таблички; археологические раскопки; тексты древнегреческого историка Геродота, который жил и творил в V веке до н. Геродот дает одно из самых первых и подробных описаний Вавилона. В своем объемном труде «История», он посвящает городу 10 страниц — типично геродотовскую смесь фактов и фантазий, чтобы заинтересовать аудиторию. Античный историк писал: «Вавилон находился на обширной равнине. Он построен в виде четырехугольника, каждая из его сторон равна 120 стадиям один стадий — 177,6 метров, прим. Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего город окружен глубоким, широким и полным водой рвом, затем идет стена шириной в 50 царских локтей один локоть — 0,5 метра, прим. В своем труде Геродот описал Вавилонскую башню и храм Мардука: «Храмовый священный участок — четырехугольный, каждая сторона его длиной в 2 стадия аттический стадий, которым пользовался Геродот, равен 177,6 метров, прим. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в 1 стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней еще башня, в общем — восемь башен одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине подъема находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм». Историк писал, что в старой восточной части Вавилона располагалось несколько небольших храмов, а также причалы для торговых судов, что говорило о невероятном процветании Вавилона. Процветание же это было получено за счет завоеваний и торговли. Великий Вавилон имел семь ворот по некоторым данным их было восемь , носящих имена богов. Вот, например, что он пишет о строительстве стены: «Стена построена из обожженных кирпичей, вяжущим материалом служил жидкий асфальт битум. Стену окружал ров, обложенный также кирпичом. За оградою стен каждый житель Вавилона имел свой участок возделанной земли, чтобы не нуждаться в продовольствии во время осады». Следы битума можно встретить и сегодня, где древние кирпичи стены встречаются с современными кирпичами, уложенными в 1980-х годах во время ее реставрации. Геродот рассказывает и о непристойном обычае, который существовал в Вавилоне. Так, по словам историка, каждая вавилонянка, бедная или богатая, должна была хотя бы раз в жизни прийти к храму богини Иштар и отдаться за символическую плату чужестранцу. В храме она оставалась до тех пор, пока не выполнит священный долг перед богиней, «девушка уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично», — пишет античный автор. Свой рассказ об этом странном обычае, Геродот заканчивает сарказмом: «Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить свой долг. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года». Существовал ли на самом деле такой обычай в Вавилоне, точно сказать не берется ни один историк. У исследователей есть лишь слова Геродота, к которым многие ученые относятся скептически.
Вавилон переводится так же. Расцвет Вавилона пришелся на правление Хаммурапи, правившего 43 года 1793 — 1750 гг. Он не только захватывал новые территории, расширяя старые, но и создавал новые законы, строил города, развивал культуру, искусство. В дальнейшем Вавилону не так везло с правителями. Под предводительством царя Мурсилиса I в 1595 г до н. Вавилон был захвачен касситской династией правителей. Они поклонялись божеству Мардуку. В Вавилоне царило язычество. Захват Вавилона ассирийцами в 1155 г до н. Последний царь касситов Эллиль-надин-аххе был захвачен в плен, а во главе Вавилона оказался ставленник Ассирии. Следующие 600 лет в Вавилоне царили войны и разрушения. В 626 году до н. Начался период истории Нового Вавилона и новый расцвет. В 605 году до н. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца. Исламизация Передней Азии стала периодом, когда Вавилон стал двигаться от расцвета к закату и, в конце концов, Вавилон пал. Культура Вавилона На культуру Вавилона оказала огромное влияние Шумерская цивилизация. Клинопись на дощечках считается прародителем большинства европейских языков.
Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии. Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники. Падение Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню , но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков. Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание персов против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи. Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории. Архитектура Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира — висячие сады Семирамиды. Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности. Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков. Построенные в 575 году до н.
Карта мира
- Вавилон только сейчас признали всемирным наследием | ИА Красная Весна
- Вавилон сейчас это какая страна? 🤓 [Есть ответ]
- Содержание
- Вавилон: Где находился? Что с ним сейчас? История
- Где находится Вавилон?
- Где находится Вавилон
Древний город Вавилон. Где находится на карте мира, история, фото, какой сейчас, туры, экскурсии
Вавилонскую башню пытался строить Нимрод — сын Куша и внук Хама. Башня строилась, чтобы встать вровень с Богом и избежать нового всемирного потопа. Но стройка так и не была окончена, а пришла в запустение, как и все подобные проекты. Потому что, по слову пророка Иезекииля, Господь сказал, что будет он слабее других царств, и не будет более возноситься над народами Иез. Кроме того, Вавилон исчез из-за лжи его, из-за ложных идолов его, зверей и сов, которым он продолжает поклоняться. Произошло то, что было предсказано. Поклонение идолам и испорченность людей были причиной того, что превратился в прах могущественный народ, обладавший высокой, богатой культурой. Вавилонское пророчество 19. Не заселится никогда, И в роды родов не будет жителей в нём. Не раскинет Аравитянин шатра своего, И пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нём звери пустыни, И домы наполнятся филинами; И косматые будут скакать там.
Шакалы будут выть в чертогах их, И гиены — в увеселительных домах. Исайя 14: 1. Близко время его, И не замедлят дни его. Исайя 14: 23. И сделаю его владением ежей и болотом, И вымету его метлою истребительною. Говорит Господь Саваоф. И не возьмут из тебя камня для углов, И камня для основания.
Перестройка затронула и Вавилон, который с этого времени принял свой «классический» облик. Территория Вавилона была разделена на десять округов или кварталов, названных в честь городов Древней Месопотамии Эреду , Куллаб и др. Касситы также вели какое-то храмовое строительство в Вавилоне. Культовое значение города увеличивалось: в касситскую эпоху вавилонские жрецы переработали значительную часть шумеро-аккадской мифологии , выстраивая его вокруг образа Мардука. Последний становился верховным богом всей Южной Месопотамии, потеснив в этой роли Энлиля , от которого заимствовал эпитет «Господь» Бел аккад. Вавилон также постепенно перенимал роль главного священного города страны, которым прежде был Ниппур , культовый центр Энлиля. Для касситской Вавилонии было характерно прогрессировавшее ослабление центральной власти, чему способствовала раздача иммунитетных грамот кудурру важнейшим касситским родам. К концу XIII века до н. Около 1223 года до н. Вавилон захватили ассирийцы, временно оккупировавшие страну; город был разграблен, стены разрушены, а часть жителей уведена в плен. В середине XII века до н. Вавилон был захвачен и временно подчинён эламитами , подвергшими его небывалому опустошению; попытка восстания привела к новому опустошению и окончательному уничтожению царства Кардуниаш Эламом. Добившись независимости страны они со временем перенесли столицу из Исина в Вавилон. Вавилонские войска доходили до сердца Ассирии, откуда Нинурта-надин-шуми вернул захваченную ранее статую Мардука. Навуходоносор I разгромил и жестоко опустошил Элам , вернув оттуда другую статую верховного бога; с правлением этого царя В. При последующих царях центральная власть продолжала ослабевать, ведущая политическая роль переходила к олигархии. Положение усугублялось надвигавшимся коллапсом бронзового века , наступление которого сопровождалось масштабным переселением племён арамеев и их особой ветви — халдеев. В начале XI века до н. Вавилон был временно взят ассирийским царем Тиглатпаласаром I , который сжёг царский дворец. Разразившаяся катастрофа бронзового века привела к падению II династии Исина и погружению страны в состояние хаоса. Халдейский Вавилон. Нововавилонский период XI—IV век до н. Править Основная статья: Нововавилонский период «Тёмные века». Ассирийское господство и разрушение Синаххерибом Править В условиях коллапса бронзового века деградация государственной системы Вавилонии достигла пика. Сменилось несколько династий, цари практически не контролировали страну и были подчинены олигархии жречеству , переизбиравшей их каждый Новый год. Страну захватывали халдеи , которых поддерживала часть низов; вавилонская знать ориентировалась на Ассирию под власть которой страна в конечном счёте и перешла. Подчинение было оформлено в виде личной унии : ассирийские цари отдельно короновались в Вавилоне под особым именем. Главную угрозу ассирийской власти в стране представляли халдеи, вожди которых время от времени захватывали Вавилон. Особенно упорной была борьба с Мардук-апла-иддином II , который несколько раз захватывал священный город, где безуспешно боролся с олигархией. В правление ассирийского царя Синаххериба Вавилон стал центром непрекращающихся мятежей и восстаний; ответные неоднократные походы царя давали временный эффект. В 689 году до н. Синаххериб приказал полностью разрушить Вавилон; ассирийские солдаты уничтожили храмы, дворцы и другие постройки, после чего подожгли город. По улицам Вавилона были пущены воды Евфрата , а место где он стоял было проклято на 70 лет. Новый Вавилон. Основание Второго царства Править Разрушение Вавилона имело негативные последствия для ассирийской власти в Южной Месопотамии. Чтобы найти поддержку в среде многочисленной местной аристократии и жречества новый ассирийский царь Асархаддон пошел на беспрецедентный шаг — восстановление погибшего города; 70-летнее проклятие при этом удалось обойти, истолковав начертание числа 70 как «10». Работы заняли около 20 лет; для их осуществления было привлечено большое количество ресурсов и лучшие архитекторы Ассирийской державы. Многие здания отстраивались с большей пышностью в сравнении с тем обликом, который они имели до разрушения; особое внимание было уделено главному храму Эсагила и зиккурату Этеменанки. В Новый Вавилон постепенно возвращались уцелевшие жители, знать восстанавливалась в привилегиях, происходило возрождение общественных институтов. Была возрождена городская община алум Вавилона; на народном собрании 678 г. За столетия потрясений численность этнических вавилонян в Южной Месопотамии сократилась, большинство населения там составляли халдеи. Обе группы населения смешивались, аккадский язык подвергся сильному влиянию арамейского , а в соседних странах жителей Вавилонии всё чаще именовали халдеями. Была восстановлена ассиро-вавилонская уния; своим наследником в священном городе Асархаддон назначил Шамаш-шум-укина , сына от вавилонянки; в 668 году до н. В 652 году до н.
Касситские правители возводили огромные культовые сооружения, о которых, к сожалению, можно лишь догадываться по сохранившимся источникам. В религиозной среде началась синкретизация мифа и религии Древней Месопотамии. Вокруг бога Мардука начало формироваться вероучение, самого Мардука постепенно стали именовать «Белым». Однако ближе к концу XIII века до нашей эры началась новая кризисная полоса в жизни города и царства. Боевая сила вновь ослабла, что привело к череде войн и походов на Вавилон. Ассирийские войска начали разрушать город, грабить храмы, уводить жителей в плен. Семь лет Вавилонское царство находилось под управлением ассирийцев. В XII веке армия Эламского государства разрушила остатки Вавилона, чуть позже произошла попытка восстания, которая привела к новому опустошению и разрухе. Вавилонское царство постепенно перестало существовать и встретило свой конец. Географическая характеристика Не каждый может ответить, в какой стране находится этот город. В наше время Вавилон находится в Ираке. Города как такового на карте не имеется, но сохранились руины и памятники, свидетельствующие о том, что здесь когда-то была великая и роскошная столица. Хотя найти Вавилон на современной карте мира не так-то просто. Ранее был расположен Вавилон на Месопотамской низменности, являясь частью Двуречья. Здесь протекали реки Тигр и Евфрат, впадавшие в Персидский залив. Древний Вавилон находился в пределах канала Арахту — притоке Евфрата. С течением времени Арахту слился с Евфратом и стал центром реки. Он отличается огромным плодородием, что дало Вавилону существенное экономическое преимущество. Жизнь вавилонян кипела вокруг водоёмов. Трудно сказать, где находится Вавилон на политической карте, поскольку города как такового не сохранилось. Руины древнего царства Ранее город делился на две части Восточную и Западную при помощи Евфрата, но с годами русло реки изменило своё направление в сторону запада. Согласно традициям руины разделяются на несколько участков. Север города. Здесь был дворец Навуходоносора II. Здесь были расположены жилища. Центр города.
Она в свою очередь является копией более древней карты, которая датируется 9 веком до нашей эры. Мир тут изображён в виде диска с кольцом воды вокруг. Мировой океан именуется здесь горькими водами. Вавилон обозначен прямоугольником на крайнем правом берегу Евфрата. На самом деле город располагался на обоих берегах реки. Воды её текут на юг к некой горизонтальной полосе, правый конец которой отмечен как «болото», а левый как «устье». Возможно, болото - это истоки реки Шатт-эль-Араб. Изогнутая линия с севера, скорее всего, представляет горы Загрос. Сейчас карта хранится в Британском музее. Карта мира Определение мест на карте. Маленькие кружки на карте обозначают города или регионы. Два из них идентифицируются как Ассирия и Дер. Территория арамейского племени Бит-Якин находится в устье Евфрата, а Хаббан, столица касситов, ошибочно располагается к западу от Вавилона. К северу от Ассирии указано царство Урарту, а к югу — Сузы, столица Элама. За круглой горькой рекой лежат восемь отдалённых областей, изображённых в виде треугольников. Возможно, так было сделано, чтобы указать, что они были гористыми. Рядом с северо-западом написано «где Шамаша не видно». Это в полной мере отражает вавилонское поверье, что солнце восходит на востоке, заходит на западе, а затем возвращается на восток через воды подземного мира. Схема содержимого карты. Другие элементы карты пока не идентифицированы.
Эдем в Ираке
- Где находится Вавилон на карте? Можем показать!
- интересные новости
- Вавилон - древний город, место нахождение, легенда о боге
- Что находится на месте вавилона сейчас
- Вавилон прямо сейчас — ближайшие трансляции
- Где находится Эдем?
Вавилон где был и когда разрушен
Вавилон Babylon Situated 85 km south of Baghdad, the property includes the ruins of the city which, between 626 and 539 BCE, was the capital of the Neo-Babylonian Empire. It includes villages and agricultural areas surrounding the ancient city.
В I веке н. Хотя он был ненадолго захвачен Траяном в 116 году н. В сасанидскую эпоху Вавилон по-прежнему выполнял функции местного административного центра, со времён Парфянского царства выполняя эту роль на протяжении девяти столетий, вплоть до 650 года н. Во II веке в Вавилоне продолжал функционировать греческий театр на что указывает греческая надпись того времени [52]. Вавилон сохранил свою собственную культуру и население, которое продолжало называть свою Родину Вавилонией. Традиции древней месопотамской культуры в то время безвозвратно уходят в прошлое: аккадский язык , клинопись , глиняные таблички и вавилонская религия медленно и постепенно исчезают, их место параллельно и окончательно занимают арамейский язык , пергамент , папирус и новые религии — зороастризм , митраизм , восточное христианство , манихейство , мандеизм. Христианство пришло в Месопотамию в I веке н. Монеты парфянского, сасанидского и арабского периодов, раскопанные в Вавилоне, демонстрируют непрерывность поселения в этом месте [54]. Основная статья: Арабское завоевание Персии В середине VII века Месопотамия была захвачена и заселена арабами из расширяющегося Арабского халифата , после чего последовал период исламизации покорённого населения.
Вавилон был захвачен армией во главе с Саадом ибн Абу Ваккасом, к тому моменту Вавилон представлял собой хорошо укреплённый город крепость, который прикрывал столицу Персии Ктесифон. В середине декабря 636 года арабская армия приступила к осаде города, однако к тому моменту у персов практически не оставалось войск после поражения в битве при Кадисии из-за чего командующий гарнизоном приказал своим солдатам отступить в провинцию Ахваз, после чего жители города открыли ворота и сдались под условием сохранения жизней и имущества, кроме того жители города стали активно сотрудничать с арабской армией информируя тех о передвижении персидских войск. Вавилон стал базой арабской армии для атаки персидской столицы Ктесифона, туда стягивались войска, которые потом были брошены для захвата имперской столицы. Последний описал колодец, называемый «Темницей Даниила», который посещали христиане и евреи во время праздников. Могилу-усыпальницу Амрана ибн Али посещали мусульмане. Вавилон упоминается в средневековых арабских рукописях как источник кирпичей [56] , которые, как говорят, использовались для построек в городах от Багдада до Басры [57]. Постепенно Эль-Хилла превратилась в крупный центр, куда перенесли центр провинции Бабиль. Европейские путешественники во многих случаях не могли определить местоположение Вавилона или ошибочно принимали за него Фаллуджу. Другие называли Багдад Вавилоном или Новым Вавилоном и описывали различные сооружения, встречающиеся в этом регионе, как Вавилонскую башню [58]. Пьетро делла Валле посетил деревню Бабиль в XVIII веке и отметил множество остатков различных построек как из обожжённых, так и высушенных глиняных кирпичей, скреплённых битумом [57] [59].
Общие сведения[ править править код ] Вавилон. План основной части города по данным топографических источников и археологических раскопок Широкомасштабные археологические раскопки, анализ многочисленных клинописных и других нарративных источников позволили создать целостное представление об архитектурном облике Вавилона периода расцвета VI—V века до н. Менее документированными оказались более ранние эпохи, поэтому предположения о местонахождении тех или иных объектов для тех времён часто имеют предварительный характер. Во время расцвета Вавилон опоясывало тройное кольцо стен, периметром около 8015 м, ров, наполненный водой, а также внешняя стена, охватывающая часть предместий. Фортификационные сооружения прикрывали главный, северный вход в Вавилон, со стороны ворот Иштар; кроме того, на севере предместий находился летний дворец Навуходоносора II, выстроенный в виде крепости, а на Евфрате специальное массивное сооружение защищало угол городских стен от воздействия течения. Со внешним миром город соединяли 8 ворот, открывавшиеся дорогами в важнейшие города округи. Улицы пересекались под прямым углом, некоторые из них мостили плиткой из привозных материалов. Вавилон имел обустроенную, мощёную набережную, множество каналов, снабжавших городские кварталы водой, мосты, соединяющие различные части города, дворцы, огромное количество храмов, а также грандиозные сооружения — зиккурат Этеменанки Вавилонская башня и Второе чудо Света — Висячие сады. Многие постройки имели облицовку глазурованным кирпичом, барельефами, фризами; ярусы зиккурата были окрашены в разные цвета. Геродот, побывавший там в V веке до н.
Районы и кварталы города[ править править код ] Основная часть Вавилона была разделена рекой Арахту Евфрат на Западный город и Восточный город в устаревших публикациях — Новый город и Старый город и окружена предместьями, в том числе в пределах внешней стены Навуходоносора II. Предположительно с касситского времени основная часть города подразделялась на десять округов или кварталов аккад. Названия кварталов часто восходили к культовым именам самого Вавилона « Эриду », «Кадингирра», «Шуанна», [1] или же повторяли названия городов Шумера и Аккада Куллаб , Кумар т. Кварталы следующие. План раскопок центральной части Восточного города по состоянию на начало XX века. Эриду аккад. Eri-du10ki — древнейшая часть Восточного города и его религиозный центр. Располагался в самом центре Восточного города в пределах телля Амран-ибн-Али и области Сахн. Границами округа Эриду на севере были Великие ворота и округ Кадингирра, на юге — Рыночные ворота и округ Шуанна, на западе — берег Евфрата, на востоке Эриду соседствовал с кварталом Куллаб. В Шуанне располагались храмы Эхурсагтилла в честь Нинурты и святилище, названное археологами «Храм Z» и часто отождествляемое с храмом Эшасурра в честь богини Ишхары , известным из топографических текстов.
На севере его границами были городские стены и ворота Иштар , на юге — округ Эриду и Великие Ворота, на западе — берег реки, на востоке — квартал Новый город. В Кадингирре располагался центральный административный и фортификационный комплекс города; здесь находился дворцовый ансамбль Вавилона, с севера ограниченный городскими стенами, с запада — рекой, с востока — улицей Процессий, с юга — каналом Либиль-хенгалла. Наиболее изученный в археологическом отношении квартал. На юге соседствовал с кварталом Куллаб у храма Экитушгирзаль ; на западе примыкал к Кадингирре, на севере и востоке границами квартала были городские стены. Ещё в конце старовавилонского периода здесь располагалась зона коммерческой активности. В персидский период квартал подвергся разрушениям вследствие изменения русла Евфрата. В эллинистическое время в Новом городе были выстроены сооружения античной культуры, в том числе театр и палестра. Куллаб аккад. Kul-aba4ki — округ к востоку от квартала Эриду, граничащий на севере с Новым городом до храма Экитушгирзаль , на юге — с кварталом TE. Eki; на востоке границами округа были городские стены и ворота Мардука.
Часть Куллаба, наряду с кварталами Эриду и Кумар, составляет древнейшее ядро города, существовавшее ещё при I династии. Также в Куллабе находилось здание Бит-реш-акиту, связанное с празднованием Нового года. Округ, название которого передалось логограммой TE. Располагался восточнее округа Шуанна и южнее Куллаба, то есть в юго-восточном углу Восточного города. На севере граничил с Новым городом, на западе — с Шуанной пограничным объектом здесь был священный постамент в честь Мардука ; на юге границей округа была городская стена, на востоке — городская стена и ворота Забабы. Здесь располагалось три святилища: Экагула священный постамент ануннаков , Эдуркуга священный постамент игигов и храм Эмеурур в честь Нанайи. Вавилон около 600 года до н. Вид со стороны Западного города. A, аккад.
Город стал обособленным царством, втянутым в военные конфликты с соседними регионами. Несмотря на этот факт , Вавилону пришествие амореев пошло на пользу — из небольшого поселения город превратился в крупнейшее царство в древнем мире. Но как всегда бывает после бурного роста закономерен приход кризиса. Так случилось и с Вавилоном. Примерно в 1595 году до н. Вавилон подвергся нападению хеттов из Малой Азии территория современной восточной Турции и Сирии. Вавилон был разграблен, а правительство свергнуто. Развалины Вавилона в Ираке Далее наступил второй период для Вавилона, продлившийся примерно до 1004 г. После разрушения хеттами Вавилон стал сильно уязвим. Этим не могли не воспользоваться племена касситов. Касситы — это горные племена, жившие на территории современного западного Ирана.
Также важно знать, какой город расположен вблизи руин Вавилона. Таковым является современный город Эль-Хилла, расположенный от Багдада почти в 100 км.
Что находится на месте вавилона сейчас
Но два государства продолжали сосуществовать. Аккад контролировал север региона, а Шумер — юг. К сожалению, у них было множество врагов, мечтающих захватить плодородные цветущие земли. Когда с предгорий пришли скотоводы-амореи, великое государство перестало существовать. На территории Шумера обосновались эламиты. Возвышение Вавилона За все время междоусобиц этот город, который находился далеко от границ, пострадал меньше других.
Шумеры называли его Кадингирра. Город был построен на берегу Евфрата, около современного населенного пункта Эль-Хилла, в 80 километрах от Багдада. Там располагалась резиденция сборщика податей. Именно в этом провинциальном городке обосновался аморейский вождь Сумуабум, сделав его не просто столицей, а создав Вавилонское царство. Представители династии аморейских царей много воевали.
Поэтому они основное значение придавали укреплениям Вавилона, в связи с чем выстроили вокруг него оборонительную стену. Но и храмы в это время тоже активно перестраивались, возводились святилища. Сменилось пять властителей этого рода, прежде чем Вавилон стал главенствовать в Двуречье. В 1792 году до н. Воспользовавшись постоянными междоусобицами соседей, он сумел подчинить Вавилону большинство прибрежных земель около Тигра и Евфрата.
За сорок лет было создано первое централизованное государство Западной Азии, Старо-Вавилонское царство. Центр мироздания Вавилон очень быстро стал одним из центров мира. Такое положение у него было вплоть до 1595 года до Рождества Христова. Его Богом-покровителем являлся Мардук, который стал одним из главных месопотамских божеств. Город богател, что отразилось на его внешнем облике.
Новые стены, ворота и широкие улицы, по которым могли пройти многолюдные храмовые процессии, были возведены не хаотично, а по плану. Жители столицы не призывались в армию и не платили налогов, у нее было право самоуправления. Письменность Вавилона 0 В древнем городе существовала собственная письменность — клинопись. На глиняных табличках заостренными палочками выдавливались своеобразные иероглифы в виде клиньев. Математика и астрономия Вавилона Жители Вавилона были известны своими познаниями в математике и астрономии.
Именно они разделили окружность на 360 градусов, а час — на 60 минут. В Вавилоне изобрели десятеричную систему счисления, уже тогда умели решать квадратные уравнения, а также изучали звезды, пытаясь предсказать будущее. Вавилонские астрономы называли точные даты солнечных и лунных затмений. Данные природные явления играли большую роль: считалось, что они означали конец правления царя. Именно поэтому на период затмения назначался временный «царь», которого затем убивали, исполняя предзнаменование.
Врачи и медицина 0 К лечению болезней в Вавилоне относились очень серьезно. В законах Хаммурапи устанавливалась ответственность за нанесенный пациентам вред. Провинившийся врач лишался кисти руки, поэтому в развитом городе-мегаполисе постоянно не хватало профессиональных врачей. Зачастую обязанность лечить недуги граждан возлагалась на самих граждан. Заболевшие приходили на главную городскую площадь, и неравнодушные жители делились собственным опытом, советами и мнениями о способах лечения.
Вавилонская медицина, что было свойственно тому времени, была связана с верованиями. Большинство способов лечения основывались на магических либо религиозных ритуалах, порой болезнь считалась вызванной божественным гневом за какой-либо проступок. Вплоть до середины второго тысячелетия до нашей эры медицина применяла практические и магические методы лечения. Позднее ритуальные методы использовались врачами чаще, а для избавления от недуга обращались к одному из божеств вавилонского пантеона. Культура Вавилона Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта.
Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах. Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов. Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку. В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока.
Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво а в древнем Вавилоне уже варили пиво , то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления. Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни. Искусство Вавилона Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой. Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.
А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар. А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь. Правовое неравноправие Вавилона 0 В отношении равных по социальному статусу действовал принцип талиона например, за выбитый глаз или зуб правонарушителю назначалось соответствующее наказание — выбивали глаз или зуб. Размер штрафов за одно и тоже правонарушение различался по социальному положению пострадавшего. Если пострадал человек из высшего сословия авилум , то сумма, которую нужно выплатить, была очень значительной.
Сколько стоил раб в Вавилоне? Законы указывали на то, что рабы являлись лишь объектом правоотношений. За лишение жизни раба необходимо было выплатить стоимость либо предоставить другого раба взамен , за причинение ему увечий — половину от рыночной стоимости этого раба. Положение женщин в Вавилоне 0 Законы Хаммурапи защищали интересы женщин, которые хоть и не были бесправными, но в значительной степени должны были подчиняться мужчинам. Женщины могли заключать договоры, занимать некоторые управляющие должности.
Женщины могли стать жрицами в храмах надитум, энтум , за что им присваивались дополнительные права заключать договор купли-продажи недвижимого имущества. Охранялось исключительное право женщины на приданое. Также женщины всегда сохраняли свой статус при вступлении в брак с представителями разных слоев, а её дети либо повышали статус, либо сохраняли социальное положение матери. Вавилон полон загадок и тайн, познать которые еще предстоит. Величественный город Древнего мира не спешит расставаться с ними, удивляя нас каждым открытием.
Упадок Вавилона Преемники Хаммурапи не смогли удержать высокое положение Вавилона. Постепенно начинается его упадок. Полтора века цари I Вавилонской династии боролись с другими претендентами на власть в Двуречье. Ослаблением державы воспользовались горные племена касситов. Благодаря воздвигнутым на северо-востоке еще во время правления Хаммурапи оборонительным сооружениям, их первый натиск был остановлен.
В то же время приходилось постоянно подавлять восстания южных, «шумерских», провинций. Восставали попеременно или одновременно города Ларса, Ур, Катуллу, Нипур. Малая Азия тогда уже почти полностью принадлежала Хеттскому царству. Его войска вторглись в Вавилон, полностью его разграбили, уничтожили многие культурные памятники. Часть жителей была казнена, часть продана в рабство.
Где находится город Вавилон сейчас? Об этом вы узнаете далее. Новое начало Вторжение хеттов послужило концом Старо-Вавилонского царства. Вскоре эти земли подчинили себе касситы. Начался средневавилонский период.
Держава переживала упадок, особенно в экономической и культурной сферах. Невысок был в эти столетия и авторитет государства. Борьба за лидерство шла между Египтом, Хеттским царством и страной Митанни. Фараоны, судя по дошедшим до нашего времени сведениям, относились к еще недавно угрожавшему им соседу пренебрежительно. Однако это был длительный период стабильности, когда удалось наладить разрушенные во времена междоусобиц торговые связи между разными регионами государства.
Кроме того, снова поднимается восточный сосед, Элам. В конце XIII века до н. Ассирийский властитель Синаххериб прославился тем, что в 689 году до н. Восстановление могущества славного города началось только после ослабления Ассирии. В городе тогда правили вожди халдейских племен.
Один из них, Набопаласар, возглавил восстание, закончившееся разгромом ассирийской армии под стенами Вавилона. Нововавилонский период ознаменовался восстановлением прежнего могущества легендарного государства. Читайте также: Как устроен Колизей в Риме в котором бились гладиаторы в 72 году Навуходоносор Восстановление города началось после смерти Синаххериба. Постепенно государство восстанавливало прежнее могущество. Время наивысшего процветания — 605-562 годы до н.
Это тот самый Навуходоносор, который разрушил Иерусалим и увел в плен многие тысячи иудеев. В годы его правления страна распростерлась от Ирана до Египта. Невиданные богатства способствовали бурному строительству. Благодаря клинописным записям, Геродоту и раскопкам археологов, мы можем воссоздать облик Вавилона тех времен. Как выглядела «Столица мира» Евфрат разделял Вавилон пополам.
На плане он занимал почти 10 квадратных километров. Вокруг возвели три ряда крепостных стен, построили огромные башни и восемь ворот. Подступиться к ним было чрезвычайно трудно. В центре Старого города находился 7-ярусный зиккурат, который считается прообразом Вавилонской башни из Библии. Там же возвышался главный храм бога Мардука, рядом функционировал рынок.
Здесь же находился Большой дворец Навуходоносора II. Это был огромный комплекс, который строился еще при Набопаласаре. Он включал в себя дома чиновников и тронный зал. Дворец впечатлял посетителей своими размерами и роскошью. На его рельефных стенах из цветного кирпича мастера изобразили «древо жизни» и шагающих львов.
Во дворце было одно из семи чудес света — Висячие сады Семирамиды. Так «Владыка полусвета» утешил свою жену, царевну из Мидии, которая тосковала по родине. Достижения Хаммурапи Главное достижение этого царя — создание заповедей, которые были зафиксированы на знаменитой «Стеле Хаммурапи». Именно по ним суд должен был судить провинившихся. Преступников наказывали тем же, что они причинили жертве.
В сложных случаях судьи обращались за советом к богам: обвиняемого погружали в речную воду. Если он тонул, то виновность считалась доказанной. Если нет — подсудимого оправдывали. Хаммурапи позиционировал себя как посредник между людьми и богами, которому они передали власть над землями. Вторым достижением Хаммурапи было ограничение власти сословия жрецов.
При царе Хаммурапи в Вавилоне было возведено много величественных построек, большинство из которых до нашего времени не дошло.
Сейчас от этого всего остались лишь обломки. Оригинальных сооружений практически не осталось, а те, что остались, сильно видоизменились за счет реставрации. Но, все равно, от них веет такой историей, что, даже отреставрированные, они передают особые эмоции и дух того времени. Туристический Вавилон Хотя Вавилон практически исчез с лица Земли, но еще можно успеть увидеть там кое-что интересное. А именно: обязательно осмотрите вершину зиккурат из семи ярусов; ворота Иштар и Вавилонский Лев тоже не оставят вас равнодушными; можно также посетить монументальную резиденцию Саддама Хусейна.
Вавилон Babylon Situated 85 km south of Baghdad, the property includes the ruins of the city which, between 626 and 539 BCE, was the capital of the Neo-Babylonian Empire. It includes villages and agricultural areas surrounding the ancient city.
Авторы провального экшена полностью закрыли серверы игры — теперь в неё невозможно сыграть легальным способом. Кроме того, авторы закрыли официальный сайт игры, Discord-сервер и другие социальные сети продукта. В скором времени разработчики из PlatinumGames удалят аккаунт в «Твиттере», а упоминания о существовании игры полностью пропадут из обращений издателя игры Square Enix.
Где находится Вавилон
В Новое время эти земли принадлежали Османской империи. Также важно знать, какой город расположен вблизи руин Вавилона. Таковым является современный город Эль-Хилла, расположенный от Багдада почти в 100 км.
Кто жил в Вавилоне? Река Евфрат упоминается Библией как одна из тех, что вытекали из Рая, где жили первые люди. Ну а данные археологии, первые из которых появились еще с середины XIX в. Убейд Полномасштабные исследования археологов на древней земле начались с 1918 г. Кемпбелл Томпсон, Г. Холл нашли остатки целой цивилизации. Позже оказалось: племена этой культуры занимали практически всю Месопотамию. По первому холму теллю, как называли холмы высотой более 30 м, образовавшиеся на месте бывших когда-то поселений, жившие здесь арабы , Эль-Убейду, они были наименованы убейдскими, или убейдами, однако, это конечно, не то слово, каким называл себя этот народ.
О том, что это был за народ, известно крайне немного: идентифицировать «убейдов» как единую культуру удалось благодаря найденной во многих холмах-теллях однотипной керамике; сопоставив эту глиняную посуду с другими подобными этого региона, ученые выяснили, что народ, поселившийся в Междуречьи примерно за 4300 лет до Рождества Христова , пришел из области Элам, горной страны на юго-западе нынешнего Ирана; судя по найденным орудиям труда, поселившиеся на территории будущей Вавилонии были земледельцами; был найден хорошо сохранившийся храм, посвященный богу «убейдов», символом которого был баран; таким образом племена можно было отнести к языческим. Археологи начала XX в. Шумер Во многом этот народ — загадка. Предполагают, что они пришли с севера примерно тогда, когда уже существовала цивилизация Убейда. За примерно 1000 лет шумеры: продвинулись до южной части Междуречья; очевидно, вытеснили местное население, или уничтожили его. Источники свидетельствуют, что шумеры, продвигаясь к Персидскому заливу, основывали города-государства: ведь чем далее на юг, тем более очевидным становилось, что ирригационная система, позволявшая земледелию полноценно функционировать, невозможна без централизованного управления. Разные города шумеров ожесточенно воевали между собой борясь за лидерство — контроль над ресурсами, сложнейшей системой каналов, позволявшей получать урожаи в те самые «сам-двести». Шумерские города того времени — Ур, Лагаш, Ниппур, Киш, десятки других. На каком языке разговаривали Создатели, возможно, древнейшей письменности — клинописи, имели язык, которому до настоящего времени не найдено аналогов, так, что происхождение его загадочно. Сохранились буквально тысячи письменных памятников на этом языке, однако, клинопись возникла сначала как пиктографическое в виде картинок письмо, передававшее понятия а не собственно слова языка.
Лишь много позже оно стало медленно трансформироваться в письмо слоговое, то есть отражать звуки. Однако восстановить, как звучал язык шумеров, до настоящего времени ученым не удалось. Как шумеры называли Вавилон? Можно лишь предполагать, как именовали будущий Вавилон. Ученые думают, что его название звучало как Ка-дингирра, что на письме обозначалось особой пиктограммой, означавшей «ворота к богам». Источники свидетельствуют, что он не был шумером, происходил из семитов, а сначала служил у лугаля правителя одного из шумерских городов, Киша. Однако, устроив переворот, он начал править сам. Постепенно Саргон объединил семитские племена, вытеснил или уничтожил шумеров, создав государство, объединившее север и юг. Именно с этого времени Ка-дингирра становится Баб-или, или, в позднейшей, уже греческой транскрипции, Вавилоном. Что означает название города Ровно то же, что Ка-дингирра, «врата богов».
Можно предположить, что уже тогда в этом относительно небольшом городе был большой храм, что сулило по прошествии времени роль религиозного, а значит — политического центра. Главный город Двуречья Государство, основанное Саргоном, просуществовало около 200 лет, после чего было захвачено племенами кутиев. А затем, примерно за 2000 лет до Рождества Христова, на территорию вторглись аморреи, захватив также Вавилон — тогда еще сравнительно небольшой город. Ранняя история Считается, что основателем аморрейской династии был Сумуабум 1894 г. А столицей Двуречья Вавилон стал при шестом правителе из этой семьи — Хаммурапи, который 1792-1750 гг. Именно с него начинается политическое лидерство Вавилона, продолжавшееся более 1000 лет. Период его расцвета Ученые разделяют это время на: период, называемый старовавилонским, с 2012 по 1595 г. Правители Вавилона Время расцвета «великого города» связано с именами политических деятелей, сформировавших его политическую систему, утверждавших величие страны. Царствование Хаммурапи и его законы Именно с этого правителя началась история Вавилона, как главного города Месопотамии. Интересный факт Согласно Библии, именно во времена его правления жил праотец Авраам, происходили связанные с ним события, описанные Книгой Бытия.
Известно, что Хаммурапи был аморрем. На этом языке его имя звучит как Амму-рапи, что значит «бог-врачеватель». Разумеется, у него, как у всякого царя, были, очевидно, также жреческие функции. Но историки знают Хаммурапи, прежде всего, как администратора, законодателя. Лувр, Париж О самом царе наука узнала только с 1853 г. Судя по ней, царь подробно вникал во все вопросы государственной жизни — от строительства новых каналов до возведения храмов, от борьбы со злоупотреблениями чиновников до проблем благосостояния жителей Вавилона. Уже тогда ученые предположили, что Хаммурапи может быть создателем целой системы законодательства страны — некоторые фрагменты законов были также обнаружены на отдельных глиняных табличках. А в 1901-1902 г. Полагают, что эламиты вывезли стелу из Вавилона после завоевания города, как трофей. На стеле также видно, что Эламский царь явно собирался выскоблить текст законов со стелы, видимо, чтобы поместить на ней рассказ о своих победах.
Таким образом, как установлено, пропали целых 36 статей. Интересный факт Однако, их текст удалось восстановить по глиняным табличкам, найденным на территории самого Вавилона. Найденный свод законов получил именование «Кодекса Хаммурапи». К концу XX в. Сейчас считается, что Кодекс, разработанный для единого государства, должен был создать единую правовую традицию, которая бы заменила местные «неписаные» законы, точнее, обычаи, существовавшие у разных племен юристы называют их также «обычным правом». Именно поэтому: законы высечены на особой стеле высота ее более 2 м, вес — 4 тонны , которая венчается изображением местного бога Шамаша считался богом солнца, а также — покровителем справедливого суда ; ему предстоит царь Хаммурапи; это должно было показывать жителям, что государь выражает божественную волю; сами законы нацелены на упорядочение жизни страны во всех ее сферах, причем — через систему наказаний, более строгих, нежели было принято у месопотамских племен; например, известные прежние законодательные акты отдельных городов очень редко предполагали смертную казнь, а возмещение вреда, причиненного преступником, обычно выражалось деньгами или иным материальным вознаграждением; по Хаммурапи же за ряд преступлений прямо предполагается смерть, за другие же — возмездие по хорошо известному принципу «око за око, зуб за зуб». Принцип этот хорошо известен современному человеку из… Ветхого Завета, где прор. Моисей в данных иудейскому народу законах во многом действительно повторяет Хаммурапи. С начала XX в. Впрочем, впоследствии наука от столь всеобъемлющих выводов отказалась.
Очевидно, что законодательство Моисея более гуманно: например, вавилонский законодатель карал смертью кражу раба, лжесвидетельство, ограбление, поджог, другие преступления. А по Библии смертная казнь следует, как правило, за оскорбление Бога, святынь — кощунство, но не за вред ближнему. Поэтому можно говорить, что на библейскую традицию действительно могли оказывать влияние какие-то известные законы того времени, не исключая «Кодекс Хаммурапи». Почему бы нет, ведь, по слову ап. Павла, «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» Рим. Ведь вавилоняне такое же Божие творение, как иудеи. Касситы Считается, что захват Вавилона, который осуществили эти племена около 1595 г. Однако, хотя наследники царя оказались политически слабыми, основы культуры, законодательства к этому времени оказались настолько прочны, что касситы почти сразу, можно сказать, «стали вавилонянами», постепенно утратив даже свой язык, данных о котором почти не сохранилось. Но время правления царей из числа этих «чужеземцев» считается наиболее стабильным за всю историю страны. Это годы, когда сглаживаются всегдашние противоречия между севером и югом Месопотамии, расширяется ирригационная система, так как северные земли постепенно подвергаются засолению, сельское хозяйство без дополнительного орошения здесь становится сложным.
От того же времени известны письма Вавилонских царей египетским фараонам, причем написанные клинописью: это значит, что именно эта письменность, более того, сам язык вавилонян того времени, стали международными. А это говорит о высоком статусе самого государства. Государства то воюют, то пытаются установить стабильные границы, а затем снова доходят до военных конфликтов. Наконец, с конца XIII в. Именно тогда из Вавилона вывезли не только стелу с «Кодексом Хаммурапи», но также статую местного бога Мардука. Династия Исина Вторая по счету за историю Вавилона возникновение первой, в древнем городе Исине, относится еще к шумерскому периоду истории страны , эта царская династия правила до 1000 г. Ее самый яркий представитель — Навуходоносор I. Нанеся поражение Эламу, он вернул статую Мардука в храм, причем при этой церемонии присутствовало множество жителей страны. Появились даже специально написанные гимны. Именно с этого времен Мардук окончательно стал пониматься как главное божество страны.
За эти годы: культурное влияние Вавилона распространяется по тогдашнему цивилизованному миру, его язык по-прежнему остается языком международного общения; появляются выдающиеся эпические, религиозные произведения; среди них эпос о создании мира «Энума-элиш», размышление о судьбе человека «Невинный страдалец»; это произведение библейские критики не раз пытались соотнести с Книгой Иова, также повествующей о страдающем праведнике — впрочем, размышления о природе страдания свойственны вообще всем людям. Поэма «Невинный страдалец», как полагают, имеет реального героя по имени Шубши-машра-Шаккан. Это царедворец, живший, вероятно, при династии касситов. Подобно библейскому Иову, он за день теряет все — имущество, должность, репутацию, а затем — здоровье. Страдалец, честный чиновник, чтитель отеческих богов, размышляет о причине постигших его бедствий, приходя к выводу о том, что то, что хорошо для человека, может быть злом с точки зрения божеств. Исцеляет героя Мардук — заключение произведения как бы благодарственный гимн ему. Правление ассирийских царей Следующий период, когда древний город снова захвачен северными соседями, начинается за 1000 лет до Рождества Христова. Тогда как Вавилон, так Ассирия переживают сложное время вторжения племен арамеев и родственных им халдеев. С середины VIII в. Объединенное Ассиро-Вавилонское царство просуществовало до 627 г.
Однако с зависимостью Вавилон на сей раз не смирился, страну сотрясали восстания. Некоторые отголоски событий находим в Библии: например, лидер сопротивления, упоминаемый как Меродах Валадан Мардух-алла-иддин , несколько раз захватывавший власть над Вавилоном, периодически пытался найти союзника против Ассирии, например, обращался к иудейскому царю Езекии 4 Цар. Разрушение Вавилона Синаххерибом и восстановление Но около 689 г. Город был разрушен, статуя главного божества увезена завоевателями. Но, видя ненависть вавилонян, на несколько десятилетий они сменили тактику, пытаясь примириться — например, они даже усиленно помогали восстановить храм их бога Мардука статуя которого, правда, оставалась у ассирийцев. Однако жители страны лелеяли мечту о возрождении прежнего величия. Нововавилонский период Он начинается, когда после 625 г. Ассирия переживает очередную смуту. Тогда некий полководец из халдеев, по имени Набопаласар, начинает войну за Вавилон, у стен которого наносит Ассирии поражение. Впоследствии он, уже провозглашенный царем, теснит ассирийцев все дальше на север — до тех пор, пока уже его сын, Навуходоносор, не наносит Ассирии окончательное поражение.
С тех пор это государство уходит с политической сцены, а его территорию делят вавилоняне и мидяне, племена которых жили на востоке Ассирии. Навуходоносор II — самый знаменитый царь После уничтожения войска ненавистных ассирийцев Навуходоносора провозгласили царем. Его правление продолжалось почти 50 лет, с 605 по 562 гг. Гравюра на дереве с изображением Навуходоносора II немецкого гравера, художника и гравера 16 века Георга Пенца из серии гравюр на дереве Воитель Навуходоносор прославлен как завоеватель: ему удалось захватить бывшую ассирийскую территорию. После этого на тогдашней международной арене действуют три великие державы — Вавилон, Мидия, Египет. Попытка помериться силой с последним оказалась неудачной: сражение не выявило явного победителя, пришлось пойти на перемирие. Строитель Царь также — покровитель культуры, строитель, создатель того Вавилона, который запомнил тогдашний мир, да вообще последующие поколения: население города достигло огромной по тем временам цифры 20000 человек; на севере его украшением стал великолепный царский дворец; к особой радости религиозных вавилонян, полностью реконструирован был главный храм, который многие считали одним из чудес света; перестроены стены города; наконец, его части, по обе стороны Евфрата, соединил великолепный мост. Обожженный глинобитный кирпич из Вавилона, на котором выбиты имя и титулы Навуходоносора II Рабы Вавилона Ну а Библия говорит о Навуходоносоре, прежде всего, как о поработителе иудеев. К этому времени им, прогневавшим Господа отступлением к идолопоклонству, уже было попущено, по сути, лишение государственности: иудеи платили дань Вавилону, хотя все еще имели царей. Один из них, Иоаким, видя не совсем благоприятные для Навуходоносора результаты похода в Египет, решил, что сейчас — самое время для восстановления независимости.
Согласно Книге прор. Иеремии, этот угодник Божий предупреждал царя, его окружение, о пагубности такого шага, о том, что Господь не соизволяет на восстановление Иудейского царства. Его не слушали. Между тем, видя мятеж на стратегически важной территории, Навуходоносор отправил войска. Они вошли в Иерусалим в 597 г. Престол занимал тогда уже сын Иоакима, Иехония. По приказу царя Вавилона он, а также все знатные иудеи — около 3000 человек — были пленены, угнаны в Вавилонию. Но Иудея еще сохранила подобие автономии: преемником Иехонии был назначен Седекия. Иеремии, договорился с Египтом, отказался платить дань вавилонянам. Поэтому их армия осадила Иерусалим на долгие два года.
Египетские союзники попытались прорвать осаду, однако вавилонянами были оттеснены. В 586 году Иерусалим захвачен, иудеи — выселены в Вавилон. К их большому горю, верный восточной традиции покорять не только народы, но и их богов, Навуходоносор приказал уничтожить не только непокорный город, но также храм Истинного Бога, возведенный царем Соломоном. Идеализированная реконструкция Храма, построенного при царе Соломоне в Иерусалиме Так погиб так называемый «первый храм», второй же появится только через 70 лет так называемого «вавилонского плена» иудеев — когда они получат возможность вернуться на родину. Гордость и смирение Об этой стороне личности самого знаменитого царя говорит Библия, особенно — книга прор. Даниила, одного из иудеев, живших при его дворе. Он, как его товарищи — молодые Анания, Азария, Мисаил, осмысливает случившийся плен как свершение воли Божией о народе Израиля, а Навуходоносора — как ее проводника. О том, кто уничтожил святой город, поработил соплеменников, у Даниила нет ни слова осуждения. Но зато он описывает чудеса Божии, свершавшиеся с Навуходоносором на его глазах — а иногда даже через посредство самого пророка. Он видел некоего «истукана», «колосса», составленного из разных частей, не сродных между собой: глава его была золотой, грудь — серебряной, бедра — медные, а ноги — отчасти из железа, а частью — из глины.
Эта странная статуя была совершенно уничтожена камнем, отколовшимся от огромной горы. То, что видение божественно, причем обязательно что-то значит, было столь очевидно царю, что он, созвав всех жрецов, магов, гадателей, сначала не рассказывал им увиденное, считая, что тот, кто истинно понимает видение, должен, по воле Создателя, сам знать, что именно видел царь. Но такого человека не нашлось во всем царстве, так что Навуходоносор уже собирался попросту казнить лжепророков, но тут к нему, через одного из царедворцев, обратился иудей Даниил, взявшийся, вместе с тремя друзьями, Ананией, Азарией, Мисаилом помолиться об истолковании сна. По молитве пророка Господь открыл ему как само видение, так его значение. То было предупреждение великому воителю о том, что после него созданная такими трудами держава будет слабеть, сменяться другими царствами, не столь великими. Концом же всего станет Царство Божие, которое совершенно уничтожит небогоугодные дела человеческие. Царь был потрясен услышанным, восславил Истинного Бога… но прошло несколько лет, он лично велит казнить друзей Даниила именно за поклонение Создателю. Три отрока Эта история ныне воспоминается Церковью за каждым вечерним богослужением, когда на каноне поминаются «отроки благочестивые в пещи». Даниил повествует, что Навуходоносор собрал своих подданных на открытие золотого истукана, воздание поклонения которому одновременно было признаком лояльности самому царю. Правоверные иудеи, Анания, Азария, Мисаил в Вавилоне их, как знак подчинения, переименовали Седрахом, Мисахом и Авденаго не могли нарушить заповедь о почитании Единого Истинного Бога, потому не приняли участия в общем поклонении.
Когда же разгневанный царь велел сжечь их живыми, произошло чудо — брошенные в печь, они остались целы. А царь видел среди них кого-то, по виду похожего на «сына человеческого», охлаждавшего пламя. Потрясенный, Навуходоносор исповедал Бога Израилева как великого, истинного Бога: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! Рассказ пророка буквально воспроизводился «в лицах». Наконец, к «печи» «с шумом» спускался ангел — его фигуру изготавливали специально из кожи и бумаги. Государственная Третьяковская галерея, Москва Название не совсем точно отражает время очередного пророчества Даниила. На самом деле оно было сделано не Навуходоносору, а царю Киру, сменившему Дария Мидянина, унаследовавшего царство от внука Навуходоносора Валтасара. Кир, царь персидский, поселился в Вавилоне. Здесь у него был идол по имени Вил. Каждый день царь издерживал на него много вина и муки, да еще сорок штук овец.
Кир очень чтил Вила и часто ходил поклоняться ему. А Даниил чтил одного только Господа Бога. Царь спросил у него: «Почему ты не поклоняешься Вилу? Царь возразил: «Ты думаешь, Вил неживой бог? Этого не может быть! Разве ты не видишь, сколько он ест и пьет каждый день? Ибо он внутри глиняный, а снаружи медный, и никогда не ел и не пил». Тогда Кир, разгневавшись, призвал своих жрецов и сказал им: «Если вы не скажите мне, кто съедает все, что я посылаю каждый день Вилу, вы умрете. Если же вы докажите мне, что Вил съедает все это, то умрет Даниил, поносивший моего бога». Даниил согласился: «Да будет по слову твоему!
Если завтра, вернувшись сюда, ты найдешь вино и еду нетронутыми, то мы умрем. А если все будет съедено и выпито, значит правы мы и умрет Даниил». Они говорили так, потому что под полом в храме у них был проведен потайной ход. Через него они каждую ночь входили в храм и съедали все кушанья, приготовленные для Вила. Когда жрецы вышли, царь поставил пищу перед Вилом, а Даниил велел принести пепла и посыпал им пол в храме, но сделал это тайно, в присутствии одного только Кира. Выйдя, они заперли дверь царским перстнем и удалились.
Свой рассказ об этом странном обычае, Геродот заканчивает сарказмом: «Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить свой долг.
И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года». Существовал ли на самом деле такой обычай в Вавилоне, точно сказать не берется ни один историк. У исследователей есть лишь слова Геродота, к которым многие ученые относятся скептически. В любом случае, если обычай и существовал, скорее всего, он представлял собой акт самопожертвования; так женщины приносили себя в жертву богине. Ворота Иштар Необыкновенной красоты были ворота богини Иштар , украшенные рельефными изображениями быков и драконов. Через ворота проходила знаменитая Дорога процессий по утверждениям некоторых ученых, она там начиналась , направляющаяся к Эсагиле, храму покровителя Вавилона Мардука. Дорога процессий предназначалась исключительно для празднования Нового года.
Царь в сопровождении свиты следовал по ней к храму верховного бога Мардука. В Новый год правитель должен был прикоснуться к руке бога, чтобы остаться царем в следующем году — этот ритуал был, своего рода, подтверждением легитимности. На заднем плане мимо проходят американский и польский солдаты Ворота Иштар построены из обожженных в печах кирпичей, что для того времени было новаторством. Я их переделал из кирпичей с голубым камнем, на котором были изображены чудесные быки и драконы. Я покрыл их крыши, положив на них вдоль них величественные кедры. Во всех воротах я установил двери из кедрового дерева, отделанные бронзой. Я поместил в воротах диких быков и свирепых драконов и таким образом украсил их роскошным великолепием, чтобы Человечество могло смотреть на них с удивлением».
Ворота построены в 575 году до н. Раскопки, реставрация и война История Вавилона — это ненависть и милосердие, война и мир; жадность, высокомерие, преследования на религиозной почве. А еще история богатства и архитектурной славы. Вавилон заключает в себе самые лучшие и самые прискорбные черты человеческого характера, этот город в определенном смысле один из важнейших истоков человеческой истории. Открытие сделано недалеко от ворот Иштар. Стены ворот и Дорога процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены Дороги украшают около 120 барельефов львов Я приехал в Вавилон в ноябре 2004 года, точнее, посетил то, что от него осталось.
Приехал как раз в тот момент, когда польский военный контингент, который в то время находился в Ираке и участвовал на стороне США в Иракской войне , готовился передать ранее занятые руины некогда могущественного города иракским властям. Ныне покойный Дони Джордж, в то время глава Национального музея Ирака, предупредил меня в Багдаде об ужасном ущербе, нанесенном этому месту польскими военными. Джордж рассказал, что его ошеломили сообщения о солдатах, которые для заполнения мешков с песком использовали песок с раскопок, смешанный с археологическим материалом; о бронированных машинах, которые раскрошили мощеные кирпичом мостовые, построенные более 2000 лет назад, повредили кирпичи, которыми была выложена Дорога процессий. А еще Джордж говорил о мародерах, которые в качестве бесплатных сувениров выковыривали камни и кирпичи с изображением драконов из ворот Иштар. До вторжения в Ирак на территории Вавилона проходили раскопки, но когда окрестности Багдада заняли США и их союзники, они устроили прямо на месте раскопок военную базу Camp Alpha. Раскопки Вавилона и реставрационные работы были начаты по приказу президента Ирака Саддама Хусейна, который считал себя современной инкарнацией Навуходоносора II и тратил миллионы долларов на масштабную реконструкцию древнего города. Отреставрированный дворец в Вавилоне — яркий пример высокомерия Хусейна.
Здесь кругом инициалы Хусейна, вырезанные арабской каллиграфией, рельефы, где он ведет солдат на поле боя; потолки с изображениями башен, которые Хусейн построил в Багдаде.
Религия Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов часть из которых являются ипостасями все того же Мардука. Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала.
Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше. Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги. Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе. Культура Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.
Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов. Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку. В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми.
Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво а в древнем Вавилоне уже варили пиво , то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления. Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.