Он отметил, что «Эль-Дабаа» является самым крупным проектом российско-египетского сотрудничества и самым масштабным проектом России на Африканском континенте. По словам вице-президента АО ИК «АСЭ» по проекту в Египте Григория Соснина, «получение лицензии на площадку сооружения АЭС „Эль-Дабаа“ является важной вехой в реализации российского проекта АЭС в Арабской Республике Египет». По словам вице-президента АО ИК «АСЭ» по проекту в Египте Григория Соснина, «получение лицензии на площадку сооружения АЭС „Эль-Дабаа“ является важной вехой в реализации российского проекта АЭС в Арабской Республике Египет». Он отметил, что «Эль-Дабаа» является самым крупным проектом российско-египетского сотрудничества и самым масштабным проектом России на Африканском континенте.
Где находится город Эль-Дабаа
Управление по ядерному и радиологическому регулированию Египта (ENRRA) выдало разрешение на строительство четвертого, последнего энергоблока первой в стране атомной электростанции «Эль-Дабаа», сообщает РИА «Новости». «Росатом» надеется до конца 2023 года получить разрешение на установку четвертого энергоблока АЭС «Эль-Дабаа» в Египте и приступить к стадии строительства этого участка. Популярные удобства в отпускном жилье г. El Dabaa. По словам вице-президента АО ИК «АСЭ» по проекту в Египте Григория Соснина, «получение лицензии на площадку сооружения АЭС „Эль-Дабаа“ является важной вехой в реализации российского проекта АЭС в Арабской Республике Египет». город в провинции Матрух, Египет.
Зачем Россия строит гигантскую АЭС в Египте
El Dabaa, Matrouh Governorate, расположение на карте, Египет. 5: Египет Строительство Аэс Эль-Дабаа Дорога В Городок Мадина. В Египте сегодня стартовало строительство четвертого энергоблока АЭС «Эль-Дабаа». Проект «Эль-Дабаа» однотипен входящей в завершающую стадию строительства четырехблочной турецкой АЭС «Аккую». В начале октября на АЭС “Эль-Дабаа” стартовала установка первого ядерного оборудования.
АЭС «Эль-Дабаа» (Египет)
Глава Росатома Алексей Лихачев посетил стройплощадку АЭС «Эль-Дабаа» в Египте | Где находится Эль-Дабаа, информация о городе, Эль-Дабаа на карте и советы как попасть в Эль-Дабаа дешевле смотрите на информационном сайте для путешественников Airinme. |
Погода в Эль Дабаа на 10 дней | Атомная станция Эль Дабаа Египет. |
Третий блок АЭС Эль-Дабаа, на старт, внимание, марш! I Мегапроекты Египта
В Египте сегодня стартовало строительство четвертого энергоблока АЭС «Эль-Дабаа». «Эль-Дабаа» — первая атомная станция Египта, но не первый атомный проект в стране: история ядерной энергетики и сотрудничества между Россией и Египтом насчитывает более 60 лет. АЭС «Эль-Дабаа» — первая атомная электростанция на севере Африканского континента. Она будет включать четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200 и будет крупнейшей на континенте. город в провинции Матрух, Египет. это информация об атмосферном давлении, направлении и силе ветра и других характеристиках погоды.
Строительство АЭС "Эль Дабаа" в Египте идет с опережением графика
Запуск первого энергоблока станции «Эль-Дабаа» планируется на 2026 год. Обращаясь к присутствующим, Амгед Эль-Вакиль, председатель Совета директоров Управления по атомным электростанциям Египта, отметил успехи проекта строительства АЭС «Эль-Дабаа». Где находится El Dabaa, Qesm Ad Dabaah, Matrouh Governorate, Египет, расположение на карте Египта.
Где находится город Эль-Дабаа
Ближайшие задачи для специалистов АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2» на объекте: организация работ по сооружению строительно-монтажной базы, контрактация работ основного периода, заключение договоров и обеспечение готовности на оказание услуг в качестве Единого оператора по поставке бетонных смесей и управления механизацией площадки сооружения АЭС; взаимодействие с египетскими партнерами и генподрядчиком — АО «АСЭ» в части адаптации в Арабской Республике Египет российских норм и правил.
Несколько лет заняли подготовительные работы. В начале сентября на заводе «Ижора» в России стартовало производство атомного реактора для первого энергоблока «Эль-Дабаа». В конце марта 2023 года Управление по ядерному и радиологическому регулированию Египта ENRRA выдало лицензию на строительство еще одного блока, и уже 3 мая состоялась заливка первого бетона третьего блока АЭС. Этот тип контрактов в строительной отрасли предполагает, что подрядчик должен выполнить весь цикл работ: от проектирования до строительства и пусконаладочных работ. Алексей Лихачев Генеральный директор госкорпорации «Росатом»: — Это самый крупный проект российско-египетского сотрудничества со времен строительства Асуанской плотины. Собственная атомная энергетика была более чем полувековой мечтой для египетского народа, и для нас большая честь воплотить эту мечту в жизнь.
Больше, чем просто стройка Согласно контрактным обязательствам, российская сторона не только построит станцию, но и осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл АЭС, а также обеспечит поддержку в эксплуатации и сервисе станции на протяжении первых 10 лет ее работы. В рамках еще одного соглашения Росатом построит специальное хранилище и поставит контейнеры для хранения отработавшего ядерного топлива. Разрешение на строительство хранилища уже получено.
Пустынное побережье в провинции Матрух преобразилось. Фактически здесь появился новый город. Для доставки стройматериалов построили порт. Три энергоблока уже возводятся — всего же их по проекту будет четыре, и сегодня лидеры двух стран по видеосвязи дали старт строительству последнего. Владимир Путин: «По сути, начинается новый этап строительства первой АЭС в Египте, важнейшего для российско-египетских отношений проекта. Реализация которого, без сомнения, внесет значимый вклад в развитие египетской экономики, поможет укрепить ее энергетическую базу. Будем способствовать созданию современных производств, квалифицированных рабочих мест, решению социальных вопросов».
Президент Египта Абдель-Фатах ас-Сиси отметил, что стройка опережает график. На гигантской площадке ежедневно трудятся 16 тысяч специалистов, половина из которых — россияне. Абдель-Фаттах ас-Сиси: «Мой брат, президент Путин, хотел бы выразить свою глубокую признательность за поддержку этого проекта.
А также создание условий для проживания персонала, как из России, так и местного. Это уже больше половины объема всей станции. Помимо Концерна на площадке, безусловно, будут работать и многие другие строительные организации — и российские, и египетские. Другая жизнь — Сколько человек сейчас задействовано на строительстве? В планах на следующий год, когда начнется разворот работ основного периода, к середине года должно быть около 2,5-3 тысяч человек, а в конце года — ближе к 5 тысячам. В основном это сотрудники «Атомстройэкспорта», «Атомэнергопроекта», титановские инженеры, служба строительного контроля и охраны труда. Костяк коллектива «ТИТАНА-2» здесь формируют люди, которые переезжают сюда на время реализации проекта — по сути, на постоянное проживание. Фото из личного архива героя — То есть кто-то уже туда переехал надолго? Я и сам переехал надолго. У меня семейство уже большенькое, поэтому я здесь «холостяцствую». Время от времени стараюсь навещать семью в России. Насколько комфортно работать и жить за границей? А те, кто всю жизнь или полжизни отдал сооружению подобных сложных промышленных объектов, привыкли к тому, что работа разъездная. Случайных людей здесь практически нет. Есть много людей с опытом на заграничных объектах — кто-то успел в Бангладеше поработать, кто-то в Турции. Но основу составляют те, кто прошел школу российских объектов: поработал на Ленинградской атомной станции, в Северске, в Курчатове.
Строительство АЭС "Эль Дабаа" в Египте идет с опережением графика
В спорных ситуациях разбирались сами, договаривались. В итоге, по моему мнению, все остались довольны, контракты получились достаточно сбалансированные. Поэтому могу подтвердить: на проекте работала отличная команда! Топливный контракт Внутри общего контракта «прячется» топливный контракт, который по праву можно называть рекордным. Впервые в истории мировой атомной энергетики подписан топливный контракт длительностью 60 лет — традиционно он не превышает 10 лет. И уже намечены следующие проекты топлива — с керамической оболочкой твэлов, есть и другие наработки, поэтому в выигрыше оказываются не только предприятия, входящие в состав ТВЭЛ, но и египтяне как будущие владельцы АЭС — они гарантированно будут получать новейшие образцы топлива. Это стабильная работа для рудников и шахт, для горнообогатительных комбинатов и для тех, кто разрабатывает новые методы добычи и переработки урановых рук.
Комплексность услуг, предоставляемых заказчикам Росатомом, имеет и «зеркальное отражение» — комплексом заказов теперь обеспечены многие и многие наши специалисты. В том числе и те из них, которые обеспечивают безопасность всех операций, связанных с ОЯТ отработанным или облученным ядерным топливом — тем самым, которым так любят нас пугать псевдоборцы за экологию. Конечно, ОЯТ потенциально весьма опасно, но только в том случае, если пренебрегать при обращении с ним правилами безопасности, если есть нерешенные проблемы с оборудованием, которое при этом используется. Короткое слово ТУК «Для предприятий Росатома, работающих в сфере бэкенда, сделка тоже уникальна: наравне со строительством оговорено и обращение с ОЯТ. В рамках контракта ФЦЯРБ построит под ключ сухое контейнерное хранилище, оснащенное двухцелевыми ТУКами» Это уже комментарий о декабрьском контракте от федерального центра ядерной радиационной безопасности. ТУК — это транспортно-упаковочный контейнер для облученного ядерного топлива ОЯТ , две цели очевидны из названия: в этих контейнерах ОЯТ можно и хранить, и транспортировать к месту хранения или переработки.
Короткая фраза хранит в себе бездну информации, часть из которой мы попробуем показать чуть подробнее. Транспортно-упаковочный контейнер, Фото: fcnrs. Росатом будет строить энергоблоки на основе этого реактора одновременно в нескольких странах — не только в Египте, но еще и в Турции, в Бангладеш, в ближайшее время полностью войдет в строй первый блок Ленинградской АЭС-2, активно идет строительство в Белоруссии. Одно из конкурентных преимуществ Росатома — то, что наша атомная энергетическая корпорация предлагает заказчикам решение всех проблем, связанных с ОЯТ. Для этого Россия построила новое сухое хранилище ОЯТ в Железногорске, для этого постоянно модернизируются и расширяются технологические и производственные мощности «Маяка», но этот материал, одновременно ценный и радиоактивно опасный, нужно уметь доставить до места. Представьте себе, как выглядит логистическая цепочка в случае Египта.
ТВС с отработанным топливом нужно аккуратно извлечь из пристанционного бассейна выдержки, погрузить в ТУК, затем ТУК разместить на автотранспорте, чтобы довести его до порта. В порту — еще одна перегрузка и специализированное «атомное» судно отправится к берегам России. Где находится Урал и Красноярский край, можете поискать на карте, если вдруг забыли — это мы к тому, что потребуется еще одна перегрузка и железнодорожное путешествие на несколько тысяч километров. Мало рассказа про Египет — попробуйте сами проложить маршрут из Бангладеш. ТУК должен иметь все необходимые приспособления для перегрузок и транспортного крепления, должен выдержать поток радиации и тепла от ТВС, должен не бояться дорожной тряски и морской качки, случайных ударов. Почему для ВВЭР-1200 требуется ТУК нового поколения, понять не трудно — глубже степень выгорания уранового топлива, больше времени ТВС проводит в активной зоне реактора, накапливая большее количество высоко радиоактивных осколков деления.
Мало того — ТУКи весьма востребованы на мировом рынке: продолжают работать более 400 реакторов по всему миру, строятся новые. Если Росатом сможет разработать ТУК, отвечающий всем требованиям безопасности, при этом универсальный для АЭС нашего и западного дизайна — наши машиностроители и металлурги смогут получать новые заказы, продолжая увеличивать несырьевой, высокотехнологичный экспорт России. Сейчас тон на этом рынке задают немецкие компании, освоившие выпуск ТУК из высокопрочного чугуна с шарообразным графитом.
В России работает четыре блока с реакторами этого поколения: по два реактора — на площадке Нововоронежской и Ленинградской атомных электростанций. Сооружение АЭС осуществляется в соответствии с пакетом контрактов, вступивших в силу 11 декабря 2017 года.
Согласно контрактным обязательствам российская сторона не только построит станцию, но и осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл атомной электростанции, а также окажет египетским партнерам помощь в обучении персонала и поддержку в эксплуатации и сервисе станции на протяжении первых 10 лет ее работы. В рамках еще одного соглашения российская сторона построит специальное хранилище и поставит контейнеры для хранения отработавшего ядерного топлива. Россия последовательно развивает международные торгово-экономические взаимоотношения, делая упор на сотрудничество с дружественными странами. Несмотря на внешние ограничения отечественная экономика наращивает экспортный потенциал, осуществляет поставки товаров, услуг и сырья по всему миру.
Налоговым нерезидентом РФ признается человек, который находился на территории России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев п. Работодатель обязан рассчитать и удержать этот налог из заработной платы сотрудника.
Полный возврат разницы НДФЛ за текущий год возможен только при условии возврата работника на территорию РФ до 1 июля отчетного года. Если работник вернулся в РФ после 1 июля, то на 31 декабря он останется в статусе нерезидента и не сможет вернуть излишне удержанный налог за текущий год.
Разрешение на строительство первого энергоблока было выдано в июне 2022 года, второго — в октябре 2022 года, третьего — в марте 2023 года. Это технология новейшего поколения, которая уже имеет референции и успешно работает. В России работают четыре блока с реакторами этого поколения: по два реактора — на площадках Нововоронежской и Ленинградской атомных электростанций.
Сооружение АЭС осуществляется в соответствии с пакетом контрактов, вступивших в силу 11 декабря 2017 года. Согласно контрактным обязательствам российская сторона не только построит станцию, но и осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл атомной электростанции, а также окажет египетским партнерам помощь в обучении персонала и поддержку в эксплуатации и сервисе станции на протяжении первых 10 лет ее работы.
В Египте начался основной этап сооружения третьего энергоблока АЭС «Эль-Дабаа»
Дабаа египет на карте | El Dabaa Город в Матрухе, Египет Эль-Даба. الضبعة Город Страна Египет Провинция Матрух Часовой пояс UTC + 2 (EST) Эль-Дабаа (арабский. |
Что теперь будет с первой российской АЭС в Египте | 23.03.2022, ИноСМИ | это информация об атмосферном давлении, направлении и силе ветра и других характеристиках погоды. |
Строительство АЭС "Эль Дабаа" в Египте идет с опережением графика | Главная» Новости» Строительство аэс в египте последние новости на сегодня. |
В Египте начался основной этап сооружения второго энергоблока АЭС «Эль-Дабаа» | Главная» Новости» Федеральные новости» На втором энергоблоке АЭС «Эль-Дабаа» (Египет) с опережением сроков начался монтаж устройства локализации расплава. |
Погода в Эль Дабаа на 10 дней
Даба на карте, Египет. Точное время, ближайшие города | одновременно возводятся сразу четыре энергоблока. |
АО «Концерн Титан-2» участвует в проекте сооружения атомной станции «Эль-Дабаа» в Египте — ИнСетКом | В Египте 20 июля началось строительство первой в стране АЭС "Эль-Дабаа" при участии России, сообщили в госкорпорации "Росатом". |
Президенты России и Египта дали старт новому этапу строительства АЭС «Эль-Дабаа» | Точное время и дата El Dabaa, Qesm Ad Dabaah, Matrouh Governorate, Египет, ближайшие аэропорты, официальная валюта. |
Инженер в пустыне: россиянка Ксения Синякова работает на строительстве атомной станции в Египте
Подготовкой комплексного контракта занималась команда «Русатом Оверсиз», компания в составе Росатом, ответственная за продвижение на зарубежных рынках интегрированного предложения проектов сооружения АЭС и центров ядерной науки и технологий. Что такое «интегрированное предложение» в исполнении Росатома? Не только строительство самих АЭС, но и развитие ядерной инфраструктуры, решения в области финансирования ядерных проектов, подготовка и переподготовка национальных кадров, локализация производства на территории стран-заказчиц, гарантированная поставка топлива, сервис, переработка и обращение с ОЯТ, комплексные решения в области вывода из эксплуатации. Сегодня нет ни одной ядерной энергетической компании, которая могла бы предложить вот такой комплекс — от проекта строительства к самой стройке, через обучение к работе на энергоблоках, решение вопросов с ОЯТ и вплоть до вывода из эксплуатации. Ныне едва не усопший, находящийся в реанимационном отделении Westinghouse и в годы своей активности не предлагал никаких решений по проблеме ОЯТ, французская AREVA не имеет компетенций по обучению персонала и по выводу АЭС из эксплуатации, потенциальные конкуренты в лице китайских и южнокорейских компаний не имеют собственных предприятий по производству топлива, с подготовкой специалистов не решен вопрос и у них. Даже если перечисленные компании решат наверстать упущенное, на это им придется потратить немало времени и усилий, а Росатом — вот он, готов работать уже сейчас.
Контракт с Египтом был вызовом для «Русатом Оверсиз», о чем подробно рассказал в интервью ведомственной газете «Страна Росатом» президент компании Евгений Пакерманов, один из профессиональных управленцев, о котором редко пишут «большие СМИ». Евгений Маркович Пакерманов руководителем «Русатом Оверсиз» стал в 32 года, но давайте коротенько пробежимся по страницам его биографии, чтобы понять, было это случайностью или закономерностью. АЭМ — это «атомное энергетическое машиностроение» и это то, что в советские времена никогда не входило в структуру легендарного Минсредмаша, а относилось к ведению министерства тяжелого машиностроения. В общем, если в двух словах, Евгений Пакерманов как президент «Русатом Оверсиз» — профессионал, досконально знающий свою работу. А это тоже требует управленческого умения, ведь многие «запчасти» АЭС имеют длительный период производства.
Корпус реактора, парогенератор, турбины — все это создается не один год, а готово должно быть в строго определенное время, когда на строительной площадке будет достигнута готовность к приему и монтажу такого оборудования. И вот то, что Пакерманов отлично знаком с «АЭМ-технологиями», в этом случае весьма полезно — объемы заказов только растут, работы меньше не становится. Уникальность контракта с Египтом Вот описание особенностей египетского контракта, данное Евгением Пакермановым в том же интервью. Например, в Индии или Китае мы подписывали контракты о строительстве блоков парами, постепенно передавая значительную часть работы в зону ответственности заказчика. Здесь ситуация другая: мы взяли на себя полный объем работ, полную ответственность.
Мы впервые в истории подписали пакет одновременно вступивших в силу контрактов, охватывающих весь спектр услуг, которые Росатом может предоставить при реализации такого проекта. Обычно сначала подписывается EPC-контракт строительство и монтаж оборудования , через какое-то время топливное соглашение, а уже когда станция построена, начинаются переговоры о сервисе. У нас получился интегрированный эффект — когда и заказчику, и нам было выгодно договариваться с самого начала о таком комплексном подходе. Ни в одном контракте не осталось незакрытых приложений. В мельчайших деталях проработаны все вопросы и нюансы наших взаимоотношений на десятилетия» Это и есть причины, по которым подписание пакета контрактов готовилось более двух лет — дело не только в сумме, а и в том, что в этот пакет входят договоры на строительство, сервис, обучение кадров, эксплуатация, решение вопросов, связанных с ОЯТ и на вывод АЭС из эксплуатации.
К сожалению, конфиденциальность контракта не позволяет нам узнать полную продолжительность контракта, но точно известно, что ВВЭР-1200 рассчитан на 60 лет эксплуатации, что строительство должно завершиться к 2029 году, как известно и то, что наши атомщики уже имеют алгоритм действий, который способен продлить время работы станции еще на 20 лет. С учетом срока, который необходим для вывода станции из эксплуатации, очевидно, что полное исполнение контракта закончится в следующем веке. Нам удалось сделать так, чтобы участники переговоров чувствовали ответственность не за защиту интересов своих компаний, а за проект в целом. Все знали, что мы начнем его только после вступления в силу всего пакета контрактов. Это было серьезным стимулом, в пиковые моменты более 60 человек одновременно вели переговоры.
Сложная координация, нахождение баланса интересов — в этом и была суть нашей работы. За три года ни разу не возникло такого внутреннего конфликта, решение которого потребовало бы привлечения высшего менеджмента госкорпорации.
Она будет включать четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200 и будет крупнейшей на континенте. Ближайшие задачи для специалистов АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2» на объекте: организация работ по сооружению строительно-монтажной базы, контрактация работ основного периода, заключение договоров и обеспечение готовности на оказание услуг в качестве Единого оператора по поставке бетонных смесей и управления механизацией площадки сооружения АЭС; взаимодействие с египетскими партнерами и генподрядчиком — АО «АСЭ» в части адаптации в Арабской Республике Египет российских норм и правил.
Оплачивается проезд от Москвы и обратно 05 Инфраструктура На территории ЖК расположены: бассейн, спортплощадка, поле для футбола, площадка для волейбола, тренажерный зал, магазин. В выходные выезды в город и на море 06 Условия оплаты труда «Белая» заработная плата два раза в месяц, 15 и 30 числа. Денежные средства перечисляются на банковскую карту без задержек 07 Площадка строительства, являясь объектом Федерального назначения, находится под круглосуточной охраной представителей органов государственной власти 08 Отдельная комната в четырехкомнатной квартире с мебелью и необходимым оборудованием для комфортного проживания 09 Сумма: 8.
Безопасность и надежность ядерного реактора были приоритетными при выборе поставщика ядерной технологии для АЭС Эль-Дабаа. Дополнительная информация о проекте.
Что нам известно о контракте на строительство АЭС «Эль-Дабаа»?
«Росатом» приступил к основному этапу строительства на четвертом блоке АЭС «Эль-Дабаа» в Египте. "С опережением графика возводится четвертый энергоблок АЭС Эль-Дабаа в Египте. АЭС «Эль-Дабаа» — первая атомная электростанция на севере Африканского континента. Она будет включать четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200 и будет крупнейшей на континенте. На карте Эль-Дабаа можно использовать фильтры по району, типу недвижимости, цене, площади, количеству этажей, этапу строительства и так далее. Сегодня днем погода в Эль Дабаа будет с переменчивой облачностью, без осадков. Где находится El Dabaa (Египет) на карте, туристическая карта центра и окрестностей El Dabaa на русском языке с достопримечательностями, метро, отелями, вокзалами онлайн с возможностью скачать бесплатно на телефон.
«Росатом» начал строить первую в Египте атомную станцию
Работать такая станция будет 60 лет с возможностью продления еще на 20. Почти век станцию будут заправлять российским топливом, все обслуживание — в тесном сотрудничестве «Росатома» и египетского бизнеса. Таким образом, российская сторона, безусловно, выполняет взятые на себя обязательства в части локализации, и объем заказов сегодня у египетских поставщиков превысил 1,2 миллиарда долларов», — сказал генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев. Уже сейчас на стройке трудятся одновременно 16 тысяч рабочих, на пике будет более 25 тысяч. Параллельно «Росатом» готовит целую плеяду египетских ядерных специалистов. А кроме того, сейчас обучаются еще около 150 египтян.
Иными словами, мы оказываем египетским друзьям содействие на всем жизненном цикле атомного проекта», — подытожил Путин.
Стоит отметить, что у руководства Советского Союза это весьма успешно получалось. Однако сегодня все возвращается «на круги своя».
При этом крайне важно, что РФ начала восстанавливать свое влияние именно в Африке. По мнению многих экспертов, на сегодняшний день пока еще бедные африканские страны уже через 30-40 лет станут главным мировым производителем и потребителем товаров и услуг. Следовательно, укрепляя свое политическое и экономическое влияние на Глобальном Юге, Москва уже сегодня «закладывает фундамент» для своего роста на многие десятилетия вперед.
Наши новостные каналы.
В декабре 2017 года глава Росатома Алексей Лихачёв и министр электроэнергетики и возобновляемых источников энергии Египта Мохаммед Шакер подписали акты о вступлении в силу контрактов на строительство АЭС [5]. По условиям договора компания выполнит проектирование, изготовление, поставку четырёх комплектов паровых турбин, конденсаторов, турбогенераторов [10] [11] [12].
В итоге, по моему мнению, все остались довольны, контракты получились достаточно сбалансированные. Поэтому могу подтвердить: на проекте работала отличная команда! Топливный контракт Внутри общего контракта «прячется» топливный контракт, который по праву можно называть рекордным.
Впервые в истории мировой атомной энергетики подписан топливный контракт длительностью 60 лет — традиционно он не превышает 10 лет. И уже намечены следующие проекты топлива — с керамической оболочкой твэлов, есть и другие наработки, поэтому в выигрыше оказываются не только предприятия, входящие в состав ТВЭЛ, но и египтяне как будущие владельцы АЭС — они гарантированно будут получать новейшие образцы топлива. Это стабильная работа для рудников и шахт, для горнообогатительных комбинатов и для тех, кто разрабатывает новые методы добычи и переработки урановых рук.
Комплексность услуг, предоставляемых заказчикам Росатомом, имеет и «зеркальное отражение» — комплексом заказов теперь обеспечены многие и многие наши специалисты. В том числе и те из них, которые обеспечивают безопасность всех операций, связанных с ОЯТ отработанным или облученным ядерным топливом — тем самым, которым так любят нас пугать псевдоборцы за экологию. Конечно, ОЯТ потенциально весьма опасно, но только в том случае, если пренебрегать при обращении с ним правилами безопасности, если есть нерешенные проблемы с оборудованием, которое при этом используется.
Короткое слово ТУК «Для предприятий Росатома, работающих в сфере бэкенда, сделка тоже уникальна: наравне со строительством оговорено и обращение с ОЯТ. В рамках контракта ФЦЯРБ построит под ключ сухое контейнерное хранилище, оснащенное двухцелевыми ТУКами» Это уже комментарий о декабрьском контракте от федерального центра ядерной радиационной безопасности. ТУК — это транспортно-упаковочный контейнер для облученного ядерного топлива ОЯТ , две цели очевидны из названия: в этих контейнерах ОЯТ можно и хранить, и транспортировать к месту хранения или переработки.
Короткая фраза хранит в себе бездну информации, часть из которой мы попробуем показать чуть подробнее. Транспортно-упаковочный контейнер, Фото: fcnrs. Росатом будет строить энергоблоки на основе этого реактора одновременно в нескольких странах — не только в Египте, но еще и в Турции, в Бангладеш, в ближайшее время полностью войдет в строй первый блок Ленинградской АЭС-2, активно идет строительство в Белоруссии.
Одно из конкурентных преимуществ Росатома — то, что наша атомная энергетическая корпорация предлагает заказчикам решение всех проблем, связанных с ОЯТ. Для этого Россия построила новое сухое хранилище ОЯТ в Железногорске, для этого постоянно модернизируются и расширяются технологические и производственные мощности «Маяка», но этот материал, одновременно ценный и радиоактивно опасный, нужно уметь доставить до места. Представьте себе, как выглядит логистическая цепочка в случае Египта.
ТВС с отработанным топливом нужно аккуратно извлечь из пристанционного бассейна выдержки, погрузить в ТУК, затем ТУК разместить на автотранспорте, чтобы довести его до порта. В порту — еще одна перегрузка и специализированное «атомное» судно отправится к берегам России. Где находится Урал и Красноярский край, можете поискать на карте, если вдруг забыли — это мы к тому, что потребуется еще одна перегрузка и железнодорожное путешествие на несколько тысяч километров.
Мало рассказа про Египет — попробуйте сами проложить маршрут из Бангладеш. ТУК должен иметь все необходимые приспособления для перегрузок и транспортного крепления, должен выдержать поток радиации и тепла от ТВС, должен не бояться дорожной тряски и морской качки, случайных ударов. Почему для ВВЭР-1200 требуется ТУК нового поколения, понять не трудно — глубже степень выгорания уранового топлива, больше времени ТВС проводит в активной зоне реактора, накапливая большее количество высоко радиоактивных осколков деления.
Мало того — ТУКи весьма востребованы на мировом рынке: продолжают работать более 400 реакторов по всему миру, строятся новые. Если Росатом сможет разработать ТУК, отвечающий всем требованиям безопасности, при этом универсальный для АЭС нашего и западного дизайна — наши машиностроители и металлурги смогут получать новые заказы, продолжая увеличивать несырьевой, высокотехнологичный экспорт России. Сейчас тон на этом рынке задают немецкие компании, освоившие выпуск ТУК из высокопрочного чугуна с шарообразным графитом.
Чугун дешевле стальных сплавов, отливка не требует сварных работ, но есть свои преимущества и у металлических ТУК — они выдерживают более высокие температуры, в них ТВС можно хранить чуть дольше. Без конкуренции при разработке проектов ТУК не обошлось даже внутри Росатома, но это тот случай, когда конкуренция явно идет на пользу. Перечень небольшой, но жесткий.