3 февраля — день, насыщенный духовными событиями, посвященный двум значимым религиозным событиям: Ватопедской иконе Божией Матери и памяти преподобного Максима Грека. 1. Хорошо работать в день памяти Максима Грека. Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Именины/ день Ангела у Максима отмечается много раз в год, а точнее насчитывается 21 (двадцать один) раз почитание памяти святых с именем Максим. Здесь Вы увидите все даты, в которые отмечается па.
Святой Максим Грек. Православный календарь
По сути, этот праздник был днем благодарности каждой полученной помощи. Нужно было добрым словом вспомнить всех, кто помогал семье или человеку конкретно. История праздника Максим Грек был переводчиком Святого Писания на церковно-славянский язык. Родился в конце 15-го века в семье богатого сановника на территории нынешней Албании. Благодаря высокому положению семьи он получил прекрасное образование.
Много путешествовал. Узнавал страны, языки, людей, науки. Долгое время Максим занимался изучением свитков и писем в монастыре в святом месте на горе Афон. Для этого принял сан инока при монастыре.
В связи с просьбой Константинопольского патриарха попал в Москву, где занимался переводом псалтыря и других греческих текстов на церковно-славянский язык. Из-за сложности церковно-славянского языка возникали недопонимания и ошибки в текстах, но Святой проявлял усердие. Его труд был высоко оценен московским митрополитом Варлаамом. Все изменилось с момента прихода нового московского митрополита Даниила.
Они претерпевали еще большие страдания, чем обычные люди, и народ ценил их смирение, был готов их слышать и прислушиваться к ним — от самого бедного простолюдина до царя. Русь любила своих юродивых, а они — свой народ. Так и блаженный Максим не ушел спасаться в пустыню или монастырь, а жил на улицах многолюдной и шумной Москвы XV века, в тяжелые для русского народа времена — набеги Орды, засуха, эпидемии. Это трудно понять современному человеку: зачем человеку, живя в тех трудных для страны исторических условиях, обременять себя добровольно еще большей нуждой? Терпя все лишения, святой Максим не оставлял молитву ко Господу — тем укреплялся и спасался. Пути Господни неисповедимы. Человек — это прежде всего его душа, мысли, стремления. Блаженный Максим добровольно отказался от всех благ мира сего и даже от своего ума, ради спасения своей души и ближнего, ради соединения со Христом в земной и вечной жизни.
Это любовь. Любовь ко Христу и к людям. Вся его жизнь являла собой обличение тления, пустоты и безумия мира. Многих людей святой Максим поддерживал и утешал своими словами, а некоторых и обличал для вразумления. Он терпел от людей обиды, насмешки и презрение, внешним безумием скрывал свою мудрость, тем самым очищал свою душу и сердце от гордыни, желания славы и страха для встречи с Богом, он учился любить людей и ненавидеть грех. Прежде всего он очищал от греха свою душу, но и не оставлял ближних погибать во грехе. Святой Максим не боялся говорить правду всем нуждающимся во вразумлении и обличении, даже сильным мира сего, тем самым являя любовь и неравнодушие к человеку. Для назидания ближних он часто появлялся в многолюдных собраниях, на торжищах, не гнушался входить в общества порочные и под покровом юродства обличал нечестие, приводил на путь покаяния самых огрубевших грешников.
Все свои добрые дела он старался совершать тайно, даже его обличения и наставления имели форму прикровенную, на первый взгляд непонятную, но вскоре человек понимал, о чем ему говорил святой. Блаженный Максим видел сердца людей и старался их предупредить от совершения греха. Иногда обличал людей и явно, но под строгим запретом хранить услышанное в тайне. Если же святой Максим замечал, что люди начинали его почитать, восхвалять, то он эти мнения людей старался уничтожить странными или неблагоприличными поступками, мнимым участием в недобродетельных действиях, порой нарушением церковных традиций, правил. Блудливой чушке — полено на шею. За дело побьют, повинись да пониже поклонись. He плачь битый, плачь небитый». Страдающим лицемерием и фарисейскою набожностью он говорил: «Всяк крестится, да не всяк молится».
Чудеса и почитание блаженного Максима Московского После тяжелых и многолетних подвижнических трудов блаженный Максим 11 ноября 1434 года преставился. Погребли его у церкви святых князей Бориса и Глеба. Через некоторое время на могиле святого стали совершаться многочисленные исцеления. Так, 23 апреля 1506 года на месте погребения святого Максима юродивого, Христа ради, Бог исцелил человека, «имущаго ногу прикорчену».
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма. К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам.
В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы. Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны «Главы о любви». Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова. Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы. Для многих смерть святого Максима равнозначна мученичеству, так как скончался преподобный от тяжелых увечий и невыносимых условий.
Долгое время имя Исповедника оставалось с клеймом государственного преступника, но отношение к его подвижнической деятельности изменилось в свете многочисленных чудес, происходивших на могиле святого. По преданию каждую ночь над могилой преподобного сами собой зажигались три лампадки как символ небесной троицы.
Святой был переводчиком и религиозным публицистом. Он родился на территории Греции в 1475 году. А затем переехал в Россию, занимался переводом духовной литературы: Псалтырей, толкований Евангелия от Матфея и Иоанна, произведений Иоанна Златоуста.
Кроме того, сам Максим Исповедник написал несколько сочинений. Когда великий князь захотел развестись с женой Соломонией из-за ее бесплодия, святой упорно отговаривал правителя от этого поступка. Преподобный Максим был заключен в темницу, подвергся ложным обвинениям и страданиям.
Что нужно обязательно сделать в Максимов день: приметы и традиции 3 февраля
Так, в День памяти принято читать молитвы: тропарь преподобного Максима Исповедника, глас 8, кондак преподобного Максима Исповедника, глас 6, молитва преподобному Максиму Исповеднику. Именины/ день Ангела у Максима отмечается много раз в год, а точнее насчитывается 21 (двадцать один) раз почитание памяти святых с именем Максим. Здесь Вы увидите все даты, в которые отмечается па. Сегодня, 29 января, Православная Церковь совершает память святого праведного Максима, иерея Тотемского. Максима Грека, свои именины епископ Елецкий и Лебедянский Максим молитвенно отметил служением Божественной литургии в кафедральном соборе города Ельца.
История праздника
- Каковы традиции дня святого Максима Грека и иконы «Отрада Ватопедская» 3 февраля
- Дни памяти
- Традиции и обряды
- 29 января. Праведный Максим, иерей Тотемский
- СВЯТИТЕЛЬ МАКСИМИАН, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
24 ноября — день памяти блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца
В дни памяти святого блаженного Максима Московского и преподобного Максима Исповедника в храме совершаются праздничные богослужения. Святая церковь отмечает день памяти преподобного Максима Исповедника 3 февраля. Максимов день: история и традиции праздника 3 февраля. Основные запрещающие народные приметы на 11 мая – Максимов день, – которые напоминали, что нельзя делать в эту дату, связаны с березовым соком. С днем памяти святого Максима!
Максима Исповедника день памяти святая церковь отмечает 3 февраля 2023 года
Конец XVI - начало XVII века Превосходно подготовленный к духовной брани размышлениями над Священным Писанием и изучением отцов Церкви, преподобный Максим быстро восходил по лестнице добродетелей, ведущей к блаженному бесстрастию. Он умело обуздывал c помощью аскезы порывы вожделения, мягкостью гасил в себе раздражительность, освобождая таким образом душу от тирании страстей, питал ум молитвой, постепенно поднимаясь к высотам созерцания. В тишине кельи преподобный Максим, склонившись над бездной сердца, созерцал в себе самом великую тайну нашего спасения. Ту тайну, в которой Слово Божие, направляемое бесконечной любовью к людям, снизошло до единения c нашей природой, отделенной от Бога и расколотой в себе самой нашим самолюбием, снизошло, чтобы восстановить в ней целостность, чтобы среди людей воцарился гармоничный союз братского милосердия и чтобы людям открылся путь единения c Богом, ибо "Бог есть любовь" 1 Ин. Проведя десять лет в безмолвии, преподобный Максим вместе c учеником Анастасием перебрался в маленький монастырь святого Георгия в Кизике. Там он положил начало своим первым произведениям: аскетическим трактатам о борьбе со страстями, о молитве, бесстрастности и святом милосердии.
В 626 году совместное наступление персов и аваров на Константинополь отраженное благодаря чудесному вмешательству Божией Матери вынудило монахов покинуть обитель. Для преподобного Максима настал новый период жизни — скитания ради истины. Отныне он должен был и поступками, и в произведениях нести свидетельство о Божественном милосердии в византийский мир, оказавшийся на грани катастрофы из-за персидских набегов. Некоторое время преподобный Максим провел на Крите, где начал борьбу за православную веру, выступив против монофизитских богословов. Затем перебрался на Кипр и в 632 году окончательно поселился в Карфагене.
В этом городе он познакомился со святителем Софронием память 11 марта , большим знатоком монашеских традиций, богословом, уважаемым за приверженность Православию. Святой Максим стал его духовным учеником. Софроний жил в Евкратском монастыре вместе c другими монахами, бежавшими из Палестины после взятия Иерусалима персами. На протяжении всего этого периода 626—634 преподобный Максим, прежде чем вступить в борьбу за веру, смог глубоко, как никто до него, разработать учение об обожении, взяв за основу философские и богословские принципы православной духовности. Его творения представляют собой глубокие и сложные трактаты о Божественной литургии, о трудных местах Священного Писания и неясных выражениях у Дионисия Ареопагита и святителя Григория Богослова.
В них преподобный Максим возводит грандиозную богословскую систему. Согласно ей, человек, помещенный Богом в этот мир, чтобы быть священником космической литургии, призван собирать смыслы logoi всех существ, чтобы преподносить их Божественному Слову, их Первопричине, в диалоге свободной любви. Таким образом человек исполняет предназначение, ради которого и был создан: то есть, осуществляя союз c Богом, приводит также всю вселенную к ее совершенству во Христе-Богочеловеке. Когда на престол взошел император Ираклий, он направил усилия на реорганизацию пошатнувшейся империи и на подготовку контратаки против персов, проведя ряд административных и военных реформ. Особенное внимание Ираклий уделил восстановлению христианского единства, чтобы предотвратить переход монофизитов на сторону персов или арабов.
Константинопольский патриарх Сергий получил от императора задачу найти для этой цели компромиссную догматическую формулу, способную удовлетворить монофизитов, не отрицая при этом Халкидонский собор. Патриарх предложил учение о моноэнергизме, согласно которому человеческая природа Христа оставалась пассивной и нейтральной, так как ее собственное естество было поглощено энергией Слова Божия. На самом деле речь шла о том же монофизитстве, но немного завуалированном, то есть термин "природа" был заменен на термин "энергия". В 630 году император назначил Кира Фасисского патриархом Александрийским, поставив перед ним задачу объединиться c монофизитами, которых было особенно много в Египте. Уния была подписана 633 , и в александрийских тавернах народ хвалился, что монофизиты победили халкидонитов.
Ларасположенную на восточном берегу Черного моря, брошенный в крепость Схимар, вероятно, близ современного Грузинского города Цагери, где он и оставался до конца своей жизни, случившейся в том же году, 13 августа, после великих страданий, в почтенном возрасте 82 лет. Вместе с папой Мартином Максим был реабилитирован Шестым Вселенским Собором 680—681 , провозгласившим, что Христос обладал как человеческой, так и божественной волей. С этим заявлением монофелизм стал ересью, и Максим был посмертно объявлен невиновным во всех обвинениях против него. Память его в Восточной Церкви 26 августа перенесение мощей и 21 января. В Западной Церкви он отмечается 13 августа. Реликвии преподобного Максима Православный синаксарий из Менологиона свидетельствует, что после смерти преподобного Максима на его гробе происходили чудеса исцеления и можно было видеть горящими три ярких светильника, похожих на подсвечники символ Святой Троицы. В греческом прологе 26 августа отмечается перенесение мощей святого Максима из Лазики на юго-восточном берегу Черного моря в Константинополь, в монастырь Пресвятой Богородицы в Хрисополе где он был настоятелем , через Босфор. Вероятно, это произошло после Шестого Вселенского Собора.
Не исключено, что основное его поминовение было перенесено на 21 января, потому что 26 августа — это отдание окончание праздника Преображения Господня. Сегодня часть его мощей находится на Афоне, в монастыре св. Павла ковчег с десницей святого, отрубленной после суда 662 г. Эта реликвия была привезена сюда из Константинополя в 12 веке аббатом Павлом из Ксиропотаму. Это единственная известная реликвия святого.
Девичьи хороводы вокруг берез позволяли раскрутить энергию дерева, чтобы она подарила силу и защиту местности, где растет. Эта естественная связь женщины с березой нашла отражение в эпитетах и пословицах: «стройна как березка». Традиции и обряды: Традиционно, с 11 мая — Максимова дня крестьяне начинали сбор сока берез, обладающего сегодня особенными целебными свойствами, — по поверью, он излечивал лихорадящих. Березовым соком не только отпаивали, но и обливали занедужившего. Но перед тем, как проводить этот ритуал, больного купали в воде, собранной в дождь или запасенной в марте из растопленного снега, и выводили на улицу, чтобы он погрелся под солнечными лучами. Прекрасный пол использовал березовый сок для умывания, чтобы кожа была здоровой, свежей и бархатной. Женщины также из него делали примочки, избавляющие от веснушек, пигментации и угрей, маски для омолаживания, добавляя к соку немного меда. Существовало в народе поверье, что 11 мая теплый ветерок излечивает от всех недугов, поэтому пожилые женщины шли на перекресток, держа в руках ладанки, чтобы подождать, когда ветер залетит в них. Такая «ветреная» ладанка могла исцелить от любой болезни, если ее надеть на шею больному. Целители и ведуньи на Максима собирали крапиву, подорожник и мать-и-мачеху, из которых готовили целебные отвары, а подорожниковый сок применяли для лечения кашля и ран. Его листьями обкладывали рожу — одно из распространенных заболеваний наших предков. Крестьяне на Максима-березосока продолжали заниматься начатым 7 мая в день Евсея сеянием овса. Хотя в некоторых селениях как раз к этой дате уже заканчивали эту работу, — все зависело от климата местности. Запрещалось в этот день прокалывать уши, — наступит глухота, объявлять помолвку, — брак очень скоро распадется, и белить избу, — из дома уйдут удача и здоровье. Святого Максима считали покровителем коров, поэтому обращались к нему, читая заговорные слова, за помощью, чтобы были хорошие удои молока. Ритуал на хороший удой молока: 11 мая, в Максимов день подходили к корове, гладили ее и приговаривали слова заговора: «Как я свою Буренушку ласкаю, так и ты, Максим, поласкай. Молока ей прибавь. Чтобы лилось рекой, чтобы был богатый удой». Потом перевязывали рога скотинки красной лентой и вели на поле, где она могла поесть сочной травки. Ленту снимали, говоря: «Подарок прими, удои не отними», — и кидали ее на землю. Это был презент для травки-кормилицы.
Святой Максим удерживал торговцев от обмана: «Божница домашня, а совесть продажна». Обличения святого не оставались бесплодными, многие после его слов обращали свои сердца к Богу. Да и сегодня эти слова многому могут нас научить. Из истории Церкви хорошо известно, что не раз блаженные подвижники, стяжавшие от Бога дар прозорливости, предсказывали своим согражданам будущие события и грозившие им бедствия, возвращая их на путь истины, добра и покаяния. В Житии святого, говорится, что блаженный Максим прожил «до старости маститы», незадолго до кончины впаде в телесный недуг и мало поболе и преставися... Скончался святой Максим 11 24 ноября 1434 года и был погребен у церкви князей-страстотерпцев Бориса и Глеба на Варварке. Господу было угодно прославить Своего угодника: у гроба святого стали совершаться чудесные исцеления болящих 13 августа 1547 года были обретены его нетленные мощи. Тогда же в окружной грамоте Московского митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». Со временем к деревянному Борисоглебскому храму, близ которого погребли блаженного Максима, был пристроен придел во имя преподобного Максима Исповедника. В 1568 году был возведен новый каменный храм во имя преподобного Максима Исповедника и с приделом во имя святых князей Бориса и Глеба.
Максимов день в 2024: когда отмечают, что можно и нельзя делать
Патриарх дал указание иноку Максиму ехать в Москву, где по приезду ему было дано задание сделать перевод богослужебных книг на славянский язык. Святой очень ответственно относился к своей работе, хотя это было для него довольно сложно из-за несовершенного знания славянского языка. Московский владыка Варлаам очень ценил инока Максима, однако, когда его место занял митрополит Даниил, все резко поменялось. После того, как инок не стал переводить церковную историю Феодорита, владыка его невзлюбил. Несмотря на недовольство митрополита, преподобный Максим продолжал добросовестно трудиться. Кроме этого он писал и собственные сочинения.
После того, как преподобный Максим отправил великому князю послание с призывом не разводиться с супругой, он попал в немилость к князю и был заключен в темницу. В темнице он усердно молился и написал канон Святому Духу. Из-за отсутствия письменных принадлежностей и бумаги, преподобному пришлось писать текст канона углем на стене. Святой провел в заключении 6 лет, после чего его выслали в Тверь к епископу Акадию.
Традиционной практикой является приготовление пирогов с разнообразными начинками и угощение ими родственников, друзей и нуждающихся.
В ветряную погоду знахари проводят ритуалы с особыми словами.
Ты же, преблагословенный Максиме, благодатию Божиею присноукрепляемый, отбыл еси в пределы московския, дабы волю Божию исполнити и правду Его явити в стране нашей.
Сего ради просим тя: нас, слабых в вере и в уповании на Христа, Господа Нашего, укрепи, да зовем ти сице: Радуйся, тягот дороги дальния и жития в пределех северных не убоявыйся; Радуйся, чуждый кровию, обаче духом своим для русскаго народа ставший; Радуйся, землю греческую и российскую паки и паки в вере соединяющий; Радуйся, от суеты и преходящих пристрастий ны исцеляющий; Радуйся, к вечней правде Божией взоры духа обращати ны научающий; Радуйся, идолы духовные о камень истины Христовей разбивающий; Радуйся, Христа — Спасителя паче всего земнаго чтити подвизающий; Радуйся, милость Всенепорочней Богоматери к нам приклоняющий; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий! Кондак 5 Богоявленней и боготочней звезде, путь ко Христу озаряющей и освящающей воистину уподобился еси, преподобне отче наш Максиме, егда в пределех российстих сый, истину Божию безстрашно исповедал и проповедал еси, суеверия языческия и звездопоклонническую ересь, мздоимство и неправдолюбие, забвение заповедей и любви к ближнему всеусердно обличал еси. Сего ради просим тя, всеблагий наставниче наш, научи нас токмо Спасителю служити, не соблазняясь земными преходящима благами и сподоби во веки нужно с тобою выну воспевати Христу: Аллилуйа!
Икос 5 Видевше тя, благословенне отче наш Максиме, благочестивыя русстии люди, почаху прихождити к тебе в прехвальную Чуда Святаго архистратига Михаила обитель, иже во граде Москвы, совета, наставления, утешения и молитвы твоея ради. Ты же, никого от пришедших не отринув, ко пользе ближних твоих всеусердно послужил еси. Мы же, веруя, яко ты ныне во благодати Господней сый, сугубо внемлеши мольбам нашим с надеждою, отрадою и умилением воспеваем ти сице: Радуйся, старче благий, в возрастании богопознания ближних твоих утверждавый; Радуйся, от духовной дремоты и праздности духа приходивших к тебе исцелявый; Радуйся, подлинному благочестию и любви к ближнему я научавый; Радуйся, в уповании на Премудрость Милосерднаго Творца их укреплявый; Радуйся, от закваски фарисейския и лицемерия преславно исцеляяй; Радуйся, от теплохладия и омертвления сердечнаго благодатно избавляяй; Радуйся, о просвещении духовных очес наших Бога умоляяй; Радуйся, в тишине помыслов хвалити Христа всех нас подвизаяй; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 6 Проповедник и ревнитель жития благочестиваго воистину явился еси, всеблагохвальне отче наш Максиме Святогорче, яко твердо и неукоснительно обличал еси, незнание истин веры Христовой, несоблюдение заповедей Спасовых, исполнение токмо внешняго обряда, безо всякого подвига духовнаго в суетней надежде токмо на внешнее благочестие, наставлял бо еси всем сердцем и всем помышлением, всем естеством нашим возлюбити Иисуса Сладчайшаго и умиленно воспевати Ему благодарения: Аллилуйа! Икос 6 Возсиял еси светом богодарованныя премудрости твоея, о всехвальне отче наш Максиме, в земле Русстей, яко мнозиих во истине Христовой преславно утвердил, яко книзи Писания священнаго, святых отец творения и толкования перевел еси с наречия греческаго и латинскаго на язык словенский, яко богомудрия сочинения в назидание и пользу нам оставил еси, преподобне. Сего ради, величая прехвальные труды твоя, глаголим ти сице: Радуйся, от мрака невежества к свету Премудрости Божия возводяй; Радуйся, заблуждающихся и сомневающихся ко истине Христовой кротце приводяй; Радуйся, труд переводчиков и книжных справщиков с небес благословляющий; Радуйся, филологом и языковедам помощь твою посылающий; Радуйся, разум богословов и благовестников светом небесным осеняющий; Радуйся, иноков и мирян в богоугодном житии и милосердии укрепление; Радуйся, пресвитеров в благочестии и трезвлении утверждение; Радуйся, архиереев во трудех их благодатное удобрение; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 7 Хотяще нам славити тя, о богоносне отче наш Максиме, ведаем убо, яко язык человеческий не возможет достойно воспети всю полноту богоугодных подвигов твоих, все терпение твое, яже подъял еси, егда иерарси нечестивыя Тайн Божественных тя лишиша. Како убо возможно воспети глубину смирения твоего и высоту упования на Всемогущество и Любовь Отца Нашего Небеснаго, иже, аки слугу своего возлюбленнаго и ученика Христова прия тя и на лоне Авраамовем на веки упокои тя? Сего ради на предстательство твое надеяние наше возлагая, поим о тебе Вседержителю: Аллилуйа!
Икос 7 Новый Максим — исповедник воистину явился еси, преподобне отче, яко же и святый твой покровитель исповедал еси пред властителями нечестивыми истину учения Спасителя Нашего, от коей ни одесную и ни ошуюю не отошел еси, отче святый и богомудрый. Сего же ради от властей предержащих лишения, изгнание и заточение темничное притерпел еси. Мы же, исповеднические подвизи твоя желая славосновити, таковыя похвалы приносим ти: Радуйся, во страданиях твоих десницею Всевышняго укрепленный; Радуйся, яко злато в горниле испытаний тяжких преображенный; Радуйся, купно с исповедническими лики во славе ныне торжествуяй; Радуйся, купно с благовестники и просветители хвалу Богу воспеваяй; Радуйся, подобно Златоусту, за вся благодарити Творца нас научаяй; Радуйся, в радости и благоденствии помнити о милостех Господних подвизаяй; Радуйся, в час скорби упование на высшее милосердие возлагати наставляяй; Радуйся, горести и страдания наши в отраду и благополучие пречудно претворяяй; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 8 Странно бе людем благочестивым и благосердным зрети, яко ты, святый Максиме, в темнице заключенный и право писати лишенный, углием на стенах канон Всесвятому Духу-Параклиту написал еси; мы же, величая веру твою в животворящую благодать Всеблагаго Утешителя, смирение и незлобие твое воспеваем со умилением и просим тя, отче святый, сподоби и нас милости и даров Святаго Духа, да поем Ему всерадостно: Аллилуйа! Икос 8 Всего себе подвигл еси на служение Господеви, богославне отче наш Максиме, ибо несомненне веровал еси, яко «во Отце существенне и Дух: от Него бо, аки от Единаго Начала, соприсносущна Оба сияют и пребывают о Себе в Живоначальных Ипостасех Своих». Мы же ныне величаем тя, святый отче, неизреченных тайн Божественных созерцателя всеблагоговейнаго, еще на земли нетварным сиянием осененнаго и просим тя: молитвы благоприятными твоима озари и нас светом Фаворстим и приими благосклонно лики сия: Радуйся, Живоначальныя и Единосущныя Троицы Всесвятые премудрый служителю; Радуйся, величая Отца Предвечнаго и Безначальнаго всеблагий тайнозрителю; Радуйся, Сына Божия, Искупителя, вернейший последователю; Радуйся, милосердия Всесвятого Параклита к нам всеусердный приклонителю; Радуйся, ангельских хоров и собора праведных вседостойный сонаследниче; Радуйся, преподобных отец афонских сомолитвенниче и собеседниче; Радуйся, земли российския и еллинския вседрагое украшение; Радуйся, Вселенския Церкви Христовой преизрядное похвало и утверждение; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 9 Всяческия муки душевныя и телесныя с достоинством священноинока и кротостию претерпел еси, всеблаженне Максиме; сего же ради утешения преславного сподобился еси от Господа Нашего, иже посла к тебе единаго от ангел своих, иже возвести ти, яко терпением твоим венец нетленный на небесех обрести имаши. Ты же, отче преподобне, с благодарностию воспел еси Господеви: Аллилуйа! Кондак 10 Спасительный подвиг твой, о всеславне Максиме, совершивше, в руце Божии дух твой предал еси, с надеждою и отрадою велиею; ангелы же Господни вознесоша душу твою во обители Отчии; идеже Вседержатель венча тя нетленным венцем; сего ради просим тя, святый отче наш Максиме, егда же и мы оным сном смертным усыпати начнем, умоли Господа кротко душу нашу от тела отделити и власти бесовские ны избавити, да с тобою купно Всесвятей Троице воспоим: Аллилуйа!
Икос 10 Стеною всеблагомощных молитв твоих храниши днесь весь род христианский, о преподобне отче наш Максиме, и во всяком скорбном обстоянии помощь твою даруеши всем, имя твое всечестное призывающим. Ты бо во дни брани со шведами явился еси святому благоверному царю Феодору Первому, иже опочи под стогнами града Юрьева и глаголал еси ему: «Изыди из шатра, да не убиен будеши», и тако живот его сохрани, послеже и иных чудес множество сотворил еси. Сего ради мы с любовью таковыя похвалы тебе приносим: Радуйся, благочестивейшаго государя от погибели лютей на поле брани сохранивый; Радуйся, благоволение и милость твою велиему множеству чтущих тя явивый; Радуйся, от опасений и злых человек выну нас оберегаяй; Радуйся, от прельщений и искушений бесовстих ны избавляяй; Радуйся, благоговению пред святынею церковною нас обогащающий; Радуйся, узким путем шествовати ко Господу научающий; Радуйся, от широких дорог соблазнов ны удаляющий; Радуйся, от уз неведения, заблуждений и недоумений скоро разрешающий; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 11 Пения акафистное радостно приносим ти, о богоблаженне отче наш Максиме, и молим убо тя: всеблагомощным предстательством твоим исцели недуги наши душевныя и болезни телесныя, отврати от суеты помышления наши, настави нас в благочестивом житии, бедным отраду и утешение ниспошли, богатых к милосердию и благотворению подвигни, и всех нас настави нелицемерно Господеви воспевати: Аллилуйа! Икос 11 Свет нетварный купно с сонмом отец преподобных созерцаеши ныне, богоблаженне отче наш Максиме, яко предстояй пред престолом Всесвятыя и Единосущныя Троицы и молишися о спасении и благоденствии всех христиан. Мы же, Святую память твою почитающе, с надеждою взываем к тебе, угодниче Христов, сотвори твою молитву о нас, да отстранимся от греха и возможем еще на земли суще возрадоватися о Господе, молитвами угодников своих, милующего преизобильно и спасающего ны.
Сего ради мы паки со умилением произносим ти похвалы сия: Радуйся, благовестников в делах проповеди Евангелия укрепляющий; Радуйся, делателей на пустующия нивы Господни посылающий; Радуйся, ревновати о спасении ближних нас научающий; Радуйся, словеса мудрыя во уста наши влагающий; Радуйся, от сомнений и маловерия скоро исцеляющий; Радуйся, в час недоумения разум наш мыслию благою озаряющий; Радуйся, внутренний мрак душ наших светом Христовым озаряющий; Радуйся, от теплохладия и немилосердия сердца наша освобождающий; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий! Кондак 12 Благодать и дары Всепреблагаго и Всепресвятаго Духа Утешителя, Хранителя жизни нашея испроси нам, всеблагословенне отче Максиме, ты бо ныне во славе купно со праведными сыны Божиими и сонмами херувимов и серафимов предстоиши огнезрачному престолу Триипостасного Бога Нашего и простираеши преподобническия руце твои ко Отцу Света и Творцу миров и взываюши Ему: Аллилуйа! Икос 12 Стеною богоприятных молитв твоих, преподобне отче наш Максиме, огради ны ото всякаго зла, скорбей и болезней избави ны, не посрами убо упования нашего, вемы бо, яко много может молитва твоя, отче праведный, у Царя Небеснаго, яко ты в сомне преподобных отец предстоиши пред престолом Всевышнего и предстательствуеши о всех, вопиющих ти сице: Радуйся, покаянием души наши обновляти научаяй; Радуйся, от уныния и тоски всех нас исцеляяй; Радуйся, от ропота и неверия благодатное свобождение; Радуйся, милосердия Божия к нам приклонение; Радуйся, не творение, а Творца Предвечнаго, чтити ны научающий; Радуйся, от суемудрия и пустословия ны отвращающий; Радуйся, в преподобии и правде ны преславно утверждающий; Радуйся, в Бозе все житие наше благодатно устрояющий; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 13 О преблагословенне отче, предобрый наш заступниче и любимый покровителю, всехвальне Максиме Святогорче! Милостивно приими усердное возносимое тебе пение и хваление, настави ны, пользуясь благами земными, не грешити против Господа Нашего; сподоби веру нашу плодотворней быти дел благих ради, яко да сподобимся в мире скончати земное житие наша и возможем с тобою купно Иисусу Сладчайшему во веки воспевати: Аллилуйа! Кондак 1 Избранный служителю Предвечнаго Слова, всехвальне отче наш Максиме, в преславней земли Греческой прозябший и в державе российстей подвизи просиявший, поучениями и писании твоима в благочестии и богообщении нас утвердивый, величаем ныне многотрудное житие твое и на предстательство твое пред престолом Триипостаснаго Бога нашего упование свое возлагая, вопием ти сице: Радуйся, преподобне и богоносне отче Максиме, на путь спасение вечнаго нас наставляющий!
Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас. Воспети кий язык возможет по достоянию твоя, предивный отче, велия исправления, высокое учительство, в темнице и во узах мученическое страдание и долготерпение? Како воспоем и что тя наречем, предоблий отче?
Пророка ли, яко провеща неудобь разумеваемая и ведомая нам, апостола ли, яко зыблемую противными нам ветры утверди христианскую веру Божественных писаний учении, учителя ли, но воистинну ничим же хуждши и нижши еси великих онех вселенских учитель. Слава: Воспети Святаго и покланяемаго Параклита в темнице извещение от Ангела приим, сотворил еси канон Святому Духу, Имже еще в воли просвещен, священныя и Богодухновенныя книги составил еси. И ныне: Поим, вси людие, святыню и славу Пречистыя и Всепетыя Божия Матере, вышшую Небес и всех умных Сил, поносившую в пречистой Своей утробе Еммануила, яко свята и преславна есть.
Песнь 3 Ирмос: Утверди мене, Христе, на недвижимом камени заповедей Твоих и просвети мя светом лица Твоего: несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче. Утвердил еси, преподобне Максиме, в сердце своем Божественный страх, вся похоти плотская возненавидев, сего ради умудрился еси, якоже прост младенец, и вслед Господеви востекл еси. Утверждением имея распеншагося Господа Иисуса Христа, странен, незнаем, бездомен, безотечествен, безъименен, безсмыслен был еси, преподобне Максиме, пред своими сродники, знаемыми и други.
Слава: Утверждался на заповедех Господних, от горести темничныя был еси на мног час, яко мертв, но деял еси о злонравных молитву, сице глаголя: Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, не постави им греха сего, клевещущих на мя неправду. И ныне: Утверди нас к хвалению Твоему, Дево, и сохрани без вреда от всякия козни лукаваго, и сподоби стояния одесную Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Господи, помилуй трижды.
Седален, глас 4-й Ум украсив поучении Богодохновенных Писаний, трезвенною молитвою и бдении Богоугодными, утвердил еси сердце свое в Господе исполнением заповедей спасительных Его, сего ради прославляют тя выну Росийстии людие и Афон, и обитель Ватопедская вкупе с нами вопиет: Максиме премудре, не остави нас, молящихся тебе. Слава и ныне: Молю Тя, Пречистая Мати Бога Вышняго, едино души моея утешение, упование, сладосте, Божественный покрове, свете, заступление и спасение! Сподоби мя Твоими молитвами услышати глас благословенных призывающий внутрь чертога Владыки.
В начале XVI столетия Максим, желая оставить суетную жизнь, отправился на гору Афон, где и принял монашеский постриг в Ватопедской обители. Житие гласит, что великий князь Василий III Иоаннович попросил настоятеля монастыря прислать к нему подвижника Савву для перевода ряда религиозных текстов. Но Савва был стар и немощен, поэтому настоятель решил послать к князю Максима Грека, хотя тот не знал церковнославянского языка.
Так в 1518 году Грек оказался в Москве, где его приняли с большим почётом. Фото: azbyka. Вместе с русскими переводчиками и переписчиками он день за днём исполнял поручение князя.
Хорошо разбираясь в Писании и святоотеческой литературе, он нередко указывал на ошибки, содержащиеся в тех или иных книгах. Другом Грека стал митрополит Московский Варлаам. Однако в 1522 году престол отошёл к митрополиту Даниилу, и всё изменилось.
Он потребовал, чтобы преподобный перевёл на славянский язык историю Феодорита Кирского. Максима Грек отклонил это требование, указав на то, что в истории есть письма еретиков Ария и Нестория, а потому перевод может быть опасен для простых людей. Да и наблюдая за тем, какую праздную жизнь ведут некоторые церковные служители и представители власти, Максим Грек стал их разоблачать.
Их поведение казалось ему прямо противоположным христианским идеалам. Тем не менее он не уехал, а продолжил работу и перевёл Евангелие от Матфея и Иоанна, а также написал «Сказание о Максиме-философе». Когда великий князь Василий вознамерился развестись с супругой, Максим Грек стал просить его не совершать грех.
Преподобный в кандалах был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где он его поместили в подземелье без права причащаться или вести переписку. Поведение Максима Грека, а также обнаруженные ошибки в его переводах использовали против святого. Измученный суровыми и нечеловеческими условиями заключения Максим написал углём на стене канон Святому Духу, который и сегодня чтится церковью: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...
После этого Максима сослали в монастырь в Твери, где ему предстояло провести 20 лет. В 1551 году с преподобного сняли церковные запреты. Последние годы Максим Грек провёл в Троице-Сергиевой лавре.
Ему исполнилось почти 70 лет. Заключение отразилось на здоровье святого, но его дух оставался непреклонен. По некоторым данным, Максима посещал Иван Грозный, который посоветовал правителю позаботиться о семьях солдат, погибших во время завоевания Казани, и молиться о них.
Его погребли в Духовской Сошественской церкви Троице-Сергиевой лавры.
Открытка Максимов день, Максим-утешитель. Вспомнить святого за помощь - отблагодарить делом.
Преподобный Максим исповедник. Житие святого, день памяти 26 августа | 1. Хорошо работать в день памяти Максима Грека. |
Дни памяти святого блаженного Максима Московского (эфир от 26.08.23) | По народному календарю 11 мая 2023 года отмечается Максимов день, называемый также в народе Максимом-Березосоком. Православная церковь вспоминает мучеников – братьев Дады, Максима и Квинтилиана, живших в третьем веке. |
Традиции и обряды
- Ковчег с мощами святой Матроны привезут в Вознесенский собор Ельца 16 мая
- История памятной даты
- СВЯТИТЕЛЬ МАКСИМИАН, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
- Народные традиции и верования православных христиан на Максима Исповедника 3 февраля 2024 года
- Праздник 3 февраля: что запрещено делать в Максимов день | «Красный Север»
- Дни памяти
История жизни преподобного Максима Исповедника, чей день отмечают ежегодно 3 февраля
- Блаженный Максим Московский (1434) | 24.11.2021 | Московский Данилов монастырь
- Что означает имя Максим?
- Народные приметы на 11 мая 2023 года: что нельзя делать в Максимов день - МК Улан-Удэ
- Традиции на Максимов день:
- Исполнится самое заветное желание. Что нужно сделать в Максимов день, 3 февраля
- День памяти преподобного Максима Исповедника православные чтят 3 февраля
Преподобный Максим Грек
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Другие названия праздника: Максим-утешитель, Максим-исповедник, Максим Грек, День преподобного Максима Грека. |
Максимов день 3 февраля. Берегите соль и ешьте пироги | В народе верили, что святой в этот день поможет избавиться от печалей и разрешить трудности в жизни. |
Максим Московский, Христа ради юродивый: житие, иконы, день памяти | История жизни преподобного Максима Исповедника, чей день отмечают ежегодно 3 февраля. |
Именины Максима
В народно-православном календаре 3 февраля отмечают Максимов день. Православная церковь почитает память двух святых: преподобного Максима Исповедника и Максима Грека. 11 изображений святого Максима. 11 мая: день святого Максима. На св. Максима во многих местах начинался массовый сбор сладковатого на вкус, расположенного к быстрому брожению березового сока – «березовицы». В народе отмечают Максимов день, или день Максима Утешителя. Название возникло из-за того, что святой может помочь в любой беде.
24 ноября — день памяти блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца
Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка. Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «Не всё по шерсти, ино и напротив… За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение».
Тотемские купцы не жалели денег на церкви. Соответственно и храм, в котором служил святой, очевидно, был не бедным. Более того, его покровителем был Данила Строганов, представитель одной из богатейших купеческих фамилий в России. Тем не менее, священник из обеспеченного прихода начал юродствовать, чем, наверное, ввел в смущение своих благодетелей. Юродивых вообще много среди святых русских северных торговых городов, таких как Новгород или Устюг Тотьма как раз во время жизни святого стала сравниваться с этими городами, если не в значении, то в благосостоянии ее жителей. Это вполне понятно: купцы богатели, и в какой-то момент им начинало казаться, что у них всё благополучно не только в житейском, но и в духовном плане: они ведь жертвуют на церкви и благотворительность, когда надо - ходят на службы, при этом они всеми уважаемые приличные люди. Между тем, обеспеченная жизнь, особенно жизнь торговца или предпринимателя, часто еще больше погружает человека в суету этого мира, чем даже самая напряженная борьба за выживание. Да и богатство само по себе может поработить человека, «Никто не может служить двум господам:... Богу и мамоне» Мф. Самое страшное, что в подобной ситуации можно прийти в состояние своеобразной духовной слепоты и самоуспокоенности. В таком состоянии можно тешить свою гордыню, что я, дескать, делаю всё правильно и «благочестиво», и не замечать собственную спесь и презрение к ближним.
Православная церковь вспоминает мучеников — братьев Дады, Максима и Квинтилиана, живших в третьем веке. В то время правил император Диоклетиан, который поощрял пышные языческие праздники с жертвоприношением и принуждал христиан отречься от веры. Фото: pixabay. Еще 11 мая воспоминают апостолов от 70-ти, мучеников Иасона и Сосипатра — учеников апостола Павла. Святых бросили в котел с кипящей смолой, но они остались невредимыми и дожили до глубокой старости, до конца дней своих распространяя христианскую веру. Именины в этот день отмечают Анна, Виталий, Кирилл, Максим. Его начинали собирать и заготавливать впрок. Считалось, что самый вкусный и целебный сок течет в верхних ветках дерева, и если суметь добраться до них — то таким соком можно вылечить любого больного. Однако, заготавливать сок в туманный или дождливый день не рекомендовалось — от такого напитка пользы было мало. Также березовым соком на Руси лечили цингу, отеки, фурункулез, артрит, подагру.
Ватопедская икона Божией Матери хранится в одноименном монастыре на Афоне. Название обусловлено необычным событием: рядом с Ватопедским монастырем царевич Аркадий упал в море, а Божия Матерь помогла спастись. Мужчину нашли под одним из кустов. Это событие привело к появлению названия «ватопед». Преподобный Максим жил в раннем средневековье. Родился в обеспеченной семье.