Новости дата стачки на путиловском заводе

«Путиловская» станет пересадочной на станцию красной линии «Кировский завод». 3 января 1905 года в Петербурге началась забастовка рабочих Путиловского завода, которая послужила поводом к событиям Кровавого воскресенья и, как следствие, к началу Первой русской ре. Причины забастовки на Путиловском заводе Забастовка на Путиловском заводе началась в результате недовольства рабочих трудовыми условиями и низкими зарплатами.

Путиловская стачка

Ровно за сто дней до Октябрьской революции История России в фотографиях, МАММ и Издательство Яндекса запускают спецпроект «100 фактов о 1917».Один факт — оди. 3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе — забастовали все 12600 рабочих./Фото. 3 января, в понедельник, на Путиловском заводе началась забастовка. крупнейших в Петрограде. В то время шла война, продолжительность рабочего дня составляла 14 часов, в цехах было очень холодно, а в городе были серьезные проблемы с продовольствием. 3 января 1905 года началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие потребовали введения восьмичасового рабочего дня и возвращения рабочих, уволенных незадолго до этого. Начавшаяся забастовка на Путиловском заводе быстро распространилась на другие предприятия Петрограда и стала массовым проявлением рабочей недовольства.

Путиловский инцидент

Сообщалось, что Гапон был задушен веревкой и его труп висит на одной из пустующих дач под Петербургом. Сообщения подтвердились. Рабочие гапоновских организаций подтвердили, что убитый является Георгием Гапоном. Вскрытие показало, что смерть наступила от удушения. По предварительным данным, Гапон был приглашен на дачу хорошо знакомым ему человеком, подвергся нападению и был задушен веревкой и подвешен на вбитый в стену крюк. В убийстве участвовали не менее 3-4 человек. Человек, нанимавший дачу, был опознан дворником по фотографии. Им оказался инженер Петр Рутенберг. Сам Рутенберг не признал обвинений и впоследствии утверждал, что Гапона убили рабочие. По данным некоего "охотника за провокаторами" Бурцева, Гапона собственноручно удавил некто Деренталь, профессиональный убийца из окружения террориста Б.

Сколько было жертв? В "Кратком курсе истории ВКП б " были указаны такие данные: более 1000 убитых и более 2000 раненых. Конечно, и эта цифра не может быть полной, потому что и днем не говоря уже о ночи невозможно было бы подсчитать всех убитых и раненых при всех стычках".

Распорядок работного дома подразумевал ранний подъем по команде, перекличку, скудный завтрак и рабочий день до самого вечера с перерывом на обед.

После — ужин и отбой. Побег из работного дома жестоко карался. Суровые будни на фабрике Морозовых Не имея жилья, рабочим порой приходилось спать прямо у станка. У ее ворот постоянно толпились взрослые и дети, мечтающие устроиться хоть на копеечную работу.

С рассвета и до поздней ночи мальчишки за 2 рубля в месяц разбирали куски пряжи, прерываясь на сон в транспортировочных ящиках для конечного продукта. Дети прочищали сложные машины, протискиваясь в такие щели, куда не могли пролезть взрослые. От тяжелейшего труда, скудного питания, пыли и грязи они постоянно болели и плохо росли. Не лучшими были и условия труда совершеннолетних.

В стригальной мастерской приходилось дышать летающим ворсом. А из-за пыли нельзя было разглядеть соседа по станку. Чахотка и потеря зрения были привычными недугами рабочих мануфактуры. Непосильно эксплуатируя рабочих, морозовские фабриканты наживали солидный капитал.

В 1915 году тверская фабрика заработала свыше 10 миллионов рублей. Личная доходная доля одного из Морозовых составила порядка 196 тысяч. Первые законы через забастовки и стачки 3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе — забастовали все 12600 рабочих. Забастовки массово обозначились в 70-е годы 19 века.

Первый закон от 1882 года касался запрета на труд детей до 12 лет. Подросткам же в возрасте 12-15 лет разрешалось трудиться не более 8 часов в сутки, исключая ночные и воскресные смены.

Лошади подминали под себя людей, топтали их подкованными копытами.

В воздухе повисли вопли жертв и непристойная брань палачей. То здесь, то там снег краснел от крови. Сжав кулаки, я в бессильной злобе скрежетал зубами.

Как и участницы демонстрации, я в тот день был безоружным. Под впечатлением только что виденной кровавой расправы, я сел в поезд и в подавленном состоянии прибыл в Красное Село» 11 Скуратов, рабочий пушечной мастерской лафетно-штамповочного цеха Путиловского завода, вспоминает о первом дне Февральской революции: «Митинг закончился, и мы двинулись к своему заводу. Дойдя до Садовой вместе с Московско-нарвским районом, решили на Сенной площади сделать общий митинг — путиловцев и скороходцев.

Только открыли митинг, как от Невского скачет конный отряд полиции. Наши товарищи: Голованов, Галанин, Корнеев, Мазуркевич, Бушуев и ряд других, в том числе и я, решили не допускать срыва митинга — встали поперек мостовой. А было уже к вечеру, темно, и по команде Мазуркевича или Галанина, точно не помню: «Стреляй по команде!

Городовые, вооруженные до зубов, стояли против нас и ничего не делали. Так кончился митинг. Мы повернулись и пошли дальше по Садовой.

Они боялись преследовать нас, дрожа за свою шкуру»12 Примерно к 4 часам дня Невский проспект стал заполняться демонстрирующими рабочими. Рабочий завода Лоренц Байков вспоминал, что на Невском они застали многочисленные толпы демонстрировавших рабочих: «Полиция была бессильна их разогнать. То скоплялись кучками, то расходились.

Стали появляться красные полотна, привязанные узлами к древкам. Полиция пыталась прорваться к ним, но рабочие оттесняли полицию к панелям, а местами прогоняли»13. Полицейские донесения также отмечают скопление рабочих в центре города: "Полицейский надзиратель 1-го участка Московской части Киреев доложил, что на Знаменской площади образовалась громадная толпа и предполагала двинуться по Невскому проспекту, по направлению к Казанскому собору, но нарядом полиции и казаками была рассеяна в разные стороны.

На некоторое время было прервано трамвайное движение, но потом восстановлено. Никто не арестован. По Невскому усиленное движение публики" 14 Прорвавшись с Петроградской стороны через Троицкий мост и Марсово поле, около 17 часов, колонна в основном рабочей молодёжи , с пением Марсельезы вышла с Садовой улицы на Невский проспект.

На Невском колонна была атакована полицией и казачьим разъездом, но смогла в районе Городской думы собраться и снять у трех трамваев рукоятки от контролеров и тормозов, прервав, таким образом, трамвайное движение в сторону Знаменской площади на 40-50 минут. Одновременно с этим к Казанскому мосту на Невском проспекте со стороны Михайловской улицы вышла тысячная демонстрация рабочих с Выборгской и Петроградской сторон. Власти, стянув внушительные военно-полицейские силы, стали разгонять демонстрацию.

Рабочие проявили упорство и оказали сопротивление разгоняющим их военно-полицейским силам. Целый час понадобилось карателям, чтобы разогнать демонстрацию. После этого центральная часть Невского проспекта патрулировалась разъездами 9-го кавалерийского полка и жандармерии.

Дважды со стороны Суворовского проспекта на Знаменскую площадь выходили демонстрации рабочих. С наступлением сумерек рабочие покинули улицы и разошлись по домам. Так завершился первый день Февральской революции в Петрограде.

Количество участников демонстраций на Невском проспекте советский историк Лейберов оценивает в 5,5 тысяч рабочих15. Другой советский историк Старцев приводит более, на наш взгляд, соответствующую цифру в 20-30 тысяч рабочих, участников демонстраций на Невском 16.

Попытки эсеро-меньшевистских деятелей из рабочей группы Военно-промышленного комитета сорвать забастовку не удались. В результате общегородской стачки отправка забастовщиков на фронт осуществлена только частично; предотвращена милитаризация петербургских заводов, задуманная правительством. Всего в годы 1 й мировой войны путиловцы провели 42 стачки, в которых участвовали 160 тыс. Ленинград: Энциклопедический справочник.

Кровавое воскресенье 9 января 1905 года

Честолюбивый священник выбрал второй вариант — он обратился к бастующим с речью, в которой призвал обратиться за поддержкой к самому царю. Бастующие восприняли эту идею с восторгом. Была составлена петиция, излагающие основные нужды рабочих, под которой стали собирать подписи. Гапон предложил обратиться к царю «всем миром», собравшись в воскресенье 9 января с женами и детьми. Вплоть до субботы продолжалось активное обсуждение петиции с внесением многочисленных поправок. Кроме экономических требований документ содержал и политические требования — свобода личности, печати, собраний, совести, амнистии политических заключенных и другие. На этот момент в городе бастовало уже более ста тысяч рабочих. А что же власти? В начале забастовочного движения реакция властей была очень спокойной — все были уверены, что от легальной рабочей организации, подконтрольной полиции как все были уверены и возглавляемой священником, неприятностей ожидать не стоит.

Появление петиции с политическими требованиями её содержание стало известно правительству 7 января и призывы прямого обращения к царю стали для властей полной неожиданностью. Впрочем, осуществить это не удалось — за два дня до этого на круглосуточное дежурство перед его квартирой заступила толпа рабочих в несколько сот человек. Вечером 8 же января на совещании правительства было принято решение разместить на окраинах города войска, что бы не дать колоннам рабочих пройти на Дворцовую площадь. Войска разместили и на самой площади — для самых упорных. Неповиновение было решено подавлять силой. Для предотвращения беспорядков были привлечены все гвардейские полки столицы и остальные части Петербургского гарнизона. Кроме того, в город срочно перебросили военные части из Пскова, Ревеля и Петергофа. Всего, для поддержания порядка было привлечено более 30 тысяч пеших и конных военных.

Полицейских чинов было привлечено около 10 тысяч человек. Кровавое воскресенье Утром 9 января в 11 точках города по местам расположения отделов «Собрания» начали собираться тысячи людей. По задумке Гапона, все колонны, возглавляемые руководителями отделов со свитками петиции, должны были встретиться на Дворцовой площади в два часа дня.

Второй Иванов... Попытка отделить известные факты о Никите Демидове от мифов, легенд и преданий ЗОРИН: Я имею цифры за последние шесть месяцев, начиная с сентября и кончая сегодняшним днем, и вот что говорят нам эти цифры. Всего 137 вагонов, в среднем что дает 137 тыс. Я спрашиваю у товарищей, какие заводы получают четыре фунта продовольствия каждый день, я уверен, что такого завода еще в Петрограде нет.

Есть текстильная промышленность, которая не получала ничего за исключением 10 фунтов муки за все время. Те работают, мучаются, страдают, слабые несчастные женщины и они терпят несмотря на то, что голод властвует у них на фабрике в большей степени, чем на Путиловском заводе. Значит причина не здесь, значит причину надо искать в другом месте, и мне, товарищи, не приходится указывать вам на эту причину. На территории Петрограда каждый честный рабочий имеет право пустить пулю в лоб лев. СЕРГЕЕВ: Я должен сказать, что путиловцы подлецы и что мы водопроводная станция, которая питает весь Петроград, и мы которые хотим влить в ваши самовары воды, чтобы дать вам возможность напиться горячего чая, и они хотят помешать этому делу и не дать нам хлеба, это с их стороны подлость и не только по отношению к нам, но по отношению ко всему петроградскому трудовому народу. И в то время, когда тов. Ленин приехал как гость к красному Петрограду, а вы говорите ему, что мы тебя признаем за провокатора и мы не хотим тебя признавать, то это уже бог знает что такое.

Как гимназисты XIX века добывали темы итогового сочинения Мы собрали сегодня митинг и на нем провозгласили: да здравствует тов. Ленин наш дорогой гость красного Петрограда. Я много говорить не буду потому что я не красноречив и сегодня я не подготовлен, но на завтрашний день назначено наше собрание, собрание главной станции в 8 часов и мы на нем вынесем резолюцию о том, что путиловцы как и все должны подчиняться только Петроградскому Совету, Всероссийскому Съезду Советов и Третьему Интернационалу во главе которого стоит тов. Да здравствует тов. Мы не получили ни одного вагона, мы получили только по 15 фунтов муки, а ненормированных продуктов мы не получали. Из этого понятно, что Путиловский завод бастует не из-за того, что там недостаток продовольствия, а из-за того, что они мешочничают, спекулируют. Это для меня вполне понятно.

Это негодяи, не наши рабочие, это подлецы, предатели. Вполне понятна деятельность шайки левых эсеров. И вот, я говорю определенно, если мы не сделаем чего хуже, но в печку посадим и закупорим, пускай сдохнут, черт с ними. Представитель фабрики ПАЛЬ: Товарищи, я имею честь сообщить Петроградскому Совету, что эс-эровская зараза перекинулась и на нашу фабрику. Сегодня рабочие забастовали и требуют хлеба. Известно, товарищи, что текстильные производства более обижены в пайке, чем Путиловский завод, и не диво, что женщины могли бастовать и требовать хлеба. Поэтому, я бы предложил распустить Путиловский завод, а десять вагонов, полученных им, раздать всем трудящимся.

У нас требовали увеличить паек, как на Семянниковском заводе получают паек, так и у нас. У нас на фабрике были оборонцы, но те молчали, а в настоящий момент они присоединяются ко всем грязным лозунгам, не теряют времени и поджигают женщин, которые кричат, чтобы им дали хлеба. Завтра у нас приступят к работе и мы их как-нибудь умажем. ТЮШИН: Товарищи, я выступил здесь для того, чтобы выразить порицание той черносотенной банде, которая продолжает агитацию, играя на голодном пайке. Я нарочно, товарищи, бросаю упрек этим мерзавцам для того, чтобы вызвать их на эту честную трибуну и высказать на весь мир свое оправдание. Я уверен, что они не посмеют выйти. БОГДАНОВ: Я заявляю, что моряки Балтийского флота на левоэсеровскую удочку не пойдут, мы эту удочку знаем, пусть они попытаются ее забросить, они ничего на нее не поймают.

Мы говорим, что всякого бросившего такую удочку, как сказал тов. Зорин, всякий матрос имеет право такого провокатора застрелить и мы будем это делать, будь он в рядах рабочих или в рядах матросов, ибо это могут делать матросы, которые гуляют по Невскому в широких клешах, это не матросы, а выходцы, я говорю от имени тех матросов, которые стоят на страже завоеваний нашей революции, которые умирают на фронтах и вот эти матросы на левоэсеровскую удочку не пойдут. От имени флота я заявляю, что всякая маленькая даже агитация в этом направлении нами будет вырываться в корне. Надейтесь, что фронт поддержит сознательных рабочих, и те левые эсеры, которые выступали в июле месяце, они будут стерты окончательно в настоящий момент. Аплодисменты ЛОВЕН: Я хочу указать на одно весьма существенное положение - эти иуды ни одной пули стоят, как сказал товарищ Зорин, а двух и еще больше - не стрелять их надо, а вешать. Электрическая станция питает экспедицию, хлебопекарни, водокачки и все учреждения Петрограда и все заводы двигает на оборону социалистического отечества, и вот эти иуды помешали доставке нефти на нашу станцию. Топлива недостаточно и было поручено доставить нефть 8 цистерн на станцию, они сегодня в 5 часов заявили, что не будут подавать эту нефть нам.

Я хочу упомянуть от имени заводского комитета, что если кто-нибудь будет нас шабашить, так чтобы мы его не в печку посадили, а устроили бы ему холодный душ. Мы даем вам поручение, что бы вы выяснили этот вопрос и считаем, что с нашей стороны мы должны их расстрелять, а не оставлять их жить на белом свете. Ему доверяли Троцкий, Есенин и матерые чекисты, а предала любимая женщина ОРЛОВ с "Гангута" : Товарищи, в связи с последними событиями на фабриках и заводах, стали говорить, что будто бы моряки присоединяются к Путиловским рабочим и ходят по улицам и расклеивают афиши, товарищи, это заведомая ложь, моряки наши, как с начала революции 25го октября стояли на страже завоевания, так и стоят и сейчас и будут стоять вперед. Я от имени матросов линейного корабля Гангута заявляю, что кто протянет руки к советской власти, эти руки будут отрублены и с ними и головы Аплодисменты. ЗИНОВЬЕВ читает резолюцию : Главным образом мы говорим о путиловцах, но, собственно говоря, все, что говорили о них, относится к любому предприятию, где эти господа пытаются производить произвол.

Департамент полиции рассчитывал через Гапона полностью контролировать рабочие союзы, считая, что под руководством столь незаурядного священника не будет беспорядков. Поэтому городские власти не ожидали трагического финала. Сильный рабочий союз В 1903 г. Согласно официально утвержденному в 1904 г. Но Гапон планировал в перспективе возглавить всероссийское рабочее движение.

Для этого из числа надежных рабочих своего союза он организовал «тайный комитет», где обсуждались политические вопросы и читалась запрещенная литература. К сведению! Гапон организовал тайное сообщество среди рабочих заводов. Они обсуждали политическую жизнь государства и распространяли запрещённую литературу. Пятеро участников «штаба», возглавляемые этим священником, тайно приняли так называемую экономическую и политическую «программу пяти». Численность организации стремительно увеличивалась, открылись её отделы в одиннадцати районах Санкт-Петербурга. Но Гапон уже не мог принимать единоличные решения как вождь, его священный сан являлся лишь прикрытием для группы Карелина, которая организовала оппозицию в руководстве «Собрания», и с ней приходилось считаться. Осенью 1904 года Гапон наладил связь с нелегальным либеральным «Союзом освобождения», поскольку понимал, что рабочим необходима поддержка других сословий общества. Это предложение совпадало с планами священника, поскольку он уже давно говорил о необходимости обратиться к монарху, считая, что народу мешают чиновники, а с царем всегда можно договориться. Поддержка «Собрания» большинством голосов была получена.

Составить петицию и решить, каким образом подать её царю, полностью доверили Гапону. В отделениях «Собрания» стали распространятся либеральные газеты, которые председатели зачитывали и объясняли рабочим, что спровоцировало резкую политизацию рабочих масс. Случай на Путиловском заводе В декабре 1904 г. Мастер уволил четырёх рабочих. Как потом выяснилось, уволили только одного, по сведениям дирекции, из-за постоянного невыполнения нормы выработки. Остальным просто пригрозили увольнением. Все они относились к «Собранию русских фабрично-заводских рабочих», а мастер — нет. С их слов, он пренебрежительно отозвался об этой организации. Рабочие пожаловались руководителям «Собрания» и потребовали защитить их интересы. Это послужило началом активных переговоров депутаций «Собрания» с администрацией, также Гапон безуспешно попытался заручиться поддержкой градоначальника.

Требовали, с угрозами забастовкой, рабочих восстановить, а мастера уволить. Переговоры велись пять дней и не дали положительного результата. Напряжение в обществе было накалено до предела. Хватало одно искры, чтобы вспыхнул пожар.

По приходу на Дворцовую площадь планировалось вызвать императора из Царского Села. Его рабочие хотели заставить подписать два указа — о всеобщей политической амнистии и созыве всенародного Земского собора. Если Николай II согласился бы, Гапон вышел бы к народу и махнул белым платком, если нет — красным, что означало бы старт всенародного восстания. Войска царской армии прибыли в Петербург в ночь на 9 января. Всего на подавление восстания было брошено 40 тысяч человек.

Город представлял собой военный лагерь, готовилась пища в полевых кухнях, всюду горели костры. Император отдавать власть не собирался. Нарвские ворота Первые столкновения начались у Нарвских ворот. Рабочие в количестве до 50 тысяч человек взялись за руки, понесли перед собой портреты царя, иконы, хоругви и кресты, чтобы сделать вид проведения крестного хода. Примерно в 11:30 эскадрон конно-гренадер и две роты 93-го пехотного Иркутского полка выдвинулись навстречу шествию, отряд конно-гренадер отделился и бросился к протестующим. У Нарвских ворот погибли и были ранены порядка 40 человек, Гапона спрятали в квартире Максима Горького. Спустя полчаса протестующих разогнали на Петербургской стороне. Там собрались почти 20 тысяч человек, их у Троицкого моста встретили части Павловского полка и кавалерия. Перед войсками вышел офицер, потребовал у толпы остановиться.

Рабочие вышли к нему с петицией и попросили пропустить, офицер махнул рукой, раздались выстрелы — мертвые начали падать навзничь. Шествие было рассеяно, погибли почти те же 40 человек. Примерно тогда же войска разогнали шествие на Каменноостровском проспекте. Огнестрельное оружие не было применено, но солдаты успешно рубили рабочих шашками, сбивали их с ног и затаптывали все солдаты сидели верхом на лошадях. Шлиссельбургский тракт На Шлиссельбургском тракте тоже произошли столкновения. В его сторону двинулись до 16 тысяч человек. Сначала войска дали три залпа холостыми патронами, затем казаки начали оттеснять толпу. Средняя ее часть проломила забор и вывалилась на лед Невы, по которому пробиралась к центру города. Успешно к Дворцовой площади прошли рабочие Колпинского отдела «Собрания», однако им пришлось по приказу офицеров разбиться на мелкие группы и тоже идти по льду реки.

Васильевский остров На Васильевском острове рабочие в количестве 5-6 тысяч человек выдвинулись к центру Петербурга примерно в 12:00. Рабочие демонстративно показали солдатам, которые стояли у Академии художеств, что не имеют оружия. Казаки оттесняли толпу шашками и нагайками, огонь открыт не был, но войскам все равно удалось разогнать протестующих, которые вернулись к отделу «Собрания», где начали произносить речи. Социал-демократы не растерялись и пошли разоружать городовых и офицеров, а также громить оружейные магазины. Началось возведение баррикад, но позднее рота Финляндского полка подняла на штыки выступившего оратора и расстреляла протестующих.

Арабский халифат и его распад

  • Георгий Гапон – вдохновитель восстания
  • Работные дома принудительного режима
  • Как коммунисты шатали Россию в 1905 году на деньги микадо: von_hoffmann — LiveJournal
  • Проспект Стачек в Петербурге — история появления и интересные факты

«КРОВА́ВОЕ ВОСКРЕСЕ́НЬЕ» 1905

Забастовки на Путиловском заводе случались и ранее, в том числе 3 января 1905 года, которая привела к «Кровавому воскресенью» 9 января того же года.

Часть их них затрагивала основы государственного устройства и носила откровенно провокационный характер. Более того, составители петиции желали, чтобы царь поклялся перед толпой выполнить все требования. Мы пришли к тебе искать правды и защиты...

Нет больше сил, государь. Настал предел терпению», — говорилось в петиции. Военные и полицейские власти вместо того, чтобы изолировать десяток организаторов, доверились слову Гапона о том, что шествие не состоится. Самого Николая II в эти дни в Петербурге не было, поэтому идея вручить ему петицию в Зимнем дворце изначально представлялась абсурдной.

В последний момент должностные лица поняли, что Гапон ведет двойную игру. За день до манифестации было принято решение ввести в город войска и блокировать центр. Армейское командование позиционировало Дворцовую площадь как «тактический ключ Петербурга» и обязывалось любой ценой не допустить туда демонстрантов. В назначенный срок к Зимнему дворцу прорвались тысячи человек.

Многие шли целыми семьями. Их помыслы были наивны и в большинстве абсолютно лояльны Николаю II. Рабочие считали, что император мудро рассудит их, возьмет под защиту и накажет «злых фабрикантов». Военные, однако, не разобрались в ситуации, открыв огонь в различных точках Петербурга.

Началась паника, и случились жертвы. Группы манифестантов были слишком многочисленны и, натолкнувшись на заградительные кордоны, не смогли сразу прервать движение. Хронологию дня в своих мемуарах подробно дал Врангель-старший: «9 января 1905 года, чуть свет, директор опять телефонировал, прося сейчас приехать. Я отправился.

Но, проехав через Николаевский мост, вернулся. Там стоял наряд войск. Полицейский офицер мне заявил, что на Васильевский остров ехать можно, но обратно не разрешит. Обратно через Неву никого пропускать не приказано.

У Академии стояли стройными рядами рабочие, все прибывая. Сколько я мог заметить, они были одеты в праздничное платье. Я вернулся через Дворцовую площадь. Там стояли войска.

Знакомый офицер мне передал, что людям розданы боевые патроны. Рабочие настроены вполне миролюбиво. Я уверен, что Государь к ним выйдет. Офицер удивился: — Разве вы не знаете, что Государя в городе нет?

Он выехал. Быть не может!

Кто такой поп Гапон Гапон считается не менее темной личностью, чем Григорий Распутин. В исторической литературе советского периода господствовал миф о Гапоне — агенте и провокаторе царской охранки.

После распада СССР данное утверждение было развеяно независимыми исследователями. Однако в массовом сознании словосочетание «поп Гапон» прочно укоренилось в качестве синонима слова «провокатор». Итак, обладая даром слова и убеждения, Гапон занял заметное место в рабочей среде столицы Российской империи, организовав и возглавив в 1904 году легальную общественную организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Она пользовалась расположением властей и ее деятельность первоначально протекала под покровительством департамента полиции.

Как отмечал известный историк Александр Боханов , власть стремилась взять на себя роль беспристрастного арбитра в спорах и конфликтах между рабочими и предпринимателями, дать рабочему люду надежду и поддержку против «акул капитализма» и «хищников наживы». Подобный социальный романтизм привел к возникновению и гапоновской организации в Петербурге. Задача общества состояла в том, чтобы способствовать трезвому и разумному времяпрепровождению, укреплению русского самосознания, правовому просвещению. Собрания посещали тысячи рабочих.

Перед ними постоянно выступал священник Гапон, клеймивший фабрикантов и рисовавший проникновенные картины общественной несправедливости, что вызывало живой отклик у слушателей. Крупный предприниматель и убежденный монархист барон Николай Врангель , отец будущего лидера Белого движения, в своих воспоминаниях так отозвался о «духовном отце» петербургских рабочих: «Конечно, мы слышали о Гапоне — о нем много было разговоров. Однажды по просьбе высокопоставленного лица, кажется, это был городской голова, мы выделили большую сумму денег для поддержки его просветительской деятельности. Позже мы слышали, кажется от того же лица, что Гапон всех предал, что он был наполовину мошенник и наполовину революционер».

Как рабочих обманули с петицией В начале января 1905 года на крупнейшем предприятии Петербурга — Путиловском заводе — вспыхнула стачка, вызванная увольнением нескольких рабочих. К забастовке присоединялись рабочие других фабрик и районов: в конечном счете все они решили идти к Николаю II с петицией. При этом с полным перечнем «своих» требований простые пролетарии ознакомлены не были. Под влиянием эсеров и социал-демократов эти пункты составила узкая группа приближенных к Гапону.

Рабочие знали только, что идут к царю просить «помощи трудовому люду». Однако на самом деле в петицию вместе с экономическими пунктами вошел ряд политических требований. Часть их них затрагивала основы государственного устройства и носила откровенно провокационный характер. Более того, составители петиции желали, чтобы царь поклялся перед толпой выполнить все требования.

Мы пришли к тебе искать правды и защиты... Нет больше сил, государь. Настал предел терпению», — говорилось в петиции. Военные и полицейские власти вместо того, чтобы изолировать десяток организаторов, доверились слову Гапона о том, что шествие не состоится.

Самого Николая II в эти дни в Петербурге не было, поэтому идея вручить ему петицию в Зимнем дворце изначально представлялась абсурдной. В последний момент должностные лица поняли, что Гапон ведет двойную игру. За день до манифестации было принято решение ввести в город войска и блокировать центр. Армейское командование позиционировало Дворцовую площадь как «тактический ключ Петербурга» и обязывалось любой ценой не допустить туда демонстрантов.

В назначенный срок к Зимнему дворцу прорвались тысячи человек. Многие шли целыми семьями. Их помыслы были наивны и в большинстве абсолютно лояльны Николаю II.

После пяти выстрелов пехоты зачинщик крестного хода скрылся.

Огонь по рабочим открывали ещё два раза — у Троицкого моста и у Зимнего дворца. В результате этих обстрелов погибло 2 тысячи человек, ещё 2 тысячи получили ранения. События Кровавого воскресенья положили начало революционным событиям последующих лет. Интересная статья?

Делитесь ей в соцсетях. Пишите в комментариях, о чем вы ещё хотели бы почитать на нашем канале. Если вы хотите больше узнать об истории вашей семьи, обращайтесь к нам по телефону 8 800 100 41 47. Центр генеалогии "Семейная реликвия".

"ГАЛЕРЕЯ СОВЕТСКОГО МИРА. Стачка на Путиловском заводе"

Стоны, проклятья и возгласы наполнили воздух». В спекуляциях о количестве жертв участвовали зарубежные газеты и Ленин Трагедия произвела на Николая II тяжелое впечатление. Узнав о случившемся в Царском Селе, он сильно переживал. В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца.

Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело! В нем говорилось, что в ходе событий погибли 96 и получили ранения 333 человека.

Из них 34 умерли впоследствии от ран. Точное количество жертв на долгое время стало поводом для манипуляций противников власти. Так, иностранные корреспонденты писали о 2000-3000 и даже о 20 тыс.

Владимир Ленин со ссылкой на зарубежные газеты в одной из своих статей назвал цифру 4600. Гапон полагал, что от солдатских выстрелов погибли 300-600 человек, и еще не менее 5000 были ранены. Сам он после расстрела демонстрации был уведен с площади эсером Петром Рутенбергом.

По дороге его остригли и переодели в гражданское платье, переданное одним из рабочих, а затем привели на квартиру Максима Горького. Увидев Гапона, писатель обнял его, заплакал и сказал, что теперь «надо идти до конца». Здесь священник написал послание к рабочим, в котором призывал их к вооруженной борьбе против самодержавия, а затем бежал за границу.

В эмиграции Гапон успел составить мемуары «История моей жизни». Рассказывая о подготовке к выступлению, он признался, что ожидал жертв: «Все вожаки рабочих, всего около 18 человек, собрались в одном из трактиров, чтобы закусить и проститься друг с другом. Половой, прислуживавший нам, прошептал: «Мы знаем, что завтра вы идёте к царю, чтобы хлопотать о народе.

Помоги вам Господи». Затем мы стали вырабатывать план демонстрации, причем мы выяснили его только в главных чертах, предоставляя каждому отделу союза свободу самостоятельно действовать при организации своей процессии. Конечная же цель — достигнуть Зимнего дворца — была для всех обязательна.

Я поблагодарил всех за оказанную мне помощь в нашем деле. Не на полях Манчжурии, а здесь, на улицах Петербурга, пролитая кровь создаст обновление России. Не поминайте меня лихом.

Докажите, что рабочие умеют не только организовывать народ, но и умереть за него». Все были глубоко потрясены и пожимали друг другу руки. Затем стали писать адреса своих родственников и родных, чтобы те, кто останется жив, мог позаботиться о семействах убитых».

Кровавое воскресенье вдохновило Троцкого После бойни был уволен начальник петербургской полиции и ушел в отставку министр внутренних дел Петр Святополк-Мирский. Кадровые решения, однако, никого не успокоили. Радикалы всех мастей получили серьезный «козырь» для своей агитации.

Как признавался в своей автобиографии «Моя жизнь» Лев Троцкий, Кровавое воскресенье послужило для русских эмигрантов-революционеров сигналом к возвращению в Россию. Мальчишка продал мне вчерашний номер газеты.

В 1913 году на заводе была организована больничная касса и союз металлистов.

Они и являлись движущей силой и концентратором всех большевистских идей», - рассказал историк, директор Музея истории и техники Кировского завода Игорь Саврасов. Через несколько дней в Петрограде остановились 50 заводов и фабрик - стачка стала всеобщей. Люди - почти 100 тыс.

И спустя 100 лет этот завод по-прежнему один из крупнейших в городе.

Через несколько дней за «Собранием... Никакие левые партии в тот момент не имели никакого влияния на рабочие массы, и это успокаивало власти, так, они полагали поначалу, что все успокоится как-то само собой... Когда уже было известно, что рабочие пойдут к Зимнему дворцу передавать петицию царю, высшее чиновничество больше беспокоилось, чтобы не случилось давки наподобие Ходынской трагедии, и чтобы это не расстроило государя.

А государь покинул город... Почему-то чиновники были уверены, что рабочие, увидев солдат с винтовками, послушно разбегутся в страхе. Все получилось совсем не так — рабочие не разбежались, офицеры, согласно уставу, давали команды на огонь, солдаты стреляли. Эти события сейчас позволяют сделать несколько важных выводов — возмущаются далеко не те, кому тяжелее всех, а те, кто хотят большего.

Верховная власть должна обозначать себя, а не прятаться в кусты, особенно если протестующие рассчитывают именно на ее заступничество.

В 9-м часу вечера у часовни Гостиного Двора стреляли из револьвера в кавалерийский отряд учебной команды 9-го запасного полка. В ответ на выстрелы из толпы кавалеристы спешились и открыли огонь вблизи Гостиного Двора по толпе, при чём оказались убитые и раненые.

Видные члены Думы, включая руководителей объединённой оппозиции, приняли решение не подчиняться указу царя и организовали Временный комитет Государственной думы. Председатель Думы М. Родзянко в середине дня отправил в Ставку императору Николаю II телеграмму, где призывал царя «составить новое правительство».

Копии телеграммы были разосланы М. Родзянко командующим фронтами с просьбою поддержать перед царём это обращение председателя Думы. В отдельных частях города районы Невского проспекта, Финляндского вокзала, Выборгской стороны продолжают скапливаются демонстранты.

Не работают трамваи и извозчики. На улицы введены войска, но солдаты отказываются стрелять в рабочих. Произошло несколько столкновений с полицией, к вечеру полиция очистила центр города от демонстрантов.

Вечером же 26-го на частном совещании у премьера Н. Голицына принято решение объявить Петроград на осадном положении.

Путиловская стачка

4 марта 1917 года продолжились волнения на Путиловском заводе, царь решил ехать на фронт, ухудшилось снабжение хлебом. Вторая забастовка на заводе: даты и причины Вторая забастовка на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге состоялась в период с 22 июля по 1 августа 1905 года. 17 февраля на Путиловском заводе были уволены несколько рабочих, требовавших повышения заработной платы. 4 января на Путиловском заводе стачка продолжалась.

К годовщине январской путиловской забастовки 1905 года

3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе — забастовали все 12600 рабочих./Фото. Причины возникновения забастовки на Путиловском заводе Забастовка на Путиловском заводе началась 9 января 1905 года и стала одной из крупнейших протестных акций в истории России. 17 февраля на Путиловском заводе были уволены несколько рабочих, требовавших повышения заработной платы. Создание трактора «Универсал» проходило на Путиловском заводе с 1934 по 1940 гг. Это был первый русский трактор, который СССР начал экспортировать за границу. говорилось в "Кратком курсе ВКП(б)", - полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих - "Собрание русских фабрично-заводских рабочих".

Хроника забастовки, ставшей "левоэсеровской провокацией"

Замысел Иисуса настолько различен с человеческой версией понимания власти в церкви, что даже человек говорящий о нем воспринимается хранителями пирамиды как враг. Русский мирянин верит в церковь и ходит в нее только потому, что он не отдает своей свободы под распоряжение владык и архиереев или понимает их власть как некий договор управления. Но реальность без политических противовесов скатывается к простому тиранству. Представьте, что архиереи получили власть указывать вам в каком городе жить, о чем вам говорить со своими братьями мирянами, запрещают вам какие-то темы и гнут вас под себя. Вы покинете такой приход, где ваши права кто-то присваивает. Издаются книги, где мягко и изощренно доказывается исключительность священства в руководстве всей Церковью, а клерикализм ставится как единственное решение всех проблем и церкви и общества. Но ведь все это насилие существует сегодня в отношении священников, они молча терпят насилие и называют это послушанием, но все здесь намного сложнее. Тем, кто захлебнется в возражениях, укажу простое постановление архиерейского собора в отношении церковного брака мирян, полностью взятое вообще без какого-то пересмотра из 18 века и вновь утвержденное в 2015 году. Не читали? Невежество является важнейшей опорой насилия. Так вот я потрудился прочесть.

В этом документе запрещаются браки между родствениками до восьмой степени родства, и даже до шестнадцатой… Зачем??? А потом я вам намекну на возможные резоны неисполнимого указа. А вот, во -первых во имя блага и борьбы с кровосмешением. Но этого греха у нас на Руси почти не знали. К тому же в народе вполне достаточным считают брак через три степени родства. Представьте себе ситуацию в русских деревнях в крепостном праве. Люди никуда уехать не могли. Через пару поколений все в округе становились родственниками. Одна фамилия распространялась на десятки верст вокруг. Исполнить архиерейские указы о восьмой степени родства было невозможно и кстати, люди и не помнили родства более четырех -пяти степеней.

И сполш и рядом женились уже через три степени. Откуда же взялось архиерейское восемь степеней? И даже уже вообще неисполнимое запрещение шестнадцати степеней родства? Что это, как не селекция, прямое вмешательство в брачные отношения супругов. Кто может любить по архиерейскому циркуляру о степенях родства? Ведь сказано, что Бог сочетал человек да не разлучает, но разве архиерей уже не человек, уже полубог? Дикость в церковной концелярии… А указы эти вытекают не из любви, а из желания власти над мирянами. Ведь понятно, что они неисполнимы, но у бюрократов нет случайно взявшихся документов. Могу предположить, что это просто взяткоемкий документ, не испугаются ли миряне, не понесут ли пожертвование на разрешение брака с родственниками. Да и деревенские батюшки в прикорме от такой селекции и евгеники.

Глядишь- крестьяне богатые задумали свадьбу, а родство то близкое-никуда от факта не денешься и вот появляется причина, пунктик объявить все кровосмешением или получить пожертвование выгодно свирепому пастырю. И все встает на свои места- гора родила мышь. Указ о степенях родства это просто средневековый позор, подлежащий немедленной отмене и приведение его в соответствие с уголовным правом государства о семье. Все это предпочли замолчать. А это требует всенародного собора и изгнания коррупционной составляющей, позорящей современное православие. Как в церкви этот отвратительный исторический мусор накапливается и почему она его не извергает, а тонет в нем? Потому что миряне изгнаны с архиерейского искусственного туманного Олимпа. Старые монахи архиереи решают судьбы семейных мирян и священников и добровольность отсюда давно изжита, а с ней уходит и благодать. Именно свобода поведения, пути и духа является той средой, которая оживляет и питает церковь новыми адептами и привлекает к Церкви, ведь она рождена Христом как добровольное общество последователей учения Иисуса Христа. Это бесспорная основа Церкви.

Другое дело, если люди утратили способность учить и учительствовать, тогда их власть и полномочия можно укрепить лишь скрытым насилием и учением о послушании. Но послушание добровольное вытекает из авторитета учителя, деятеля, а не из его должности, как директора в миру! Но именно это вы услышите в современной церкви- надо слушать батюшку, что бы он не сказал, не спорьте, так лучше будет всем. И скука обеспечена. У нас есть право искать проповедников и вне своего прихода если на нем нет достойного мастера духовного слова. А иначе это уже насилие над слушателями. Насколько средневековая пирамида власти архиереев соотносится с добровольным характером принятия послушания Церкви? Откуда эти притязания «владык» как не из мрачных времен древнего мира , борьбы за архиерейские кафедры между группировками? Не пора ли открыто обсуждать и ставить эти вопросы, пока не поздно, пока никем не контролируемые архиереи не впали в комплекс царей и властителей мира сего- в цезарепапизм. Иисус сказал о таких- Князья народов господствуют над ними, у вас же да не будет так, но кто хочет быть первым да будет всем слугою… Крамольно уже звучит в России!

Гапон на своем приходе вел себя необычно, привлекая правдой в проповедях о жизни рабочих толпы работяг. Обряд на приходе Гапона не был главным смыслом, все объединилсиь ради главного дела- преображения общественной среды мирным путем диалога христиан с царем христианином. По всем вышеперечисленным причинам Гапон не был характерным тихим и молчаливым послушником, выделялся на общем сером и малообразованном фоне провинциального духовенства, превосходил всех архиереев даром убеждения и реального слова правды о жизни рабочих. Они были лишены обсуждения и упоминания своих проблем в церкви как общественной организации. Гапон дал им это право и повел к лучшей жизни. Я был в музее 1905 года в Москве и удивлялся что помешало царю, такому духовному спокойному человеку просто быть последовательным, просто выходить к народу, что кстати на деле было древне-русской традицией, отмененной Петром Первым, и вполне естественно, что темный народ этой традиции подсознательно следовал. Вот только традиции нельзя изменить, потому что созданы они для регуляции власти. И если власть вместо следования им стреляет в народ, ее просто сносят русские толпы. Власть есть и всегда будет ничтожным меньшинством, спасающимся только путем мира с народом, мирного договора! А расстрел 9 января показал что Николай Второй не умел управлять толпой и быть народным вождем, а не главным полицмейстером страны.

Идея идти к Зимнему была прекрасная и светлая, истинно русская, и не даром принята была почти всеми. И никакой Гапон не провокатор, а гениальный христианский социалист, едва не изменивший историю страны. Без царя все рушилось, замысел работал только при его участии и в этом был шанс спасти царство, как систему отношений народа и царя. Вместо того чтобы принять предложенную Гапоном парадигму спасения отношений, Николай отдал свою власть и полномочия армии и полиции и по сути перестал быть царем после этого. Его власть в русском понимании рухнула 9 января. Расстреливать на площадях можно мародеров, а расстреливать мирное шествие добрых и набожных трудяг, как преступников криминально и преступно, всех стрелявших следовало судить как военных преступников. Придя на площадь люди ожидали царя, был вариант не выйти к народу и все бы разошлись. Но прозвучали выстрелы, началась рубка конницей, по сути карательная экспедиция. Звучат обвинения толпы народной в том, что она якобы была нашпигована провокаторами с наганами и дубьем, но тогда войска бы не устояли. Трагедия стала так велика и возможно лишь потому, что люди в большинстве изначально не собирались давить горстку солдат на площади.

Выстрелы заставили неприготовленных к ним людей увеличить жертвы давкой и убеганием, когда пострадали дети, взятые с собой на этот как думали люди праздник единения с Царем. Полиция должна была пойти на любые жертвы, изъятие патронов, допущение ограбления дворца, избиения и убийства полицейских и солдат, но только не потерю главного- мира с народом-медведем. Все было очень сложно, Гапон был прямым конкурентом ленинской партии и других крайних и они решили убить его. Но идея русского христианского социализма под сакральным царским домом сохранением политических традиций в новое время не умерла и не умрет, пока жив народ, ее носитель, жаль что аналитики и историки одурманенные лишь западной трактовкой событий не видят русских национальных особенностей в тех событиях. Император Японии и королева Англии спокойно существуют до сих пор. А мы как всегда горячимся, да ладно, медведь отходчив. Но правда дороже, те монархисты, которые после перестройки расправили крылья мало разбирались и в истории, и в самой идее именно русской монархии. Они считали Петра Первого единственно возможным вариантом развития страны. Забывая, что Петр и разрушил многое из русских политических традиций, наивно полагая основать царство по западному, без местных коренных традиций. И странным образом в революции многие русские увидели возврат к вечевым традициям народной демократии домонгольского периода , сочетавшим и князя и народный сход, и упрощение обращения к главному вождю, как и было на Руси в древние времена, когда люди были все вольными и прямо могли говорить с князем.

Не даром появляется в те годы революции обычай посыла ходоков к Ленину, к Калинину, с народными наказами… Именно поэтому в Кремле скромные царские палаты имеют крыльцо, выходящее на народную площадь и часто прямо из царского тронного зала и боярской думы коррупционеров свергали с этого крыльца и выдавали по требованию толпы на народную расправу. Все это в наших генах и никто это не изменит. И смысл существования всех площадей именно в народных сходах для обсуждения событий и обид боярских. Мало известен и факт существования в окружении царя фашистско-ультра-монархической партии во главе с такими убийцами как Пуришкевич, убеждавший всех что все проблемы России можно решить??? И ничего этим не достигли, только древний каинов грех содеяли и выполнили волю британских агентов, не допустивших выхода России из войны, чего добивался Распутин от Николая Второго и оставления Британии наедине с мощью немцев. Именно след этих фашистов убийц прослеживается в самой идее убить рабочих —гапоновцев на дворцовой площади, беспощадно и бессмысленно, вероломно и подло, как потом убьют Распутина. К сожалению, фашизм тогда уже проникал и в высшее руководство армии и полиции. Это было не русское, а западное течение мысли, через полунемцев проникавшее в западную столицу Петербург. Дай Бог,чтобы мои подозрения не подтвердились. Мы много думаем и пытаемся уловить логику виновников расстрела, но мне представляется, что убийство как преступление имеет корнем не логику, а саму ненависть и потому легко раскрывается сыщиками.

Оно не логично и потому иррационально по мотивам и природе. Тем более массовое убийство невинных людей. Это просто торжество абсурда и пир эмоций ненависти. У кого же в Петербурге могло быть столько накопившейся ненависти? Хорошо бы проверить солдат и всадников по национальному и другим факторам, узнать, что им говорили перед карательной экспедицией, в которую превратилось мирное шествие семей рабочих. Пусть ни у кого из православных не останется иллюзий —Николай Второй знал о предложении Гапона, и вне всякой политики и малейшего компромисса, лично присутствовал при принятии решения о разгоне или даже расстреле толпы за день до события и принял решение уехать из города и отдать ситуацию генералу садисту Дубасову, ну и фамилия, не правда ли Бог шельму метит? Что мог генерал дать народу и как мог заменить личность царя если знал только дилемму —стрелять —не стрелять, бить —не бить? Даже если принять действия гапоновцев за хитрую игру, то эта игра была мирной, гуманной и в ней не было и тени бунта. Мудрый политик воспользовался бы ситуацией и увидел, что Гапон просто возглавил стихийную волну, без народа священник был ничто, что работа со стихией и есть дело реального вождя, реального политика, каким Николай себя уже не видел. Вместо награждения Гапона высшими орденами империи и приглашения его во дворец, как всегда поступали хитрые английские короли с народными вождями, последовало изгнание за границу.

Царь в зимнем, как Людовик в Версале вообще оказался не готов к диалогу с народом, древняя традиция которого предполагала такой прямой диалог. Для чего же крестьянин был откреплен от земли, если не для пришествия в городские заводы и наконец как вольный человек для права прямого обращения к царю? Или крепостничество еще не умерло в сознании верхов? Надо не иметь сердца, чтобы не увидеть в идущих с иконами рабочих тех самых вчерашних крестьян из разорившихся дальних усадеб, с их патриархальным сознанием, где царь оставался добрым батюшкой, и сама мысль о расстреле не приходила в голову его покорных и очень очень терпеливых работяг. Куда им еще было идти??? Возникает следующий вопрос-все это так не похоже на кроткого Николая, что остается одно предположение- он уже не был правителем в стране Дубасовых. И об этом хамстве мелких сошек на местах кричат все мемуары той поры. Царь уже не мог сдержать надзирателей и все шло по стенфордскому сценарию см мою статью «Путин и стэнфордская революция» А концом этого неуправления был смешной арест на станции Дно, когда никто вообще уже не был обязан умереть за свободу особы императора. Вот таковы основные мотивы трагедии сделавшей возможным революцию 17 года и успех партии радикала Ленина, пришедшей в созданную пустоту оставленную гапоновским движением русских христианских социалистов, расстрелянным и повешенным в лице отца Георгия Гапона. А что если люди распяли образ самого Христа?

Разве такая страна заслужила другую судьбу? Но кто предал этого Христа распинавшим, вместо того чтобы прославить и вознести быть может и во главу Церкви? Убит он был потому что никто уже не хотел его охранять. Рабочие от него тоже отвернулись, но его вины в этом не было. Гапон верил в Царя как и его стотысячная паства. Разве страна в лице верхов не предала своих политических традиций и корней? Что же удивляться буре, когда спокойный путь отвергнут. Рабочие прекрасно осознавали что их встретят войска и полиция, которых по статистике было вызвано в Петербург около 40 000 человек, пеших и конных, к дворцу было привезено две пушки. Все происходящее и возможное развитие обсуждалось на собраниях рабочих организаций и все были единодушны-надо рискнуть, пусть опасность велика, но и победа рабочего движения казалась такой близкой. Политический взгляд действительно давал много возможностей.

Технология Ганди была проста и гениальна. Толпы людей собирались по всей Индии на площадях и просто ходили или стояли, осыпаемые ударами дубинок полицейских, терпя убийства от полиции и готовые умереть за мирное решение предложенное Ганди. Вся сила этого движения состояла именно в проявлении терпения и долгодневности пеших акций по всей стране. Именно долгота и растянутость во времени, терпение и настойчивость вызвали панику в стане колониальных властей и привели к уступкам, открывшим дорогу к концу дикого британского колониализма. Итак судя по примеру Ганди, гапоновцы правильно мыслили, их самотверженность и терпение могли принести плод, но нельзя было рассчитывать на несколько дней демонстраций, нужно было ждать и действовать одновременно. Гандистов в Индии тоже пытались расстреливать, погибли сотни людей, но виновники все таки ответили и был суд над офицером убийцей. Гапоновцам, если бы они были готовы к пути Ганди, предстояли долгие месяцы избиений, расстрелов и арестов, пока наконец царь и его окружение не приняли бы условия мирного протеста. Их путь был верен, гуманен, героичен и мужественен. Власть ответила террором, потому что как бы это не называли, но стрельба в толпу есть по сути слепой террор. Царь в конце концов опомнился и дал манифест, позволивший собрать народных представителей.

Но было поздно, и по сути не сделано было главное- прямой контакт с народом. Окружение царя типа садиста Дубасова мгновенно подготовили выбранную палачами "делегацию" которой был накрыт обед в царском селе и Гапон как организатор всей акции мирных протестов вообще не был принят во внимание. Слона то я и не заметил, как в басне. Причем стрельба производилась настолько жестоко и слепо, что были убиты два полицейских и просто зеваки, потому что любую толпу офицеры воспринимали как восстание и начали просто стрелять в людей скопившихся на улицах многолюдного кстати города-столицы. Выбор был даже у солдат, они могли стрелять поверх голов, не попадать и или бить в землю, и ни кто бы не мог их контролировать. Рабочие называли солдат убийцами и многие рвали рубахи на груди, готовые умереть и быть раненными. Но на солдат так никто и не бросился. Просто инстинктивно разбегались и уходили с места расстрела. И 9 января и десятого и еще два дня после рабочие большими шествиями с разных концов столицы шли разными дорогами ко дворцу и попадали в разных местах под огонь войск. Поэтому и количество жертв так и не удалось точно подсчитать, еще больше осталось неподсчитанных раненых, поскольку обращение к медикам грозило арестом за участие в беспорядках.

Представьте что вы работаете по 12 часов в грохочущем цеху а потом валитесь на свою койку в общем бараке, с которой только что встал ваш сменщик, то есть у вас даже нет своей кровати. Постепенно весь мир для вас сузится в размеры этой койки и куска хлеба. Ваши забастовки не приводят к улучшениям. Вас готовы заменить толпы обнищавших на крошечных наделах крестьян, идущих как зомби в столицу из нищающих провинций. В церкви упитанный священник, никогда так не работавший, просит вас терпеть, но вы уже терпите на пределе. В конце концов у таких полурабов развивается психическое расстройство , революционный психоз. Но и это предусмотрено властями- вас просто расстреливают на площади, когда вы собираетесь больше пяти человек. Дома отца Георгия Гапона ждала жена и дети. Его увели с площади вожди рабочего движения, когда стало ясно что никто не останется в живых, что дальше просто гибель под пулями и шашками. Старик несший портрет царя был убит пулей пробившей портрет и тело старика.

Прекрасная сцена для трагедии. Причина тому была простая- стремление властей скрыть позорное количество жертв и коррупция властей. И не смотря на все жертвы даже таким кровавым путем можно бы идти, и мирные шествия могли бы продолжаться. У Ганди получилось, потому что он смог объединить усилия всех группировок общества Индии, недовольных колонизацией. Скажу больше, именно арест Ганди дал ему возможность продолжать борьбу. Очень плохо, что Гапон не был арестован и заключен в Петропавловскую крепость как Максим Горький, взятый туда лишь по подозрению в соучастии организации беспорядков. Арест Гапона как и арест Ганди был бы освещен в прессе и общество имело бы время подумать и сделать выводы. Поймите, что Гапон прекрасно осознавал опасность своего поведения и был готов умереть за свою идею идти к царю. Но разве его идея была преступлением? К тому времени в Европе никто никого не расстреливал за мирные шествия.

Он, царь, их прощает и принимает кое какие меры и тд. Вот это было воспринято участниками событий как бред. Прощает за готовность умирать и калечиться чтобы проявить свое гражданское отношение к положению дел в стране? Прощает за отданных в кровавую жертву родственников, детей и женщин, убитых без разбору, до кучи? И люди это готовы были ему простить, если бы хоть что то Он сам понял, не передавая бесконечно свои полномочия Дубасовым и другим посредникам-палачам. Поистине у всех сложилось впечатление что царь неадекватен. А таким его делали его доверенные лица, докладчики, которые чтобы сохранить свои посты готовы были оболгать кого угодно, героев рабочих назвать преступниками, лишь бы усидеть в креслах. И у них получилось, Николай проспал момент, когда можно было войти во взаимодействие с проектом Гапона по спасению страны, царства и кстати и церкви, потому что сам отец Георгий олицетворял на улицах и в газетах Церковь. Его присутствие показывало обществу, что Церковь и коррупированный царизм разные институты, что церковь еще не кладбище душ, что она может и участвовать в политических процессах не спрятавшись за штыки силовиков и отсиживаясь по погостам. Гапон пожертвовал собой когда начал все это и понимал, что сам может быть отлучен от официальной церкви за подобные несогласия с верхами.

Отлучение его и снятие сана означало разорение его семьи, утрату всей прошлой жизни. Что могло заставить отца Григория пойти на такое, он ведь мог бы свободно сойти с этого поезда на любрй стадии. Предложение Гапона царь так и не осознал, не понял его гениальности, народного духа и воплощения мечты о царстве русском. Конечно движение мирного протеста спешило, встреча Гапона с представителем власти царя в Петербурге произошла крайне неудачно и поздно, предварительного обсуждения не успели добиться и да царя не дошел масштаб события и его огромные последствия... От доклада о шествии и предложении Гапона до расстрела 9 января оставались сутки. Другой момент,очень важный, что от позиции царя зависело, будет ли людям компенсированы потери от действий военных. И тут получилось, что при признании мертвецов -худосочных работяг, стариков и детей и женщин бунтовщиками никакой компенсации семьям этих преступников не положено. Любой адекватно видящий ситуацию политик подумал бы о том, что людей надо похоронить, и не в ямах как собак, а в нормальных гробах и оплатить кресты, венки и отпевание, простите, а так получалось, что если человек вышел на площадь мирным шествием протеста он объявлялся государственным преступником и лишался даже прав преступника на суд и человеческие похороны. Даже ЧК как то судили людей, но расстреливать толпы это даже красный террор себе не позволял. Существует еще такая вещь как честь и вежливость королей.

Царь, император должен был понимать что побежденный, даже враг, а тем более свой же раб, не достоин собачьего отношения, тем более глупые по его мнению обманутые социалистами люди, его граждане, уже мертвые, зачем бесить общество жестокостью к трупам, жадностью к их похоронам, фактическим смертельным обвинением их без суда или хотя бы последующего публичного разбирательства их вины... Но все было сделано именно так как требовалось для свержения самодержавия. И тут мы подозреваем тайный умысел буржуазно настроенной прослойки дворян из окружения царя рубившего все подряд по принципу"чем хуже, тем лучше", чтобы потом сказать- в стране нужна буржуазная революция. Но тут хитрецы не поняли одного-масса рабочих не позволит буржуазии использовать выгоды от свержения царя. Потому, что даже неадекватный царь мог быть терпим рабочими, он у них в подкорке сидел, его наконец можно было заменить другим Романовым, он был далеко и не определял их условия труда. А вот буржуазия то русская дошла до предела народного терпения, она забыла что на принадлежащих ей заводах царили нищета и штрафы, бездомность в огромных общих бараках и бесконечный рабочий день, иногда без выходных! Поэтому то и после свержения царя народ никаких улучшений не получил. И подкатило время Ленина, и фактически была проведена национализация промышленности, поскольку частник не мог удержаться от злоупотреблений с правами трудящихся. Вскрывая причины трагедии, важно понимать, что предпосылки ее сложились всей русской историей и христианский социальный проект для России рухнул по вине руководства и церковного и чиновничьего, слияние которых ослепило обоих, хотя долг Церкви был обличить зверства и призвать к политическому выходу из тупика... Царя можно было спасти, если бы его чиновники генералы и офицеры четко действовали в его интересах, а интересы эти подразумевали уважение к народу и его гражданской активности.

Тогда выстрелы не прозвучали бы и шашки не рубили бы всех подряд. Поверьте никакой необходимости массового расстрела не было. Ни один солдат не пострадал. Никто не бил витрин и не грабил дворцов. Пойдя путем Гапона церковь выдвинула бы своих представителей во власть и когда к власти пришли атеисты их влияние, смертельное для церкви было бы уравновешено в советах депутатами от духовенства. Тактика, выбранная архиереями стоять на стороне любой реальной власти без разбору и без представительства в выборных органах привела к полной потере церковью опыта реальной политической борьбы а при приходе к власти врагов церкви оставляла ее вообще без защиты. И что это за идея неучастия, когда любые грешники и злодеи могут представлять свои интересы во власти, а святая церковь нет? Что может быть провальнее бездействия когда сама жизнь есть движение. Именно это бесило непримиримых борцов, заставляя считать его "Иудой"который так и не выбрал узкий круг эсеров или большевиков, проявив в этой беспартийности свою великую народность , потому что народ наш никогда партийным не станет. После изгнания из России и разгона гапоновцев Георгий не мог не пережить душевного кризиса от сознания того, что идущие за ним многие погибли безвинно, но вины его в их гибели было немного.

Он не заставлял никого как большевики партийной дисциплиной идти под пули, каждый гапоновец сам принял решение ради будущего страны рискнуть.

Все остальные заводы и фабрики в пределах 3-го участка Нарвской части сегодня закрыты их хозяевами. В районе 2-го участка Нарвской части забастовка распространилась на все фабрики и заводы. В Охтенском участке забастовали рабочие на Охтенской бумагопрядильной фабрике.

Во 2-м участке Рождественской части прекратили работы на механическом заводе Оуэра 150 человек и на вилопрокатном и лопаточном заводе Шпигеля 142 человека. На некоторых из выше перечисленных забастовавших заводах и фабриках сегодня утром рабочие хотели приступить к работам, но к ним приходили партии рабочих с соседних, уже ранее забастовавших, заводов и убеждали прекратить работы, после чего и начиналась забастовка. В 4-м участке Спасской части арестовано шесть человек за подстрекательство рабочих к забастовке. Рабочие держат себя на забастовавших заводах и фабриках совершенно тихо и спокойно.

В некоторых местах разбрасывались прокламации, между прочим, с надписями: «Долой войну! По сообщенным полицией сведениям, забастовавшие рабочие намереваются сегодня вечером собраться в разных отделениях «Собрания фабрично-заводских рабочих города С. Записка прокурора Петербургской судебной палаты на имя министра юстиции от 8 января 1905 г. В 1-м участке Выборгской части — чугуннолитейный завод Лесснера 600 человек , табачная фабрика «Гаванера» 220 человек и рабочие в С.

В Охтенском участке, сверх Охтенской бумагопрядильни, прекратились работы на пивоваренном заводе «Новая Бавария» и на канатной фабрике «Нева». К судостроительному заводу Крейтона подошла толпа забастовавших рабочих с других заводов с намерением заставить прекратить работы и на заводе Крейтона, вследствие чего туда вытребована была, по распоряжению градоначальника, сотня казаков. Вскоре рабочие, прекратив работы, удалились с названного завода, а казачий отряд возвратился в казармы. Во 2-м участке Выборгской части к ранее забастовавшим присоединились все остальные заводы, расположенные в пределах названного участка 9 600 рабочих на 23 заводах.

Во 2-м участке Васильевской части забастовали рабочие, в количестве около 8 000 человек, на казенном трубном заводе, откуда забастовка распространилась на все остальные заводы, расположенные в пределах названного участка. В 4-м участке Петербургской части прекратились работы на судостроительной верфи великобританского подданного Ильс рабочих около 80 человек. В 3-м участке Рождественской части забастовали рабочие на альбомной фабрике «Бехли», в количестве около 200 человек, на сталелитейном заводе «Моран», в числе 20 человек, на лесной бирже Беляева в количестве около 300 человек, и в мастерской городских конно-железных дорог 2 группы в числе 80 человек. Сего числа забастовали рабочие на придворно-конюшенной рессорной фабрике, в количестве 248 человек, и на расположенных в районе Шлиссельбургского участка керосиновых складах общества «Мазут», Тер-Акопова, бр.

Нобель, общества «Нефть и Олеум» в количестве всего около 200 человек и на мелких мастерских Петухова и Львова. Вчера к типографии правительствующего сената стали подходить рабочие других забастовавших заведений и уговаривать типографских рабочих присоединиться к забастовке; при этом некоторые рабочие типографии, направляясь к последней, подвергались насильственному удержанию со стороны собравшейся толпы. Сегодня утром рабочие явились в типографию и приступили к занятиям, но после обеденного перерыва, опасаясь угроз со стороны забастовавших, прекратили работы. Вчера вечером в типографию морского министерства вошла толпа посторонних рабочих в количестве около 500 человек, потушила огни и принудила приостановить работы, угрожая в противном случае побоями; сегодня половина рабочих не явилась в типографию, а другая продолжает занятия, по настоянию администрации, ввиду срочности исполняемых работ.

Типография охраняется командой матросов. Типография министерства финансов также прекратила работы по настоянию рабочих других забастовавших заведений, угрожавших в случае несогласия на забастовку насилием. Ввиду забастовки рабочих на типографиях издаваемых в столице газет последние сего числа не вышли в свет, за исключением «Правительственного вестника», «Ведомостей С. Сейчас получены сведения, что по инициативе свящ.

Гапона предполагается сборище рабочих завтра, 9 января, в 2 часа дня на площади перед Зимним дворцом для подачи петиции государю императору. По этому поводу выяснено, что о. Гапон, после безуспешных переговоров с администрацией и акционерами Путиловского завода, а затем и с властями, пришел к убеждению, что между рабочими и царем существует средостение, которое необходимо миновать. Поэтому он словесно и путем гектографированных объявлений призывает рабочих собраться и итти к царю с крестом и молитвою и просить его величество войти в положение рабочего люда.

При этом требования заключают в себе такие условия, как свобода печати, слова, союзов, стачек и даже «социализация земли». Названный священник приобрел чрезвычайное значение в глазах народа. Большинство считает его пророком, явившимся от бога для защиты рабочего люда. К этому уже прибавляются легенды о его неуязвимости, неуловимости и т.

Женщины говорят о нем со слезами на глазах. Опираясь на религиозность огромного большинства рабочих, Гапон увлек всю массу фабричных и ремесленников, так что в настоящее время в движении участвует около 200 000 человек. Использовав именно эту сторону нравственной силы русского простолюдина, Гапон, по выражению одного лица, «дал пощечину» революционерам, которые потеряли всякое значение в этих волнениях, издав всего 3 прокламации в незначительном количестве. По приказу о.

Гапона рабочие гонят от себя агитаторов и уничтожают листки, слепо идут за своим духовным отцом.

Также стало ясно, что требования о хлебе, выдвигаемые бастующими, являются демагогическими. Так, бастующими была сорвана работа завода «Айваз», где осуществлялась выпечка хлеба именно для рабочих. Причём работа по выпечке была поставлена на этом заводе очень хорошо [3].

В процессе «мирной» забастовки появились первые жертвы Февральского переворота. Как и 9-го января 1905 года ими стали полицейские: помощники пристава Каргельс, Гротгус и надзиратель Вишев, которые получили тяжёлые ранения от рук бунтовщиков. Во второй половине дня главный удар бастующих пришёлся на военные заводы: Патронный, Снарядный цех морского ведомства, Орудийный, Завод «По Воздухоплаванию». Особую роль в февральских событиях сыграла ситуация на Путиловском заводе.

Причём, выдвигая такое непомерное требование, рабочие бастующего цеха не посоветовались со своими товарищами из других цехов [4]. Когда же директор завода наотрез отказался выполнять это требование, рабочие устроили сидячую забастовку. Эта крайне неумная, с точки зрения интересов администрации, мера привела к распространению забастовки на другие цеха. Катков, — что тридцать тысяч хорошо организованных рабочих, в большинстве высококвалифицированных, были буквально выброшены на улицу» [5].

Не вызывает никаких сомнений, что действия администрации Путиловского завода способствовали успеху революции. Точно также не вызывает сомнений, что вся эта забастовка 23-го февраля была тщательно спланирована. Как опять-таки справедливо пишет Г. Катков «причины забастовок всё ещё совершенно темны.

Невозможно было массовое движение такого масштаба и размаха без какой-то направляющей силы» [6]. Давайте попробуем разобраться, кто же представлял эту направляющую силу в феврале 1917 года. Керенскому, явилась на приём группа рабочих Путиловского завода. Делегация сообщила Керенскому, что на заводе, подвергнутом в этот день локауту, затевается событие, которое может иметь далеко идущие последствия.

Начинается какое-то большое политическое движение. Пришедшие на прием рабочие заявили, что считают своим долгом предупредить депутата об этом, так как они не знают, чем это движение кончится, но для них, по настроению окружающих их рабочих, ясно, что должно произойти что-то очень серьезное [7]. Интересно, что «рабочие» пришли не к Гучкову, общепризнанному лидеру оппозиции, не к Родзянко, председателю Государственной Думы, не к Милюкову лидеру «Прогрессивного блока» — а к Керенскому. Здесь следует пояснить то, что сообщили Керенскому путиловские рабочие.

В феврале 1916 года на ряде военных заводов было введено временное государственное управление, ограничившее права пользования частных владельцев заводов, так называемый секвестр. На Путиловских заводах было выработано новое правление. Его председателем стал флота генерал-лейтенант А. Известный судостроитель Крылов был назначен на эту должность по рекомендации военного министра Поливанова и морского Григоровича [8].

Начальником Путиловского завода был назначен член правления генерал-майор Николай Фёдорович Дроздов. Генерал Дроздов был профессиональный артиллерист: окончил Михайловскую артиллерийскую академию, служил в артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления. Этот генерал был самым тесным образом связан с начальником ГАУ генералом Маниковским. Шульгин писал о генерале Маниковском : «Генерал Алексей Алексеевич Маниковский был талантливым человеком.

Заговорщики прочили Маниковского в диктаторы.

Только в середине апреля в газетах появились сообщения, что Гапон убит членом партии эсеров Петром Рутенбергом. Сообщалось, что Гапон был задушен веревкой и его труп висит на одной из пустующих дач под Петербургом. Сообщения подтвердились. Рабочие гапоновских организаций подтвердили, что убитый является Георгием Гапоном. Вскрытие показало, что смерть наступила от удушения. По предварительным данным, Гапон был приглашен на дачу хорошо знакомым ему человеком, подвергся нападению и был задушен веревкой и подвешен на вбитый в стену крюк. В убийстве участвовали не менее 3-4 человек. Человек, нанимавший дачу, был опознан дворником по фотографии.

Им оказался инженер Петр Рутенберг. Сам Рутенберг не признал обвинений и впоследствии утверждал, что Гапона убили рабочие. По данным некоего "охотника за провокаторами" Бурцева, Гапона собственноручно удавил некто Деренталь, профессиональный убийца из окружения террориста Б. Сколько было жертв? В "Кратком курсе истории ВКП б " были указаны такие данные: более 1000 убитых и более 2000 раненых.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий