Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. 1-й час – по завершении Всенощного Бдения, после Утрени; 3-й и 6-й часы – непосредственно перед Литургией; 9-й час по Уставу должен вычитываться в начале Всенощного Бдения, перед Вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. Перед началом Божественной Литургии записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их, вознося молитву за наших родных и близких. Следует также отметить, что при архиерейском служении литургии предстоятель совершает входные молитвы без епитрахили, таким образом, вторая практика также отражена в богослужебных книгах2. Шестой час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое после третьего часа, перед литургией.
Часы в храме: обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные — что, когда и зачем читают
Благодаря этому есть возможность купить икону, выполненную из самых разнообразных материалов. Но, тем не менее, роль образа в духовности православного христианина, его мировоззрении сложно переоценить. Как правило, сейчас для написания икон используют масляные краски. Они более долговечные, чем темпера, не растрескиваются и не тускнеют со временем. Также лики святых, их нимбы и ризы украшают вставками из металла, драгоценных камней, фольги или ткани. Для передачи Божественного сияния, благодати Царства Небесного подбирают материалы светлого, яркого оттенка, позволяющие воочию узреть свет, силу и славу Бога. Именно поэтому иконы часто декорируют золотом и янтарём.
Янтарь часто используется для изготовления культовых, религиозных предметов именно из-за своих необыкновенных свойств. Эта окаменевшая смола хвойных деревьев — один из красивейших драгоценных камней, а благодаря тому, что солнечный самоцвет ещё и довольно пластичен, он применяется для множества целей. Из него высыпают картины, делают украшения, фигурки и статуэтки, чаши и кадила. Благодаря богатейшей цветовой палитре янтаря он может воссоздать все оттенки и цветовые нюансы святых ликов, передать краски одежд ангелов и праведников, тона природы, узоры на фоне иконы. Образа украшают прозрачными кристаллами этого самоцвета, или же вырезают накладки из матового камня. Но, в любом случае, каждая его крупинка сияет солнечным светом, нежным и ярким, благодаря чему иконы из янтаря выглядят особенно прекрасными и почти неземными.
Волынская икона Божьей Матери из янтаря самоцветная крошка янтаря разных оттенков Икона «Св. Николай Чудотворец» из пластин янтаря технология флорентийской мозаики Существует несколько способов изготовления икон из этого драгоценного камня. Они могут быть высыпаны из самоцветной крошки, полученной при переработке янтаря разных оттенков, или выложены в виде мозаики. Также мастер может выполнить образ в технологии флорентийской мозаики, когда отдельные элементы изображения вырезаются из цельных кристаллов, а затем тщательно подгоняются друг к другу и полируются. Это позволяет создать цельную картину, переливающуюся тысячами оттенков и тонов. Но, в любом случае, эта икона будет качественной и красивой, напоминая вам о традициях Древней Руси.
Янтарные образа, выполненные с благоговением и любовью, украшали дома наших предков. И теперь вы тоже можете обрести икону, которая будет сопровождать вашу семью, осенять её незримым светом своего небесного заступничества, дарить счастье, благополучие и достаток! Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии. Второе название возникло потому, что обедница в определенном смысле изображает и замещает Литургию. Происхождение понятия Обедница — древняя традиция отшельников и монахов. В прошлые времена не все монахи принимали сан, и для проведения Божественной литургии приглашали священника.
В остальное же время они правили обедницу. Обедница — православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии Особенно актуальной служба была во времена гонений на Церковь, когда простые люди были лишены права посещать храм и были вынуждены молиться тайно. Название возникло от слова «обед» и считается простонародным. Служба обычно проводилась в утренние часы, и после нее миряне устраивали совместную трапезу. Разница между Литургией и изобразительными Следует не путать понятия «обедня» и «обедница». Обедней называют Литургию, она входит в суточный ежедневный круг богослужений наряду с утренней и вечерней и считается венцом церковной службы.
Сходства: И Литургия, и обедница считаются средством выражения любви друг к другу и способом проявить Благодарность Богу. Во время Литургии и обедницы прихожане вспоминают земной путь Христа, слушают главы из Священного Писания, молятся, поют псалмы. Различия: Божественная Литургия обедня совершается только священником. Самая важная часть обедни — Евхаристия. Правила ее проведения были установлены самим Христом и завещаны его последователям.
О мире всего мiра спокойствии во всем мире , о благостоянии благополучии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь в него Господу помолимся. Здесь вставляются прошения о духовных и гражданских властях. О граде сем об этом городе , всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся. О благорастворении воздухов благоприятной погоде , о изобилии плодов земных и временех мирных о мирных днях Господу помолимся. О плавающих, путешествующих, недугующих болящих , страждущих страдающих , плененных и о спасении их Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Заступи защити , спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше молитвенно упомянув сами себе и друг друга себя и других и весь живот всю жизнь наш Христу Богу предадим посвятим Богу. Хор: Тебе, Господи. Священник: Яко потому что подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно теперь и всегда , и во веки веков. Хор: Аминь. Послевеликой ектеньи читается молитва, в которой священник просит у Господа, чтобы Он «воззрел на этот святой храм и подал нам и молящимся с нами неистощимые милости».
Далее следуют пения антифонов. Антифонами называются целые псалмы или стихи из них, которые поются попеременно правым и левым хором. Не везде, конечно, есть возможность следовать этой традиции. Основное содержание антифонов — прославление Бога и Его вечного Царства. Первоначально они не входили в состав Литургии, а пелись народом по пути к храму. Во время пения антифонов священник читает молитву в которой просит у Бога «спаси народ Твой и благослови наследие Твое, в полноте Церковь Твою сохрани… и не оставь нас, надеющихся на Тебя».
Далее произносится т. После чего следует пение второго антифона «Хвали душе моя Господа» и песнь «Единородный Сыне», в которой выражается православное учение о Христе: в Нем соединены две природы — божественная и человеческая, причем обе они присутствуют в Нем во всей своей полноте: Бог, воплотившись, не перестал быть Богом, и человек, соединившись с Богом, остался человеком. В это время священником читается молитва, где он молится «…Сам и ныне прошение чад Своих на пользу исполни: подай нам в нынешнем веке познание Твоей Истины, а в будущем — Жизнь вечную даруй». Далее опять следует «малая» ектенья, после которой пение третьего антифона, т. Священнослужители износят Святое Евангелие из алтаря с чтением молитвы «…соделай со входом нашим вход святых ангелов, вместе с нами служащих и прославляющих Твою благость». Священник благословляет святой вход словами «Благословен вход святых твоих», затем следует возглас «Премудрость, прости!
Малый вход символизирует явление Церкви, которая совместно с ангельскими силами воздает Богу непрестанное славословие. Но раньше принесение Евангелия имело и чисто практический характер, потому как хранилось оно не на престоле, а в отдельном месте, и в этот момент приносилось в храм для того, чтобы быть прочитанным. Хор поет «Придите, поклонимся и припадем ко Христу! Во время пения священником читается молитва Трисвятого пения, которая находится в непосредственной логической связи с идеей входа и молитвой входа, и в ней говорится о сослужении со священником и самих Небесных Сил «Боже святой, во святых почивающий, Которого Трисвятой песнью серафимы воспевают, и херувимы прославляют…Сам, Владыка, прими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети нас по благости Твоей, прости нам все вольные и невольные согрешения…». После этого следует возглас «Господи, спаси благочестивыя…», который сохранился из церемониала византийской службы, за которой присутствовали цари. Во время пения Трисвятого совершается восхождение священнослужителей на горнее место в алтаре, место, на котором может восседать только архиерей, символизируя собой Христа.
Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, поэтому именно оттуда предстоятель преподает всем собравшимся мир, для нашего слышания слова Божия. Чтение Священного Писания предваряется пением прокимна в пер. Прокимен — это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю. Состоит прокимен из стиха, в собственном смысле, называемом прокимном, и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна. После этого чтец возглашает соответствующий отрывок их апостольских посланий.
Во время чтения апостольского послания совершается каждение алтаря, иконостаса, чтеца апостола, клироса и всех собравшихся в храме. Раньше каждение полагалось во время пения аллилуария со стихами псалмов, то есть после чтения Апостола, но так как это пение обычно совершается очень поспешно, то и каждение перенеслось на само чтение отрывка апостольского послания. Аллилуйя, слово еврейского происхождения и буквально означает «хвалите Яхве» Яхве, или Сущий — имя Божие открытое в Ветхом Завете. Затем следует чтения Евангелия. Перед его чтением священник читает молитву «Воссияй в сердцах наших, человелюбивый Владыка… Вложи в нас и страх пред благими Твоими заповедями, дабы мы, все похоти плотские победив, проводили жизнь духовную…». Сразу после чтения Евангелия полагается т.
На каждое прошение хор трижды отвечает «Господи, помилуй», и каждый из нас в сердце своем должен повторять эту молитву. Вовремясугубой ектеньи священник молится о том, чтобы Господь «принял усердное это моление… и помиловал нас по множеству милости» Своей. Также служащее духовенство раскрывает святой антиминс буквально — вместопрестолие , плат со вшитой частицей святых мощей, на котором будет принесена Бескровная Жертва.
Виды Часов в современной богослужебной практике. Общая схема часа представляет собой следующее последование: - Трехпсалмие в каждом часе свои 3 псалма ; - Тропари дня с краткой библейской песней два-три стиха какого-либо псалма ; - Трисвятое по «Отче наш»; Кондак дня и 40 раз «Господи помилуй»; - Молитва «Иже на всякое время... На шестом часе после тропарей часа добавляется ветхозаветная паремия с прокимном отрывок текста Ветхого Завета, как правило, из книги пророка Исайи. Перед заключительной молитвой в конце каждого часа священник произносит молитву Ефрема Сирина с земными поклонами.
Великопостные тропари по содержанию указывают на основное смысловые темы каждого Часа: 1-й час — утренняя молитва, — «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Служатся особым образом посреди храма с открытыми царскими вратами, с каждением на каждом часе. В случае, когда Навечерие Рождества или Богоявления попадает на субботу или воскресенье, Царские часы переносятся на день-два назад — на пятницу. По сравнению с обычными часами они имеют следующие особенности: в каждом из часов два псалма из трехпсалмия подобраны специальным образом и только один - обычный; после тропарей дня добавляются несколько стихир с припевами, прокимен, чтение паремии из Ветхого Завета, отрывка из Апостола и Евангелия.
Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» Мф. Три псалма 83, 84, 85 посвящены теме разлучения души от тела. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии. Эти четыре часа 1,3,6, и 9 читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.
Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета паремии из книги пророка Исаии на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными». Нам осталось рассказать о Великих царских часах, которые совершаются три раза в год — накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд с 1 по 9 , к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари. Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».
Есть и еще один вид этого богослужения — Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя. Источник Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут. Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу.
Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь — в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время. Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее — в небесное.
Часы, мне думается, имеют ту же функцию — отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу. О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» Деян. О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день. Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле. Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи менялись часовые, охраняющие населенный пункт , а день — на четыре часа изменения движения солнца относительно земли.
Текст Божественной литургии с пояснениями, сколько длится и как проходит служба
В полуношницу, которая наступает в полночь, вспоминают о Втором Христовом пришествии и Страшном Суде. Принято считать, что следует обязательно посетить вечернее богослужение тем, кто имеет намерение причаститься утром. Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава. Утренние службы Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы.
По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии — ранняя и поздняя. Служба в субботу в церкви Службы в субботу в церкви в целом не отличима от богослужений в будние дни, если, конечно, нет определенного расписания на этот день, установленного церковью в индивидуальном порядке. Единственное, что характерно для этого дня, в отличие от будних — присутствие большего количества народа, так как многие отдают предпочтение посещать храм в выходные из-за высокой занятости в другие дни. Поэтому, если вы имеете намерение пообщаться о чем-либо со священником, то удобнее это делать среди недели и не во время больших церковных праздников.
О воскресной службе Сбор средств на строительство храма. Утреня ведется дольше, нежели в будний день — около трех часов. Сразу после нее наступает Евхаристическая служба или Причащение — воссоединение духовного и физического тела с Господом. Вечерняя служба ведется дольше и называется великой.
В этот день также в храмах присутствует большое количество прихожан.
В обычное время года совершаются так называемые вседневные часы. Тексты часов находятся в книге, которая так и называется — Часослов.
Великим постом, а также в среду и пятницу Сырной седмицы и первые 3 дня Страстной седмицы служат великопостные часы — они находятся в Постной триоди и в Настольной книге священнослужителя. Основу вседневных часов составляют псалмы, на каждом — по три. Первый час: Пс.
Шестой час: Пс. Девятый час: Пс. Великие Царские часы — богослужение, которое совершается три раза в год — в Навечерие Рождества Христова, в Навечерие Богоявления и в Великую Пятницу на Страстной седмице.
Их состав — три псалма, перекликающихся с темой события Новозаветной истории, паримии, небольшие фрагменты текстов из Апостола и Евангелия, предваряемые пением особых прокимнов. Великопостные часы включают в себя те же псалмы, что и вседневные, но имеют ряд особенностей. На каждом из них после чтения трех положенных псалмов читается еще и кафизма из Псалтири за исключением понедельников и пятниц на Первом часе и пятниц на Девятом часе.
Более того, в большинстве храмов будничные великопостные Литургии проходят во второй половине дня. А иногда Литургии служатся ночью Ночные литургии проходят в самые главные христианские праздники — на Пасху и в Рождество. Есть и другие исключения. Продолжительность литургии в зависимости ото дня или храма может различаться. Но это не значит что каким-то коренным образом меняется состав богослужения. Например, в особо торжественные дни часть молитв, которые в иной раз прочитываются чтецом, на этот раз поются хором. Кроме того, на то, сколько длится литургия, могут оказывать влияние такие, казалось бы, незначительные факторы, как скорость, с которой служат священник и диакон: один ведет службы быстрее, другой медленнее, один читает Евангелие в одном темпе, другой — более размеренно. И так далее.
Но если говорить в общих чертах, то в дни Больших праздников Литургия длится дольше, чем в обычные — иногда до двух часов. В Пасхальную ночь или Рождественскую Литургия длится не дольше обычного, но само ночное богослужение получается многочасовым — поскольку Литургию предваряет продолжительное Всенощное бдение. Ночное богослужение в храме Христа Спасителя, фото: patriarchia. С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.
Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет: «Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня около полуночи , хвалины 3 часа пополуночи , час первый 6 часов утра , час третий 9 часов , час шестой полдень , час девятый 15 часов , вечерня 18 часов , навечерие 21 час » Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. Около 1420. Часослов Спитц. Миниатюрист: Мастер часослова семьи Спитц известно, что работал во Франции около 1415-1425 годов Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам Всенощному бдению и Литургии. Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» М. Скаблланович «Толковый типикон». Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов 5, 89, 100 , нескольких молитв и тропарей. Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя.
Особенности великопостного богослужения
Шестой час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое после третьего часа, перед литургией. Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов. все особенности службы просто, коротко, доступно. Расписание Требы и целевые сборы Сертификаты Новости Помочь храму.
Что такое часы божественной литургии, когда проходит в церкви литургическая служба
Даже в храмах сразу после Литургии начинается суета — освящение куличей. Часы́ — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня. Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. все особенности службы просто, коротко, доступно.
Публикация
В настоящее время, 1-й час почти всегда присоединяется к утрене (кроме Великих часов), 3-й и 6-й часы совершаются утром перед Литургией, а 9-й час служится вечером, предваряя вечерню. 8.00 Литургия в Храме Святого Николая. В настоящее время, 1-й час почти всегда присоединяется к утрене (кроме Великих часов), 3-й и 6-й часы совершаются утром перед Литургией, а 9-й час служится вечером, предваряя вечерню.
Что такое часы в храме перед литургией
Во сколько начинается литургия и другие службы в храме? | ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ! Уважаемые подписчики и зрители! Канал существует на частные пожертвования, и мы будем благодарны вам за любую финансовую помощь, для. |
Богослужение + Православный словарь | Вечерня Перед вечерней читается 9-й час, состоящий из псалмов 83, 84, 85, после которых читаются тропари закончившегося дня, затем Богородичен и тропари 9-го часа, Трисвятое. |
Литургия часов | Литургия должна совершаться непременно в храме, которого престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем. |
Когда лучше подавать записки: в утреннее время, в вечернее время или еще в какое-то?
Перед Литургией. Вечерня Перед вечерней читается 9-й час, состоящий из псалмов 83, 84, 85, после которых читаются тропари закончившегося дня, затем Богородичен и тропари 9-го часа, Трисвятое. Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. Литургия должна совершаться непременно в храме, которого престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем. Характерная функция Литургии Часов – это освящение времени: по древней христианской традиции, она освящает все течение дня и ночи (ср. ОНЛЧ, 10).
Первые шаги в храме
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра — для поздней. |
Виды православных богослужений: обычные и праздничные | Царские часы Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. |
О чем мы молимся на вечерне? | По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней. |
Виды православных богослужений (утреннее, вечернее и разные праздничные) | Литургия должна совершаться непременно в храме, которого престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем. |