Новости законопроект о маркетплейсах

На днях в Госдуму внесли законопроект, который может серьезно ограничить права маркетплейсов. Законопроект о маркетплейсах вызвал дискуссии между депутатами и продавцами.

Регулирующий деятельность маркетплейсов законопроект внесен в Госдуму

В Госдуму внесли на рассмотрение законопроект, который регулирует деятельность маркетплейсов, в том числе взаимодействие между онлайн-платформами и партнерами. Обращаем Ваше внимание, что 5 марта 2024 г. в Госдуму был внесен новый законопроект о маркетплейсах, регулирующий их деятел. Правительство России предложило доработать законопроект о маркетплейсах, который внесли в Госдуму в сентябре 2023 года.

Закон о маркетплейсах – о чем он, что даст и когда примут

Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Законопроект о маркетплейсах, который предлагает закрепить права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Законопроект о государственном регулировании маркетплейсов был внесен в Госдуму в марте 2024 года. Общественники раскритиковали намерение депутатов возложить ответственность за товары на маркетплейсы, поскольку они всего лишь представляют продукцию на своей площадке. Соответствующий законопроект от депутата «Единой России» Татьяны Буцкой уже передан на согласование в правительство. более 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение.

Деятельность маркетплейсов урегулируют

В Госдуму внесли законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов. В законе о торговой деятельности предлагается закрепить понятия «маркетплейс», «владелец маркетплейса», «продавец товаров на маркетплейсе», «пункт выдачи заказов». На днях в Госдуму внесли законопроект, который может серьезно ограничить права маркетплейсов. Законопроект о государственном регулировании маркетплейсов еще в марте 2024 года внесли в Госдуму сенатор Андрей Кутепов и депутат «Единой России» Владимир Гутенев.

Власти не поддержали очередной законопроект о маркетплейсах

Лидеры отрасли считают, что маркетплейсы получают серьёзное преимущество, интегрируя финансовые услуги непосредственно в процесс покупки. Такая деятельность должна вестись под строгим контролем государства, чтобы избежать потенциальных рисков и злоупотреблений. Как отмечает сопредседатель Союза потребителей России по цифровой сфере и международным связям Алексей Койтов, число конфликтов между участниками рынка маркетплейсов за последние годы выросло в разы, а значит, без вмешательства государства не обойтись. Если динамика конфликтов растёт больше, чем сам рынок, значит, что-то не так. За последнее время маркетплейсы росли двукратными темпами год к году, а число судебных дел в арбитражах у них в 2021 году увеличилось в 2,9 раза, в 2022-м — в 2,4 раза, в 2023-м — в 3,5 раза. То есть конфликтность зашкаливает, и это, к сожалению, говорит ровно о том, что маркетплейсы не справляются с теми проблемами, которые возникают на рынке, — заявил Алексей Койтов в ходе круглого стола, организованного юридическим факультетом МГУ. На том же круглом столе управляющий директор OZON Сергей Беляков признал, что регулирование деятельности маркетплейсов необходимо.

Правоприменительная практика обязывает стороны исходить из недопущения злоупотреблений правом сильной стороны", — утверждается в пояснительной записке. Итак, какие же основные пункты внесены в Закон о маркетплейсах? Законопроект предлагает внести изменения в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", закрепив в нем понятия "агрегатор информации о товарах услугах маркетплейс ", "владелец маркетплейса", "продавец товаров на маркетплейсах", "пункт выдачи заказов ПВЗ " и другие. Это необходимо для того, чтобы закрепить в законодательстве специфику ecommerce, ее отличия от традиционного ритейла.

Маркетплейсы должны будут размещать договоры оферты прямо на сайте маркетплейса. Менять их условия можно будет не чаще раза в год. При этом нужно будет получить согласие всех заинтересованных сторон и уведомить об изменениях как минимум за месяц. Если закон примут, это будет разительным контрастом с нынешним положением дел, когда маркетплейсы меняют оферту когда им заблагорассудится, сообщая об этом иногда и постфактум. Маркетплейсы должны будут в договоре оферты подробно расписать все штрафы, которые могут применяться к контрагентам. Соответственно, новые могут появляться не чаще раза в год. При этом при начислении штрафа компания должна будет направить продавцу или владельцу ПВЗ полное мотивированное обоснование, по какой причине наложен штраф.

Законопроект предлагает внести изменения в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", закрепив в нем понятия "агрегатор информации о товарах услугах маркетплейс ", "владелец маркетплейса", "продавец товаров на маркетплейсах", "пункт выдачи заказов ПВЗ " и другие.

Это необходимо для того, чтобы закрепить в законодательстве специфику ecommerce, ее отличия от традиционного ритейла. Маркетплейсы должны будут размещать договоры оферты прямо на сайте маркетплейса. Менять их условия можно будет не чаще раза в год. При этом нужно будет получить согласие всех заинтересованных сторон и уведомить об изменениях как минимум за месяц. Если закон примут, это будет разительным контрастом с нынешним положением дел, когда маркетплейсы меняют оферту когда им заблагорассудится, сообщая об этом иногда и постфактум. Маркетплейсы должны будут в договоре оферты подробно расписать все штрафы, которые могут применяться к контрагентам. Соответственно, новые могут появляться не чаще раза в год. При этом при начислении штрафа компания должна будет направить продавцу или владельцу ПВЗ полное мотивированное обоснование, по какой причине наложен штраф.

Маркетплейсам запретят в одностороннем порядке блокировать личный кабинет продавца или владельца ПВЗ. Единственное исключение — "неправомерный доступ третьих лиц", то есть взлом или другие действия мошенников.

Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир. В беседе с «Лентой. Готовятся поправки в закон "О торговле", закон "О рекламе", поправки в Гражданский кодекс», — рассказал парламентарий. При этом он подчеркнул, что законодательная инициатива коснется всех участников рынка маркетплейсов, а не только сотрудников пунктов выдачи заказов ПВЗ.

Это значит, что теперь маркетплейсы будут наносить маркировку

  • Законопроект о маркетплейсах столкнулся с сопротивлением общественников - ИА "Финмаркет"
  • Законодательство о маркетплейсах давно назрело, но пока все проекты «зеленые»
  • Нет комментариев
  • Доработка законопроекта о маркетплейсах - АКИТ
  • В Госдуме настаивают на скорейшем принятии закона о регулировании маркетплейсов - МК

Суровый закон против маркетплейсов. Госдума решила защитить селлеров и ПВЗ от произвола

Такой законопроект был внесен в Госдуму на днях. Как пояснила «РГ» соавтор законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая, инициатива направлена на то, чтобы покупатели могли убедиться, что покупают именно качественный товар. С этой целью авторы, по ее словам, предлагают обязать продавцов доводить до сведения покупателя ссылки на реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций. Согласно пояснительной записке, наиболее полная информация о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии товаров содержится в государственном реестре.

В Госдуме между тем «Парламентской газете» дали ясно понять — установления новых правил игры избежать не получится и идти маркетплейсам на тотальные уступки никто не планирует. О том, что законопроект нуждается в доработке, заявляют, впрочем, не только представители маркетплейсов.

Так, по словам председателя Союза потребителей России Петра Шелища, ко второму чтению его следует дополнить несколькими важными пунктами — в частности, регламентировать не только продажу маркетплейсами товаров, но и оказание услуг. Исключение услуг из области применения данного законопроекта оставит нерешенной задачу правового регулирования взаимодействия владельцев агрегаторов с потребителями и исполнителями услуг такси, продажи билетов и подписок, финансовых, образовательных, медицинских и иных услуг массового спроса. Предлагаем рассмотреть вопрос о целесообразности включения такой задачи в предмет регулирования данного проекта», — уточнил Шелищ. Еще одна рекомендация союза — обязать маркетплейсы-витрины предоставлять покупателям максимально полную информацию о продавцах, включая электронную почту для связи, а также принимать максимальные меры для того, чтобы все жалобы, вопросы и обращения дошли до адресата. В целом же союз оценивает законопроект положительно и также подчеркивает его важность.

Однако в этом процессе проявились и масштабировались негативные последствия таких пробелов для основных контрагентов владельцев агрегаторов — потребителей, продавцов товаров, исполнителей логистических услуг». В то же время Владимир Гутенев отметил, что со всеми предложениями, конечно, ознакомятся, и те из них, которые действительно приведут к улучшению законодательства, возьмут на заметку.

Предлагают установить и другие положения. Напомним, в сентябре 2023 года в Госдуму внесли менее подробный, но сходный по цели проект. Однако его так и не рассмотрели даже в первом чтении.

Законопроект определяет, что такое маркетплейс, уточняет порядок применения договорных неустоек в отношении контрагентов и вводит запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца или владельца пункта выдачи заказов ПВЗ. Управляющий директор маркетплейса Ozon Сергей Беляков уверен: принятие документа в предложенном виде грозит упразднением бизнес-модели маркетплейсов. Риски можно снизить, но для этого понадобится изменить почти все ключевые пункты документа.

Как сообщил «Интерфаксу» знакомый с ситуацией источник, компания отправила главе Минэка Максиму Решетникову замечания к документу и предложения: Снять запрет на продажу собственных товаров маркетплейсам с оборотом более 150 млрд руб. Он ограничит конкуренцию и навредит покупателям, ведь маркетплейсы продают свои товары в исключительных случаях, например если на площадке мало подобных позиций. Разрешить владельцам маркетплейсов пересматривать размер комиссии не чаще одного раза в квартал. Компания объясняет: требование документа о ежегодном пересмотре оферты с продавцами и владельцами ПВЗ неисполнимо, потому что договоров слишком много, а законы могут динамично меняться. Исключить ограничение доступа к личным кабинетам продавцов и владельцам ПВЗ. Этот запрет не учитывает риски мошенничества и помешает быстро среагировать на недобросовестных продавцов. Обязать маркетплейсы предупреждать о штрафах и объяснять причины, а продавцам и владельцам ПВЗ дать право возражать против списания. Проект предлагает штрафовать нарушителей только с их письменного согласия, а это навредит потребителям, так как обычно финансовые санкции связаны с контрафактом и нарушениями прав покупателей. В Ozon предупредили: документ уравнивает маркетплейсы и торговые сети.

Похожие материалы

  • Деятельность маркетплейсов урегулируют
  • ФАС России | ФАС усилит контроль за сделками агрегаторов и маркетплейсов
  • Регистрация
  • Курсы валюты:
  • Процесс запущен. В мае Госдума может рассмотреть новый закон о маркетплейсах

Деятельность маркетплейсов урегулируют

Помеха в борьбе с мошенничеством В законопроекте есть пункты, запрещающие владельцу маркетплейса ограничивать продавцам и владельцам ПВЗ доступ к их личному кабинету, а также вносить изменения в содержащуюся там информацию. По мнению Ozon, это не учитывает риски мошенничества и не позволит оперативно реагировать на недобросовестных продавцов. Рынок интернет-торговли в России Согласно исследованию SimilarWeb , которое цитировали « Известия » в августе 2023 г. По итогам 2022 г.

Порядок блокировки в случае доступа третьих лиц нужно закрепить в договоре оферты. Владелец маркетплейса может списывать деньги со счетов партнера только при наличии письменного согласия от владельца счета. Также продавец или владелец ПВЗ вправе потребовать у маркетплейса всю информацию по расчетам и товарным остаткам, и ее должны предоставить в течение трех дней. Еще законопроект предусматривает, что владелец маркетплейса с совокупной выручкой за последний календарный год более 150 млрд рублей вправе осуществлять розничную продажу конкретного товара на собственном маркетплейсе в случае, если там отсутствуют предложения о заключении договора купли-продажи такого товара. Иначе говоря, крупным площадкам запретят конкурировать со своими селлерами, продавая аналогичные товары. Как отмечают эксперты, свои подписи под документом поставили депутаты почти всех парламентских фракций, кроме "Новых людей" — изначально законопроект исходил только от "справедливороссов".

А это значительно увеличивает шанс, что законопроект будет принят. В случае принятия закон вступит в силу с 1 апреля 2024 года или через месяц после официальной публикации. Юристы, между тем, отмечают еще один интересный аспект нового законопроекта. Не раз в судах представители Wildberries и Ozon снимали ответственность со своей площадки, заявляя, что она является лишь информационным посредником между продавцом и покупателем. Однако на практике российские маркетплейсы реализуют не только принцип информационного посредничества, но и фактического выступают агентом комиссионером по продаже товаров.

Одним из таких условий и должно быть нанесение маркировки, регистрация товаров в системе «Честный знак» и вывод из оборота в случае реализации. Нет кода — товара не должно быть на сайте. Крупные площадки уже берут товары продавцов только при условии нанесения маркировки. Например, Ozon не принимает немаркированные товары на баланс и считает их неопознанными. По похожей схеме работает Wildberries, Яндекс Маркет и Ламода. Они не занимаются маркировкой сами, а заставляют это делать продавцов. Постановление Правительства в этом смысле ничего не меняет. По регламенту поставки товаров в Озон, маркировку должны наносить продавцы. Иначе товар не примут Будут ли маркетплейсы поднимать комиссию Нет. Механизмы работы на маркетах останутся прежними. Большинство крупных площадок уже проверяет маркировку, дополнительных наценок с их стороны не будет. Представители маркетплейсов уже подтвердили это. Вероятно, есть площадки, для которых потребуется серьёзная перестройка системы и внедрение поштучного контроля товаров. Но это не касается крупных ритейлеров. То же касается и продавцов.

Внесенный в Госдуму еще в марте документ предлагает закрепление прав и обязанностей интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Сейчас ситуация сложилась таким образом, что клиенты маркетплейсов в случае нарушения их законных прав не знают, куда обращаться. Как рассказал председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов в своей беседе с «Парламентской газетой», новый проект закона сможет урегулировать взаимоотношения всех участников процесса торговли на онлайн-платформах.

В Госдуму внесли законопроект о запрете платного возврата на маркетплейсах

При этом маркетплейсы должны подчиняться, как и все, законам торговли. Это значит предельный порог доли рынка, безопасность вложений, качество товара, санитарные нормы и прочее", - приводит его слова РИА Новости.

Это, например, запрет включать в договор условия об отказе от конкуренции, то есть запрет продавцу заключать договоры с владельцами других маркетплейсов. Есть пункт о запрете навязывать невыгодные условия поставщикам и владельцам пунктов выдачи и так далее. Кроме того, законопроект обязывает владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменениях договора, ухудшающих положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за тридцать дней до его вступления в силу. В числе ключевых положений есть также запрет требовать с покупателя компенсации за возврат товара и получать такие платежи, а также закрепление за маркетплейсами права самостоятельно продавать товары, в том числе собственных торговых марок. Картина дня.

Пятый антимонопольный пакет внес изменение в ч. По данным ФАС, закон теперь отражает специфику анализа рынка в отношении агрегаторов и маркетплейсов с учетом так называемых сетевых эффектов - свойства рынка, повышающего привлекательность товара с ростом количества его потребителей. Такси" и ГК "Везет" в 2021 г. Такси", а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений.

Они, в соответствии с проектом закона, признаются имеющими значимое положение на рынке и подвергаются более существенным ограничениям.

Это, например, запрет включать в договор условия об отказе от конкуренции, то есть запрет продавцу заключать договоры с владельцами других маркетплейсов. Есть пункт о запрете навязывать невыгодные условия поставщикам и владельцам пунктов выдачи и так далее. Кроме того, законопроект обязывает владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменениях договора, ухудшающих положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за тридцать дней до его вступления в силу. В числе ключевых положений есть также запрет требовать с покупателя компенсации за возврат товара и получать такие платежи, а также закрепление за маркетплейсами права самостоятельно продавать товары, в том числе собственных торговых марок. Картина дня.

В Думе предложили запретить маркетплейсам платный возврат товара

Законопроект также обозначает правила работы компаний, которые занимают значимое положение на рынке. Кроме того, проект поясняет, в чем будет заключаться государственный контроль за этой отраслью. Предполагалось, что новые правила должны вступить в силу 1 марта 2025 года. В ГПУ раскритиковали предложения парламентариев: «оснований для поддержки законопроекта не усматривается».

Алтухов и А. И начали они с того, что дали развернутые определения всем участникам данного рынка: маркетплейсу, продавцам маркетплейса, владельцам пунктов, а также пунктам выдачи заказов и личному кабинету на маркетплейсе. Понятие покупателя в законах есть давно, и его не трогали. Поправки устанавливают права и обязанности всех сторон-участников процесса торговли, включая потребителей: «Ни действующие нормы отечественного законодательства, ни внутренние правила маркетплейсов не обязывают платформы электронной коммерции гарантировать достоверность представленных сведений о товаре, а также не предоставляют потребителю возможность выбора адресата предъявляемых претензий в случаях, если в силу недостоверной информации о товаре его потребительские права были нарушены.

Настоящий законопроект восполняет данный пробел и вводит дополнительные гарантии защиты потребительских прав», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Авторы законопроекта также указали на самовольства маркетплейсов в отношении бизнес-партнеров, что приводит к печальным последствиям. Это: «…возможность внесения изменений в договоры со стороны онлайн-платформ в одностороннем порядке; размер комиссии может быть изменен в одностороннем порядке, и т. Сюда же относятся порядок выставления штрафов, выставляемых маркетплейсами, что в свою очередь привело к обширной судебной практике свыше 2000 дел в отношении рассматривается арбитражными судами Москвы и Московской области ». Поэтому для «недопущения злоупотреблений правом сильной стороны», что «затрагивает не менее 150 тыс.

Подрядчик тогда попадает в ситуацию, в которой он не может по факту отказаться от условий. Потому что нет возможности расторгнуть договор и забрать свой товар — в любом случае нужно будет за это заплатить.

Недавно был пример. Маркетплейс запретил продавать отбеливатели с их складов. До этого всё работало хорошо, люди зарабатывали, имели большие выручки, большие объемы торговли. А тут, получается, площадка меняет условия и эти товары нужно срочно забирать. Это стоит немало денег! Ну разграничьте же ответственность! Эксперт по маркетингу и продажам Алла Штауб: — Я считаю, что закон о маркетплейсах — это очень важный шаг в регулировании электронной торговли и защите интересов потребителей.

Однако без поддержки кабмина и учета некоторых важных моментов законопроект может оказаться несбалансированным и только затруднить деятельность маркетплейсов. Один из ключевых аспектов законопроекта — это обеспечение ответственности маркетплейсов за продаваемый на их платформах контент. Это важное условие, которое должно защищать права и интересы потребителей, препятствовать продаже подделок и контрафакта. Однако законопроект не предусматривает явное разграничение ответственности между площадкой и продавцом. А это может вызвать проблемы в случае конфликтов и разногласий между сторонами. За качество товара теперь ответят маркетплейсы? Старший партнер Московской коллегии адвокатов «ЮрСити», кандидат юридических наук Виталий Шакин: — Конфликты вокруг маркетплейсов неизбежны.

Например, очень часто онлайн-платформа блокирует личный кабинет продавца-предпринимателя или страницу с его товаром. И еще хорошо, если ему объясняют, что это связано с какой-либо жалобой. Это делается без выяснения причин и обоснованности самой жалобы, в результате предприниматель несет убытки, торговля простаивает. Но это ведь могут быть происки конкурентов, которые продвигают свой аналогичный товар на рынке. Или участились случаи одностороннего наложения онлайн-платформами штрафов.

Такси" и ГК "Везет" в 2021 г. Такси", а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. Пресс-служба ФАС сообщила корреспонденту ComNews, что норма позволит в полной мере оценивать влияние хозяйствующих субъектов, заключающих крупные сделки, на состояние конкуренции на товарных рынках.

Из ответа пресс-службы следует, что мера направлена на сделки, при которых балансовая стоимость активов компании минимальна, а ее реальная ценность значительна в связи с потенциалом развития бизнеса.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий