Новости майя плисецкая биография личная жизнь

В 1994 году московское издательство "Новости" выпустило в свет книгу балерины "Я, Майя Плисецкая ", которая выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков. Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Майя Плисецкая: смотреть фильмы онлайн.

Майя Плисецкая

2 мая 2020 года в Мюнхене на 90-м году жизни Майя Плисецкая скончалась от обширного инфаркта миокарда. Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. P.S. Ещё при жизни прима-балерина Майя Плисецкая сделала в завещании указания относительно своих похорон. Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года от обширного инфаркта миокарда. 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни Майя Плисецкая скончалась от обширного инфаркта миокарда.

Биография Майи Плисецкой

В 1959 г. в биографии Майи Плисецкой произошло знаковое событие – она удостоилась звания Народной артистки СССР. СМИ удерживали под пристальным вниманием личную жизнь Майи Плисецкой и ее знаменитого мужа. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда.

Жизнь и творчество балерины Майи Плисецкой

Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом уже Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, получила роль Китри. В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. А после того, как из театра на заслуженный отдых ушла Галина Уланова, Плисецкая стала прима-балериной и получила сольные партии. Во всем мире признаны ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу.

Правда не все гладко складывалось в карьере балерины. С главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем она не смогла поладить, и с годами это противостояние только усилилось. С работой Плисецкая справилась на отлично, несмотря на различие работы на театральной сцене и на съемочной площадке. В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом. Например, в балетах Бежара. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак». В 1976 году актриса сыграла звезду балета в телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды». Роль Полозовой ей удалась блестяще.

Хореографические дуэты поставил балетмейстер Елизарьев. Дальнейшая карьера Майи Плисецкой Стиль танца балерины стал общепринятым каноном. Неожиданный поворот в судьбе примы случился в 1983 году. Ей предложили быть худруком балета Римского театра оперы и балета. На этом посту Майя была полтора года, периодически приезжала в Рим. Она поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, представила свою «Айседору» и организовала «Федру». В 1985 году Плисецкая была удостоена звания Героя Социалистического труда. А с 1988 по 1990 года она возглавила Испанский национальный балет в Мадриде. Для испанской труппы она возобновила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля балетмейстер — Александр Горский и ввела в репертуар «Кармен-сюиту».

Здесь же она начала сотрудничество с Монсеррат Кабалье. По предложению последней Плисецкая выступила в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини «Вилиса». Также балерина станцевала «Умирающего лебедя» под аккомпанемент живого голоса оперной певицы. В 1988 году Майя Плисецкая выступала в заглавной партии, поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро, балете «Мария Стюарт» Эмилио де Диего. В январе 1990 года Плисецкая станцевала свой последний спектакль в Большом театре. Им стала «Дама с собачкой». Уйти из Большого Театра балерине пришлось из-за разногласий с художественным руководителем, продолжающихся с самого начала ее карьеры. Но балерина не оставила сцену, а продолжила участвовать в концертах и давать мастер-классы. А свой 70-й юбилей она отпраздновала на сцене, исполнив номер «Аве Майя», поставленный для неё Морисом Бежаром.

Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж. Правда, несмотря на счастливую семейную жизнь, у пары никогда не было детей. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены.

Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности. Последние годы жизни Майи Плисецкой В 1993 году Майя Плисецкая стала почетным профессором Московского государственного университета. А через год она выпустила автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая». Следующая книга вышла только в 2007 году в виде мемуаров «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах». Еще через три года она издала книгу «Читая жизнь свою. А в 2000 году в результате опроса фонда «Общественное мнение» ее выбрали человеком года в области науки, культуры и искусства. Так всенародная любовь проявила себя. С начала 90х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене.

Там они вынуждены были находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогали Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии. Также в 1993 году супруги получили литовское гражданство. На протяжении 42 лет 1948-1990 являлась примой-балериной Большого театра Советского Союза. Плисецкая была полным кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством». Большая семья талантов Майя Плисецкая появилась на свет в Москве 20 ноября 1925 года. Девочка родилась в еврейской семье с многочисленными знаменитыми и талантливыми родственниками. Её мама, Рахиль Михайловна девичья фамилия Мессерер , была на тот момент настоящей звездой немого кинематографа. Она имела характерную внешность — черты лица немного походили на восточные, волосы были тёмными.

Из-за такого типажа ей часто приходилось играть в кино восточных, особенно узбекских девушек.

Первый настоящий успех пришел к ней, когда она показала «Умирающего лебедя». Майя Плисецкая в юности Плисецкая стала примой-балериной в театре, продолжая удивлять коллег и зрителей своей игрой на сцене. Она исполняла первые роли в ряде балетных постановок: «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Кармен-сюита», «Раймонда», «Жар-птица», «Спящая красавица» и многие другие. Когда Майе едва исполнилось 25 лет она уже имела мировую известность, вследствие чего начала выступать на крупнейших сценах мира. В 1959 г. Балерина обладала фантастической пластикой и прыжком, а также легким шагом и тонкой музыкальностью.

Интересен факт, что она ввела в балетную лексику такой вид прыжка, как — «кольцо». Плисецкая основала свой уникальный стиль, которому были присущи изящность, четкость и законченность движения, позы и всей композиции в целом. Во всех ее телодвижениях присутствовала гармония. Стоит заметить, что она достигла больших высот в качестве трагедийной актрисы. Русская балерина не боялась экспериментировать, проявляя живой интерес ко всему новому. Балет был для ее не работой, а способом самовыражения. Возможно именно поэтому она выходила на сцену даже в 70-летнем возрасте.

Специально для нее ставились балеты, миниатюры и танцевальные спектакли. В 1966 г. Плисецкая поставила свою подпись в письме 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина. Она не забыла того, по чьей вине расстреляли ее отца, а также с чем пришлось столкнуться ее матери. Майя Плисецкая блестяще себя проявила и как балетмейстер, поставив балеты «Анна Каренина» 1972 , «Чайка» 1980 и «Дама с собачкой» 1985.

Майю определили в школу Большого театра. Так началась биография великой балерины. Почему великой? Потому что… Впрочем, вот как об этом рассуждает режиссер Феликс Слидовкер, снявший о балете неисчислимое количество документальных фильмов. Одно время я был с ним знаком, и сам слышал его потрясающие истории о работе над фильмом про Плисецкую: Балет — это ежедневная добровольная каторга. Если балетный человек не позанимается три дня — беда. Если семь дней — катастрофа. Каждый день, как «Отче наш», — класс. Потом репетиция. Потом спектакль. Каждый день одно и то же — монотонно, тяжело, неотвратимо. Но сколько бы я ни снимал Майю, в какой бы ситуации ее ни видел — она ни разу не была некрасивой, усталой. У нее никогда ничего не болит. После тяжелейшей съемки она вошла в гримерную, переоделась, вышла, и мы упали. Богиня, газель, красивая, свежая, молодая! После 14 часов тяжелой работы. И мимоходом бросила: «Да это я к Косыгину на день рождения…» Да, она всегда в форме, всегда собранна, внимательна не только к себе, к другим. Она всегда на высшем уровне. И требует этого уровня от других. Костюмер должен быть красивым. Гример хорошо пахнуть. Это не капризы примадонны. Она не знает полумер. Теперь понятно, почему Плисецкая — великая? Плисецкая мыслит образами. Ее высказывания — готовые афоризмы, в них и мудрость, и страсть. Характерец у Майи Михайловны еще тот. Она всегда говорит то, что думает. Таких не любят. Таких боятся. Таких ненавидят. Не было начальника, которому бы она не говорила правду в глаза. Не было уборщицы, в разговоре с которой она повысила бы голос. Любовь Плисецкой и ненависть Плисецкой равнозначимы. Она испепеляет. Одной из причин ее предолгого уже пребывания за рубежами нашей родины стали отношения в Большом театре. Вот прямая речь великой непримиримой одному корреспонденту: «С Большим театром не может быть никаких контактов. Тридцать лет мы были под игом Григоровича. Сейчас таких «Григоровичей» два — Васильев и Гордеев.

Балерина справлялась с любой задачей, а многие спектакли писали специально для неё. Разносторонность таланта балерины Спектакли в театре оперы и балета, съёмки в фильмах и на телевидении, мемуары балерины, которые помогают раскрыть характер Плисецкой как человека и женщины. Майя никогда не была высокой женщиной, но умение держать гордо и прямо голову, ходить красиво и грациозно делали её намного выше. Награды, высокие звания, завоёванные в родной стране и за рубежом, не имеют числа. Майя Плисецкая - биография личной жизни Красивую женщину окружали не менее красивые мужчины. О тех романах, о которых рассказывает сама балерина в своих воспоминаниях, можно прочесть, но официальных замужеств у Майи Михайловны Плисецкой было всего два. Балетмейстер Марис Лиепа был первым мужем балерины, но только на три месяца. Композитор Родион Щедрин , второй муж Плисецкой, прожил с примой более пятидесяти лет. А познакомились они на одном из вечеров, устроенных возлюбленной музой Владимира Маяковского Лилей Брик. Супруг писал музыку, под которую танцевала его любимая Майя. Детей они не родили, так как Майя Михайловна не хотела обременять себя узами материнства, которые бы, по её мнению, помешали бы любви к балету. И это её основное пристрастие позволило быть востребованной до самой смерти. Она ушла из жизни на девяностом году жизни от сердечного приступа. Великой балерине на родине в Москве поставлен памятник, назвали сквер в её честь, установили памятную доску.

Семейные несчастья, любовь и блистательная карьера: главное о жизни Майи Плисецкой

Детство великой балерины Первая, о ком вспоминаешь, слыша название балета «Лебединое озеро», — нежная, легкая как облачко Майя Плисецкая. Краткая биография балерины, изложенная в Википедии, содержит довольно интересные факты из жизни примы, остановимся на некоторых из них. Малышка Майя родилась в ноябре 1925 года в большой семье московских евреев, тесно связанных с искусством. Маму Плисецкой звали Рахиль в девичестве — Мессерер , женщина была довольно известной актрисой немого кино, а специфическая внешность гарантировала ей роли восточных девушек. Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! После рождения детей Рахиль была вынуждена оставить карьеру и посвятить себя организации семейного быта. Многочисленные тетушки и дядюшки восхищались необычайно шустрой и грациозной малышкой, предрекая ей блестящее будущее.

Майя Плисецкая говорила, что национальность никогда не мешала ей строить карьеру, а ведь тогда к евреям в СССР относились с прохладцей. Юную шаловливую непоседу по возвращении на большую землю решено было непременно отдать учиться балету, а до того мама привлекала ее к участию в театральных постановках. Участь Майи была решена, девочка стала грезить сценой и танцами, целые дни проводила перед зеркалом, воображая себя актрисой перед зрителями. И вот некоторое время спустя Майя стала одной из учениц в группе легендарной Долинской, ушедшей из Большого театра после окончания танцевальной карьеры. Буквально через два месяца чекисты схватят маму Майи и определят в лагерь для жен предателей вместе с недавно рожденным малышом. Приговор большевиков будет более чем жестоким: ей дадут 8 лет заключения, однако позже, благодаря упорным стараниям многочисленных родственников, наказание существенно смягчат и даже позволят ей вернуться обратно в Москву.

Рекомендуем: Кто такая Айседора Дункан? От детского дома Майю спасла тетушка Суламифь, удочерившая девочку сразу после того, как чекисты схватили ее мать. Как позже призналась прима, тетя была настоящим тираном и требовала от девочки беспрекословного подчинения, унижала и частенько ругала ее.

Именно там состоялся дебют 11-летней Майи на сцене в опере «Русалка». В 1934 году талантливую девочку определили в Московскую хореографическую школу, однако, мечта о сцене была перечеркнута страшными событиями 1937 г. Во время хрущевской «оттепели» честное имя М. Плисецкого было реабилитировано. Спустя год после ареста отца из зала Большого театра забрали и мать — ей грозила ссылка в Казахстан.

Туда Рахиль отправилась вместе с грудным младенцем — братом Майи, и приехала обратно в Москву лишь в 1941 г. В связи с этими событиями, многочисленной семье Мессерер пришлось взять заботу о детях Плисецких, в противном случае их отправили бы на воспитание в приют. Воспитанием Майи с этого момента занялась тетя Суламифь, которая и вернула девочке желание снова встать к балетному станку. Учёба и начало карьеры Осознавая, что без регулярных занятий с профессиональными педагогами в настоящем балетном классе, она растеряет свой артистизм, гибкость и выразительность, в военное время девушка принимает решение сбежать в Москву. Так, в 16 лет Майя возвращается в выпускной класс балетного училища и оканчивает его в 1943. Первый важный концерт Майи Плисецкой прошел накануне вторжения немецких войск на территорию Союза. Это было выступление выпускников хореографического класса на сцене филиала Государственного Академического Большого театра. Плисецкая Майя Михайловна получила первое признание публики в балетной постановке «Шопениана», где танцевала мазурку — это был её звездный час!

Каждый прыжок юного дарования вызывал бурю аплодисментов. Благодаря превосходному чувству музыки и ритма, уже через несколько лет работы в Большом Плисецкой достаются сольные партии, а официальный статус примы ей присвоен в 1948 году — всего через 7 лет после выпускного концерта. Работа в Большом театре Кажущийся безоблачным сценический путь, на поверку оказывается не таким простым. Балетное искусство предполагает многочасовые упражнения ежедневно, любовью к которым Плисецкая отнюдь не отличалась. Причем, отрабатывая партию на сцене, балерина вкладывала всю свою страсть, однако монотонная отработка у станка навевала на неё тоску. Только повзрослев, Плисецкая осознала, что в балете не бывает второстепенных ролей, потому в каждой роли требуется оттачивать каждое движение. Лишь это понимание, впоследствии, сделало из одаренного ребенка настоящую звезду. Зрители раскупали билеты, чтобы полюбоваться на юную приму задолго до очередного концерта.

Независимый характер и неприятие подхалимства наложили свой отпечаток на взаимоотношения с главным балетмейстером Большого театра, Григоровичем.

Заряженная на успех, Майя пробила постановку в министерстве культуры и даже разрешение на работу с иностранцем — кто бы рискнул отказать самому Фиделю Кастро. Плисецкая не пасовала и перед другими сложностями — у Алонсо было мало времени, балет надо было быстро делать с нуля. С музыкой решили не экспериментировать, стало понятно, что с мелодиями Бизе ничто не сравнится. И так же стало очевидно, что адаптировать их под балет тоже мало кто возьмется. Да никто не возьмется, кроме преданного мужа, которого Плисецкая даже не сразу об этом попросила, поскольку он был очень загружен собственной работой. За 20 дней родилась новая интерпретация музыки Бизе.

И в партитуре « Кармен-сюиты » рядом с фамилией знаменитого француза совершенно равноправно встала фамилия Родиона Щедрина. Публика встретила спектакль прохладно. Все, включая министра культуры, ждали испанское развлечение в духе «Дон Кихота», а получили трагическую историю с непривычной хореографией. В афише следующий спектакль заменили «Щелкунчиком», оправдав это недоработанностью, сыростью и эротизмом. Дальнейшая судьба скандальной «Кармен-сюиты» складывалась предсказуемо — балет запретили. Плисецкая смело и открыто выступила в минкульте в поддержку своего детища, заявив, что вместе с Кармен покинет сцену и она. Ее назвали предателем классического танца, но она стояла на своем.

В Канаде уже были проданы билеты, Майе предлагали заменить спектакль на «Дон Кихот», она отказалась, случился скандал и гастроли отменили. Но режим оттаял, балет вернулся в Большой. Около 355 раз Плисецкая станцевала Кармен, большую часть — за границей. Успешный личный тандем с Родионом Щедриным стал и тандемом творческим. Пятью годами ранее супруги работали над одноименной кинолентой и поняли, насколько танцевален этот сюжет. Спектакль шел в театре 12 лет. Балет был поставлен на многих сценах мира, с 2010 года - постоянно в репертуаре Мариинского театра.

В 1973 году Ролан Пети предложил Плисецкой номер «Имя розы». Костюм к этой партии создал Ив Сен Лоран. И то, благодаря протекции французского писателя и коммуниста Луи Арагона, обратившемуся напрямую к Л.

Майя Плисецкая - невыносимый труд или счастье Майя Михайловна не любила уничтожающий душу труд на балетных тренировочных занятиях. Она просто любила то, что делала, проживала вместе со своими героинями те минуты и часы, когда она вместо них находилась на сцене. Она постоянно оставалась в прекрасной форме, не садясь на диеты, не сбрасывая лишний вес на тренажёрах. А ведь она танцевала в ведущих спектаклях в 65 лет. Оставаясь влюблённой в балет, она хотела вложить такие же чувства в другие направления своей работы.

Многие хореографические постановки были делом её рук, она была прекрасным балетмейстером. В сотрудничестве с другими талантливыми мастерами балета Майе Михайловне удаётся поставить балеты на известные классические произведения Л. Толстого, А. Плисецкую пригласили стать руководителем в Римском театре оперы и балета, потом её перехватили в Испанском национальном балете. Балерина справлялась с любой задачей, а многие спектакли писали специально для неё. Разносторонность таланта балерины Спектакли в театре оперы и балета, съёмки в фильмах и на телевидении, мемуары балерины, которые помогают раскрыть характер Плисецкой как человека и женщины. Майя никогда не была высокой женщиной, но умение держать гордо и прямо голову, ходить красиво и грациозно делали её намного выше. Награды, высокие звания, завоёванные в родной стране и за рубежом, не имеют числа.

Майя Плисецкая - биография личной жизни Красивую женщину окружали не менее красивые мужчины.

Майя Плисецкая : земная и космическая

По материалам мемуаров Майи Плисецкой «Я, Майя Плисецкая», книги Азария Плисецкого «Жизнь в балете. Уже в 14 лет Майя Плисецкая впервые вышла на сцену в Свердловске с партией «Умирающий лебедь». Советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель и актриса Майя Плисецкая родилась в Москве в известной еврейской семье советского хозяйственного деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили. Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге. Личная жизнь Майи Плисецкой. 2 мая 2020 года в Мюнхене на 90-м году жизни Майя Плисецкая скончалась от обширного инфаркта миокарда.

Жизнь и творчество балерины Майи Плисецкой

Плисецкая, Майя Балерина, хореограф Выдающаяся балерина, хореограф. Народная артистка СССР 1959. Герой Социалистического труда 1985. Обладательница множества наград и премий, среди которых три ордена Ленина 1967, 1976, 1985 , ордена "За заслуги перед Отечеством" IV 2010 , III 1995 и II 2000 и I степени 2006 , а также орден Франции "За заслуги в литературе и искусстве" 1984, Командор , орден Почетного легиона 1986, кавалер; 2012, офицер и орден Изабеллы Католической 1991. Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Отец Плисецкой, Плисецкий Михаил Эммануилович, был генеральным консулом на острове Шпицберген, руководящим работником треста "Арктикуголь". В 1937 году Плисецкий был репрессирован, а через год — расстрелян [ 11 ]. Мать Плисецкой, актриса немого кино Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с недавно родившимся сыном, после чего была выслана в Казахстан, в Чимкент [ 11 ], [ 13 ].

Плисецкую и ее второго брата воспитывали их тетя и дядя, известные танцовщики Большого театра Суламифь и Асаф Мессереры [ 13 ]. Они сумели добиться смягчения участи своей сестры Рахили: в 1941 году ей удалось вернуться в Москву [ 11 ]. В июне 1934 года [ 13 ] Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище педагоги Елизавета Гердт, Мария Леонтьева [ 24 ], Евгения Долинская [ 13 ] , которое окончила в 1943 году [ 12 ]. Еще в 1942 году Плисецкая станцевала миниатюру Михаила Фокина "Умирающий лебедь" на музыку Камиля Сен-Санса, которая прославила ее на весь мир [ 11 ], [ 24 ], [ 14 ]. В апреле 1943 года она была принята в труппу Большого театра, где встретила Агриппину Ваганову, которую позднее Плисецкая называла лучшим своим педагогом [ 13 ], [ 8 ]. В Большом Плисецкая числилась в составе кордебалета, однако вскоре стало понятно, что она вправе претендовать на право называться ведущей балериной театра. Уже тогда начал проявляться присущий ей редкий талант трагедийной балетной актрисы.

Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии. В 1947 года она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере" Петра Ильича Чайковского, в 1948 году исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане". Между тем ее творческая судьба складывалась не всегда гладко: в 1956 году, когда основная часть балетной труппы отправилась в Англию на первые в истории Большого театра зарубежные гастроли, Плисецкую не выпустили из страны. Оставшись в Москве, балерина много и успешно выступала - никто бы и не поверил, что ее не взяли на гастроли из-за болезни. Вызывающий успех балерины был расценен как акт гражданского неповиновения и ее самой, и ее публики. После этого Плисецкая на шесть лет она стала "невыездной", а ее саму пытались даже обвинить в шпионаже СМИ писали о том, что председатель КГБ Иван Серов объявил Плисецкую английской шпионкой [ 15 ], [ 11 ], [ 8 ]. Однако на карьеру великой балерины это в итоге не повлияло [ 11 ]: в 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР [ 13 ].

Но, на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Это — и по счастливой природе независтливого характера своего и благодаря спокойной убежденности в силе своих великих изначальных творческих возможностей», — говорит Плисецкая. Плисецкая: коррида первой балерины Большого театра. В 1959 году в жизни Майи Плисецкой происходит еще одно знаковое событие. Впервые балерина едет на гастроли в США. После триумфальных выступлений сам Никита Хрущев выражает ей благодарность. В Министрестве культуры рады, что непокорная балерина не сбежала за границу.

С этих пор дорога на запад для Плисецкой открыта, однако, во время каждых гастролей в Москве обязательно остается ее муж — Родион Щедрин. Он выступает гарантом того, что Плисецкая вернется в страну. В 1959 году ей было присвоено званиенародной артистки СССР. В 1961 году репертуар Майи Плисецкой пополнился балетом «Ромео и Джульетта». Некоторые считали, что роль Джульетты не совсем «ее», и потому Плисецкая тем более стремилась себя в ней попробовать. Ей всегда нравилось разрушать стереотипы. Когда-то в 22 года Майя впервые станцевала «Лебединое озеро», заменив приму Марину Семенову, в 1963 году уже Семенова репетировала с Майей партию Авроры в «Спящей красавице». Теперь этот балет ставился в редакции, предложенной молодым хореографом Юрием Григоровичем.

В 1964 году Майя Михайловна исполнила главную партию в балете «Жар-птица». В 1965 году она стала первой исполнительницей на сцене Большого театра роли Мехменэ Бану в балете «Легенда о любви». В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У нее не было недостатка в спектаклях, и тем не менее росло чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое, причем поставленное специально для нее. Образ Кармен всегда был мечтой Майи Плисецкой. Она сокрушалась: «Ну почему Бизе написал оперу, а не балет! Однажды в Москву приехал Национальный кубинский балет и вечно занятая Плисецкая пришла посмотреть постановку режиссера Альберта Алонсо, которая ей так понравилась, что прима Большого прямо обратилась к незнакомому режиссеру с вопросом: «Хотите для меня поставить балет?

На что получила ответ: «Это моя мечта! Майя просила нескольких советских композиторов адаптировать музыку Жоржа Бизе для балета, но все они не решились соревноваться с великим Бизе. Когда Алонсо и Плисецкая было уже отчаялись, им взялся помочь Родион Щедрин, который решил посмотреть их репетиции. Уже через двадцать дней музыка Бизе была аранжирована под балет, так родилась «Кармен-сюита». Сейчас этот балет исполняют каждый день в разных уголках мира. Альбертом Алонсо был поставлен не только каждый жест, но даже «каждый взгляд», все что-нибудь значит, все продумано до мелочей. Кармен Плисецкой лишена коварства ей казалось это скучным , Майя по-хорошему похулиганила и добавила острого юмора своей любимой героине, за что и поплатилась. Плисецкая говорит о том, что «все были в обмороке, говорили что это порнография, хотя там не было ни одного порнографического момента».

Раскритикованы были все — Плисецкая за «сексуальную трактовку» образа Кармен, Щедрин — за то, что «изуродовал» музыку Бизе. Майя отстаивала новую постановку на художественных советах. Позже, говоря о своих непростых взаимоотношениях с бюрократами, Плисецкая скажет, что «коррида Кармен похожа на мою корриду, ведь я сорок лет провела в борьбе». Трудно поверить, что Кармен-сюита, которой было суждено покорить весь мир, едва не умерла в день своего рождения. Публика холодно встретила новую постановку своей любимицы. Из зала слышались негромкие вежливые аплодисменты, балетоманов, ожидавших привычные фуэте. В зале царило недоумение. Министр культуры Екатерина Фурцева и вовсе исчезла из своей ложи, не дождавшись окончания спектакля.

Плисецкая не осуждает Фурцеву, говоря о том, что она сама находилась в системе «запретив мне, она не была против меня». После обещаний сократить «все шокирующие эротические поддержки» — балет разрешили к показу. В 1971 году Майю Плисецкую пригласили выступить на театральном фестивале Авиньона. Когда она исполняла своего знаменитого «Лебедя» внезапно на открытый амфитеатр и сцену хлынул дождь. Публика открыла зонты, но видя что Плисецкая продолжает свою партию под дождем, зрители также перестали прикрываться. Майя танцевала пока не отклеились ресницы и не осела от дождя пачка. Публика горячо приветствовала танцовщицу.

Я хочу танцевать до ста лет. Пришлась им по душе? Впрямую задавала я этот вопрос десятке самых сверхфранцузов — Луи Арагону, Ролану Пети, Жану Вилару, Иветт Шовире, Жану Бабиле… Все сходились на одном: мне удалось переключить внимание аудитории с абстрактной техники — на душу и пластику. Когда я танцевала финал второго акта, взгляды приковывались к рисунку лебединых рук, излому шеи; никто не замечал, что мои па-де-бурре не так уж совершенны. Немало балерин «Гранд-опера» могли исполнить па-де-бурре отточеннее, с лучшим вытяжением подъемов, выворотнее. А спеть руками и абрисом шеи тему Чайковского? Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба. Плисецкая описывает свою жизнь, неразрывно связанную с балетом, подробно и со знанием дела пишет о главной сцене России — Большом театре, о том, почему его всемирная слава стала клониться к закату. Она пишет талантливо и весьма откровенно. Плисецкая проявила себя оригинально мыслящим автором, который высказывает суждения, зачастую весьма отличающиеся от общепринятых. Первый и единственный в своем роде литературный труд станет открытием как для знатоков и любителей балета, так и для самой широкой читательской публики. Для многих , Майя, ты была кумиром! Господь, прими достойнейшую с миром... Пускай живет ярчайшей Майи след В сердцах и душах много-много лет! Светлая память о ней навсегда останется жить в наших сердцах... С любовью, Ксюша.

Она работала над постановками и выходила на сцену даже в преклонном возрасте, не утратив ни жизненный огонь внутри себя, ни всепоглощающую страсть к своему ремеслу. Пускай последние годы она провела в Германии, но Плисецкая всегда говорила, что «Дом — дома», и называла самой идеальной сценой для балета только Большой Театр, где и разворачивалась ее карьера. Биография Семья Майи была не из простых, хотя она и вспоминала, что жили они очень скромно. Ее отец Михаил был руководителем угольных шахт на архипелаге Шпицберген, где семья какое-то время жила. А мать походила из рода Мессерер, славившегося своей приверженностью к театру и выступлениям. Рахиль была киноактрисой уже в те далекие годы. Плисецкая родилась в 1925, ее младший брат Александр — в 1931. Маленькая Майя всегда любила танцевать. Когда кто-нибудь играл музыку, девочка непременно пускалась в свои импровизации, а после первого своего просмотра балета она безошибочно повторила движения основных персонажей по возвращении домой. Танцевальные задатки в девочке разглядела ее тетя — Суламифь. Она была балериной, солисткой Большого театра, и убедила родителей Майи отдать ребенка в хореографическое училище, чтобы ее задатки не пропали даром. Майя Плисецкая с родителями Майю приняли, несмотря на то, что она была младше, чем требовалось — в те времена в училище принимали строго с 8 лет. Благодаря Суламифь Плисецкую все-таки зачислили на курс обучения, сделав огромное исключение из правил школы. Сама Майя вспоминала о своем прослушивании как об одном из самых счастливых моментов в своей жизни — в то время смотрели не на растяжки, и не на умение ребенка танцевать балет, а на музыкальность и пластичность. Майе Плисецкой всегда нравились именно импровизации, и именно на прослушивании ей дали импровизировать вволю. Потом она говорила о себе, что была жутко ленивой ученицей. Повторять триста раз одно движение было для нее мучительно. Она хотела танцевать, и совсем не хотела учиться. Трагедия пришла в дом их семьи в 1937 году, когда Михаила репрессировали и расстреляли по специальному указу. Рахиль, как жену Изменника Родины, отправили сначала в «Бутырку», а потом и в ссылку в Казахстан. Чтобы дети не попали в один из интернатов для детей репрессированных, их взяли к себе родственники из династии Мессерер. Майю забрала Суламифь. Майя Плисецкая в детстве Клеймо ребенка Изменников Родины не слишком сказалось на жизни Плисецкой, по крайней мере так утверждала она сама. Все ее дни были заняты балетом, но она помнила, как раз за разом ее заставляли писать объяснительные записки и прошения на поездки, как будто тыкали носом и не давали забыть о том, кем была ее семья. За все это Плисецкая возненавидела советскую власть и оставалась полна этой ненависти до конца своей жизни, называя этот режим «хуже, чем фашизм». Рахиль смогла вернуться на родину в 1941 году, а потом семья на год оказалась в Свердловске, в эвакуации. Именно там и произошло самое первое выступление Майи, номер для которой поставила сама ее тетя. Суламифь придумала не только саму постановку так, чтобы Плисецкая продемонстрировала свои способности, но и выдумала легендарный выход на сцену — когда лебедь выходил спиной к публике, а не лицом. Балет В Большой Театр Плисецкая попала в 1943 году, сразу же после окончания училища. Поначалу ей доставались роли на подмене. В то время не хватало артистов, и молодых выпускников бросали на разные партии.

Майя Плисецкая: причина смерти. Последние годы жизни балерины

Майя Плисецкая называла коллег «недопеченными блинами» и даже в горы ходила на каблуках: 95 лет со дня рождения балерины-легенды Майя Плисецкая. Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. Именно тогда она и написала две книги воспоминаний (» Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» – Правила жизни), снабдив их фотографиями рукописи, — чтобы никто не усомнился в авторстве. Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Биография Майи Плисецкой Поддерживать форму и «тонус» Майе снова помогала тетя Суламифь. Тайны жизни и причины смерти Майи Плисецкой – в этой статье.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий