Новости кто убил митрополита филиппа

Президент России Владимир Путин высказался о версии гибели митрополита Филиппа, не связанной с Малютой Скуратовым. Президент России Владимир Путин усомнился, что Малюта Скуратов был виновным в убийстве митрополита Филиппа.

Митрополит Филарет - обличитель Ивана Грозного

Президент России Владимир Путин высказался о версии гибели митрополита Филиппа, не связанной с Малютой Скуратовым. Опричник Малюта Скуратов мог быть непричастен к смерти митрополита Филиппа в XVI веке. Об этом заявил российский президент Владимир Путин в ходе выступления на ВЭФ, отвечая на вопрос модератора пленарного заседания о версиях гибели опального священнослужителя. Митрополит Филипп Московский вернулся на свою кафедру – с которой был изгнан, пережив предательство близких людей, гонения, наконец, мученическую кончину. Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится, заявил РИА Новости член синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия Русской. Во время встречи с губернатором президент выразил сомнение, что именно Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, и отметил, что есть разные версии этих событий. Путин усомнился в убийстве митрополита Филиппа Малютой Скуратовым.

Иван Грозный и смерть митрополита Филиппа

Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного. Житие митрополита Филиппа можно поправить, если подтвердится, что он не был убит Малютой Скуратовым, заявил РИА Новости член синодальной комиссии по канонизации протоиерей Владислав Цыпин. Во время встречи президента России Владимир Путин с губернатором Тверской области Игорем Руденей, глава государства поспорил об убийстве митрополита Филиппа опричником царя Ивана Грозного в 1569 году.

Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине

Митрополит Филипп, понимая всю сложность ситуации, поддержал политику Царя, хотя и ходатайствовал о смягчении участи преступников. Как указывает митрополит Иоанн (Снычев) в своей книге «Самодержавие духа», после раскрытия заговора Федорова-Челяднина (1567 г.) митрополит Филипп выступил в поддержку державной политики царя и публично обличал сочувствовавших заговорщикам епископов. Предлагаем ознакомиться с докладом для детей на тему, что сделал митрополит Филипп II и какими поступками прославился. митрополите Филиппе, его противостоянии с Иваном Грозным и о.

Жизнь и смерть митрополита-4

На нем святого приговорили к смерти, но Царь Иоанн сразу же отменил этот несправедливый приговор. Благочестивый Государь пытался защитить Филиппа, но Ему были представлены доводы противной стороны, которые в тот момент невозможно было быстро опровергнуть. Вероятно, это сбило бы с толку любого человека, но только не Помазанника Божьего. Он просто решил временно отстранить Святителя до выяснения всех обстоятельств этого запутанного дела. Надо было всё проверить и выяснить, кто по настоящему замешан, как в государственной измене, так и в лживых наветах на архиерея Божьего. Государь, конечно же, не верил клевете, хотя видимо и признал в ней особенную изощренность.

В это время, Сам Господь открывал Своему Помазаннику, как правильно следовало поступить в конечном итоге, распутав этот закрученный клубок вражеских интриг. После сведения с кафедры, митрополит Филипп был отправлен на покой в Московский монастырь Николы Старого, где на его содержание Государь повелел выделять из казны 4 алтына в день. А это по тем временам немалые деньги, если перевести в копейки, то это составит 12 копеек. Напомню, что на 5 копеек можно было тогда купить 16 кг ржи. Таким образом, в месяц Владыко Филипп мог получить 3 рубля 60 копеек, а так как корова и лошадь шли тогда по 1 рублю, то можно представить данный факт, как свидетельство доброго отношения, Царской заботы о своем верном человеке.

Думается, что, скорее всего, Государь так не поступил бы, если бы поверил грязной клевете на Святителя. Несомненно, что это всё понимали враги Бога, Царя и Отечества. Под каким-то благовидным предлогом этим изменникам удалось удалить Святителя в Тверской Отрочь Успенский монастырь. Убийство святого митрополита было лишь делом времени... В декабре 1569 года Государь с войском двинулся на Новгород, для того, чтобы искоренить измену и уничтожить ересь жидовствующих.

Могли открыться связи новгородских предателей, среди которых центральное место занимал архиепископ Пимен, с московской боярской мафией, замешанной в деле смещения владыки Филиппа с митрополии. В этих условиях Царский друг становился для них опаснейшим свидетелем. Его решили убить сразу, не откладывая, так как понимали, что Грозный близко. Государь поручает своему верному опричнику Малюте Скуратову найти Филиппа, но тот застаёт его уже убиенным и сразу, не откладывая, уезжает, чтобы доложить об этом Царю.

Был поставлен на митрополичий престол в 1566 году, но после осуждения произвола опричников Ивана Грозного в ноябре 1568 года был низложен и заточен в тверском Отроч монастыре. В 1569 году он был задушен. В историографии убийцей митрополита традиционно называется Малюта Скуратов, а формальным поводом - отказ благословить опричников.

Массовые казни, террор в отношении поданных царя и простых людей, опричнина не давали покоя митрополиту, который считал недопустимым такое управление государством.

Когда Иван Грозный на богослужении попросил у Филиппа благословения, тот сделал вид, что не замечает царя. Последствия такого поступка были серьезными. Многие из окружения митрополита были казнены и подвержены пыткам, начался сбор «обличительных» доказательств против Филиппа. В 1568 году во время служения в кремлёвском храме была объявлена новость о лишении митрополита сана. Вскоре над Филиппом состоялся церковный суд, после которого его поместили в качестве арестанта в Богоявленский монастырь. Сохранились документы, согласно которым Иван Грозный намеревался прилюдно сжечь Филиппа Колычёва, обвинив его в колдовстве. Лишь благодаря вмешательству духовенства бывшему митрополиту удалось спасти жизнь. Окончательным приговором для него стало пожизненное заточение в монастыре.

Смерть В 1569 году в келью к заключенному старцу пришел любимый опричник Ивана Грозного — дворянин Малюта Скуратов, чтобы выполнить царское поручение и попросить у Филиппа благословения на предстоящий военный поход. Священнослужитель отказался благословить царя, и Скуратов задушил его.

Напомним, ранее насельники Свято-Успенской Святогорской лавры канонической Украинской православной церкви заявили , что обвинения в адрес настоятеля обители Арсения выдвинуты под надуманным предлогом.

Гибель Святого

Миф об убийстве митрополита Филиппа После распада СССР убийство митрополита аксиоматически приписывали большевикам, однако их репрессивная политика по отношению к Церкви не служит автоматическим доказательством по конкретному эпизоду.
Митрополит Филипп II: причина смерти, краткая биография Значит казни, убийства митрополита Филиппа в Тверском Отроче монастыре не было, а Святитель просто умер.
Telegram: Contact @rian_ru В результате слова Владимира Путина о том, что Малюта Скуратов, может, и не убивал митрополита Филиппа (Фёдора Колычёва), стали трактоваться как некий сигнал, адресованный патриарху Кириллу и его либеральному окружению.

Последние минуты митрополита Филиппа

Президент России Владимир Путин во время выступления на Восточном экономическом форуме в пятницу, 3 сентября, озвучил версию, что Малюта Скуратов не убивал митрополита Филиппа и не проезжал мимо места его гибели, "а если проезжал, то мимо". Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram Увидели опечатку?

Иоанн Лествичник , писавший: «Блудных исправляют люди, лукавых — ангелы, а гордых — один Бог». Именно видя состояние царя, от митрополии отказались: митрополит Афанасий, оставивший кафедру, видя все происходящее; свт.

Герман Казанский, которого царь упросил занять митрополию — но не выдержал его обличений. Колебался также свт. Ведь виденное им в пустыни означало одно: ему предстоит стать митрополитом, чтобы принять мучительную смерть.

Иоанн Грозный и митрополит Филипп. Художник Кузьмин О. Говорят, что святителя склонили к принятию митрополии другие епископы.

Его убеждали, что он, с детства знавший царя, сможет повлиять на него, остановить казни. И убедили. Первые полтора года прошли относительно спокойно: царь, удовлетворенный его обещанием «не вступаться» в дела опричнины, позволял владыке «печаловаться», то есть заступаться за некоторых «бояр-изменников», даже слушал его советы.

Подвиг и убийство митрополита Филиппа В 1568 г. А за ними — открытый конфликт с царем. По свидетельству служивших при царском дворе иностранцев, митрополит сначала пытался беседовать с Иваном наедине, а 22 марта 1568 г.

Таубе и Э. Крузе приводят такие слова Предстоятеля, обращенные к царю: «Милостивейший царь и великий князь, до каких пор будешь ты проливать без вины кровь твоих верных людей и христиан? Долго ли будет продолжаться в Русском государстве эта несправедливость?

Татары и язычники и весь свет может сказать, что у всех народов есть законы и право, только в России их нет; во всем мире преступники находят у правительства сострадание, если ищут его, но в России нет сострадания для невинных и праведников. Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек и Он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками. Камни под твоими ногами, если не живые души, будут вопиять против тебя и обвинять тебя, и я должен сказать это тебе по приказанию Божьему, хотя бы смерть угрожала мне за это».

Святой митрополит Филипп укоряет Иоанна Грозного. Царь, жестоко мстя, архиерею, решил устроить над ним показательное судилище: начали с ареста, предания мучениям митрополичьих бояр, приближенных; пострадали также многие родственники святого; кроме этого, на Соловки была послана целая «комиссия» для сбора фактов о «неподобающей» жизни угодника Божия; преемника Филиппа на игуменстве, Паисия, за лжесвидетельство обещали сделать епископом; где силой, где посулами заставили клеветать других иноков; более же всего обвинял Филиппа в колдовстве, других грехах Новгородский архиепископ Пимен. Один из них, Федор Басманов, зачитал приговор беззаконного «церковного суда» с ложными обвинениями.

Сорвав архиерейское облачение, вытолкали старца из храма. Тогда же Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Год спустя, 23 декабря 1569 г.

Святитель отказался благословить поход опричного войска на Новгород, и был, по всей видимости, задушен — с ведома, а может быть, по поручению царя, тем исполнившего меру своих грехов. Арест митрополита Филиппа.

Летом 1567 года были перехвачены письма польского короля и литовского гетмана к очень влиятельным боярам, в современном понимании олигархам, с предложением идти под Литву. Это уже была государственная измена, которая грозила страшными последствиями для Русского Царства. Сама будущность России могла вполне измениться. От действий Помазанника Божьего зависело практически всё. Быть или не быть русскому народу. Начался розыск виновных, затем последовали казни.

Митрополит Филипп, понимая всю сложность ситуации, поддержал политику Царя, хотя и ходатайствовал о смягчении участи преступников. Он видел, что некоторые архиереи и священники молчаливо сочувствуют изменникам, и такое их поведение глубоко возмущало его, не находило в сердце отклика. С его уст слетали обличающие слова, в которых он лишь обличал высшую иерархию, неразумие духовенства, а вовсе не карающую десницу Христа Господнего - Царя. Никакой сан мира сего не избавит нас от мук вечных, если преступим заповедь Христову и забудем наш долг пещись о благочестии Благоверного Царя, о мире и благоденствии православного христианства». Владыко Иоанн Снычев в своей книге «Русская Симфония» пишет, что «как правило, эти слова Святителя Филиппа толкуются в том смысле, что он призывал пастырей, покорных Царской воле, восстать против опричнины. В самом тексте речи на такое её значение нет и намёка. Если уж говорить о «строго научном подходе», то нет вообще никаких доказательств, что многочисленные «обличительные» речи митрополита, приводимые в различных его житиях, были им вообще когда-либо произнесены. И потом, как известно, насильственной смерти митрополита Филиппа предшествовала целая история, связанная с его удалением с Московской кафедры.

У Святителя и Государя были общие враги, которые пытались, видя их дружбу, поссорить этих выдающихся людей. Царю Иоанну клеветали на Филиппа, а Святителю лгали на Царя, в результате ясно обозначилась разрушительная цель нечестивых сил. Но, Государь, зная своего друга, никак не поддавался на эти бесовские ухищрения, пока трое противников Святителя Филиппа не поехали в Соловецкий монастырь. Имена этих злоумышленников хорошо известны. Они льстивыми словами, угрозами и деньгами склонили к лжесвидетельству некоторых местных монахов, в том числе и их игумена Паисия. Тот возжелал, предложенной ему, епископской кафедры.

При этом царь рассчитывал на поддержку Филиппом своей политики. Однако вышло наоборот. Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди. Однажды, 22 марта 1568 года, Филипп и вовсе отказался признать Ивана Грозного, который пришел в храм в одежде простого опричника. Благословение от митрополита царь в тот день получил лишь после просьбы бояр. Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь. В качестве предлога для примирения накануне новгородского похода царя в 1569 году к святителю Филиппу за благословением выехал Малюта Скуратов. Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность. Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю, где с наигранным смирением попросил благословить Ивана Грозного на поход для искоренения измены в Новгороде и Пскове. С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой - не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел». Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой. Затем высокопоставленный опричник прошел в покои настоятеля монастыря, где заявил, что бывший митрополит скончался от угара, поскольку в его келье было слишком жарко. Эта версия событий хотя и не подкреплена неопровержимыми фактами, но считается общепризнанной. Ее сторонниками являлись такие выдающиеся историки, как Н. Карамзин, С.

ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ

Митрополит Филарет - обличитель Ивана Грозного Митрополит Филипп как будто прожил несколько разных жизней, и все они укладываются в его, не столь уж длинную, судьбу.
Путин рассказал о другой версии гибели митрополита Филиппа – Москва 24, 03.09.2021 Убийство митрополита Филиппа. Наиболее дискуссионным вопросом является история убийства Филиппа Малютой Скуратовым.

Путин: версия убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым — не единственная

митрополите Филиппе, его противостоянии с Иваном Грозным и о. Президент Владимир Путин в ответ отметил существование других версий смерти митрополита. Президент России Владимир Путин отметил наличие различных версий убийства митрополита Филиппа в Твери во времена опричнины Ивана Грозного. Будущий митрополит Филипп происходил из знатного рода бояр Колычевых. В 1567 году митрополит Филипп созвал церковный собор в работе которого принял участие царь Иван IV[39].

Первый священномученик — как убивали киевского митрополита Владимира

Более подробно узнать о том, как зарегистрироваться и найти данный проект на сайте «Наше Подмосковье», можно в данной инструкции: Инструкция по регистрации на сайте Наше-Подмосковье. Мы работаем благодаря Вашей помощи — тем средствам, которые Вы жертвуете. Мы будем благодарны тем, кто откликнется и поможет.

Духовные лица тоже понесли наказание: Филофея лишили сана; Паисия отправили на Валаам; Кобылина в монастырь. Но более позорное наказание понёс Пимен. Если в этом случае верить сообщению Шлихтинга, то царь сказал Пимену, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться. Царь велел посадить архиепископа на кобылу, которую назвал его женой и вручил ему атрибуты скомороха — музыкальные инструменты.

Курбский в своих сочинения поспешил Пимена «утопить» в реке. В действительности его заключили в Венёвский Никольский монастырь. Судьба Пимена служит косвенным, но красноречивым алиби для Ивана Грозного: если бы «обвиняемый» додумался загубить душу Филиппа, то Пимена он и подавно мог бы прихлопнуть как муху. В 1590 г.

В 1636 г. Патриарх Иоасаф I, постриженик Соловецкого монастыря, установил ему общецерковную память. В 1652 г. Инициатором перенесения был митрополит Новгородский Никон, будущий патриарх, который видел в этом особый смысл.

Соборным постановлением было определено перенести останки ещё двух московских иерархов: патриарха Иова, сосланного Лжедмитрием, и патриарха Гермогена, замученного поляками. Канонизация Филиппа, во-первых, служила Никону идеологическим оружием в установлении контроля над светской властью. Под его руководством Алексей Михайлович принёс публичное покаяние за деяния Грозного царя: «Молю тя и придти тебе желаю семо, еже разрешити согрешения прадеда нашего царя и великого князя Иоанна, нанесенное на тя нерассудно завистию и неудержанием ярости… И сего ради преклоняю сан свой царский за оного…». Во-вторых, мученик Филипп противопоставлялся не только Ивану Грозному, но и его наставнику митрополиту Макарию.

В этом случае под сомнение подпадал и Стоглавый собор 1551 г. Спустя 14 лет Алексей Михайлович на Соборе 1666-1667 гг. Пересмотр взгляда Алексея Михайловича на природу конфликта митрополита Филиппа и Ивана Васильевича не повлиял на первоначальную точку зрения: Филипп противопоставлялся царю и его наставнику митрополиту Макарию. Политические причины, и прежде всего необходимость отмены ряда решений Стоглавого собора, сыграли свою фатальную роль.

Собор 1666-1667 гг. До этих решений, сами греки, например архидиакон Павел Алеппский, называл русских людей святыми: «Во время службы русские стоят, как статуи, молча, тихо, делая непрерывно земные поклоны... Несомненно, что все эти люди святые: они превзошли подвижников в пустынях! По мнению А.

Солженицына, итог реформы был ужасен: «Через 40 лет после едва пережитой народом Смуты — всю страну, еще не оправившуюся, до самой основы, духовной и жизненной, потряс церковный раскол. И никогда уже — опять-таки на 300 лет вперед — православие на Руси не восстановилось в своей высокой жизненной силе, державшей дух русского народа больше полутысячи лет. Раскол отозвался нашей слабостью и в ХХ веке»142. Историческая роль и заслуги Ивана Грозного в сохранении единства Русской Православной церкви были фальсифицированы.

Именно тогда и родилась байка о Скуратове, якобы убившем Филиппа по приказу Ивана Грозного.

Маленького Федю отец готовил к государевой службе, в то время как мать прививала христианские ценности и воспитывала в благочестии и почитании к православию. В детстве Фёдора обучали грамоте по церковным книгам, учили уверенно сидеть в седле и владеть оружием. Несмотря на то, что мальчик прекрасно овладел воинскими навыками, он больше тяготел к книгам и молитвам.

Однако в ходе придворных интриг семья Колычёвых оказалась в опале. Многие родственники Фёдора были казнены, и молодой человек был вынужден покинуть столицу. Соловецкий монастырь Фёдору удалось добраться до Соловецкого монастыря, в который был принят послушником. Наравне с прочими послушниками вчерашний баловень судьбы много и тяжело работал: носил камни, рубил дрова, копал землю. Спустя полтора года Фёдор принял постриг в монашество и получил имя Филипп.

В 1548 году соловецкий игумен в силу своего почтенного возраста сложил с себя сан и предложил назначить своим преемником Филиппа. Монастырский собор поддержал это решение, и Филипп единодушно был избран игуменом Соловецкого монастыря. Филипп проявил себя грамотным администратором, при котором Соловецкий монастырь в короткие сроки стал культурным и промышленным центром Северного Поморья.

Тогда эти данные работали на демонизацию Ивана Грозного.

Но с выходом весной 2009 года фильма Павла Лунгина «Царь» сюжет наполнился новым содержанием. Из митрополита Филиппа слепили образ идеального главы Церкви, способного противостоять государю, обвиняя его во всех бедах страны. Судя по восторгу, с которым прогрессивная общественность восприняла этот неотличимый от продукции Голливуда «шедевр», у Лунгина всё получилось. Избранному в январе 2009 года патриарху Кириллу был предъявлен образец, которому он должен следовать.

Точнее всех эти настроения выразил протодиакон Андрей Кураев: «Не есть ли этот фильм своего рода духовное завещание от св. Филиппа к патриарху Кириллу? До избрания патриархом митрополит Кирилл Владимир Гундяев в течение 20 лет возглавлял отдел внешних церковных связей ОВЦС Московской патриархии и занимался налаживанием взаимопонимания с Ватиканом. По иронии судьбы именно при нём в начале 2000-х разразилась череда скандалов, спровоцированная политикой Ватикана, который слишком буквально воспринял мирный настрой ОВЦС.

Откровенное поощрение папским престолом прозелитизма и нарушений в отношении России принципа «канонических территорий», который строго соблюдался в Западной Европе, вызвало возмущение части церковных иерархов и православной общественности. В ответ представители не только отвергали факт прозелитизма, но и атаковали политику РПЦ. Дальше всех в этой полемике зашёл кардинал Каспер, обвинивший РПЦ в экклезиологической ереси. Став патриархом, Кирилл, несмотря на предъявленный ему образ митрополита Филиппа, попытался занять взвешенную позицию, что вызвало разочарование либерального лагеря.

Во время событий 2012-го окружение подталкивало его к активной поддержке протестов, но он, следуя в фарватере президента Медведева, ограничился невнятным заявлением о том, что протестующие — это тоже граждане России. Если верить слухам, сделано это было по просьбе опекавшей патриарха Светланы Медведевой. Нерешительность священнослужителя спровоцировала ответную реакцию в виде акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя и серии информационных кампаний: «часы патриарха», «квартира патриарха», «домоправительница патриарха». Сигнал был принят, и обе стороны сделали необходимые выводы.

Травля патриарха прекратилась, и он продолжил политику аккуратной поддержки церковных либералов и выращивания новых кадров. На этом фоне сам патриарх Кирилл время от времени делает знаковые заявления: то поблагодарит Путина за высокий уровень диалога Церкви и власти, то предостережёт «всяких начальников» от соблазна тирании. Митрополит Волоколамский Иларион в 2009 году сменил патриарха Кирилла на посту председателя ОВЦС, считающегося рассадником православного либерализма. Ранее, в начале 90-х, он был настоятелем православного собора в Каунасе, затем учился и защитил докторскую диссертацию в Оксфорде, преподавал в Кембридже, был членом исполнительного и центрального комитетов Всемирного совета церквей и Постоянной комиссии по диалогу между православными церквами и Англиканской церковью.

Затем возглавлял Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии РПЦ, и всё это время у него было полное взаимопонимание и прекрасные отношения с католическими коллегами.

Иван Грозный и смерть митрополита Филиппа

Он стал простым послушником и занимался строительными работами, колол дрова, копал землю — в общем, делал всё то, что едва ли входило в привычный распорядок дня боярского сына. Спустя полтора года Фёдор Колычёв постригся в монахи и принял имя Филипп. Наступает грозное время Монах Филипп смиренно переносил все тяготы жизни в обители и заслужил репутацию аскетичного и трудолюбивого человека. Монастырский собор выбрал его соловецким игуменом.

При нём в Соловках появилось многое, что и теперь видят гости монастырских земель. Филипп построил сеть водных каналов и дорог, осушил болота, обустроил лазарет, мельницы и солеварни. Успенский и Преображенский соборы тоже возводили в его время.

Так, Соловки стали крупным хозяйственным и культурным центром. Пока Филипп заботился о монастыре, над Первопрестольной сгущались тучи. В 1565 году Иван Грозный разделил все земли царства на две части — опричнина и земщина, а его личные «гвардейцы» — опричники выгрызали и выметали метлой измену, которую подозревал в своих подданных царь.

По сути, начался масштабный террор. Поставление Фёдора Колычева в митрополиты. Wikimedia Commons Пойти против царя московский митрополит Афанасий не смог, но не мог и одобрить происходившее.

Он оставил древний город и уехал в Чудов монастырь. Заменили его архиепископом Казанским Германом, однако и он оказался недостаточно сговорчивым. Церковью вновь некому стало управлять, и Иван Грозный решил призвать в Москву Филиппа.

Соловецкому игумену царь предложил митрополичий сан. Тот долго отказывался — слишком уж незавидна была судьба Афанасия и Германа, да и мириться с опричниной Филипп не желал. Лишь уговоры монарха, бояр и других священнослужителей заставили его стать митрополитом Московским и всея Руси.

Он дал слово не мешать политике Ивана и принял сан.

Высокий интеллект, разнообразные таланты и ориентация на Запад сделали его кумиром околоцерковной интеллигенции. Поклонники Илариона называют его модернистом, богословом западного толка, экуменистом, «универсальным человеком западной культуры» и даже «звездой первой величины в созвездии православных учёных» и видят в нём будущего патриарха. Помешать этому может только его неоднозначная репутация среди иерархов, которым не нравится весь этот либерал-экуменизм и присущий Илариону европейский лоск. Ещё хуже относятся к нему далёкие от верхушки РПЦ консервативно настроенные верующие. Они считают его главным «спящим» агентом Запада в Московской патриархии и обвиняют в использовании эфира на федеральном канале для нападок на покойного отца Димитрия Смирнова, продвижения сексуального образования в школах и антисемейного законопроекта «О профилактике домашнего насилия». Митрополит Псковский и Порховский Тихон старше Илариона на восемь лет, но его церковная карьера развивалась гораздо медленнее. Он долго служил в разных монастырях Москвы, участвуя в просветительской деятельности на посту ректора Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в 2002 году в Сретенскую духовную семинарию, и ответственного секретаря, а с 2016-го — председателя Патриаршего совета по культуре.

В 2003—2006 годах Тихон принимал активное участие в процессе воссоединения РПЦ с Русской православной церковью заграницей РПЦЗ , сопровождал Путина во время поездки в США, но успешное завершение переговоров никак не сказалось на его карьере. Перелом наступил в 2018 году, когда он был возведён в сан митрополита и назначен правящим архиереем Псковской епархии и главой Псковской митрополии. Это повышение открыло для него возможность претендовать на патриарший престол. Его позиция государственника, патриота и консерватора, обозначенная в выступлениях на интернет-портале «Православие. Ru», главным редактором которого он является, и на других ресурсах, а также в снятых им фильмах «Гибель империи. Византийский урок» 2008 и «Гибель империи. Российский урок» март 2021-го , превратила его в одну из узнаваемых фигур консервативно-патриотической части российского общества. СМИ связывают митрополита Тихона с группой силовиков-государственников, которые вместе с примыкающей к ним частью культурного сообщества видят в митрополите Тихоне своего кандидата на роль патриарха.

Подтверждением этой связи является история создания в Псковской области мемориала «Князь Александр Невский с дружиной». Инициатором этого проекта был Тихон, которого поддержало Российское военно-историческое общество, созданное в декабре 2012 года по указу президента Путина и имеющее опыт реализации подобных проектов. В попечительский совет общества входят министр обороны Сергей Шойгу, глава МВД Владимир Колокольцев и директор Федеральной службы охраны Евгений Муров, а его председателем является бывший министр обороны Сергей Иванов. Средства на создание мемориала 112 млн рублей были выделены Путиным из резервного фонда президента. При таком раскладе участие Путина в открытии и освящении мемориала и его общение с митрополитом Тихоном выглядит вполне естественно. Сам факт такого даже мимолётного общения автоматически станет поводом для пиара и разговоров об успехе Тихона в борьбе за пост патриарха. Эти игры силового блока вызывают ярость в либеральном лагере, представители которого называют Тихона «человеком ФСБ», «митрополитом с клеймом чекиста», а его сторонников — «мракобесами», которые «соскучились по Сталину и Малюте».

Там, по монастырскому поверью, Филиппу явился окровавленный Христос, предрекая дальнейшую судьбу и мученичество. Братья неоднократно пытались выбрать Филиппа игуменом, а тот неоднократно отказывался. Но в 1546 году он принимает игуменство и управляет монастырем 20 лет. Тяга к уединению и молитве у игумена Филиппа сочеталась с редкими административными способностями, а две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и запасливого Иосифа Волоцкого в его жизни соединялись без конфликта. При игумене Филиппе выросли земельные владения обители, богатые жертвователи, в том числе и сам царь Иван IV, сами одаривали монастырь вкладами. На полученные средства игумен начал масштабное строительство. При нем на Соловках поднялся каменный Успенский храм, трапезная палата, Спасо-Преображенский собор, множество хозяйственных построек, возникла сеть каналов и появилась несколько технических приспособлений, облегчавших тяжкий труд иноков. На Большом Заяцком острове появилась превосходная гавань с гостиницей. Пополнились монастырская библиотека и ризница. Вместе с тем, строгий устав, разработанный Филиппом, не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители давала добрый образец другим монастырям Беломорья. От судьбы не уйдешь Икона митрополита Филиппа. Слева — работы Симона Ушакова, 1653 год. Справа — святитель Филипп митрополит московский в житии, икона 17 века. Фото: wikipedia, obraz. Он вызывает Филиппа в Москву и предлагает стать митрополитом Русской церкви. Иван Грозный, хорошо разбиравшийся в людях, искал в лице Церкви союзника и знал, что будущий св. Филипп не интриган и не предаст.

Ранние годы Фёдор Степанович Колычёв мирское имя митрополита появился на свет 11 февраля 1507 года. Родители мальчика принадлежали к старинному боярскому роду. Маленького Федю отец готовил к государевой службе, в то время как мать прививала христианские ценности и воспитывала в благочестии и почитании к православию. В детстве Фёдора обучали грамоте по церковным книгам, учили уверенно сидеть в седле и владеть оружием. Несмотря на то, что мальчик прекрасно овладел воинскими навыками, он больше тяготел к книгам и молитвам. Однако в ходе придворных интриг семья Колычёвых оказалась в опале. Многие родственники Фёдора были казнены, и молодой человек был вынужден покинуть столицу. Соловецкий монастырь Фёдору удалось добраться до Соловецкого монастыря, в который был принят послушником. Наравне с прочими послушниками вчерашний баловень судьбы много и тяжело работал: носил камни, рубил дрова, копал землю. Спустя полтора года Фёдор принял постриг в монашество и получил имя Филипп. В 1548 году соловецкий игумен в силу своего почтенного возраста сложил с себя сан и предложил назначить своим преемником Филиппа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий