Новости кто такие отходники

Кто такие отходники? Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места.

ДЕНЬ ВАХТОВИКА

Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. Крестьяне-отходники обслуживали перевозки грузов по трактам и водным путям, причем не только местным. Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной. Кто такие отходники.

Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома

Пошло бурное развитие промышленности, мануфактур, сферы услуг. Получило новый толчок такое явление в экономике как отходничество. Добавками к земледельческому хозяйству по месту жительства в наших краях являлись в основном кустарные и земледельческие промыслы в своем регионе. Местные промыслы и работы внутри уезда были наименее оплачиваемыми, но являлись самыми распространенными видами отходничества. Белорусские губернии, а также Смоленская имели наименьшие от среднего уровня показатели обеспеченности землей. Тут приходилось на душу в среднем четыре десятины. Урожайность зерновых составляла примерно сам три или сам четыре. Местами отходничеств по большей части являлись Москва, Петербург, уходили люди на строительство железных или шоссейных дорог. В общем далеко от дома земляки старались не уходить.

Автор данных строк не нашел внятного объяснения причинам указанного явления. Во всех статистических справочниках и исследованиях приводятся другие, в том числе и хлебопроизводящие губернии за исключением Смоленской и Белорусских. Но кто-то ведь основал Смоленскую волость район в Алтайском крае? Почему именно там оказалась икона Смоленской Божьей матери Одигитрии? И вообще, как мужики в лаптях и при помощи тачек смогли построить почти десять тысяч километров Транссиба. Впрочем, данная тема к сельским рабочим отношения не имеет. Везде, где хозяйство русского крестьянина не давало необходимых средств к существованию и уплаты податей, способом пополнения данного недостатка являлись промыслы. Промыслы бывали местными, когда крестьяне находили заработок по месту своего жительства, и отходническими, когда ему приходилось искать его вдали от дома.

Местные промыслы условно можно подразделить на: 1 сельскохозяйственные или близкие к сельскому хозяйству, когда крестьяне нанимались на сельхозработы к близко живущим помещикам, или брали в аренду земли для обработки. Кроме того могли подряжаться для выгонки смолы, дегтя, рубки и возки дров, рыбной ловлей, охоты и т. Местные промыслы были распространены повсеместно на всей территории европейской России. Долгая и суровая зима давала мужику время для занятий местными промыслами. Крестьянам было удобно не покидая родных мест и сохраняя связь с семьей и хозяйством или же покидая свои усадьбы на непродолжительное время иметь некоторый источник доходов. В совершенно в иные условия поставлены отходнические промыслы крестьян. В «отход» уходили люди преимущественно лишние, которым дома ввиду разных обстоятельств не находилось место в период когда все селяне заняты на весенне-летне-осенних работах. На зиму, когда земледельцу вообще нечего делать в доме, эта категория крестьян возвращалась домой.

В течение нескольких месяцев люди проживали в чужом краю, в далеких от привычной среды условиях, общались с чуждыми их интересам людьми. Значение крестьян-отходников для государства было огромно. Таким своеобразным путем перетекала рабочая сила, так необходимая при зарождении капиталистических отношений в места, где впоследствии будут построены заводы, фабрики и данная категория населения переместится в города образуя рабочий класс капиталистической России. С постепенным увеличение городов росло и число крестьян уходивших на промыслы в эти города. Люди овладевали заводскими профессиями и вскоре становились горожанами. Очень часто крестьяне отправлялись наугад. Не будучи осведомленными о видах работ которыми им придется заниматься, шли имея лишь направление движения. Первое, с чем сталкивались мужики отправляясь в другие регионы империи это необходимость иметь паспорта.

Данная процедура не являлась затруднительной. Имелся лишь ряд ограничений, согласно которым паспорта не могли выдаваться, а выданные документы изымались. По месту жительства крестьяне не наделялись паспортами в обязательном порядке. Их должны были иметь лишь лица покидающие места своего проживания. Согласно Положению о видах на жительство от 3-го июня 1894 года все паспорта за исключением заграничных носили общее название «видов на жительство». Обязанностью получения вида на жительства обуславливалось оставление места постоянного проживания. Вид на жительство имел двоякое значение: 1 Удостоверение личности. Для работы в пределах своего уезда или вне его, при выезде на расстояние не свыше 50-и верст и на срок до 6-и месяцев, при необходимости могущем быть продленном, вида на жительства не требовалось.

Видами на жительство для крестьян являлись срочные паспортные книжки выдаваемые на 5 лет и годовые паспорта. Государственным Советом 7 апреля 1897 года паспорта выдаваемые сроком на 3 и 6 месяцев отменены. Сельским обывателям паспортные книжки выдавались волостными старшинами. По приговорам сельских обществ в предусмотренных законом случаях виды на жительство у крестьянина могли быть изъяты. Для волостных писарей, выдача паспортов - золотая пора. На отходнические промыслы направлялось очень много молодежи. Молодость — время, когда хочется рисковать, повидать новые места, одним словом хочется приключений. Выдавая паспорт подростку с припиской в годах, чтобы последнему не иметь дискриминации при найме на работу, писарь имел свой предпринимательский процент.

Если молодые люди не обладали догадливостью, то «штабной» работник не останавливался и перед вымогательством. Таким образом он всегда имел свои двадцать копеек с паспорта. А все дело в том, что работодатели разделяли рабочих на три группы. Полными рабочими считались взрослые мужчины, способные ко всем сельскохозяйственным работам. Вторую группу составляли так называемые полурабочие, к которым относились все женщины и мужчина в возрасте до 20 лет или старше, но слабосильные. Полурабочие мужского пола подразделялись еще на две категории: 1 от 12,13 до 15 и 16 лет — собственно основные полурабочие; 2 лет полурабочие большей силы, на экономическом языке нанимателей — «три четверти» рабочего, - это работники в возрасте от 16 до 20 лет, способные выполнять все работы полного рабочего за исключением косьбы. К полурабочим относились и работники пожилого возраста — от 55 до 65 лет, служившие в качестве сторожей. Третью группу работников составляли полурабочие малой помощи, то есть дети не моложе 8 лет и не старше 14 лет.

Работники данной группы исполняли обязанности свинарей, телятников, погонщиков у плугов, занятых на прополке. Каждая категория получала за свой труд разное вознаграждение. Вот почему так щепетильны были крестьяне при получении паспортов. Изыскание денег на дорогу. К весне материальная нужда в деревнях достигала крайних размеров. Но чтобы двигаться в путь нужен запас одежды, продовольствия и наличные деньги. Ничего этого, как правило, у крестьянина-пилигрима не было. В путь брали толокно толченый овес который в дороге распаривали в горячей воде.

Может прихватывали немного картофеля или репы. Большой редкостью путника являлся некоторый запас соленого сала. Выпадала иногда удача, когда находился оборотистый извозчик, набиравший себе пассажиров. По приезде к месту работ, из сумм задатков он покрывал все расходы по перевозке людей и зарабатывал на прогоне пути. Что касалось средств на дорогу, то без денег обходились две категории работников. Первые — те кому деньги высылали работодатели в виде авансов. Вторые — добирались до намеченной точки прося подаяния — с Христовым именем. Те, кто не мог отправиться в путь с протянутой рукой или не умея в дороге украсть добывали деньги путем продажи живности: овцы, теленка, последнего хлеба, а то и последних пожитков.

Имевшие надельную землю отдавали ее в аренду. Но вот крестьянин не находил денег. Отхожий рабочий занимал у богатого крестьянина, скажем 10 рублей, отдавал в залог десятину земли под посев озимого хлеба, с условием, что если через месяц не вышлет вместо 10 рублей -12 рублей, то к посеву должен выкупить свою землю за 15 рублей. Вот откуда появлялись "кулаки", иногда, кажется, называемые, большими тружениками. Это разорение. Богатенький мужичок раздавший, к примеру 200 рублей, в любом случае получал барыш рублей сто. Кроме того сдавал в аренду взятые в залог земли. Жестока жизнь в отношении слабых.

Небогат у мужика выбор найти денег. Был еще один кабальный путь. Крестьяне собирали зипуны, шубы, холсты и отправлялись к кому?... К тому самому мужичку — ростовщику. Мироед со знанием дела осматривает рухлядь и ставил условие: за каждые 10 рублей наличными выкупающий должен будет уплатить по 15 рублей. Это к примеру. Другие облагодетельствовали мужика не беря ничего в залог, но члены семьи заемщика должны скосить и связать, соответствующей сумме долга, озимый или яровой клин. Если мужику не улыбнулось счастье в чужой стороне и он приходил домой с пустыми руками, то вынужден был продать корову или овец, в противном случае семья оставалась без теплой одежды.

Последним способом добывания денег являлся заем у священников, помещиков и местных кулаков. Деньги брались естественно под неслабые, этак процентов под сто двадцать годовых. Способы передвижений крестьян. Расстояния на которые отправлялись пилигримы, даже с нынешних позиций скоростного века, не были маленькими. Нередко уходили за сотни верст туда, где предполагались сезонные или же постоянные работы. Ввиду беспросветной бедности собравшись в группы большей частью шли пешком. Шли с котомками на плечах где размещался походный скарб и необходимая провизия. Косари несли с собою косы.

Иногда скооперировавшись нанимали подводы, но в телеги укладывались только котомки и продовольствие, сами же крестьяне шли пешком. Владельцы подвод не разрешали никому садиться на телеги и тем самым обременять лошадь. Подводчик брал с мужиков по одному рублю и больше с человека, зато он сам ее содержал. По прибытии к месту работ лошадь продавалась, а мужик-владелец присоединялся к артели. Дополнительные муки доставляли местные власти по пути следования. Это те же крестьяне — деревенские власти, полиция, которые гнали их с улиц и площадей. В начале XX века, когда уже получило развитие железнодорожное и водное сообщение, данный вид транспорта не привлекал наших путников. Бесплатно, ни железные дороги ни водники пассажиров не возили.

Денег путники не имели, поскольку целью их дальних путешествий являлось как раз заработать денег. Впрочем, будет нечестно сказать, что пути сообщения совсем игнорировались крестьянами. Прогресс проник и в эту отрасль транспорта. Вместо чумацких «шляхов» многочисленные партии мужиков шествовали вдоль железнодорожного полотна и берегов судоходных рек, спокойно наблюдая как мимо них проносились быстроходные поезда или плавно проходили пароходы. Это все было не про них. Затем на продовольственных и санитарных пунктах вблизи мест работ на вопросы о способе передвижения отвечали, что прибыли по железной дороге. После детального расспроса выяснялось, что действительно прибыли по железной дороге, но только по железнодорожному полотну. Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ.

Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком.. Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей. Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например. В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили. По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны. Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное. Правда, были и другие времена, например, 60-е годы.

Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался. Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем. Другая картина. Тоскливо мерцает вагонный фонарь. Двери задвинуты наглухо. Люди спят. Одни скорчились на полу, куда в продолжение целого дня бросали корки, огрызки, окурки, плевали, выплескивали чай; другие растянулись на нарах шириной в две доски, не более чистых, чем пол; третьи забились под скамьи». Последние — самые счастливые, по телам их, по крайней мере никто не прогуливается.

Единственным сообщение с внешним миром служит маленькое под крышей окно. Воздух в вагоне такой, каким он должен быть при тридцати шести душах здоровых людей, не привыкших стесняться... Спирает дыхание сжимает виски". В такой обстановке проходят долгие, долгие дни томительно - медленного путешествия. Пассажиров IV класса дороги использовали как багаж, малой скоростью, подлежащий доставке по мере возможности и досуга.

Играло значит, роль в период становления капитализма.

При О.

Как оказалось, ненадолго. Архаическая модель жизнеобеспечения восстановила свои права, как только вернулась нехватка ресурсов. С той лишь разницей, что прежде нехватка ресурсов сводилась к малоземелью и низкому плодородию почв, а теперь — к отсутствию или низкому качеству рабочих мест на местном рынке труда. Таким образом, отходничество носит, как и прежде, вынужденный характер.

Однако, как и прежде, эта вынужденность весьма относительная: «Мотивация отходника обусловлена не только нуждой, он движим стремлением улучшить жизнь своих близких, желает, чтобы его семья жила в достатке» с. Достаток понимается как стандартный набор вещей, которыми надо окружить близких во что бы то ни стало. Плюс, конечно, оплата образования детей. Вызывает уважение такая самоотреченность, но, видя этих людей в деле, не могу отделаться от мысли, что они не работают, а «ишачат». Видимо, воедино слились рассказы шофера Гарика и торчащие из каждой сувенирной лавки Еревана ослиные уши. В 1990-е годы отходничество, начавшееся с окраин бывших союзных республик, охватило малые города европейской части России.

В 2000-е произошли два сдвига — отходничество сместилось, во-первых, на восток страны и, во-вторых, из малых городов в деревни. Причины, по которым малые города передали эстафету деревням, понятны. Не имея подсобного хозяйства и потеряв предприятия, жители малых городов первыми почувствовали, что вопрос «быть или не быть? Понятливые и энергичные пошли в отход. Деревни пытались пережить смутные времена, кормясь с земли. В 2000-е годы предприятия в городах постепенно восстановились, стал разрастаться бюджетный сектор.

Для части горожан отход перестал быть необходимостью. На их место пришли деревенские жители. Женщины пошли в торговлю, в общепит, в услужение няни, домработницы , а мужчины занялись строительными работами, стали охранниками, водителями и проч. Почти всегда отходники находят работу благодаря друзьям и родственникам. Сформировалась своеобразная региональная «специализация» отходников: выходцы из южных областей России пошли в охранники оказывается, «всю Москву охраняет Мордовия» — с. Плотницкому мастерству северяне учились не в профессиональных заведениях, а дома, у своих отцов.

Что, кстати, является еще одной формой автономии от государства: в тяжелый период люди мобилизовали умения, не связанные с государственной системой профподготовки. И неуплата налогов представляется в этом смысле «симметричным ответом» государству. Сколько в России отходников? Никто точно не знает. Чтобы узнать, социологи в течение двух лет при поддержке фонда «Хамовники» собирали данные в 33 населенных пунктах 16 регионов страны.

Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи — Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом подушной податью. Податными считались все лица мужского пола.

Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Навигация по записям
  • Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
  • Значение слова "отходник"
  • Что такое отходники в истории: объяснение и примеры
  • Отходничество | Понятия и категории
  • Распространённость отхожих промыслов в Российской империи

Отходники в XVII-XVIII веке

  • Основные характеристики отходников
  • Отходники в истории: что это такое и зачем они нужны?
  • Роль отходников в истории
  • Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома

Кто были такие отходники?

Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям. Влияние отходников на развитие общества Отходники имеют значительное влияние на развитие общества, поскольку они представляют собой источник информации о прошлых временах. При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице.

Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники

Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат.

К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами.

Многие, если не большинство, рядовые колхозники придерживались того же мнения. Когда крестьян Западной области в 1935 г. Так же как в крепостном и пореформенном селе, в колхозе ощутимо чувствовалось бремя коллективной ответственности по налогам и обязательствам — знаменитой круговой поруки. Резолюцию собрания правление послало в организации, о которых шла речь, и просило секретаря райкома поговорить с их директорами. Исключение отходника из колхоза с карательными целями могло иметь и другую подоплеку. Член партии с 20-х гг.

Потом эти дворы вступили в колхоз, фактически стали там верховодить и принялись мстить прежним врагам. Не удовлетворившись исключением Кукушкина, его немедленно обложили налогом как единоличника, заявив, что он торговал на базаре мясом. Это было правдой, по признанию самого Кукушкина, хотя продал он не так много, как говорили. Налог с него требовали дважды, в первый раз 384 руб. Например, в 1936 г. Стратегическая цель была ясна — заставить район снять свою неприемлемую кандидатуру председателя, предлагая альтернативный вариант, который устроил бы и село, и район70. Подведем итоги: если сравнить уровень отходничества в конце 30-х гг. Однако число отходников в конце 30-х гг. Во второй половине 30-х гг. Тем не менее, уровень отходничества к концу 30-х гг.

Да и престижного потребления отходника соседям не видно: рассказы о том, где были и на каких пляжах загорали — это не роскошные автомобили и богатая мебель, воочию завидовать нечему. А вот реальный общественный статус отходника не составляет предмета зависти соседей. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами, к которым допущен бюджетник, особенно бюджетник на государственной службе. В малом городе человек, получающий жалованье на порядок меньшее, чем заработок отходника, располагает существенно большими возможностями доступа к разнообразным нематериальным ресурсам, к власти, к локальным дефицитам, к информации, наконец. Семья отходника пока еще не ощущает дискриминации в сфере общего образования, но уже есть признаки этого, проявляющиеся в доступности услуг здравоохранения, особенно когда речь идет о сложных операциях и редких лекарствах, распределяемых как дефицит. Резче проявляются различия в доступе к «собесовской кормушке»: отходнику труднее получить разнообразные льготы, практически очень трудно оформить инвалидность очень полезная льгота, о которой мечтают многие; потому, в частности, у нас в стране так много «инвалидов». Семьи отходников сталкиваются с большими, чем соседи, трудностями, например, в такой специфической области экономики домохозяйства, как жизнеобеспечение семьи за счет приемных детей: шанс организовать семейный детский дом ниже.

Иными словами, в социальном государстве эти люди, по всем признакам ничем не отличимые от остальных, все же оказываются дальше от «кормушки». Причина этого мне видится в «удаленности от государства» людей с таким образом жизни [31]. Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот. Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Плоды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены».

Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из политической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процессе» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты. Много важнее для власти — а особенно для муниципальной — те, кто желает «получать зарплату» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюджетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание. Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной администрацией для обустройства вверенной территории.

Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, говорят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику района, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации? Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах — и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь. Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества. Но существование отходничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него.

В чем могут выражаться эти последствия? По сути наблюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия органов местной власти с разными группами местного населения приводит к нарушению системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с другой — активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного населения — прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, — выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует перекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффективным. Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества. Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества.

Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отношениях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может выступить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности. Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего общества, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски. Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидарно, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабильности и солидарности. Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагоприятны.

Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти. Разрушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, таким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества. Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансировались из трех источников. Анализ нарушений в системе взаимосвязей институтов местного общества и власти». Значительную работу по сбору полевого материала в 2009—2012 годах осуществила под моим руководством группа молодых исследователей — Я. Заусаева, Н.

Жидкевич и А. Помимо этих основных исследователей в работе по сбору материалов эпизодически принимали участие еще 14 человек, аспиранты и студенты факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Я с большим удовольствием выражаю благодарность всем участникам исследования. Нередко используются термины, сложившиеся в публичной среде. Таковы, например, «гастарбайтеры», «челноки», «шабашники», «вербованные», «вахтовики», «бичи» и, наконец, «отходники». Устанавливаемые самими социологами термины корявее, беднее по содержанию «маятниковые мигранты», например. Интересные замечания относительно формирования в СССР и современной России некоторых видов экономической активности, связанных с трудовой миграцией, приведены в статье: Шварцбурд Ц.

Достаточно концептуальные описания трансграничной миграции и отходничества как отдельного вида трудовой миграции приведены, например, в работе: Дятлов В. Более того, в Костромской области мы обнаружили, что эти люди не только знают исходное значение термина «отходничество» — в отличие от большинства социологов и экономистов, — но и помнят, что отходниками были их деды и прадеды. История одного города. Оправдательные документы. Да и по природе своей эти ныне трансграничные, а по сути внутристрановые трудовые миграции родственны. При отходничестве крестьянин становился на время наемным рабочим... Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков.

Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. XVIII в. В 1-й половине XIX в. Однако такие оценки даже для начала XIX века занижены. Отход крестьянства Костромской губернии на заработки. Кострома: Издание Костромского губстатотдела, 1927. Замосковский край в XVII веке.

Отхожие промыслы Чухломского уезда. Чухлома, 1926. История русского народного хозяйства. Ростовский уезд Краткий краеведческий очерк. Ростов-Ярославский, 1926. Питерщики-галичане Этнографический очерк. Галич, 1928.

В 2-х томах. Том 1. Глава VII.

Я знаю немало эйчаров с региональными филиалами. И что получается?

Ищут человека в Москве. Условно говоря, пишут, что 100 тысяч зарплата. Такие же функции, такой же уровень компетентности — 50. И особенно сейчас в связи с удаленкой это просто… И человек: «Я знаю, что я такой классный, а мне…» — «А ты же не в Москве. Значит, мы тебе будем платить в два или полтора раза меньше».

Еще и этот фактор. То есть хочется справедливости, хочется достойной оценки своих знаний… Варвара Макаревич: …и своего труда. Никита Мкртчян: Здесь есть ряд спорных моментов. Во-первых, за зрелищами люди, особенно мужчины а это молодые мужчины и мужчины среднего возраста , не едут. Они едут тяжело работать.

Если это северная вахта, то это поселок, из которого зачастую нельзя выйти. Ни о каких театрах, консерваториях и так далее… Варвара Макаревич: Мы позже поговорим про условия жизни. Никита Мкртчян: Вот это невозможно. Женщины в трудовую миграцию ездят мало, по крайней мере то, что мы видим по статистике. Варвара Макаревич: Какое соотношение?

Никита Мкртчян: Соотношение — 83 на 17. Вот так вот. То есть женщины едут — это в основном достаточно образованные женщины. И вот они едут как бы чаще всего в Москву, например, и так далее. А вот северные вахты и так далее — это практически абсолютно исключительно мужская работа.

И развлекаться там негде. Сейчас я как раз Никите хочу задать вопрос. Заговорили про Москву, заговорили про регионы. Понятно, что едут как раз в более крупные города, в Москве в частности. А есть ли регионы, из которых люди не хотят уезжать?

Никита Мкртчян: Понимаете, уезжают практически отовсюду. Не уезжают из крупных городов. Из крупных городов, где эти рабочие места и сконцентрированы, на которые едут работать, вот оттуда практически не уезжают. Хотя, конечно, примеры обратные есть. Но я думаю, что крайне мало отходников уезжают из Москвы, Питера, Самары и так далее.

Ну, туда, наоборот, все приезжают. И мало уезжают из северных регионов, потому что туда приезжают. Варвара Макаревич: Туда как раз приезжают работать. Никита Мкртчян: Оттуда куда-то уехать — ну зачем? Там зарплата повыше в принципе.

Кроме того, настолько далеко и дорого ехать, что не наездишься. Варвара Макаревич: Понятно, хорошо. Давайте как раз далее обсудим, кто эти люди, которые уезжают на сезонные работы, и как они там живут. Кстати, хочу напомнить, что если вы смотрите нас на YouTube, то поставьте лайк этому видео — и тогда его увидит больше людей. Сергей, а в каких сферах сегодня чаще всего работают отходники?

Я могу начать эту игру. Я назову охранников, наверное. Это одно из первых, что приходит на ум. Какие еще позиции, должности работы? Сергей Бойко: Практически мы уже многое назвали.

Я могу сказать юмористическую фразу, в которой есть, конечно, доля желчи: мы превратились в страну контролеров и охранников. Мне приходилось сталкиваться даже с женщинами, которые работают охранниками, допустим, в поликлинике или в клинике, приезжают работать из Владимирской области. Поэтому понятно, что сезонные работы могут затрагивать и лесное хозяйство, и агропромышленный комплекс. Конечно, это не касается геологоразведки газа, нефтедобычи и так далее. Еще строительство может быть сезонным.

Понимаете, в чем дело? Поскольку я человек довольно взрослого поколения, я помню, что в Советском Союзе, допустим, было специальное постановление Совета министров, которое разрешало жителям Армении, тогда части Советского Союза, заниматься наравне со студентами строительных отрядов, строить в сельских районах Казахстана, Сибири и так далее, там все это делалось. А потом, естественно… Никита Мкртчян: То самое шабашничество. Сергей Бойко: Да, шабашничество, как называлось в простонародье. Потом традиционно у нас ездили на нефтяные и газовые промыслы из Азербайджана, из Западной Украины.

Все это довольно ситуационно сейчас. Мне приходилось несколько лет назад при поездке туристической из Великого Новгорода в Псков в районе города Луги столкнуться… В субботу вышел из гостиницы, стоят автобусы, собирают местных людей на вахту. Я подошел специально и спросил. Говорят: «На десять дней, на неделю, на две недели». Вот вам и отхожий промысел уже в современной сфере услуг — в ритейле.

Варвара Макаревич: То, как он выглядит сегодня. А давайте посмотрим, как выглядят условия проживания для тех, кто едет на сезонные работы. С точки зрения психолога, можете ли вы пояснить, предположить, сколько лет таким образом человек может работать из сезона в сезон? В какой момент настанет то, что сегодня называется выгоранием, когда он поймет, что больше не может? Или для этого вообще должен быть какой-то особый склад, и если человек такого склада, то он может сколько угодно так работать?

Александр Кичаев: Если мы говорим о работе, связанной с физическими нагрузками то, о чем говорили: строительство, нефтегазовая добыча и прочее , то там, конечно, все зависит от того, хватит ли у него сил в 30—40 лет, то есть от того, насколько он быстро лишится своих физических сил. А что про психическое здоровье и силы? Александр Кичаев: Ну, психическое здоровье… Я не хотел бы, чтобы мы считали, что уезжают только люди с рабочими профессиями. Уезжает и интеллигенция, и менеджеры, и так далее. Если у него высшее образование, он не пойдет на вахту.

Он как раз поедет в крупный город или в Москву и будет искать там место где-нибудь в офисе. Это может быть действительно на сезон, а может быть и с желанием переехать. Варвара Макаревич: Ну смотрите, даже в этом случае условия все равно будут явно не домашние. Александр Кичаев: Не домашние, не домашние. Варвара Макаревич: Они все равно будут, скорее всего, хуже.

Александр Кичаев: И в пандемию, кстати говоря, многие, кто из регионов приехали в ту же Москву, они вернулись обратно, вошли во вкус удаленки и сейчас экономят на жилье, на очень многом. А теперь — что касается выгорания. Что такое выгорание? Это если нет перспектив либо роста, либо расширения своего круга знакомств. То есть человек остановился и, может быть, начинает деградировать.

И вот тогда у него пропадает мотивация к развитию как специалиста, как личности. Варвара Макаревич: А есть ли какой-то временной промежуток, когда мы понимаем, что вот это настанет через полгода, год, три таких вахтовых работ? Александр Кичаев: Ну, у кого как. Варвара Макаревич: Индивидуально? Александр Кичаев: Да.

Для кого-то хватит один раз на вахту съездить — и больше он, как сказал этот товарищ, не поедет. А кто-то будет ездить, особенно если у него семья и куча родственников. Варвара Макаревич: Денис, а какие запросы у людей, которые едут таким образом на заработки? Насколько больше они хотят зарабатывать? Есть ли какие-то данные?

Хочется зарабатывать в два раза больше? Просто чуть-чуть больше? Денис Парфенов: Коллеги, понимаете, главный мотиватор — это, к сожалению, то, что голод не тетка, пирожка не подаст. Поэтому люди устремляются на такую работу, конечно, в надежде вырваться из той социально-экономической ниши, в которую они попали, к сожалению, и не по их вине, как правило. Естественно, люди хотят, чтобы заработок значительно отличался от того, что можно перехватить, я не знаю, опять же подрабатывая в соседней какой-то лавочке или где-то еще.

Другой вопрос: способна ли экономика предложить им как бы в достаточной степени удовлетворяющие их пожелания? Причем пожелания, на мой взгляд, вполне справедливые, чтобы выйти на какой-то более или менее приемлемый уровень жизни для себя, для своей семьи. Во многих случаях, увы, этого не происходит. То есть, скорее, идет как бы компенсация того… Труд у нас в целом в стране недооценен в большинстве отраслей. И люди, уезжая на вахту, не получают какие-то сверхбольшие деньги, а лишь получают то, что они должны были бы получать, работая где-то поблизости от дома.

Поэтому в этом плане мы должны здесь не только и не столько, может быть, на самих вахтовиках сосредотачиваться, не на людях, которые отхожим промыслом занимаются, а на том, что в принципе у нас структура рынка труда и та сетка заработных плат, которая в нем сейчас установилась, она скорее выгодна бизнесу и предпринимателям, которые людей нанимают, но никак не представителям наемного труда, не рабочим, не труженикам. Никита Мкртчян: Мы проводили исследование: примерно в два раза должен человек зарабатывать больше, чем он может заработать в своем маленьком городе. Варвара Макаревич: Чтобы что? Чтобы он был доволен? Никита Мкртчян: Конечно.

Варвара Макаревич: А чаще издержки на переезд ложатся на человека? Человек едет заработать. Ему нужно купить автомобиль. Ему нужно это, это, это… Варвара Макаревич: Кстати, у меня был вопрос к вам. То есть, если поделить, условно, на две категории, то за чем люди чаще едут?

Чтобы вообще вырваться из бедности и хотя бы выйти на какой-то ровный и стабильный уровень дохода, который позволит им растить детей? Или как раз, чтобы совершить какую-то крупную покупку?

Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. работа крепостного крестьянина, как правило, в качестве рабочего мануфактуры, вне владения помещика, по разрешению помещика. С отходников помещик получал оброк.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий