Новости 19 февраля 1861 событие

Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года. Третьего марта 1861 года (по новому стилю; по старому — 19 февраля) был провозглашен Манифест об отмене крепостного права в Российской империи. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю

Крепостное право — это рабовладение? Да, как минимум для многих современников крепостного права. В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев писал: «Земледельцы и доднесь между нами рабы; мы в них не познаем сограждан нам равных, забыли в них человека». Было ли крепостное право похоже на американское рабовладение? Не совсем.

Закон формально но далеко не всегда на практике защищал крепостных от чрезмерных поборов и насилия владельца. Крепостные, в отличие от рабов, которые находились в полной личной собственности владельца, содержали себя сами, отдавая часть своего дохода — деньгами или продуктами — владельцам земли, к которой были прикреплены. Слово «рабство» со временем заменяют «крепостным состоянием», а затем — «крестьянским вопросом». Однако сути дела это не меняет — если человека можно купить или проиграть в карты, для описания его статуса не нужно искать сложных слов.

В основе крепостного права не было какого-то одного закона, оно складывалось постепенно и в итоге так глубоко укоренилось в сознании и повседневной жизни людей, что помыслить иное положение вещей для многих было очень сложно. В том числе поэтому его было так трудно отменить. Можно сказать, что крепостное право было следствием специфической ситуации с собственностью в России: вся земля принадлежала князю и раздавалась в качестве вознаграждения за военную или гражданскую службу. Крестьяне, жившие и работавшие на этой земле, закреплялись именно отсюда происходит слово «крепостной» за ее хозяином.

Окончательно крепостное право сложилось к середине XVII века — по Соборному уложению 1649 года владельцы земли получили право на бессрочный розыск беглых крестьян. Так у крестьян появились хозяева. Практики продажи крестьян без земли Уложение еще не фиксирует, но у государства того времени не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать. Уже в конце XVII века продажа, обмен или дарение людей стали обычным делом.

Сколько людей в России были крепостными? Крепостными были только подданные Российской империи или можно было себе купить африканских рабов? К 1861 году в России 23 миллиона крепостных крестьян. Были и другие — «государственные», прикрепленные к земле, которая принадлежала казне, или «удельные», принадлежавшие императорской семье.

По данным ревизии 1857 года, их было еще 29 миллионов человек, а всего в стране проживало немногим больше 60 миллионов. Николай Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» Закон никак не регламентировал владение чернокожими рабами, хотя известно, что в аристократических семьях в XVIII веке было модно иметь чернокожих слуг.

Однако поскольку юридически института «рабства» в империи не существовало, находились они на положении лично зависимых домашних слуг, то есть дворовых. Впрочем, некоторые выходцы из Африки имели и статус свободных людей. Все знают про прадеда Пушкина, «арапа» Петра I Абрама Петровича Ганнибала, который служил царю в качестве секретаря и камердинера, а затем дослужился и до одного из высших генеральских чинов. Крепостного можно было бить — и ничего не будет?

Столыпин во главе правительства. Толстого, волна связанных с этим событием массовых собраний, митингов и демонстраций. Бейлиса, обвиняемого в ритуальном убийстве. Коковцова с поста премьера, назначение премьер-министром члена Государственного совета И. Последние записи:.

Положениями отмены крепостного права активно занялись созданные редакционные комиссии. Надвигающиеся перемены встретили непонимание и сопротивление со стороны дворян: помещики не желали отдавать землю крестьянам. К тому же, после реформы управление крестьянами должно было сосредоточиться в руках правительства, что не входило в планы дворян.

В свою очередь, правительство понимало необходимость учесть в проекте реформы интересы всех сторон. Поэтому проект упразднения крепостного права базировался на следующих положениях: индивидуальный подход к определённым территориям, имеющим свои особенности; необходимость переходного периода для перевода хозяйств в рыночные отношения; гарантия выкупа для помещиков при освобождении крестьян После подготовки редакционными комиссиями положений про отмену крепостного права проект реформы был вынесен на рассмотрение и утверждение государственных чинов, входящих в Главный комитет. Манифест 1861 года: плюсы и минусы отмены крепостного права На заседании Госсовета по крестьянскому делу царь потребовал одобрения проекта, предложенного составителями. С российским крепостным правом навсегда было покончено, а крестьяне объявлялись свободными. Земля, правда, оставалась собственностью помещиков, и за пользование наделами крестьянам нужно было либо платить деньги, либо отрабатывать. Полную независимость от помещиков крестьяне могли получить после полного выкупа земельных наделов. До этого они считались временно-обязанными крестьянами. Выкуп помещикам платила казна, а крестьянам давались 49 лет для погашения долга перед государством. Также были созданы крестьянские общества, объединяющие земли бывших крепостных.

Внутренние вопросы было доверено решать сельскому сходу, который возглавлял сельский староста. Крестьян, не промышляющих земледелием, освобождали без земельного участка. Впоследствии они могли присоединиться к любому обществу. Соглашение помещиков с бывшими крепостными крестьянами регламентировалось уставной грамотой, предусматривающей также размер земельного надела. При разногласиях во время составления таких грамот спор должны были урегулировать мировые посредники — местные дворяне, утверждающие уставные грамоты. Реакция на столь долгожданное событие была неоднозначной.

Между тем министерство внутренних дел продолжало работать, и Алексей Левшин составил свою записку с идеей освободить крестьян без земли.

Большинство комитета этой записке хода не дало. Оказавшись перед лицом сопротивления и дворян, и своего комитета, царь вынужден был вмешаться. Он ввел в сентябре 1857 года в комитет своего брата, Константина Николаевича, противника крепостного права, и поручил ему вести заседания. Прошли бурные заседания 16, 17и 18 августа 1857 года. Под его нажимом Секретный комитет принял решение начать подготовку мер «по улучшению быта помещичьих крестьян»; даже слово «освобождение»по-прежнему не употреблялось. Секретный комитет зашевелился. Впрочем, шевеление это было очень и очень ленивым — в августе 1857 года Секретный комитет решил для начала «собрать данные» и разработать проект, причем отвел на этот «нулевой цикл»реформы … 20лет!

Царю, столкнувшись с таким тихим, но явным саботажем, пришлось пойти другим путем — и представить отмену крепостного права инициативой самих помещиков. Для этого был придуман хитрый ход… Инициатива снизу, организованная сверху В 1857 году литовские дворяне написали царю прошение об отмене довольно куцых «инвентариев», ограничивавших крепостное право в Виленской и Гродненской губерниях, в Литву был тут же послан верный верный адъютант царя Владимир Назимов, который популярно объяснил помещикам, что ни о какой отмене «инвернтариев»и речи быть не может, а помещикам лучше согласиться с отменой крепостной зависимости вообще. Литовские помещики слегка обалдели… и согласились с напором столичного гостя. Оборотистый Владимир Назимов тут же предоставил царю записку, в которой изобразил пожелания литовских помещиков как искреннюю просьбу об отмене крепостного права вообще. Он передал столь «нужное» письмо вместе с запиской царю, а тот переслал его в Секретный комитет. Но Комитет собирался только по субботам-и потратил три недели, обсуждая письмо литовских дворян, и конца обсуждению не предвиделось. Большинство комитета было против, но нашлось и меньшинство вместе с братом царя Константином , которое наконец-то высказалось «за».

Царь Александр II этой зацепкой воспользовался, проявил свою самодержавную волю и поддержал мнение меньшинства. За какие-нибудь три дня вслед за этим Алексей Левшин подготовил рескрипт Владимиру Назимову. Царь воспользовался им же организованной «инициативой снизу»и объявил:«Одобрить благие намерения литовских дворян»и открыть в каждой из трех губерний — Ковенской, Виленской и Гродненской — официальные комитеты для выработки предложений об устройстве быта крестьян». Хорошо зная цену этой «инициативе снизу», царь решил лишний раз не искушать судьбу. Комитеты получили из Петербурга ЦУ, объясняющие, чем они должны заниматься и как. К рескрипту Владимиру Назимову министр добавил циркуляр, в котором впервые вместо «улучшение быта»было сказано «освобождение». Указания из центра были следующими: земля остается помещикам, крестьянам — их дома за выкуп.

«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю

Пресловутая неготовность крестьян к свободе забыта, главное — обойти сопротивление помещиков, которые не хотели расставаться со своими привилегиями. Основная задача императора — сделать так, чтобы инициатором реформы был не он, а сами дворяне. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Вскоре работа над реформой началась. Учрежден Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В него вошли десять главных чиновников страны — крупнейшие бюрократы еще николаевской эпохи. Комитет возглавил сам Александр II, однако год работы не имел никакого практического результата: члены комитета лишь признали, что крестьяне «вовсе не приготовлены к получению внезапно и вдруг свободы» и освобождение должно быть постепенным.

Александру II было важно, чтоб инициатива реформы исходила от самих помещиков, и эту роль берут на себя литовские дворяне. Это предполагало создание в губерниях специальных комитетов во главе с дворянским предводителем. Рескрипт содержал четкую программу реформы — освобождение без земли, арендные отношения между помещиками и их бывшими крепостными, сельская община как способ организации освобожденных крестьян и административная власть помещика над ними. Копии рескрипта были разосланы всем губернаторам — правительство едва ли не заставляло дворян включиться в работу над освобождением, и в течение года комитеты возникли в каждой губернии. После публикации рескриптов Назимову и другим губернаторам и образования губернских комитетов работа над крестьянской реформой стала публичной. Главный — по отношению к губернским, которые в течение всего 58-го года работали над детализацией программы, изложенной в рескриптах, — определяли размеры крестьянских наделов и повинностей и границы административной власти помещиков над освобожденными крестьянами. На заседании Главного комитета Александр II выдвинул новые основания для работы над реформой: «а чтобы крестьянин немедленно почувствовал, что быт его улучшен; б чтобы помещик немедленно успокоился, что интересы его ограждены; в чтобы сильная власть ни на минуту на месте не колебалась, отчего ни на минуту же общественный порядок не нарушался».

В соответствии с этими принципами 4 декабря Главный комитет сформулировал новую программу реформы, которая включала в себя предоставление крестьянину возможности выкупить свой надел с помощью государственного кредита. При Главном комитете начали работу Редакционные комиссии — множественное число в их названии осталось от первоначального замысла двух комиссий, общей и региональной, но в итоге комиссия была единой. В нее вошло 38 представителей различных ведомств и разнообразных «экспертов», включая активных противников крепостного права Николая Милютина, Юрия Самарина, Якова Соловьева и др. Комиссии возглавлял военный, глава всех российских военно-учебных заведений и член Государственного совета Яков Ростовцев. Май 1860 г.

Поэтому, когда мы говорим, что монастыри и епископские кафедры владели селами — надо понимать, что владели они землями, населенными свободными общинниками. Эти общинники выплачивали владельцу земли, то есть Церкви, определенный налог, и в каком-то смысле их можно назвать арендаторами.

Если за ними не было долгов, то они могли уйти с этой земли куда угодно. Крепостными они не были. Но так было до XVI века. А вот затем начались очень сложные исторические процессы, когда, с одной стороны, в западноевропейских странах происходила эмансипация, то есть освобождение крестьянских общин от феодальной зависимости, а с другой стороны, в Восточной Европе, наоборот, усилилось закрепощение крестьян. Даже можно провести условную границу — к востоку от Эльбы. Процесс этого «нового закрепощения» охватил северовосточные земли Германии, Польшу и, чуть позже, Московскую Русь. Причина прежде всего в экономике: восточное побережье Балтийского моря в тот момент стало хлебородной житницей Европы, причем пригодной для земледелия земли было много, а рабочей силы — мало.

Поэтому-то крестьян и стремились жестко прикрепить к земле. В Германии и Польше это была инициатива помещиков, а в России — государства. Отсюда и последовательное ограничение прав крестьян на уход с земли введение так называемых «заповедных лет» , а в итоге и вовсе отмена Юрьева дня в конце XVI века. При этом надо понимать, что весь XVII век — это время активного закрепощения крестьян именно государством. Государство исходило из фискальных нужд: если люди жестко прикреплены к земле, то с них проще взять налоги. Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право — это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий.

Алексей Венецианов. То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными? Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс.

А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью.

Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей.

При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.

В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы.

Кстати, годовщину отмены крепостного права правильней отмечать именно 3 марта, так как все события, произошедшие в России после 15 октября 1582 года ныне принято отмечать по григорианскому, а не юлианскому календарю, которым был отменен только в 1918 году. Поэтому, например, годовщина Октябрьской революции, случившейся 25 октября 1917 года, отмечалась 7 ноября. Манифест Александра II стал очень важной вехой в истории России, но как таковой не решил всех проблем уже бывших крепостных крестьян. Люди получили свободу и права, но не землю — она оставалась собственностью помещика, а без земли крестьянин мог разве что податься на заработки в город. Для крестьян, не желавших покидать свои дворы, практически ничего не изменилось. Впереди были десятилетия работы, необходимые для возврата своей земли.

Бесплатно частную собственность крестьяне получили только в 1910 году благодаря Столыпинской аграрной реформе, которая закрепляла за крестьянином двор, на котором тот проживал. Крепостное право и рабство — сходства и различия Между рабством, процветавшим в то же самое время в Северной Америке, и крепостным правом гораздо больше различий, чем сходств. Общим в обоих случаях было подневольное положение людей, вынужденных трудиться в имении или на производстве их владельца. В определенный период крепостные в Российской империи даже были приближены к рабам — еще не лишенные прав до конца, но и практически не защищенные законом от произвола и «людоедского» отношения. В самые тяжелые для русских крестьян времена барину допускалось использовать их труд без ограничений по времени и количеству дней в неделю, свободно распоряжаться крестьянским имуществом и прибылью, а также беспрепятственно продавать людей поодиночке, разлучая их с семьями. Не гнушались помещики и телесных наказаний, которые, однако, были строго регламентированы законом. Но всё же в условиях крепостничества крестьянин оставался человеком, наделенным определенным набором прав, хотя и сильно ограниченным в своих свободах. Крестьянин имел свой собственный дом, некоторое имущество чаще всего орудия труда и землю для возделывания в личных целях.

Также крестьяне могли жениться, хотя и с одобрения помещика, и передавать детям по наследству свое имущество и надел. Более того, так как крестьянин оставался субъектом права, то он сам представлял себя в суде и даже мог подать жалобу на жестокость или несправедливость помещика — сначала напрямую государю, а затем в местные власти, которые передавали жалобу выше. Несмотря на то, что крестьянин находился на самообеспечении, в случае пожаров, катаклизмов или неурожая помещику предписывалось поддерживать своих крепостных. Тем не менее, жестокость крепостного права менялась, тогда как рабство на протяжении всего своего существование в Америке оставалось рабством. Если крепостное право задумывалось как способ наполнения государственной казны и метод борьбы с миграцией рабочего люда, то рабство являлось совершенно прагматичным способом заработка денег частным бизнесом. Когда английские колонии размножились на восточном берегу Северной Америки, стало ясно, что рабочих рук на новых землях категорически не хватает.

История - тайны и загадки

Ланской и А. Милютиным при участии К. Кавелина план освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии ныне город Полтавского района Полтавской области, Украина , в котором обосновывалась необходимость проведения реформы одновременно по всей России с предоставлением бывшим крепостным надельной земли в собственность. В конце декабря император выступил против реализации плана Милютина во всероссийском масштабе. Орловым , а с 25 сентября 7 октября 1860 г. К августу его членами была разработана программа постепенного решения крестьянского вопроса, в которой были предусмотрены 3 этапа: «приуготовительный» смягчение крепостного права, сбор материалов для подготовки освобождения крепостных в будущем , «переходный» постепенное наделение крестьян личными правами при оставлении их «крепкими земле» , «окончательный» «когда крестьяне, получив права личные, будут поставлены в отношениях своих к помещикам как люди совершенно свободные» Конец крепостничества. Этот план был 18 30 августа одобрен Александром II. После этого император отправился за границу в Киссинген ныне Бад-Киссинген, Германия , по пути встретившись в Вильно с В. Назимовым, сообщившим государю о готовности местного дворянства выступить с инициативой обсуждения условий освобождения принадлежавших им крестьян. В Киссингене император встретился с известным прусским экономистом А.

Горчакову записку, в которой предрекал начало социальной революции в стране в случае отказа власти от отмены крепостного права. Там же Александр II беседовал о способах разрешения крестьянского вопроса с великой княгиней Еленой Павловной и графом П. Киселёвым, с 1856 г. В результате император решил приступить к скорейшей разработке реформы. В октябре 1857 г. Ланской представил Александру II полученное от Назимова ходатайство инвентарных комитетов Виленской, Гродненской и Ковенской губерний об отмене крепостного права при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. Под давлением императора Секретный комитет постановил поручить министру внутренних дел разработать текст рескрипта Назимову. В результате 20 ноября 2 декабря Александр II подписал подготовленный под руководством А. Лёвшина Высочайший рескрипт на имя генерал-губернатора Виленской, Гродненской и Ковенской губерний, в котором излагалась первая определённая правительственная программа реформы — личное освобождение крестьян, предоставление им «усадебной оседлости» в собственность «посредством выкупа» и полевой земли за исполнение повинностей, сохранение вотчинной полиции в руках дворян.

Разрабатывать конкретные проекты реформы должны были губернские комитеты по крестьянскому делу , формировавшиеся из состава местных дворянских корпораций Конец крепостничества. Более предметное изложение данных условий содержалось в отношении министра внутренних дел С. Ланского Назимову от 21 ноября 3 декабря , в котором был также сформулирован принцип постепенности предстоявшего преобразования: губернским комитетам предлагалось назначить для «переходного состояния» срок «не свыше 12-ти лет»; в течение этого времени крестьянам не дозволялось покидать имение «без разрешения помещика»; «для надзора за введением и соблюдением новых правил и для разбора недоразумений, могущих возникнуть между помещиками и крестьянами», планировалось образовать «особые в каждом уезде присутствия» должны были, в частности, контролировать сдачу «нерадивых и порочных крестьян» в рекруты. В отношении более определённо, чем в рескрипте, ставился вопрос о необходимости наделения крестьян полевой землёй «в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества» Конец крепостничества. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете Le Nord Брюссель , специально созданной по инициативе российских властей, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Под предлогом того, что дворянство Санкт-Петербугского и Ямбургского уездов Санкт-Петербургской губернии выступило за упорядочение крестьянских повинностей, 5 17 декабря рескрипт и отношение министра внутренних дел сходного содержания были направлены санкт-петербургскому генерал-губернатору П. После этого правительством были инициированы адреса от дворянства остальных губерний европейской части России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву. К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу 1858—1859 и две Общие комиссии для северо-западных и юго-западных губерний, которые должны были разработать проекты реформы с учётом особенностей различных регионов страны. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков-дворян: консервативное большинство [князь И.

Гагарин, Д. Шидловский, граф П. Шувалов из рода Шуваловых и другие; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть и либеральное меньшинство А. Кошелёв , А. Унковский , князь В. Черкасский , А. Шрётер, П. Свистунов и другие; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность]. В начале 1858 г.

Лёвшина не имевшего ясного представления о её перспективах и стремившегося к компромиссу с противниками отмены крепостного права к Н. Милютину — убеждённому стороннику освобождения крестьян с землёй. Александр II утвердил программу занятий губернских комитетов: под влиянием члена Главного комитета по крестьянскому делу генерал-лейтенанта Я. Ростовцева и стоявшего за ним полтавского помещика М. Позена, считавшего, что дворянство должно было сохранить право собственности на полевую землю он фактически допустил в её тексте возможность наделения крестьян только усадебной землёй. Для сохранения общественного порядка в период проведения реформы предполагалось учредить на местах должности военных генерал-губернаторов, наделённых правом принимать чрезвычайные меры.

Улица 19 февраля Чин закладки собора Александра Невского 19 февраля 3 марта 1855 года на престол вступил император Александр II. К шестой годовщине его правления был приурочен Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России: государь подписал этот документ в редакции, составленной святителем Филаретом, митрополитом Московским. В тот день, 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право, которого тяготило русских крестьян почти три столетия, — на 40 лет больше, чем монголо-татарское иго томило древнюю Русь.

Датой окончательного закрепощения крестьян считается 1581 год, когда им было запрещено свободно переходить от одного помещика к другому раз в год, в зимний Юрьев день. Эта величайшая победа в истории России, доставшаяся ценой долгих мучений, требовала благодарения Богу и грандиозного увековечения. И в ее честь в Москве должен был появиться второй, следующий после храма Христа Спасителя благодарственный храм, освященный во имя святого князя Александра Невского — по тезоименитству государя-освободителя. Судьбы этих двух московских храмов почему-то оказались схожи, как две капли воды. Фото с сайта Храма Христа Спасителя Знаменательно, что именно в храме Христа Спасителя появилось первое в Москве изображение в память восшествия на престол Александра II Освободителя и отмены крепостного права: в алтарной росписи на стене помещен образ святого апостола Архипа, чей праздник отмечается 19 февраля. Здесь Александр II почитался и государем-храмоздателем, при котором этот храм был достроен, расписан и подготовлен к освящению. Еще раньше благодарственные молебны 19 февраля в память освобождения крестьян начались в церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, по традиции их служили там ежегодно. Однако для столь великого события требовался собственный храм: победа христианской идеи свободы и человеческого равенства равнялась национальной победе над Наполеоном.

Одна из ее идей: объявить свободными всех крестьянских детей, родившихся после 1785 года в этот год была издана Жалованная грамота дворянству. Однако на деле в правление Екатерины крепостные стали сильнее зависеть от помещиков: в частности, она разрешила ссылать крестьян на каторгу и запретила им жаловаться на барина непосредственно монарху.

Император Александр II 4. К отмене крепостного права Александра II подтолкнуло поражение России в Крымской войне Да Проигранная союзу Османской империи с Британией, Францией и Сардинским королевством Крымская война 1853—1856 годов показала, насколько Российская империя технически и экономически отстала от других европейских держав и нуждается в основательных реформах. И главной безнадежно устаревшей системой было крепостное право. Для обновления всех сфер деятельности в России нужны были инвестиции и многочисленные наемные работники, а подневольный труд не мотивировал ни крепостного, ни его владельца более эффективно распоряжаться ресурсами было даже выражение «работать как на барщине». В результате отмены крепостного права государство нажилось на крестьянах Да Полноценный надел крестьянин выкупал у помещика не по рыночной стоимости участка. По сути, крепостной компенсировал землевладельцу свой труд на многие годы вперед. Выходило дорого. С этого времени государство становилось кредитором бывшего крепостного. С 1862 года по 1907-й, когда правительство отменило платежи, государство получило с помещичьих крестьян 1 540 570 000 рублей. Провозглашение манифеста Александра II в.

Успенском соборе в Москве 5 марта 1861 г. Архив Российской государственной библиотеки 6. Чтобы не отдавать землю, помещики ссылали крестьян в Сибирь Да Реформу обсуждали и готовили несколько лет, и за это время некоторые помещики, желая сохранить за собой земли, предназначенные для выкупа крестьянами, пускались на всевозможные хитрости. Пока крепостные зависели от них, землевладельцы переселяли их на участки похуже, продавали вообще без земли, переводили в дворовые то есть отбирали надел.

Вскоре волнения распространились на соседние уезды и губернии. В ответ на волнения в Бездне был направлен отряд войск генералом Апраксиным. Крестьяне отказались выдать Петрова и окружили его избу, не пуская солдат.

В результате солдаты открыли огонь по безоружной толпе, убив 91 человека и раня более 350.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

  • Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права - Справка
  • Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.
  • Отмена крепостного права
  • История рабства в Российской Империи – 19 февраля 1861

Новости и события Российского исторического общества

В начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом. Заключительными словами исторического Манифеста были: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник — Прощеное воскресенье, в других городах — в ближайшую к нему неделю Согласно Манифесту, крестьянам были присвоены гражданские права — свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя и др. Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью.

За отводимые наделы крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны черноземных, степных, нечерноземных определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам.

Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей.

Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах.

Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика. Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. И более всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы.

Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия. Были такие примеры? Каждый раз это был подвиг конкретных лиц — монахов или приходских священников. Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие.

Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство.

У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал.

Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст.

Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек.

Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею.

Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю.

Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст.

Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам.

Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник.

Илларион Прянишников. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет.

Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали.

Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной.

Что Вы об этом скажете? Прежде всего потому, что не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя. Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе.

Вопрос лучше поставить по-другому — как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? В этом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви. Напомню, что зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих.

Таким образом, проблема крепостников — это нравственная проблема всего российского общества той эпохи. Мне кажется, тема эта еще недостаточно осмыслена современным церковным сознанием — возможно, потому, что как-то затерялась на фоне более актуальных и трагичных проблем XX века, которые сейчас активно дискутируются. Думаю, пройдет какое-то время — и такому же осмыслению будет подвергнут и императорский период нашей истории.

Пока что не дошли руки — вернее, головы. Беглова «Непокоренное монашество» в октябрьском номере «Фомы» за 2009 год.

Как отметил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко, изначально крепостное право было фундаментом, на котором строилась Российская империя, и периода дворянской культуры без него бы не было. Но в конце XVIII века оно превратилось в отжившую традицию, раскалывающую общество и сдерживающую развитие страны. По словам историков, крестьяне находились практически в неограниченной власти помещиков, которые их покупали и продавали, ссылали в Сибирь, подвергали телесным наказаниям, отбирали у них любое личное имущество. Крепостные долгое время были лишены даже права жаловаться властям на жестокость барина. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года предусматривал освобождение крепостных по обоюдному согласию с помещиком за выкуп.

В дальнейшем Александр I освободил крестьян в Прибалтике, запретил давать объявления о продаже крепостных без земли и продавать крестьян на ярмарках, лишил помещиков права отправлять людей в Сибирь или на каторгу. Николай I называл крепостное право злом, создавал секретные комитеты и издавал указы для ограничения крепостного права, но не затрагивал его основ, считая полное освобождение крестьян преждевременным. Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» 1866; Москва, Третьяковская галерея Крестьянская реформа «Во второй половине XIX века возникли три основные причины для отмены крепостного права. Во-первых, это поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее экономическое и военно-техническое отставание от ведущих стран Европы. Во-вторых, рост социального недовольства, увеличение количества бунтов.

По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим. Также по теме «Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи 10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный...

19 февраля

  • Решение об отмене крепостного права в России обнародовали в Прощеное воскресенье
  • Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г. | Аргументы и Факты
  • 19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права
  • 19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права
  • Крестьянская реформа 1861. Большая российская энциклопедия

Этот день в истории: 1861 год — в России отменено крепостное право

19 февраля 1861 г. Александр II опубликовал Манифест об отмене крепостного права. Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года. 1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ.

Комментарии

  • Отмена крепостного права • История, Всеобщая история. Новое время (XIX в.) • Фоксфорд Учебник
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Забытая реформа, предопределившая нашу историю: 150 лет спустя
  • Отмена крепостного права • История, Всеобщая история. Новое время (XIX в.) • Фоксфорд Учебник
  • 160 лет отмене крепостного права в России

160 лет отмене крепостного права в России

Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России. Репродукция картины Григория Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». Новости отрасли. Одна медаль — «19 февраля 1861 г.» — была выпущена в единственном экземпляре: ею был награждён Александр II.

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права. 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

Обнародование манифеста и “Положений 19 февраля 1861 г.”

Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 г. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Падение крепостного права в России: Документы и материалы. Щерба, под ред.

Среди излюбленных средств наказаний были порка, обливание кипятком, горячие щипцы для завивки волос, вырывание волос, а также избиение провинившихся поленом.

Екатерина II решила сделать из следствия по делу Салтыковой пример. Следствие велось в отношении 138 возможных убитых и покалеченных крестьян, точно доказанными считались 38 смертей от руки Салтыковой. Приговор писала сама императрица — после публичного наказания у позорного столба Салтыкову поместили в монастырь, где она и умерла, проведя в заточении 33 года. Крепостной мог быть богатым человеком? Как можно описать уровень жизни среднего крепостного крестьянина? Мог ли он сам себя выкупить и перестать быть крепостным? История знает примеры разбогатевших крестьян.

Одним из них был крепостной Николай Шипов, оставивший после себя мемуары это большая редкость. Шипов обладал, судя по всему, немалым предпринимательским талантом: вместе с другими крестьянами из своей слободы Шипов перевелся на оброк и отправился в башкирские степи, чтобы покупать и перегонять оттуда стада овец. Это принесло ему такой доход, что он — вместе с другими крестьянами — предложил помещику выкупиться из зависимости. Барин отказался. Шипов вспоминал: «Однажды помещик, и с супругою, приехал в нашу слободу. По обыкновению богатые крестьяне, одетые по-праздничному, явились к нему с поклоном и различными дарами; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка.

Потом дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало вместе с мирскими расходами свыше 110 руб. Слобода, в которой жил Шипов, платила помещику 105 тысяч рублей ассигнациями в год. Это огромная сумма — по ценам начала XIX века, времени, о котором рассказывает Шипов, крепостного можно было купить за 200—400 рублей рублевыми ассигнациями за 125 рублей Пущин в это время купил телегу, а Пушкин получил за «Евгения Онегина» 12 тысяч рублей гонорара. В книге «Беседы о русской культуре» Юрий Лотман приводит эпизод из воспоминаний Николая Шипова и пишет: «Интересно, однако, что помещик стремится не столько к своему обогащению, сколько к разорению крестьян. Их богатство его раздражает, и он готов идти на убытки ради своего властолюбия и самодурства. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупаться у помещиков сразу целыми деревнями и вместе с землей. За 39 лет, с 1816 по 1854 год, свободу получили 957 тысяч человек.

В 1842—1846 годах, в период новых скромных попыток законодательно облегчить жизнь крепостных, крестьяне получили право выкупаться на волю как при согласии помещика, так и без его согласия, правда лишь в том случае, если помещичье имение продавалось на аукционе. Константин Маковский «Крестьянский обед в поле» Почему часть общества считала, что крепостные — это в порядке вещей? Какие у этого могут быть аргументы? А были случаи, что крестьяне хотят оставаться крепостными? На самом деле разговор о том, что крепостное право аморально и неэффективно, начинается довольно рано. Екатерина II разделяла мнение, что человек не может владеть человеком, при Александре I дискуссия принимает еще более очевидный оборот, а ко времени царствования Александра II в необходимости отмены крепостного права уже почти никто не сомневался, спорили в основном об условиях и сроках. Другое дело — что сто лет дискуссии о крепостничестве никак не приводили к ощутимым результатам.

Составлен он был так замысловато, что И. Тургенев заметил: будто «написан по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем». В народе Манифест стали называть «филькина грамота» то есть документ бестолковый. Только в Петербурге и Москве обнародование Манифеста произошло 5 марта, в так называемое «прощеное воскресенье». Крестьяне не поверили в подлинность оглашенного текста и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения.

Впервые о необходимости аграрных преобразований император Александр II открыто заявил в своей речи перед представителями дворянства Московской губернии 30 марта 11 апреля 1856 г. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» Конец крепостничества. Ланской и его товарищ А. Лёвшин с ведома императора вели переговоры с предводителями дворянства , приехавшими на церемонию, стремясь убедить их выступить с инициативой изменения положения принадлежавших им крепостных крестьян. Однако они не изъявили желания приступить к решению крестьянского вопроса; исключение составили предводители дворянства Виленской , Ковенской и Гродненской губерний, чьи хозяйства были теснее связаны с рынком и нуждались в финансах, вследствие чего для их владельцев выгоднее было перейти к сдаче земли крестьянам в аренду по образцу землевладельцев Эстляндской , Лифляндской и Курляндской губерний. В итоге В. Назимов , назначенный новым генерал-губернатором Виленской, Ковенской и Гродненской губерний, приступил к совещаниям с предводителями местного дворянства под предлогом изменения инвентарных правил о возможности выступления их с ходатайством об улучшении положения крепостных. Тем временем Александр II поручил руководству Министерства внутренних дел разработать примерную программу отмены крепостного права во всероссийском масштабе. В результате С. Ланской и А. Милютиным при участии К. Кавелина план освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии ныне город Полтавского района Полтавской области, Украина , в котором обосновывалась необходимость проведения реформы одновременно по всей России с предоставлением бывшим крепостным надельной земли в собственность. В конце декабря император выступил против реализации плана Милютина во всероссийском масштабе. Орловым , а с 25 сентября 7 октября 1860 г. К августу его членами была разработана программа постепенного решения крестьянского вопроса, в которой были предусмотрены 3 этапа: «приуготовительный» смягчение крепостного права, сбор материалов для подготовки освобождения крепостных в будущем , «переходный» постепенное наделение крестьян личными правами при оставлении их «крепкими земле» , «окончательный» «когда крестьяне, получив права личные, будут поставлены в отношениях своих к помещикам как люди совершенно свободные» Конец крепостничества. Этот план был 18 30 августа одобрен Александром II. После этого император отправился за границу в Киссинген ныне Бад-Киссинген, Германия , по пути встретившись в Вильно с В. Назимовым, сообщившим государю о готовности местного дворянства выступить с инициативой обсуждения условий освобождения принадлежавших им крестьян. В Киссингене император встретился с известным прусским экономистом А. Горчакову записку, в которой предрекал начало социальной революции в стране в случае отказа власти от отмены крепостного права. Там же Александр II беседовал о способах разрешения крестьянского вопроса с великой княгиней Еленой Павловной и графом П. Киселёвым, с 1856 г. В результате император решил приступить к скорейшей разработке реформы. В октябре 1857 г. Ланской представил Александру II полученное от Назимова ходатайство инвентарных комитетов Виленской, Гродненской и Ковенской губерний об отмене крепостного права при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. Под давлением императора Секретный комитет постановил поручить министру внутренних дел разработать текст рескрипта Назимову. В результате 20 ноября 2 декабря Александр II подписал подготовленный под руководством А. Лёвшина Высочайший рескрипт на имя генерал-губернатора Виленской, Гродненской и Ковенской губерний, в котором излагалась первая определённая правительственная программа реформы — личное освобождение крестьян, предоставление им «усадебной оседлости» в собственность «посредством выкупа» и полевой земли за исполнение повинностей, сохранение вотчинной полиции в руках дворян. Разрабатывать конкретные проекты реформы должны были губернские комитеты по крестьянскому делу , формировавшиеся из состава местных дворянских корпораций Конец крепостничества. Более предметное изложение данных условий содержалось в отношении министра внутренних дел С. Ланского Назимову от 21 ноября 3 декабря , в котором был также сформулирован принцип постепенности предстоявшего преобразования: губернским комитетам предлагалось назначить для «переходного состояния» срок «не свыше 12-ти лет»; в течение этого времени крестьянам не дозволялось покидать имение «без разрешения помещика»; «для надзора за введением и соблюдением новых правил и для разбора недоразумений, могущих возникнуть между помещиками и крестьянами», планировалось образовать «особые в каждом уезде присутствия» должны были, в частности, контролировать сдачу «нерадивых и порочных крестьян» в рекруты. В отношении более определённо, чем в рескрипте, ставился вопрос о необходимости наделения крестьян полевой землёй «в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества» Конец крепостничества. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете Le Nord Брюссель , специально созданной по инициативе российских властей, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Под предлогом того, что дворянство Санкт-Петербугского и Ямбургского уездов Санкт-Петербургской губернии выступило за упорядочение крестьянских повинностей, 5 17 декабря рескрипт и отношение министра внутренних дел сходного содержания были направлены санкт-петербургскому генерал-губернатору П. После этого правительством были инициированы адреса от дворянства остальных губерний европейской части России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву. К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу 1858—1859 и две Общие комиссии для северо-западных и юго-западных губерний, которые должны были разработать проекты реформы с учётом особенностей различных регионов страны. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков-дворян: консервативное большинство [князь И. Гагарин, Д. Шидловский, граф П. Шувалов из рода Шуваловых и другие; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть и либеральное меньшинство А. Кошелёв , А. Унковский , князь В. Черкасский , А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий